Научная статья на тему 'Классный руководитель в современной школе'

Классный руководитель в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСС / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / CLASS / ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА / THE IDENTITY OF THE PUPIL / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / MODERN SCHOOL / HEAD TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заочинский Михаил Сергеевич,

Тема данной статьи очень актуальна в наше время. В статье рассматривается роль классного руководителя в жизни учеников, их места в формирование личности ребёнка и значимость классного руководителя в жизни класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Head teacher at modern school

The topic of this article is very relevant nowadays. The article discusses the role of the head teacher in the life of pupils, their place in the formation of the personality of the child and the importance of the head teacher in the life of the class.

Текст научной работы на тему «Классный руководитель в современной школе»

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 2 (19) • 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.12

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Заочинский Михаил Сергеевич, студент, Научный руководитель: Суриков Юрий Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, ВШППиФК САФУ имени Ломоносова, Архангельск, РФ

Тема данной статьи очень актуальна в наше время. В статье рассматривается роль классного руководителя в жизни учеников, их места в формирование личности ребёнка и значимость классного руководителя в жизни класса.

Ключевые слова: классный руководитель; класс; личность ученика; современная школа.

HEAD TEACHER AT MODERN SCHOOL

Zaochinskii Mihail Sergeevich, student, Research advisor: Surikov Yurii Nikolaevich, PhD (Cand. Psy. Sci.), associate professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (NArFU), Arkhangelsk, Russia

The topic of this article is very relevant nowadays. The article discusses the role of the head teacher in the life ofpupils, their place in the formation of the personality of the child and the importance of the head teacher in the life of the class.

Keyword: head teacher; class; the identity of the pupil; modern school.

Для цитирования: Заочинский М. С., Суриков Ю. Н. Классный руководитель в современной школе // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 90-92.

Для того чтобы проходил правильный процесс развития ребенка, необходимо влияние родителей и окружающих, которые будут заниматься процессом воспитания детей. С самого рождения этим занимаются сами родители, но это происходит до того момента, как их отдадут в детский сад, а затем и в школу. В этих социальных институтах функцию воспитания на себя берут учителя и воспитатели, которые учат детей уважать себя и своих родителей. И одну из самых важных ролей в школьной жизни детей играет классный руководитель, который является непосредственным организатором учебной деятельности, назначаемый директором для реализации воспитательной работы в классе [1].

Основной целью в деятельности классных руководителей является создание таких условий, которые помогут детям

реализовывать и развивать себя, а также будут способствовать благополучной социализации учеников в обществе. К воспитательному процессу должны относиться не только сами уроки, но также и перемены, и внеурочная деятельность. И за всем этим должен наблюдать классный руководитель, ведь на его плечи возложена огромная ответственность.

Можно выделить следующие функции классного руководителя:

1. Аналитико-диагностическая (данная функция проявляется при изучении особенностей, которые проявляются при беседах и при совместной деятельности, когда классный руководитель определяет личностные качества учеников, особенности их мышления, речи);

2. Планово-прогностическая (к данной функции относится определение це-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 2 (19) • 2018

лей: развитие личности ученика, создание условий для дружелюбных отношений между учениками);

3. Организационно-координирующая (к этой функции относится организация внеурочной деятельности учащихся, куда входят и увлекательные мероприятия, и условия для установки хороших и надежных отношений между семьей и ребенком, и организация питания детей в школе);

4. Контрольно-координирующая (к данной функции относится понимание результатов деятельности классного руководителя и учеников, во время которого преподаватель определяет условия, при помощи которых получились данные результаты).

Каждая из этих функций является важной как для классного руководителя, так и для самих учеников. И в соответствии с вышеперечисленными функциями выделяются и формы работы с учениками:

1. Индивидуальная (данная форма характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания, куда относятся беседа и консультация);

2. Групповая (эта форма предполагает,

что учащиеся выполняют одинаковые задания, благодаря чему мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно);

3. Коллективная (данная форма предполагает, что каждый ученик участвует в классной жизни, дети ходят вместе на спектакли, в походы, участвуют в соревнованиях).

Вышеперечисленные формы работы относятся не только к ученикам, но и к родителям, которые принимают непосредственное участие в жизни класса.

Также значимыми являются и задачи, которые классный руководитель ставит перед собой. Ведь от этих задач зависит деятельность учащихся, самого педагога, а также родителей. Выделяются следующие задачи:

1. Помощь в установлении взаимоотношений между учениками класса;

2. Уделять достаточное внимание развитию личности каждого ученика;

3. Воспитание патриотизма у школьников;

4. Помощь в творческом саморазвитии у каждого ребенка;

5. Взаимодействие с семьей каждого

Рис. 1. Формы работы с родителями

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 2 (19) • 2018

пЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

из учеников и регулярные встречи с родителями;

6. Забота о безопасной жизнедеятельности каждого учеников, помощь в решении проблем.

Большую часть воспитательной работы обеспечивает школа, в частности классный руководитель. Школа имеет в своём

распоряжении квалифицированных педагогов, которые помогают ученикам влиться в эту деятельность, почувствовать все тонкости и аспекты учебного и воспитательного процесса. Педагоги направляют подопечных в нужное русло, чтобы они могли заниматься самореализацией и самовыражением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш .и сред. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.

2. Классный руководитель в школе, специфика его работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuzlit.ru/440593/klassnyy_rukovoditel_sovremennoy_shkole (дата обращения: 01.02.2018).

3. Основные обязанности классного руководителя в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/176397/osnovnyie-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole (дата обращения: 03.12.2017).

REFERENCES

1. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow, Academiya, 2000.

2. Klassnyi rukovoditel' v shkole, specifika ego raboty [Head teacher at school, the specifics of his work]. Available at: https://vuzlit.ru/440593/klassnyy_rukovoditel_sovremennoy_shkole (accessed 01 February 2018).

3. Osnovnye obyazannosti klassnogo rukovoditelya v shkole [The main responsibilities of the head teacher at school]. Available at: http://fb.ru/article/176397/osnovnyie-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole (accessed 03 December 2017).

Материал поступил в редакцию 06.02.2018 © Заочинский М. С., Суриков Ю. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.