Педагогика
УДК 37.088
кандидат педагогических наук, доцент Слепенкова Евгения Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПОТЕНЦИАЛ ЧЕК-ЛИСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Авторы рассматривают чек-листы как эффективный инструмент оценки и самооценки эффективности деятельности классного руководителя и как вспомогательный инструмент в более целесообразном проектировании педагогического процесса. В статье даётся обзор творческих поисков педагогов-практиков в этом направлении, раскрываются преимущества использования чек-листов в профессиональной деятельности классных руководителей, которые предусматривают преподаватели Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина в научной разработке проблемы и её технологического инструментария.
Ключевые слова: чек-лист, классный руководитель, оценка эффективности деятельности классного руководителя.
Annotation. The article is devoted to the problem of evaluating the effectiveness of the educational activity of the class teacher in modern conditions. The authors consider checklists as an effective tool for evaluating and self-evaluating the effectiveness of the classroom teacher and as an auxiliary tool in a more appropriate design of the pedagogical process. The article gives an overview of the creative searches of practical teachers in this direction, reveals the advantages of using checklists in the professional activities of classroom teachers, which are provided by teachers of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin in the scientific development of the problem and its technological tools.
Keywords: checklist, class teacher, assessment of the effectiveness of the class teacher.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках
научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. Система современного образования предъявляет серьезный запрос на оценку качества деятельности работников просвещения. Процессы глобализации, поликультурности, неопределенности, многополярности окружающего мира разнообразие и противоречивость происходящих политических и социальных событий повышают значимость целенаправленно организованного процесса воспитания молодёжи. В современных условиях значительно усиливается роль классного руководителя в воспитании личности обучающихся. Воспитывающая роль педагога в профессиональном и нравственном становлении современных школьников убедительно показана в исследовании преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина [4].
Оценка эффективности деятельности классного руководителя проводится с целью повышения качества воспитательного процесса, а так же играет большую роль в профессиональном становлении педагога, повышении его профессионального статуса. Субъектами оценки эффективности деятельности классного руководителя являются администрация образовательной организации, родители обучающихся, педагоги-предметники, обучающиеся и сами классные руководители.
Структурно-матричная модель методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, над созданием которой работают преподаватели Нижегородского педагогического университета в составе рабочей группы научного коллектива, включает в себя целевой, содержательный, процессуально-организационный, технологический, результативно-оценочный компоненты. [7; 10]. В технологическом компоненте предусмотрены творческие опросники, чек-листы, кейсы, которые являются современными и инновационными способами оценки эффективности деятельности классного руководителя. В данной статье будут рассмотрены возможности использования чек-листов в системе оценки и самооценки его деятельности.
Изложение основного материала статьи. Проблема оценки эффективности деятельности классных руководителей актуальна и как для педагогической науки, так и для педагогов-практиков. Разработанная технология такой оценки необходима в управлении школой, в широко распространённой рейтинговой системе оценки качества деятельности педагогов. Она необходима и самим классным руководителям для объективной самооценки собственной профессиональной деятельности.
Изучение публикаций по этой проблеме позволяет сделать ряд выводов. В России в последние годы идёт интенсивный поиск практического решения этой проблемы. В эти поиски включаются преподаватели педагогических вузов и региональных институтов развития образования и педагоги-практики. Как правило, активизируется такая деятельность после выхода рекомендаций от Министерства просвещения по организации деятельности классных руководителей 2001, 2006 и 2020 годов. В этих документах определяется обширный перечень функций профессиональной деятельности классного руководителя и предлагается два обобщенных уровня критериев оценки эффективности его деятельности: результативный и деятельностный. Практика потребовала их более конкретной детализации.
Единой позиции в определении критериев оценки эффективности деятельности классных руководителей на сегодняшний день не существует. Выработано несколько подходов к решению этой проблемы. Выделим наиболее обоснованные варианты, представленные в публикациях А.П. Нечаева [6], Б.В. Куприянова [5], П.Т. Буряк [3], Г.П. Будановой и Л.Н. Буйловой [2].
Как уже говорилось выше, сотрудниками Нижегородского педагогического университета им. К Минина университета, членами исследовательской группы, разработана методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, которая представлена единством целевого, содержательного, процессуально-организационного и результативно-оценочного компонентов. Содержательный компонент включает критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя по ключевым направлениям его работы, что обеспечивают всестороннюю и целостную оценку. Объективность и
комплексность методики обеспечивает привлечение к оценке основных субъектов образовательного процесса: администрации, родителей, педагогов-предметников, обучающихся и самого классного руководителя [7; 11].
Одним из эффективных инструментов организации работы и оценки деятельности классного руководителя являются чек-листы. Чек-лист (от англ. checklist<check остановка, контроль + list список) - это список для проверки. [8]. Чек-листы пришли в образование из авиации: с их помощью пилоты фиксировали порядок действий во время управления самолетом. Вскоре чек-листы стали популярны при самоорганизации педагогов в системе образования.
