Научная статья на тему 'Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке'

Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1621
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / DISADAPTATION OF CHILDREN AND TEENAGERS / ВИДЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / SCHOOL DISADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ / FACTORS OF DISADAPTATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EDUCATION RESEARCH / ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ / PROBLEM OF DISADAPTATION IN THE NATIVE SCIENCE / SPECIES OF DISADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION / DIAGNOSTICS OF SCHOOL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна, Гура Валерий Васильевич, Шалова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается понятие «дезадаптация детей и подростков», дается его характеристика и выделяются основные виды дезадаптации. На основе анализа исследований проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ столетии установлено, что особое внимание проблеме уделялось в 20-е гг. и во второй половине ХХ века. Проанализированы исследования в области педагогики С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, Д.И. Фельдштейн и др.), психологии (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.), биологии и медицины (Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.). Анализ показал, что учеными определены факторы, которые способствуют появлению дезадаптации, разработаны и внедрены различные методы диагностики и коррекции дезадаптации. В результате исследования выделены основные тенденции, существовавшие в отечественной науке в указанный период в толковании этой сложной проблемы: а) изучение дезадаптации школьников в целях предупреждения более запущенных форм; б) изучение психологических аспектов подростковой дезадаптации; в) систематизация рекомендаций, методик, приемов, для практиков, работающих с данной категорией подростков; г) проведение исследований, позволяющих готовить специалистов для работы с дезадаптированными детьми; е) разработка комплексных моделей предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROBLEM DISADAPTATION OF CHILDREN IN RUSSIA IN THE XX CENTURY

The article discusses the concept of "disadaptation of children and teenagers", given its characteristics and highlights the main types of disadaptation. Based on the analysis of research problems disadaptation of children and teenagers in Russia established in the twentieth century, that special attention was paid to the problem in the 20-ies. and in the second half of the XX century. Analyzed studies in Education (S.A. Belicheva, L.M. Zubin, A.I. Kochetov, D.I. Feldstein etc.), Psychology (L.S. Vygotsky, I.V. Dubrovina, R.V. Ovcharova, etc.), Biology and Medicine (B.S. Bratus, B.V. Zeigarnik, E.G. Eidemiller, A.E. Licko, etc.). The analysis showed that the scientists identified the factors, that contribute to disadaptation, created and implemented a variety of methods of diagnosis and correction of disadaptation. As result of research was marked the main trends in the native science in this period within the meaning of this complex problem: a) study of school disadaptation in order to prevent more advanced forms; b) study of the psychological aspects of disadaptation of children and teenagers; c) systematization of recommendations, methods, techniques for practitioners working with this category of teenagers; d) conducting studies to train professionals to work with disadaptate children; e) create of integrated models of prevention and overcoming of disadaptation of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке»

УДК 37.042

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ

© 2016

Молодцова Татьяна Даниловна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой

«Социальной педагогики и психологии» Гура Валерий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета

психологии и социальной педагогики Шалова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается понятие «дезадаптация детей и подростков», дается его характеристика и выделяются основные виды дезадаптации. На основе анализа исследований проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ столетии установлено, что особое внимание проблеме уделялось в 20-е гг. и во второй половине ХХ века. Проанализированы исследования в области педагогики С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, Д.И. Фельдштейн и др.), психологии (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.), биологии и медицины (Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.). Анализ показал, что учеными определены факторы, которые способствуют появлению дезадаптации, разработаны и внедрены различные методы диагностики и коррекции дезадаптации. В результате исследования выделены основные тенденции, существовавшие в отечественной науке в указанный период в толковании этой сложной проблемы: а) изучение дезадаптации школьников в целях предупреждения более запущенных форм; б) изучение психологических аспектов подростковой дезадаптации; в) систематизация рекомендаций, методик, приемов, для практиков, работающих с данной категорией подростков; г) проведение исследований, позволяющих готовить специалистов для работы с дезадаптированными детьми; е) разработка комплексных моделей предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.

Ключевые слова: дезадаптация детей и подростков, виды дезадаптации, школьная дезадаптация, социально-психологическая дезадаптация, факторы дезадаптации, педагогические исследования, проблема дезадаптации в отечественной науке.

