Научная статья на тему 'Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности'

Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / МОНИТОРИНГ / КРИТЕРИИ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барба Анна Николаевна

Статья посвящена проблеме построения эффективного мониторинга воспитательного процесса в школе на критериальной основе, с помощью которого обеспечивается личностный рост обучающихся, позволяющий адекватно оценивать роль и систему работы классного руководителя в процессе реализации ПНП «Образование» в контексте деятельности классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барба Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности»

В помощь классному руководителю

Барба Анна Николаевна

заместитель директора гимназия г. Лабытнанги E-mail: [email protected]

J ^

КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

КАК ОСНОВА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ

их деятельности

л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения эффективного мониторинга воспитательного процесса в школе на критериальной основе, с помощью которого обеспечивается личностный рост обучающихся, позволяющий адекватно оценивать роль и систему работы классного руководителя в процессе реализации ПНП «Образование» в контексте деятельности классного руководителя.

Ключевые слова: процесс воспитания, мониторинг, критерии, условия воспитательного процесса.

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса - это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

Организация мониторинга в Гимназии стала возможной, т.к. за годы существования Гимназии создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом. В эту базу входят следующие информационные потоки: о занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования, о состоянии воспитательной работы Гимназии; о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей 1-11-х классов; о состоянии работы кафедры воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов; об итогах внутришкольного контроля по направлениям, определённым планом контроля; материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность обучающихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, Гимназии; удовлетворённость обучающихся и их родителей деятельностью Гимназии, развитие самоуправления, сплочённость коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

В Гимназии создана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя, с целью обе-

спечения развития воспитания и повышения статуса института классного руководства и эффективности деятельности классного руководителя издан приказ по Гимназии № 149 от 01.10.2008 года «Об утверждении показателей мониторинга эффективности воспитательной работы Гимназии г. Лабытнанги». Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс Гимназии также была продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация Гимназии, классные руководители, педагоги дополнительного образования, родители, сами обучающиеся), т.к. воспитательная система Гимназии находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.

Правильно организованный внутришкольный контроль является важным условием повышения качества воспитательного процесса, даёт нам возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач развития воспитанников.

Согласно плану воспитательной работы Гимназии г. Лабытнанги заместителем директора по воспитательной работе и дополнительному образованию А. Н. Барба и заведующей кафедрой воспитательной работы Л. В. Шульгиной был проведён мониторинг эффективности деятельности классных руководителей 1-11 классов по организации воспитательного процесса (согласно муниципальным критериям) с целью обеспечения развития воспитания в Гимназии г. Лабытнанги, повышение статуса института классного руководства и эффективности деятельности классного руководителя.

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

11

В помощь классному руководителю

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности кпассн ого руководителя проведён с целью получения объективной гнформации о деятельности классных руководителей 1-11 классов Гимназии г. Лабытнанги ио организации воспитательного процесса в классных коллективах и своевременного принятия мер по повышению эффективности воспитания.

В качестве оримера приведём материалы проведённого мониторинга в 1-4 классах.

Организаци онные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Професс иональная позиция педагога как воспитателя

3-1

1

2----

I I I I I I I I

1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

2

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

1а 1б 2а 2б 3а 3(5 4а 4б

СП > ю 8 8 > < Т 8 8 • е 8 8 •

-

МП

- .

□ Баллы □ Баллы

Уровень развития личности

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

■ 1 5 1 6 1 6 Т 6—

г 4 1 т—

1 2

— —

---1—1 ---1 1 I ' 1-1 ' 1-1-- 1 I 1 ‘-1—1-1—Г

□ Баллы □ Баллы □ Баллы

Развитие классного коллектива

□ Баллы □ Баллами Баллы

Организация участия родительской общественности

7 6 5 4 3 2 1 0

1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

1—1—1—1—1 1

- —

Т L~d I 1 “ “ I 1~~л I 1 “ I 1 “ I '~*d f

□ Баллон Баллы □ Баллы

Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя 1-4 классов по итогам 1 полугодия 2009-2010 учебного года.

