Научная статья на тему 'Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве'

Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREVENTION / ASOCIAL MANIFESTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE NETWORK SPACE / INTERNET ADDICTION / SHOPLIFTING / ONLINE AGGRESSION / GROUPS OF A DESTRUCTIVE ORIENTATION / ПРОФИЛАКТИКА / АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ШОПЛИФТИНГ / ОНЛАЙН-АГРЕССИЯ / ГРУППЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малова Елена Олеговна

В статье рассматривается проблема профилактики асоциальных проявлений подростков/молодежи в интернет-пространстве, ставшая еще более актуальной в настоящее время в связи с переносом образовательного процесса в дистанционный формат с активным применением возможностей глобальной сети. Обсуждается постоянно расширяющееся терминологическое поле проблемы, дается трактовка ряда понятий для характеристики асоциальных проявлений в глобальной сети и вовлеченности подростков/молодежи в группы деструктивной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REALITIES OF ASOCIAL MANIFESTATIONS OF TEENAGERS ON THE INTERNET SPACE

The article considers the problem of prevention of antisocial manifestations of adolescents / youth in the Internet space, which has become even more urgent at present in connection with the transfer of the educational process to a remote format with the active use of the global network. A constantly expanding terminological fi eld of the problem is discussed, an interpretation of a number of concepts is given to characterize asocial manifestations in the global network and the involvement of adolescents / youth in groups of a destructive orientation.

Текст научной работы на тему «Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве»

Сведения для цитирования: Малова, Е. О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 107-114.

УДК 376/004.738.5 ББК 74.200

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Е. О. Малова

В статье рассматривается проблема профилактики асоциальных проявлений подростков/ молодежи в интернет-пространстве, ставшая еще более актуальной в настоящее время в связи с переносом образовательного процесса в дистанционный формат с активным применением возможностей глобальной сети. Обсуждается постоянно расширяющееся терминологическое поле проблемы, дается трактовка ряда понятий для характеристики асоциальных проявлений в глобальной сети и вовлеченности подростков/молодежи в группы деструктивной направленности.

Ключевые слова: профилактика, асоциальные проявления подростков в сетевом пространстве, интернет-зависимость, шоплифтинг, онлайн-агрессия, группы деструктивной направленности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности [1]. Среднее профессиональное образование традиционно выполняет функцию воспитания и социализации обучающихся. Одной из функций воспитательной работы является профилактика асоциального поведения обучающихся. Что касается профессиональных образовательных организаций, то в них тра-диционна большая концентрация подростков группы риска, которые имеют специфические поведенческие черты и особенности развития [2]. В связи с этим возникает очевидный вопрос подготовки компетентных педагогов, осуществляющих деятельность по профилактике асоциального поведения студентов.

Одним из важнейших аспектов в деятельности по предупреждению различных форм асоциального поведения среди обучающихся продолжает оставаться система ранней профилактики.

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика» определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризор-

ности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [3].

Профилактика асоциального поведения в СПО — это комплексная научно обоснованная своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков, создание условий для включения обучающихся в полезную деятельность с выделением актуальных направлений воспитательной работы, которые способствуют процессу развития личности, предупреждению правонарушений, получению профессионального образования.

В изменившихся условиях социализации подростков, неотъемлемой частью существования которых является постоянное пребывание в сетевом виртуальном пространстве, появилась необходимость проведения профилактической работы по предотвращению и демпфированию асоциальных проявлений в сетевом пространстве.

Современные подростки живут в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх, совершая

мгновенные покупки. Отчет «Digital 2019» наглядно показывает, что среднестатистический россиянин ежедневно проводит в интернете 6 часов 29 минут, при этом россияне моложе 25 лет не представляют жизни без мобильного интернета, а отсутствие доступа к сети приводит к психологическому дискомфорту [4]. При этом до 90 % информации в интернете — это токсичный контент (наркотики, порнография, торговля запрещенными веществами, АУЕ, за-бивы, скулшутинг, группы смерти и пр.), грамотно и профессионально затягивающий детей и подростков [5].

