Научная статья на тему 'Проблемы оценки качества работы классного руководителя в общеобразовательном учреждении'

Проблемы оценки качества работы классного руководителя в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / воспитательная работа / качество работы / образовательное учреждение / самооценка / class teacher / educational work / quality of work / educational institution / self-esteem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Пыхтина

В статье рассматриваются проблемы оценки качества и эффективности работы классного руководителя в школе. Представлен анализ научной литературы, рассматривающей различные аспекты деятельности классных руководителей, разработки критериев и показателей качества их работы. Выделены направления эффективности работы классных руководителей. Предложены критерии оценки работы классных руководителей в зависимости от выполняемых функций. Представлены результаты опроса педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей, относительно самооценки их деятельности. Результаты опроса показывают, что необходимо разработать единые критерии оценки качества работы классных руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ASSESSING QUALITY OF WORK OF A CLASS HEAD IN A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses problems of assessing quality and effectiveness of a class teacher at school. The analysis of the scientific literature considering various aspects of the activity of class teachers, development of criteria and indicators of the quality of their work is presented. Directions for the effectiveness of class teachers are highlighted. Criteria for evaluating the work of class teachers depending on the functions performed are proposed. The results of a survey of teachers performing the duties of class teachers regarding the self-assessment of their activities are presented. The survey results show that it is necessary to develop uniform criteria for assessing the quality of work of class teachers.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки качества работы классного руководителя в общеобразовательном учреждении»

УДК 371.1

Pykhtina Ye.A., English teacher, School No. 3 (Novokubansk, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF ASSESSING QUALITY OF WORK OF A CLASS HEAD IN A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The article discusses problems of assessing quality and effectiveness of a class teacher at school. The analysis of the scientific literature considering various aspects of the activity of class teachers, development of criteria and indicators of the quality of their work is presented. Directions for the effectiveness of class teachers are highlighted. Criteria for evaluating the work of class teachers depending on the functions performed are proposed. The results of a survey of teachers performing the duties of class teachers regarding the self-assessment of their activities are presented. The survey results show that it is necessary to develop uniform criteria for assessing the quality of work of class teachers.

Key words: class teacher, educational work, quality of work, educational institution, self-esteem.

Е.А. Пыхтина, учитель англ. языка МОБУ СОШ № 3, г. Новокубанск, Е-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматриваются проблемы оценки качества и эффективности работы классного руководителя в школе. Представлен анализ научной литературы, рассматривающей различные аспекты деятельности классных руководителей, разработки критериев и показателей качества их работы. Выделены направления эффективности работы классных руководителей. Предложены критерии оценки работы классных руководителей в зависимости от выполняемых функций. Представлены результаты опроса педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей, относительно самооценки их деятельности. Результаты опроса показывают, что необходимо разработать единые критерии оценки качества работы классных руководителей.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитательная работа, качество работы, образовательное учреждение, самооценка.

Необходимость повышения качества воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении отражено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Воспитательная система школы должна быть направлена на создание условий развития личности учащихся. О.Н. Антонова [1] отмечает, что личность формируется в деятельности, при включении в воспитательные мероприятия (воспитательные события) и рефлекторном анализе произошедших мероприятий, которые, в основном, организуются классным руководителем в школе.

Руководители общеобразовательных учреждений отмечают, что в настоящее время стоит задача повышения профессиональных компетенций классных руководителей. Осуществляя какую-либо профессиональную педагогическую деятельность, необходимо оценить её качество. Проблема заключается в том, чтобы определить совокупность критериев и показателей оценки качества воспитательной работы классного руководителя в школе.

Для выявления проблем оценки качества работы классного руководителя необходимо сначала рассмотреть категорию «оценка» с точки зрения различных наук. Философия рассматривает термин «оценка» как соответствие результатов деятельности определенным нормам. Социология представляет «оценку» как отношение к социальным явлениям. Психолого-педагогический взгляд на термин «оценка» отражает сравнение одного явления (объекта, субъекта и т.д.) с другим, который может выступать в качестве критерия (образца). В педагогической науке оценка каких-либо сторон объекта должна опираться на результаты его всестороннего качественного изучения. Следовательно, проблемы, которые возникают при оценке качества работы классного руководителя, связаны с подбором критериев и показателей, по которым предполагается оценивать их деятельность. Различные аспекты деятельности классных руководителей, оценка эффективности и качества работы рассматривались в трудах О.Н. Антоновой, С.В. Бобрышова, ЕП Вдови-ной, Е.А. Зритневой, Д.И. Михайловой, Л.А. Саенко, Ф.Э. Шереги и др. [1 - 14].

