Научная статья на тему 'Использование результатов первичной диагностики склонности молодежи к деструктивному поведению в превентивной деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Использование результатов первичной диагностики склонности молодежи к деструктивному поведению в превентивной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
651
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / СКУЛШУТИНГ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕВЕНТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUVENILE / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / YOUNG PEOPLE / EXTREMISM / RADICALISM / SCULPTING / DEVIANT BEHAVIOR / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / PSYCHOLOGICAL TESTING / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна

В силу характерных возрастных особенностей категория несовершеннолетних в большей степени подвергается негативному влиянию окружающей среды, в связи с чем формируется деструктивная форма поведения. Особую «популярность» в последнее время набирает проблема молодежного экстремизма и терроризма, проявления жестокости и агрессии в подростковой среде. На основе анализа литературных источников и взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов автор в статье делает попытку обосновать эффективность идеи первичной поэтапной диагностики деструктивных форм поведения в молодежной среде. В исследовании данного феномена предлагается выделить три этапа. На первом этапе возможно использование специально разработанных анкет на 10-15 вопросов с целью выявления лиц, составляющих потенциальную группу риска формирования отклоняющегося поведения. Анкетирование предлагается проводить с респондентами в возрасте от 14 до 21 года. Для разработки указанных анкет определены основные формы и критерии диагностики отклоняющегося поведения, наиболее часто встречающегося в молодежной среде, а именно религиозный и националистический, фанатичный экстремизм, а также скулшутинг. На втором этапе предполагается проведение консультативной беседы с каждым молодым человеком, попавшим в группу риска для обсуждения результатов анкетирования и установления мотивов выбора той или иной модели поведения. На третьем этапе в уже сформированной группе риска возможно применение специального психодиагностического инструментария, который направлен на определение более глубоких и устойчивых психологических оснований деструктивных форм поведения. Рациональность такого подхода объясняется тем, что подобная процедура непосредственно должна упростить изучение отклоняющегося поведения молодежи в рамках масштабного исследования. Итогом проведенного анкетирования, а впоследствии и психодиагностического обследования, является формирование группы риска, включающей в себя лиц, склонных к деструктивному поведению. Именно эти результаты могут быть использованы определенными подразделениями органов внутренних дел в рамках проведения превентивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the characteristic age peculiarities the category of minors is more exposed to the negative impact of the environment, and therefore a destructive form of behavior is formed. The problem of youth extremism and terrorism, manifestations of cruelty and aggression in the teenage environment has been gaining particular “popularity” in recent years. On the basis of the analysis of literary sources and interaction with law enforcement officers, the author makes an attempt to justify the effectiveness of the idea of the primary stage-by-stage diagnosis of destructive forms of behavior in the youth environment. In the study of this phenomenon it is proposed to distinguish three stages. At the first stage, it is possible to use specially designed questionnaires for 10-15 questions in order to identify persons who are in a potential risk group for the formation of deviant behavior. The survey is proposed to be conducted with respondents aged 14 to 21 years. For the development of these questionnaires, the basic forms and criteria for the diagnosis of deviant behavior, the most common among young people, namely religious and nationalist, fanatical extremism, as well as schoolshooting, are determined. At the second stage, we expect to conduct a consultative conversation with every young man who is in the risk group to discuss the results of the questionnaire and establish the motives of choosing a particular behavior. At the third stage, it is possible to use special psychodiagnostic tools in the already formed risk group, which are aimed at determining the deeper and more stable psychological foundations of destructive forms of behavior. The rationality of this approach is explained by the fact that such a procedure should directly simplify the study of deviant behavior of young people in the framework of a large-scale study. The result of the survey (and later psychodiagnostic examination) is the formation of a risk group, which includes persons prone to destructive behavior. These results can be used by certain units of the Internal Affairs bodies in the framework of preventive activities.

Текст научной работы на тему «Использование результатов первичной диагностики склонности молодежи к деструктивному поведению в превентивной деятельности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 316.624

DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).073-080

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ МОЛОДЕЖИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПРЕВЕНТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Л. Н. Никитина

Для цитирования

Никитина, Л. Н. Использование результатов первичной диагностики склонности молодежи к деструктивному поведению в превентивной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л. Н. Никитина // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 3(48). - С. 73-80. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).073-080.

[СС)Ф®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В силу характерных возрастных особенностей категория несовершеннолетних в большей степени подвергается негативному влиянию окружающей среды, в связи с чем формируется деструктивная форма поведения. Особую «популярность» в последнее время набирает проблема молодежного экстремизма и терроризма, проявления жестокости и агрессии в подростковой среде.