RESEARCH OF THE PROBLEM DISADAPTATION OF CHILDREN IN RUSSIA IN THE XX CENTURY

© 2016

Molodtsova Tatyana Danilovna, doctor of pedagogical sciences, head of the chair

"Social pedagogy and psychology" Gura Valery Vasilievich, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, Dean of the faculty of psychology and social pedagogy Shalova Svetlana Yu., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair

"Social pedagogy and psychology" Taganrog Institute named after Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics,

Taganrog (Russia)

Abstract. The article discusses the concept of "disadaptation of children and teenagers", given its characteristics and highlights the main types of disadaptation. Based on the analysis of research problems disadaptation of children and teenagers in Russia established in the twentieth century, that special attention was paid to the problem in the 20-ies. and in the second half of the XX century. Analyzed studies in Education (S.A. Belicheva, L.M. Zubin, A.I. Kochetov, D.I. Feldstein etc.), Psychology (L.S. Vygotsky, I.V. Dubrovina, R.V. Ovcharova, etc.), Biology and Medicine (B.S. Bratus, B.V. Zeigarnik, E.G. Eidemiller, A.E. Licko, etc.). The analysis showed that the scientists identified the factors, that contribute to disadaptation, created and implemented a variety of methods of diagnosis and correction of disadaptation. As result of research was marked the main trends in the native science in this period within the meaning of this complex problem: a) study of school disadaptation in order to prevent more advanced forms; b) study of the psychological aspects of disadaptation of children and teenagers; c) systematization of recommendations, methods, techniques for practitioners working with this category of teenagers; d) conducting studies to train professionals to work with disadaptate children; e) create of integrated models of prevention and overcoming of disadaptation of children and teenagers.

Keywords: disadaptation of children and teenagers, species of disadaptation, school disadaptation, social and psychological disadaptation, factors of disadaptation, diagnostics of school disadaptation, education research, problem of disadaptation in the native science.

Анализ исследований по проблеме детской дезадаптации в ХХ веке позволил выяснить, что самые популярные термины, так или иначе, обозначающие различные отклонения несовершеннолетних были: трудновоспитуемые, труднообучаемые, трудные, педагогически запущенные, безнадзорные, беспризорные, социально или социокультурно неблагополучные, девиантные, делинк-вентные, дискомфортные, и, в конечном счете, дезадаптированные. Как составляющие вышеназванных разновидностей отклонений поведения рассматривались: неуспевающие, недисциплинированные, конфликтные, депривированные и т.д.

Обобщив множество терминов, относящихся к категории неблагополучных внешне или внутренне детей, мы определили, что большинство из них объединяет то, что хотя «трудные» сопротивляются педагогическим воздействиям, педагогически запущенные недополу-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

чили педагогического влияния, социально-запущенные (девиантные, асоциальные, делинквентные, аддиктив-ные) нарушали нормы общества, дискомфортные (агрессивные, тревожные, аппатичные, негативные, отчужденные, депривированные) имели внутреннее неблагополучие, но все они, так или иначе, были дезадаптированы. При всем разнообразии терминов, связанных с рассматриваемыми явлениями, ясным было одно: в обществе есть люди, которые в него не «вписываются» по разным причинам (физиологическим, психологическим, социальным и т.д.), а значит, они дезадаптированы.

Итак, мы считаем, что дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегар-монизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, появляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, коГО

торое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный или материальный ущерб [1]. В случае, когда дезадаптация у подростков проявляется, она может иметь разные виды. Взяв за основу классификацию С.А. Беличевой, мы выделили следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую (или социально-педагогическую) и социальную [2]. Патогенная проявляется в истериках, неврозах психопатиях, соматических нарушениях дефектах анализаторов. Психологическая - в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, уходе в защиту, неадекватной самооценке, аффектах неадекватности, тревожности и фрустрированно-сти. Следствием социально-психологической или психосоциальной дезадаптации является: недисциплинированность, неуспеваемость, конфликтность, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушение взаимоотношений, это наиболее распространенный дезадаптации. При определенных условиях данный вид может перейти в социальную, когда подросток мешает обществу, отличается отклоняющимся от нормы поведением, легко входит в асоциальную среду, становится правонарушителем, характеризуется адаптацией к деза-даптированности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество), в результате чего, возможен выход на криминогенное поведение.

