Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности'

Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ В РФ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / CLASS TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / PROJECT ACTIVITY / CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL PROCESS / STRATEGY OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / FAMILY EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Челпаченко Татьяна Викторовна

Изменившиеся социокультурные условия в обществе обусловили постановку новых задач перед педагогическим сообществом обновления содержания и педагогического сопровождения деятельности педагогов классных руководителей, выполняющих важную миссию по формирования ценностных ориентаций, развитию духовной культуры подрастающего поколения. Воспитательный процесс, протекающий в образовательных учреждениях, необходимо переконструировать в свете опыта практической деятельности школ, реализующих социально-педагогические проекты. Существенное значение сегодня приобретает потенциал проектов в решении насущных воспитательных проблем: поддержке семейного воспитания, создании школы ответственного родительства, реализации воспитательной функции образовательного процесса, взаимодействии школы, системы дополнительного образования и общественных объединений. Авторами предложены научно-методические рекомендации для классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса тематическими проектами. Полученные результаты исследования позволили определить оптимальные условия для реализации воспитательных проектов; выделить способы взаимодействия различных общественных структур и школьных методических объединений классных руководителей; создать систему педагогического сотрудничества и поддержки семей, участвующих в проектной деятельности, направленной на решение актуальных воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Челпаченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CLASS TEACHERS ACTIVITIES TO UPDATE THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE COURSE OF PROJECT ACTIVITIES

The changed socio-cultural conditions in society led to the formulation of new tasks for the pedagogical community updating the content and pedagogical support of teachers-class teachers who perform an important mission to form value orientations, the development of spiritual culture of the younger generation. The educational process taking place in educational institutions should be redesigned in the light of the practical experience of schools implementing social and pedagogical projects. Today, the potential of projects in solving urgent educational problems becomes essential: supporting family education, creating a school of responsible parenthood, implementing the educational function of the educational process, the interaction of the school, the system of additional education and public associations. The authors propose scientific and methodological recommendations for class teachers to update the content of the educational process thematic projects. The results of the study allowed to determine the optimal conditions for the implementation of educational projects; to identify ways of interaction between various social structures and school methodical associations of class teachers; to create a system of pedagogical cooperation and support for families involved in project activities aimed at solving urgent educational problems.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-52 УДК 37.018.2

Моисеева А.Н., Челпаченко Т.В.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: alena.m.56@gmail.com; chelpaktv@mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изменившиеся социокультурные условия в обществе обусловили постановку новых задач перед педагогическим сообществом - обновления содержания и педагогического сопровождения деятельности педагогов - классных руководителей, выполняющих важную миссию по формирования ценностных ориентаций, развитию духовной культуры подрастающего поколения.

Воспитательный процесс, протекающий в образовательных учреждениях, необходимо переконструировать в свете опыта практической деятельности школ, реализующих социально-педагогические проекты. Существенное значение сегодня приобретает потенциал проектов в решении насущных воспитательных проблем: поддержке семейного воспитания, создании школы ответственного родительства, реализации воспитательной функции образовательного процесса, взаимодействии школы, системы дополнительного образования и общественных объединений. Авторами предложены научно-методические рекомендации для классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса тематическими проектами.

Полученные результаты исследования позволили определить оптимальные условия для реализации воспитательных проектов; выделить способы взаимодействия различных общественных структур и школьных методических объединений классных руководителей; создать систему педагогического сотрудничества и поддержки семей, участвующих в проектной деятельности, направленной на решение актуальных воспитательных задач.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитательный процесс, проектная деятельность, характеристики воспитательного процесса, Стратегия воспитания в РФ, семейное воспитание, педагогическая поддержка.

Moiseeva A.N., Chelpachenko T.V.

Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia E-mail: alena.m.56@gmail.com; chelpaktv@mail.ru

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CLASS TEACHERS ACTIVITIES TO UPDATE THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE COURSE OF PROJECT ACTIVITIES

The changed socio-cultural conditions in society led to the formulation of new tasks for the pedagogical community -updating the content and pedagogical support of teachers-class teachers who perform an important mission to form value orientations, the development of spiritual culture of the younger generation.

