Литература:
1. Балакирева Н.А. Социально-психологическая работа с агрессивными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения / Н.А. Балакирева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 60 (3). - С. 258-261.
2. Берковский В.А. Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы / Берковский В.А., Кулешин М.Г., Леонова Н.А. // KANT. - 2018 - №3 (28). - С. 18-23
3. Гурлева Т.С. Причины возникновения и перспективы предупреждения подростковой трудновоспитуемости / Т.С. Гурлева // Практическая психология и социальная работа. - 2007. - № 7 (100). - С. 6-10
4. Снегирева Е.С. Теоретические основания проблемы трудновоспитуемости подростков / Снегирева, Е.С. // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014 - №1 (3). - С. 525-527
5. Пастыка Е.А. Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях / Е.А. Пастыка, М.Е. Питанова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 3 (31). - С. 21-25.
6. Пташинский И.А. Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие действия детей и подростков \ Пташинский И.А. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2009. - № 2. - С. 343-347.
7. Чечикова И.В Трудности инспектора по делам несовершеннолетних в работе с подростками, состоящими на учете, и пути их преодоления / Чечикова И.В // ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2020. - №7 (160). - С. 220-230.
Педагогика
УДК 37.011.31
кандидат педагогических наук, доцент Лощилова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Слепенкова Евгения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация. В статье представлен опыт общеобразовательных организаций по разработке механизма оценивания эффективности работы классного руководителя в современной школе на основе современных методологических подходов. Определены ключевые принципы построения матрицы компетенций классного руководителя и методики оценки эффективности его деятельности. Проведен сравнительный анализ инструментов оценивания качества профессиональной работы классных наставников в образовательном пространстве школ различных регионов страны.
Ключевые слова: классный руководитель, профессиональная компетенция, инструменты оценивания, образовательное пространство школы, матрица компетенций.
Annotation. The article presents the experience of general education organizations in developing a mechanism for evaluating the effectiveness of the classroom teacher in a modern school based on modern methodological approaches. The key principles of building a matrix of competencies of a class teacher and methods of evaluating the effectiveness of his activities are determined. A comparative analysis of tools for assessing the quality of professional work of classroom teachers in the educational space of schools in various regions of the country is carried out.
Keywords: classroom teacher, professional competence, assessment tools, educational space of the school, competence matrix.
Статья подготовлена в рамках реализации проекта НИР «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) ФГБОУВО «НГПУ имени К. Минина», руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор Николина В.В., за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. В последние годы в России идёт интенсивный поиск практического решения проблемы оценки эффективности деятельности классных руководителей. Данная проблема актуальна для ученых, педагогов-практиков, представителей управленческих структур, руководителей образовательных организаций. В эти поиски включены преподаватели педагогических вузов и региональных институтов развития образования, организаторы воспитательной работы школ и сами педагоги. Стоит отметить, что указанная проблема находит широкий отклик в работах исследователей, которые разрабатывают различные модели оценивания деятельности классных наставников по разным основаниям (А.Н. Барба, Л.Г. Буряк, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, М.П. Нечаев, П.В. Степанов, Ю.Н. Слепко и др.). Рекомендации Министерства просвещения по организации деятельности классных руководителей (2001, 2006 и 2020 г.г.), Примерная программа воспитания (2020) заметно активизировали данную деятельность. В этих документах определяется обширный перечень функций профессиональной деятельности классного руководителя, которые интегрируются в два обобщенных уровня критериев оценки эффективности его работы: результативный и деятельностный. Деятельностный (или процессуальный) блок предусматривает оценку реализации классным руководителем своих основных профессиональных функций, связанных с управлением учебно-воспитательным процессом, организацией жизнедеятельности обучающихся. По сути, данный компонент позволяет установить динамику воспитательного процесса, текущую эффективность деятельности классного руководителя [8].
Результативный блок оценки предполагает оценку степени достижения запланированного результата в соответствии с поставленной целью. Под результатами понимаются те позитивные изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними: уровень развития личности воспитанника (его знание о системе
ценностей, позитивное отношение личности к данным ценностям, опыт деятельности), уровень развития детско-взрослой общности, класса.
Вместе с тем реальная школьная практика нуждается в более конкретной детализации механизма и инструментов для определения уровня успешности классных руководителей в воспитательной работе в образовательном пространстве школы.
Анализ источников по указанной проблеме доказывает, что единой шкалы в определении критериев оценки эффективности деятельности классных руководителей не существует, и образовательная организация свободна в выборе собственной позиции в решении данной проблемы [1; 2; 9]. Естественно предположить, что различные подходы к решению данного вопроса нуждаются в методологическом оформлении и серьезном осмыслении возможностей их интеграции.
