Научная статья на тему 'Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства'

Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротару Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме реализации основных направлений программы развития образовательного учреждения. Автор показывает как создание интегрированного образовательного пространства позволяет добиться успеха в повышении качества образования, создавая условия всем участникам образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротару Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства»

Статья посвящена проблеме реализации основных направлений программы развития образовательного учреждения. Автор показывает как создание интегрированного образовательного пространства позволяет добиться успеха в повышении качества образования, создавая условия всем участникам образовательного процесса.

Ротару Елена Николаевна

директор Гимназии г. Лабытнанги Заслуженный учитель РФ gimnasia@lbt.ru

Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства

Как обеспечить устойчивый рост качества образования в школе?

Ключевые слова: программа развития, образовательное пространство, качество образования, условия педагогического процесса

В 2009-2010 учебном году деятельность педагогического коллектива Гимназии г. Лабытнанги была направлена на завершение реализации Программы развития по теме «Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства Гимназии».

Цель: Создать социально-педагогические условия для развития модели интегрированного гимназического образования, направленной на повышение качества образования

Реализация Программы развития позволила Гимназии г. Лабытнанги совершенствовать информационно-аналитическую, организационно-исполнительскую, планово-прогностическую и контрольно-диагностическую деятельность, возможность стимулировать деятельность педагогов. Направления программы развития представлены на схеме.

Точки роста Гимназии:

1. Повышение качества образования.

V Обеспечение вариативности образовательных услуг.

V Личностно ориентированный подход, психологическое сопровождение.

V Расширение возможностей использования интеграции и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

V Развитие государственно - общественного характера управления Гимназией. .

V Разработка и реализация новой целевой программы развития здоровьесбережения, а также внедрения современных здоровьесохраняющих технологий.

V Расширение перечня направлений дополнительного образования (прежде всего за счет расширения спектра платных образовательных услуг).

2. Повышение профессионального уровня педагогических работников

По итогам всероссийского конкурса 2009 года, проведенного редакцией журнала «Учитель», Гимназия получила диплом второй степени как «Лучшее инновационное учебное заведение России», проводимого в рамках социально-значимых проектов «Банк образовательных и воспитательных инноваций творчески работающих учителей» и «Общественная открытая творческая лаборатория сотрудничества педагогов и родителей» за лучшую систему реализации универсального гуманитарного образования и развития учебного заведения».

Директор Гимназии г. Лабытнанги Е.Н. Ротару отмечена дипломом «Лучший управленец 2009 года». Научно-методическая служба Гимназии г. Лабытнан-ги награждена дипломом первой степени в номинации «Лучший опыт организации научно-методической деятельности в образовательном учреждении», социально-психологическая служба также дипломом первой степени, НОУ «Гимназист» отмечено дипломом третьей степени.

По итогам 2008-2009 уч. года Гимназия г. Лабытнанги стала лучшим общеобразовательным учреждением города в конкурсе МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ и заняла второе место в аналогичном конкурсе 2009 - 2010 учебного года. В 2010 году Гимназия г. Лабытнанги внесена в Реестр инновационных учебных заведений Российской Федерации, что подтверждено сертификатом.

В 2009-2010 учебном году Гимназия г. Лабытнанги согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности вела образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и

среднего (полного) общего образовании, в том числе углубленного изучения иностранных языков.

Приоритетные направления и первоочередные задачи, установленные решением педагогического совета Гимназии г. Лабытнанги на 2009-2010 учебный год:

1. Уточнение структуры управления деятельностью учреждения, коррекция штатного расписания.

2. Завершение работы по Программе развития учреждения и образовательной программе.

3. Повышение качества образования, профессионального уровня педагогических работников, введение собственной системы оценки качества.

4. Участие в городском эксперименте по отработке вариативных моделей предшкольного образования.

Охват образованием детей и подростков, подлежащих обучению в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги, составляет 100%, что свидетельствует

о соответствии требованиям законодательства. Установлено, что детей школьного возраста, не обучающихся в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги нет. В Гимназии г. Лабытнанги на 01.06.2010 года 19 классов - комплектов, 402 ученика. За последние три года наблюдается стабильность общей численности обучащихся.

