Научная статья на тему 'Институт классного руководителя: к вопросу технологии деятельности классного руководителя в условиях внеурочной воспитательной деятельности'

Институт классного руководителя: к вопросу технологии деятельности классного руководителя в условиях внеурочной воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / СТАНДАРТ / STANDARD / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПОДХОД / TECHNOLOGICAL APPROACH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGIC ACTION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ДУХОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОПЫТ / EXPERIENCE / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / FORM MASTER / SECULAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онучина Анастасия Владимировна

В данной статье автор анализирует вопрос технологичности воспитательного процесса, технологию деятельности классного руководителя в условиях внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Раскрыт методологический конструктор деятельности классного руководителя в условиях основных направлений внеурочной деятельности с формируемыми действиями. Автор придерживается технологического и деятельностного подходов к воспитанию обучающегося в условиях образовательного учреждения. Данные подходы являются основой для становления активности личности и успешной социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онучина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт классного руководителя: к вопросу технологии деятельности классного руководителя в условиях внеурочной воспитательной деятельности»

онной системы; разработка информационной системы средствами системы управления базами данных.

6. Геоинформационные технологии.

Содержание раздела: понятия «геоинформационная технология», «геоинформационная система» (ГИС); назначение и классификация ГИС; объекты ГИС; двухмерные и трехмерные модели координат в ГИС; структура ГИС.

7. Технологии искусственного интеллекта.

Содержание раздела: понятие «искусственный

интеллект»; направления искусственного интеллекта (представление знаний, моделирование рассуждений, распознавание образов и др.); экспертные системы; применение искусственного интеллекта в сфере информационной безопасности.

8. Телекоммуникационные технологии.

Содержание раздела: понятие «телекоммуникационные технологии»; этапы развития телекоммуникационных технологий; ресурсы и сервисы интернета; размещение информации в интернете; интернет-порталы; организация совместного доступа к документам; вебинары и веб-трансляции.

В заключение хотелось бы отметить, что современный этап развития общества требует от человека, имеющего высшее образование, понимания сущности и значения информации, а также хорошего владения средствами ИКТ, что и отражено в ФГОС ВПО, а для этого на технических направлениях подготовки бакалавров необходимо изучение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих учебных дисциплин «Информатика», «Информационные технологии», информационные технологии в соответствующей сфере деятельности. Считаем, что предложенное нами содержание дисциплин является основой, по-

зволяющей успешно формировать ИКТ-компетенции, предусмотренные стандартами соответствующих направлений подготовки, а также обеспечивает унификацию и ограниченную стандартизацию дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» для технических направлений подготовки бакалавров в университете.

Литература

1. Горылев, А.И. Методология TUNING: компетент-ностный подход при определении содержания образовательных программ / А.И. Горылев, Е.А. Пономарева, А.В. Русаков. - Н. Новгород, 2011.

2. Евстратова, Г.А. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов / Г.А. Евстратова, Е.А. Смирнова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. - № 3(22). - С. 16 - 19.

3. Лягинова, О.Ю. Использование кейс-метода при изучении информатики и информационных технологий / О.Ю. Лягинова, М.Г. Можаева // Педагогическая информатика. - 2013. - № 2. - С. 34 - 40.

4. Могилев, А.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. - М., 2005.

5. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М., 2008.

6. Серякова, С.Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы / С.Б. Серякова // Перспективы науки. - 2011. - № 10(25). -С. 314 - 316.

7. Хеннер, Е.К. Курс информатики в классическом университете / Е.К. Хеннер, Н.Н. Василюк // Педагогическая информатика. - 2013. - № 2.- С. 3 - 15.

УДК 37

А.В. Онучина

ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: К ВОПРОСУ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье автор анализирует вопрос технологичности воспитательного процесса, технологию деятельности классного руководителя в условиях внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Раскрыт методологический конструктор деятельности классного руководителя в условиях основных направлений внеурочной деятельности с формируемыми действиями. Автор придерживается технологического и деятельностного подходов к воспитанию обучающегося в условиях образовательного учреждения. Данные подходы являются основой для становления активности личности и успешной социализации в обществе.