Изложение основного материала статьи. В рамках обозначенной темы был проведен анализ опыта общеобразовательных организаций по оценке эффективности деятельности классного руководителя. Теоретическую базу исследования составили работы по проблеме оценки профессиональной деятельности педагогов (О.Н. Антонова, Л.В. Алиева, Л.В. Байбородова, Ю.Н. Слепко, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, С.Л. Паладьев). Рассмотрим опыт деятельности общеобразовательных организаций по формированию системы оценивания качества работы классных руководителей в разных регионах РФ. Для анализа были использованы оригинальные источники общеобразовательных организаций, представленные в публикациях и аналитических материалах, локальных актах и документах школ.
Изучение источников, раскрывающих опыт школ по разработке системы оценивания работы классных руководителей, позволило сделать вывод о том, что деятельностно-результативный подход является наиболее распространенным. Так, в МОБУ СОШ № 3 г. Новокубанска Краснодарского края оценка воспитательной работы классного руководителя опирается на комплекс критериев и показателей, определённых на основе ключевых функций работы классных руководителей в школе: 1) организационный; 2) коммуникативный; 3) аналитический: 4) контрольный. Данные критерии и соответствующие им показатели универсальны, что позволяют их использовать представителями администрации школы, родителям, педагогами и самими классными руководителями в ходе оценки профессиональной деятельности [8].
Комитет по образованию Косихинского района Алтайского края в методических рекомендациях по оценке эффективности деятельности классного руководителя предлагает использовать те же две группы критериев: результативности и процесса деятельности. Критерии результативности отражают динамику развития личности обучающегося. Критерии процесса деятельности основываются на функциях классного руководителя и позволяют оценить организацию жизнедеятельности класса, сплочённость, взаимодействие с участниками образовательного процесса и пр. В соответствии с 5-ю ведущими функциями система оценки включает 5 блоков критериев. Степень выраженности критерия оценивается по следующей шкале: А (1 балл) - минимальный уровень представленности, В (1 балл) - низкий уровень представленности, С (1 балл) - необходимый уровень представленности и D (1 балл) - высокий уровень. По мнению разработчиков, для наибольшей объективности данная диагностика должна проводиться несколько раз в год. Это позволят установить положительные и отрицательные тенденции в деятельности классного руководителя [7].
В результате изучения аналитических материалов школ по заявленной проблеме было выявлено, что наиболее оформленным подходом к решению проблемы исследования является создание так называемых карт (листов) оценки. Так, в средней школе № 410 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга ежегодно осуществляется мониторинг эффективности деятельности классного руководителя, который является частью внутришкольной системы оценки качества образования. В оценке участвует группа экспертов и классный руководитель. Им предлагается методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, разработанная Службой мониторинга и маркетинга школы. Методика включает мониторинговую карту оценки по 6 параметрам: 1) наличие организационно-планирующей документации классного руководителя; 2) создание условий для обеспечения безопасности и сохранения здоровья обучающихся; 3) обеспечение условий для формирования позитивных межличностных отношений; 4) содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования; 5) осуществление патриотического, гражданского-правового воспитания, формирование толерантности и социальной компетентности обучающихся; 6) эффективность деятельности по профилактике правонарушений. Для определения коэффициента эффективности деятельности классного руководителя в оценочной карте предусмотрен ряд показателей и критериев, сгруппированных в соответствии с указанными выше параметрами. Подсчёт результатов осуществляется путём суммирования баллов по каждому показателю, а затем и по каждому параметру. Таким образом, коэффициент деятельности по каждому параметру определяется как среднеарифметическое. Далее руководитель экспертной группы выводит интегральный коэффициент как среднее значение оценки эксперта и самооценки классного руководителя. На основе полученных данных по специально разработанной шкале определяется уровень эффективности деятельности классного руководителя [10].
Подобный подход используется в МАОУ «СОШ №4» г. Краснокаменска Забайкальского края, где оценка эффективности деятельности классного руководителя осуществляется на основе листа экспертной оценки. Он включает систему критериев, показателей и шкалу оценки (от 0 до 4), характеризующую степень проявления показателя. В качестве основных были отобраны следующие критерии: 1) ведение документации; 2) работа с родителями; 3) организация ученического самоуправления; 4) проведение общешкольных мероприятий; 5) работа кружков, секций;
6) удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса; 7) организация внеурочной деятельности класса; 8) аналитическая деятельность; 9) использование новых воспитательных технологий; 10) организация питания; 11) уровень воспитанности [8].
