27. Silant'ev R. A., Malygina I. V., Poletova M. A. Osnovy destruktologii: uchebnik [Fundamentals of Destructology: a textbook]. Moscow, FIV, 2020, 204 p., ISBN 978-5-91862-062-5. (In Russian)
28. Karpov V. O. Kul't kolumbajna: osnovnye determinanty massovyh ubijstv v shkolah [The cult of columbine: the main determinants of massacres in schools], Vestnik Kazan. jur. ins-ta MVD Rossii [Bulletin of Kazan. legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 4, pp. 442-445, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7kult-kolumbayna-osnovnye-determinanty-massovyh-ubiystv-v-shkolah/viewer (accessed: 13.05.2020). (In Russian)
29. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak ori-entir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, no. 2, pp. 49-52. (In Russian)
30. Stashkevich I. R., Malova E. O. Permanentnaja podgotovka pedagogov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Cheljabinskoj oblasti k rabote po protivodejstviju ideologii jekstremizma i terrorizma sredi studentov [Permanent training of teachers of professional educational organizations of the Chelyabinsk region to work on countering the ideology of extremism and terrorism among students], Materialy V Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Srednee professional'noe obrazovanie v in-formacionnom obshhestve» (g. Kopejsk, 31 janvarja 2020 goda) [Materials V International scientific-practical conf. "Secondary vocational education in the information society" (Kopeisk, January 31, 2020).], 2020, pp. 148-151. (In Russian)
Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Malova Elena Olegovna, Head of the Laboratory «Pedagogy A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Антинаркотическая профилактическая деятельность профессиональных образовательных организаций / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 114-122.
УДК 37.01 ББК 74.57
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
З. Р. Танаева
Тревожные тенденции в структуре преступности несовершеннолетних, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, актуализируют проблему исследования. В статье представлен комплекс профилактических мероприятий антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни по материалам месячника, который проводится профессиональными образовательными организациями на территории Челябинской области. Для описания терминологического поля проблемы предложены авторские определения понятий «антинаркотическая профилактическая деятельность», «идеология антинаркотического поведения». Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы позволяют образовательным организациям разрабатывать программы антинаркотической профилактической деятельности с целью реализации государственной антинаркотической политики.
Ключевые слова: антинаркотическая профилактика, антинаркотическая политика, идеология антинаркотического поведения, профессиональные образовательные организации.
Процесс наркотизации молодежи в современный период приобрел характер общесоциальной проблемы, касающейся различных аспектов общественной жизни: экономических, психологических, медицинских, педагогических и др. Актуальность обозначенной проблемы определяют тревожные тенденции в структуре преступности несовершеннолетних, связанные с употреблением алкогольной продукции либо потреблением наркотических средств или психотропных веществ. На фоне снижения общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, остается стабильным их удельный вес от общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления. По данным ведомственного мониторинга Роспотребнадзора, по сравнению с 2014 годом в 2018 году показатели отравлений наркотическими веществами среди подросткового населения 15-17 лет снизились на 26,9 % (с 44,3 на 100 тыс. населения данного возраста до 11,9), вместе с тем в 17 субъектах показатели отравлений превышают среднероссийский показатель [1]. В настоящее время наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ (10-11 лет). Серьезную опасность представляет употребление подростками различных курительных смесей, энергетических таблеток и порошков. Кроме того, несовершеннолетние активно втягиваются не только в потребление наркотических средств, но и в распространение их путем «закладок», то есть оставляя наркотики в общедоступных местах (в подъезде, на клумбах, в водосточных трубах и т. п.). Таким образом, сбыт наркотических средств осуществляется бесконтактным способом, что очень сложно установить.
Эти обстоятельства указывают на серьезные пробелы в профилактической деятельности, что находит отражение и в издаваемых в последнее время руководством страны нормативных правовых актах и федеральных целевых программах. Так, Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, подготовлен проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, разработана Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011 г.) и т. д.
Одной из приоритетных задач антинаркотической государственной политики является
создание условий для формирования идеологии антинаркотического поведения граждан, антинаркотического общественного мнения. Современный подход к решению обозначенной проблемы предполагает совершенствование профилактической работы в данном направлении. В связи с этим современные ученые из разных научных областей (психология, педагогика, философия, политология и т. д.) уделяют вопросам изучения антинаркотической профилактической деятельности повышенное внимание. Так, исследованию единой концепции и системной методологии психологической профилактики посвящает свою работу И. С. Ганишина [2], сущность и основные подходы к антинаркотическому воспитанию учащейся молодежи рассматривает Л. А. Гизятова [3], психолого-педагогические технологии профилактики употребления наркотических средств в подростковой среде изучает А. Ю. Швацкий, политологические аспекты антинаркотической профилактики в части формирования общественного мнения в рамках реализации государственной антинаркотической политики современной России отражены в трудах А. Н. Сунами [4; 5] и т. д.
