Научная статья на тему 'Стратегия развития воспитания в России - новые ориентиры воспитательной деятельности'

Стратегия развития воспитания в России - новые ориентиры воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2370
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION PURPOSE / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович

В статье анализируется содержание Стратегии развития воспитания в России до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г., раскрываются возможности обновления воспитательной деятельности на основе реализации задач, поставленных в Стратегии, с учетом накопленного опыта в Ярославской области. Анализируется современный подход к определению цели воспитания, определяются приоритеты обновления воспитательной деятельности, рассматриваются условия повышения эффективности семейного воспитания и взаимодействия социальных институтов в организации воспитательной деятельности, раскрывается содержание педагогического сопровождения ребенка. Обосновывается необходимость внедрения новых форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогическое сопровождение должно содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных, ценностей и норм поведения. Акцентируется внимание на педагогической поддержке детских общественных объединений и развитии ученического самоуправления и на их взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования. Приводится перечень механизмов реализации стратегии воспитания: правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Education Development in Russia - New Objectives of the Educational Activity

The article analyses the content of the Strategy of development of education in Russia until 2025, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on May 29, 2015; the possibility of renovation of educational activities is revealed, based on the realization of the objectives of the Strategy, taking into account the experience gained in the Yaroslavl region. Modern approaches to the definition of the goals of education are analysed, the priorities of renovation of th educational activity are defined, the conditions of efficiency increase of interaction of family education and social institutions in the organization of educational activities are examined, the contents of pedagogical support of the child is disclosed. The necessity of introducing new forms and methods is proved, based on the best pedagogical experience in the field of education and contributing to the improvement and effective implementation of the educational component of the Federal state educational standards. Pedagogical support should promote the popularisation of the information space of traditional Russian culture, including aesthetic, moral and family values and norms of behaviour. It focuses on pedagogical support of children's public associations and development of student self-government and their interaction with the educational institutions of general, vocational and further education. A list of mechanisms for implementing the strategy of education: legal, organizational, administrative, personnel, scientific-methodological, economic and financial information is presented.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития воспитания в России - новые ориентиры воспитательной деятельности»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.46

М. И. Рожков

Стратегия развития воспитания в России - новые ориентиры воспитательной деятельности

В статье анализируется содержание Стратегии развития воспитания в России до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г., раскрываются возможности обновления воспитательной деятельности на основе реализации задач, поставленных в Стратегии, с учетом накопленного опыта в Ярославской области. Анализируется современный подход к определению цели воспитания, определяются приоритеты обновления воспитательной деятельности, рассматриваются условия повышения эффективности семейного воспитания и взаимодействия социальных институтов в организации воспитательной деятельности, раскрывается содержание педагогического сопровождения ребенка. Обосновывается необходимость внедрения новых форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогическое сопровождение должно содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных, ценностей и норм поведения. Акцентируется внимание на педагогической поддержке детских общественных объединений и развитии ученического самоуправления и на их взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования. Приводится перечень механизмов реализации стратегии воспитания: правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных.

Ключевые слова: воспитание, стратегия развития, цель воспитания, содержание воспитания, семья, образовательные организации, социальные институты.

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

M. I. Rozhkov

Strategy of Education Development in Russia - New Objectives of the Educational Activity

The article analyses the content of the Strategy of development of education in Russia until 2025, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on May 29, 2015; the possibility of renovation of educational activities is revealed, based on the realization of the objectives of the Strategy, taking into account the experience gained in the Yaroslavl region. Modern approaches to the definition of the goals of education are analysed, the priorities of renovation of th educational activity are defined, the conditions of efficiency increase of interaction of family education and social institutions in the organization of educational activities are examined, the contents of pedagogical support of the child is disclosed. The necessity of introducing new forms and methods is proved, based on the best pedagogical experience in the field of education and contributing to the improvement and effective implementation of the educational component of the Federal state educational standards. Pedagogical support should promote the popularisation of the information space of traditional Russian culture, including aesthetic, moral and family values and norms of behaviour. It focuses on pedagogical support of children's public associations and development of student self-government and their interaction with the educational institutions of general, vocational and further education. A list of mechanisms for implementing the strategy of education: legal, organizational, administrative, personnel, scientific-methodological, economic and financial information is presented.

