УДК 159-9
Е. А. Пастыка, М. Е. Питанова
ПРОБЛЕМА ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. Рассматривается проблема девиантного поведения подростков, проявляющегося в вооруженных нападениях на общеобразовательные учреждения. Представляется организационный вариант психолого-педагогического сопровождения и профилактической работы по предотвращению возможных агрессивных и насильственных поведенческих реакций.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, вооруженные нападения.
В последнее десятилетие проблема вооруженных нападений на образовательные учреждения стала особенно актуальной в российском социуме. Только за последние два года подростками было совершено около 20 громких преступлений в различных регионах России: Республиках Бурятия, Коми, Московской области, Республике Крым, Хабаровском крае, Перми и др. Заголовки новостных лент сообщают об использовании подростками пневматического пистолета, заточки. Почти каждый случай применения оружия заканчивается трагедией. Подтверждает актуальность исследования пример предотвращения трагедии. 26 февраля 2020 г. ФСБ России предоставило в СМИ информацию о предотвращении массового убийства, которое планировалось двумя саратовскими подростками 14 и 15 лет. Юноши готовились к убийству 40 человек в своей школе.
Цель нашего исследования - изучить проблему вооруженных нападений в школах и предложить организацию профилактических мер подросткового вооруженного насилия.
Данный социальный феномен зародился в США в конце ХХ в. Расстрел в школе «Колумбайн» унес 13 человеческих жизней, 36 человек получили ранение. После трагедии у преступников нашлись последователи, которые по настоящее время устраивают нападения по всему миру.
В настоящий момент в обществе распространено мнение, что основной причиной агрессивного поведения подростков являются «жестокие компьютерные игры». Между насилием на экране и в жизни трудно проследить прямую зависимость, потому что подавляющее большинство тех, кто посмотрит жестокий фильм или сыграет в видеоигру, никогда не пойдут убивать реальных людей. Возможно, в редких случаях (когда человек уже на пути к преступлению) какая-то связь существует. Однако нельзя однозначно утверждать, что источник агрессии единственный. В целом сцены жестокости в фильмах или играх к насилию не приводят. Данный социальный феномен требует всестороннего изучения и серьезной профилактики.
В XX в. Глен Мачерт ввел термин, характеризующий вооруженное нападение на школьные учреждения, - «скулшутинг». Исследователь заявил, что у подростков-преступников есть определенные черты в поведении, выделяющие их из толпы. В поведении выражается замкнутостью, вспышками агрессии, склонностью к насилию; во внешнем виде - определенной одеждой и атрибутикой. За совершившими преступление отмечаются некоторые факты смены поведения:
- они резко меняли круг общения, отдаляясь от семьи или друзей;
© Пастыка Е. А., Питанова М. Е., 2020.
- некоторые открыто заявляли, что готовят месть (в видеоблогах или на страницах в соцсетях), кто-то интересовался покупкой оружия;
- нарушались контакты с неблизкими окружающими (от изоляции до зацикливания на какой-то личности).
В речи человека, задумавшего преступление, можно услышать упоминания следующих маркеров: «скулшутинг», «колумбайнер», «апрельские мальчики» и пр.
Причины вооруженных нападений необходимо искать во взаимоотношениях детей с окружающей средой и семьей. Подростковый возрастной период характеризуется, прежде всего, желанием детей признания собственного «Я». Стремление к автономности, самостоятельности часто приводит к конфликтам со взрослыми. Проявляя упрямство, своеволие, желание «быть не как все», ребенок целенаправленно отклоняется от общепринятых норм и правил.
Кроме того, грубость и агрессию может спровоцировать неблагополучная обстановка в семье. Наблюдая за аморальным образом жизни родителей, насилием, грубостью, ребенок с детства вырабатывает в себе «защитный механизм», с помощью которого выстраивает защиту от внешнего мира.
Девиантное поведение, выражающееся в применении насилия, может быть опасным для общества, поскольку связано с нарушением уголовного кодекса. Отклоняющееся от нормы поведение укладывается в следующий симптомокомплекс:
- нарушение принятых в обществе социальным норм;
- отрицательное оценивание поведения окружающими, наказание;
- причинение вреда окружающим и себе;
- повторение поведенческого сценария, направленного против норм общества;
- разрушающее мотивационное начало самой личности;
- дезадаптация [1].