Динамика численности обучающихся за три года

Уч. год

Диаграмма социального паспорта Гимназии г. Лабытнанги

□ Дети из многодетных семей

□ Дети из малообеспеченных семей

□ Дети из семей социального риска

□ Дети из неполных семей

□ Сироты ( дети детского дома)

□ Опекаемые

□ Инвалиды

п Дсего

Дети из малообеспеченных семей получали в Гимназии бесплатное питание, были обеспечены учебниками. По заявлению родителей своевременно готовились документы на оказание материальной помощи нуждающимся семьям. Весь год велась индивидуально- психологическая работа с подростками, стоящими на учете. Результатом данного направления работы стало отсутствие детей на учете в ПДН-ОВД.

Количество детей, состоящих на учете в ПДН ОВД З

□ 2007-08

□ 2008-09

□ 2009-10

детей

детей

З

0

Динамика распорядительной деятельности Гимназии г. Лабытнанги

800п

530

600 л

400 151

200 17

0

ХЛ 728 уСЛ 739 у?

768

2007-2008 2008-2009 2009-2010

(на

06.08.2010)

□ Приказов по основной деятельности

□ Приказов по личному составу

□ Приказов по кадрам

□ Всего приказов

Динамика документооборота Гимназии г. Лабытнанги

1500-1

1000-

500-

0-*

1425 ^-71 1062 1125 1092

/ / _______ 1092

2007-2008 2008-2009 2009-2010 (на

06.08.2010)

На внутригимназическом учете состоят только 3 ученика, ежегодно отсутствуют обучающиеся оставленные на повторный курс обучения, что значительно снижает риск социального напряжения.

В 2009-2010 учебном году произошли изменения в документально организующей деятельности учреждения. Возросло количество приказов аналитического характера, обеспечена в основном замкнутость управленческого цикла, активизировалась распорядительная деятельность и документооборот. Прошли экспертизу документы на дополнительное приложение к лицензии Гимназии г. Лабытнанги на право ведения образовательной деятельности в части введения углубленного изучения иностранного языка до 11 класса. Разработана и внедрена программа повышения качества гимназического образования, пакет документов по проведению промежуточной аттестации для обучающихся 2-8,10 классов, в том числе по предметам углубленного изучения, модель итоговой аттестации в системе дополнительного образования обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, изменения и дополнения к Уставу учреждения; оформлена модель мониторинга деятельности классного руководителя в Гимназии и другие документы.

Структура управления учреждением в 2009-2010 году претерпела изменения и представлена на схеме в модели приказа № 227 от 21.12.2009 года.

Управление Гимназией г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Гимназии. В Гимназии г. Лабытнанги созданы органы

□ Количество входящчх документов

□ Количество исходяиих документов

государственно-общественного управления и самоуправления: общее собрание членов трудового коллектива, попечительский совет, педагогический совет, классный родительский комитет, научно - методический совет, гимназическая Дума, детская общественная организация «Дружба». Попечительский совет действовал в интересах общественной экспертизы деятельности учреждения и рассматривал итоги деятельности Гимназии г. Лабытнанги по приоритетным направлениям развития. Попечительский совет рекомендовал педагогов Гимназии г. Лабытнанги Заварзину Н.Н., Куркову С.В. к конкурсу на получение денежного вознаграждения в рамках ПНПО; участвовал в осуществлении контроля за укладом жизни Гимназии г. Лабытнанги. Общее собрание членов трудового коллектива регулировало уклад школьной жизни в рамках своих полномочий. Педагогический совет Гимназии г. Лабытнанги провел 17 заседаний. Проведено три тематических педагогических совета: «Система оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназия города Лабытнанги», «Педагогическое взаимодействие как фактор повышения качества гимназического образования» и «Новое качество образования», которые позволили принять стратегические для Гимназии решения и добиться значительного повышения общего качества результатов обучения в Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году. Педагогический совет обсудил 26 различных вопросов, в том числе традиционных. Особой гордостью педагогического коллектива Гимназии г. Лабытнанги стало решение

Соотношение общих затрат и расходов на одного обучающегося

....Общая сумма

расходов Гимназии г. Лабытнанги (рубл.)

♦ Затраты за год в расчете на одного ученика(рубл)

45000000 -Т 44000000 -43000000 -42000000 -41000000 -40000000 - -39000000

З8000000

110022

2007 г.

