Научная статья на тему 'Семантика психологических понятий, связанных с отклоняющимся поведением у подростков'

Семантика психологических понятий, связанных с отклоняющимся поведением у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ / СЕМАНТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / DELINQUENT BEHAVIOR / THE DEVIATION IN THE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / SEMANTICS / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронин М.В., Королева О.В.

Работа посвящена психологическим аспектам отклонений в поведении подростков, раскрыты их возможные причины и разработаны некоторые варианты минимизации данных отклонений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

s devoted to the psychological aspects of the deviations in the behavior of adolescents disclosed their possible causes and developed some options to minimize data variance.

Текст научной работы на тему «Семантика психологических понятий, связанных с отклоняющимся поведением у подростков»

- функции формирования корпоративной мотивации (направленность на совпадение индивидуальных мотивов и целей персонала с корпоративными целями организации);

- функции диагностические и предсказательные (возможность оценки уровня и характера корпоративных отношений, качества корпоративного управления, возможность судить о тенденции изменения уровня и содержания корпоративности в организации);

- функции акмеологические (создание таких отношений в организации и морально-психологической атмосферы, которые стимулировали бы стремление сотрудников как к личному профессиональному росту, так и к продуктивному развитию всего коллектива).

Таким образом, корпоративная культура преподавательского коллектива кафедры ВУЗа в общем случае содержательно представляет собой регулятивные смысловые системы, определяющие добровольное принятие миссии, ценностей, традиций, норм и правил организации и регулирующие поведение ее сотрудников.

Список литературы

Управленческое консультирование / Под ред. Кубра М. - М.: Интерэксперт, 1992 г. - 319 с.

2. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов. - М.: Высшая школа, 2003 г. - 1077 с.

3. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002 г. - 223 с.

Пронин М.В., Королева О.В.

СЕМАНТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ У

ПОДРОСТКОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, отклонение в поведении подростков, семантика, психология.

Аннотация: работа посвящена психологическим аспектам отклонений в поведении подростков, раскрыты их возможные причины и разработаны некоторые варианты минимизации данных отклонений.

Keywords: deviant behavior, delinquent behavior, the deviation in the behavior of adolescents, semantics, psychology.

Abstract: is devoted to the psychological aspects of the deviations in the behavior of adolescents disclosed their possible causes and developed some options to minimize data variance.

В современных условиях важнейшим приоритетным направлением психологической науки, является, определение и осуществление эффективных воспитательных мероприятий направленных на коррекцию дисгармонии в личностном развитии подростков и взрослых с отклоняющимся поведением.

Факты, касающиеся роста отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения современных подростков, дают стимул к активизации психолого-педагогической деятельности связанной с детальным исследованием подростковой преступности на современном этапе, в плане выяснения ее генезиса, состояния, коррекции и профилактики.

Анализируя научную психологическую литературу по проблеме отклоняющегося поведения подростков, многие авторы в своих исследованиях отражают поливариантность и многоаспектность изучаемого феномена, что позволяет глубоко исследовать данную проблему с разных сторон, определить и проработать неизученные грани этого явления, разработать систему коррекционных и профилактических мероприятий с целью позитивного изменения системы отношений и поведения «трудных» подростков в современной социо-культурной системе.

Психологические и социальные особенности поведения «трудных» подростков обусловлены в основном особенностями их воспитания в семье, отношением к ведущей деятельности и системой взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстникам и взрослыми. Для рассмотрения особенностей отклоняющегося поведения у «трудных» подростков, первоначально ознакомимся с семантикой понятия «трудный ребенок», «девиантный подросток», «делинквентный подросток» и т.д.

В.Г. Спепанов в своем исследовании [9], рассказывая понятие «трудные дети» выделяет три существенных признака.

Первым признаком - является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения, для удобства пользуются сокращением "отклоняющееся поведение". Автор для характеристики

отклоняющегося поведения в первом признаке использует также специальные термины - "делинквентность" и "девиантность".

Под "делинквентным" поведением автор понимает цепь проступков, провинностей мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказываемых, серьезных нарушений и преступлений.

Под "девиантностью" автор рассматривает отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Вторым признаком в понятии "трудные дети и подростки" -понимаются такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются и корректируются. В этой связи автор ко второму признаку относит понятие "педагогически запущенные дети".

Третьим признаком содержания понятия "трудные дети" - является повышенная потребность в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это школьники, требующие особого внимания и участия окружающих.

