Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ШКОЛА / СЕМЬЯ / ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ / ТРЕНИНГ / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Личутина Марина Геннадьевна, Куршев Альберт Хасанович

Данная статья посвящена вопросам профилактики и предупреждения агрессивного поведения подростков, в том числе системе воспитательных воздействий, в процессе которых исправляются отклонения в развитии и поведении, а также формируются качества личности, соответствующие моральным нормам общества. Рассматривая проблему агрессивного поведения подростков, в статье выделены три категории так называемых «школьных стрелков», а так же обозначены ресурсные возможности школы в поиске наиболее эффективных форм и методов профилактики агрессивного и социально опасного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Личутина Марина Геннадьевна, Куршев Альберт Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF HARD ADOLESCENTS: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

This article is devoted to the prevention and prevention of aggressive behavior of adolescents, including the system of educational influences, in the process of which deviations in development and behavior are corrected, as well as personality qualities that correspond to the moral norms of society are formed. Considering the problem of aggressive behavior of adolescents, the article identifies three categories of so-called "school shooters". In this article, I would like to draw attention to the resource capabilities of the school in finding the most effective forms and methods of preventing aggressive and socially dangerous behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Педагогика

УДК 371

начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); старший преподаватель кафедры огневой подготовки, подполковник полиции Куршев Альберт Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам профилактики и предупреждения агрессивного поведения подростков, в том числе системе воспитательных воздействий, в процессе которых исправляются отклонения в развитии и поведении, а также формируются качества личности, соответствующие моральным нормам общества. Рассматривая проблему агрессивного поведения подростков, в статье выделены три категории так называемых «школьных стрелков», а так же обозначены ресурсные возможности школы в поиске наиболее эффективных форм и методов профилактики агрессивного и социально опасного поведения подростков.

Ключевые слова: подросток, агрессивное поведение, школа, семья, вооруженные нападения, тренинг, дискуссия.

An^tatton. This article is devoted to the prevention and prevention of aggressive behavior of adolescents, including the system of educational influences, in the process of which deviations in development and behavior are corrected, as well as personality qualities that correspond to the moral norms of society are formed. Considering the problem of aggressive behavior of adolescents, the article identifies three categories of so-called "school shooters". In this article, I would like to draw attention to the resource capabilities of the school in finding the most effective forms and methods of preventing aggressive and socially dangerous behavior of adolescents.

Keywords: teenager, aggressive behavior, school, family, armed attacks, training, discussion.

Введение. В настоящее время вооруженные нападения на образовательные учреждения стали достаточно серьезной проблемой в российском социуме. За последнее десятилетие подростками было совершено более 20 громких преступлений, в том числе май 2021 года на одну из школ Казани совершил вооруженное нападение 19-летний молодой человек - бывший ученик этой школы; февраль 2014 года старшеклассник пришел с ружьем в московскую школу и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте; декабрь 2014 года в раздевалке спортивного зала одной из школ Брянска 15-летний подросток из пневматического пистолета несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы; март 2016 года в Находке молодой человек ударил ножом 15-летнюю ученицу в кабинете директора школы, а затем совершил самоубийство; сентябрь 2017 года ученик школы № 1 в подмосковной Ивантеевке напал на учительницу с кухонным топориком, устроил стрельбу из пневматического пистолета и разбросал дымовые шашки. Пострадали учительница и три школьника; октябрь 2018 года студент Керченского политехнического колледжа взорвал на первом этаже здания самодельную бомбу, а после этого начал расстреливать людей из помпового ружья. Погибли 20 человек, сам нападавший покончил с собой [1].

Изложение основного материала статьи. Рассматривая проблему агрессии подрастающего поколения, по мнению специалистов можно выделить три категории школьных стрелков.

Первая - психопатический тип, люди, страдающие нарциссизмом, лишённые эмпатии и с завышенным самомнением.

Вторая - психотический тип, люди - шизофреники, страдающие от галлюцинаций и бреда.

Третью категорию - «травмированные школьные стрелки», дети живущие в крайне неблагополучных семьях, где царит, в том числе и домашнее насилие [3].

Неблагополучная среда семейного воспитания детей, заключается в том, что родители и подростки практически не читают книг, не общаются друг с другом, не заботятся и не обращают внимания друг друга. По данным статистических исследований, проводимых в последние годы, более 93% семей характеризуются низким уровнем развития коллектива, а 72% семей - как антиколлективы. В семьях царит жестокое, бездушное отношение родителей к детям, процветают физическое, социальное, материальное, неэтническое, сексуальное и другие виды притеснения.

В 30-е годы ХХ века термин «трудновоспитуемость» определял как невосприимчивость и сопротивляемость подростка педагогическому воздействию.

Определение «трудновоспитуемый» подросток, по мнению многих специалистов, нуждается в уточнении, так как необходимо выявить педагогический критерий, позволяющий качественно отличать данное явление от других, внешне на него похожих, но разных по содержанию [4].

Таким критерием, на взгляд многих авторов может быть наличие в сознании подростка конфликта с ценностями, нормами и нравственными ориентациями общества.