2008 г.

2009 г.

115000 -- 110000 -- 105000 41071363 -- 100000

■ - 95000

1 90000

85000 2010 г. (ожидаемое)

Ж 93341

педагогического совета о награждении выпускницы 11 класса Негру Галины золотой медалью «За особые успехи в учении», выпускницы 11 класса Базвановой Екатерины серебряной медалью «За особые успехи в учении», а также решение о вручении пяти выпускникам 9 класса аттестата особого образца с отличием по итогам государственной (итоговой) аттестации 2009-2010 учебного года. В 2009-2010 учебном году педагогический совет учреждения продолжил работу по обновлению нормативной базы Гимназии г. Лабытнанги.

Научно-методический совет Гимназии г. Лабытнанги провел 10 заседаний, рассмотрено свыше 30 вопросов, решая значимые вопросы: о подготовке к методической неделе «Информационная культура учителя для повышения качества образования»; проведение мастер-класса «Профессиональное развитие педагога в системе работы школы»; роль учебных кабинетов в повышении информационной составляющей образовательного процесса; эффективность научно-методической работы кафедр Гимназии в системе повышения качества гимназического образования; информационная культура учителя для повышения качества образования (методическая неделя); работа с одарёнными детьми и качество образования; утверждение материалов по проведению аттестации обучающихся в системе основного и дополнительного образования; состояние преподавания английского языка; подготовка к педсовету - круглому столу «Взаимодействие структур образовательного учреждения в контексте повышения качества образования» и др. Активно работали органы ученического самоуправления: в детской организации «Дружба» было задействовано 173 человека, а в Гимназической Думе 20 человек. В состав Гимназической думы (ГД), где вошли представители классных коллективов с 6 по 11 класс, выбранные на классных собраниях. Гимназия г. Лабытнанги работает в условиях самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности и финансирования программы развития.

Мониторинг показал, что расходы на обучение и воспитание обучающихся, выделяемые из бюджета растут, что сказывается на повышение качества образования в Гимназии. В связи с принятыми в 2GG9-2G10 учебном году мерами по оптимизации бюджетных расходов в учреждении, затраты на одного обучающегося в 2G1G году ожидаются на 16681 рубль меньше, чем в предыдущий год.

Общее исполнение плана работы Гимназии на 2GG9-2G1G год оптимально и составило свыше 85%. На базе учреждения было проведено свыше 4G различных внешних мероприятий. Гимназию г. Лабыт-нанги посетили свыше 9500 различных посетителей, гостей, коллег, родителей, корреспондентов и т.д. В течение года зарегистрированных проверок проведено 27, общей продолжительностью 92,5 часа. По всем проверкам в учреждение поступили документы в форме справок, актов, рекомендаций, приказов. МУ «Управление образование Администрации г. Лабыт-нанги» осуществило проверку работы учреждения 20 раз, департамент финансов - 5 раз, архивный отдел администрации города Лабытнанги - 1 раз, управление государственного автодорожного надзора -1 раз. В процессе проверок не выявлено серьезных нарушений образовательного и других процессов жизнедеятельности учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная задача 2GG9-2G1G года для Гимназии г. Лабытнанги обеспечить приоритетность гуманитарного образования на общем фоне универсальности гимназического образования. Гимназия реализует общеобразовательные программы, среди которых программы углубленного изучения иностранных языков, программу «Школа России» и « Школа 2100», а также через центр дополнительного образования «Открытие» комплекс образовательных программ дополнительного образования, обеспечивает работу студии «Росток» (37 воспитанников, стабильное ежегодное количество) по адаптации обучающихся дошкольного возраста к условиям гимназического обучения, работу центра довузовской подготовки (не менее 4G слушате-

Динамика развития образовательных гуманитарных программ в Гимназии г.

Лабытнанги

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Классов с углубленным Классы с изучением второго

изучением английского языка (французского ) иностранного языка

Классы по образовательной системе «Шкапа 2100»

□2007-2008

□2008-2009

□2009-2010

проверок

□ Контроль за выполнением закона РФ «Об образовании»

□ Контроль состояния преподавания предметов и выполнения государственных образовательных стандартов

□ Контроль за школьной документацией.