В исследовании Л.М. Зюбина [4] и Ю.А. Клейберг [6] также рассматриваются понятия "педагогически запущенные учащиеся" и "трудные подростки".

По мнению автора, понятие "педагогически запущенный" характеризует историю воспитания подростка. Педагогически запущенный учащийся рано или поздно становится трудным. Применительно к данным учащимся различного рода трудности не всегда являются следствием педагогической запущенности: " они могут возникнуть и в результате заболевания ребенка, в силу некоторых врожденных или даже наследственных факторов и по другим причинам" [4, с. 8].

Понятие "трудный подросток" в данном исследовании рассматривается как результат соответствующего воспитания. Где в абсолютном большинстве случаев "трудным" учащийся становится вследствие педагогической запущенности.

Однако, Л.М. Зюбин [4] в данном исследовании использует понятия "педагогически запущенный" и "трудный" большей частью как синонимы, означающие учащегося с большой педагогической запущенностью и систематически нарушающего общепринятые нормы поведения.

Точку зрения В.Г. Степанова [9], адекватно разделяет Е.П.Ильин [5], подчеркивая, что термин "трудный школьник" - не синоним

отрицательных характеристик: "испорченный", "безнадежный", "плохой". "Трудный школьник" по мнению автора, это школьник, который требует к себе особого отношения, пристального внимания учителей и коллектива класса, к которому больше чем к кому-либо необходим индивидуальный подход.

В своей работе Е.П.Ильин [5], разделяет "трудных школьников" на три условные группы по степени педагогической и социальной запущенности.

К первой группе, автор относит тех "трудных подростков", кто имеет нормальное отношение с окружающими, но есть недостатки в характере, часто объясняемые "болезнью роста", психологическими возрастными особенностями.

"Трудные подростки" второй группы обладают повышенным эгоцентризмом, который превращает имеющиеся у них отдельные недостатки и привычки в отрицательные черты характера, делают их тяжелыми в обществе. Подростки этой группы себялюбивы, эгоистичны, неуживчивы, на замечания в адрес их негативного поведения реагируют озлоблением, непослушанием, стремление сделать все наоборот, причинить боль другим, демонстративный отказ подчиняться требованиям взрослых.

К третьей группе относятся "трудные подростки" отличающиеся крайней циничностью, склонностью к криминальному поведению. Как отмечает Е.П.Ильин: - "... отношения с родителями у них нарушены, вследствие чего у них имеется низкая самооценка, конфликтность как доминирующая черта характера и жесткость по отношению к слабым. Подростки и юноши этой категории чаще всего имеют неоднократные приводы в милицию" [5 с. 143].

Более детальную и глубокую по содержанию типизацию "трудных подростков" предлагают следующие исследователи В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Петровский и др. Данная классификация "трудных подростков" построена в соответствии с типом поведения, с типом вхождения подростков в систему общественно-полезной деятельности, при учете состояния нравственной сферы детей данной категории [1].

Вышеуказанные исследователи подростковой трудновоспи-туемости выделяют пять групп «трудных детей»

В первую группу входят подростки у которых деформированы представления о дружбе, сопереживании, взаимопомощи, весьма ослаблено чувство стыда.

Данную группу "трудных подростков" характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аномальных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов, деформация отношений и оценок, осознанность часто совершаемых правонарушений.

Вторую группу составляют "трудные школьники" с деформированными потребностями, низменными устремлениями. В этой группе подростки имеют негативную тенденцию к подражанию правонарушителей своей возрастной группы. "Трудные школьники" этой группы имеют устойчивый комплекс аморальных потребностей, притязаний и открытый характер антисоциального поведения, где правонарушения совершаются не эпизодически.

Третью группу "трудных подростков" характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Дети этой группы осознают недостойность совершаемых ими правонарушений.

Четвертую группу составляют учащиеся со слабо деформированными потребностями. Подростков данной группы характеризует низкий уровень социальных притязаний, самокритичный тип само оценивания, раболепство перед авторитетными сверстниками.

В пятую группу входят школьники, которые совершили различные правонарушения случайно, по своему самолюбию или под влиянием влиятельных сверстников или взрослых.

Выше представленные исследователи в своей типологии "трудных подростков", в целом позволяют не только корректировать систему воспитательных воздействий, но и открывают пути осуществления индивидуального подхода к каждому школьнику, находящемуся в деструктивной сфере и конфликтных отношениях.

