МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ,
СКЛОННЫМИ К АГРЕССИИ В ГБОУ СОШ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ"
Г.ЧАПЕВСКА
Кузнецова А.М. ©
Магистрант факультета психологии и специального образования
ГБОУ ВПО СГСПУ
Аннотация
Статья представляет собой удобный источник, к которому смогут обратиться практики, исследователи и студенты для того, чтобы получить информацию по психолого-социальным инструментам коррекционной работы в сфере детской и юношеской агрессии, как на ранних этапах проявления агрессии - психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика), так и в запущенной стадии - психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, социально - психологические особенности подростков, технологии социально - психологической работы с подростками.
Keyword: aggression, aggressiveness, social - psychological characteristics of adolescents, technologies of socio - psychological work with teenagers.
В статье предложена методологическая система профилактической работы с подростками, учащимися школы, которая может быть успешной при соблюдении следующих условий:
• учёт психологических особенностей подростков, влияющих на формирование агрессивного поведения;
• комплексность организации воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
• адресность деятельности (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
• массовость деятельности (приоритет групповых форм работы);
• позитивность информации воздействия;
• личная заинтересованность и ответственность участников коммуникации;
• стимулирование активности личности;
• мотивирование устремленности в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование позитивного будущего).
Подходы к решению проблемы агрессии в данной статье опираются на концепцию А.Е. Личко, который подчёркивает, что психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса". Суть подросткового комплекса составляют определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения [2, 153]. Автор разделяет позицию А. Реана о парадоксальной социализации агрессии, который рассматривает её как "фобически-агрессивный след депривационного социального опыта" [8, 18].
В этом возрасте у детей ещё отсутствует навык самореализации. Подростки онтогенетически склонны к реакции агрессивного поведения, так как в переходном возрасте происходит наложение и синтез не только социально-психологического, но и пубертатного развития ребенка.
Все больше преступлений совершается подростками самостоятельно, без участия взрослых (в 2010 году - 21,1% от общего числа преступлений, в 2015 году количество
© Кузнецова А.М., 2017 г.
снизилось до 7%, но сумма остаётся значимой 11169). (Сведения приведены с сайта генеральной прокуратуры Российской Федерации «ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ» http://crimestat.ru/)
У молодых людей бурно развивается чувство протеста, растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит научно апробированной методологии позитивного воздействия на подростковую нишу общества.
В этом возрасте, как правило, у подростков возникают проблемы с родителями: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Взаимоотношения характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. В данном случае существует угроза домашнего насилия, которая может проявляться как в физической, так и в моральной форме, что не самым лучшим образом отразится на семье в целом.
Средства массовой информации приобрели фазу всеобщей дозволенности: порнография, насилие, убийства, жестокие игры и многое другое в совокупности приносят только лишь ущерб для детской несформировавшейся психики. Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайн и офлайн, до и после.
Формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит в конвергентном пространстве - на стыке виртуального мира и реальности. В обычной жизни подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам. Сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации происходит в интернет-среде. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях «ВК», «Facebook», «Twitter», обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии "Viber", "WhatsApp", "ICQ", участвуя в сетевых играх и сообществах игроков «World of Tanks», «Minecraft», «Counter-Strike». "Зависая" в интернете часами напролёт, подростки испытывают нарушения работы организма в целом, не говоря о зрении, опорно-двигательном аппарате и других жизненно важных биологических процессах.
Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, избиения и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе, криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Именно поэтому проблеме детской агрессии уделяется такое большое внимание.
Бандура А. считает, что агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру [1, 78].
Нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения [1, 76]
Важно различать понятия "агрессия и "агрессивность".
Под агрессией, по Фромму, понимаются "любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному" [3, 48].
Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [3, 49].
Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [3, 66].
Различие понятий "агрессия" и "агрессивность" ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как непосредственная реакция на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура), имеется также множество модификаций и разновидностей этих подходов. Однако экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения [3, 91].
Мы считаем, что основная причина проявления девиаций - это личностная незрелость, которая выражается в реакции борьбы, попытке изменить положение вещей. Она - результат неудовлетворённости, протеста, злости и явного насилия.
Основная работа с такими детьми заключается в чётком разделении задач при выявлении факторов, вызывающих агрессию. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. С социопсихологической точки зрения, это могут быть мероприятия, связанные с просветительской деятельностью (лекции, дискуссии, социальные рекламы, пропаганда); коррекционной деятельностью (воспитательный аспект, компенсаторный аспект, стимулирующий аспект и т. д.); консультационной деятельностью (brain storm, КВН, беседы, ролевые игры и т.д.).
Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. На данном этапе целесообразно использовать метод внушения, который подтолкнёт субъектов подростковой ниши к реальности, которую они не могут предусмотреть в силу своей личностной несформированности.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Она также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Ещё одним методом работы с агрессивными детьми является реабилитация. При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
• Опора на положительные качества несовершеннолетнего. В данной работе недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо создавать «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка;
• Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Именно поэтому важно дальнейшее профессиональное самоопределение и
помощь на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство;
• Общественно-полезная деятельность. Зачастую требуется изменить не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализовать отношения с коллективом детей. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего. В данном виде реабилитации необходимо прибегать к групповым формам работы, например, творческое проектирование, мини-лекции, дискуссии, ролевые и проблемные игры, работа в микро-группах;
• Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники в работе с такими детьми.
В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности необходимо учитывать следующие аспекты:
- восстановительный, предполагающий восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
- компенсирующий, заключающийся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
- стимулирующий, направленный на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.
Итогом теоретической систематизации знания служит спроектированная схема социально-педагогического воздействия в сфере агрессивности подростков, которая представлена на рисунке 1.
Рис 1. Схема социально-психологической работы с подростками, склонными к
агрессии
Литература
1. Бандура А. - Подростковая агрессия // А. Бандура. - М.: Дар, 1999. - 153 с.
2. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков //А.Е. Личко. - М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей // Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм // Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 1999. - 312 с.
5. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы // П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2009. - 214 с.
6. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений // под ред.Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
7. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория // М. Пейн. - М.: Академия, 2007. - 526 с.
8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. -№5. - С.3-18.
9. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для вузов // под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Дашков и К, 2009. - 311 с.
10. Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс. -№11. - 2009. - С.107.
11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков // Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, Трикста, 2005. - 336 с.