Воспитание, классный руководитель, воспитательный процесс, внеурочная деятельность, стандарт, ценность, технологичный подход, деятельностный подход, субъект, педагогическое действие, нравственность, духовность, интеллект, культура, опыт, активность.

The author of the paper analyzes the technological effectiveness of educational process and the technology of form masters' activity under conditions of extracurricular activity and educational process. The methodological constructor of form-masters' activity under conditions of the main directions of extracurricular activity with configured action is presented. The author follows the technological and active approach to scholar's education in educational institutions. These approaches are considered to be the basis for formation of the personality and its successful socialization in the society.

Education, form master, educational process, extracurricular activity, standard, value, technological approach, activity approach, subject, pedagogic action, moral, secular, intellect, culture, experience, activity.

Технологичность воспитательного процесса предполагает новые подходы к воспитанию в условиях модернизации образования. Мы придерживаемся следующих общепедагогических идей:

1) учет психологических особенностей младшего, подросткового и юношеского возраста;

2) выбор проблемы ценностей, ценностный подход к воспитанию;

3) формирования социально активной личности обучающегося через развитие его индивидуальности;

4) развитие индивидуальности личности;

5) гендерного подхода к воспитанию личности;

6) формирования класса и условий его функционирования.

Исходя из этих подходов, воспитание - это деятельность, направленная на развитие личностных качеств. Согласно ФЗ «Об образовании» воспитание

- создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Современные условия образования и воспитания имеют своей целью формирование социально-активной личности через развитие индивидуальности [2]. Активность объекта

- процесс социальной адаптации. Активность субъекта - психическое качество человека, активное осознание личностью себя, самоанализ, самооценка.

Разграничение понятий «активность» и «самостоятельность» во внеурочной деятельности мы находим в работах Л.П. Аристовой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера. Б.П. Есипов считает, что понятие активности более широкое, чем понятие самостоятельности. Активность во внеурочной деятельности предполагает определенную степень самостоятельности мысли ученика. Вслед за И.Я. Лернером мы считаем, что активность - условие самостоятельности, так как нельзя быть самостоятельным, не будучи активным [1, с. 49, 164].

Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с классом, где формируется и воспитывается обучающийся. Объектом профессионального внимания классного руководителя выступает воспитание и развитие личности. Повлиять на систему воспитания классный руководитель может опосредованно: организация родительских собраний, индивидуальные консультации, родительские чтения, конференции, личные встречи с интересными людьми.

Для педагогической и воспитательной деятельности классного руководителя очень важен правильный выбор стиля воспитания. По мнению философа В.Н. Сагатовского, в стиле деятельности классного руководителя проявляется отношение к тому, что мы делаем, поскольку он отображает «естественное выражение характера самодостаточных внутренних переживаний» [1, с. 186]. От прав выбора стиля воспитания зависит педагогическое мастерство и педагогическая культура. В свою очередь педагогическое

мастерство классного руководителя имеет следующие составляющие:

- знание норм и нормативов успешной деятельности, которые приняты в рамках педагогического сообщества;

- наличие в педагогическом опыте профессионального инструментария: диагностики, мониторинга, программы деятельности;

- умение проектировать систему правильных педагогических действий, оптимальных для заданных условий;

- способность к праксеологическому анализу и оценке различных форм проявления профессиональной активности.

В деятельности классного руководителя очень важно как контекстное, так и вне контекста, так называемое субъективно-ценностное отношение; в данном случае появляется смысл воспитательного воздействия. При этом мы понимаем, что смыслу не учат, смысл воспитывается. Система смыслов представляет собой обоснование профессиональной позиции классного руководителя как инварианта педагогической деятельности. Умение проникнуть в исходный смысл воспитательной ситуации и личностно к нему отнестись ведет к пониманию того, что именно следует технологически инструментировать, какой из известных педагогических процессов актуализировать (воспитание, поддержку, сопровождение, перевоспитание). Мы считаем, что технологический подход в воспитании основан прежде всего на применении технологий и техник, которые гарантируют получение планируемых результатов. Тесно связан по смыслу с технологическим деятельностный подход, который основан на положении о том, что воспитательная деятельность является одним из основных факторов становления личности. Отсюда личность познается в деятельности, а всякое личностное качество развивается и формируется в духовно-нравственной, общеинтеллектуальной, общекультурной, социальной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Воспитательная деятельность, как и образовательная, предполагает стандартизацию, мы придерживаемся следующей профессиональной позиции: деятельность классного руководителя определяется компетентностями в:

- области личностных качеств;

- постоянстве целей и задач педагогической деятельности в условиях модернизации образования;

- мотивации воспитанников на осуществление учебной деятельности;

- разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;

- обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

Данные компетентности классного руководителя определяют успешность деятельности во всех направлениях внеурочной деятельности (см. таблицу).

Таблица

Педагогический конструкт деятельности классного руководителя в условиях внеклассной внеурочной деятельности. Формируемые действия обучающихся

Направления Вид

и виды классного Деятельность Деятельность Формируемые

внеурочной часа педагога обучающихся действия

деятельности Форма

1 2 3 4 5

Духовно- Нравствен- - определяет тему; - критическое осмыс- - умение анализи-

нравственное: ный - формулирует задания для ление и анализ собст- ровать, делать выво-

социальное Формы: самостоятельной деятельности венных нравственных ды;

творчество дискуссион- учащихся (например: толкова- поступков, поступков - умение доказы-

ные, конфе- ние нравственных понятий); сверстников и одно- вать;

ренции, круг- - готовит дополнительный классников; - умение решать

лый стол материал; - размышления над проблему, нравствен-

- предварительная диагности- нравственными поня- ную дилемму;

ка; тиями, обоснование - нравственные су-

- изучение, осмысление и понятия, собственное ждения

анализ нравственного опыта толкование;

поколений; - толкование нравст-

- диагностика нравственных венных понятий;

понятий; - результат: формиро-

- анализ нравственных ситуа- вание общечеловече-

ций ских ценностей

Общеинтел- Информа- - деятельность педагога на- - позиции относитель- - развитие комму-

лектуальное: ционный правлена на расширение круго- но политических при- никативных и иссле-

- познава- Формы: зора; страстий или пристра- довательских умений;

тельная; лекторий, - умение увлечь обучающихся стий своей семьи; - применение зна-

- досуговое вечер вопро- проблематикой; - пересказ событий в ний, полученных в

общение сов и ответов, - дискуссионные формы ра- мире и стране с исполь- урочной деятельно-

презентация боты; зованием цитат из тек- сти;

- актуальная информация стов газет; - умение работать с

- формулирование проблемой;

проблемных вопросов и - умение анализи-

поиск ответов на них; ровать, сравнивать,

- просмотр и обсужде- обобщать, делать

ние телематериалов самостоятельные вы-

воды

Общекуль- Проблем- - постановка проблемы, во- - поиск и определение - определение роли

турное: ный проса; жизненно важной про- и позиции в диалоге;

- проблемно- Формы: эс- - содержательная часть - ма- блемы; - информационные

ценностная; тафета полез- териал для решения вопроса; - распределение дея- письма;

- художест- ных дел, - определение жизненного тельности обучающего- - умение работать в

венное творче- смотр, устный значения вопроса; ся по интересам; диалоге, с проблемой,

ство журнал, фес- - непринужденный разговор - индивидуальный и вопросами

тиваль идей (музыкальное оформление, общий план деятельно-

видеоряд); сти;

- выявление возможностей - определение содер-

по закреплению полученной жания деятельности;

информации в дальнейшей - презентация собст-

практической деятельности венных результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности

Социальное: Социально- - анализ воспитательного за- - выбор материала для - двигательные

- игровая; культурное проса обучающихся; решения проблемы; умения;

- досуговое проектирова- - выстраивание генеральной - выполнение деятель- - формирование

общение; ние линии социальных проектов; ности согласно плану; культуры ЗОЖ;

- трудовая Формы: ис- - диагностика понимания ин- - согласование дея- - умение действо-

следование, дивидуального результата про- тельности с требова- вать с учетом дея-