□ Контроль за состоянием воспитательной работы и дополнительным образованием детей

□ Контроль состояния методической работы

□ Контроль за сохранением здоровья обучающихся

□ Всего

лей курсов ежегодно) для обучающихся школ города Лабытнанги и Ямало-Ненецкого автономного округа. Доля классов Гимназии г. Лабытнанги, обучение в которых носит гуманитарно - ориентированный характер неуклонно растет. В 2009-2010 уч. году 100% классов третьей ступени профильные. Учебный план предлагал обучающимся Гимназии личностно-ориентированный образовательный маршрут, при котором происходит оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и, вместе с тем, усиливается роль гуманитарных предметов, особенно в классах с углубленным изучением английского языка

на первой и второй ступенях обучения и профильных классах третьей ступени обучения, обеспечивающих успешную социализацию и совершенствование гражданской составляющей образования; обеспечивал гибкую систему перехода от углубленного изучения предметов к профильному обучению. В 2009-2010 уч. году выпускной класс обучался по программе углубленного/ профильного уровня по английскому языку, изучал второй иностранный (французский) язык, обществознание (на профильном уровне).

В течение учебного года было проведено 7 мониторинговых исследований департамента образования

Динамика общей успеваемости и качества в Гиимназии г. Лабытнанги

л ппа/_______________л ппа/_______________л ппа/

100% т 80%

60%

40%

20%

0%

□ Общая успеваемость

□ Качество

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Система воспитательной работы Гимназии г. Лабытнанги

Физкультурнооздоровительна я работа

Развитие детского движения и ученического самоуправления

Художественно-

эстетическое

воспитание

Совершенствование | работы классных руководителей и педагогов ДО

Направления ш

воспитательной

работы в Гимназии

г. Лабытнанги в

Работа с родителями и| общественностью I

Создание безопасных | условии жизнедеятельности обучающихся

Ценностно-

ориентированное

воспитание

Гражданско-патриотическо)

воспитание

Ценностные отношения обучающихся Гимназии г. Лабытнанги

70%ч

60%-

50%-

40%

30%-

20%-

10%-

0%-

Устойчиво - Ситуативно - Ситуативно -

позитивное позитивное негативное

ЯНАО и МУ «Управления образования Администрации города Лабытнанги» по вопросам изучения качества обученности обучающихся 8 классов по русскому языку, интегрированная единая муниципальная контрольная работа по предметной готовности обучающихся 4-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений, качества обучения по русскому языку в 9-х классах в контексте подготовки к ГИА, качества знаний обучающихся 11 классов по математике при подготовке к ЕГЭ. Администрацией школы было проведено 143 проверки или элементов планового контроля.

Разработана и утверждена система оценки качества образования в Гимназии г. Лабытнанги (ВСОКО). Результаты образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги при анализе соотнесены со средними показателями муниципальной системы образования и пока-

зателями, отраженными в приказе № 999 от 27.10.2009 г. «Об утверждении критерий показателей, рассматриваемых при государственной аккредитации общеобразовательных учреждений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а также результатами ЕГЭ в 2010 году. Образовательная деятельность Гимназии г. Лабытнанги соответствует действующему законодательству в области образования, отсутствуют серьезные нарушения в деятельности учреждения. Неуспевающих обучающихся в Гимназии г. Лабытнанги нет в течение 10 лет. В ходе анализа успеваемости и качества ЗУН учащихся Гимназии г. Лабытнанги выявлено повышение по сравнению с предыдущим учебным годом показателя качества знаний обучающихся на 9 %.

За три года увеличился показатель по количеству обучающихся, которые имеют только отличные успехи в учении.

Результаты монитринга деятельности классных руководителей Гимназии г. Лабытнанги

100%

90%-

80%-

70%-

60%-

50%-

40%-

30%-

20%-

10%-

0%

100% 100%

89%

32%

20%

5%

п

11%

Высокий

уровень

Средний

уровень

□ Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

□ Обеспечение позитивных отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

□ Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности обучающихся

□ Организация взаимодействия с родителями обучающихся

□ Определение целей воспитания обучающихся на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планирование работы с классом

□ Определение зон риска для обучающихся класса, планирование профилактической деятельности

□ Эффективность деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях

Распределение детей по группам физической культуры 80% 80%

□ 2007-2008

□ 2008-2009

□ 2009-2010

Значительно возросла роль и доля воспитательной работы в аспекте образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году.

