- пытается разобраться в себе, в особенностях своей индивидуальности, понять свои сильные и слабые стороны;
- способен критично отнестись к самому себе, честно признаваться себе в своих недостатках, поскольку без такого критичного и честного отношения к себе невозможно их преодоление;
- прилагает усилия к достижению поставленных перед собой социокультурно значимых мотивов и целей, поскольку «благими намерениями устлана дорога в ад», и привычка недостижения, невыполнения сама по себе уже становится основой соответствующего характера;
- организует свой индивидуальный образ жизни, стиль жизни в соответствии со своим мировоззрением, картиной мира.
Сформулированные здесь положения основаны на многолетних исследованиях и наблюдениях за детьми и молодежью [2, 3] в контексте концепции организации образования в формах детской субкультуры (субкультуры определенного возрастного периода).
Литература
1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. - Л., 1949.
2. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск: НГПУ, 1999.
3. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005.
4. Большунова Н.Я. Проблемное поле юношеского самоопределения. Социокультурные проблемы современного человека // материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (19-24 апреля 2010 г.). - Ч. 1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010.
5. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1946.
7. Теплов Б.М.Психология. М.: Учпедгиз. - 1953. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/medobozrenie/teplov.html.
8. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995.
9. Левитов Н. Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.
10. Окара А.Н. Креативный класс как последняя надежда России: [Электронный ресурс] - Режим дос-тупа:www.reflexюn.ru/dub/6-04-10%20Okara.doc
11. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. № 4 (29). - С. 3-12.
12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-ХХ1, 2005.
Большунова Наталья Яковлевна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: nat_bolshunova@mail ru
Bolshunova Natalya Yakovlevna - doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of general psychology and history of psychology, Novosibirsk State Prdagogical University. E-mail: nat_bolshunova@mail ru
УДК 37.013
© Е.Н. Романова
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
В статье рассмотрены некоторые результаты зарубежного опыта изучения поведения детей с постоянным деструктивным поведением, начиная с раннего дошкольного возраста. Автором приведены характеристики ранней делинквентности, изложенные в зарубежных источниках, факторы риска и предпосылки ее проявления, а также наиболее эффективные меры воздействия на ее формирование.
Ключевые слова: ранняя делинквентность, асоциальное поведение, факторы риска, отверженность, родительский контроль, раннее вмешательство, превенция, профилактические программы.
E.N. Romanova
DELINQUENCY IN EARLY CHILDHOOD AND MEASURES FOR INFLUENCE ON ITS FORMATION IN THE RESEARCH OF FOREIGN SCHOLARS
The paper considers some results offoreign experience in studying the behavior of children with permanent destructive behavior beginning from early preschool age. The author shows the characteristics of early delinquency as described in the foreign sources, risk factors and prerequisites of its manifestation as well as the most effective measures of influence on its formation.
Keywords: early delinquency, asocial behavior, risk factors, exclusion, parental control, early influence, prevention, prevention programs.
