Научная статья на тему 'Превентивная педагогика в работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с трудновоспитуемыми подростками'

Превентивная педагогика в работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с трудновоспитуемыми подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ ПОДРОСТКИ / PREVENTIVE PEDAGOGICS / TEENAGE CRIME / PROBLEM TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна

В статье рассматривается профилактика подростковой преступности в аспекте превентивной педагогической деятельности сотрудников ПДН с несовершеннолетними младшего и подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE PEDAGOGICS IN ACTIVITY OF STAFF OF DIVISIONS FOR MINORS WITH PROBLEM TEENAGERS

In article prevention of teenage crime in aspect of preventive pedagogical activity of staff of divisions for minors with minors of younger and teenage age is considered.

Текст научной работы на тему «Превентивная педагогика в работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с трудновоспитуемыми подростками»

Е.И. Мещерякова,

доктор педагогических наук, профессор

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ

PREVENTIVE PEDAGOGICS IN ACTIVITY OF STAFF OF DIVISIONS FOR MINORS WITH PROBLEM TEENAGERS

В статье рассматривается профилактика подростковой преступности в аспекте превентивной педагогической деятельности сотрудников ПДН с несовершеннолетними младшего и подросткового возраста.

In article prevention of teenage crime in aspect of preventive pedagogical activity of staff of divisions for minors with minors of younger and teenage age is considered.

Исследование различных аспектов проблемы профилактики подростковой преступности оста -ется актуальным в течение нескольких десятиле -тий. И хотя за последние пять лет прослеживает -ся тенденция к снижению показателей преступ-ности несовершеннолетних, количество выяв-ленных несовершеннолетних, совершивших преступления, в целом по стране остается тревожно большим (более 6 процентов от общего числа лиц, совершивших преступления). Что касается Воронежской области, то в числе лиц, совершивших преступления в январе — июле 2013 года, несовершеннолетние составили 6,03 процента (444 из 7354 человек), что соответствует средним данным по России в целом. Указанные цифры представляются значительными и настораживающими, т.к., по мнению специалистов, для успешной борьбы с преступностью и контроля ее основных показателей важно, чтобы доля несовершеннолетних преступников не превышала 4—5%, иначе преступность начинает

развиваться лавинообразно. Кроме того, анали-тические материалы, основанные на статистиче -ских данных, свидетельствуют и об опасном росте алкоголизации, распространении наркомании и токсикомании в подростковой среде. С учетом того, что среди несовершеннолетних, совершивших преступления, подавляющее

большинство — подростки, напрашивается вы -вод о повышенной общественной опасности именно подростковой преступности. Однако ее причины чаще всего необходимо искать в той жизненной среде, в которой формировался под -

росток, совершивший преступление, в более ранние возрастные периоды — дошкольного и младшего школьного возраста. Этим, в частно -сти, определяется необходимость исследования тех возможностей, которые представляются превентивной педагогикой для повышения эффективности профилактической деятельности под -разделений по делам несовершеннолетних (ПДН) по предупреждению подростковой преступности .

В современных исследованиях наблюдают -ся различные методологические подходы к исследованию проблем профилактики деви-антного и делинквентного поведения несовершеннолетних. Криминологический подход на -ходим в трудах Г .А. Аванесова, Ю.М. Антоня-на, З .А. Астемирова, А .И. Долговой, В .Г. Косенко, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньков -ского, К. Е. Игошева, А.М. Яковлева, психоло -гический — в исследованиях М.А. Алемаски-на, А .Д. Глоточкина, А.Г. Ковалева, А.Б. Фи -лонова, В .В. Гульдан, И .С. Полонского, Л.М. Зюбина, педагогический — в работах Ю.В. Тербеева, Г .П. Давыдова, П .П. Блонского, В. И. Куфаева, Э.Г. Костенкина, В .М. Клюкина, А.В. Кочетова, Г.П. Медведева, И.А. Невского и др. При этом большинство исследователей едино -душны в том, что истоки девиантного и делин -квентного поведения несовершеннолетних не -обходимо искать в различных проявлениях трудновоспитуемости.

