Научная статья на тему 'Теоретические основания проблемы трудновоспитуемости подростков'

Теоретические основания проблемы трудновоспитуемости подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снегирева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания проблемы трудновоспитуемости подростков»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Е.С. Снегирева, старший преподаватель Воронежский институт экономики и социального управления,

г. Воронеж

Проблема трудновоспитуемости подростков является одной из центральных педагогических проблем на сегодняшний день.

Объект-субъектами в педагогической системе выступают несовершеннолетние - учащиеся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений, воспитанники интернатов, других специализированных образовательных учреждений, безнадзорные и беспризорные и др. Несовершеннолетними являются те, кто еще не достиг возраста совершеннолетия, т.е., в соответствии с российским законодательством, 18-летнего возраста [4; 20-21].

Сам термин «трудновоспитуемость» вошел в науку в 30-е годы ХХ века, когда в рамках педологической науки сформировался научно обоснованный, систематизированный подход к этому вопросу. Он понимается как невосприимчивость и сопротивляемость подростка педагогическому воздействию.

Определение «трудновоспитуемый» подросток нуждается в уточнении, так как необходимо выявить некоторый педагогический критерий, позволяющий качественно отличать данное явление от других, внешне на него похожих, но разных по содержанию. Таким критерием, на взгляд многих авторов может быть наличие в сознании подростка конфликта с ценностями, нормами и нравственными ориентациями общества.

Одним из первых авторов, описавшим феномен подростковой трудновоспитуемости является В.Н. Сорока-Росинский, который под трудновоспитуемыми подростками понимал ту категорию, «которые по своему поведению не могут оставаться в школах и детских домах нормального типа, и требую помещения в особые учреждения со специально для них приноровленным режимом».

Гурлева Т.С. трудными подростками называет «группу неблагополучных подростков от 10-11 до 14-15 лет, не имеющих расстройств нервной системы, психики и которые не требуют специального режима и особых условий воспитания» [2; 6].

Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.

Всплеск корыстной ориентации у широких слоев населения страны, увеличение числа социально неблагополучных семей, рост жестокости и

насилия в обществе, поток низкопробных произведений массовой культуры, отсутствие планомерной организации досуга подростков привели к резкому росту контингента лиц подросткового возраста с отклоняющимся поведением.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудновоспитуемый подросток»:

- наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения;

- наличие у подростков нарушений в поведении, которые нелегко исправляются, корригируются;

- подростки, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании коллектива сверстников.

Первым признаком является наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня измерять и теоретически интерпретировать. В таких случаях ведется симптоматическое наблюдение.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - делинквентность и девиантность. Под делинквентным поведением понимают цель поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. условно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью подразумевают отклонение от принятых в обществе норм. В объеме этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Во-вторых, к признакам «трудновоспитуемых» относятся такие подростки, нарушение поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность». Все «трудновоспитуемые» подростки, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все «педагогически запущенные подростки» - это «трудновоспитуемые», некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, трудновоспитуемые, это подростки, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.

Выделяются следующие типы трудновоспитуемых подростков [4; 73-74]:

1) педагогически запущенные подростки, которые сопротивляются педагогическим воздействиям из-за низкого уровня развития социально одобряемых навыков поведения, неразвитости моральных представлений, а

также те, воспитательные воздействия в отношении которых были неумелыми, неэффективными;

2) подростки, которые сопротивляются педагогическим воздействиям по причинам особых психодинамических свойств личности и темперамента, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т.п.;

3) подростки, которые сопротивляются педагогическим воздействиям в связи со сформировавшимися личностными качествами, побуждающими их негативно относиться к позитивным явлениям окружающей действительности.

Безусловно, самой сложной, требующей профессиональных знаний и навыков, опыта практической педагогической деятельности, является работа с подростками, отнесенными к третьему типу трудновоспитуемых. Однако если вовремя и грамотно не проводить профилактическую и коррекционную воспитательную работу с подростками, отнесенными к первому и второму типу, они рано или поздно пополнят третью группу.

Итак, трудновоспитуемость - это проявление отрицательного в поведении подростков, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок.

Таким образом, характеристика «трудный» подросток, включает временные, ситуативные эмоциональные состояния, реакции и расплывается. Определение «трудновоспитуемости» подростка должно быть подчинено педагогическим критериям, переместившимся из области внешнего поведения в область оценки побуждений личности, её отношений с обществом.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Это следствие конкретных пробелов в социальном жизненном опыте подростков и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Список использованной литературы

1. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А. Беженцев. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2012. -296 с.

2. Гурлева Т.С. Причины возникновения и перспективы предупреждения подростковой трудновоспитуемости / Т.С. Гурлева // Практическая психология и социальная работа. - № 7 (100) - 2007. - С. 6-10.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: РГСУ, 2013. - 416 с.

4. Мещерякова Е.И. Педагогика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учебник / Е.И. Мещерякова. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. - 227 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.