Научная статья на тему 'Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности'

Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / МОНИТОРИНГ / КРИТЕРИИ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барба Анна Николаевна

Статья посвящена проблеме построения эффективного мониторинга воспитательного процесса в школе на критериальной основе, с помощью которого обеспечивается личностный рост обучающихся, позволяющий адекватно оценивать роль и систему работы классного руководителя в процессе реализации ПНП «Образование» в контексте деятельности классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барба Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности»

Статья посвящена проблеме построения эффективного мониторинга воспитательного процесса в школе на критериальной основе, с помощью которого обеспечивается личностный рост обучающихся, позволяющий адекватно оценивать роль и систему работы классного руководителя в процессе реализации ПНП «Образование» в контексте деятельности классного руководителя.

Барба Анна Николаевна

заместитель директора Гимназия г. Лабытнанги Электронный адрес: [email protected]

Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности

Как обеспечить успешный воспитательный процесс на основе мониторинга?

Ключевые слова: процесс воспитания, мониторинг, критерии, условия воспитательного процесса.

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса - это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, пла-ново-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

Организация мониторинга в Гимназии стала возможной, т.к. за годы существования Гимназии создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом. В эту базу входят следующие информационные потоки: о занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования, о состоянии воспитательной работы Гимназии; о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей 1-11-х классов; о состоянии работы кафедры воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов; об итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля; материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность обучающихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, Гимназии; удовлетворенность обучающихся и их родителей деятельностью

Гимназии, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

В Гимназии создана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя, с целью обеспечения развития воспитания и повышения статуса института классного руководства и эффективности деятельности классного руководителя издан приказ по Гимназии № 149 от 01.10.2008 года «Об утверждении показателей мониторинга эффективности воспитательной работы Гимназии г. Лабытнанги». Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс Гимназии также была продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация Гимназии, классные руководители, педагоги дополнительного образования, родители, сами обучающиеся), т.к. воспитательная система Гимназии находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.

Правильно организованный внутришкольный контроль является важным условием повышения качества воспитательного процесса, дает нам возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач развития воспитанников.

Согласно плану воспитательной работы Гимназии г. Лабытнанги в декабре месяце 2009-2010 учебного года заместителем директора по воспитательной работе и дополнительному образованию А.Н. Барба и заведующей кафедрой воспитательной работы Л.В. Шульгиной был проведен мониторинг эффективности деятельности классных руководителей 1-11 классов Гимназии г. Лабытнанги по организации воспитательного процесса (согласно муниципальным критериям) с целью обеспечения развития воспитания в Гимназии г. Лабытнанги, повышение статуса института классного руководства и эффективности деятельности классного руководителя.

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности классного руководителя проведен в мае 2009 года с целью получения объективной информации о деятельности классных руководителей 1-11 классов Гимназии г. Лабытнанги по организации воспитательного процесса в классных коллективах и своевременного принятия мер по повышению эффективности воспитания.

В качестве примера приведем материалы проведенного мониторинга в 1-4 классах.

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

10

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

> 1 8 > I > с 1 с 1 I > с »

1а 16 2а 26 3а 36 4а 46

□ Баллы □ Баллы

Профессиональная позиция педагога как воспитателя

2—2-

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

1а 16 2а 26 3а 36 4а 46

Уровень развития личности

16 2а 26 3а 36 4а

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

13 1 3 1 6 1 6

2 г 1

1 1 2

-

46

Организация участия родительской общественности

7п

-

16 2а 26 3а 36 4а 46

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

Развитие классного коллектива

1 >

1

1-]—1—3— 4

1

— —

16 2а 26 3а 36 4а 46

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя 1-4 классов по итогам 1 полугодия 2009-2010 учебного года.

37 36 35 34 33 32 31 30 29 28

-3 7

■ 3 5 3 3

4

- —

1а 16 2а 26 3а 36 4а 46

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

3

1

0

С^ Мониторинг эффективности воспитательной деятельности классного руководителя 1-4 классов

по муниципальным критериям по итогам 1 полугодия 2009-2010 учебного года Таблица

Ct>

к

о

Я

п

■о

S

S п X н

S X X

о

03

а>

да

s

S

Е

к

о >

п

к» о

о

-с»

Предмет мониторинга (направления) 1а Суркова Н.Г. 16 Компанеец Е.А. 2а Дереполенко М.А. 26 Зырянова В.А. За Фролова Н.Я. 36 Ершова Г.И. 4а Яруллина Е.В. 46 Виниченко Л.Г.

1. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Количество конфликтных ситуаций в классе, связанных с межличностными отношениями Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2балла 2 балла

Количество обучающихся, удовлетворенных жизнедеятельностью в классе Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество родителей, удовлетворенных жизнедеятельностью в классе Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3 Высокая степень удовлетворенности У больше 3

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество жалоб родителей на неправомерные действия учителей Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют Жалобы отсутствуют

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Итого баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов

11. Уровень развития личности

Удельный вес школьников, усвоивших компоненты деятельности, основанные на системе социально-позитивных, куль-турно-духовных норм и ценностей 10 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 10 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 10 шкал позитивного отношения

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, охваченных дополнительными образовательными услугами ОУ, в учреждениях ДО детей и МУК 98% 80% 80% 92% 97% 90% 86% 90%

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество обучающихся, имеющих достижения различного уровня 45% 58% 70% 41% 68% 55%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я о а п Х> Я 3 п Я н

и

Е

я

о >

п

СУ к о а

п

■о 8 3 п Я н

8 X X

О 03

а>

да

8 8

03

Е

к

о >

п

к» о

о

продолжение табл.

Предмет мониторинга (направления) 1а Суркова Н.Г 16 Компанеец Е.А 2а Дереполенко М.А. 26 Зырянова В.А. За Фролова Н.Я. 36 Ершова Г.И. 4а Яруллина Е.В. 46 Виниченко Л.Г

Баллы 0 баллов 0 баллов 1 балл 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, склонных к вредным привычкам Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество фактов нарушения правопорядка представителями классного коллектива Нет фактов нарушения Нет фактов нарушения Единичные случаи Нет фактов нарушения Нет фактов нарушения Нет фактов нарушения Нет фактов нарушения Нет фактов нарушения

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, злостно уклоняющихся от обучения Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся Нет злостно уклоняющихся

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, состоящих на различных видах учета Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество обучающихся, выбывших из общеобразовательного учреждения до получения образования соответствующего уровня по неуважительным причинам. Един ич н ы й случай Нет выбывших Нет выбывших Нет выбывших Нет выбывших Един ич н ы й случай Нет выбывших Нет выбывших

Баллы 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Итого баллов 11 баллов 12 баллов 14 баллов 16 баллов 16 баллов 14 баллов 16 баллов 16 баллов

111. Развитие классного коллектива

Уровень развития детского коллектива. «Мягкая глина» «Мягкая глина» «Алый парус» «Алый парус» «Алый парус» «Алый парус» «Алый парус» «Мерцающий маяк»

Баллы 1 баллов 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл

Эффективность работы органа ученического самоуправления Работает под руководством Работает под руководством Работает под руководством Работает под руководством Работает под руководством Работает под руководством Работает само-стоятельн Работает под руководством

Баллы 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл

Доля обучающихся, принявших активное участие в подготовке и проведении мероприятий различного уровня и направленности. 75% 75% 70% 70% обучающихся 75% 70% 75 % обучающихся 75%

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Итого баллов 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 5 баллов 4 балла 6 баллов 4 балла

Профессиональная позиция педагога как воспитателя

Применение современных воспитательных технологий Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе Технологии применяются в системе

я о а л

а

г

л я н

и

Е

я

о >

л

ON

ю

продолжение табл.

Предмет мониторинга (направления) 1а Суркова Н.Г 16 Компанеец Е.А 2а Дереполенко М.А. 26 Зырянова В.А. За Фролова Н.Я. 36 Ершова Г.И. 4а Яруллина Е.В. 46 Виниченко Л.Г

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество конкурсов, смотров, проектов по проблемам воспитания, в которых классный руководитель принял участие

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

количество конкурсов, смотров, проектов по проблемам воспитания, в которых классный руководитель имеет достижения

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

Наличие обобщения опыта работы учителя в качестве классного руководителя

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

Итого баллов 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

V. Организация участия родительской общественности

Наличие организационной структуры Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля родителей, принимающих участие в родительских собраниях 80% 80% 85% 90% 90% 80% Более 80% родителей 60%