Анализ научных исследований показывает, что у несовершеннолетних дошкольного и

младшего школьного возраста, как правило, не наблюдается устойчивых отклонений от уста -новленных норм и правил поведения. Однако даже незначительные отклонения, допускаемые детьми этих возрастных периодов, нужно рассматривать как предпосылки для приобретения ребенком в последующем антисоциального опыта, закрепления антиобщественного поведения как сформировавшегося личностного качества. Уже в эти возрастные периоды начинает прояв -ляться трудновоспитуемость, которую обычно понимают как определенную степень сопротив-ления ребенка целенаправленным педагогиче-ским воздействиям, его неспособность или неже -лание адекватно на них реагировать, как прояв -ляющиеся отклонения в поведении ребенка, требующие усиленного внимания воспитателей [1,2]. Отчасти отклонения в поведении детей младшего школьного возраста становятся прояв -лениями специфических особенностей, свойст-венных этим возрастным периодам, незавершенности развития их нервной системы, преоблада -ния процессов возбуждения над процессами торможения. Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что проявления откло-няющегося поведения младших школьников чаще всего являются следствием серьезных недостатков и просчетов в их воспитании в дошколь -ный и ранний школьный период.

Начальными проявлениями трудновоспитуе-мости у детей младшего школьного возраста могут быть: крайняя неустойчивость поведения, конфликты с учителями, агрессивность в отно-шении сверстников, невнимательность на уроках, невыдержанность. Такие дети могут быть развязными, навязчивыми и непослушными. Главной причиной неуспеваемости и недисцип -линированности младших школьников, которым свойственно активное проявление неприятия новых жизненных реалий, связанных с необхо -димостью выполнять требования школьной дис -циплины, чаще всего становится сформированное в семье негативное отношение к физическо -му и умственному труду. Нежелание выполнять требования учителя становится следствием того, что в ребенке уже в этом возрасте укоренилось недоверчивое и недоброжелательное отношение к взрослым. Очень опасно формирование такого отношения к сотрудникам полиции, которым в таком случае чрезвычайно сложно будет уста -навливать необходимые контакты с несовершен -нолетним, осуществлять с ним воспитательную деятельность.

В целях ранней профилактики важно обратить внимание и на тех младших школьников, которые не воспринимают всерьез замечания

учителей, с трудом адаптируются в коллективе сверстников, в которых проявляется инфантиль -ность, зачастую поощряемая родителями. Такие дети могут быть замкнутыми и неразговорчивыми, они отрицательно относятся ко всем взрослым, которые заставляют их учиться и работать, соблюдать элементарные правила поведения в классе, в отношениях со сверстниками.

Если своевременно не обратить должного внимания на первые признаки проявлений от -клоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста, не принять необходимых педагогических мер ранней профилактики, то может начаться развитие процесса социальной деформации личности, формирования антиобще -ственных установок в ориентации поведения несовершеннолетнего. Их еще можно предотвратить в возрастном периоде, соответствующем младшему школьному возрасту. Однако при этом нельзя с уверенностью утверждать, что уже в этом возрасте удастся избежать приобретения маленьким учеником отрицательного жизненно -го опыта. Грубость и развязность, недисциплини -рованность и агрессивность, инфантильность и безразличие младших школьников могут рассматриваться как ранние и еще неустойчивые проявления формирующегося девиантного поведения, развитие которых очень важно прекратить методами и средствами превентивной педагогики.

Педагогическая профилактика трудновоспи-туемости детей младшего школьного возраста требует понимания того, что решающее значение в формирования личности ребенка в этом возрасте имеет социальное окружение, рассматриваемое как система условий, в которых ребенок воспитывается с первых дней жизни. Причем в системе таких условий важнейшую роль играет не столько макросреда (совокупность социально -экономических, культурных и иных обществен -ных условий), сколько микросреда, т.е. среда ближайшего бытового окружения, в которой и происходит процесс непосредственного формирования личности. Поэтому истоки трудновоспи -туемости необходимо искать в той социально -педагогической и психологической обстановке, в которой находится дошкольник или младший школьник. Если эта обстановка неблагоприятна, то возникают различные нарушения во взаимоотношениях ребенка с окружающими (родителя -ми, воспитателями, учителями, родственниками и др. ), вызывающие тяжелые переживания (вплоть до болезненных состояний, неврозов), связанные с длительным нервно-психическим напряжением.

Под воздействием ближайшего социального окружения — мамы и папы, бабушек и дедушек,

братьев и сестер, других родственников формируется первоначальное отношение ребенка к окружающей действительности, его взгляды, умения и навыки. Ребенок не имеет генетически пе -реданных ему моделей социального поведения, определяющих его отношение к окружающей действительности — он воспринимает эмоционально окрашенные действия, знаки, слова в ка -честве регуляторов своего поведения, старается следовать тем нормам, которые задаются окружающими. Сознательно или подсознательно дей -ствуя в соответствии с требованиями взрослых, получая положительные оценки своего поведе -ния, ребенок постепенно усваивает те правила, которые являются нормальными, общеприняты -ми, а положительные оценки становятся основой для состояния его эмоционального благополу-чия. Главное — не забыть похвалить ребенка за его правильное (в общем случае — общеприня -тое) поведение.