Анализ реального интернет-контента, проведенный Е. В. Кузнецовой, выделяет следующие криминогенные свойства ресурсов, оказывающих социально аномальное воздействие на пользователей и побуждающих к совершению правонарушений или преступлений: декларация новых этических и эстетических норм и ценностей, отрицание традиционных семейных ценностей, пропаганда асоциального образа жизни (сексуальной распущенности, суицида), обоснование и оправдание насилия и жестокости, агитация, призывающая к экстремизму и терроризму, формирование игровой аддикции, романтизация и идеализация криминального мира, информирование о методах и способах подготовки и совершения преступлений [6].

Термин «киберсоциализация» (изначально — «виртуальная компьютерная социализация») введен в научный обиход и дискурс в 2005 году В. А. Плешаковым; он же выступил автором теории киберсоциализации, в которой выделил следующие опасности для подростков в интернете: эксплуатация доверия, доступ к порнографии, сайты с деструктивным содержанием, увлечение жестокими играми [7].

На сегодняшний день к формам асоциальных проявлений подростков в сетевом пространстве относятся: интернет-зависимость, шоплифтинг, онлайн-агрессия, хакерство, создание компьютерных вирусов, взлом государственных и корпоративных сайтов, создание мошеннических схем, вовлеченность в группы деструктивной направленности.

Термин «интернет-зависимость» впервые был введен как в научный, так и в практический оборот в 1995 году психиатром А. Голд -бергом, который сравнил его с алкогольной или наркотической зависимостями, при которых свойственно снижение уровня самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь человека [8]. В России данный феномен изучается с 2000 года [9].

Виртуальная среда отрывает подростков от действительности, что в конечном счете может привести к одиночеству, неумению общаться в реальном мире, постоянному чувству тревожности, а иногда и к суицидальным мыслям [10].

На сегодняшний день можно выделить несколько причин, которые приводят к интернет-аддикции: закомплексованность, замкнутость, низкая самооценка подростка; дефицит общения и взаимопонимания как с родителями, так и со сверстниками; неудовлетворенность своим положением в референтной группе сверстников; следствие различных заболеваний, например, депрессии; неправильные стили воспитания в семье [11].

Психиатры выделяют такие интернет-пристрастия, как киберсексуальная зависимость (любовь к порносайтам), пристрастие к просмотру фильмов через интернет, навязчивая финансовая потребность (игры на деньги, участие в интернет-аукционах, ненужные покупки в интернет-магазинах), игровая зависимость (онлайн-игры), пристрастие к виртуальному общению и знакомству в Сети, интернет-серфинг (бездумное перелистывание страниц) [12].

На сегодняшний день число страдающих интернет-зависимостью неизвестно, так как данная зависимость не признана заболеванием и официальная статистика не ведется.

Такая форма асоциального проявления, как шоплифтинг, впервые возникла в 40-х годах прошлого века в США, где появились первые магазины самообслуживания. Шоплифтинг (магазинные кражи) — это особый вид воровства, при котором осуществляется невооруженное хищение товара из магазина [13]. Что касается современных движений шоплифтеров, то это особые группы людей, объединенные целью не только своровать, но и продемонстрировать в социальных сетях похищенные из магазинов товары, при этом очень важна сумма похищенного. Подросток, продемонстрировавший в соответствующей группе в социальной сети фотографию похищенного на наибольшую сумму, повышает свой статус в этой группе, получая условное выражение одобрения в виде «лай-ков» и комментариев. Там же, в социальных сетях, шоплифтеры сообщают о своих задержаниях и делятся советами, как избежать наказания, обсуждают ошибки и придумывают новые и самые ухищренные методы краж [14]. К причинам, побуждающим подростка к кражам, можно отнести желание проявить себя в экстремальных условиях, показать себя в коллективе, доказать,что ты не хуже других.

Онлайн-агрессия определяется как целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый с использованием компьютеров, смартфонов и других электронных девайсов [15].

Г. В. Солдатова предлагает использовать классификацию онлайн-агрессии, где выделяются по типу и форме агрессивных проявлений в интернете: хейтинг, троллинг, флейминг, ки-бербуллинг и киберсталкинг. Иногда этот список дополняют такими формами онлайн-агрес-сии, как грифинг и секстинг.

Хейтинг — это открытая демонстрация своей ненависти, злобы, неприязни к конкретному человеку или группе лиц. По мнению психологов, причинами такого поведения чаще всего становятся закомплексованность, неуверенность в себе, чувство зависти к более успешным людям [16].