На основе анализа литературных источников и взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов автор в статье делает попытку обосновать эффективность идеи первичной поэтапной диагностики деструктивных форм поведения в молодежной среде. В исследовании данного феномена предлагается выделить три этапа. На

© Никитина Л. Н., 2019

первом этапе возможно использование специально разработанных анкет на 10-15 вопросов с целью выявления лиц, составляющих потенциальную группу риска формирования отклоняющегося поведения. Анкетирование предлагается проводить с респондентами в возрасте от 14 до 21 года. Для разработки указанных анкет определены основные формы и критерии диагностики отклоняющегося поведения, наиболее часто встречающегося в молодежной среде, а именно религиозный и националистический, фанатичный экстремизм, а также скулшутинг.

На втором этапе предполагается проведение консультативной беседы с каждым молодым человеком, попавшим в группу риска для обсуждения результатов анкетирования и установления мотивов выбора той или иной модели поведения. На третьем этапе в уже

сформированной группе риска возможно применение специального психодиагностического инструментария, который направлен на определение более глубоких и устойчивых психологических оснований деструктивных форм поведения.

Рациональность такого подхода объясняется тем, что подобная процедура непосредственно должна упростить изучение отклоняющегося поведения молодежи в рамках масштабного исследования. Итогом проведенного анкетирования, а впоследствии и психодиагностического обследования, является формирование группы риска, включающей в себя лиц, склонных к деструктивному поведению. Именно эти результаты могут быть использованы определенными подразделениями органов внутренних дел в рамках проведения превентивной деятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетние, деструктивные формы поведения, молодежь, экстремизм, радикализм, скулшутинг, отклоняющееся поведение, сотрудники органов внутренних дел, психодиагностика, профилактика, превентивная деятельность.

В настоящее время одной из ведущих проблем психологии является проблема социализации подростков, особенно в условиях социально-экономической нестабильности и при отсутствии единой общественной идеологии. Именно молодые люди во все времена были наиболее подвержены негативному влиянию со стороны социума, нежели старшее поколение. Даже в мирное и спокойное время количество несовершеннолетних, проявляющих деструктивные формы поведения, всегда больше, чем среди остального населения.

Необходимо выделить экстремистские и террористические проявления

в молодежной среде. На сегодняшний день молодежный экстремизм относится к числу проблем, актуальных для всех стран мира, в том числе для России. Рост экстремистских настроений, распространение радикальной и деструктивной идеологии, популяризация культа насилия и обесценивание человеческой жизни, как чужой, так и своей собственной, создают благоприятные условия в обществе для совершения различных террористических акций и резонансных преступлений насильственной направленности. Учитывая то, что современное общество развивается очень динамично во всех сферах жизнедеятельности, то соответственно и те, кто встал на путь экстремизма и терроризма с каждым днем пытаются изменить и усовершенствовать тактику своих действий. Печальным является тот факт, что для достижения своих целей эти люди используют самую уязвимую категорию населения - несовершеннолетних. К подготовке и совершению преступлений привлекаются те лица, которые не подпадают под возраст уголовной ответственности и которые в силу своих индивидуально-психологических особенностей не могут в полной мере осознавать истинные последствия своих противоправных действий.

Таким образом, наиболее не защищенными перед опасностью формирования деструктивных форм поведения являются несовершеннолетние. Этот возрастной период становления личности характеризуется своеобразными физиологическими и психическими изменениями: гормональной перестройкой, чувством взрослости, завышенным уровнем притязаний, наличием внутриличностных конфликтов, уходом в фантазии, отказом от

ответственности, эмоциональной неустойчивостью, конформностью.

Интерес к теме деструктивных форм поведения в молодежной среде всегда вызывал широкий интерес в научных кругах [1, 2, 4-10]. В большей степени эта проблема тревожит непосредственно родителей, воспитателей, педагогов, психологов, работников сферы социальной защиты населения и сотрудников органов внутренних дел.

Основной целью данной научной работы является обоснование идеи первичной и поэтапной диагностики деструктивных форм поведения в молодежной среде для определения группы риска, а также использование полученных результатов в работе сотрудников органов внутренних дел в рамках осуществления ими превентивной деятельности.