Если же поведение ребенка выходит за рамки общепринятого, если он совершает неодоб-ряемые действия, то необходимо запретить ему их совершение. Запрет должен быть понят ребенком, вызвать у него неприятные ощущения. При этом важно учитывать, что ребенок: 1) не всегда способен понять смысл запрета взрослого;

2) даже если смысл запрета понятен, он не всегда способен сдержать свое желание совершить не-одобряемый поступок. Запрещая ребенку совершать неодобряемые действия (обижать младших, грубить старшим, драться, брать без спроса чьи-то вещи, книги, игрушки и т. п.), важно: 1) всегда доступным языком объяснять ребенку, почему он поступает плохо, что позволит вырабатывать не только привычки, но и правильное отношение к действительности; 2) постоянно наблюдать за тем, чтобы даже самые незначительные проступ -ки ребенка не оставались незамеченными, иначе есть опасность превращения цепочки действий (например, брать предметы без разрешения) в устойчивую привычку (брать все, что нравится, а затем и воровать).

Если вовремя не остановить ребенка, совершающего неодобряемые действия, не наказать его за повторное (возможно — уже сознатель -ное) их совершение, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его поведения и не научить его вести себя правильно, то уже в раннем возрасте у него начинает формироваться искаженное представление о нравственных ценно -стях, принятых в обществе, отличающееся от общепринятого отношение к окружающим, в его поступках начинают проявляться отклонения от должного поведения, проявляются первые при -знаки трудновоспитуемости. В связи с этим

ранняя профилактика противоправного поведе -ния несовершеннолетних должна начинаться в семье и заключаться в правильной и целенаправ -ленной воспитательной деятельности, которую призваны осуществлять родители и в которой активную позитивную роль должны играть все взрослые, окружающие ребенка.

Практика показывает, что родители и родст -венники даже в так называемых благополучных семьях не всегда способны грамотно воспиты-вать своих детей, вовремя и в полном объеме принимать меры, направленные на раннюю профилактику трудновоспитуемости и различных отклонений в поведении. Еще более сложная ситуация складывается с теми дошкольниками и младшими школьниками, которые воспитывают -ся в неблагополучных семьях или лишены се -мейного воспитания.

Компенсировать недостатки семейного воспитания призвана созданная в нашей стране система общественного воспитания, в которую включены дошкольные учреждения, общеобразовательные (школы, прогимназии и гимназии, лицеи, многоуровневые образовательные центры и др.), учреждения дополнительного (внешкольного) образования и др. Здесь специалисты, имеющие необходимую профессиональную подготовку, призваны осуществлять воспитательную деятельность, обеспечивающую повышение уровня воспитанности каждого отдельно взятого дошкольника или младшего школьника. Предупреждать развитие трудновоспитуемости необходимо с момента выявления самых первых, еще незначительных симптомов и проявлений, свидетельствующих о неблагополучии в духовно-нравственном развитии ребенка (нежелание подчиняться требованиям, установленным для всех детей, грубость и жестокость по отношению к детям, животным, использование бранных и ненормативных выражений и т.п.).

Истоки трудновоспитуемости, которая будет проявляться в подростковом возрасте, зачастую находятся в начальной школе. Не только педаго -ги, психологи, социологи, но и криминологи рассматривают первые годы школьной адаптации как период стрессов и разочарований, психо-травмирующих ситуаций и переживаний, кото -рые создают субъективные предпосылки трудно -воспитуемости в среднем и старшем школьном возрасте, а нередко и способствуют формированию девиантного поведения. Безусловно, важ-нейшую роль в профилактике трудновоспитуемости и девиантного поведения детей младшего школьного возраста играет учитель. Общеизве -стно высказывание В.А. Сухомлинского: «Без преувеличения можно сказать, что иногда одно слово, сказанное учителем первокласснику в ту

минуту, когда его чувственное сердце открыто перед людьми, определяет судьбу ребенка на всю жизнь»[3].