Троллинг — это форма социальной агрессии, которая существует исключительно в сетевом пространстве. Он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, которая мгновенно распространяется на большое количество участников виртуального сообщества [17].

Впервые упоминание термина «троллинг» произошло в 1996 году и принадлежит Джудит Донат, описавшей троллинг как умышленно вредоносную ложь, которая способствует развитию паранойи в онлайн-сообществе [18].

В настоящее время можно сказать, что трол-линг как социально-психологическое явление негативно влияет на виртуальную коммуникацию в целом.

Флейминг — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами. Часто разгорается на публичных интернет-страницах.

Понятие «кибербуллинг» впервые ввел Билл Бэлси. По его мнению, это намеренное, неоднократное и враждебное поведение лица или группы лиц, направленное на оскорбление других людей с использованием информационных и коммуникационных технологий, таких как электронная почта, мобильный телефон, социальные сети [19].

Кибербуллинг приводит подростков к депрессии и другим расстройствам, у них снижается самооценка, они оказываются в изоляции, чаще думают о суициде, и иногда дело действительно доходит до самоубийства.

Для профилактики кибербуллинга преимущественное значение имеет работа по сплочению детского и подросткового коллектива, развитие навыков сотрудничества и взаимопо-

мощи, стимулирование совместной деятельности, а также информирование подростков об ответственности за жестокое обращение со сверстниками и другими людьми [20].

Киберсталкинг — систематическое преследование или домогательство с помощью средств электронной коммуникации, сопровождающееся угрозами [21].

Грифинг — вид деятельности в онлайн-иг-рах, заключающийся во вредительстве и вандализме в отношении других игроков, зачастую близок к троллингу [22].

Секстинг — пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Секстинг может повлечь за собой скандал или даже стать причиной самоубийства, если фотографии будут опубликованы [23].

Онлайн-агрессия получила большое распространение по всему миру за счет ряда особенностей: анонимности, сложности моментального распознания личности, свободы высказываний без моментального наказания, отсутствия ограничений, а также формальных лидеров, играющих значимую роль в социальной иерархии подростков в реальном пространстве [24].

Мошенничество в Сети — это махинации любого вида, где используются один или несколько элементов интернета для привлечения потенциальных жертв, проведения мошеннических сделок или для передачи поступлений от мошенничества в финансовые учреждения или иным лицам, участвующим в таких махинациях [25].

Различают такие крупные виды мошенничества в Сети, как: попрошайничество, фиктивная работа на дому, фиктивные интернет-магазины, фиктивные платежные системы, фишинг (получение данных, которые содержатся на банковских картах), мошенничество в социальных сетях и электронной почте и другие.

На сегодняшний день в интернет-пространстве большое распространение получили следу-ющиегруппы деструктивной направленности: приверженцы различных экстремистских и террористических идеологий, так называемые группы смерти, а также такие движения, как А.У.Е., колумбайнеры, скулшутеры, неофашисты [26].

Серьезную угрозу представляют деструктивные субкультуры скулшутинг и колум-байн, адепты которых совершили в России ряд резонансных преступлений [27].

Скулшутинг и колумбайн — это вооруженное нападение внутри учебного заведения на

обучающихся и/или учителей. Название «ко-лумбайн» связано с бойней, устроенной двумя подростками, Харрисом и Клиболдом, в апреле 1999 года в школе «Колумбайн». Современным фактором популяризации идей скулшутинга становятся интернет-сообщества, в рамках ко -торых активно распространяются и идеологически оправдываются идеи массового убийства.

В настоящее время по всему миру, в том числе в России, насчитывается более 10 случаев совершения скулшутинга по образу последователей преступников из школы «Колумбайн» [28].

Основными источниками формирования преступного поведения скулшутеров исследователи называют: негативную обстановку в семьях, травлю в коллективе сверстников и/или учителей, влияние фильмов и компьютерных игр с элементами жестокости на психоповедение, психологические проблемы и дисфункции (различные комплексы, депрессии), а также деструкцию здоровья.

Проблема асоциальных проявлений подростков в сетевом пространстве очень актуальна

на сегодняшний день, поэтому перед системой образования стоит задача проведения профилактических мероприятий.

Анализ педагогических источников показал, что в настоящее время отсутствует единый системный подход к пониманию сущности и структуры процесса профилактики асоциального поведения обучающихся в интернете.