В жизни проявление отклоняющегося поведения часто сопровождается яркими эмоциональными и поведенческими реакциями. В разных жизненных ситуациях симп-томокомплекс может быть окрашен:
- агрессивностью;
- неуправляемостью;
- скрытностью;
- склонностью к жестокости;
- резкой сменой настроения.
Стоит отметить, что не всегда данные признаки являются очевидными. Иногда подросток настолько скрытен, что в поведении не выдает своих истинных отклоняющихся от нормы поведенческих реакций. Он может отличаться коммуникативными способностями, успехами в учебе, быть тихим и благовоспитанным, но, оставаясь наедине с самим собой, может представлять угрозу для окружающих. Чаще всего агрессия подростка достается животным, она может выражаться и в вынашивании грандиозных планов убийства. В поведении человека следует искать признаки, которые указывают на то, что готовится нападение. Предпринимает ли он какие-то действия, чтобы осуществить план? Кто-то может выдать угрозу, рассердившись. Кто-то может шутить или даже фантазировать на тему того, как совершит атаку. Но если никаких шагов на практике нет, значит, нет и непосредственной угрозы. Но совсем другое дело, если подростки запасаются оружием, делают взрывные устройства или рисуют план школы, чтобы решить, какие входы и выходы использовать, откуда вести стрельбу. Если они собирают данные и детально планируют нападение, в таком случае это не просто мысль или фантазия, все серьезно. Поэтому важно обращать внимание на поведение, характерное для готовящегося нападения.
Если школа ограничивается такой мерой пресечения девиаций, как наказание, например отстранение от занятий на два-три дня или исключение, то это значит, что она не проводит надлежащее расследование, а это значительно увеличивает риски. Попытка убрать ученика из школы не помешает ему вернуться и совершить преступление. Без детального анализа угрозы можно пройти мимо, не осознав глубины проблемы. Если не провести оценку угрозы и не установить, насколько реальна опасность, предотвратить нападение невозможно. Важно сопровождать взросление подростка и отслеживать проявления агрессии, неуправляемости, склонности к жестокости. Существует арсенал методик по выявлению состояния напряжения, депрессии, уровня агрессии обучающихся. А умело организованная профилактическая работа позволит снизить уровень преступности в подростковой среде.
На базе МБОУ СОШ № 37 г. Пензы была проведена диагностика уровня агрессии среди учеников девятых классов. Нами использовался опросник Спилбергера для оценки агрессии (STAXI). Данная методика разработана Ч. Спилбергером в 1995 г. Русскоязычный вариант был адаптирован и апробирован H. Kassinov, Ch. Eckhardt, Д. Суходольским и С. Цыцаревым. Методика позволяет диагностировать различные проявления агрессивного поведения: агрессию как актуальное состояние, агрессию как личностную особенность, агрессию внешнюю - гетероагрессию, агрессию внутреннюю - аутоагрессию и контроль агрессии. Опросник включает 44 суждения, которые обследуемый должен оценить по четырехбалльной шкале.
Из 25 испытуемых у двоих (8,0 %) диагностировалась агрессия как личностная черта; у пятерых (20,0 %) выявлена аутоагрессия, остальные 18 человек (72,0 %) контролируют агрессию. Диагностика показала, что среди подростков есть те, кто нуждается в помощи и внимании со стороны взрослых. Почти треть исследуемой выборки должна привлечь внимание специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения, возможно поддержки и коррекции, профилактической работы.
Анализируя ситуацию с вооруженными нападениями в школах, остается признать, что профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становятся психологически необходимыми. Психолого-педагогическая профилактика представляет собой предупредительные меры, которые призваны устранить внешние факторы, провоцирующие неадекватный ход развития детей [2].
Мы поддерживаем точку зрения Е. В. Степановой и В. А. Попова в том, что вопросы повышения эффективности ранней профилактики должны решаться в двух стратегических траекториях:
1) выявление десоциализирующих, неблагоприятных воздействий со стороны ближайшего окружения; последующее и своевременное устранение внешних факторов, обусловливающих агрессивное поведение подростков;
2) ранняя диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков (тестирование и наблюдение) с последующим дифференцированным подходм в выборе средств предупреждения [3].
В данной статье хотелось привлечь внимание к ресурсным возможностям школы в поиске наиболее эффективных форм и методов профилактики агрессивного и социально опасного поведения подростков. Безусловно, ведущая роль в предупреждении агрессивности у подростков принадлежит семье, родителям. Однако возможны ситуации, в которых без помощи педагогов и психологов не обойтись. Научить подростков приемам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, сформировать умения по решению конфликтов, навыки совместной работы, возможно, пожалуй, только в пределах образовательного учреждения.
