Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иналова М.А., Верещагина М.В.

В статье проведен анализ понятия «агрессия», определены факторы, влияющие на подростковую агрессию и выявлены особенности агрессивного поведения у чеченских подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ»

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ

Иналова М.А.1, Верещагина М.В.2 ®

1 2

Студент факультета филологии, истории и права; к. псих. н., доцент кафедры психологии.

Чеченский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье проведен анализ понятия «агрессия» определены факторы, влияющие на подростковую агрессию и выявлены особенности агрессивного поведения у чеченских подростков.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение подростков. Keywords: aggression, aggressive behavior of teenagers.

В современной психологии одной из самых актуальных проблем является проблема проявлений агрессии в подростковом возрасте. В последнее время резко возросла преступность среди подростков, дифференцируется отклоняющееся поведение, отмечается участие подростков в различных экстремистских формированиях, в рэкете, в группировках и т.д., участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер и пр.

Многие как отечественные, так и зарубежные ученые изучали проблему агрессии. Среди них А.А. Реан, Ю. Воронов, Л.М. Семенюк, О. Савина, И.А.Фурманов, Ю. Можгинский, Е. Маринина, Р. Уолтерс, А. Бандура, К. Лоренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др. При этом, однозначного толкования категории «агрессия» не существует, так как данный психологический феномен разносторонен и сложен.

Можно выделить несколько разных определений агрессии, походящих на базисные теории агрессии и агрессивного поведения. Л.Бендер под агрессией понимает чрезмерную активность, стремление к самоутверждению. Г. Паренс считает, что агрессия представляет собой злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [4, 12]. Теория социального научения, представленная работами А. Бандура, Р. Уолтера, рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения [1].

Общее у многих определений заключается в том, что:

1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2) жертва должна избегать подобного обращения с собой и сопротивляться ему.

С данной позицией среди отечественных психологов согласны И.Б.Бойко и Т. Г. Румянцева. Агрессия, согласно их мнения, - это форма социального поведения, которая реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы.

Подчеркнем, что необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на нанесение какого-либо ущерба, а агрессивность -одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие фрустрацию, депрессию и прочие состояния [6]. Своей устойчивостью и включением в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую направленность поведения человека.

Итак, рассмотрев теоретические концепции агрессии, мы в своей работе опирались на следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в

® Иналова М.А., Верещагина М.В., 2017 г.

различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых - нанесение вреда или оскорбления окружающим.

В подростковом возрасте как у мальчиков, так у девочек существуют возрастные периоды с более высоким или низким уровнем показания агрессивного поведения [3, 38]. Исследователями определено, что обычно у мальчиков имеются два пика проявления агрессивного поведения: 12 лет и 14-15 лет. У девочек тоже обнаруживаются два пика: в 11 лет и в 13 лет.

Исследователи в области подростковой агрессии выделяют три главных фактора, влияющих на агрессивное поведение в подростковом возрасте.

Первым из них является семья. Так, исследователи Р. Бэрон и Д.Ричардсон считают, что семья может не только демонстрировать модели агрессивного поведения, но и обеспечивать его подкрепление [2]. Ведь именно в семье ребенок проходит свой первый уровень адаптации в обществе и именно там он может приобрести свой первый опыт агрессивного поведения. Так, родители, применяющие суровые наказания и, наоборот, не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Следующим фактором становления агрессивных форм поведения являются отношения со сверстниками. Неприятие ребенка остальными детьми и пониженный социальный статус в группе сверстников могут спровоцировать его к использованию агрессивных форм поведения.

Третьим, не менее важным, фактором применения подростком форм агрессивного поведения являются средства массовой информации. Р. Бэрон и Д. Ричардсон приводили данные экспериментального изучения влияния демонстрации сцен насилия на склонность к агрессивному поведению. Однако, спор о влиянии средств массовой информации на развитие агрессивного поведения детей продолжается и требует дальнейшего изучения [5].

В нашем исследовании для выявления особенностей агрессивного поведения подростков, проживающих в Чеченской Республике был использован опросник Басса -Дарки, который выявляет физическую, косвенную, вербальную, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины, враждебность. В исследовании приняли участие 30 подростков 13 - 14 лет (15 мальчиков и 15 девочек).

Результаты исследования показали, что высокая враждебность наблюдается у 21 подростков, что составляет 70% от общего количества учащихся и только у 30% выборки индекс враждебности в норме. 60% подростков испытывают чувство обиды, обусловленные чувством гнева на человека или группу за действительные или мнимые горечи. Эти подростки достаточно легко раздражаются, их огорчает судьба, часто гложет зависть, хотя они это не показывают. Уровень подозрительности в группе низкий, лишь у 17 % подростков наблюдается высокий уровень подозрительности. Эти учащиеся держатся отдаленно с людьми. 30% подростков считают, что многие люди завидуют им. Некоторые считают, что у них есть враги, которые хотят им навредить.

40% подростков имеют высокий индекс агрессивности, 10% - нормальный и 40% низкий уровень индекса агрессивности. Уровень физической агрессивности в группе выше среднего, что присуще 62% подростковой выборки.

В целом ребята не всегда стремятся к использованию физической силы против других лиц. Такая тенденция в поведении свойственна лишь 17% подростков. 50% обладают физической агрессией в пределах нормы и 33% с низким уровнем физической агрессии. Склонных к раздражению, к проявлению вспыльчивости 23%, у 50% уровень раздражения низкий, у 27%- средний. Уровень вербальной агрессии у 40% подростков высокий, т.е. они склонны к выражению негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов. 40% подростков имеют низкий уровень вербальной агрессии, 20% со средним уровнем вербальной агрессии, 40% - с высоким. 30% подростков показали высокий уровень негативизма. У 50% данный показатель не выявлен, у 20% на среднем уровне.

Учитывая то, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптации, можно сделать вывод, что около 70% чеченских подростков испытывают серьезные проблемы в социально-психологической адаптации.

Сравнение выраженности агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков значительно выражена склонность к прямой физической и также прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение свойственно подросткам в Чеченской Республике, что вызывает тревогу со стороны психолого-педагогической науки и требует разработки программ по психологическому сопровождению подростков в условиях общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999. -С. 38 - 39.

4. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. - 77 с.

5. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Л.М. Семенюк. -М.: Флинта, - 2008. - 176 с.

6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. - №5. - С.3-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.