Научная статья на тему 'Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования'

Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / агрессивное поведение / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / коррекция / реабилитация / deviant behaviour / Aggressive behaviour / Diagnostics / Prevention / Correction / Rehabilitation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations and types of aggressive behaviour are described, as well as organization, diagnostics, main branches and forms of its prevention and correction under the condition of integrated education.

Текст научной работы на тему «Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 37.013.42

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Е. А. КАРПУШКИНА, Н. Л. МОРОЗОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

e-mail: rector@spu-penza.ru

Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л. - Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 659-663. - Описаны проявления и виды агрессивного поведения, организация, диагностика, основные направления и формы его профилактики и коррекции в условиях интегрированного образования.

Ключевые слова: девиантное поведение, агрессивное поведение, диагностика, профилактика, коррекция, реабилитация.

Karpushkina E. A., Morozova N. L. - Organization of Correction Work with Aggressive Children under the Condition of Integrated Education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 659-663. -

Manifestations and types of aggressive behaviour are described, as well as organization, diagnostics, main branches and forms of its prevention and correction under the condition of integrated education.

Key words: deviant behaviour, aggressive behaviour, diagnostics, prevention, correction, rehabilitation.

Разнообразные проявления нежелательного поведения людей - агрессия, алкоголизм, проституция, вовлеченность в азартные игры - в последнее время стали привлекать пристальное внимание не только общественности, но и ученых, пытающихся ответить на вопросы о причинах, закономерностях и механизмах возникновения отклоняющегося поведения. Увеличение роста насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, захватом заложников, вандализмом и глумлением над людьми обычно связывают с понятиями агрессии и агрессивности. Особенно острой в настоящее время является проблема роста детской и подростковой преступности.

Проблема девиантного поведения на сегодняшний день заключается в том числе и в необходимости научно-методического обоснования современной модели реализации инновационных педагогических технологий диагностики, профилактики, коррекции и реабилитации агрессивного поведения в системе интегрированного образования и воспитания.

Одним из существенных признаков девиантного поведения является деструктивность - разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже -к прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характе-

ристикой, как агрессия. И хотя, на наш взгляд, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей

жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [2, 3]. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д. [3].

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера [2].

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству или самоубийству), радикальное обесценивание всех и вся.

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрес-

сивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т. е. агрессивного поведения. В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденцию к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно

говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Разработанная нами карта диагностики агрессивности, входящая в диагностический комплекс, позволяет определить уровень выраженности агрессивности ребёнка с помощью наблюдения за его поведением, опроса взрослых (близких, педагогов, работающих с ребёнком) через оценку степени проявления различных признаков агрессивности. Степень проявления оценивается баллами (от 0 до 3 баллов). Уров-невый подход объединяет в себе как качественный, так и количественный подходы в диагностике расстройств поведения у детей. При оценке степени проявления агрессивности необходимо ориентироваться на разнообразные признаки: общие, специфические, комплексные, характерные ситуационные и личностные реакции.

Предложенный нами диагностический комплекс предназначен для экспресс-диагностики агрессивного поведения обучающихся и представляет собой набор различных методик, представленных в электронном виде.

Итоги диагностики могут быть подведены не только для конкретных учащихся, но и в целом по классу и параллели. Последнее позволит сделать более обоснованным планирование воспитательной работы в классе и школе.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1, 3].

Профилактика агрессивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социальнопсихологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специ-

ально для данной школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план.

Эффективная профилактика должна включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать самые разнообразные проблемы в условиях интегрированного образования. Одним из важнейших условий реализации этих программ должна быть тонкая дифференциация детей в группы для организации профилактической работы, а также наличие в учреждении службы сопровождения, включающей необходимое количество специалистов.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервнопсихических расстройств.

Наряду с осуществлением диагностических и профилактических процедур необходима реабилитационная и коррекционная работа с подопечными.

Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Основные принципы осуществления реабилитации: дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).

В рамках реабилитационной деятельности выделяются различные уровни: медицинский, социальнобытовой, социально-психологический, социально-правовой, социально-ролевой, профессионально-трудовой.

Под социально-педагогической коррекцией понимается деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам.

Технологии реабилитации и коррекции реализуются в отношении детей с агрессивным поведением, как правило, в специализированных учреждениях, реабилитационных центрах. Однако в системе интегрированного образования эти технологии могут быть достаточно эффективны.

При выборе метода воздействия педагог должен исходить из цели и актуальности задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. Приемы воспитания школьников с агрессивным поведением - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказывается внешнее побуждение, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

В условиях образовательного учреждения преимущество отдается групповой работе по следующим причинам. Во-первых, в группе создаются благоприятные условия для обсуждения актуальных проблем и имеющегося у детей опыта, возможность организации и проведения дискуссий, игр, в том числе ролевых. Во-вторых, общение со сверстниками в группе является само по себе привлекательным для детей и подростков и повышает мотивацию участия в занятиях. В-третьих, групповая работа позволяет охватить большее количество учащихся.

Выбор индивидуальной или групповой формы работы определяется в первую очередь структурой нарушения поведения, возрастом и выраженностью проблем ребёнка.