Особый интерес ученых к этой проблеме объясняется также отсутствием четкого нормативного закрепления понятий «идеология антинаркотического поведения», «антинаркотическое воспитание», «антинаркотическая профилактика» и т. д.
Более подробно остановимся на основных понятиях нашего исследования. Понятие «идеология» широко используется в научной и публицистической литературе. Большинство лингвистических словарей определяют идеологию как «систему взглядов и идей, характеризующих взгляды и мировоззрение какой-нибудь социальной группы» [6, с. 193]. Однако, по мнению В. С. Малицкого, идеология — это не только «мировоззрение индивидов, не только регулятивы поведения и директивы действий индивидов, а это сложнейшая целостная структура общества», которая определяет различные сферы жизнедеятельности общества [7, с. 12]. В сфере борьбы с незаконным оборотом и немедицинским потреблением наркотических средств рассматриваем антинаркотическую идеологию как ценностные установки в отношении здоровья и развития личностного потенциала, антинаркотическую устойчивость, духовно-нравственные ценности, взгляды, выражающие негативное отношение личности к незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков.
В научной литературе часто сравнивают понятия «антинаркотическое воспитание» и «антинаркотическая профилактика». Имеются различные точки зрения о широком или узком толковании того или иного термина. Соглашаясь с мнением Л. А. Гизятовой, предположим, что понятие «антинаркотическая профилактика» — более широкое понятие, под которым подразумевается «система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и всемерное укрепление здоровья, обеспечивающих формирование антинаркотической устойчивости личности и предполагающих, таким образом, участие в профилактической работе не только педагогов, но и медиков, психологов, социальных служб, полиции и т. д., в то время как к процессу антинаркотического воспитания привлечены в основном педагоги и психологи» [2, с. 17]. Из определения следует, что в антинаркотической профилактической деятельности принимают участие все социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением потребления наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, однако ведущая роль в этом процессе остается за системой образования. Антинаркотическая профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы профилактики и формирования здорового образа жизни в обществе. Основной задачей профилактики в образовательной среде является создание единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса с целью формирования идеологии антинаркотического поведения обучающихся.
В структуре содержания задач антинаркотической профилактики в образовательной среде традиционно выделяют три направления: первичную, вторичную, третичную профилактику. На примере организации и проведения профессиональными образовательными организациями мероприятий в рамках месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни на территории Челябинской области рассмотрим содержание этих направлений профилактики.
Первичная профилактика осуществляется исходя из глубокой убежденности, что обучающиеся смогут противостоять негативному влечению к алкоголю, наркотикам, табакокурению,
если научатся содержательному проведению досуга, сформируют здоровый образ жизни. Таким образом, первичная профилактика является приоритетным направлением антинаркотической профилактической деятельности в образовательной среде.
Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является использование социально-педагогических технологий, прежде всего, в рамках информационно-просветительского направления. В таблице 1 указаны мероприятия по данному направлению, проводимые профессиональными образовательными организациями в период месячника либо запланированные на ближайший период.
В профилактической деятельности педагоги используют традиционные педагогические технологии (беседы, лекции, ролевые игры, проектная деятельность и т. д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики. Так, в рамках месячника проводятся классные часы на темы «Правонарушения — дорога в пропасть», «Спорт против наркотиков», «Будущее за нами», «Я выбираю жизнь без наркотиков!» «У опасной черты», тематическая неделя «Мир без наркотиков», «Жить здорОво — жить здОрово!», «Ваш выбор — здоровое и активное долголетие», интернет-уроки антинаркотической направленности «Имею право знать», «Жизнь по собственному выбору», викторины «Наше здоровье — здоровье нации», родительские собрания «Наркотики и подростки».
Одна из главных задач педагогического коллектива — создание единого здоровьесберега-ющего образовательного пространства, то есть вовлечение в сферу профилактики представителей организаций и учреждений, оказывающих помощь в формировании гражданской позиции, здорового образа жизни и ответственности студентов, создается единое здоровьесберегающее пространство. Это работники правоохранительных органов, здравоохранения, отдела опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, представители общественных организаций.