Известный психолог Д.И. Фельдштейн в своем труде [10], раскрывает термин "трудный" в соответствии с традиционной педагогической практикой и означает широкий круг подростков, нуждающихся в коррекции их личности. С точки зрения их автора "трудные подростки" классифицируются на пять основных групп. К первой группе относятся непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивления требованиям, советам взрослых.

Ко второй группе относятся подростки, отличающиеся озорством, недисциплинированностью, грубостью.

Третью группу составляют дети, поведение которых характеризуется донью - отсутствием желания трудиться и привычки к трудовому усилию.

К четвертой группе относятся подростки у которых систематически проявляется такое отрицательное качество как лживость.

В пятую группу входят "трудные подростки", которым характерна заносчивость, агрессивность, бравада, легкая ранимость, склонность к правонарушениям.

В своем исследовании Д.И. Фельдштейн [8], раскрывает категорию педагогически запущенных подростков, по его мнению, их характеризует преимущественно импульсивное поведение, четко выраженные общественно-отрицательные потребности, гипертрофия примитивных желаний, извращенная направленность потребности в обществе, что приводит к искаженным представлениям о дружбе, товариществе, долге, чести. В данной группе подростков деформированы духовные, познавательные и эстетические потребности, утрачен интерес к учебе.

Как показали исследования Д.И. Фельдштейна [8], несмотря на глубокую деформацию в системе отношений, педагогически запущенные подростки обладают нормальными интеллектуальными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.

Девиантное поведение некоторыми авторами (Л.М. Зюбин [4], В.И. Войтком [3]) рассматривается как "трудновоспитуемость", под которой подразумевается - обусловленная индивидуально-типологическими чертами личности, неадекватным воздействием социальной группы и определенными социальными условиями ее жизнедеятельности невосприимчивость к положительному социальному опыту.

В своем исследовании В.И. Войтко [3], анализируя амплитуду трудновоспитуемости, предлагает следующие уровни ее проявления:

Во-первых, отклоняющееся от принятой нормальной нормы или деструктивное поведение, которое не влечет за собой социально опасных деяний по отношению к окружающим.

Во-вторых, противоправное поведение, нарушение установленных в конкретном обществе гражданских и уголовных законов.

В-третьих, отклонения от социально-нормативного поведения в связи с патологическими изменениями в состоянии здоровья

трудновоспитуемых, нуждающихся в клиническом обследовании и лечении.

Рассмотрев основные концепции многих исследователей в плане изучения "трудных подростков", мы считаем необходимым раскрыть и сформулировать сущностные характеристики детей с отклоняющимся поведением, в категорию которых входят "девиантные" и "делинквентные"

школьники среднего возраста.

Некоторые исследователи данного феномена, такие как А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др. [7], рассматривают понятия " отклоняющееся поведение" и "девиантное поведение" как синонимы, вкладывая в них следующее содержание.

"Отклоняющееся поведение" - система проступков противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Как отмечает А.В.Петровский : - "отклоняющееся поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых" [2, с.257].

Отклоняющееся поведение может идти параллельно с накоплением системы знаний и правовых и нравственных нормах, поэтому главной задачей воспитателей является педагогическая деятельность направленная на формирование устойчивых знаний привычек правового и нравственного поведения.

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте при наличии многочисленных исследований до сих пор остается недостаточно изученной, актуальной и насущной. При массовом наличии индивидуальных и коллективных исследований, относительно предмета "отклоняющегося поведения" у большинства авторов нет единой позиции.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1993. - 199 с.

2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.

3. Войтко В. И. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних // Сб. научн. трудов. - Воронеж: ВГПИ. Известия, 1982. - С. 5.Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. - М.: Высш. шк., 1982. - 191 с.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. -М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

5. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отношения / Ю.А. Клейберг. - М.: Вита-Пресс, 1997. - 140 с.

6. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2010, - 494 с.

7. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007. - 240 с.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности /Д.И. Фельдштейн. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 512 с.

Рябышева Е.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА РЕФЛЕКСИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: рефлексия, психология, аспекты рефлексии, рефлексивная деятельность.

Аннотация: автором рассмотрены принципы рефлексии, проанализированы основные аспекты данного понятия.

Keywords: reflection, psychology, aspects of reflection, reflective activities.

Abstract: the author examined the principles of reflection, analysis of the main aspects of the concept.

На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать на ранних этапах развития, т.к. рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало.

Анализ исследований, направленных на изучение различных аспектов рефлексии, показывает, что формулируемые в них определения рефлексии практически не только довольно мало соприкасаются друг с другом, но порой противоречат друг другу, поскольку исходят из различных методологических ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.