Таким образом, дезадаптация - это явление столь объемное, что может охватить любые виды отношений - от патогенных до социальных, если в них проявились те или иные дефекты.

Обратимся к анализу состояния проблемы предупреждения и преодоления дезадаптированности детей в России последнее столетие. Мы не ставили перед собой задачу подробного ее освещения, но сделаем попытку рассмотреть основные тенденции, существующие в отечественной науке в решении этой сложной и многогранной проблемы в ХХ веке. С этой целью нами были проанализированы исследования отечественных педагогов и психологов, раскрывающие различные аспекты проблемы дезадаптации детей и подростков [2 - 30].

Проводя данный обзор изучения, профилактики, воспитания и перевоспитания тех, кого принято называть «трудными», «педагогически запущенными», безнадзорными, девиантными, в конечном счете, дезадаптированными, можно отметить всплеск интереса и внимания к этой проблеме после революции. Во многом это было сопряжено с объективными реалиями времени (первой мировой и гражданской войнами, разрухой, ростом детской преступности, безнадзорности, сиротства). Перед обществом стала острая необходимость как теоретического, так и практического разрешения этой животрепещущей проблемы. Возможности нового строя, интересные традиции 19 в., серьезные исследования на Западе, появление науки о детях - педологии. Все это дало мощный толчок в развитии не только практики, но и теоретических исследований в области преодоления дезадаптации детей. Достаточно сослаться на выдающиеся исследования в области детской педагогики и психологии Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и многих других. Работы этих авторов вошли в классику педагогической мысли, стали мощным стимулятором развития педагогической науки в целом и проблемы преодоления дезадаптации в частности. Были разработаны различные классификации трудных подростков, выдвинуты основы общественного воспитания, глубоко проанализированы совершенно новые принципы и методы воздействия на детей (проектирование личности, параллельного действия, метод взрыва и др.), по-новому раскрылась преобразующая роль труда, дана техника выдвижения системы перспективных линий и другие идеи. С полным правом можно было говорить о целом комплексе совершенно новых педагогических приемов работы с дезадаптированными детьми и подростками. Главное

внимание в тот период уделялось в основном краиним формам дезадаптации: безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству, преступлениям и т.д., что было продиктовано объективными обстоятельствами.

Однако резкий спад исследований в этой области произошел в 30-е годы, когда была запрещена педология, а педагогическая наука заключена в столь жесткие рамки идеологии, что кроме деклараций о пережитках капитализма в сознании людей, ничего не оставалось. На вооружение была взята единственная методология -марксистско-ленинская, подчеркивалась ведущая роль классовой борьбы в обществе.

Изучение работ 40-50 гг. свидетельствует о резком снижении внимания к проблеме дезадаптации детей в силу как объективных обстоятельств (Отечественная война), так и все тех же политических и идеологических «рамок». Отношение к учению, качество, процент становится главной заботой педагогической науки и практики, а школьная неуспеваемость делается явлением выдающимся (феноменальным) в отношении обращенного на него внимания, размаха и масштаба борьбы с нею и невозможности «добиться» ее устранения. Неуспеваемость вырастает в стержневую проблему педагогической теории и практики, занятых поисками путей ее решения [3, с.149].

Однако в 60-70 гг. опять начинают появляться работы, которые рассматривают проблему преодоления «трудновоспитуемости» в контексте общих проблем нравственного воспитания (В.М. Коротов (1966), А.И. Кочетов (1972), И.С. Марьенко (1969), И.Ф. Козлов (1969), Б.Ф. Лихачев и др.). Появляются интересные исследования о самоуправлении, развитии сознательной дисциплины, педагогических требований (В.М. Коротов (1962), В.Е. Гмурман (1958), И.Ф. Козлов (1964, 1969), Л.Ю. Гордин (1967, 1971) и др.), которые, так или иначе, касаются детских трудностей и их преодоления. Очень серьезную роль в развитии данной проблемы, сыграла коммунарская методика И.П. Иванова, которая появилась как стимулятор многих интересных воспитательных идей, а ее применение принесло серьезные положительные воспитательные результаты. Не меньшую роль в развитии педагогической науки, и, в частности, в проблеме предупреждения и преодоления дезадаптации, сыграли исследования Л.И. Божович (1968), которая обратила внимание ученых на проблему мотивации поведения. Ярким тому примером могут служить работы о мотивации правонарушений Г.Г. Бочкаревой (1972), отрицательных мотивах - П.М. Якобсона (1960), неразвитых учебных мотивах - В.С. Ильина (1970), отрицательного отношения к учению - А.Д. Алферова (1975) и др.