Профилактика асоциального проявления подростков/молодежи в Сети возможна через включение обучающегося в полезную деятельность в разных направлениях воспитательной работы, путем активного включения в дополнительное образование. Информативным является также мониторинг социальных сетей. Кроме того, эффективным способом профилактики является вовлечение подростков в совместную со взрослыми (педагогами) практическую профилактическую деятельность путем создания кибердружин, киберволонте-ров, осуществляющих мониторинг интернет-угроз. В этой связи необходима системная подготовка педагогов к осуществлению такой деятельности [29; 30].

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс : сайт. — 2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 14.05.2020).

2. Зайко, А. П. Социальный портрет студентов российских колледжей: региональный аспект / А. П. Зайко // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования : XX Международ. конф. памяти профессора Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 16-18 марта 2017 г.). — Екатеринбург, 2017. — С. 747-752.

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Консультант Плюс : сайт. — 2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 14.05.2020).

4. DIGITAL—2019 : официальный сайт.—2020. — URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/ digital-2019-global-internet-use-accelerate (дата обращения 23.12.2019).

5. Сташкевич, И. Р. Цифровизация как вызов образованию / И. Р. Сташкевич // Развитие личности в условиях цифровой трансформации : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Копейск, 31 января 2020 г.). — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — С. 18-23.

6. Кузнецова, Е. В. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.08 / Кузнецова Елена Владимировна. — Москва, 2019. — 210 с.

7. Плешаков, В. А. Теория киберсоциализации человека : монография / B. А. Плешаков; под общ. ред. А. В. Мудрика. — Москва : МПГУ; «HomoCyberus», 2011. — 400 с. — ISBN 9785-7042-2368-9.

8. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников / В. В. Шабалина. — Санкт-Петербург : Медицинская пресса, 2001. — 176 с. — ISBN 5-94222-003-4.

9. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 1. — С. 90-100.

10. Баева, И. А. Осознание психологических угроз в интернет-среде студентами вуза и колледжа / И. А. Баева, И. А. Акиндинова, К. М. Ихер // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. ст. по материалам международ. науч.-практ. конф. «Интернет-рискам — СТОП. ВЫХОД ЕСТЬ!» (г. Симферополь, 8-10 октября 2019 г.). — Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. — С. 252-259.

11. Акутина, С. П. Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи / С. П. Акутина, Е. С. Хрустова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 63-66.

12. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2. — С. 189-193.

13. Магазинная кража / Википедия — свободная энциклопедия : официальный сайт. — 2020. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 13.05.2020).

14. Шоплифтинг в России: постановка проблемы / А. Л. Лебедь // Вестник Краснодар. юр. ин-та МВД России. — 2017. — № 3. — С. 45-49. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ shoplifting-v-rossii-postanovka-problemy/viewer (дата обращения: 13.05.2020). — Режим доступа: научная электронная библиотека КиберЛенинка.

15. Хломов, К. Д. Кибербуллинг в опыте российских подростков / К. Д. Хломов, Д. Г. Давыдов, А. А. Бочавер // Психология и право. — 2019. — Т. 9. № 2. — С. 276-295. — URL: doi:10.17759/psylaw.2019090219 (дата обращения: 18.12.2019).

16. Викисловарь : официальный сайт. — 2020. — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%85 %D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 14.02.2020).

17. Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Р. А. Внебрачных // Вестник Удмур. ун-та. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2012. — Вып. 1. — С. 48-51.

18. Семенов, Д. И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности / Д. И. Семенов, Г. А. Шушарина // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — Вып. 8. — С. 135-136.

19. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка / Е. А. Бенгина, С. А. Гришаева // Вестник ун-та. — 2018. — № 2. — С. 153-156. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-kak-novaya-forma-ugrozy-psihologicheskomu-zdorovyu-lichnosti-podrostka/viewer (дата обращения: 24.12.2019). — Режим доступа: научная электронная библиотекаКиберЛенинка

20. Артамонова, Е. Г. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде : метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций / Е. Г. Артамонова, Н. В. Калинина, О. И. Ефимова, В. Б. Салахова. — Москва : Центр защиты прав и интересов детей, 2018. — 32 с.