Успешность и качественная работа классных руководителей является основой в решении педагогических задач, поставленных обществом и государством перед системой образования. Поэтому для образовательного учреждения является важным развитие профессиональных компетенций классного руководителя [3]. Для классных руководителей необходимо постоянно «наращивать капитал», обогащать свой воспитательный потенциал, поскольку основная задача педагога - взаимодействие и воспитание ученического коллектива [5].

Педагоги Л.А. Саенко, Е.И. Зритнева, Ж.П Химич [7, 8, 11] отмечают, что необходима профессиональная диагностика, которая отражает воспитательный потенциал работы классного руководителя, в том числе характер и уровень воспитательных возможностей педагога. Исследователи С.В. Бобрышов, Е.П Вдовина, А.Н. Шадрин [2, 3] указывают, что наиболее сложная педагогическая проблема -это определение качества и эффективности воспитательной работы классного руководителя. Такие категории, как эффективность и качество выступают характеристиками успешности функционирования педагогической системы в целом и в достижении педагогических целей в частности. В связи с тем, что педагогические цели могут быть различные (образовательные, воспитательные, учебные, управленческие и др.), выделяются соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые зависят от двух показателей: 1) от затрат (материальных, временных, трудовых и т.д.) всех участников учебно-воспитательного процесса; 2) от результатов воспитательной деятельности, что выражается в качественных показателях состояния объекта педагогической деятельности.

Повышение качества работы классного руководителя зависит от повышения профессиональной компетентности педагогов. Е.П. Вдовина и А.Н. Шадрин

[3] выделяют следующие направления эффективности работы классных руководителей:

- развитие и коррекция у педагогов навыков конструктивного общения, направленного на гуманное отношение к окружающим;

- формирование и отработка педагогических технологий управления динамикой развития групповых процессов в классном коллективе;

- актуализация у педагогов проявлений общечеловеческих гуманных жизненных ценностей методом диалогического общения;

- отработка педагогических технологий организации со-бытийной деятельности с учащимися;

- отработка с классными руководителями воспитательных технологий и методов формирования толерантной среды в классном коллективе;

- управление процессом рефлексии ценностных смыслов и поступков участников образовательного процесса.

Оптимальный подбор критериев определения качества работы классного руководителя - основное требование, поскольку неправильно подобранные критерии не позволят достичь выбранных целей и положительных результатов воспитательной работы. Таким образом, оценить качество работы классного руководителя - значит выявить проблемы воспитательного процесса и наметить задачи и пути преодоления этих проблем.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос об измерении качества работы классного руководителя. Исследователи О.Н. Антонова, Т.И. Барсукова, С.Д. Поляков, И.А. Семикашева, П. А. Стрюкова и др. [1, 6, 13] отмечают, что можно рассматривать формализованные показатели, такие как уровень воспитанности школьников, характер взаимоотношений в классе, развитие школьного самоуправления, активность учащихся в жизни школы, психологическая атмосфера в классном коллективе, решение поставленных воспитательных задач и т.д. Однако эти критерии не однозначны. Например, на уровень воспитанности учащихся влияет множество факторов (взаимоотношение в семье, уровень воспитанности и культуры родителей учащихся, внесемейное общение детей, дополнительное образование учащихся и др.), и выделить реальный вклад классного руководителя в этот процесс очень сложно.

Методические рекомендации для классных руководителей [4, 11] нацеливают на оценивание качества работы педагогов по двум критериям: результативность и процесс деятельности. Отметим, что данные критерии весьма размыты, но сделано это намеренно. Детальное прописывание критериев приведет к чрезмерному контролю деятельности классного руководителя, появится большое количество контролеров в лице администрации, родителей, иных руководящих органов, которые будут постоянно отслеживать работу педагога. Чрезмерный контроль или его полное отсутствие не будут стимулировать развитие профессиональных компетенций классных руководителей, что будет вредить работе.