Исторически исследования в области делинквентности несовершеннолетних концентрировались на старших возрастных группах, когда делинквентность достигает наивысшего уровня. В 1990-е гг. в США начали проводиться исследования несовершеннолетних нарушителей-рецидивистов, которые совершали большую часть преступлений особенно серьезных. Группа исследования тяжких и насильственных преступлений, несовершеннолетних Отдела ювенальной юстиции и профилактики делинквентности Департамента Юстиции США (ОШсе of Juvenile Justice and Delinquency Prevention - OJJDP) сделала вывод о том, что несовершеннолетние, привлеченные к суду за первое правонарушение до достижения возраста 13 лет, с большей степенью вероятности становятся правонарушите-лями-рецидивистами, чем те, кто привлекался к суду в более позднем возрасте. Эта исследовательская группа выяснила, что начало поведенческих проблем у мальчиков проявляется гораздо раньше среднего возраста первого привлечения к суду за индексированные преступления (index crime offences) - убийства, кражи, изнасилование, нападения, кражи со взломом, воровство, угон автомобилей и поджоги. Тот факт, что незначительные проблемы поведения, ведущие к делинквентности, начинаются в очень раннем возрасте, дал толчок Отделу ювенальной юстиции и профилактики делинквентности для развития новых инициатив и создания Группы исследований преступности малолетних правонарушителей. Ее работа была сконцентрирована на изучении делинквентного поведения детей в возрасте 7-12 лет и детей с постоянным деструктивным и преимущественно девиантным поведением от самого раннего до подросткового возраста. Были выявлены доказательства того, что некоторые малолетние дети проявляют асоциальное поведение, и в ряде случаев это поведение предвещает раннюю делинквентность. Также были определены важные факторы риска, сочетание которых может повлечь развитие ранней преступной карьеры. Исследования были
сконцентрированы на дошкольном и начальном школьном возрасте, когда возможно раннее вмешательство до накопления многочисленных правонарушений и совершения серьезных преступлений. Интерес представляли три категории детей:
-дети с выраженной серьезной делинквентностью, совершившие одно или более серьезных правонарушений, таких, как убийство, нападение, ограбление, изнасилование, поджог;
-другие делинквенты, еще не совершившие серьезных правонарушений;
-дети, демонстрирующие постоянное деструктивное поведение, влекущее риск совершить правонарушение.
Годами накопленные данные криминологии показывают, что лучшим предвестником будущего поведения является поведение прошлое. Дети, демонстрирующие деструктивное поведение, вероятнее всего могут стать делинквентами, и в свою очередь, дети-делинквенты вероятнее всего могут стать серьезными, насильственными или несовершеннолетними преступниками-рецидивистами. Не все такие дети становятся малолетними делинквентами и не все делинквенты становятся преступниками. Тем не менее, большинство несовершеннолетних преступников имеют в прошлом проблемы поведения, которые уходят корнями в годы детства. Исследования показали, что асоциальная карьера юношей-делинквентов начинается приблизительно в 7 лет, гораздо раньше, чем первое привлечение к суду за индексированные преступления, что происходит, в среднем, в возрасте 14,5 лет. Поскольку пока невозможно точно предсказать, какие дети перейдут от серьезных проблем с поведением к делинквентности, необходимо заняться этими проблемами до того, как они станут серьезными и укоренившимися.
Раннее деструктивное поведение
Дошкольный период является критическим в формировании основ для предупреждения развития деструктивного поведения и, в конечном счете, детской делинквентности. Есть четыре
первичные причины, почему дошкольный период может иметь важные последствия для понимания и предупреждения ранней преступности:
- деструктивное поведение, включая серьезную агрессию и рецидивное нарушение прав и собственности других, является наиболее общим источником направления дошкольников в службу помощи психического здоровья;
- исследованиями документально доказано предсказуемое соответствие между проблемами поведения в дошкольный период и последующим расстройством поведения и делинквентностью;
- в этот период закладываются многие важные навыки развития, например, речевые, и трудности в развитии этих навыков могут ослабить основы учебы и впоследствии стать одной из причин деструктивного поведения и детской делинквентности;
- понимание раннего появления проблем поведения может помочь в создании более ранних эффективных мер для предупреждения детской делинквентности.