The educational process taking place in educational institutions should be redesigned in the light of the practical experience of schools implementing social and pedagogical projects. Today, the potential of projects in solving urgent educational problems becomes essential: supporting family education, creating a school of responsible parenthood, implementing the educational function of the educational process, the interaction of the school, the system of additional education and public associations. The authors propose scientific and methodological recommendations for class teachers to update the content of the educational process thematic projects. The results of the study allowed to determine the optimal conditions for the implementation of educational projects; to identify ways of interaction between various social structures and school methodical associations of class teachers; to create a system of pedagogical cooperation and support for families involved in project activities aimed at solving urgent educational problems.

Key words: class teacher, educational process, project activity, characteristics of educational process, strategy of education in the Russian Federation, family education, pedagogical support.

Современная образовательная ситуация, в силу отсутствия четких ценностных ориентиров у подрастающего поколения, кризиса семейных традиций и принципов воспитания, возрастающих требований к профессиональной компетентности педагога, требует постоянного обновления структурных и содержательных

оснований воспитательного процесса в образовательных организациях.

Теория воспитательного процесса сегодня переживает серьезный кризис, поскольку многие ее положения не увязываются с опытом практической деятельности педагогов-воспитателей. Старшее поколение педагогов, начавшее свою

педагогическую деятельность в 80-90-е годы XX века, не всегда готово до конца принять сложившееся в обществе отношение к воспитанию детей. Сложился целый комплекс проблемных зон, которые требуют отдельного изучения. Например, как поддержать пошатнувшиеся основы семейного воспитания? Как грамотно усилить воспитательный компонент образовательного процесса? Как наладить взаимодействие различных образовательных структур, в целом несущих воспитательную функцию? Как обеспечить обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных поликультурных традиций? [6].

В педагогике начала XXI века уже появились новые научные разработки, в которых рассматриваются очень сложные противоречивые вопросы воспитания, касающиеся самого феномена «воспитание» (Е.В. Бондаревская, Н.М. Бо-рытко, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова) [3], [11]; его ценностных оснований (И.В. Васютенкова, А.В. Кирьякова, Л.Н. Маркина) [4], содержания воспитания (Л.В. Байбородова, Н.В. Бордовская, И.А. Колесникова, М.И. Рожков) [2], функций воспитывающей деятельности, этапов воспитательного процесса в школе (Е.Ф. Баранова, С.И. Попова, П.И. Арапова и др.) [5].

Воспитательный процесс обладает важными характеристиками, позволяющими педагогу осмысливать его с точки зрения научных оснований организации деятельности (В .А. Сухом-линский). Особо выделим такие из них, как целенаправленность, планомерное протекание (хотя, несомненно, воспитательному процессу свойственна спонтанность и вариативность), многофакторность, двусторонний характер, системность и другие.

Воспитатели сегодня испытывают потребность в пополнении своего научного потенциала. Новые разработки проникают в практику так стремительно, что зачастую педагоги-практики не успевают разобраться во всех доступных инновациях. И наука здесь выступает тем рычагом, который приводит в равновесие баланс между теорией и практикой [15].

В то же время в воспитательную практику школ сегодня уже прочно вписалась проектная деятельность, изначально все же в большей степени разработанная для решения образовательных проблем. Мы склонны рассматривать ее как

неотъемлемую составляющую воспитательного процесса, поскольку она удовлетворяет его актуальным запросам, таким как:

- возможность организовать взаимодействие между педагогами и воспитанниками, между самими воспитанниками, сторонними заинтересованными организациями и общественными структурами при условии стихийного, ситуативного интереса детей к тем или иным вопросам;

- учет неопределенности результатов воспитательного процесса в силу того, что невозможно предусмотреть степень педагогического влияния на того или иного воспитанника;

- динамичность, подвижность, изменчивость воспитательного процесса. Это также можно учесть в ходе выполнения индивидуальных и групповых проектов [1], [10].

В соответствии с письмом Министерства образования Оренбургской области (от 12.09.2018 г. № 01-23/8896) была реализована Программа повышения профессионального мастерства руководителей районных, городских, школьных методических объединений классных руководителей и классных руководителей образовательных организаций (далее - Программа). По итогам данной работы Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя Оренбургского областного дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко провел сбор и анализ проектов участников Программы.

Рабочими группами, участвующими в Программе, было представлено 78 проектов из 42-х территорий области.

В качестве варианта итоговой работы были представлены проекты на уровне районного (городского) методического объединения классных руководителей и проекты классных руководителей на уровне воспитательных систем класса. Целью итоговых проектов стало обновление содержания воспитательного процесса смыс-лообразующими идеями реализации направлений Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года.