Хотелось бы особо остановиться на антинаркотической пропаганде как на одной из форм профилактики. Антинаркотическая пропаганда предполагает и правовую пропаганду, которая должна проводиться на плановой основе и систематически. Наиболее эффективными являются выступления с привлечением сотрудников
Таблица 1
Информационно-просветительские профилактические мероприятия антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни
Оформление наглядной агитации антинаркотической направленности (стенгазеты, буклеты, плакаты, лозунги и т. д.) Демонстрация видеороликов с обсуждением, в том числе онлайн Организация выставок, информационных баннеров Размещение информационных листов, буклетов и презентаций на сайте ПОО Использование возможностей социальных сетей
ДЛЯ обучающихся для родителей
- Выпуск стенгазет в общежитиях «Мы против наркотиков!»; - «Наркотики — смерть!»; - «Мир без вредных привычек»; - «Будущее без наркотиков»; - «Быть здоровым — это модно!»; - «Общее дело»; - «Сообщи, где торгуют смертью!»; - «Профилактика употребления ПАВ у несовершеннолетних»; - «Здоровью — „ДА!", наркотикам — „НЕТ!"» - «Я часть потерянного поколения»; - «Последствия употребления наркотиков»; - «Действие наркотиков на организм»; - «Здоровая Россия — общее дело»; - «Я выбираю жизнь!» (выполнены студентами в разные годы) - «Я буду здоров!»; - выставка периодических изданий, книг и пособий по теме: «В здоровом теле — здоровый дух» - «Жизнь без наркотиков»; - «Мир против наркотиков; - ссылки программы «Здоровая Россия»; - вкладки «Профилактика зависимостей» — статьи журнала ФГБНУ«Центр защиты прав и интересов детей» (12+); - размещение на сайте техникума информации вкладки «ЗОЖ» - Памятки по профилактике правонарушений несовершеннолетних детей; - «Как защитить ребенка от наркотиков»; - «Советы доя родителей и специалистов» - Пресс-релизы обо всех проведенных мероприятиях в рамках месячника в группе ВКонтакте; - информация о здоровом образе жизни и последствиях наркотической зависимости; - создание инфографики для официальных групп колледжа в сети ВК, Ь^а£гат «Медицинские последствия, социальная и правовая ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков»; - формирование на сайте ПОО раздела «Твоя безопасность»
органов внутренних дел, врачей-наркологов, в которых раскрывается юридическая ответственность, социальная опасность наркомании и алкоголизма. В своих выступлениях инспекторы по делам несовершеннолетних акцентируют особое внимание на всех видах ответственности за правонарушения, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, преступления, предметом которых являются алкогольные напитки и наркотические средства.
Следует заметить, что при проведении такого рода пропагандистских мероприятий необходимо учесть некоторые особенности. Распространение объема знаний о вреде пьянства и наркомании не должно перейти в «тактику
запугивания», поскольку такой способ не всегда дает положительный результат для подростков из-за их возрастных особенностей. Для них характерна ориентация на видимые последствия, а то, что ожидается в результате, в сознании подростка не имеет ничего общего с ним. Кроме того, просветительские мероприятия не должны содержать подробного описания способов изготовления, распространения и потребления наркотиков.
В таблице 2 указаны лекции-вебинары, встречи, реализуемые профессиональными образовательными организациями в рамках межведомственного взаимодействия по антинаркотической профилактике.
Таблица2
Межведомственные профилактические мероприятия антинаркотической направленности
Проводятся представителями прокуратуры и сотрудниками органов внутренних дел Проводятся представителями системы здравоохранения Проводятся психологами Проводятся представителями общественных организаций
- «О вреде наркомании, токсикомании и пьянства. Административная и уголовная ответственность»; - «Персональная ответственность за распространение и хранение наркотических средств»; - «Профилактика употребления и распространения наркотических средств»; - «Мы в ответе за свои поступки»; - «Ответственность за правонарушения в сфере наркопотребления и незаконного оборота наркотических и психотропных веществ»; - «Правовая грамотность молодежи. Профилактика поведенческих рисков» - «О наркотической зависимости»; - урок здоровья «Лестница, ведущая вниз»; - «Опасность психотропных и наркотических средств»; - «Стоп-наркотик! Мы за здоровый образ жизни!»; - «Проблемы наркомании. Береги здоровье смолоду!»; - «О вреде употребления табака жевательного в молодежной среде»; - «Культура отношения к собственному здоровью: правила профилактики вирусных инфекций»; - «Опасность психотропных и наркотических веществ»; - «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» - «Час с психологом»; - «Что такое зависимость и как ее преодолеть»; - «Неэффективность употребления ПАВ в решении эмоциональных задач»; - «Полезный разговор. Здоровье. Жизнь. Будущее»; - «Десять вариантов сказать „нет!"»; - «Умей сказать „нет!"» - «Подари себе жизнь!» (встреча с представителями религиозных организаций — православной церкви, мусульманской мечети); - встреча с представителями фонда «Защитим детей от наркотиков»; - встреча-диалог с медицинским психологом областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; - встреча с представителями профилактического центра «Крылья»
Формирование межведомственного партнерства учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, правоохранительных органов и общественных организаций, а также включение в работу взаимодействия родителей и детей с целью восстановления между ними конструктивных детско-родительских отношений позволяет добиваться позитивных результатов в сфере защиты детства.