21. Киберсталкинг / Википедия — свободная энциклопедия : официальный сайт. — 2020. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 13.05.2020).

22. Грифинг / Википедия — свободная энциклопедия : официальный сайт. — 2020. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1 %80%D0%B8%D1 %84%D0%B5%D1 %80 (дата обращения: 01.02.2020).

23. Секстинг / Википедия — свободная энциклопедия : официальный сайт. — 2020. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D 0%B3 (дата обращения: 01.02.2020).

24. Соколова, Д. В. Агрессия в Интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков / Д. В. Соколова // Медиаскоп. — 2017. — Вып. 2. — URL: http://www.mediascope. ru/2315 (дата обращения: 24.12.2019).

25. Демидова, А. С. Мошенничество в сети Интернет как угроза экономической безопасности современной молодежи / А. С. Демидова, А. А. Поляруш // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 12. — С. 43-44.

26. Малова, Е. О. Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 94-98.

27. Силантьев, Р. А. Основы деструктологии : учебник / Р. А. Силантьев, И. В. Малыгина, М. А. Полетова. — Москва : ФИВ, 2020. — 204 с. — ISBN 978-5-91862-062-5.

28. Культ колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах / В. О. Карпов // Вестник Казан. юр. инс-та МВД России. — 2018. — № 4. — С. 442-445. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kult-kolumbayna-osnovnye-determinanty-massovyh-ubiystv-v-shkolah/ viewer (дата обращения: 13.05.2020). — Режим доступа: научная электронная библиотекаКи-берЛенинка.

29. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2. — С. 49-52.

30. Сташкевич, И. Р. Перманентная подготовка педагогов профессиональных образовательных организаций Челябинской области к работе по противодействию идеологии экстремизма и терроризма среди студентов / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Среднее

профессиональное образование в информационном обществе : материалы V Международ. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Копейск, 31 января 2020 года). — 2020. — С. 148-151.

For citation: Malova, E. O. Modern realities of asocial manifestations of teenagers on the Internet space / E. O. Malova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 107-114.

MODERN REALITIES OF ASOCIAL MANIFESTATIONS OF TEENAGERS ON THE INTERNET SPACE

E. O. Malova

The article considers the problem of prevention of antisocial manifestations of adolescents / youth in the Internet space, which has become even more urgent at present in connection with the transfer of the educational process to a remote format with the active use of the global network. A constantly expanding terminological field of the problem is discussed, an interpretation of a number of concepts is given to characterize asocial manifestations in the global network and the involvement of adolescents / youth in groups of a destructive orientation.

Key words: prevention, asocial manifestations of adolescents in the network space, Internet addiction, shoplifting, online aggression, groups of a destructive orientation.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Konsul'tant Pljus: [site], 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed: 14.05.2020). (In Russian)

2. Zajko A. P. Social'nyj portret studentov rossijskih kolledzhej: regional'nyj aspekt [Social portrait of students of Russian colleges: a regional aspect], XX" Mezhdunarod. konf. pamjati professora L. N. Kogana "Kul'tura, lichnost', obshhestvo v sovremennom mire: Metodologija, opyt jempirich-eskogo issledovanija" (g. Ekaterinburg, 16-18 marta 2017 g.) [XX International. conf. in memory of Professor L. N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: Methodology, experience of empirical research" (Ekaterinburg, March 16-18, 2017).], Ekaterinburg, 2017, pp. 747-752. (In Russian)

3. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : zakon RF ot 24 ijunja 1999 g. № 120-FZ // Konsul'tant Pljus: [site], 2020, available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (accessed: 14.05.2020). (In Russian)

4. DIGITAL — 2019: oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://wearesocial.com/blog/2019/01/ digital-2019-global-internet-use-accelerate (accessed: 23.12.2019). (In Russian)

5. Stashkevich I. R. Cifrovizacija kak vyzov obrazovaniju [Digitalization as a challenge to education], Materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Razvitie lichnosti v uslovijah cifrovoj transformacii" «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Kopejsk, 31 janvarja 2020 g.) [Materials of the V Intern. scientific-practical conf. "Personal development in the context of digital transformation" "Secondary vocational education in the information society"], Cheljabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2020, pp. 18-23. (In Russian)