Отметим некоторые дополнительные преимущества, которые даёт применение чек-листов в организации работы классного руководителя:
1. Дробление большого мероприятия на мелкие задачи позволяет выполнить все этапы по его подготовке. Например, классный руководитель, запланировав ближайшее воспитательное событие с учащихся, последовательно определяет все этапы по его подготовке.
2. Чек-листы позволяют отслеживать прогресс в организации педагогического процесса. Например, заполнив чек-лист, можно сделать вывод о том, как продвигается воспитательная работа в классе, на основе мониторинга заполненных ранее чек-листов можно отследить динамику в выполнении качественных и количественных показателей деятельности классного руководителя.
3. Применение чек-листов позволяет классному руководителю лучше концентрироватся на выполнении конкретной задачи в непрерывном процессе воспитания.
Польза чек-листов в организации рабочего пространства очевидна и заключается в том, что используя их, классный руководитель формирует в себе полезные привычки и не оставляет без внимания ни одну из поставленных задач. Особую пользу чек-листы приносят молодым специалистам. В первые годы профессиональной деятельности молодые классные руководители нередко сталкиваются в той или иной степенью с проблемами, вызванными многозадачностью их профессиональной деятельности. Удобные и понятные чек-листы позволяют сосредоточиться на основных профессиональных задачах, а так же правильно распределить задачи во времени. Но особую ценность они представляют в качестве инструмента оценки эффективности деятельности классного руководителя.
Приведём несколько примеров поисков педагогов-практиков в этом направлении, представленные в Интернете. Чаще всего чек-листы имеют форму краткой инструкции пошаговых действий в выполнении объёмной педагогической задачи. Так, например, activityedu.ru, на портале Class.mosmetod.ru его эксперт В. Борисов представил образец чек-листа, призванного помочь классным руководителям в организации классных часов в режиме онлайн. Он представляет перечень следующих действий (приводим с некоторыми сокращениями):
1. Выберите тему классного часа с учётом интересов и потребностей обучающихся, а также текущей обстановки и определите его цель и задачи.
2. Предварительно направьте тему и определите сроки сбора вопросов по заданной теме от обучающихся, используя привычные и удобные каналы связи (например, мессенджеры, сервисы мэш и др).
3. Составьте план-сценарий классного часа, в том числе с учётом заданных обучащимися вопросов или воспользуйтест готовым сценарием, опубликованном на сайте Class.mosmetod.ru в разделе «Время классных».
4. При подготовке классного часа используйте презентации, полезные ссылки, фото, видеоролики.
5. При необходимости подключите к процессу подготовки классного часа обучающихся.
6. Предварительно напомните обучающимся о дате и времени проведения онлайн-классного часа, используя удобные и привычные каналы связи.
7. При проведении классного часа используйте интерактивные задания и инструменты обратной связи.
Очевидно, что начинающему классному руководителю такая подробная инструкция на первых порах будет полезна.
Там же представлен чек-лист для классного руководителя, составленный на основании повторяющихся действий в его
работе в форме цклограммы [1]. Предлагается отмечать задачи, выполняемые ежедневно, еженедельно, ежемесячно, раз в четверть и раз в год. Приведём фрагмент данного чек-листа.
Ежедневно:
- контроль посещаемости;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
- проведение мероприятий по плану (классный час);
- работа с родителями;
- взаимодействие с учителями-предметниками;
- работа с учащимися, имеющими трудности в обучении.
Каждый месяц:
- посещение уроков в своём классе;
- взаимодействие с социально-психологической службой школы;
- встреча с родительским активом;
- проведение встреч с родителями.
Один раз в четверть:
- анализ по итогам учебной и воспитательной работы;
- участие в заседании МИ;
- корректировка плана воспитательной работы.
Очевидно, что начинающему классному руководителю такая циклограмма поможет в организации более упорядоченной воспитательной работы в классе.
На сайте https://checklists.expert/ представлен чек-лист по подготовке классного руководителя к новому учебному году [9]. Данный чек-лист заполняется в электронном формате, но доступна версия и в pdf-формате. Он включает в себя разделы:
1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. План воспитательной работы на новый учебный год.
3. Список класса (ФИО, дата рождения, сведения о родителях с телефоном, адрес).
4. Характеристика класса.
5. Актив класса (с указанием распределения обязанностей).
6. Список детей и семей группы риска и работа с ними (акты посещения не реже одного раза в месяц).
7. Расписание занятий учащихся в кружках, секциях, дополнительных уроках.
8. Список родительского комитета.
9. План работы с родителями, темы родительских собраний.
10. Инструктажи по ТБ.
11. Журналы по ТБ.