Рассмотрим, по каким критериям следует оценивать качество работы классного руководителя. В научной литературе нет однозначного ответа, касающегося решения данной проблемы. В связи с чем разрабатываются критерии оценки качества работы классного руководителя для определенного общеобразовательного учреждения [10]. Исходя из педагогических целей и воспитательных задач каждого конкретного общеобразовательного учреждения, ученые-практики ищут ответ на вопрос: Как оценить объем и качество работы классного руководителя?

Изучая проблему оценки качества работы педагога, педагоги С.В. Бобры-шов и Л.А. Саенко [2] выделяют две группы критериев: критерии результата и критерии процесса. Пруппа критериев результата должна ответить на вопрос

«как сделано?» Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.

На наш взгляд, существует потребность в разработке единых критериев оценки качества работы классных руководителей в общеобразовательном учреждении. Для этой цели нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на самооценку классными руководителями своей работы. В эксперименте приняли участие 27 педагогов МБОУ СОШ № 3 имени. ГС. Сидоренко г Новокубанска Краснодарского края. Педагогам школы, которые выполняют функции классных руководителей, было предложено ответить на некоторые вопросы, связанные с их деятельностью. Результаты опроса представлены нами в табл. 1.

Анализ эмпирического материала показал, что большинство классных руководителей (62%) никогда не проводили подробную оценку своей деятельности. Среди причин респонденты отмечают: 1) не задумывались над этим (22%); 2) не вижу в этом смысла (37%); 3) не знали, по каким критериям оценивать (41%) и др. Кроме того, большинство педагогов (55%) указывают, что сами должны оценивать качество своей работы. В то же время большинство классных руководителей (59%) затрудняются с ответом, нужно ли самому оценивать свою воспитательную работу. Выбор педагогов критериев оценки своей работы не дал однозначных ответов, почти половина педагогов (46%) отмечают, что это что-то другое (не отмеченное в опроснике). Полученные данные говорят о необходимости разработки единых критериев и показателей, позволяющих качественно оценивать деятельность классных руководителей.

Оценка качества работы классного руководителя является важной проблемой современного образования. Единых подходов в педагогической науке в настоящее время не выработано. Критерии и показатели разрабатываются для каждого конкретного общеобразовательного учреждения отдельно, в зависимости от целей и задач этого учреждения. Сами классные руководители отмечают, что возможно и оценивали бы свою работу, но не знают, по каким критериям это сделать. На наш взгляд, в настоящее время существует необходимость в разработке конкретных критериев по изучению и оценке качества работы классного руководителя. Под критерием следует понимать совокупность определенных характеристик работы классного руководителя, на основании которых можно говорить о той или иной степени качества его воспитательной деятельности.

Библиографический список

1. Антонова О.Н. Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя. Вестник ТГУ. 2013; № 1 (127): 1 - 5.

2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 5 (109): 16 - 22.

3. Вдовина Е.Г., Шадрин А.Н. Оценка профессиональных компетенций классных руководителей по организации воспитательной работы с классом. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 3 (34): 24 - 28.

4. Должностная инструкция классного руководителя. Available at: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-klassnogo-rukovoditelya

5. Михайлова Д.И. К вопросу о критериях оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 2: 177.

6. Поляков С.Д., Семикашева И.А., Стрюкова ГА. Повседневная деятельность современного учителя: опыт междисциплинарного исследования. Вестник РГНФ. 2015; № 1 (78): 165 - 174.

7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

8. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

9. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 - 318.

10. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения: учебное пособие. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

11. Саенко Л.А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе. Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций: материалы I-й Международной конференции. Москва: Академия имиджелогии, 2014: 193 - 196.

12. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Царьков П.Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. Москва, 2016.

13. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.l., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8, № 2: С.209 - 216.

14. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; Т. 7, № 4 (38): 431 - 433.

References

1. Antonova O.N. Kriterii ocenki 'effektivnosti vospitatel'noj raboty klassnogo rukovoditelya. Vestnik TGU. 2013; № 1 (127): 1 - 5.

2. Bobryshov S.V., Saenko L.A. Kompetentnostnyj i znanievyj podhody v professionalem obrazovanii: problemnye voprosy ponimaniya i realii primeneniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 5 (109): 16 - 22.