Исследование профессора Чикагского университета Кэтрин Киннан показало, что поведение, из-за которого ребенок рискует развить раннее деструктивное поведение и делинквентность, может проявляться уже в возрасте двух лет [1]. Хотя большинство малолетних делинквентов уже имеют в прошлом проявление деструктивного поведения - такого, как агрессия, невнимательное или вызывающее поведение в дошкольный период - большая часть дошкольников с такими проблемами поведения не становится малолетними преступниками. Оказать влияние на развитие асоциального поведения в дошкольный и более поздний период могут следующие факторы:
- речь, являющаяся первичным средством, которым родители и другие взрослые оказывают влияние на детское поведение. Шведские ученые Хакан Статтин и Ингрид Клакенберг-Ларсон отметили, что отставание в речевом развитии может повысить уровень стресса ребенка, препятствовать нормальной социализации и может быть связано с дальнейшей криминализацией вплоть до 30-летнего возраста [2];
- характеристики, свойственные определенному темпераменту, являющиеся индивидуальными предрасположенностями для определенных моделей поведения, которые могут быть изменены под влиянием окружения. Долгосрочные исследования, проведенные учеными Калифорнийского университета США, выявили, что «трудный» темперамент (доминирование негативных настроений, таких, как гнев и трудности
в контроле поведения и эмоций), проявляющийся в раннем возрасте, может быть маркером раннего прошлого асоциального поведения и проблем поведения [3];
- недостаточная забота окружающих, в том числе и материнская, играющая важную роль в последующем поведении и делинквентности. Исследуя влияние социокультурных и биологических факторов риска на сложности поведения детей раннего возраста, американские психологи Кристина Адамс и др. подтвердили, что чем ближе ребенок к матери, тем менее вероятность риска делинквентности у ребенка. Речь идет о материнской депривации [4].
Понятно, что одной из трудностей обращения с дошкольниками является использование несоответствующих ярлыков, таких как «деструктивное» для поведения, которое находится в пределах нормы в данный период развития. Например, агрессия, непослушание и вранье -обычное поведение на втором году жизни и является частью развития самоопределения, самоконтроля и понимания природы социальных отношений. Другое дело, если дети способны совершать желаемые акты агрессии. Ряд исследователей утверждает, что дошкольники действительно имеют основы понимания влияния своего поведения на других и могут контролировать свое поведение, основанное на интернализации социальных норм. В целом исследовательской группой найдены научные доказательства для вывода о том, что дошкольники могут проявлять очень серьезное асоциальное поведение, и в ряде случаев проблемы поведения являются предвестниками ранней делинквентности.
Официальная статистика делинквентного поведения несовершеннолетних отражает лишь зафиксированные случаи, но самоотчеты о делинквентном поведении дают более обширную картину, поскольку включают и те сведения, которые властям неизвестны. Исследования Д. Фаррингтона показали, что несовершеннолетние выражают желание рассказывать о своих незначительных и более серьезных делинквентных действиях [5]. Кроме того, преимущество само-отчетов, так же как и отчетов родителей и учителей, состоит в том, что они сконцентрированы на ненадлежащих действиях (непослушание, агрессия и другие расстройства поведения), которые сами по себе не являются делинквентными, но могут служить предпосылками дальнейшего вовлечения детей в делинквентность. Исследования, проведенные вышеуказанной группой, показали следующее:
- хотя большинство детей в возрасте от 12 лет и младше (85% мальчиков и 77% девочек) проявляли агрессивное и насильственное поведение, из них только 5% (9% мальчиков и 3% девочек) были вовлечены в серьезные насильственные действия, то есть делинквентные и преступные правонарушения;
- приблизительно 1/3 детей в возрасте 12 лет и младше участвовали в преступлениях против собственности, % - в порче имущества, 1/5 - в статусных преступлениях и менее 1/10 - в кражах со взломом и поджогах;
- уровень самоотчетов о серьезных формах делинквентности, например, преступные нападения, на протяжении нескольких десятилетий остается практически неизменным - от 16-17% до 14% за последние 30 лет.
Факторы риска и предпосылки ранней делинквентности
Многие факторы риска и предпосылки (и, вероятно, причины) детской делинквентности несколько отличаются от факторов и предпосылок у несовершеннолетних старшего возраста.
В дошкольном возрасте большинство важных факторов риска коренятся в семье и личности. Особые предпосылки, такие, как агрессивность и уровень детской импульсивности или поиски сенсации являются результатом различных влияний - от генетики до окружения - за период в несколько лет. Агрессия является наиболее явной предпосылкой делинквентности в возрасте до 12 лет. Например, физическая агрессия, отмечаемая в детских садах, является наиболее важной предпосылкой признания насильственной делинквентности в более позднем возрасте. С другой стороны, просоциальное поведение, отмечаемое воспитателями в детских садах, является защитным фактором против делинквентности.