В.Н. Сорока-Росинский одним из первых авторов, описавший феномен подростковой трудновоспитуемости писал, что «которые по своему поведению не могут оставаться в школах и детских домах нормального типа, и требуют помещения в особые учреждения со специально, для них приноровленным режимом» [3].

Гурлева Т.С. трудными подростками называет «группу неблагополучных подростков от 10-11 до 14-15 лет, не имеющих расстройств нервной системы, психики и которые не требуют специального режима и особых условий воспитания».

Безразличие родителей, их педагогическая малограмотность, неумение создать успешность деятельности ребенка постоянно приводят к его отчуждению, изоляции. Протесты ребенка против этого, как правило, безуспешны. Исчезает доверие в отношениях взрослых и детей. Доверительные отношения - это результат обмена доверия на доверие, а доверие -отражение личностных качеств другого и восприятие их как своими. Именно восстановление доверия способствует возвращению подростку успешности и приостановлению его асоциально-криминального развития. Именно на это должна быть направлена профилактика правонарушений учащихся в образовательных учреждениях [2].

Результаты исследования показывают, что трудновоспитуемый подросток изолирован, отчужден в семье, школе, классе, среди сверстников.

Анализируя ситуацию с вооруженными нападениями в школах, остается признать, что профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становятся психологически необходимыми, не малую роль играет и педагогическая профилактика, которая определяется как система воспитательных воздействий, в процессе которых

исправляются отклонения в развитии и поведении, а также формируются качества личности, соответствующие моральным нормам общества [1].

В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Объединяя такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств, агрессия выступает как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

Безусловным является, по мнению специалистов, тот фак, что ведущая роль в предупреждении агрессивности у подростков принадлежит семье, родителям. Однако возможны ситуации, в которых без помощи педагогов и психологов не обойтись.

Именно образовательная среда может научить подростков приемам позитивного общения, сформировать умения по решению конфликтов, взаимодействия с другими людьми, навыки совместной работы.

Именно тренинг, по мнению специалистов, является оптимальной формой воздействия на сознание подростка, поскольку соответствует возрастным потребностям в признании, стремлении иметь собственную точку зрения, опираться на группу поддержки.

В рамках тренинга происходит решение следующих задач:

Во-первых, раскрытие своей позиции и проявление эмоции, поскольку в группе создается атмосфера взаимного принятия и безопасности.

Во-вторых, осознание собственной ценности и уникальности, формирование толерантного отношения к другим.

В-третьих, обретение навыков уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Для психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков, для обучения приемлемым способам выражения гнева, возможно использование игр и упражнений, в том числе направленных на обучение приемам саморегуляции и раскрепощения.

В свою очередь дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, имеет немаловажное значение, так как в ней у подростков появляется возможность сформулировать и обосновать свою позицию и, главное, оказаться выслушанным.

Дискуссия - является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, она высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций [6].

Для проведения работы в более качественном формате, необходимо привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних.

Ближе всего к подросткам является классный руководитель, который определяет запрос специалистам и предоставляет информацию о ребенке. Психолог, изучает личность подростков, анализирует ситуацию взросления ребенка в социуме, исследует взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями работы социального педагога с агрессивными детьми являются: диагностика эмоционального состояния; индивидуальное консультирование, выявление причин данной проблемы, обучение навыкам разрешения возникающих проблем, умением управлять своими эмоциями; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка, работать над формированием позитивной «Я - концепции»; обучение эффективным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Используемые инспекторами по делам несовершеннолетних профилактические меры, применяемые к подросткам, чаще выражены в проведении созидательных бесед и контроль в виде переписки в мессенджерах и социальных сетях.

Используется таких профилактических мер как совместное проведение досуговых мероприятий: посещение кино, кружков не используется совсем. Можно охарактеризовать подростка, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, следующим образом - это подросток, с асоциальным поведением, стремящийся к популярности среди сверстников путем создания собственных контентов в интернет-сети, к снятию с учета практически не стремящийся [7].

Возникновение трудностей в работе инспектора с трудновоспитуемыми подростками связаны в первую очередь, с отсутствием компетенций в области педагогической науки по проблемам воспитания; отсутствия доверия к полиции у подростков; негативного влияния на подростка окружающей среды (сверстники, родители).

Работа образовательного учреждения в организации предупреждения агрессивного поведения заключается в следующем:

- осознание проблемы агрессивного поведения подростков всеми субъектами образовательного процесса;

- организация сопровождения пар «агрессор - жертва» как условия локализации, а впоследствии и прекращения агрессивного поведения;

- пристальное наблюдение за подростками с характерными чертами в поведении как условие индивидуальной корректирующей и профилактической работы;

- проектирование среды самореализации подростков как предупреждение и коррекция агрессивного поведения.

Выводы. Таким образом, проблема вооруженных нападений на учебные учреждения является серьезной угрозой для

всего социума.