Безусловно, эффективная профилактическая работа в данном направлении напрямую зависит от своевременного выявления лиц, склонных к деструктивному поведению. В комплексном и всестороннем исследовании проблем диагностики и основанной на ней системе профилактики такого поведения молодежи заинтересованы все субъекты превентивной деятельности, в том числе правоохранительные органы. Например, наличие достоверной информации об экстремистски и террористически настроенных личностях способствовало бы своевременному проведению необходимых мероприятий со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Одним из реальных способов профилактики деструктивного поведения молодежи может стать ранняя диагностика такой склонности с целью формирования групп риска, включающих в себя тех лиц, на которых необ-

ходимо обратить более пристальное внимание. Во многих образовательных учреждениях существует практика диагностики отклоняющегося поведения учащихся. В некоторых учебных заведениях совершались также попытки проведения узконаправленного опроса на предмет определения склонности к экстремистскому и террористическому поведению. Считаем, что такая экспресс-диагностика отклоняющегося поведения молодежи может стать достаточно информативной. В связи с этим в ходе взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов нами были выделены основные формы проявления деструктивного поведения, которые наиболее часто встречаются в молодежной среде, и в соответствии с указанными направлениями разработаны специальные опросники.

В психологической практике с целью диагностики отклоняющегося поведения часто прибегают к использованию следующих методик: Опросник склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), Методика «Девиант-ное поведение» (М. Ю. Колосницина, Е. А. Кадацкая), Методика диагностики склонности к девиантному поведению (Р. В. Овчарова), Методика для определения асоциальных установок и их выраженности (А. Эллис), Методика диагностики склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус, А. Г Соловьев), различные проективные методики.

Выделим основные методики, с помощью которых изучают склонность к экстремизму: Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма (Д. Г. Давыдов, К. Д. Хломов), F-шкала на измерение предрасположенности личности к фашистской идеологии (Т. Адороно, Э. Френкель-Брун-

свик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд), Авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир (Дж. Дак-кита), Индекс толерантности (Г У. Сол-датова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), Опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солда-това, С. В. Рыжова), Шкала этнонаци-ональных установок (О. Е. Хухлаев), Шкала ксенофобских установок подростков (О. Д. Гурина).

Безусловно, для объективной и более глубокой диагностики психологических установок деструктивного поведения необходимы специально разработанные методики. Такое исследование поможет получить более информативные результаты и осуществить глубокий анализ психологических закономерностей и механизмов склонности к отклоняющемуся поведению. В то же время применение специального психологического инструментария может быть и более сложным процессом в плане организации проведения масштабного исследования. В связи с этим считаем, что рационально будет выделить несколько этапов в изучении деструктивного поведения молодежи. По нашему мнению, на первом этапе отбора можно использовать специально разработанные небольшие по объему анкеты, которые позволят определить группу лиц, потенциально имеющих признаки деструктивного поведения.

На втором этапе с каждым молодым человеком, попавшим в группу риска, необходимо провести индивидуальные беседы с целью обсуждения результатов анкетирования и определения мотивов выбора той или иной модели поведения. Индивидуальные беседы, кроме сбора дополнительной

информации также помогут сузить круг лиц, склонных к деструктивному поведению. На третьем этапе - в уже сформированной группе риска можно применять психодиагностические методики, которые будут направлены на определение более глубоких и устойчивых психологических оснований отклоняющегося поведения.

Целесообразность такой поэтапной диагностики заключается в том, что это в первую очередь должно упростить саму процедуру исследования. Ведь провести психодиагностику всех молодых людей - сложная задача с позиции временных и организационных затрат, а сформированная группа риска будет гораздо меньшей в количественном эквиваленте и более качественной с позиции исследования изучаемого феномена.

В данной статье мы детально остановимся на экспресс-диагностике отклоняющегося поведения молодежи с помощью специально разработанных анкет. Учитывая тот факт, что среди лиц с деструктивным поведением преобладают молодые люди в возрасте до 30 лет, то естественное и наиболее действенное поле профилактики для этой возрастной группы - образовательная среда. Считаем, что подходящим контингентом для диагностики будут молодые люди в возрасте от 14 до 21 года. Выбор этих возрастных рамок обусловлен психологическими закономерностями формирования со-циальныхустановок как определенного состояния сознания, базирующегося на предыдущем опыте и регулирующего поведение человека. По мнению Ж. Годфруа [3], установки в период с 12 до 20 лет формируются под влиянием окружающей среды посредством усвоения социальных ролей и приоб-

ретают окончательную форму, а в возрасте от 20 до 30 лет происходит так называемая кристаллизация установок, когда определенные убеждения становятся устойчивыми психическими новообразованиями и в будущем с трудом поддаются коррекции. Указанный возрастной период (с 14 до 21 года) является одним из благоприятных для формирования деструктивных форм поведения. Таким образом, своевременно проведенная диагностика будет способствовать эффективной профилактической работе, направленной на изменение приобретенных отрицательных центральных или периферических установок на социально-позитивные.