Интеграция основного и дополнительного образования сопровождалась диагностикой личностного роста обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, цель которой заключалась в определении уровня ценностных отношений обучающихся.

Получение объективной информации о деятельности классных руководителей по организации воспитательного процесса в классном коллективе и своевременного принятия мер по повышению эффективности воспитания было на протяжении 2009-2010 учебного года объектом мониторинга по следующим параметрам: организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания, уровень развития личности, развитие классного коллектива, организация участия родительской общественности, эффективность воспитательной деятельности классного руководителя. По этим параметрам высокий уровне-вый показатель эффективности работы показали 84% классных руководителей. Впервые в этом учебном году итоговая аттестация обучающихся объединений дополнительного образования детей проводилась в 19 объединениях. По результатам итоговой аттестации обучающихся объединений дополнительного образования детей в Гимназии г. Лабытнанги: 76% обучающихся освоили программы на высоком уровне, 24% - на среднем, низкий уровень отсутствует. Положительный результат интеграции основного и дополнительного образования, воспитательной работы выражается в росте уровня нравственной воспитанности обучающихся Гимназии г. Лабытнанги.

В Гимназии г. Лабытнанги созданы условия для занятий физкультурой и спортом.

Охват обучающихся спортивными секциями на базе Гимназии г. Лабытнанги составляет 108 человек (26%). Традиционно призовые места занимают обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги в городской спартакиаде школьников и показывают уверенные результаты в президентских тестах. Физкультурные группы, по которым распределены обучающиеся, утверждаются после проведения ежегодного медицинского осмотра.

В службе социальной поддержки и психологопедагогического сопровождения обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году состояли: педагог - психолог - 2 чел.; учитель-логопед -1 чел.; социальный педагог - 1 чел.; заместитель директора по социальной поддержке и психолого-педагогиче-скому сопровождению обучающихся - 1 чел. В распоряжении Службы - кабинет логопеда, сенсорная комната, психологический кабинет, современная аппаратура, методические разработки. В результате имеем оценку различных личностных качеств обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году:

Уровеньсамооценкиобучающихся 6-11 классов 60% л

50%

40%

30%

20%

10%

0%

49%

27%

21%

2% 1%

□ высокий DB/среднего □ средний Пн/среднего □ низкий

Организация медицинского обслуживания и питания.

Состояние здоровья обучающихся является объектом ежегодного мониторинга. Организация учебного процесса на уроке в 75% строится с использованием здоровьесберегающих технологий, позволяющих повысить качество образования, снизить нагрузку обучающихся, рационально сочетать труд и отдых детей. Гимназия обеспечивала в 2009-2010 году организацию подвижных перемен, увеличение времени, уделяемого на двигательную активность обучающихся, создание условий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических условий (соответствие мебели росту и возрасту детей, режим проветривания, горячее питание); организация спортивно-оздоровительной работы, формирование представления и устойчивого восприятия здорового образа жизни, просветительская работа различных, в том числе, медицинских организаций; скрининг - диагностике зрения; профилактическую работу медицинского кабинета. Заключен договор с МУЗ ЛЦГМБ поликлиникой на медицинское

обслуживание обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется фельдшером, врачом-педиатром, врачом-стоматологом, медсестрой. Имеются три кабинета: стоматологический, процедурный, приемный. Оснащенность кабинетов соответствует требованиям, имеется все необходимое оборудование и мебель. Результаты медосмотра позволяют сделать вывод о приостановке отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся Гимназии г. Ла-бытнанги:

Данные соматической заболеваемости, анализ инфекционных заболеваний, количество пропусков обучающихся по болезни, позволяют сделать вывод о том, что в среднем каждый ребенок по болезни пропускает ежегодно 10 дней. Число обращений в медицинский кабинет Гимназии г. Лабытнанги составило 1284. Стоматологический кабинет функционирует 5 дней в неделю и оснащен современным оборудованием. Стоматологами были пролечены 363 человека.