Особый интерес для психолога в школе представляет вопрос выбора адекватных ситуации форм профилактики. Одной из самых эффективных по праву можно назвать профилактическую работу в условиях тренинга. Тренинг - оптимальная форма воздействия на сознание подростка, поскольку соответствует возрастным потребностям в признании, стремлении иметь собственную точку зрения, опираться на группу поддержки.
Тренинги по профилактике агрессивности подростков позволяют подростку в сжатые сроки под руководством психолога-тренера решить ряд задач безопасного взросления. Во-первых, раскрыть свою позицию и проявить эмоции, поскольку в группе создается атмосфера взаимного принятия, безопасности и поддержки. Во-вторых, осознать собственную ценность и уникальность, сформировать толерантное отношение к другим на основе осознания их права на собственную неповторимость. В-третьих, сформировать навыки уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов. И наконец, осознать свою позицию в общении друг с другом на основе анализа имеющихся агрессивных установок в отношении некоторых людей. Для решения поставленных задач в тренинговых занятиях уместны игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, психотехнические упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия [4, с. 55-56].
Среди методов арт-терапии для психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков можно использовать игры и упражнения для обучения приемлемым способам выражения гнева; направленные на обучение приемам саморегуляции; подвижные игры для физического и эмоционального раскрепощения [5, с. 59-60].
Нравится подросткам метод обсуждения и разрешения спорных вопросов - дискуссия. В ней у подростков появляется возможность сформулировать и обосновать свою позицию и, главное, оказаться выслушанным. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций.
Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних. Классный руководитель ближе всего к подросткам, именно он составляет первичный запрос специалистам и предоставляет информацию о ребенке. Важен вклад психолога в дальнейшую работу. Он изучает личность подростков, анализирует ситуацию взросления ребенка в социуме, исследует взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками. Психолог подбирает диагностические методики, формы и методы для организации профилактической и коррекционной работы. Если агрессивное поведение подростка привело к правонарушению, то к взаимодействию подключается инспектор по делам несовершеннолетних. От него подростки получают правовые знания.
Работа образовательного учреждения в организации предупреждения агрессивных поведенческих реакций сводится к следующему:
- осознание проблемы агрессивного поведения подростков всеми субъектами образовательного процесса;
- организация сопровождения пар «агрессор - жертва» как условия локализации, а впоследствии и прекращения агрессивного поведения;
- пристальное наблюдение за подростками с характерными чертами в поведении как условие индивидуальной корректирующей и профилактической работы;
- проектирование среды самореализации подростков как предупреждение и коррекция агрессивного поведения.
Таким образом, проблема вооруженных нападений на учебные учреждения является серьезной угрозой для всего социума. Необходимо рассказывать людям о тревожных сигналах, развивать системы оценки угроз и другие технологии. Все это поможет выявить потенциальных преступников и остановить их до того, как они совершат нападение. Проблема, за исключением психического нездоровья, одна: это нарушение контактов в семье и обществе. Никто не задает себе вопросов, почему эти дети месяцами проявляют агрессивное поведение, их в основном делят на категории: хорошо/плохо учится, хорошая/плохая семья, что не позволяет увидеть во всей этой ситуации самого ребенка. Подростком руководит желание выплеснуть эмоции, просто отомстить, сделать хоть что-то, что вознесет тебя над людьми. Важно понимать, многие дети убили себя после совершения преступления, что говорит о бессилии, а возможно, и об отсутствии виденья своего будущего, свидетельствует об эмоциональной пустоте и осознании подростками невозможности найти личность, которая тебя действительно поддержит.
Библиографический список
1. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2008. - 242 с.
2. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Попова. -Москва : Академия, 2013. - 176 с.
3. Степанова, Е. В. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков / Е. В. Степанова, В. А. Попов // Молодой ученый. -
2015. - № 6 (86). - С. 788-791.
4. Воробьев, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К. Воробьев // Воспитание школьника. - 2008. - № 6. - С. 55-61.
5. Бакшеева, Т. С. Влияние арт-терапии на поведение подростков / Т. С. Бакшеева // Школьному психологу. - 2010. - № 7. - С. 58-60.
Пастыка Евгения Андреевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Питанова Марина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Пастыка, Е. А. Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях / Е. А. Пастыка, М. Е. Питанова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 3 (31). -С. 21-25.