Стратегия должна стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ.

Проекты были адресованы обучающимся и их родителям на основе их актуальных запросов и направлены на решение текущих проблем - «здесь и сейчас». В основу создаваемого (действующего) проекта заложены результаты анализа реализуемых государственных приоритетных направлений и способы их реального воплощения в практическую деятельность школы, района, города. Нами были выделены проекты, которые отвечают данному положению. В некоторых случаях представленные проекты носили формальный характер, он определялся по отсутствию конкретных запланированных мероприятий или представлению мероприятий, которые носили традиционный характер и не демонстрировали внедрение идей, обновляющих их содержание.

В числе приоритетных направлений разработанная Стратегия воспитания определяет следующие позиции.

1. Поддержка семейного воспитания заключается в:

- содействии укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; повышении социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;

- сохранении, укреплении и развитии культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей с учетом роли традиционных религий России;

- популяризации лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

- содействии укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождении традиционной значимости больших многопоколенных семей;

- создании условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействии повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;

- расширении инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

- поддержке семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранении и возрождении традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилении роли отца в семейном воспитании;

- создании условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

По реализации направления поддержки семейного воспитания были представлены проекты:

- «Формирование семейных ценностей и сознательного родительства как одного из направлений воспитательной деятельности» (Тюльганский район). В проект входит программа родительского лектория по оказанию помощи семье (семьям);

- «Семья и школа - союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения» (Домбаровский район);

- «Педагоги и родители - партнеры во имя будущего» (Ясненский район).

Основное содержание данных проектов объединяла идея о том, что родители и классные руководители - воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда родители и педагоги станут союзниками. Понимание родителями сути деятельности детского коллектива - это первая ступень на пути к сотрудничеству, поэтому классные руководители должны довести до родителей цели, задачи, содержание и результаты своей деятельности.

2. Осуществление воспитания в системе образования предусматривает:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательной компоненты федеральных государственных образовательных стандартов;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную,

физкультурно-спортивную, игровую виды деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;

- развитие у подрастающего поколения интереса к чтению.

По данному направлению был реализован проект районных методических объединений специалистов в области воспитания Октябрьского района «Моделирование насыщенной воспитательной среды как условие достижения читательской компетенции в рамках личностного образования подрастающего поколения».

Концептуальной основой Проекта стал дифференцированный (возрастной) подход, учитывающий особенности читательского поведения детей разного возраста: дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского. Ожидаемые результаты проекта: чтение как потребность, чтение как средство, чтение как инструментальный навык, читательская грамотность (компетентность).

Чтение в результате освоения данного проекта могло стать потребностью для познания мира, себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; средством продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, проведения досуга, подготовки к трудовой и социальной деятельности; инструментальным навыком, который включает: технику чтения, осмысленное чтение, рефлексивное чтение, овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным. Школьники приобрели способность к выразительному чтению, овладели коммуникативным чтением вслух и про себя, начали использовать практики учебного и самостоятельного чтения, осваивали основные стратегии чтения художественных и других видов текстов, умели выбирать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Читательская грамотность в данном проекте рассматривалась как способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Во всех образовательных организациях Октябрьского района области прошли засе-

дания школьных методических объединений (ШМО) классных руководителей, на которых были определены основные механизмы и формы реализации проекта:

- создание «Портфеля читателя»;

- участие в интерактивной игре «Читательские крестики нолики», «Девять текстов для самообразования»;

- участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по литературному чтению (начальные классы);

- проведение предметных недель по литературному чтению (1-4 классы) и литературе;

- участие в Мини-проекте «Реклама книги»;

- составление маршрутной карты в рамках проекта «Книга на уроке»;

- молодежный флешмоб «Читай всегда, читай везде»;

Образовательный контекст проекта реали-зовывался через организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся. В урочной деятельности предполагалось обновление содержания образования, внедрение инновационных образовательных технологий, создание открытого информационного пространства школы. Во внеурочной деятельности предполагалось усовершенствовать систему дополнительного образования, повысить социальную и творческую активность обучающихся, усвоить позитивные культурно-духовные нормы и ценности, создать условия для проявления творчества, социальной активности школьников.