35% 30% -25% 20% -15%-

Карта здоровья обучающихся Гимназии г. Лабытнанги

33,

1,20% 2‘

Количество Количество с Количество с Количество с

систематически нарушением осанки нарушением зрения нервно-психическик болеющие нарушением

простудными заболеваниями

0,20%

Проблемы

школьной

адаптации

□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010

Динамика распределения обучающихся Гимназии г. Лабытнанги по группам здоровья

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

11% 11% 13%

к >1

J5%^i_70% 67%

ОСП/

/35

19% 19%

о о/ о ппо/

I группа

II группа

III группа

IV группа

□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010

5% -

0%

Организация питания обучающихся Гимназии г.Лабытнанги за 2009-2010 уч.год.

50%

45% 40% 35% 30% 25% 20% 1 5% 1 0% 5% 0%

-4 классы 171 __мел.; 43%___

за см ет средств пеС

по лум а ющих

о решению

педс э вета 1 4

компе нса цино

_____от МУ____

"УТиСЗН"29 --мел.; 7,30%

П 4^%1метпитание 5

□ 1-4 классы 171 чел.

□ по решению педсовета 14 чел.

□ диетпитание 5 чел.

□ за счет средств

род ителей, получаюид их компенсацию от МУ "УТиСЗН" 29 чел.

Устраивает ли система школ ьного питания ?

1 00%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

да 93 чел; 93%

не совсем 5

нет 2 чел.; 2^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ да 93 чел

□ не совсем 5 чел. I—I нет 2 чел.

В результате проведенных мероприятий, значительно уменьшилось количество детей, имеющих диагноз «кариес».

Питание детей в Гимназии г. Лабытнанги в 20092010 уч. году осуществлялось в соответствии с Распоряжением Главы МО г. Лабытнанги «Об организации питания детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях». Дети, стоящие на диспансерном учете, и нуждающиеся в диетическом питании имели возможность его получения. В столовой была организована круглогодичная дотация витаминов (регулярно предлагаются свежие овощи и фрукты, витаминизированные блюда, соки). Своевременно проводилась дератизация и дезинсекция помещений учреждения. Чистящих и моющих средств для обработки инвентаря в Гимназии имелось в достаточном количестве. В блоке питания был обеспечен ежедневный контроль, в том числе с привлечением родительской общественности.

Результаты работы по обеспечению организации питания представлены в диаграммах.

На обеспечение питания обучающихся за 20092010 уч. год было выделено 2198563 рубля 87 копеек

из средств местного бюджета, т.е. в среднем на одного обучающегося начальной школы в год пришлось

11 844 рубля .

Педагогический состав коллектива Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году был относительно стабилен. Всего работников в учреждении 80 человек, из них 41 человек педагогических работников (в том числе 29 учителей) на конец учебного года. Средняя учебная нагрузка учителя к концу учебного года составляла 23 часа (при норме часов на ставку - 18). За год уволились 3 педагога, были вновь приняты на работу в Гимназию г. Лабытнанги 4 человека. Педагогические работники Гимназии имеют высокий образовательный ценз:

• высшее образование имеют 33 педагогов (80,5%)

• среднее специальное образование - 8 педагогов (19,5%);

• высшую категорию имеют 16 человек (39%);

• первую категорию имеет 13 человек (31,7%);

• вторую категорию имеет 6 человек (14,6%);

• без категории -6 человек (14,7%);

• имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» -

1 человек (2,4%)

• имеющих отраслевые знаки отличия: «Отличник народного просвещения» - 2 человека (4,8%), «Почетный работник общего образования РФ» - 8 человек (19,5%);

• награжденных Почетной грамотой МО РФ -

12 человек (29%).

• средний возраст педагогов - 44 года.

В соответствии с приказами МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги» и Департамента образования ЯНАО педагогические работники Гимназии г. Лабытнанги: являлись экспертами в процессе аттестации педагогических и руководящих работников, по экспертизе различных конкурсных материалов педагогических конкурсов, образовательных программ, программ дополнительного образования, а также проектных и исследовательских работ педагогов и обучающихся. В июне 2010 года деятельность ресурсного центра (РЦ) по повышению профессиональной компетенции работником муниципальной системы образования была представлена на заседании городского экспертного совета МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги», а результаты работы учреждения по образовательной программе на совещании руководителей образовательных учреждений города, где получили высокую оценку.