Одновременно авторы обращались напрямую к проблеме отклонений в поведении: Л.С. Славина (1958, 1966), М.А. Алемаскин (1966, 1968), Л.М. Зюбин (1963, 1966), Г.М. Миньковский (1968), И.А. Домащенко (1966), Э.Г. Костяшкин (1964, 1968), Н.Д. Левитов (1961), Э.Ш. Натанзон (1968), Г.П. Медведев (1966), И.А. Невский (1969) и др. Исследователи рассматривали вопросы о специфике трудновоспитуемости, специфике процесса перевоспитания, о некоторых коррекционных методиках. Особенное место в этом ряду заняли труды выдающегося педагога, В.А. Сухомлинского, который не просто обозначил наличие проблемы «трудных» (дезадаптированных) детей, а всесторонне и аргументированно обосновал необходимость гуманного подхода к ним. Другую, но не меньшую роль, для развития проблемы преодоления дезадаптации сыграли работы П.Б. Ганнушкина (1964), Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967, 1973), В.В. Ковалева (1973). Не боясь обвинений в биологизаторстве, авторы рассматривали наследственные, биологические факторы как причины дезадаптации некоторых детей. К 60-70 годам можно отнести проявление интереса к отдельным психологическим деформациям и их роли в развитии дезадаптации в трудах А.С. Белкина (1973), К. Леви (1967), Т.В. Драгуновой

(1972), А.А. Ершова (1973) и др. В те годы во всех исследованиях, ссылающихся на официальные источники, проходила мысль о том, что раз страна движется к развитому социализму, некорректно рассуждать о трудном детстве, дискомфорте, девиантности, делинквентности и т.д. Это, естественно, сказывалось на исследованиях. Поэтому, чтобы писать о трудностях, в том числе и детства, надо было обладать высокой степенью независимости суждений и научной смелостью. Выходят труды А.И. Кочетова (1972, 1975), Д.И. Фельдштейна (1972), Л.М. Зюбина (1974), М.А. Алемаскина (1979), Э.Г. Костяшкина и других. Роль этих исследований трудно переоценить. Авторы делают значительный прорыв в разрешении проблем преодоления трудностей детства. Рассматриваются сущность процесса перевоспитания, изучаются факторы, которые способствуют появлению трудновоспитуемости, формы и средства воздействия, показываются особенности нравственного развития трудных и педагогически запущенных подростков. В частности, Д.И. Фельдштейн на основе личного опыта продуктивно раскрыл идею значимости общественно-полезной деятельности для глубоко дезадаптированных подростков. А.И. Кочетов не только проводит классификацию «трудных», но раскрывает факторы, способствующие появлению этих качеств. Л.М. Зюбин большое внимание уделяет специфичности появления трудново-спитуемости в профтехучилищах и путях ее устранения. М.А. Алемаскин, Э.Г. Костяшкин проводят дифференциацию между понятием «трудный» и «педагогически запущенный», дают интересную классификацию этих явлений. И все-таки, характерным для этих работ является их методологическая «скованность», боязнь быть обвиненным в разных «измах»: - экзистенциолизме, позитивизме, бихевиоризме и т.д. Ограниченность возможностей была не виной, но бедой исследователей, поставленных в жесткие идеологические рамки. Ведь говорить о внутренней, врожденной предрасположенности к отклонениям в поведении было невозможно из-за опасности быть обвиненным в биологизаторстве, а о факторах социальных, искажающих личность ученика -значит «клеветать» на социалистический строй. И, тем не менее, в тех методологических тисках, в которых они находились, работа по изучению трудновоспитуемости подростков была проделана огромная.