6. Kuznecova E. V. Preduprezhdenie delinkventnogo povedenija nesovershennoletnih, pro-duciruemogo kontentom seti Internet [Prevention of delinquent behavior of minors produced by Internet content], Cand. dis. law sci. Moscow, 2019, 210 p. (In Russian)

7. Pleshakov V. A., Mudrik A. V. (ed.) Teorija kibersocializacii cheloveka : monografija [Theory of Human Cybersocialization: A Monograph]. Moscow, MPGU; «HomoCyberus», 2011, 400 p., ISBN 978-5-7042-2368-9. (In Russian)

8. Shabalina V. V. Zavisimoe povedenie shkol'nikov [Dependent behavior of students]. Sankt-Peterburg, Medicinskaja pressa, 2001, 176 p., ISBN 5-94222-003-4. (In Russian)

9. Vojskunskij A. E. Aktual'nye problemy psihologii zavisimosti ot Interneta [Actual problems of the psychology of Internet addiction], Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2004, 25, no. 1, pp. 90-100. (In Russian)

10. Baeva I. A., Akindinova I. A., Iher K. M. Osoznanie psihologicheskih ugroz v internet-srede studentami vuza i kolledzha [Awareness of psychological threats in the online environment by university and college students] Sb. st. po materialam mezhdunarod. nauch.-prakt. konf "Profilaktika devi-

antnogo povedenija detej i molodezhi: regional'nye modeli i tehnologii", «Internet-riskam — STOP. VYHOD EST"!» (g. Simferopol', 8-10 oktjabrja 2019 g.) [Collection of articles based on international materials scientific-practical conf. "Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies", "Internet Risk — STOP. THERE IS AN EXIT!" (Simferopol, October 8-10, 2019)], Simferopol', IT «ARIAL», 2019, pp. 252-259. (In Russian)

11. Akutina S. P., Hrustova E. S. Internet-zavisimost' kak social'nyj stereotip addiktivnogo povedenija sovremennoj molodezhi [Internet addiction as a social stereotype of addictive behavior of modern youth], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. 21.1, pp. 63-66. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Drepa M. I. Internet-zavisimost' kak ob#ekt nauchnoj refleksii v sovremennoj psihologii [Internet addiction as a social stereotype of addictive behavior of modern youth], Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2009, no. 2, pp. 189-193. (In Russian)

13. Magazinnaja krazha / Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija: oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://ru.wikipedia.org/ (accessed: 13.05.2020). (In Russian)

14. Lebed' A. L. Shoplifting v Rossii: postanovka problemy [Shoplifting in Russia: statement of the problem], Vestnik Krasnodar. jur. in-ta MVD Rossii [Bulletin of Krasnodar. legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 3, pp. 45-49, available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/shoplifting-v-rossii-postanovka-problemy/viewer (accessed: 13.05.2020). (In Russian)

15. Hlomov K. D., Davydov D. G., Bochaver A. A. Kiberbulling v opyte rossijskih podrostkov [Cy-berbullying in the experience of Russian teenagers], Psihologija i parvo [Psychology and Law], 2019, Vol. 9., no. 2, pp. 276-295, available at: doi:10.17759/psylaw.2019090219 (accessed: 18.12.2019). (In Russian)

16. Vikislovar': oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%85%D 0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (accessed: 14.02.2020). (In Russian)

17. Vnebrachnyh R. A. Trolling kak forma social'noj agressii v virtual'nyh soobshhestvah [Trolling as a form of social aggression in virtual communities], Vestnik Udmur. un-ta. Filosofija. Sociologija. Psihologija. Pedagogika [Bulletin of Udmur. University. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy], 2012, Issue 1, pp. 48-51. (In Russian)

18. Semenov D. I., Shusharina G. A. Setevoj trolling kak vid kommunikativnoj dejatel'nosti [Network trolling as a type of communication activity], Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2011, Issue 8, pp. 135-136. (In Russian)

19. Bengina E. A., Grishaeva S. A. Kiberbulling kak novaja forma ugrozy psihologicheskomu zdorov'ju lichnosti podrostka [Cyberbullying as a new form of threat to the psychological health of an adolescent's personality], Vestnik un-ta [University Bulletin], 2018, no. 2, pp. 153-156., available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-kak-novaya-forma-ugrozy-psihologicheskomu-zdorovyu-lichnosti-podrostka/viewer (accessed: 24.12.2019). (In Russian)