Педагогическая запущенность, или трудновос-питуемость как система устойчивых отклонений, еще не типична для младших школьников, а такие проявления, как упрямство или самоуверенность, завышенная (заниженная) самооценка или негативизм, чаще всего свидетельствуют не о том, что дети не желают учиться или не уважают учителя, а, чаще всего, о том, что они просто хотят быть замеченными и оцененными. В связи с тем, что авторитет учителя для младших школьников очень высок и может быть выше авторитета родителей, его роль в ранней профилактике трудновоспитуемости и девиантного поведения трудно переоценить. Профилактическая работа учителя начальной шкоті заключается в том, что он должен увидеть тревожные проявления неблагополучия в духовной жизни ребенка, выяснить их причины и помочь школьнику преодолеть трудности, с которыми он сам справиться еще не способен. Если же такая воспитательная работа учителем не будет проведена, то в поведении младшего школьника постепенно закрепляются неодобряемые обществом поступки и велика вероятность того, что он постепенно станет педагогически запущенным и трудновоспитуемым. Первым проявлением неблагополучия в отношениях младшего школьника с окружающими, за которым, как правило, следуют все новые и новые проблемы, является отторжение ученика от жизни класса, которое чаще всего возникает в результате завышенных требований учителя и неспособности ребенка их выполнить. Неуспеваемость и отчисление младших школьников из престижных школ — катализаторы трудновоспитуемости и обострения проблем криминологического характера.

Ранняя профилактика трудновоспитуемости младших школьников, проявлений девиантного поведения — использование форм и методов воспитания, снимающих напряженность в клас -се, помогающих всем детям успешно включиться в систему тех связей и отношений, которые соответствуют и потребностям, и возможностям каждого школьника. Такая профилактика должна представлять собой комплекс взаимосвязанных педагогических мер, направленных на предот-вращение любых отклонений в поведении млад -ших школьников и обеспечивающих преодоле-ние уже сформировавшихся у отдельных из них негативных отношений к исполнению установ -ленных требований. При этом оптимальные условия для проведения профилактической работы создаются лишь тогда, когда в семьях младших школьников родители и родственники понимают и поддерживают учителя, руководствуются еди -

ными критериями для оценки поведения, дости -жений и недостатков ребенка. К сожалению, до -вольно часто наблюдается ситуация, когда роди -тели не видят недостатков и упущений в воспи -тании своих детей и считают необоснованными замечания учителей, а также те характеристики, которые они дают их детям. Этим объясняется недоверие к учителю, постоянный анализ его оценок и указаний, недовольство школой, чем не только порождается напряженность в отношени -ях семьи и школы, но и подрывается авторитет учителя, разрушается та устойчивая основа воспитания, которой является безусловное уважение ребенком взрослых.

В таких ситуациях может быть весьма дейст -венной и полезной совместная деятельность учителей младших классов и сотрудников ПДН. Тем более что учителю, как правило, очень сложно или даже невозможно изменить общие задачи семейного воспитания детей, но приходится по -стоянно сталкиваться с фактами, свидетельст-вующими о неспособности родителей ставить и решать конкретные задачи воспитания с учетом сложившихся обстоятельств, находить рациональные пути и средства их решения. Учителю приходится учитывать как объективные, так и субъективные обстоятельства, связанные с проявлениями трудновоспитуемости каждого школьника, среди которых немаловажное значение имеют культурно-образовательный и этиче-ский уровень родителей, их отношение к своим родительским обязанностям, взаимоотношения в семье, характер требований, предъявляемых к ребенку.

Возможны ситуации, когда родители не исполняют своих обязанностей по отношению к детям или исполняют их ненадлежащим образом, ведут аморальный, антиобщественный образ жизни, приучают детей к употреблению алко-гольных напитков и наркотиков, совершают иные противоправные действия. В таких ситуациях, когда уже недостаточно совместных дейст -вий учителя с руководством и родительским ак -тивом школы, необходимые меры должны пред -принимать сотрудники ПДН. Но такие меры уже нельзя рассматривать как действия по ранней профилактике трудновоспитуемости и проявле-ний девиантного поведения, ведь речь идет уже либо о временной изоляции ребенка от родите -лей (ограничение родительских прав), либо о лишении родительских прав.

Практика показывает, что неспособность педагогическими способами преодолеть обстоя -тельства, способствующие возникновению труд -новоспитуемости в дошкольном и особенно младшем школьном возрасте, неизбежно приво -

дит к формированию трудновоспитуемости как устойчивого личностного качества подростка. Можно выделить определенные недостатки и ошибки воспитания, которые под влиянием воз -растных особенностей, присущих подростковому возрасту, приводят к формированию отрицатель -ных личностных качеств. Такие качества находят отражение в сопротивлении подростка целена -правленным педагогическим воздействиям, в его неспособности или нежелании адекватно на них реагировать, т.е. трудновоспитуемости, которая сопровождается отклонениями в поведении, требующими еще более усиленного внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ПДН. Так, отсутствие дружного и сплоченного коллектива в начальных классах, узость сферы общения младшего школьника, излишняя опека со стороны учителей и родителей (или наоборот

— отсутствие контроля за его поведением) на фоне усиления потребности подростка в обще -нии, его стремления к расширению сферы общения, изменения характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми приводят к развитию таких личностных качеств, как индивидуализм и эгоизм, невнимание к тому, что советуют старшие, недисциплинированность и др.