Keywords: education, development strategy, education purpose, content of education, family, educational organizations, social institutes.

29 мая 2015 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации1 на период до 2025 г. В этом документе определены приоритеты воспитания гражданина России. С одной стороны, этот

важный документ аккумулирует современные подходы к воспитательной деятельности различных социальных институтов, с другой - определяет новые ориентиры в воспитательной деятельности, которые требуют научного осмысления и

© Рожков М. И., 2015

творческого поиска как ученых, так и педагогов-практиков. Несомненно, необходимо сопоставить задачи, поставленные в Стратегии, с тем опытом, который накоплен образовательными организациями.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством. Содержание Стратегии развития воспитания также учитывает те ценности, которые сегодняшние школьники считают приоритетными. Ранжирование ответов старшеклассников на вопросы нашей анкеты показало, что главной ценностью для них является семья, на втором месте - общение с друзьями, на третьем - увлечения.

На вопрос «Что нужно для того, чтобы добиться успеха в жизни?» были даны следующие ответы, ранжированные в порядке убывания: целеустремленность, хорошее образование, стабильность, трудолюбие, талант, отношение людей. Эти данные были учтены разработчиками Стратегии развития воспитания.

Ключевым вопросом, который рассматривает любой документ о воспитании, является определение цели воспитания. Прежде всего надо говорить о трех взаимосвязанных целях воспитания: идеальной, персонифицированной и процессуальной.

Идеальная цель воспитания всегда находилась в центре внимания общества. И это не случайно, ведь через цели воспитания общество определяет идеал человека будущего. Философы, педагоги, общественные деятели в своих работах уделяли внимание этой проблеме. К. Д. Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».2 Пожалуй, не было ни одной идеологии, ни одного ученого педагога, ни одного политика, которые не обратили свой взор к цели воспитания.

Можно обнаружить два основных подхода к определению идеальных целей воспитания. Первый подход при разработке целей учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия.

Второй подход в определении идеальных целей предполагает учет потребностей человека. Здесь целью является помощь в его социальном становлении, обеспечении его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно

в сохранении своего «я», развитии индивидуальности.

Часто эти подходы вступают в противоречие друг с другом. Сегодня в различных концепциях нет единой трактовки идеальных целей.

Каким же образом в Стратегии определяется идеальная цель воспитания? Она предполагает «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». При этом приоритетом государственной политики в области воспитания определяется создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Свободная личность характеризует такого человека, обладающего прежде всего внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбранными самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.

При этом очень важно отметить, что Стратегия предполагает обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сфере физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подходов к социальной ситуации развития ребенка.

Стратегия определяет приоритеты обновления воспитательной деятельности:

— гражданское воспитание, которое включает создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

— патриотическое воспитание и формирование российской идентичности (предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества);

— духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (осуществляется за счет развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра);

— приобщение детей к культурному наследию (предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического);

— популяризация научных знаний среди детей (подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества);

— физическое воспитание и формирование культуры здоровья (включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания);

— трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

— экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.

В Стратегии четко просматривается первоочередная роль семьи в воспитании современного ребенка. По сути, главным субъектом воспитательной деятельности до 2025 г. должна стать семья. Впервые декларируется приоритетное право родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами. На фоне прецедентов ущемления прав родителей, оказавшихся по воле судьбы за рубежом, такая декларация является особо значимой. В какой-то степени необычно, но вполне обоснованно в Стратегии подчеркивается необходимость повышения социального статуса и престижа отцовства.

В советское время широкий общественный резонанс приобретали профессиональные династии. В последние годы факту такой преемственности не уделялось внимания. В данном документе под-

черкивается необходимость возрождения значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий.

В связи с задачами, поставленными в Стратегии, необходимо как можно быстрее разработать механизмы поддержки, определяющие роль семьи в воспитании детей, стимулирующие деятельность родителей по воспитанию детей, что предполагает внесение изменений в правовые документы, регулирующие права родителей.

Сегодня в средствах массовой информации часто искажается образ родителей. Реализуя задачи Стратегии, необходимо обратить внимание на формирование в СМИ позитивного образа матери и отца в воспитании детей, широкое освещение опыта семейного воспитания.