Социокультурный аспект проекта был направлен на совместную работу с районным и сельским домами культуры, библиотекой, районным домом детского творчества. В данном контексте предполагалось ресурсное оснащение школьной библиотеки, обновление школьной медиатеки, создание консультационных центров на базе библиотеки, проведение читательских конференций на базе сельской библиотеки, пропаганда чтения в ходе организации выставок книжных новинок.

Семейный аспект реализовывался через усиление роли семьи в развитии читательских интересов, возрождение традиций семейного чтения, создание атмосферы сотрудничества ученик - учитель - родители, привлечение родителей к участию во внеурочной деятельности,

обмен между обучающимися прочитанными книгами из личных библиотек, консультации по организации чтения и подбору литературы для родителей.

3. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

- поддержку родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;

- широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерском движении;

- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Данное направление представлено социальными проектами волонтерского движения «Мы - рядом», «Я - гражданин своей страны», «Милосердие», «Наглядная агитация», «Творческий блок».

Проект Матвеевского района Оренбургской области «Деятельность РМО классных руководителей по поддержке общественных объединений в сфере воспитания» выполнен руководителем районного и руководителями школьных методических объединений классных руководителей. Для района данный проект являлся актуальным, так как во всех образовательных учреждениях Матвеевского района функционируют детские общественные организации. Для реализации проекта были обозначены ресурсы муниципалитета по поддержке детского движения и ученического самоуправления: 2 учреждения дополнительного образования (МБУДО «Центр внешкольной работы», МБУ-ДО «Детская юношеская спортивная школа»); МБУДО «Центр внешкольной работы» является координатором по развитию ученического самоуправления и детского движения в районе; 16 детских общественных организаций (784 чел.) - первичные отделения ОООО «ФДО»;

районная детская организация «Союз друзей»; базовая (опорная) школа по развитию ученического самоуправления - МБОУ «Матвеевская СОШ»; обучение активистов в областной очно-заочной школе «Лидер»; волонтерское движение - 239 человек; движение «ЮНАР-МИЯ» - 183 человека.

Концепция проекта опиралась на идеи системно-социального проектирования и идеи коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем (И.П. Иванов, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, В. А. Караковский).

Было активизировано участие в благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении. Проведены благотворительные концерты, ярмарки «Дети - детям», районные конкурсы «Ученик года», «Класс года»; участие в акции «Ветеран живет рядом». В общеобразовательных организациях Матвеевского района действуют 9 волонтерских отрядов с общей численностью 239 человек. Формированием школьных волонтерских отрядов и курированием деятельности занимаются педагоги-организаторы. Волонтерские отряды формируются по принципу добровольности. Каждый отряд имеет свой имидж: название, девиз, символы, традиции. С целью повышения коммуникативной компетентности и развития навыков работы в команде в муниципалитете реализуется программа «Развитие волонтерского движения». Работа волонтеров осуществляется по следующим направлениям: «Нам жить и помнить!», где организуется помощь ветеранам Великой Отечественной войны; «Спорт и здоровый образ жизни!» - проводится пропаганда здорового образа жизни; «За новые горизонты !» - создаются социальные проекты; «Я и закон» - осуществляется правовое воспитание учащихся, ознакомление с правовыми нормами; «Мы в ответе за нашу планету!» - реализуется программа экологического воспитания. Волонтеры МБОУ «Сарай-Гирская СОШ» и МБОУ «Кинельская СОШ» принимают участие в областной добровольческой акции «Марафон добрых дел». Волонтерская деятельность осуществляется и юнармейскими отрядами. Социальными партнерами волонтерского движения являются сельские администрации, военный комиссариат, МБУДО «ДЮСШ» и др.

Работа с лидерами ученического самоуправления образовательных организаций ведется по программе «Школа ученического актива как средство формирования ключевых компетенций члена современного общества». МБУДО «Центр внешкольной работы» является базой для развития юнармейского движения в Матвеевском районе. В нем 14 юнармейских отрядов занимаются волонтерской, поисково-исследовательской деятельностью.

4. Обновление содержания воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций.

В данном направлении были представлены проекты, направленные на решение проблемы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

«Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию» (Тоц -кий район Оренбургской области). В Проекте представлена концепция воспитания «Семья, школа и общественность - союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения по духовно-нравственному воспитанию». Проведена диагностика по критериям: чувство патриотизма, проявление гражданственности; духовно-интеллектуальное развитие; нравственное поведение; эмоционально-эстетическое развитие.

Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что учащиеся имеют в основном высокие показатели по патриотическому воспитанию и эмоционально-эстетическому развитию, средние показатели по духовно-интеллектуальному развитию и нравственному воспитанию. Таким образом, выделились направления, которые требуют более активной работы - это духовное и нравственное воспитание учащихся.

5. Способы реализации модели деятельности методического объединения классных руководителей.

В ходе реализации данного направления были разработаны и реализованы проекты, способствующие созданию условий для совместного позитивного творческого обсуждения детьми и родителями различных актуальных проблем (Ток-шоу «Пусть

говорят» - «Воспитание детей: чье это дело?»); презентация идей «Пока все дома»; организация клуба «Счастливая семья» (создание и презентация видеофильма «Родня»).

Работа в направлении воспитания порядочного семьянина и гражданина осуществлялась в ходе реализации проектов: Процесс «В ответе ли я за своих будущих детей?»; Правовой вечер «Я - Гражданин России».

Формирование семейных ценностей было реализовано в процессе организации совместного досуга «Дни здоровья». Знакомство с достопримечательностями Оренбургской области в рамках проекта «Моё Оренбуржье» проводилось в Клубе выходного дня (семейные чтения), на выезде к берегу реки Самарка.

Нами были выявлены следующие положительные результаты осуществленной проектной деятельности:

- актуализированы ключевые позиции нормативно-правовой документации по исследуемой проблеме (изучена Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года; соотнесены задачи Стратегии с задачами, реализуемыми в области воспитания в муниципалитетах);

- дан анализ текущему состоянию проблемы воспитания в районах (городах) Оренбургской области;

- обозначены интересные творческие концепции, в некоторых случаях единые для всех образовательных организаций;

- проанализированы направления развития института классных руководителей в отечественной педагогической теории и практике.

В то же время отмечены и негативные стороны проектной деятельности:

- проектная деятельность выявила отсутствие системного подхода к организации процесса воспитания, каждая школа представила свой проект, между собой проекты не были связаны;

- по направлению гражданско-патриоти-ческого воспитания в основном представлены мероприятия военной тематики, практически отсутствуют другие направления (культурологическое, спортивное, правовое, межэтническое и др.);

- перечислены социальные партнеры, но отсутствуют совместные мероприятия с ними;

- при составлении программ психолого-педагогического просвещения родителей отсутствуют вопросы, рекомендованные Минобрнау-ки РФ для деятельности Школы ответственного родительства (рекомендации).

Таким образом, анализ проведенного исследования по научно-методическому обеспечению деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности показал:

- заинтересованность в оптимизации содержания воспитательного процесса и выборе эффективных форм работы с родителями (большинство проектов направлены на реализацию поддержки семьи и семейного воспитания): «Формирование семейных ценностей и сознательного родительства как одно из направлений воспитательной деятельности», «Семья и школа - союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения», «Педагоги и родители - партнеры во имя будущего»;

- потребность в обновлении содержания воспитания, внедрении форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов (проекты гражданско-патриотической тематики): «Школьный музей как средство патриотического воспитания» реализуемый через подпроекты «Живи в веках, поселок Красноярский!», «Мой край казачий, край оренбургский»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- актуальность развития у подрастающего поколения интереса к чтению: «Моделирование насыщенной воспитательной среды как условие достижения читательской компетенции в рамках личностного образования подрастающего поколения»;

- необходимость поддержки общественных объединений в сфере воспитания (развитие лидерского и творческого потенциала детей; широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей).

Также были выделены проблемы, требующие изучения и реализации в деятельности классных руководителей Оренбургской области:

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями, воспитание языковой культуры детей;

- осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение).

29.01.2018

Список литературы:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. -496 с.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.

3. Борытко, Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 98 с.

4. Кирьякова, А.В. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирьякова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

5. Педагогика: учебник / Рындак В.Г., Аллагулов А.М. и др. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 576 с.

6. Челпаченко Т.В. Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации Программы развития воспитательной компоненты / Т.В. Челпаченко, А.Н. Моисеева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. -№4. - С. 78-87.

7. Челпаченко, Т.В. Детский коллектив как объект и субъект воспитания / Т.В. Челпаченко // Классный коллектив в современной науке и практике образования: методология исследования, реалии и перспективы развития. Междунар. науч.-практ. конф. 17-20 мая 2016 г. : сб. статей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. - 312 с. - С. 153-156.