Шесть долгосрочных исследований, проведенных в пяти странах (Канада, Англия, Новая Зеландия, Швеция и США) на трех континентах подтвердили, что детское асоциальное поведение является наиболее вероятной предпосылкой раннего проявления делинквентности у мальчиков. Например, исследования в штате Орегон показали, что асоциальное поведение, такое как агрессия, отмеченное родителями, учителями, сверстниками и самими детьми, явилось наиболее важной предпосылкой возраста первого ареста по сравнению с такими факторами, как неблагополучие в семье и недостаточный контроль со стороны родителей.
Многие семейные факторы взаимодействуют с другими социальными системами, такими, как сверстники и общественное окружение. Тем не
менее, последние исследования показывают, что наиболее важными предпосылками начала раннего насилия являются большие семьи, слабые родительские навыки и асоциальное поведение родителей [7].
Сверстники
Группа ученых, занимающихся исследованием преступности малолетних, полагает, что ускоренный путь к детской делинквентности и, впоследствии, к более серьезным правонарушениям, может быть результатом взаимодействия следующих факторов:
- асоциальные тенденции у детей с постоянным ранним деструктивным поведением;
- общение со сверстниками, которые уже проявляют девиантное поведение;
- негативные последствия отверженности сверстниками.
По мере взросления, посещения школы и интеграции в сообщество множество факторов риска для детей расширяется. Исследования подтверждают связь между общением с девиантными сверстниками и преступностью несовершеннолетних. А. Рейс и Д. Фаррингтон предполагают, что девиантные сверстники могут воздействовать на несовершеннолетних, не имеющих предыдущего опыта делинквентного поведения к началу совершения делинквентных действий, и могут способствовать усилению делинквентной активности своих уже делинквентных сверстников. В этих исследованиях подчеркивается, что делинквентные сверстники могут в значительной степени поощрять и содействовать становлению делинквентности у детей, особенно если они близки по возрасту и находятся в близких отношениях [8].
Отверженность сверстниками является другим серьезным фактором риска асоциального поведения. Исследования Дж. Паттерсона, Д. Капалди и др., проведенные в штате Орегон, показали, что отверженность сверстниками в 4м классе школы является предпосылкой асоциального поведения в последующие два года [9]. По другим наблюдениям за детьми с первого по четвертый классы следует, что агрессивное поведение и отверженность сверстниками в первом классе являются предпосылками последующих, более поздних самоотчетов о делинквентности. Это означает, что уже в первом классе отверженность сверстниками может стать показателем возможного начала пути к асоциальному поведению [10].
Отверженность сверстниками может также влиять на детскую и подростковую делинквентность, вынуждая отвергнутого ребенка к общению с девиантными сверстниками и бандами.
Членство в банде обеспечивает уже готовый источник подростковой делинквентности и отражает наибольшую степень влияния девиантных сверстников на делинквентность. В настоящее время молодые люди стремятся стать членами банды в более раннем возрасте, чем это было раньше. Важность иметь сообщников нельзя переоценить для детской делинквентности. Например, последние исследования моделей делинквентности несовершеннолетних выявили, что менее 5% правонарушителей, совершивших свое первое преступление в возрасте 12 лет или младше, действовали самостоятельно [11]. Членство в банде, по данным OJJDP, имеет серьезное отношение к насильственной делинквентности даже тогда, когда связь с делинквентными сверстниками, бедность семьи, ненадлежащая забота родителей, слабая успеваемость в школе, отрицательные жизненные ситуации и предшествующее участие в насилии находятся под контролем [12].