В целях укрепления взаимодействия образовательных организаций и общества в решении вопросов антинаркотической профилактики, а также формирования активной гражданской позиции среди населения, в том числе несовершеннолетних, проводятся различные акции, такие как: Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»; молодежная акция «Здоровым быть модно», посвя-
щенная Всемирному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом; акция «Нет наркотикам» с привлечением волонтеров, подростков группы риска; челлендж «Делай как я!»; посвященный Всемирному дню здоровья флешмоб «Тренируемся вместе подручными средствами»; акция «Я выбираю жизнь!», посвященная борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков; киноакции «Кинематограф против наркотиков», «Я выбираю жизнь»; молодежные акции «Альтернатива», «Меняем сигарету на конфету», приуроченные ко Всемирному дню отказа от курения; акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Меняем никотин на витамин»; флешмоб «Полезно и интересно» (чем можно занять себя в свободное время) и т. д.
В рамках месячника образовательные организации апробируют новые методики антинаркотической профилактики. Активное социальное обучение по приобретению социально важных навыков в настоящее время преимущественно реализуется путем использования различных тренингов. Так, проводятся тренинги «Не курить — это модно и современно!», «Скажи „нет" ПАВ!»; тренинг уверенного поведения «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»; мотиваци-онный тренинг с целью формирования стойкого мнения о вреде ПАВ «Я выбираю!»; тренинг «Тепло добрых рук» в рамках городского конкурса по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения; на базе Центра профилактического сопровождения «Компас» проводится тренинг по профилактике деструктивного влияния неформальных социокультурных групп в молодежной среде, тренинги «Вредные привычки и их последствия», «Наше здоровье в наших руках». Тренинги также проводятся в режиме онлайн на платформе Zoom.
В качестве новой интерактивной формы профилактики наркомании организовано проведение квест-игр «Остаться в живых», «Ты хозяин своей судьбы. Скажи наркотикам „нет"!», интеллектуальных игр на тему здорового образа жизни «QUIZ PLEASE», «Что? Где ? Когда?».
Современные подходы к проведению диспутов, ток-шоу «Как противостоять вредным привычкам», открытого кинозала «Все сложно», «Наркотики и алкоголь — это...», «За и против наркотиков», «Поговорим об этом.» и т. д. позволяют участникам самостоятельно формировать вопросы участникам-экспертам по темам, связанным с последствиями употребления наркотических веществ, правовыми аспектами наркопотребления и незаконного оборота наркотиков, вступать в дискуссию и спорить.
Главным условием успешной антинаркотической профилактической работы является широкое вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности. Занятость студентов в спортивных секциях и соревнованиях — важный показатель здорового образа жизни. В профессиональных образовательных организациях большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. В рамках месячников проводятся летний фестиваль по выполнению нормативов ГТО, утренние онлайн-зарядки, флешмобы «Спорт — это жизнь, а жизнь — это дорога. Выбери правильный путь!», «Мы за здоровый образ жизни», культурное мероприятие по шашкам «Здоровый досуг», физкультурно-спортивные мероприятия «Футбол все лето», спортивный онлайн-марафон «Мы выбираем спорт, а не наркотики!», приуроченные ко Дню борьбы с наркотической зависимостью среди несовершеннолетних, спортивно-развлекательные программы «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Живи стильно», спортивный слет допризывной молодежи «Школа мужества», «Жизнь без наркотиков», запуск челленджа «Спорт — наше все», в котором нужно снять видеоролик, где обучающиеся занимаются спортом дома либо на улице (для периода самоизоляции).