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл

Количество мероприятий, проведенных совместно с родителями (без учета родительских собраний) 6 мероприятий 6 мероприятий 4 мероприятия 6 и более 3 мероприятия 2 мероприятия 4 мероприятия 3 мероприятия

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 0 баллов 1 балл 1 балл

Итого баллов 6 баллов 6 баллов 5 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла 5 баллов 4 балла

Итого (обобщающее количество баллов) 31 балл 32 балла 33 балла 36 баллов 36 баллов 32 балла 37 баллов 34 балла

% максимальное количество баллов: от 77% до 100% - высокий; от 45% до 76% - средний; менее 45% - низкий 70% Средний уровень 73% Средний уровень 75% Средний уровень 82% Высокий уровень 82% Высокий уровень 73% Средний уровень 84% Высокий уровень 77% Высокий уровень

я о а п Х> Я 3 п Я н

и

Е

я

о >

п

ct>

к о а п ■О s 3 л S н

S X X

о

03

а>

да

s

S

Е

к

о >

а

К» О

о

Вывод:

Анализ мониторинга эффективности работы классных руководителей показал, что:

1. Высокий уровневый показатель эффективности на 1 ступени образования имеют 4 педагогов ( Зырянова В.А., Фролова Н.Я., Яруллина Е.В., Виниченко Л.Г.); средний уровневый показатель эффективности у Сурковой Н.Г., Компанеец Е.А., Дереполенко М.А., Ершовой Г.И.; низкий - отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Общий уровневый показатель эффективности работы классных руководителей по итогам 2 полугодия 2008-2009 учебного года следующий:

А) высокий - 4 человека, средний 15 человек, низкий - отсутствует.

3. У всех классных руководителей 1-11 классов на низком уровне - «Профессиональная позиция педагога как воспитателя».

Рекомендации:

1.Заведующей кафедрой воспитательной работы Л.В. Шульгиной запланировать на 2 полугодие 20092010 учебного года изучение вопроса «Профессиональная позиция педагога как воспитателя». Срок: до 31 мая 2010 года.

2.Классным руководителям 1-11 классов принять участие в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания. Срок: в течение года.

3.Классным руководителям Русских Е.А., Пеньев-ской Н.Н., Бережной Н.Ю., Курковой С.В., Клеваки-ной В.П. обратить внимание на эффективность рабо-

ты органа ученического самоуправления в классном коллективе. Срок: до 30 мая 2010 года.

4.Классным руководителям 5-11 классов запланировать на 2 полугодие 2009-2010 учебного года воспитательные мероприятия, проведенные совместно с родителями (законными представителями) обучающихся. Срок: январь 2010 года.

Литература

1. Словарь-справочник по педагогике/ Авт. -сост. В. А. Ми-жериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2003.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации / Под ред. С. В. Дармодехина. М., 2004.

5. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и процесс воспитания в школе. М., 2005.

6. О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 г. N 1965 «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» / Приказ Министерства образования РФ от 27.12.2002 г. N 4670// Официальные документы в образовании: Информ. бюллетень. N 5. Февраль 2003.

7. Методические рекомендации по аттестационной и ак-кредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности: Метод, письмо Минобразования РФ от 15.10.2003. N 24 - 51 - 212/ 13 - 28 - 51 - 793/16.

Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике»

Автор придерживается общедидактических принципов и подходов в своей педагогической деятельности, в поисках наиболее эффективных путей обучения использует новые педагогические образовательные технологии (технология В.М.Монахова). При сочетании различных видов работы автор особое внимание уделяет устной работе, работе с учебником, самостоятельным работам (групповым и индивидуальным), считает, что взаимоконтроль способствует развитию самоконтроля. Автор отмечает положительные и отрицательные результаты своей работы над проектом, особую роль отводит индивидуальным занятиям с обучающимися.

Клевакина Валентина Пантелеймоновна

учитель математики Гимназия г.Лабытнанги высшая квалификационнаякатегория

Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике

Какие организовать результативный образовательный процесс на основе педагогических технологий?

Ключевые слова : Развитие, целенаправленность, групповая работа, разнообразие, неутомляемость, приоритетные методы, технологии, варьирование.

Математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. Причем отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Математическое образование должно расширяться за счет исторических сведений, за счет занимательности и практической значимости решаемых задач. Кроме того, необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.