Оригинальная модель системы оценки качества деятельности классного руководителя на основе критериального подхода разработана в МБОУ «Гимназия №4» г. Новосибирска (автор-заместитель директора по воспитательной работе Н.В. Кравцова). Её методологической основой является системно-деятельностный подход и реализующие его принципы: открытости, простоты оценивания, объективности, универсальности. При отборе критериев и показателей учитывались виды деятельности, результат и эффективность которых напрямую зависит от приложенных классным руководителем усилий. Для каждого вида деятельности прописаны критерии и уровни оценки: 1) управление воспитательным процессом; 2) организация жизненного пространства класса 3) организация работы органов самоуправления; 4) создание системы дежурств; 5) организации творческих событий; 6)занятость учащихся класса в системе дополнительного образования;
7) удовлетворённость участников образовательного процесса деятельностью классного руководителя (родителей, учащихся, учителей-предметников). Таким образом, данная методика предусматривает участие всех субъектов образовательного процесса в оценке деятельности классного руководителя (администрация, учителя, дети, родители, работники и социальные партнёры гимназии). Система оценивания отражена в локальных актах и документах гимназии [3].
Ассоциацией классных руководителей образовательных организаций г. Москвы предлагаются следующие критерии оценки качества деятельности классного руководителя, отбор которых осуществлялся на основе принципов объективности, прозрачности, измеримости, универсальности. Представим их: 1 - олимпиадные достижения обучающихся класса; 2 - вклад руководителя класса в развитие профессиональных умений и профессионального мастерства; 3 - забота о детях, нуждающихся в особой педагогической поддержке («трудные» дети, дети из неблагополучных семей); 4 - организация
интересного и полезного досуга школьников; 5 - развитие массового любительского спорта; 6 - организация взаимодействия с родителями; 7 - формирование позитивного имиджа образовательной организации; 8 - негативный показатель: количество обучающихся, допустивших нарушения правил проведения ОГЭ, ЕГЭ. Каждый критерий предусматривает несколько показателей оценки, обоснование оценки и источники оценки [4].
Большая работа по разработке и внедрению мониторинга деятельности классных руководителей активно ведется и вузами. Так, преподавателями Костромского педагогического университета в ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны рекомендации для классных руководителей (по годовому планированию и отчёту) и для заместителей директора по воспитательной работе по оценке их деятельности [6, с. 266]. Авторы мониторинга сознательно отказались от измерения результатов воспитательной работы и стремились отслеживать сам процесс решения воспитателем фиксированного набора педагогических и организационных задач. Это, по мнению разработчиков, может быть своеобразным «щитом», защищающим классного руководителя от необоснованной критики. Изучение публикаций педагогов-практиков свидетельствует о том, что опытные директора и завучи школ стремятся привлечь к оценке эффективности деятельности классных руководителей всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей и самих классных руководителей, побуждая их к рефлексии своей профессиональной деятельности. Таким образом, объективная и всесторонняя оценка деятельности каждого классного руководителя должна включать в себя оценку со стороны администрации школы, учащихся, их родителей, а также самооценку.
Выводы. На основании проведенного исследования были получены следующие результаты: проблема создания системы оценивания результативности воспитательной работы в школе является актуальной и находит различные пути решений в общеобразовательных организациях. Большинство школ разрабатывают собственную шкалу оценивания профессиональных компетенций классных наставников в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода. Вместе с тем в изученных общеобразовательных организациях критерии оценивания значительно разнятся, как и измерители, позволяющие оценить реализацию управленческих функций классных руководителей. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы многоаспектного оценивания эффективности работы классных руководителей и создания универсальной матрицы компетенций как реального инструмента определения качества профессиональной успешности педагога в воспитательной работе.
Литература:
1. Авалуева Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога. Автореф. дисс. на соискание ученой канд. пед. наук. - СПб. - 2003. - 22 с.
2. Алиева Л.В., Григорьев Д.В. и др. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы. Методическое пособие / коллектив авторов: Л.В. Алиева, Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова, П.В. Степанов. - М., 2010. - С. 38-39.
3. Кравцова Н.В. «Модель системы оценки качества деятельности классного руководителя МБОУ Гимназия №4». -Новосибирск, - URL: http://www.g_4.edu54.ru/normdocs/20140910_proekty/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%BE %D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0% B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20 %D0%9A%D0%A0.pdf
4. Критерии оценки качества деятельности классного руководителя, разработанные Ассоциацией классных руководителей образовательных организаций / Ассоциация классных руководителей г. Москвы [сайт] - URL: https://akr.gppc.ru/information/methodica
5. Критерии оценки классного руководителя МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Краснокаменска Забайкальского края [сайт] - URL: https://sveka4.edusite.ru/p113aa1.html
6. Куприянов Б.В. Классный руководитель: сдаваться нельзя! // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 263-270.
7. Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности классного руководителя / Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию. - URL: http://ksh.edu22.info/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=179&Itemid=851
8. Пыхтина Е.А. Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. - № 2 (81). - 2020. - URL: file:///C:/Users/mik7d/Downloads/otsenka-effektivnosti-vospitatelnoy-raboty-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole%20(1).pdf
9. Селиванова Н.Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №1 (28).
10. Ткачёва О.Т., Панфилова Н.Ф., Базина Н.Г., Виноградова Л.М.. Оценка эффективности деятельности классного руководителя // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - №1. - 2010. -С. 47-60.