Обстановка резко меняется в 80-е годы, особенно вторую их половину, которые вошли в историю как годы «перестройки». Стремительно рушится советский строй, распадается СССР, полностью уходит из практики всеохватная власть Компартии, происходит изменение экономических, политических психологических приоритетов. В стране стремительно нарастают такие разрушительные явления как нестабильность, распад производства, безработица, миграция, локальные войны и т.д. Все это обостряет проблему детской дезадаптации до крайних пределов и не может не вызвать бурный рост исследований в этой области. Данной проблемой начинают заниматься целые коллективы: в Москве, Екатеринбурге, Ярославле, Новосибирске, Воронеже, Кирове, С.-Петербурге, Астрахани, Кишиневе, Минске, Киеве и других городах. Авторами предлагаются множество определений педагогической запущенности, безнадзорности, девиантности, т.е. всем видам дезадаптации. Деидеологизация педагогики, влияние западной психологии, возможность свободно выражать свои мысли способствует бурному росту количества исследований по различным видам дезадаптации. Приведем далеко не полный перечень авторов: И.А. Невский (1981), Н.Н. Верцинская (1980), М.А. Алемаскин (1980), В.Г. Баженов (1986), Б.Ф. Райский (1986), А.С. Белкин (1988), А.И. Захаров (1986), С.А. Расчетина (1981) и многие другие. В работах рассматриваются возрастные проявления дезадаптации, серьезное внимание уделяется видам педагогической запущенности, этапам появления факторов, способствующих ее развитию. Продолжает разра-

батываться проблема трудновоспитуемости, появляются исследования С.Н. Зинченко (1988), Г.П. Медведева (1985), В.А. Татенко (1983), В.А. Невского (1981), Э.Ш. Натанзон (1980). В них рассматривается сущность трудновоспитуемости, ее связь с педагогической запущенностью, пути преодоления. Заметные прорывы появляются в рассмотрении индивидуального подхода к «трудным»: Н.Н. Верцинская (1983), Э.Ш. Натанзон (1980), в разработке различных приемов воздействия на них: Э.Ш. Натанзон (1980), В.Г. Баженов, (1986) и др. Именно к этим годам можно отнести значительный подъем интереса к медико-биологическим исследованиям, связанным с патогенными нарушениями, ЗПР, психопатологией (Б.С. Братусь 1988, Б.В. Зейгарник 1980, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий 1983, А.Е. Личко 1979, В.В. Ковалев 1988, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанов 1979, И.В. Мягков 1981). Авторы рассматривают генетические, биологические, соматические факторы, способствующие аномалиям развития, анализируют методы диагностики аномалий, дифференцируют норму и патологию, рассматривают приемы работы с подобными детьми. К этому же периоду относится значительное возрастание интереса к запущенным формам дезадаптации (девиант-ным нарушениям, аддиктивности, преступности несовершеннолетних): В.Н. Кудрявцев, В.С. Несересянц (1984), Ю.В. Кудрявцев, Г.М. Миньковский и соавторы К.Е. Игошева, А.П. Тузова и др. (1981, 1987, 1989), Б.Ф. Райский (1986), В.А. Поварницина (1983),

A.Е. Тарас (1986). Рассматриваются способы преодоления девиантного поведения, сотрудничество школы с социальными службами, роль семьи в появлении различного рода отклонений и асоциальных форм поведения (пьянства, наркомании), проводится классификация различных аномалий, рассматриваются пути профилактики и коррекции запущенных форм дезадаптации, исследуется работа специальных школ и школ-интернатов (М.М. Плоткин и Ципусский, 1982, Ю.В. Гербеев, 1984,

B.К. Андреенко и Ю.В. Гербеев, 1990, И.А. Невский, 1990, В.И. Чередниченко, 1991 и т.д.). Именно в 80-е годы появляются первые отечественные работы, рассматривающие дезадаптацию в целом как явление, ее психологические механизмы, виды, формы, возрастные проявления и т.д. Это исследования С.А. Беличевой (1984), М.А. Алемаскина и Г.Ф. Бочкаревой (1985), Б.Н. Алмазова (1986), Б.Н. Алмазова и А.А. Грищенко (1987), Е.В. Новиковой (1987), Г.А. Цукерман (1989),

B.Е. Каган (1984) и другие.