Школа и общество
Исследования в отношении школьного влияния на асоциальное поведение постоянно подтверждают, что слабая академическая успеваемость связана с проблемами поведения и преимущественно началом и серьезностью делинквентности. Слабые связи со школой, плохая успеваемость и низкая мотивация вызывают риск правонарушений. Школьная организация и школьный процесс также могут играть роль фактора риска. Хотя исследования взаимосвязи школьного процесса и преступности немногочисленны, свидетельства предполагают, что многие школьные характеристики, включая изложенные ниже, могут быть связаны с антисоциальным поведением детей:
- низкий уровень удовлетворенности учителей;
- слабое взаимодействие между учителями;
- плохие отношения учителей и школьников;
- превалирование норм и ценностей, поддерживающих асоциальное поведение;
- плохо определенные правила и ожидаемое поведение;
- неадекватный контроль над исполнением правил [13].
Важным для развития детской делинквентности является также такой общественный фактор, как высокий уровень бедности в районе проживания.
Меры воздействия и ключевые приоритеты исследований
Большинство источников по ювенальной юстиции, охране детства и школе в настоящее время акцентируют внимание на подростках и проблемах детей, чье поведение уже является устойчивым, или на программах по воспитанию и управ-
лению поведением несовершеннолетних среднего и старшего школьного звена, а не начальной школы или детского сада. Принимаемые меры обычно ставят целью исправление деструктивного поведения, детской делинквентности и насильственных преступлений после их совершения.
Из всех известных мер по сокращению делинквентности несовершеннолетних, превентивные меры, концентрирующие внимание на малолетних делинквентах, вероятнее всего, будут самыми успешными. Конкретно эти усилия должны быть направлены, во-первых, на предупреждение деструктивного поведения детей в общем, во-вторых, на предупреждение детской делинквентности, особенно среди детей с деструктивным поведением, и в-третьих, на предупреждение серьезных и насильственных преступлений несовершеннолетних, особенно малолетних. Изучение Д. Фаррингтоном и мнения других практиков показали, что почти 1/3 (71%) полагали, что эффективные меры обращения с делинквентностью малолетних для сокращения риска их будущей преступности возможны. С другой стороны, только 3-6% практиков полагали, что существующие программы ювенальной юстиции, психического здоровья и охраны детства эффективны для достижения этой цели
[14].
Наиболее перспективные школьные и общественные профилактические программы концентрируются на нескольких областях риска. Рекомендуется интеграция следующих типов школьных и общественных профилактических программ:
- программы управления поведением в классе (классной комнате);
- многокомпонентные программы для работы в классе;
- учебный план, способствующий формированию социальной компетенции;
- учебный план, способствующий формированию навыков разрешения конфликтов и предотвращению насилия;
- профилактика издевательств;
- программы внешкольного отдыха;
- программы наставничества;
- программы школьных организаций;
- всесторонние общественные меры воздействия.
Существует множество пробелов в знаниях о развитии делинквентности детей, факторов риска и защиты и методов предупреждения и воздействия. Это в особенности справедливо в отношении малолетних преступников, представляющих небольшую группу. Исследования могут быть сконцентрированы на следующих областях:
- развитие детской делинквентности на основании самоотчетов и официальной статистики;
- детская делинквентность и сопутствующие проблемы поведения;
- эскалация детской делинквентности к серьезным и насильственным преступлениям;
- факторы риска и защиты, влияющие на длительность и эскалацию серьезности делинквенции после ее начала в детские годы;
- долгосрочные исследования вопросов развития, факторов риска, защиты и оценки рисков;
- анализ затрат и выгод профилактических программ;
- изучение экспериментальных и контрольных групп, а также выборочное привлечение практиков для исследования превентивных стратегий.
Пока раннее определение эмоциональных и поведенческих проблем не станет целью общества, результаты не будут воодушевляющими. Таким образом, превенция ранней делинквентности несовершеннолетних является важным шагом на пути к нравственности общества.