3. Vdovina E.G., Shadrin A.N. Ocenka professional'nyh kompetencij klassnyh rukovoditelej po organizacii vospitatel'noj raboty s klassom. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 3 (34): 24 - 28.

4. Dolzhnostnaya instrukciya klassnogo rukovoditelya. Available at: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-klassnogo-rukovoditelya

5. Mihajlova D.I. K voprosu o kriteriyah ocenki 'effektivnosti vospitatel'noj deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; № 2: 177.

6. Polyakov S.D., Semikasheva I.A., Stryukova G.A. Povsednevnaya deyatel'nosf sovremennogo uchitelya: opyt mezhdisciplinarnogo issledovaniya. VestnikRGNF. 2015; № 1 (78): 165 - 174.

7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

9. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316 - 318.

10. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya: uchebnoe posobie. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

Таблица 1

Результаты опроса классных руководителей относительно их деятельности

№ пп Вопрос Результаты

1. Кто должен оценивать качество работы классного руководителя? - администрация школы (26%) - родители (7%) - сами классные руководители (55%) - коллеги (0%) - затрудняюсь ответить (12%)

2. Нужно ли оценивать свою деятельность классному руководителю? - да (19%) - нет (22%) - затрудняюсь ответить (59%)

3. Как часто вы оцениваете качество своей воспитательной работы? - всегда, после каждого мероприятия (0%) - иногда (19%) - очень редко (19%) - никогда не оцениваю (62%)

4 Если Вы не оценивали свою работу классного руководителя, то укажите возможные причины. - не задумывалась об этом (22%) - нет в этом смысла (37%) - не знаю, по каким критериям проводить такую оценку (41%)

5 По каким критериям Вы бы провели оценку качества работы классных руководителей? (Не более 3-х вариантов ответов) - активность учащихся (60%) - количество вовлеченных учащихся (52%) - количество вовлеченных родителей (26%) - интерес учащихся (80%) - эмоциональный подъем (73%) - ведение аналитической деятельности (2%) - освоение новых технологий (40%) - ведение журналов (6%) - другое (46%)

6. Должны ли родители участвовать в оценке качества работы классного руководителя? - да (11%) - нет (37%) - затрудняюсь ответить (52%)

11. Saenko L.A. Formirovanie obraza pedagoga-professionala v vuze. Korporativnyj i personal'nyj imidzh v diskurse mezhkul'turnyh i social'nyh kommunikacij: materialy I-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: Akademiya imidzhelogii, 2014: 193 - 196.

12. Sheregi F.'E., Aref'ev A.L., Car'kov P.E. Usloviya truda pedagogov: hronometricheskij i sociologicheskij analiz. Moskva, 2016.

13. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8, № 2: S.209 - 216.

14. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; T. 7, № 4 (38): 431 - 433.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 378

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Teachers' University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Safronova E.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Omsk Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPING READINESS OF FUTURE SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article analyzes the process of formation and development of readiness of future specialists for professional activity, in which special attention is paid to the analysis of a concept of "professional and labor activity". It is noted that professional requires special training and the presence of professionally important qualities of the subject, while labor is not always built on the basis of long-term professional training and it does not always have requirements for the qualities and properties of its performer. In addition, professional activity requires the creation of conditions in the professional educational process for the acquisition of the subject not only professional competencies, but also the formation of conditioned qualities (endurance, speed of reaction to a change of situation, flexibility of response, etc.). Theoretical analysis of the concept of readiness for professional activity allows identifying a number of components describing the content side, and the results of a study of the readiness of graduates for professional activity pointed to a number of issues that need to be addressed to a university in the process of finding resources in the development of the desired quality.

Key words: readiness, professional activity, labor activity, psychophysical loads, physical health.