7 6 5 4 3 2 1 0

1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

. 6

' 4 1—

— —

■ Баллы □ Баллы □ Баллы

□ Баллы □ Баллы □ Езаллы

Вывод:

Анализ мониторинга эффективности работы классных руководителей показал,что:

Высокий уровневый показатель эффективности на 1 ступени образования имеют 4 педагогов; средний уровневый показатель эффективности у 3 педагогов; низкий - отсутствует.

Общий уровневый показатель эффективности работы классных руководителей по итогам 2 полугодия учебного года следующий: высокий - 4 человека, средний 15 человек, низкий - отсутствует.

У всех классных руководителей 1-11 классов на низком уровне - «Профессиональная позиция педагога как воспитателя».

12

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

В помощь классному руководителю

Рекомендации:

Заведующей кафедрой воспитательной работы Л. В. Шульгиной запланировать на 2 полугодие учебного года изучение вопроса «Профессиональная позиция педагога как воспитателя». Срок: до конца учебного года.

Классным руководителям 1-11 классов принять участие в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания. Срок: в течение года.

Классным руководителям обратить внимание на эффективность работы органа ученического самоуправления в классном коллективе. Срок: до конца учебного года.

Классным руководителям 5-11 классов запланировать на 2 полугодие 2009-2010 учебного года воспитательные мероприятия, проведённые совместно с родителями (законными представителями) обучающихся. Срок: начало 2 полугодия.

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности классного руководителя 1-4 классов по муниципальным критериям по итогам 1 полугодия учебного года

Предмет мониторинга (направления) 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

1. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Количество конфликтных ситуаций в классе, связанных с межличностными отношениями Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют Ситуации отсутствуют

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2балла 2 балла

Количество обуча- Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая

ющихся, удовлетво- степень степень степень степень степень степень степень степень

рённых жизнедея- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво-

тельностью в классе рённости рённости рённости рённости рённости рённости рённости рённости

У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество родите- Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая

лей, удовлетворён- степень степень степень степень степень степень степень степень

ных жизнедеятельно- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво-

стью в классе рённости рённости рённости рённости рённости рённости рённости рённости

У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3 У больше 3

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество жалоб

родителей на непра- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от- Жалобы от-

вомерные действия сутствуют сутствуют сутствуют сутствуют сутствуют сутствуют сутствуют сутствуют

учителей

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Итого баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов 8 баллов

11 . Уровень развития личности

Удельный вес школьников, усвоивших компоненты деятельности, основанные на системе социальнопозитивных, культурно-духовных норм и 10 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 10 шкал позитивного отношения 11 шкал позитивного отношения 10 шкал позитивного отношения

ценностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, охваченных дополнительными образовательными услугами ОУ, в учреждениях ДО детей и МУК 98% 80% 80% 92% 97% 90% 86% 90%

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество обучающихся, имеющих достижения различного уровня 45% 58% 70% 41% 68% 55%

Баллы 0 баллов 0 баллов 1 балл 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

13

В помощь классному руководителю

продолжение табл.

Предмет мониторинга (направления) 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

Доля обучающихся, склонных к вредным привычкам Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных Нет склонных

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество фактов на- Нет фактов Нет фактов Единичные Нет фактов Нет фактов Нет фактов Нет фактов Нет фактов

рушения правопорядка представителями классного коллектива нарушения нарушения случаи нарушения нарушения нарушения нарушения нарушения

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, Нет злост- Нет злост- Нет злост- Нет злост- Нет злост- Нет злост- Нет злост- Нет злост-

злостно уклоняющих- но уклоня- но уклоня- но уклоня- но уклоня- но уклоня- но уклоня- но уклоня- но уклоня-

ся от обучения ющихся ющихся ющихся ющихся ющихся ющихся ющихся ющихся

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля обучающихся, состоящих на различных видах учёта Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих Нет состоящих