8. Челпаченко, Т.В. Методика воспитательной работы: учебное пособие / Т.В. Челпаченко. - Оренбург: Изд-во Орен-Печать, 2018. - 92 с.

9. Щуркова, Н.Е. Педагогика - XXI век: методика и искусство / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. - Волгоград, 2016. - 180 с.

10. Педагогические парадоксы школьного воспитания / Щуркова Н.Е. и др. // Воспитание школьников. - 2017. -№2. - С. 3036.

11. Горизонт воспитания / Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф. и др. - Москва: Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с.

12. Andreesen, A. Die nationale Erziehung und die Landerziehungsheime / A. Andreesen // Leben und Arbeit. - 1934. - Heft 2. - S. 3-47.

13. Lipman, M. Philosophy in the classroom / M. Lipman. - Philadelphia: Temple University Press, 2000. - 231 p.

14. Raven, J. The most important problem in education is to come to terms with values / J. Raven. - New York: Trillium Press, 2009. -214 p.

15. Raven, J. Quality Control in Public Education / J. Raven. - New York: Trillium Press, 2014. - 145 p.

16. Robert В. Barr From Teaching to Learning - A New Paradigm for Undergraduate Education / Robert В. Barr, John Tagg // Change. -1995. - November/December. - P. 13-25.

References:

1. Azarov, U.P. Semejnaya pedagogika. Vospitanie rebenka v lyubvi, svobode i tvorchestve [Family Pedagogy. Raising a child in love, freedom and creativity]. Moscow, Ehksmo, 2015, 496 p.

2. Bordovskaya, N.V. Psihologiya ipedagogika [Psihologiya i pedagogika]. St. Petersburg, 2013, 624 p.

3. Borytko, N.M. Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and methods of education]. Volgograd: VGIPK RO, 2006, 98 p.

4. Kir'yakova, A.V. Pedagogicheskaya aksiologiya [Pedagogical axiology]. M.: INFRA-M, 2016, 283 p.

5. Ryndak V.G., Allagulov A.M. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: NIC INFRA-M, 2017, 576 p.

6. Chelpachenko T.V., Moiseeva A.N. The role of Museum pedagogy in the education of students in the implementation Of the program of development of educational components. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher education: an innovative aspect], 2015, no. 4, pp.78-87.

7. Chelpachenko T.V. Children's collective as object and subject of education. Klassnyj kollektiv v sovremennoj nauke i praktike obrazovaniya: metodologiya issledovaniya, realii i perspektivy razvitiya. [School team in modern science and practice of education: research methodology, realities and prospects of development. International. scientific.-prakt. conf.]. Orenburg: OGPU, 2016, 312 p., pp. 153-156.

8. Chelpachenko T.V. Metodika vospitatel'noj raboty [Methods of educational work].Orenburg, Oren-print, 2018, 92 p.

9. Shchurkova N.E., Muhin M.I. Pedagogika — XXIvek: metodika i iskusstvo [In pedagogy ofthe XXI century: the technique and art]. Volgograd, 2016, 180 p.

10. Shchurkova N.E., Baranova E.F., Popova S.I., Arapova P.I. Pedagogical paradoxes of school education. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2017, no. 2, pp. 30-36.

11. Shchurkova N.E., Arapova P.I., Baranova E.F. Gorizont vospitaniya [Horizon of education]. Moscow, ITRK, 2018, 160 p.

12. Andreesen A. Die nationale Erziehung und die Landerziehungsheime. Leben und Arbeit, 1934, heft 2, pp. 3-47.

13. Lipman M. Philosophy in the classroom. Philadelphia, Temple University Press, 2000, 231 p.

14. Raven J. The most important problem in education is to come to terms with values. New York: Trillium Press, 2009, 214 p.

15. Raven J. Quality Control in Public Education. New York: Trillium Press, 2014, 145 p.

16. Robert С. From Teaching to Learning - A New Paradigm for Undergraduate Education. Change, 1995, November-December, pp. 13-25.

Сведения об авторах:

Моисеева Алена Николаевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Института непрерывного образования Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: alena.m.56@gmail.com

Челпаченко Татьяна Викторовна, профессор кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: chelpaktv@mail.ru

460014, г Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.