Индивидуальная форма работы в основном используется с детьми с грубыми вариантами девиаций, с искажённым развитием преимущественно эмоционально-аффективной сферы, с тяжёлыми вариантами диффузно-повреждённого развития, при наличии выраженных физических дефектов, а также при серьезных нарушениях межличностных отношений (явное отвержение со стороны сверстников). Вывод на индивидуальные занятия также необходим в том случае, если ребёнок резко выбивается из «темпа» движения группы внутри решения коррекционных задач, или у него отсутствует мотивация на групповое взаимодействие со сверстниками. Не рекомендуется включать в групповую работу детей с интеллектуальными нарушениями, с некоторыми типами акцентуаций, с высокой степенью агрессивности и другими состояниями, затрудняющими групповую работу.

При этом индивидуальная работа может выступать как начальный этап коррекции, а в некоторых случаях дополнять групповую работу.

Организация групповой работы с агрессивными детьми имеет свои особенности и принципиальные отличия от традиционных форм организации тренинговой работы.

Комплектование группы должно строиться исходя из двух основных принципов: информированности участников и добровольности.

Группа для участия в тренинге должна быть наиболее оптимальной по численному составу в соответствии с возрастом участников (5-12 человек). Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия между участниками группы, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны руководителя.

Группы предпочтительно комплектуются из детей одного возраста или этапа возрастного развития (± 1-2 года, но не более). Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определенном возрастном периоде, с различиями в актуальных потребностях; ценностных ориентациях, интересах (принцип возрастной однородности группы). Половой состав группы может быть как гомогенный, так и гетерогенный.

Проводить групповые занятия может только специалист, прошедший соответствующую подготовку.

Выделяются три группы педагогического воздействия на школьников с агрессивным поведением.

К первой группе относятся приемы индивидуального воздействия:

- просьба о помощи - педагог обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах и просит найти способ их решения;

- оцени поступок - педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;

- обсуждение статьи - подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и др. варианты агрессивного поведения; педагог просит дать оценку этим поступкам;

- добрый поступок - ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;

- обнажение противоречий - разграничение позиций педагога и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением различных точек зрения;

- стратегия жизни - педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов;

- рассказ о себе и других - педагог предлагает учащемуся написать рассказ о прошедшем дне (неделе, месяце) и ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному;

- мой идеал - выясняются идеалы учащегося, и делается попытка оценить идеал, выявив положительные нравственные качества;

- сказка для воспитанника - педагогом сочиняется сказка, герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц; окончание сказки придумывается вместе педагогом и учеником;

- ролевая маска - учащемуся предлагается войти в какую-то роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:

• непрерывная эстафета мнений - учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;

• самостимулирование - учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждают;

• импровизация на свободную тему - учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т. п.

Третья группа приемов связана с организацией деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:

• инструктирование - на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;

• распределение ролей - четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания;

• коррекция позиций - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность обучения и препятствующих выполнению творческих заданий;

• самоотстранение учителя - после того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового ученика;

• распределение инициативы - создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;

• обмен ролями — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий;

• мизансцена - активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы [1, 3].

Профилактика, коррекция агрессивного поведения и реабилитация детей может осуществляться не только в процессе обучения и специальных занятий, но и во внеурочной деятельности: общественной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественноэстетической, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для школьников, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы в условиях интегрированного образования состоит в том, что школьникам с агрессивным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содер-

жания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Следует отметить, что воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения и коррекции агрессивного поведения школьников. Для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции отклонений в поведении.

Организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Выделяют следующие приемы воздействия коллектива на агрессивных школьников:

• доверия — учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;

• постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

• поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнить общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

• недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному учащемуся из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

• отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы - коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

• осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;

• переключения критики на самокритику, побуждающей учащегося дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

• включения учащегося в коллективные, общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе коррекционно-педагогического воздействия на школьников с агрессивным поведением целесообразно использовать также приемы индивидуальной работы с учащимися, среди которых:

• мобилизации внутренних сил школьника на выполнение задания - перед учащимися раскрываются их возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для них;

• активизации (создания) целевой установки -со школьником разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело доводится до конца, не браться за несколько дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

• контрастности - от регулярных неудач в деятельности подводить учащегося к первым значительным успехам в ней;

• стимулирование личного достоинства школьника предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

• требование доверия - подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что учащийся справится с предложенным заданием;

• поощрение - похвала - поддержка, похвала -побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной.

Таким образом, психокоррекционная работа в групповой и индивидуальной формах может проводиться одновременно, и, несмотря на то, что при коррекции девиантного поведения групповая работа предпочтительнее, для некоторых категорий детей больше показана работа в индивидуальной форме.

Эффективность коррекции может оцениваться по субъективным и объективным критериям.

В качестве субъективного критерия выступает удовлетворенность самого участника, его указания на улучшение ситуации в учебе, межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями.

Для объективной оценки целесообразно использовать методики диагностического комплекса. Диагностические карты могут быть использованы в полном объеме, психологические методики - выборочно, по усмотрению специалиста.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе со школьниками с агрессивным поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект 3.1.2/13323).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Издательство Магистр, 1999. 96 с.

2. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2007. 288 с.

3. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.