Одной из сложностей в процессе анкетирования может стать либо отказ от анкетирования самих молодых людей, либо отрицательное отношение к опросу родителей несовершеннолетних. В связи с этим данный вопрос требует поддержки со стороны органов государственной власти в рамках законодательного закрепления обязательного требования пройти указанный опрос.

Конечно, важным аспектом является наличие или отсутствие согласия родителей несовершеннолетних. В этом плане с ними необходимо проводить дополнительные разъяснительные беседы. В первую очередь родители должны понимать необходимость профилактических мер с целью выявления, например, экстремистски настроенных лиц в коллективе, где учится их ребенок.

В процессе предлагаемого нами опроса может возникнуть еще одна проблема - это дача молодыми людьми социально-положительных ответов, которые могут исказить правдивость и

надежность полученных результатов. В связи с этим опрос должен быть непринужденным и естественным. Проводить анкетирование можно в начале или в конце школьного занятия. Одним из вариантов может быть внедрение компьютерных вариантов опросников в образовательный процесс как элемента внепланового анкетирования. Количество вопросов может колебаться от 10 до 15, время проведения - от 3 до 5 минут. Перед началом анкетирования респондентам необходимо разъяснить цель опроса: исследование деструктивных форм поведения молодежи, озвучить инструкцию по заполнению анкет, обратив внимание на важность искренности и объективности при даче ответов на поставленные вопросы. Естественно, что данное анкетирование даст более надежные результаты, если будет проведено анонимно, но в таком случае возникнет сложность с идентификацией личности и результатов анкетирования.

Важным аспектом является также формирование критериев диагностики и анализа полученных результатов. Считаем, что при составлении вопросов соответствующих анкет необходимо исходить из выделенных причин, признаков и отрицательных последствий деструктивных форм поведения молодежи. Первопричиной такого поведения несовершеннолетних чаще всего является внутренний дисбаланс (инфантильность, внушаемость, ранимость, депрессивные состояния), который усугубляется под влиянием внешних неблагоприятных факторов (постоянные семейные конфликты, отсутствие должного внимания со стороны родителей, непринятие личности ребенка родными, нарушение процесса социализации, влияние средств мас-

совой информации, чрезмерное увлечение компьютерными играми).

Как мы уже отмечали, с целью более глубокого исследования нами были выделены следующие формы деструктивного поведения, которые в большей степени распространены в молодежной среде: религиозный, националистический, фанатичный экстремизм. Кроме того, ввиду участившихся за последнее время случаев применения учащимися оружия в образовательных учреждениях отдельно рассмотрели такое явление, как скулшутинг. В соответствии с указанными направлениями разработаны специальные опросники по соответствующим блокам.

В рамках первого блока акцент сделан на отношение молодежи к деструктивным религиозным течениям, предполагающим формирование предпосылок религиозного экстремизма. При составлении вопросов основное внимание уделено тематике религиозной идеологии, проявлению крайних радикальных и фундаменталистских взглядов на толкование определенного вероучения, деятельности, направленной на непримиримое противостояние с применением физического насилия. Основные критерии при подготовке вопросов: терпимость (нетерпимость) к другим религиям; признание единой религии как ведущей (подавление других религиозных конфессий).

Второй блок вопросов ориентирован на определение экстремистских взглядов в рамках националистического, политического и фанатичного экстремизма как наиболее распространенных форм в молодежной среде. Критериями диагностики являются: толерантность (интолерантность) к инакомыслящим и другим национальностям; деление окружающих на

две противоположные стороны - «мы» и «они».

Необходимо рассмотреть еще одну форму деструктивного поведения, проявление которого имело место и в нашей стране. Это скулшутинг -вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Одним из примеров стала трагедия в октябре 2018 года в г. Керчи, когда один из студентов Керченского политехнического колледжа В. Росляков совершил массовое убийство учащихся и персонала учебного заведения, в результате которого погиб 21 человек. В этой ситуации внешний облик В. Рослякова был весьма обманчивым, не вызывал подозрения. На первый взгляд он был спокойным, тихим, замкнутым, необщительным и неплохо учащимся студентом. Хотя внутреннее состояние молодого человека скрывало много психологических проблем и подавленных отрицательных эмоций, копившихся годами, которые рано или поздно все равно нашли бы выход. Если в реальной жизни Росляков не показывал своих истинных эмоций, то в виртуальном мире он демонстрировал свой явный негативизм. Например, в социальных сетях он увлекался видеосюжетами с элементами насилия и жестокости, выкладывал фотоизображения, свидетельствующие о том, что он являлся приверженцем так называемых левых взглядов - анархизма. В конечном итоге Росляков увидел единственный путь в сложившейся ситуации - это проявление агрессии и насилия к реальным или мнимым обидчикам. Скорее всего, на протяжении длительного времени агрессия была скрытой и пассивной. Именно поэтому одноклассники характеризовали Рослякова как стран-