Необходимо рассказывать подросткам о тревожных сигналах, развивать системы оценки угроз и другие технологии. Все это поможет выявить потенциальных преступников и остановить их до того, как они совершат нападение. Проблема, за исключением психического нездоровья, одна: это нарушение контактов в семье и обществе.

Характеризую детей моги педагоги берут за основу следующие критерии: хорошо/плохо учится, хорошая/плохая семья, что не позволяет увидеть во всей этой ситуации самого ребенка. Подростком руководит желание выплеснуть эмоции, просто отомстить, сделать хоть что-то, что вознесет тебя над людьми.

В целях организации более качественной профилактической работы необходимо разработать модель педагогического сопровождения, которая позволит учесть необходимые в этом процессе элементы, их взаимосвязи, механизмы взаимодействия, что естественным образом будет способствовать решению поставленных задач в работе с подростком.

Важно понимать, многие дети убили себя после совершения преступления, что говорит о бессилии, а возможно, и об отсутствии виденья своего будущего, свидетельствует об эмоциональной пустоте и осознании подростками невозможности найти личность, которая действительно поддержит.

Литература:

1. Балакирева Н.А. Социально-психологическая работа с агрессивными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения / Н.А. Балакирева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 60 (3). - С. 258-261.

2. Берковский В.А. Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы / Берковский В.А., Кулешин М.Г., Леонова Н.А. // KANT. - 2018 - №3 (28). - С. 18-23

3. Гурлева Т.С. Причины возникновения и перспективы предупреждения подростковой трудновоспитуемости / Т.С. Гурлева // Практическая психология и социальная работа. - 2007. - № 7 (100). - С. 6-10

4. Снегирева Е.С. Теоретические основания проблемы трудновоспитуемости подростков / Снегирева, Е.С. // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014 - №1 (3). - С. 525-527

5. Пастыка Е.А. Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях / Е.А. Пастыка, М.Е. Питанова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 3 (31). - С. 21-25.

6. Пташинский И.А. Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие действия детей и подростков \ Пташинский И.А. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2009. - № 2. - С. 343-347.

7. Чечикова И.В Трудности инспектора по делам несовершеннолетних в работе с подростками, состоящими на учете, и пути их преодоления / Чечикова И.В // ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2020. - №7 (160). - С. 220-230.

Педагогика

УДК 37.011.31

кандидат педагогических наук, доцент Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Слепенкова Евгения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. В статье представлен опыт общеобразовательных организаций по разработке механизма оценивания эффективности работы классного руководителя в современной школе на основе современных методологических подходов. Определены ключевые принципы построения матрицы компетенций классного руководителя и методики оценки эффективности его деятельности. Проведен сравнительный анализ инструментов оценивания качества профессиональной работы классных наставников в образовательном пространстве школ различных регионов страны.

Ключевые слова: классный руководитель, профессиональная компетенция, инструменты оценивания, образовательное пространство школы, матрица компетенций.

Annotation. The article presents the experience of general education organizations in developing a mechanism for evaluating the effectiveness of the classroom teacher in a modern school based on modern methodological approaches. The key principles of building a matrix of competencies of a class teacher and methods of evaluating the effectiveness of his activities are determined. A comparative analysis of tools for assessing the quality of professional work of classroom teachers in the educational space of schools in various regions of the country is carried out.

Keywords: classroom teacher, professional competence, assessment tools, educational space of the school, competence matrix.

Статья подготовлена в рамках реализации проекта НИР «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) ФГБОУВО «НГПУ имени К. Минина», руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор Николина В.В., за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Введение. В последние годы в России идёт интенсивный поиск практического решения проблемы оценки эффективности деятельности классных руководителей. Данная проблема актуальна для ученых, педагогов-практиков, представителей управленческих структур, руководителей образовательных организаций. В эти поиски включены преподаватели педагогических вузов и региональных институтов развития образования, организаторы воспитательной работы школ и сами педагоги. Стоит отметить, что указанная проблема находит широкий отклик в работах исследователей, которые разрабатывают различные модели оценивания деятельности классных наставников по разным основаниям (А.Н. Барба, Л.Г. Буряк, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, М.П. Нечаев, П.В. Степанов, Ю.Н. Слепко и др.). Рекомендации Министерства просвещения по организации деятельности классных руководителей (2001, 2006 и 2020 г.г.), Примерная программа воспитания (2020) заметно активизировали данную деятельность. В этих документах определяется обширный перечень функций профессиональной деятельности классного руководителя, которые интегрируются в два обобщенных уровня критериев оценки эффективности его работы: результативный и деятельностный. Деятельностный (или процессуальный) блок предусматривает оценку реализации классным руководителем своих основных профессиональных функций, связанных с управлением учебно-воспитательным процессом, организацией жизнедеятельности обучающихся. По сути, данный компонент позволяет установить динамику воспитательного процесса, текущую эффективность деятельности классного руководителя [8].

Результативный блок оценки предполагает оценку степени достижения запланированного результата в соответствии с поставленной целью. Под результатами понимаются те позитивные изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними: уровень развития личности воспитанника (его знание о системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.