А.А. Петрусееич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

Е.А. Сафронова, аспирант, Омский педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье анализируется процесс формирования и развития готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, в котором особое место уделяется анализу понятий «профессиональная» и «трудовая деятельность». Здесь отмечается, что профессиональная требует особой подготовки и наличия профессионально важных качеств субъекта, в то время как трудовая не всегда строится на основании длительной профессиональной подготовки, и в ней не всегда присутствуют требования к качествам и свойствам ее исполнителя. Кроме этого, профессиональная деятельность требует создания в профессионально-образовательном процессе условий приобретения субъектом не только профессиональных компетенций, но и формирования кондиционных качеств (выносливости, быстроты реакции на смену ситуации, гибкость реагирования и пр.). Теоретический анализ понятия «готовность к профессиональной деятельности» позволил выявить целый ряд компонентов, характеризующих ее содержательную сторону, а результаты исследования готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности указали на ряд проблем, которые необходимо решать вузу в процессе поиска резервов развития искомого качества.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, трудовая деятельность, психофизические нагрузки, физическое здоровье.

Анализ проблемы развития готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности требует характеристики понятия «профессиональная деятельность», поскольку в различных исследованиях мы находим схожие, но не равнозначные отражения данного явления, например, трудовая деятельность, профессионально-трудовая деятельность, производственная деятельность и др.

В социально-педагогической литературе понятие «профессиональная деятельность» часто рассматривается с двух сторон. С одной стороны, это трудовая деятельность человека, в которой проявляется его активность в реализации профессиональных знаний, умений и навыков. С другой стороны, это конституированный способ решения некоторых задач, имеющий нормативно установленный характер, то есть деятельность, которую выполняет человек в рамках своей профессии. В том и другом употреблении понятия мы находим, что «профессиональная деятельность» - это деятельность, в ходе которой человек использует приобретенные умения и навыки, качества и отношения в осуществлении некоторых профессиональных задач. В любом случае мы отражаем явление, в котором подчеркиваем, что профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения, поскольку требует длительной профессиональной подготовки человека, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности. Уже только этим она отличается от простой трудовой деятельности, поскольку требует специальной подготовки, наличия соответствующих профессии профессионально важных качеств личности, психофизических и физических свойств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Трудовая деятельность, как отмечает ПВ. Суходольский, не всегда строится на основании длительной профессиональной подготовки, и в ней не всегда присутствуют требования к качествам и свойствам ее исполнителя [1].

Как известно, подготовка человека к профессиональной деятельности занимает достаточно большой промежуток времени: от четырех (бакалавриат) до 6 лет (магистратура). Но именно в этот период формируются профессиональные компетентности и отношения личности к будущей трудовой деятельности, которые определяют ее эффективность. Вместе с тем особое внимание в этот период занимают вопросы физического и психофизического обеспечения про-

фессиональной деятельности будущего специалиста. Анализируя понятие «профессиональная деятельность», мы приходим к выводу о том, что ее характер, эффективность, результативность во многом зависят не только от приобретенных профессиональных умений и навыков, от сформированного отношения (мотивации) к предстоящей работе, но и от того, насколько личность подготовлена к осуществлению трудовой деятельности физически: как она преодолевает физические и психофизические нагрузки.

Учитывая социально-экономические изменения, происходящие в современном производстве, следует отметить наличие новых требований к будущему специалисту, которые характеризуются готовностью к высокой степени физической, психофизической и эмоциональной напряженности. Отсюда - система подготовки специалиста к профессиональной деятельности должна быть все более направлена на развитие их готовности к реальной профессиональной деятельности, где наряду с отмеченными особенностями будущей профессиональной деятельности осуществляется формирование и развитие его личностных и кондиционных качеств (выносливости, быстроты реакции на смену ситуации, гибкость реагирования и пр.). Средства физического воспитания студентов в подготовке к профессиональной деятельности будущего специалиста становятся все более значимыми в развитии его профессиональной готовности к успешной деятельности.

В психолого-педагогической литературе профессиональную готовность рассматривают как состояние личности, характеризующееся наличием профессиональных знаний и умений, мотивацией к их реализации в деятельности, способностью к преодолению трудностей в достижении профессиональных задач [2, с. 75]. В этой связи сущность готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности следует оценивать на основе его профессиональной, социально-психологической и физической подготовленности к будущей деятельности.

В педагогических работах В.А. Адольфа отмечается, что эти виды профессиональной подготовки обеспечивают развитие готовности студентов к успешному осуществлению требуемых профессиональных функций. Вместе с тем автор обращает внимание на наличие у каждого специалиста профессионально важ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.