ного парня и не предполагали, что такой тихий и спокойный человек может быть способным на столь жестокие и агрессивные действия. Увидеть внутренние переживания этого молодого человека посредством наблюдения, как оказалось, не представилось возможным. Считаем, что предлагаемая нами модель первичной диагностики склонности к деструктивным формам поведения может быть результативной и поможет выявить потенциальную группу риска.

В рамках третьего блока вопросов внимание обращено на такие критерии, как: удовлетворенность (неудовлетворенность) жизнью; желание (нежелание) проявлять агрессию в ответ на оскорбление; наличие (отсутствие) понимания со стороны окружающих; наличие (отсутствие) суицидальных мыслей.

Что касается оценки склонности к описанным выше деструктивным формам поведения, то анализ результатов анкетирования должен быть дифференцированным и индивидуальным. Обращать внимание стоит на каждый положительный ответ из числа предъявленных утверждений и вопросов. В последующем психолог учебного заведения в работе с респондентом должен более детально обсудить каждый положительный ответ и определить основные причины и мотивы такого выбора.

Конечно, говорить об эффективности такой первичной диагностики отклоняющегося поведения молодежи посредством использования анкет можно будет тогда, когда появятся первые результаты опросов. Кроме того, существует еще ряд организационных вопросов в проведении данного исследования, которые мы затронули

и которые требуют дополнительного решения.

Наличие исходной информации о группах риска, включающих в себя лиц, склонных к деструктивным формам поведения, даст возможность проводить профилактическую работу не только сотрудникам образовательной системы, но и сотрудникам различных подразделений системы органов внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, центр по противодействию экстремизму). Именно своевременное установление лиц, склонных к радикализации взглядов или увлекающихся идеями распространения насилия и агрессии, будет способствовать эффективной превентивной деятельности правоохранителей.

Отметим, что важным в этом процессе является исключение формализма при проведении анкетирования или случаев сокрытия или искажения полученной информации от сотрудников органов внутренних дел. Только налаженное взаимодействие между сотрудниками образовательной системы и правоохранителями может способствовать более эффективной и результативной превенции отклоняющегося поведения молодежи.

Своевременное выявление молодых людей, имеющих склонность к деструктивному поведению, даст возможность проводить профилактическую деятельность, направленную не только на предупреждение последствий противоправного поведения молодежи, но и на изменение радикальных взглядов этих лиц на первоначальных этапах их формирования.

Библиографический список

1. Акунина Ю. А. Социально-культурные условия профилактики де-

структивных протестных настроений среди молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4(48). С. 110-114.

2. Буткевич С. А., Коноплева А. А. Роль и место образовательных организаций в системе предупреждения терроризма и экстремизма // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2(36). С. 248-253.

3. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. М. : Мир, 1992. Т. 1. 376 с.

4. Злоказов К. В., Чудакова С. Н. Нарушения социальной идентичности как причина распространения экстремистской идеологии в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3(46). С. 17-24.

5. Коноплева А. А., Никитина Л. Н., Чудина-Шмидт Н. В. Анализ социокультурных и психологических предпосылок развития экстремизма в Крымском федеральном округе: научные исследования и разработки // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 3. С. 53-60.

6. Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма / Сост. Е. С. Лукьянова, Г Ю. Блинова. Тверь, 2017. 231 с.

7. Высокие гуманитарные технологии преодоления деструктивного поведения молодежи / Р. Р. Муслумов [и др.] // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 96-102.

8. Салихов А. М., Краснощеченко И. П. Антиэкстремистское правосознание: к обоснованию понятия и разработке обучающей программы для молодежи // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 49-58.

9. Степанова А. А. Психологическая профилактика деструктивности в образовательных организациях // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 147-152.

10. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования : метод. рек. /сост. Т. А. Ичеткина. Сыктывкар : КРИРО, 2015. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.