Высокую оценку получил семинар и методические материалы, представленные педагогами Гимназии г. Лабытнанги при проведении в рамках РЦ семинара «Развитие дистанционной информационно - культурной среды, как основа повышения качества образования». Работа научно - методической службы носила уровневый характер и нацелена была на личностный рост учителя, повышение качества образования, личностный рост гимназиста.

В 2009-2010 учебном году значительное внимание было уделено повышению квалификации педагогических кадров. Причем, в связи с дефицитом финансо-

вых средств часть курсов пройдены в форме дистанционного обучения.

Темы повышения квалификации педагогических работников были непосредственно связаны с политикой общего повышения качества гимназического образования и носили инновационный характер. Для педагогов Гимназии проведены три методические недели «Урок в работе молодого педагога», «Интеграция педагогических технологий и методов обучения в условиях информационного обучения», «Информационная культура учителя для повышения качества образования», сопровождаемые семинарами, выставками и сериями открытых уроков.

Проведение серии открытых уроков в процессе методических дней по темам «Интегрированный урок «Влияние природных факторов на жизнь и здоровье человека в условиях Крайнего Севера» (учитель Заварзина Н.Н.- трижды победитель конкурса лучших учителей и педагогов ДО), разработка и реализация программы ДО, участие в педагогических конкурсах, ведение курсов довузовской подготовки в Гимназии г. Лабытнанги, аттестация педагога на квалификационную категорию, так и элементы включения педагогов в инновационную методическую работу. Педагоги Гимназии г. Лабытнанги успешно руководят городским методическими объединениями, проблемными семинарами, кафедрой по предшкольному образованию.

Деятельность студии «Росток» Гимназии г. Ла-бытнанги по адаптации к школе дошкольников 6 лет строилась по плану и была отмечена как сложившаяся система работы дипломом призера второй степени (дипломом второй степени отмечены также Фролова Н.Я., заместитель директора по УР и авторский коллектив: Суркова Н.Г., Зырянова В.А., Дереполенко М.А., Мацюк Е.С., Сандуляк М.А. Пермякова О.В.) в окружном конкурсе инновационных проектов и учебно-методических разработок, направленных на раз-

Динамика количества учебных и дополнительных программ, разработанных педагогическим коллективом Гимназии г. Лабытнанги

□ Всего программ

□ Основного образования,

□ Дополнительного образования

Параметры договорных отношений Гимназии г. Лабытнанги

о

т

о

Уч.год.

-♦—Договоров о сотрудничестве с инновационными, образовательными и общественными организациями

■■—ущщгекЕкННоцЯиСЕвЕЕЕи

договоров

А Всего договоров

витие и совершенствование образовательных практик в системе дошкольного образования, по теме: «Пред-школьное образование: опыт реализации, перспективы развития в Ямало-Ненецком автономном округе».

В течение учебного года в плановом порядке осуществлялся (совместно с учебной частью) методический анализ и изучение уровня и качества преподавания по образовательным областям, а также изучение и обобщение педагогического опыта учителей Гимназии г. Лабытнанги. Инновационная деятельность педагогического коллектива учреждения нашла свое отражение в работе педагогов по авторским, модифицированным программам, наличии дидактических и методических разработок. Только контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации и итоговой аттестации в системе дополнительного образования разработано свыше 110 видов, все в соответствии с требованиями к необходимому уровню образовательных ( в том числе углубленных) программ.

• В ходе анализа проведенных внутри учреждения исследований были сделаны следующие выводы: 95% учителей Гимназии владеют информацией о современных педагогических технологиях, обеспечивающих повышение качества образования; 70%учителей используют различные технологии полностью или поэлементно их отдельные приемы; в том числе и здоровьесберегающие.

Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах такова: победителей конкурса лучших учителей, обладателей Премии Президента РФ - 4, обладателей Премии Губернатора ЯНАО - 5 (в 2010 году - Куркова С.В., учитель английского языка), обладателей премии Главы города Лабытнанги - 8, обладатель премии главы города и Губернатора, победитель городского

и окружного конкурсов педагогов дополнительного образования - 1(в 2010 году Заварзина Н.Н., учитель географии). В 2009-2010 учебном году результативность участия педагогов в конкурсах ПНПО составила 100%.

