УДК 37.042
Л. Ф. Сербина
Профилактика нарушения социализации и развития детей как комплексная проблема современности
В статье рассматриваются проблемы нарушений социализации и развития детей и подростков, условия и факторы, вызывающие социальную дезадтаптацию, роль семьи, особенностей семейного воспитания в возникновении этой дезадаптации, а также направления профилактики нарушений социализации и развития.
In the article the problems of social disorders and development of children and adolescents, conditions and factors that cause social desadaptation, the role of the family, peculiarities of family upbringing in the occurrence of this desadaptation, as well as strategies for preventing social disorders and development.
Ключевые слова: социализация, развитие, депривация, социальная адаптация, средовая дезадаптация, условия и факторы дезадаптации, профилактика.
Key words: socialization, development, deprivation, social adaptation, environmental maladjustment, conditions and factors of disadaptation, prevention.
Дети со специфическими особенностями поведения и развития представляют ту популяцию людей, которая требует повышенного внимания к их проблемам в развитии и, в конечном сете социализации. Проблемы таких детей, не имеющих патологии развития, во многом обусловлены тем, что им не предоставлялась возможность для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей в течение достаточно длительного времени. Индивид в результате долговременного неудовлетворения потребностей становится неспособным адаптироваться в ситуациях, которые обычны и естественны для других членов общества.
Временные негативные изменения в поведении и эмоциональной сфере характерны для многих детей, в значительной мере они составляют одну из закономерностей процессов социализации и развития, особенно в кризисные периоды. Очень часто ситуация складывается таким образом, что к ним приходится применять коррекционные меры воздействия для их преодоления, однако всегда есть возможность для профилактики таких явлений.
Профилактика нарушений поведения в подростковом возрасте - это как раз тот самый случай, когда уже поздно ожидать желаемых результатов, ибо уже пройден достаточно большой период развития и социа-
© Сербина Л.Ф., 2015
23
лизации - детство и младший школьный возраст, когда закладываются основы личности. В этой связи необходимо смещать акценты педагогической, психологической, социально-психологической деятельности с подросткового возраста на более ранние периоды.
В детстве начинается процесс социальной адаптации, первоначальной социализации и интеграции в социальную среду. Неуспешная адаптация и интеграция ведут за собой многократно повторяющиеся случаи нарушений поведения. Стоит подчеркнуть, что и сама социальная среда не представляет собой постоянную величину, ребенок изо дня в день включается в общности, различающиеся по своим социальнопсихологическим характеристикам (семья, образовательные учреждения, межличностное взаимодействия со сверстниками). Вживаясь в эту среду, ребенок переживает утрату своих индивидуальных черт, ему приходится приспосабливаться к требованиям среды, поступаясь своими желаниями и интересами. Детство и младший школьный возраст является периодом личностной автономии, раздвоения между инстинктивной радостью роста и пробуждающимся «сверх-Я», переходом от детской зависимости к самостоятельности и компетентности.
Еще в 1954 г. Маслоу сформулировал четыре уровня функционирования ребенка: выживания, обороны, уверенности и процветания. Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который производит воспитание из множества возможностей, заключенных в ребенке, предоставляя осуществиться только одной. Сама потребность воспитания возникает, по выражению Торндайка, из того, «что то, что есть, не есть то, что надо».
Существующие в психологии разработки позволяют рассматривать социально-психологическую адаптацию как единство личности и социальной среды. В основе понятия средовой адаптации лежит принцип адекватной восприимчивости ситуации социального развития, позволяющий ребенку надеяться на успех, хотя бы в одном виде деятельности, гарантирующий психологическую приемлемость коллективом сверстников и средой неформального общения, а также обеспечивающий поддержку семьи.
Адаптивное состояние рассматривается нами как условие для соотнесения себя с организованной средой сверстников, идентификации себя как личности в рамках норм и ожиданий и, в конечном счете, персонификации себя как гражданина. Любая дезадаптация затрудняет восприимчивость личности к воспитательным воздействиям и заставляет ребенка искать компенсаторные формы защиты, которые проявляются в неодобряемом поведении.
Отсутствие единой стратегии в деле профилактики отклоняющегося развития детей и подростков, сохранение ведомственного подхода и барьеров при осуществлении региональных или локальных комплексных программ типа «предупреждение педагогической запущенности», «про-
24
филактика трудновоспитуемости», «психопрофилактика подрастающего поколения» и др., в известной мере объясняются отсутствием обобщающей концепции дезадаптированного учащегося.
Для того чтобы различные аспекты проявлений отклоняющегося развития несовершеннолетних были объединены базисным понятием, необходимо, чтобы оно опиралось на фундаментальные представления о взаимодействии человека и окружающей его социальной среды.
Нам представляется, что социальными факторами средовой дезадаптации выступают, в первую очередь семья, образовательное учреждение и сверстники вне школы. Каждой из этих социальных сред присущи своя специфика и закономерности, они отличаются методами и требуют особых форм приспособления. В связи с этим необходим анализ ситуационных факторов развития в каждом конкретном случае. Может случиться так, что возникшая в процессе социализации средовая дезадаптация станет источником сильных антипедагогических влияний, и тогда воспитательное воздействие придется осуществлять в тех социальных средах, на которые сегодня ориентированы социальные диспозиции несовершеннолетних.
Предупредить деформацию того, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, составляет «опосредующие условия для эффекта воспитательного мероприятия», и составляет, по нашему мнению, содержание педагогической реабилитации. Индивид подходит к периоду отрочества с уже достаточно структурированной личностью, обладающей опытом конфликтов и защитными механизмами. Различные зоны адаптации, развивающиеся в отрочестве, и способность противостоять достигнутым в ходе детства изменениям позволяют подростку осваивать новые реальности и интегрировать их в собственный опыт. Тем не менее, различные зоны развития - когнитивная, социальная, сексуальная зона идентичности - это не просто повторение детского опыта, а новые психологические образования и социальные достижения, которые становятся частью его собственного опыта и сознания. Но происходит это у каждого по-разному.
