Научная статья на тему 'Оптимизация усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника'

Оптимизация усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ ИНСТАНЦИИ / ЭТИЧЕСКАЯ НОРМА / ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / PRESCHOOL CHILD / MORAL UPBRINGING / MORAL DEVELOPMENT / ETHICAL INSTANCES / ETHICAL STANDARD / ETHICAL UPBRINGING / ETHICAL CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Елена Олеговнаи

В статье рассматривается психолого-педагогические особенности формировании у детей этических представлений. Для оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника необходимо создание оптимальных психолого-педагогических условий для повышения нравственного потенциала воспитательного микросоциума и развития ребенка в освоении нравственного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.07

Е.О. Севостьянова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Н.В. Мельникова

ОПТИМИЗАЦИЯ УСВОЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается психолого-педагогические особенности формировании у детей этических представлений. Для оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника необходимо создание оптимальных психолого-педагогических условий для повышения нравственного потенциала воспитательного микросоциума и развития ребенка в освоении нравственного опыта.

Дошкольник, нравственное воспитание, нравственное развитие, этические инстанции, этическая норма, этическое воспитание, этические понятия.

The paper considers psychological and pedagogical peculiarities of formation of children’s ethical concepts. Creation of optimal psychological and pedagogical conditions for improvement of moral potential of educational microsociety and child’s development in mastering his moral experience is necessary for learning ethical concepts in the process of formation of motivational orientation of the personality of a senior preschool child.

Preschool child, moral upbringing, moral development, ethical instances, ethical standard, ethical upbringing, ethical concepts.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы. Воспитание ставило перед собой главную цель - вырастить думающего, доброго, милосердного, совестливого, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, ответственного ребенка.

Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются в разладе между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения, в отсутствии навыков рефлексивных действий, в отсутствии развитого чувства сопереживания. Эти проблемы преодолеваются путем создания условий включения детей в практику нравственной жизни людей; с помощью приемов стимулирования усилий личности в усвоении этических понятий, в моральном самоопределении, самовоспитании; благодаря активизации природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности.

В ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения, этикета). При этом основными методами нравственного воспитания были методы убеждения и внушения. На современном этапе доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм [5, с. 56].

Основные этические инстанции складываются в дошкольном возрасте. В этот период создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, расширяется и перестраивается сис-

тема взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. С возрастающей самостоятельностью и осознанностью поступков у детей растет способность к управлению собственным поведением в соответствии с усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Нравственное воспитание - это не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения, а активный жизненный процесс взаимоотношений и взаимодействий. Нравственное воспитание - процесс постоянных выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления. Развитие нравственной сферы личности - процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий [3, с. 26].

Развитие активности ребенка в освоении нравственного опыта проявляется в его способности активно усваивать этические знания, подражать нравственным образцам, имитировать нравственные эталоны, а главное - совершать моральный выбор и переживать его позитивно. Такой опыт пробуждает позитивную внутреннюю мотивацию к повторению нравственных поступков. Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, если поступки или формы поведения для ребенка приобретают личностный смысл [4, с. 70].

Для оптимизации усвоения этических понятий в

процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника необходимо создание оптимальных психолого-педагогических условий для повышения нравственного потенциала воспитательного микросоциума и развития ребенка в освоении нравственного опыта.

Практически любая деятельность имеет нравственную окраску. Нравственное воспитание нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Оно протекает в процессе всей многогранной деятельности и в процессе отношений детей. Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Тем не менее нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Воспитание - это способ передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Но в то же время представления детей формируются на основе разнообразных и зачастую противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. То, что разрешается в семье, не всегда приемлемо в детском саду. Такого рода противоречия вызывают у детей раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четкое представление о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.

Задачи этического воспитания детей могут эффективно решаться в тесной взаимосвязанной работе детского сада с семьей и благодаря единству требований воспитателя и родителей. Только систематическая, согласованная и целенаправленная работа по развитию у детей этических представлений дает хорошие результаты [4, с. 45].

Взрослые являются посредниками между ребенком и социальной микросредой. На протяжении дошкольного возраста влияние взрослого остается решающим фактором развития ребенка. Взрослые знакомят ребенка с этическими понятиями, правилами поведения, в которых закреплены нормы гуманности, доступные ему. Нравственные нормы и правила организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. В сфере развития нравственного поведения и усвоения детьми этических понятий пример взрослого играет важнейшую роль. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка [7, с. 72]. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведет к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [1, с. 76].

Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь. Это будет спо-

собствовать, освоению, усвоению и присвоению дошкольниками этических понятий. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, внимания, помощи.

Принятие дошкольниками этических норм, формирование моральных чувств - это часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков. Некоторая сумма знаний о моральных качествах человека формируется через моральную оценку, которую взрослые дают тому или иному поступку.

Задачи этического воспитания детей могут эффективно решаться в тесной взаимосвязанной работе детского сада с семьей. Благодаря единству требований воспитателя и родителей ребенок накапливает социальный опыт, привыкает считаться с интересами окружающих и действует в соответствии с общепринятыми правилами поведения.

В семье ребенок овладевает нравственными нормами и ценностями, правилами и образцами поведения, обретает нравственный опыт. В семье формируются нравственные привычки и проявляются и закрепляются первые нравственные чувства и переживания. От мировоззренческих установок и нравственно-оценочных критериев, принятых в семье, зависит то, какие нравственные нормативы она выбирает, какие усиливает, какие ослабляет, осуществляя моральный выбор [2, с. 137].