Большое значение для семейного воспитания имеет общение родителей, поэтому важно поддерживать и развивать клубы и объединения родителей. В Ярославской области накоплен опыт деятельности таких клубов.

На базе ярославского городского центра «Молодость» существует семейный клуб «Молодая семья». Специалисты клуба работают как с семьей в целом, так и по отдельности с родителями и детьми, никому не отказывая в помощи. Как правило, сюда обращаются многодетные, социально незащищенные и неполные молодые семьи, а также семьи с приемными детьми. В отличие от многих подобных учреждений, здесь для каждой семьи составляют индивидуальную программу, при этом все услуги предоставляются бесплатно. Для детей и их родителей организуются семейные лагеря, конкурсы и детско-родительские праздники. При клубе действует семейный театр, в постановках которого участвуют как дети, так и родители.

Реализация Стратегии с опорой на существующий опыт предполагает создание федеральных и региональных центров семейного отдыха; выделение времени для семейных спортивных занятий в спортивно-культурных комплексах, спортивных площадках на льготных условиях.

Реализовать поставленные в Стратегии задачи возможно только на основе интеграции и дифференциации воспитательной деятельности различных социальных институтов. Так, развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов.

Воспитательные функции более успешно реа-

лизуются в процессе обучения при интеграции учебной и других видов деятельности. В процессе изучения того или иного учебного материала педагог опирается на информацию, полученную ребенком из других источников, и предлагает использовать при решении учебных задач те умения, которые учащийся получил в других условиях. Такой подход позволяет обеспечить полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет интеграция воспитательной деятельности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций.

Накопленный в Ярославской области опыт проведения в учреждениях культуры Дней детей и юношества позволяет приобщить детей к ценностям культуры. Особенно важно знакомство с художественными произведениями, которыми так богаты музеи и выставки старинных городов Ярославской области.

Особое значение для приобщения детей к ценностям культуры, формирования патриотизма и гражданской идентичности имеет развитие детского туризма. Реализация воспитательного потенциала туристской деятельности предполагает реализацию комплекса последовательных действий: осуществление воспитательного воздействия, принятие его личностью воспитанника, стимулирование самовоспитания.

Прежде всего, отправляясь в туристский поход или на экскурсию, школьник должен четко определить для себя смысл своего участия, выделить задачи своего развития. Он должен сам себе ответить на вопрос о том, что должно измениться в нем после участия в этой деятельности. Он также должен совместно с педагогами и товарищами определить свою роль как участника похода или экскурсии. Такое осмысленное участие позволяет сделать воспитательную работу с ребенком целенаправленной.

Всякий поход - это познание окружающей действительности, непосредственное соприкосновение с новыми явлениями и фактами. Важно, чтобы эти явления и факты стали предметом исследования детей, поэтому в каждом походе или экскурсии должен присутствовать исследовательский компонент.

Актуальным для совершенствования воспитательной деятельности является педагогическое сопровождение воздействия на ребенка интернета и других информационных источников. При этом должны реализоваться две задачи: с одной стороны, предполагается создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов в целях воспитания и социализации детей, с другой - противодействие негативному воздействию информационных ресурсов, обеспечение функционирования норм, позволяющих закрывать сайты, причиняющие вред здоровью и психическому развитию детей.

Педагогическое сопровождение должно содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения.

Особое значение для развития воспитания имеет поддержка детских общественных объединений и организация ученического самоуправления. Взаимодействие детских и юношеских объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования, несомненно, будет содействовать реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей. Развитие ученического самоуправления обеспечит включенность обучающихся в принятие и реализацию решений, значимых для детского сообщества. В этом плане значимым является опыт участия в сборах лидеров детского самоуправления и общественных детских и молодежных организаций, которые традиционно проводятся в Ярославской области на областном и региональном уровнях.

В Стратегии определены механизмы ее реализации: правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные. Перечень этих механизмов позволяет верить в возможности реализации положений Стратегии. Но такая реализация достижима, если данный документ станет ориентиром как управленческой, так и педагогической деятельности каждого субъекта, реализующего функции воспитания детей и молодежи в нашей стране.

1 http://government.ru/docs/18312/

2 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. - С. 236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.