Некоторым детям и подросткам необходимо вмешательство в их проблемы. Ребенок постоянно нуждается в искусственной (специальной) помощи со стороны взрослых, поскольку он с момента рождения и в продолжение всего детства есть максимально неприспособленный и неуравновешенный со средой организм. В педагогическом плане дети и подростки при массовом образовании вынуждены адаптироваться к реальности школы. Они становятся объектом пристального внимания педагогики как науки, поскольку она наталкивается на трудности и тупики, в которые дети ставят воспитателей и родителей своими проблемами. Поэтому появляется обилие терминов, описывающих во всем многообразии трудности детства и отрочества для педагогов, общества и родителей: «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «поведение с
25
нарушениями в аффективной сфере», «делинквентное поведение», «отклоняющееся, преступное поведение» и т. д. Набор таких синонимов может быть продлен, но даже приведенные выше несут одностороннюю информацию: бытовую - «трудный» или психологическую, обычно связанную с эмоциональной стороной. Постепенно появляется образ дезадаптированного ребенка как результат последствий внешних неблагоприятных воздействий воспитания со стороны общества. Дезадаптированный ребенок это тот, который растет в примитивной среде, с недостаточным воспитанием и образованием.
Отдельные дети в раннем возрасте лишаются защиты и физической заботы, необходимой для выживания в связи с неблагоприятными семейными ситуациями, и поскольку они оказываются покинутыми из-за поведения, болезни, отсутствия способностей и т. д., постольку они становятся объектом защиты государства. Создаются социальные учреждения государства при посредничестве общественности и частной инициативы - детские дома, интернаты, приюты. Сегодня система социальной защиты является неотъемлемой частью государственной политики всех цивилизованных государств.
В начале XX в. появляется отрасль социальной педагогики и медицины для социально запущенных детей из семей, которые не выполняют общественных и воспитательных функций по отношению к своим детям, семей маргиналов и из промышленной периферии, асоциальный образ жизни которых явился и является в настоящее время следствием дезорганизации и социальной патологии. Создаются особые медицинские и педагогические учреждения по уходу и воспитанию детей с дошкольного возраста, появляются учреждения для одиноких матерей, расширяется и оплачивается опекунская работа, в социальной защите выделяется направление - социально-педагогическая помощь и поддержка малоимущим. Социальные потрясения в Европе и, особенно в России, вызвали необходимость в открытии большого числа воспитательных учреждений разного профиля: перевоспитания, специального образования, общественного воспитания интернатного типа.
С середины XX столетия основным принципом образования и воспитания становится рациональность. Особенно это относилось к детям, которым, как считало общество, недоставало целесообразного руководства. С одной стороны, это касалось детей, запущенных в плане воспитания, не отличающихся прилежанием в школе, так как родители не проявляли к ним интереса, а с другой стороны - это дети, которым не достает порядка из-за неразумной любви, либо из-за избыточного контроля и опеки. Проблемы семейной депривации приобретают социальное звучание, поэтому ребенка доверяют больше заботе и специализированному воспитанию (медицинскому, психиатрическому, психологическому и педагогическому) в системе специализированных лечебно-профилактических и психолого-педагогических учреждений. Все
26
эти мероприятия позволили к настоящему времени иметь в мире научно продуманную систему воспитания и образования, социальной практики оказания всесторонней помощи ребенку. Каждая из них имеет собственное содержание, методы и принципы работы.
От века к веку представители отечественной и зарубежной педагогической науки все глубже осознавали сложность процессов развития ребенка в ходе его воспитания и обучения, их противоречивость, необходимость целостности, гармоничности и потребности теоретического обоснования педагогических действий.
Глубокое беспокойство педагогической общественности, понимающей, к каким неблагоприятным социальным последствиям приводит отсутствие интенсивной и длительной эмоционально когнитивной социальной стимуляции, психолого-педагогической поддержки, и стандартность ситуации с дезадаптированными учащимися в системе образования привели нас к необходимости предложить иной подход к ее решению.
Мы считаем, что в естественном конфликте или противостоянии между ребенком и средой воспитания должен быть «посредник» в виде специальной воспитательной системы, которая бы, с одной стороны, оказывала помощь ребенку в преодолении затруднений в восприятии среды воспитания, а с другой - создавала бы среду, приемлемую для ученика с учетом его психофизических и личностных данных. Для этого создаваемые институты и системы помощи дезадаптированным детям должны в первую очередь затрагивать вопросы профилактики нарушений развития и социализации детей с различными дисгармониями психического и личностного развития, проблемы организации и осуществления им помощи в процессе обучения, а также вопросы работы с семьей и культурной средой, акцентировать свое внимание они должны в равной степени как на психолого-педагогическую помощь ребенку, так и работу с семьей. Практика показывает, что зачастую необходимо в первую очередь изучить семейную ситуацию развития, привлечь внимание родителей к проблемам ребенка, мотивировать их желание стать участником комплексной работы не только по коррекции имеющихся нарушений, но и профилактике последствий.
Список литературы
1. Андреева С. Н.Семья в России // СОЦИС. - 2002. - № 2. - 330 с.
2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Избр. ст. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 322 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / -СПб: Питер, 2010. - 352 с.
4. Малкина-Пых И. Возрастные кризисы. - М.: Эксмо, 2005. - 716 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Питер, 2000.
27