20. Artamonova E. G., Kalinina N. V., Efimova O. I., Salahova V. B. Obespechenie psiho-logicheskoj bezopasnosti v detsko-podrostkovoj srede: metod. rekomendacii dlja pedagogov obshheobrazovatel'nyh organizacij [Ensuring psychological safety in children and adolescents: a method. recommendations for teachers of educational organizations]. Moscow, Centr zashhity prav i interesov detej, 2018, 32 p. (In Russian)

21. Kiberstalking/ Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija: oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://ru.wikipedia.org/ (accessed: 13.05.2020). (In Russian)

22. Grifing/ Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija: oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1 %80%D0%B8%D1 %84%D0%B5%D1 %80 (accessed: 01.02.2020). (In Russian)

23. Seksting/ Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija: oficial'nyj sajt [site], 2020, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D 0%B3 (accessed: 01.02.2020). (In Russian)

24. Sokolova D. V. Agressija v Internete: rasprostranenie kiberbullinga sredi rossijskih podrostkov [Aggression on the Internet: the spread of cyberbullying among Russian teenagers]. Mediaskop [Mediascope], 2017, Issue 2, available at: http://www.mediascope.ru/2315 (accessed: 24.12.2019). (In Russian)

25. Demidova A. S., Poljarush A. A. Moshennichestvo v seti Internet kak ugroza jekonomich-eskoj bezopasnosti sovremennoj molodezhi [Internet fraud as a threat to the economic security of modern youth], Nauka i obrazovanie segodnja [Science and education today], 2017, no. 12, pp. 4344. (In Russian)

26. Malova E. O. Resocializacija podrostkov, podvergshihsja psihologicheskomu vozdejstviju destruktivnyh dvizhenij [Resocialization of adolescents who have undergone the psychological impact of destructive movements], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 1 (21), pp. 94-98. (In Russian)

27. Silant'ev R. A., Malygina I. V., Poletova M. A. Osnovy destruktologii: uchebnik [Fundamentals of Destructology: a textbook]. Moscow, FIV, 2020, 204 p., ISBN 978-5-91862-062-5. (In Russian)

28. Karpov V. O. Kul't kolumbajna: osnovnye determinanty massovyh ubijstv v shkolah [The cult of columbine: the main determinants of massacres in schools], Vestnik Kazan. jur. ins-ta MVD Rossii [Bulletin of Kazan. legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 4, pp. 442-445, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7kult-kolumbayna-osnovnye-determinanty-massovyh-ubiystv-v-shkolah/viewer (accessed: 13.05.2020). (In Russian)

29. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak ori-entir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, no. 2, pp. 49-52. (In Russian)

30. Stashkevich I. R., Malova E. O. Permanentnaja podgotovka pedagogov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Cheljabinskoj oblasti k rabote po protivodejstviju ideologii jekstremizma i terrorizma sredi studentov [Permanent training of teachers of professional educational organizations of the Chelyabinsk region to work on countering the ideology of extremism and terrorism among students], Materialy V Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Srednee professional'noe obrazovanie v in-formacionnom obshhestve» (g. Kopejsk, 31 janvarja 2020 goda) [Materials V International scientific-practical conf. "Secondary vocational education in the information society" (Kopeisk, January 31, 2020).], 2020, pp. 148-151. (In Russian)

Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: male@list.ru

Malova Elena Olegovna, Head of the Laboratory «Pedagogy A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: male@list.ru

Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Антинаркотическая профилактическая деятельность профессиональных образовательных организаций / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 114-122.

УДК 37.01 ББК 74.57

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

З. Р. Танаева

Тревожные тенденции в структуре преступности несовершеннолетних, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, актуализируют проблему исследования. В статье представлен комплекс профилактических мероприятий антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни по материалам месячника, который проводится профессиональными образовательными организациями на территории Челябинской области. Для описания терминологического поля проблемы предложены авторские определения понятий «антинаркотическая профилактическая деятельность», «идеология антинаркотического поведения». Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы позволяют образовательным организациям разрабатывать программы антинаркотической профилактической деятельности с целью реализации государственной антинаркотической политики.

Ключевые слова: антинаркотическая профилактика, антинаркотическая политика, идеология антинаркотического поведения, профессиональные образовательные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.