Неотъемлемой частью антинаркотической профилактики является конкурсная деятельность. Конкурсная деятельность выступает средством мотивации к самообразованию и самосовершенствованию, творческой самореализации. В образовательных организациях сформирована и опробована целая система конкурсной деятельности обучающихся по формированию и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления наркотических средств. В таблице 3 представлены различные конкурсы, проводимые в рамках месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни.
Мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребления ими наркотических средств или психотропных веществ осуществляется на заседаниях Совета профилактики. Совет профилактики также проводит работу по организации профилактической работы с детьми и подростками в летний период, обращая особое внимание на подростков группы риска.
Таблица 3
Основные конкурсы, проводимые в рамках месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни
Конкурс наглядной агитации (буклетов, плакатов) Конкурс видеороликов Конкурс мультимедийных презентаций Конкурс фотографий Конкурс творческих работ
- Онлайн-конкурс плакатов, посвященный Дню борьбы со СПИДом: «Здоровая молодежь — здоровая нация!», «Поколение свободных»; - «Лучшее средство наглядной агитации по профилактике наркомании»; - конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ!», «Мое будущее в моих руках!», «Мир без вредных привычек»; - конкурс информационных листков «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни» - «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»; - «Я выбираю спорт!»; - «Мы — за здоровье»; - конкурс на лучший видеоролик на тему «Самоизоляция — не повод для грусти» - «Молодежь выбирает жизнь!»; - онлайн-конкурс компьютерной графики «Нет наркотикам!»; - конкурс электронных открыток «Здоровью — зеленый свет!» - «Мой ЗОЖ на самоизоляции»; - онлайн-фотокон-курс коллажей на основе пословиц и поговорок о ЗОЖ «Народная мудрость»; - конкурс фотоколлажей «Семья — это то, что с тобою навсегда», посвященный Международному дню семьи; - фотоконкурс на лучший сюжетный постановочный снимок на тему «Скажи наркотикам „нет"!» - «Сделай выбор!»; - литературные конкурсы: - сочинений-эссе «Здоровье — это...», «Мы за жизнь!»; - рассказов «Здоровье — это.»; - стихов «Здоровье — это.»; - конкурс рисунков «Альтернатива наркотикам», «Хочу быть здоровым»
Вторичная профилактика включает в себя систему социальных, психологических и медицинских мер, направленных на подростков группы риска. На данном этапе проводятся групповые и индивидуальные консультации психолога, социального педагога с использованием психологических технологий, заместителя директора по воспитанию и социализации (профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ, социальные гарантии, проблемы воспитания в семье и т. д.). Используются возможности мониторинга социальных сетей с целью выявления вовлечения обучающихся в распространение и употребление наркотических средств, а также на предмет принадлежности обучающихся к неформальным группам антиобщественной направленности. Психологи оказывают индивидуальную психологическую помощь и поддержку студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания по программе «Преодоление». Кроме того, специалисты проводят различные виды тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления несовершеннолетними наркотических и психотропных средств для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психоло-
гических и некоторых психофизиологических характеристик с целью определения уровня нравственной воспитанности обучающихся. Широко используются консультации для родителей по темам «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков» и т. д.
Третичная профилактика потребления наркотических средств включает в себя систему социальных, психологических и медицинских мер в отношении лиц, страдающих зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, интегрируясь с комплексной их реабилитацией.
Таким образом, комплекс мероприятий, реализуемый в рамках месячника по антинаркотической пропаганде в профессиональных образовательных организациях, направлен на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся, а также на формирование идеологии антинаркотического поведения и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей потребление наркотических средств и использование психоактивных веществ.
Библиографический список
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год // Минтруд России : официальный интернет-сайт. — 2020. — URL: https:// rosmintrud.ru/docs/1361 (дата обращения: 05.05.2020).
2. Ганишина, И. С. Концепция и методология психологической профилактики наркотической зависимости личности : дис. ... д-ра психол. наук / И. С. Ганишина. — Москва, 2018. — 482 с.
3. Гизятова, Л. А. Антинаркотическое воспитание учащейся молодежи: сущность и основные подходы / Л. А. Гизятова // Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т. 18/9. — С.16-20.
4. Швацкий, А. Ю. Психолого-педагогические технологии профилактики употребления наркотических средств в подростковой среде / А. Ю. Швацкий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22). — С. 330-334.
5. Сунами, А. Н. Формирование общественного мнения в антинаркотической политике современной России : дис. ... канд. полит. наук / А. Н. Сунами. — Санкт-Петербург, 2014. — 162 с.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. — Москва, 2009. — 944 с. — ISBN: 5-902638-10-0.