Литература
1. Keenan K. Uncovering preschool precursors to problem behavior. In R. Loeber, D.P.. Farrington (Eds.), Child Delinquents: Development, Intervention, and Service Needs, Newberry Park. -
2001. P. 117-136.
2. Stattin H., and Klackenberg-Larson I. Early language and intelligence development and their relationship to future criminal behavior. In Lloyd, D, Newell, S & Dietrich, U, Health inequity: a review of the literature, prepared for Health Promotion Unit, Northern Rivers Area Health Service, Lismore, NSW, 2004.
3. Guerin D. W., Gottfried A. W., & Thomas C. W. Difficult temperament and behavior problems: A longitudinal study from 1.5 to 12 years // International Journal of Behavioural Development. 1997.
- № 21. - P. 71-90.
4. Adams C.D., Hillman N., and Gaydos G.R. Behavioral difficulties in toddlers: Impact of sociocultural and biological risk factors. In Rolf Loeber, David P. Farrington, and David Petechuk: Child Delinquency: Early Intervention and Prevention, Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. -2003. - P. 47-66.
5. Farrington D.P., et al. Self-reported delinquency and a combined delinquency scale based on boys, mothers and teachers. In M. Maguire et al. The
Oxford Handbook of Criminology (3rd edn.). Oxford: Oxford University Press. 2002.
6. Loeber R. Natural histories, of conduct- problems, delinquency and associated substance use: evidence for developmental progressions / R. Loeber// Advances in clinical child psychology. N. Y., 1988. - P. 73-124. 7.
7. Derzon J.H., and Lipsey M.W. The correspondence of family features with problem, aggressive, criminal and violent behavior. Unpublished manuscript. Nashville, TN: Institute for Public Policy Studies, Vanderbilt University. 2000.
8. Reiss A.J, Farrington D.P. Advancing knowledge about co-offending: results from a prospective longitudinal survey of London males// Journal of Criminal Law and Criminology. 1998. - № 82. -P. 360-395.
9. Patterson G.R., Capaldi D.M. and Bank, L. An early starter model for predicting delinquency. In D.J. Pepler and K.H. Rubin (Eds) The Development and Treatment of Childhood Aggression, Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum. 1991. - P.139-168.
10. Miller-Johnson Sh. et al. Peer rejection and aggression and early starter models of conduct disorder// Journal of Abnormal Child Psychology.
2002.
11. McCord J. and Conway K. P. Patterns of Juvenile Delinquency and Co-Offending, In E. Waring and D. Weisburd Advances in Criminological Theory// Crime and Social Organization Vol. 10.
- 2002. - P. 15-30.
12. Button S.R., Hawkins J.D., Thornbury T.P. and Krohn,M.D. Contribution of Gang Membership to Delinquency Beyond the Influence of Delinquent Peers. Washington D.C.: US Department of Justice, Office of Justice Programs, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, 2000.
13. Herrenkohl T. I., Hawkins J. D., Battin-Pearson S., Chung I., & Hill K. G., In Rolf Loeber, David P. Farrington, and David Petechuk: Child Delinquency: Early Intervention and Prevention, Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. 2003. - P. 211-246
14. Farrington D.P., Loeber R and Kalb L.M. Key research and Policy Issues. In Rolf Loeber, David P. Farrington, and David Petechuk: Child Delinquency: Early Intervention and Prevention, Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. 2003, pp.385-394
Романова Елена Николаевна, доцент кафедры профессиональной языковой подготовки Владимирского юридического института ФСИНРоссии, кандидат педагогических наук. Адрес: 600027, г. Владимир, ул. Комиссарова, д. 21, кв. 55. Тел. 8(4922) 31-19-25, 8(906)616-79-26, Е-mail: [email protected]
Romanova Elena Nikolaevna, associate professor, department of professional language training, Vladimirsky Law Institute, Russia FSIN, candidate of pedagogical sciences. Address: Vladimir, 21 Komissarov Str. 55, 600027. Tel. 8(4922) 31-19-25, 8(906)616-79-26, E-mail: [email protected]