В 2009-2010 учебном году расширилось поле сотрудничества учреждения с инновационными, образовательными и общественными организациями Российской Федерации, в том числе участие Гимназии г. Лабытнанги в Международных проектах. Кроме этого значительно увеличилось количество договоров в финансово - хозяйственной сфере деятельности учреждения.

Сотрудничество Гимназии г. Лабытнанги с различными образовательными, общественными организациями, вузами оформлено договорами и соглашениями о совместной работе, обеспечивающей повышение качества образования и приносящей положительный результат.

Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг.

Осуществляя информационное обеспечение по вопросу вводимых изменений в образовательный процесс учреждения, изменений к уставу, мы в письменном виде уведомляем каждую семью с предложением внести свои дополнения, изменения, предложения. От 40%-60% родительского мнения получаем обратную связь. На родительских собраниях, в письменном виде, информационном стенде в рубрике для родителей «Рука в руке», личном собеседовании уведомляем родителей о выводах, сделанных в результате сбора мнений. Много лет работает «горячая линия». Ежегодно, в сентябре, директор Гимназии проводит публичный отчет для родителей (законных представителей) обучающихся и всех заинтересованных лиц о деятельности всех служб гимназии, о результатах и уровне учебных знаний и достижений за учебный год.

Задачи на 2010-2011 учебные год:

- развитие практико-ориентированной образовательной среды Гимназии г. Лабытнанги в целях дальнейшего повышения качества образования в условиях подготовки к введению стандартов второго поколения;

- направление образовательного процесса на формирование комплекса качеств и умений (компетентностей), жизненных навыков, необходимых для успешной социализации обучающихся в условиях современного общества;

- приоритет использования методов обучения на основе компетентностного подхода;

- совершенствование профессионализма педагогических кадров;

- расширение взаимоотношений с родителями и общественностью.

Список литературы

1. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Издательство РОУ, 1995. -С.130-133.

2. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1979.-288 с. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого - социальный институт Флинта., 1998.

3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

4. Заславная О.В. Некоторые аспекты моделирования учебного процесса в связи с созданием воспитательной системы. //Моделирование воспитательных систем: теория - практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Издательство РОУ, 1995. - с.86 - 92.

5. Иванов Д. А., Тубелъский А.Н. Организация пространства жизни для реализации творческих потенций. //Школа самоопределения. Шаг второй. - М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. - С. 349 - 356.

6. Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей». //Моделирование воспитательных систем: теория - практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Издательство РОУ, 1995. -С.7727- 82.

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 200/2010годы//Вестник образования -2005. - №20. - с.10-42.

8. Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения. Автореферат кандидатской диссертации пед. наук - Н.Новгород ВГИ-ПА - 2004 г.

9. Коротков В.В. Роль информации о состоянии социума в выборе воспитательных технологий в школе. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов II международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2001 г. - Н. Новгород, Издательство ВГИ-ПИ - С.60.

10. Коротков В.В. Образовательная среда и образовательное пространство в формировании правового сознания. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2002 г. - Н.Новгород, Издательство ВГИПА, 2002. - С.100.

11. Коротков В.В., Соколов В.М. Свобода и ответственность - ценности гражданского общества. //Экспериментальная авторская программа курса для учащихся системы профессионального образования - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 24 с.

12. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. - СПб.: КАРО, 2002. -304 с.

13. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1993.- 48 с.

14. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 - 160с.

15. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании. // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Издательство РОУ, 1995. -С.99-102.

16. Программа развития образовательного учреждения -шаг в будущее. Методические рекомендации - Дзержинск, - центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения - 2006.

17. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности. //Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) Коллективная монография. Книга вторая. /Под общей редакцией проф.И.А. Зимней. - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С.358 - 386.

18. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/ под. ред М.М. Поташника. - М.: пед.о-во России, 200. -448 с.

19. Фещенко В.В. Социальные аспекты взаимодействия молодежных общественных объединений и государства. Автореферат дис. канд. социолог. наук - Н.Новгород, 2002 - 25 с.

20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Изд-во «Мысль», 2001. -365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.