Если у младшего школьника не было воз -можности применить свои силы и способности в общих интересах, если воспитатели не учитыва -ли его индивидуальные особенности, своеобразие личности, то в процессе интенсивного разви -тия самосознания, наблюдающегося в подрост -ковом возрасте, формируется неадекватная самооценка, неуверенность в себе или, наоборот, чрезмерная самоуверенность, невысокая требовательность к себе в сочетании с завышенной требовательностью к окружающим. Если в на -чальных классах у школьника не было общест -венных поручений, его общественный труд не был регулярным, а требований к его результатам не предъявлялось, то на фоне роста физических сил подростка и развития его трудового опыта с особой силой проявляются пассивность и лень, иждивенчество и безответственность. Если в первые годы учебы в школе сковывалась ини-циатива и самостоятельность младшего школь -ника, а духовная жизнь класса была небогатой, то обостренная потребность подростка в самовыражении и самоутверждении воплотится в своеволии и стремлении выйти из-под контроля взрослых, в желании безнадзорности.

В рамках превентивной педагогики полезно установить, к какому типу трудновоспитуемых относится конкретный подросток. Это поможет определить направления воспитательной работы

с каждым из них в рамках педагогической коррекции.

Чаще всего выделяются следующие типы трудновоспитуемых подростков [4]:

1) педагогически запущенные подростки, которые сопротивляются педагогическим воздей-ствиям из -за низкого уровня развития социально одобряемых навыков поведения, неразвитости моральных представлений, а также те, воспитательные воздействия в отношении которых были неумелыми, неэффективными;

2) подростки, которые сопротивляются педагогическим воздействиям по причинам особых психодинамических свойств личности и темперамента, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т.п.;

3) подростки, которые сопротивляются педагогическим воздействиям в связи со сформировавшимися личностными качествами, побуждающими их негативно относиться к позитивным явлениям окружающей действительности.

Безусловно, самой сложной, требующей профессиональных знаний и навыков, опыта практической педагогической деятельности, яв-ляется работа с подростками, отнесенными к третьему типу трудновоспитуемых. Однако если вовремя и грамотно не проводить профилактиче -скую и коррекционную воспитательную работу с подростками, отнесенными к первому и второму типу, они рано или поздно пополнят третью группу.

Для диагностики трудновоспитуемости можно использовать различные методики. Наиболее простой, но в то же время результативной методикой является анкетирование с последующей обработкой его результатов. Проведение анкети -рования с использованием разнообразных анкет позволяет выявить трудновоспитуемость несовершеннолетних на различных стадиях сформи-рованности этого личностного качества. По ито -гам анкетирования устанавливаются три уровня трудновоспитуемости: первый — начальный, когда отдельные черты трудновоспитуемости лишь начинаю т проявляться и их можно сгладить посредством проведения воспитательных мероприятий, т.к. несовершеннолетний еще пас -сивно сопротивляется воспитательному воздей -ствию; второй — промежуточный, когда степень сопротивления воспитательному воздействию достаточно высока, но несовершеннолетний еще способен воспринимать такое воздействие, хотя и не всегда хочет на него адекватно реагировать; третий — предельный, когда несовершеннолет -ний оказывается неспособным адекватно реаги-ровать на позитивные воспитательные воздейст -вия, когда активно проявляются отклонения в его

поведении и развитии личности. В зависимости от того, какой из уровней трудновоспитуемости установлен в отношении конкретного подростка, разрабатывается план мероприятий профилакти -ческой работы с ним сотрудников ПДН.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.

— М.: Педагогическое общество России, 2003.

— 128 с.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. — М.: Просвещение, 2002. — 372 с.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 671с.

4. Морозова Е. Типы проблемных учеников // Воспитательная работа в школе. — 2010. — № 9. — С.135—144.

REFERENCES

1. Tagirova G.S. Psihologo-pedagogicheskaya korrektsionnaya rabota s trudnyimi podrostkami. — M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2003. — 128 s.

2. Bozhovich L.I. Izuchenie motivatsii pove-deniya trudnyih podrostkov. — M.: Prosveschenie, 2002. — 372 s.

3. Suhomlinskiy V.A. O vospitanii. — M.: Mo-lodaya gvardiya, 1975. — 671s.

4. Morozova E. Tipyi problemnyih uchenikov // Vospitatelnaya rabota v shkole. — 2010. — № 9.

— S.135—144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.