7. Малицкий, В. С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В. С. Малицкий. — Ростов-на-Дону, 2006. — 44 с.
For citation: Tanaeva, Z. R. Anti-drug preventive activities of professional educational organizations / Z. R. Tanaeva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 114-122.
ANTI-DRUG PREVENTIVE ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Z. R. Tanaeva
Alarming trends in the structure of juvenile delinquency associated with the use of narcotic drugs or psychotropic substances, actualize the research problem. The article presents a set of preventive measures against the drug and promoting a healthy lifestyle based on the materials of the month, which is carried out by professional educational organizations in the Chelyabinsk region. To describe the terminological field of the problem, author's definitions of the concepts "anti-drug preventive activity" and "ideology of anti-drug behavior" are proposed. The practical significance of the study lies in the fact that the findings allow educational organizations to develop anti-drug prevention programs in order to implement the state anti-drug policy.
Key words: anti-drug prevention, anti-drug policy, ideology of anti-drug behavior, professional educational organizations.
References
1. Gosudarstvennyj doklad o polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v Rossijskoj Federacii za 2018 god // Mintrud Rossii : oficial'nyj internet-sajt, 2020, available at: https://rosmintrud.ru/docs/1361 (accessed: 05.05.2020). (In Russian)
2. Ganishina I. S. Koncepcija i metodologija psihologicheskoj profilaktiki narkoticheskoj zavisi-mosti lichnosti [The concept and methodology of psychological prevention of drug addiction personality], Dr. psychological sciences diss. Moscow, 2018, 482 p. (In Russian)
3. Gizjatova L. A. Antinarkoticheskoe vospitanie uchashhejsja molodezhi: sushhnost' i osnovnye podhody [Anti-drug education of students: the nature and main approaches], Zdorov'e i obrazovanie vXXI veke [Health and Education in the 21st Century], 2016, Vol. 18/9. — S, pp. 16-20. (In Russian)
4. Shvackij A. Ju. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii profilaktiki upotreblenija narkoticheskih sredstv v podrostkovoj srede [Psychological and pedagogical technologies for the prevention of drug use in adolescents] Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 2018, Vol. 7, no. 1 (22), pp. 330-334. (In Russian)
5. Sunami A. N. Formirovanie obshhestvennogo mnenija v antinarkoticheskojpolitike sovremen-noj Rossii [The formation of public opinion in the anti-drug policy of modern Russia], Cand. political science diss. Sankt-Peterburg, 2014, 162 p. (In Russian)
6. Ozhegov S. I., N. Ju. Shvedova (ed.) Slovar'russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language], Moscow, 2009, 944 p., ISBN: 5-902638-10-0. (In Russian)
7. Malickij V. S. Ideologija: sushhnost', struktura, istoricheskie tipy: social'no-filosofskij analiz [Ideology: essence, structure, historical types: socio-philosophical analysis], Dr philos. sci. diss. Ab-str. Rostov-na-Donu, 2006, 44 p. (In Russian)
Танаева Замфира Рафисовна, заведующая кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», доктор педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Tanaeva Zamfira Rafisovna, Head of the Department of Professional Training and Management in Law Enforcement, Law Institute of South Ural State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Чернецов, П. И. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности / П. И. Чернецов, И. С. Николаева, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 122-130.
УДК 377:001 ББК 74.47/72.5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П. И. Чернецов, И. С. Николаева, И. В. Шадчин
В статье раскрыто содержание понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дана характеристика его основных структурных компонентов. Рассматривается комплекс методов диагностики, а также вопросы оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
Одним из стратегических направлений политики в области образования является многоаспектная поддержка одаренных обучающихся как основного интеллектуального и творческого потенциала страны.
Многоплановое включение студентов в научно-исследовательскую деятельность — приоритетная задача системы профессионального образования.
Профессиональным образовательным организациям следует формировать необходимые условия для включения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Одним из ключевых аспектов решения данной задачи является разработка наиболее точного диагностического инструментария для ком-
плексной оценки уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Анализ научной литературы показывает, что различные аспекты проблемы диагностики уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом психологов и педагогов [1, 2 и др.]. Данная проблематика и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.
Понятийно-терминологическое поле проблемы оценки степени готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности предполагает эксплицирование таких категорий, как диагностика, научно-исследовательская деятельность, готовность к научно-исследовательской деятельности.