В 90-е гг. в отечественной науке состояние проблемы дезадаптированности несовершеннолетних, в том числе и подростков, представляет собой достаточно пеструю картину. Объясняется это продолжающимися социальными сложностями в стране, вызывающими рост количества дезадаптированных детей, разнообразие подходов к данной проблеме от традиционных - отечественных до современных, западных, растет значения психологии и ее служб, появляются и укрепляются в реальной жизни профессии социальных педагогов и работников, появляются достаточно разнообразные диагностические методики, способствующие возрастанию роли психологов в преодолении дезадаптированности и т.д. Все это обусловило наличие различных направлений в рассмотрении профилактики и коррекции дезадаптации несовершеннолетних. Это работы психологические, направленные на разработку и внедрение различных приемов диагностики и коррекции дезадаптации

C.А. Беличевой (1995), И.В. Дубровиной (1995), Н.Г. Лускановой и др. (1995); медико-психолого-педагогические: И.Ф. Мягкова (1990), Н. Вайзмана (199б), В.А. Худика (1993), и А. Захарова; исследования глубоко дезадаптированных форм поведения: Е.В. Лариной (1995), И.П. Башкатова (1993), В.Н. Кудрявцева (1992), Я.В. Соколова, Г.М. Миньковского (1995), Т.П. Павленко (1997), В.А. Иванникова, А.Ф. Никитина, Г.Б. Макарова

(1992), Л.А. Гриценко (1991). Характерным является то, что по социальной дезадаптации собираются уже специальные конференции (1995, 1996). Причем спектр проблем, охваченных данными исследованиями, весьма разнообразен: критерии девиантного поведения, этапы, профилактика такого поведения, причины перехода в делинквентное, взаимоотношения в неформальных группировках, пути преодоления различных подростковых отклонений и т.д. Появились исследования, которые в основном рассматривают приемы и методы работы с дезадаптированными детьми разной степени запущенности: Н.К. Тихомиров, Г.К. Селевко (1996), А. Мудрик (1990), Б.В. Кайгородов (1993), Л.И. Белозерова (1994), О.В. Лишин (1997), В.Г. Степанов (1996), Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова (1994), В.А. Шапинский, В.И. Мареев (1997), С.В. Березин (1995), В.Э. Зисс и С.А. Расчетина (1992). Можно отметить стремление многих отечественных педагогов и психологов проникнуть в глубь различных психологических нарушений: агрессии (Л.М. Семенюк 1996, А. Фурманов 1996), внутренних и внешних конфликтов (М.М. Рыбаков 1991, Н.С. Речкин 1997, В.И. Журавлев 1995), аффектов, стрессов (В.П. Зинченко 1995, Е. Черепанова 1997 и т.д.). В исследованиях рассматриваются механизмы их возникновения, факторы их провоцирующие, приемы недопущения и т.д.

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить рост в отечественных исследованиях внимания к диагностике дезадаптации (С.А. Беличева, 1993, 1995, А.С. Прутченков, А.А. Сиянов, 1994, В.В. Овчарова, 1996, Е.И. Рогов, 1995, В.С. Торохтий, 1997 и др.), достаточно всестороннее освещение запущенных форм дезадаптированного поведения, как представляется, - очень важная тенденция в создании систем, направленных на преодоление фрагментарности в искоренении дезадаптации. Это исследование, рассматривающее преодоление педагогической и социальной запущенности школьников путем интеграции усилий детского сада, семьи и школы Р.В. Овчаровой (1994), школы и специальных учреждений С.Б. Думова (1996), региональных учреждений О.А. Старцевой (1996), социальных служб микрорайона В.Г. Бочаровой (1994). Но такого типа комплексных исследований еще крайне мало и их развитие, по-видимому, только в перспективе. Появились исследования, которые в той или иной мере затрагивают проблему подготовки кадров к работе с дезадаптированными детьми: В.М. Минияров (1995), А.И. Кочетов (1989), Н.К. Битинас, Н.К. Голубев (1989), Т.С. Поляков (1988), А.С. Белкин, Ю.С. Бродский, Б.Г. Матюнин (1988), но они очень ограничены, что значительно снижает возможности поднять эффективность работы с дезадаптированными детьми. Незначительное количество работ, которые бы обращались к дезадаптации именно к школьной, когда «болезнь» еще не запущена.