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество обучающихся, выбывших из общеобразовательного учреждения до Единичный Нет Нет Нет Нет Единичный Нет Нет

получения образования соответствующего уровня по неуважительным причинам. случай выбывших выбывших выбывших выбывших случай выбывших выбывших

Баллы 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Итого баллов 11 баллов 12 баллов 14 баллов 16 баллов 16 баллов 14 баллов 16 баллов 16 баллов

111. Развитие классного коллектива

Уровень развития «Мягкая «Мягкая «Алый па- «Алый па- «Алый па- «Алый па- «Алый па- «Мерцаю-

детского коллектива. глина» глина» рус» рус» рус» рус» рус» щий маяк»

Баллы 1 баллов 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл

Эффективность работы органа ученического самоуправления Работает под руко- Работает под руко- Работает под руко- Работает под руко- Работает под руко- Работает под руко- Работает самостоя- Работает под руко-

водством водством водством водством водством водством тельн водством

Баллы 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл

Доля обучающихся, принявших активное участие в подготовке и проведении меропри- 75% 75% 70% 70% обучающихся 75% 70% 75 % обучающихся 75%

ятий различного уров-

ня и направленности.

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла

Итого баллов 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 5 баллов 4 балла 6 баллов 4 балла

Профессиональная позиция педагога как воспитателя

Применение совре- Технологии Технологии Технологии Технологии Технологии Технологии Технологии Технологии

менных воспитатель- приме- приме- приме- приме- приме- приме- приме- приме-

ных технологий няются в няются в няются в няются в няются в няются в няются в няются в

системе системе системе системе системе системе системе системе

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Количество конкурсов, смотров, проектов по проблемам воспитания, в которых класс-

ный руководитель

принял участие

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

14

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

В помощь классному руководителю

продолжение табл.

Предмет мониторинга (направления) 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б

количество конкурсов, смотров, проектов по проблемам воспитания, в которых классный руководитель имеет достижения

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

Наличие обобщения опыта работы учителя в качестве классного руководителя

Баллы 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов

Итого баллов 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

V. Организация участия родительской общественности

Наличие организационной структуры Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности Структура разработана и имеются документы о деятельности

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Доля родителей, принимающих участие в родительских собраниях 80% 80% 85% 90% 90% 80% Более 80% родителей 60%

Баллы 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл

Количество мероприятий, проведённых совместно с родителями (без учёта родительских собраний) 6 мероприятий 6 мероприятий 4 мероприятия 6 и более 3 мероприятия 2 мероприятия 4 мероприятия 3 мероприятия

Баллы 2 балла 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 0 баллов 1 балл 1 балл

Итого баллов 6 баллов 6 баллов 5 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла 5 баллов 4 балла

Итого (обобщающее количество баллов) 31 балл 32 балла 33 балла 36 баллов 36 баллов 32 балла 37 баллов 34 балла

% максимальное количество баллов: от 77% до 100% - высокий; от 45% до 76% - средний; менее 45% - низкий 70% Средний уровень 73% Средний уровень 75% Средний уровень 82% Высокий уровень 82% Высокий уровень 73% Средний уровень 84% Высокий уровень 77% Высокий уровень

Литература

1. Словарь-справочник по педагогике / Авт.- сост. В. А. Ми-жериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2003.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации /Под ред. С. В. Дармодехина. М., 2004.

5. Степанов П. В., Гоигорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и процесс воспитания в школе. М., 2005.

6. О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 г. N 1965 «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» / Приказ Министерства образования РФ от 27.12.2002 г. N 4670. // Официальные документы в образовании: Информ. бюллетень. N 5. Февраль 2003.

7. Мазура Т В. Сценарий КВН по истории «Делу время - потехе час». // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.

8. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности: Метод., письмо Минобразования РФ от 15.10.2003. N 24-51-212/ 13-28-51-793/16.

9. Клепиков В. Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе. // Эксперимент и инновации в школе.-2009.-№ 2.

10. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.