Педагоги формируют нравственные отношения в группе детского сад, помогают детям и их родителям в решении проблем нравственного развития. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности [6, с. 94].

Педагогическое стимулирование, убежденность педагога в возможностях и добрых поступках ребенка должны побуждать детей к проявлению гуманных взаимоотношений, к стремлению оправдать надежду и веру в него, вызывать положительные эмоции. Воспитатель детского сада не просто партнер, а тот, кто, задает зону ближайшего и более отдаленного нравственного развития для ребенка.

Важно, чтобы педагог не просто объяснял детям нравственные истины и значение этических понятий, а выводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Именно поэтому важно не просто просвещение, а деятельностная форма усвоения этических понятий. Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребенком, т. е. стали личностно-значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. Только тогда морально-нравственные представления перерастут в мотивы собственных действий ребенка и станут залогом и источником его альтруистического поведения.

Для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм, а следовательно, понимание ребенком этических понятий. При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определе-

ния понятий. Их содержание они могут усвоить лишь на конкретных жизненных примерах, в процессе жизненной практики. Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе.

Опыт составляет основу нравственного формирования личности ребенка. Нравственные привычки детей крепнут лишь постепенно, по мере обогащения их социального опыта. Опытным путем формируются склонности, выделяются предпочитаемые цели жизнедеятельности, закрепляются формы поведения. В этом опыте и происходит усвоение навыков поведения, нравственных знаний и представлений.

Опыт дает возможность формирования у ребенка гибкой системы мотивов самоограничения. Действующие мотивы обладают побудительной силой. Это выражается в противопоставлении осознания и знания. Знания приобретаются в непосредственных наблюдениях за поведением людей или опосредованно через словесные рассуждения. Этические понятия не могут превратиться в убеждения, если они просто вошли в сознание, а не пережиты, не прочувствованы в эмоционально-нравственной сфере. Наличие личностного, заинтересованного отношения к знанию, когда оно становится внутренним приобретением, является важным условием превращения нравственных знаний в убеждения, а стимулов - в мотивы [8, с. 114].

При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений - развитие у них умения правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других.

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагогу важно выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «милосердие», «щедрость», «справедли-

вость», осознают ли они проявления жестокости, жадности, лживости, агрессии.

Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, позволил выделить десять базисных понятий: хорошо -плохо, можно - нельзя, вежливость - грубость, правда - ложь, добро - зло, сострадание - равнодушие, терпимость - нетерпимость, отзывчивость - черствость, щедрость - жадность, милосердие - жестокость.

Проведенное нами диагностическое обследование старших дошкольников показало, что этические представления у обследуемых нами детей или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Этические представления лишь небольшой группы обследуемых детей точны и содержательны. Они знают, что быть добрым - значит помогать тем, кто попал в

беду, любить людей, животных, птиц и т. д.; быть справедливым - это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты.

Но большинство детей плохо дифференцируют отдельные этические понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «быть вежливым», «быть милосердным», «быть справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим». На вопрос: «Что значит быть справедливым?» - отвечают: «Это значит быть добрым, вежливым, ласковым». На вопрос: «Что значит быть добрым?» - отвечают: «Это значит не жадничать и не драться, быть хорошим».

Дети знают, что нельзя обманывать, нельзя обижать маленьких и т.д. Но они не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать.

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Важно установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением, т. е. создать условия, при которых норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию.

Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему дошкольнику. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Методика формирования этических представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах. Важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинноследственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Выявлять знания и формировать этические представления детей можно, задавая им вопросы, касающиеся нравственного поведения. Обращение к личному опыту детей дает возможность выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, в котором отражается его отношение к обсуждаемому вопросу.

Также полезно проведение специальных бесед, инсценировок, игр, создание различных проблемных ситуаций, в которых дети должны принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

Итак, уровень нравственного развития старшего дошкольника детерминирован системой условий и факторов. Качество нравственного развития ребенка зависит от усвоения им важнейших этических категорий. Представления о нравственности, моральные понятия (понятие о добре, зле, щедрости, жадности, справедливости, милосердии и пр.) являются одними из самых важных для человека. Нравственные представления являются частью общественной и моральной позиции личности, образуют формы нравственного сознания и самоконтроля, отражают разнообразие ситуаций морального выбора и моральных решений.

Формирование нравственных представлений и овладение детьми этическими понятиями - сложный процесс. Дети проходят длительный путь от усвоения нравственных понятий до полного овладения их содержанием. Формирующиеся в процессе жизнедеятельности нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, в их отношении к окружающим. В процессе усвоения доступных ребенку этических понятий вырабатываются нравственные образцы, нормы, эталоны, правила. Так происходит развитие нравственной сферы личности.

Литература

1. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С.И. Варюхина. -Минск, 1987.

2. Кузнецова, Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения /

Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М., 2002.

3. Мельникова, Н.В. Психология личности взрослого и ребенка с позиции этики / Н.В. Мельникова. - Шадринск, 2004.

4. Мельникова, Н.В. Психология нравственности / Н.В. Мельникова, О.В. Коновалова. - Шадринск, 2004.

5. Мельникова, Н.В. Этическое понимание проблемы личности старшего дошкольника / Н.В. Мельникова // Психолого-педагогические проблемы этической психологии: материалы межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. -Шадринск, 2003. - Ч. 1. - С. 86 - 94.

6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 2002.

7. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983.

8. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. - М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.