Таким образом, современное состояние исследований в области предупреждения и преодоления дезадаптации позволяет предположить, что наиболее перспективными направлениями и еще мало изученными являются: а) обращение к дезадаптации школьников в целях предупреждения форм более запущенных; б) проникновение «в глубь» такого сложного интегрального и многоликого явления как подростковая дезадаптация; в) систематизация рекомендаций, методик, приемов, для практиков, работающих с данной категорией подростков; г) проведение исследований, позволяющих готовить специалистов для работы с дезадаптированными детьми; е) разработка комплексных моделей предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Речь шла о работах, напрямую посвященных различным видам дезадаптации и ее предупреждению, но огромную роль в этом вопросе имеют общепедагогические исследования. Появившиеся в 90-е годы ХХ века воспитательные концепции ориентировались на силы ребенка, школьника, подростка, становление его 118

«Я», самоактуализацию и самореализацию. Это исследования Б.П. Битинаса (1996), Е.В. Бондаревской (1997), Л.И. Новиковой (1992), З.А. Мальковой (1985), А.М. Сидоркина (1990), В.А. Караковского (1992), Н.Е. Шурковой (1996), В.В. Серикова (1994), Е.Н. Шиянова (1997) и др. Но, к сожалению, практика еще не приняла в полной мере их значение и это, по-видимому, может осуществляться при соответствующих политических и экономических условиях. Вместе с тем, эти работы дают богатый и интересный материал для построения профилактической и коррекционной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Молодцова Т.Д. Ефремова О.И., Вараксин В.Н. Жилина Л.Я. Психолого-педагогические факторы возникновения, предупреждения и преодоления дезадаптации детей и подростков в образовательных учреждениях разных типов. - Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. - 212 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.:Консорциум,1993 -197с.

3. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в первой половине 20 века. Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. - 277 с.

4. Александров А.А. Типология делинквентностно-го поведения при психологиях и акцентуациях характера // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - 176с.

5. Алемаскин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних ПТУ: Метод. рук. - М.: ВННЦентр, 1986. - 34с.

6. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: Ур. уни-верситет,1986. - 152с.

7. Алфёров А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. - Ростов-н/Д: РГПИ, - 1984. - 94с.

8. Андреенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. - М.: НИИОПВ, 1990. - 275с.

9. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних нарушителей. - М.: Прометей,1993. - 250с.

10. Белкин А.С., Бродский Ю.С., Матюнин Б.Г. Изучение уровня знаний классных руководителей о причинах возникновения педагогической запущенности учащихся //Воспитание дисциплины, предупреждение педагогической запущенности школьников / Отв.ред. А.С.Белкин. - Свердловск: Изд.ур.унив.,1988

11. Белозорова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. -Киров: Гос.институт,1994. - 81с.

12. Битинас Б.П. Методология и техника исследования воспитательной функции микросоциума // Теория и практика зарубежной работы. т.1. - М - Тула, 1993. - 447с.

13. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301с.

14. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. -М.:Аграф,1996. - 158с.

15. Власова М.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. - 175с.

16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - М., Собр. соч. в 6-ти томах. т.5 - 369с.

17. Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность. - Архангельск: АОИППК,1992. - 153с.

18. Думов С.Б. Современная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков: Дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.

19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. - М.: Высшая школа,1974. - 85с.

20. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

21. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанов Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика,1988. - 165с.

22. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - Киев: Политиздат, 1987. - 213с.

23. Натанзон Э.Ш. Подход к трудным учащимся. -Кишинёв: Лумин, 1980. - 168с.

24. Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурного и педагогически запущенного ребенка. -Архангельск: Госпединститут, 1994. - 181с.

25. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика.1994.- №3.

26. Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика,1971. - 270с.

27. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. -М.: Просвещение, 1966. - 150с.

28. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: ИРФОН, 1972. - 182с.

29. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. -Киев: 3доровье,1993. - 139с.

30. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение,1969. -316с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.