ярмарка идей, ектирования; ниями педагога тельности партнера;

творческий - развитие активной познава- - развитие субъек-

проект тельной деятельности; тивной активности;

- соответствие информацион- - формирование

ных материалов возрастным детского самоопреде-

особенностям обучающихся; ления;

- стимулирование познава- - развитие системы

тельной инициативы поручений

Продолжение

1 2 3 4 5

Спортивно- Деятельно- - смена видов деятельности; - выбор материала для - двигательные уме-

оздоровитель- стный класс- - групповая деятельность на решения проблемы; ния;

ное: ный час классном часе; - выполнение деятель- - формирование куль-

- игровая; Формы: - информирование о про- ности согласно плану туры ЗОЖ;

- спортивно- турнир, блеме и анализ деятельности; - умения действовать

оздоровитель- олимпиада, - знакомство с терминами с учетом деятельности

ная; игры-катаст- культуры ЗОЖ партнера;

-туристко- рофы, малая - развитие субъектной

краеведческая олимпиада, активности;

день атлетика, - формирование дет-

день здоровья ского самоопределения;

- умение работать в

группе, система пору-

чений

Согласно данным критериям, результатом деятельности классного руководителя является личностное, социальное, коммуникативное, познавательное развитие.

Исходя из проведенного констатирующего и формирующего эксперимента, мы полагаем, что «ученик-культурный» /личностное развитие/ отличается готовностью и способностью к освоению культуры, творческими способностями, ценностями, гуманитарным стилем мышления.

«Ученик-социальный» /социальное развитие/ -способен к решению социальных проблем, самореализации, обладает культурой социального взаимодействия, коммуникативными способностями, социальной адаптивностью.

«Ученик-знающий-познающий» /познавательное развитие/ - навыки самообразования и самовоспитания, знание как ценность, отличается познавательной активностью, интеллектуальными способностями, соблюдение законов, норм, правил поведения.

«Ученик - коммуникабельный» /познавательное развитие/ - умеет выстроить общение межэтническое, межличностное, умеет задавать вопрос, ответ монологического и диалогического характера с собственной позицией с содержанием духовности, достижение успеха, рефлексивные способности.

Эффективность воспитательного воздействия зависит от:

- интенсивности и детальности воспитательного воздействия;

- правильного выбора педагогического стиля управления классом;

- концентрации силы воспитательного воздействия;

- определения степени готовности воспитанников к деятельности;

- непрерывности воспитательного воздействия [1, с. 233].

Под педагогической задачей с позиции воспитания мы понимаем в данном случае создание педагогически грамотных, необходимых для становления здоровой, культурной, духовно-нравственной, социально-активной и познающей личности обучающегося в образовательном учреждении.

Задача классного руководителя - увидеть в обучающемся содержательное зерно его внутреннего духовного мира, так как бессодержательность личности приводит к деструкции и деградации, в данном случае важно каждое педагогическое воздействие. Неумелое педагогическое действие приводит к спонтанности деятельности обучающихся, что с позиции праксиологии оценивается как педагогическая несостоятельность, иными словами, зачем выбирать тот педагогический путь, который не приводит к воспитательному результату.

Исходя из данного положения, можно констатировать, что существует комплекс воспитательных предпосылок для развития субъектности как инте-гративной характеристики личности:

- психологическая совместимость индивидуальных темпов деятельности воспитанников по принципу резонанса;

- социально-психологическое чувство комфортности во время и после воспитательного мероприятия, деловое и личностное общение;

- организационные: система координационных действий, установка на взаимное содержание в достижимые цели;

- заинтересованная обратная связь во время снятия интеллектуально-морального напряжения.

Воспитание должно оцениваться с позиции положительных, социально-ценностных качеств личности, так как мировоззрение, дисциплинированность, коллективизм, социальная активность, самостоятельность, трудолюбие, т. е. результативный воспитательный процесс.

Литература

1. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М., 2005.

2. Прохорова, С.Ю. Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М., 2012.

3. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 3. Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2007.

4. Шамова, Т.И. Избранное / сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков / Т.И. Шамова. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.