Такая детализированная программа по подготовке документов к новому учебному году, разумеется, также поможет классным руководителям, особенно начинающим, предусмотреть все необходимые для этого действия и облегчит контроль за подготовкой заместителю директора.
Стоит отметить, что некоторые образовательные организации уже официально вводят чек-листы как инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя. Так, в ГБОУ г. Москвы «Школа № 518» в качестве оценки эффективности деятельности классного руководителя используется чек-лист, который включает в себя различную документацию, которую обязан предоставлять классный руководитель. Он включает перечень из 27 документов: характеристику класса, план родительских встреч, циклограмму классного руководителя, социальный паспорт класса, экскурсии, (план на год), индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, заявления родителей, скриншоты важной переписки с родителями и др. [10]. Это даёт повод говорить о перегруженности педагогов отчётной документацией, на что справедливо указал в одном из последних выступлений президент РФ В.В. Путин.
Выводы. В завершение статьи сделаем выводы о возможности использования чек-листов в организации воспитательного процесса классным руководителем и процессах оценки и самооценки качества его профессиональной деятельности.
Чек-листы могут быть эффективным инструментом в целях оценки и самооценки качества воспитательной деятельности классного руководителя. Они могут оказать существенную помощь в «технологизации» воспитательного процесса в классе, упорядочении, проектировании задач, этапов и содержания педагогической деятельности.
Применение чек-листов классного руководителя в целях оценки и самооценки качества его профессиональной деятельности может способствовать достижению этих целей при условии соответствия их структуре и содержанию воспитательной деятельности классного руководителя и его основных функций.
Чек-листы классного руководителя могут помочь в планировании и практической организации воспитательного процесса при условии, если они раскрывают технологические этапы этой деятельности, содержательно не перегружены и исключают излишнюю отчётность.
Литература:
1. Борисов В. Шесть чек-листов в помощь классным руководителям [Электронный ресурс]. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/lifehack/shest-chek-listov-v-pomoshch-klassnym-rukovoditelyam/ (дата обращения: 03.03.2020).
2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Показатели, критерии и диагностический инструментарий для оценки деятельности педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей // Классный руководитель. - 2013. - № 5. -С. 12-15
3. Буряк Л.Г. Критерии и диагностических инструментарий внутришкольной оценки качества образования // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 166-173.
4. Илалтдинова Е.Ю. «Это лучший педагог во всём мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей / Е.Ю. Илалтдинова, А.А. Оладыщкина // Вестник Мининского университета. - 2020. -Том 8. - № 3. - [Электронный ресурс]:URL:https://vestnik.mininuniver.ш/jour/issue/view/36/showToc (дата обращения: 26.09.2021).
5. Куприянов Б.В. Классный руководитель: сдаваться нельзя! // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 263-270.
6. Нечаев М.П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика // Воспитание школьников. - 2020. - № 10. - [Электронный ресурс]: http://gorono-ozersk.ru/node/262
7. Николина В.В., Лощилова А.А., Аксёнов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. - № 5. - 2021. -[Электронный ресурс]: https://pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/
8. Словарь иностранных слов / И. Мостицкий. - 2014. - [Электронный ресурс] URL: http://speak_russian.academic.ru.
9. Суворова С.А. Чек-лист по подготовке классных руководителей к новому учебному году. - [Электронный ресурс] URL: https://checklists.expert/checklist/25473-chek-list-po-podgotovke-klassnyh-rukovoditeley-k-novomu-uchebnomu-godu (дата обращения: 03.03.2020).
10. Чек-лист классного руководителя ГБОУ г. Москвы «Школа №518». - [Электронный ресурс] URL: https://schc518.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5f4d5b58e5f58.pdf (дата обращения: 03.03.2020).
11. V. Nikolina, A. Loshchilova, S. Aksenov, I. Lebedeva, N. Bazarnova. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment // LaplageemRevista (International). - Vol. 7. - № 3A. - Sept.-Dec. - 2021. - P. 644-664
Педагогика
УДК 372.874
директор Смолянская Людмила Юрьевна
Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск)
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье кратко рассматривается понятие способностей, творческих способностей, художественно-образного мышления. Раскрывается роль преподавателя учреждения дополнительного образования в творческом развитии обучающихся. В статье раскрывается общее содержание дополнительного образования, выделяются этапы развития творческого потенциала в процессе дополнительного образования, подходы к реализации творческого потенциала обучающихся и преподавателя.
Ключевые слова: творческие способности, художественно-образное мышление, дополнительное образование изобразительное искусство, учреждение дополнительного образования, процесс обучения.
Annotation. This article briefly discusses the concept of abilities, creativity. The role of the teacher of the institution of additional education in the creative development of students is revealed. The article reveals the general content of additional education highlights the stages of development of creative potential in the process of additional education, approaches to the implementation of the creative potential of students and teachers.
Keywords: creative skills, artistic and imaginative thinking, additional education, fine arts, institution of additional education, educational process.