5. Восковская, А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества / А.С. Восковская // Самоуправление. - 2019. - № 2(115). - С. 288-290.
6. Горбунова, Ю.В. Конструктор сайтов mobirise как эффективная платформа для создания цифровых образовательных ресурсов в школе / Ю.В. Горбунова // Вестник магистратуры. - 2020. - № 3-2(102). - С. 91-94.
7. Зыкова, Г.В. Формирование проективной компетентности учителя в условиях использования современных компьютерных технологий / Г.В. Зыкова, А.С. Попов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2016. - № 1(2). - С. 167-172
8. Львова, О.В. ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования / О.В. Львова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т.16. - № 1. - С. 56-63.
9. Нагаева, И.А. Организация занятий с применением компьютерных лабораторных практикумов / И.А. Нагаева, И.А. Кузнецов // IN SITU. - 2021. - № 1. - С. 35-38.
10. Николаев, В.В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС / В.В. Николаев // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 132-137.
11. Николаев, В.В. Целеполагание на уроках технологии в соответствии с требованиями ФГОС / В.В. Николаев, Я.Е. Назарова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 101-105.
12. Самарская, А.В. Роль информального образования в повышении уровня методической компетентности педагогов в рамках республиканского проекта "Региональная система учительского роста" / А.В. Самарская, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 109-111.
13. Свиридов, А.Н. Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / А.Н. Свиридов, Е.А. Шаталова. -Москва: Флинта, 2018. - 150 с.
14. Шарипова, Э.Р. Проективный компонент интегративной деятельности будущих педагогов профессионального обучения / Э.Р. Шарипова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 1(103). - С. 184-187.
15. Шевченко, Г.И. Педагогическая интеграция в условиях сетевого образовательного сообщества / Г.И. Шевченко, С.Ю. Брынза, А.А. Рыбакова // КАНТ. - 2018. - № 4(29). - С. 110-105.
16. Янкина, О.Е. Разработка модели формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ / О.Е. Янкина // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 6. - С. 305-316.
Педагогика
УДК 378.016
кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Аксенов Сергей Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ
РАЗВИТИЕМ
Аннотация. Современная неустойчивая социально-экономическая и геополитическая ситуация в мире обострила потребность в поиске выхода из сложившегося кризиса в обществе. Актуализировалась роль воспитания. Обозначилась необходимость поиска подходов к организации сопровождения личностного становления нового поколения граждан. На фоне таких событий актуализируется проблема профессионально-личностного развития педагога и поиск подходов к оценке эффективности его профессиональной деятельности. Авторы статьи анализируют понятие эффективность педагогической деятельности педагога и ее взаимосвязанный компонент - профессиональное благополучие. В статье представлена критериально-матричная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя и кризисы его профессиональной деятельности. Критериально-матричная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя содержит три элемента. Первым элементом модель оценки эффективности деятельности классного руководителя является методологическое единство процессуального, личностного и результативного блоков оценки. Вторым элементом - система критериев и показателей блоков оценки эффективности. Третий элемент критериально-матричной модели включает систему инвариантных направлений деятельности классного руководителя. Разработанная методика позволяет обосновать типологию кризисов профессиональной деятельности классного руководителя. Среди выявленных кризисов авторы указывают кризис организационно-фасилитационных способностей, кризис контрольно-коррекционной деятельности, кризис коммуникативно-координационной деятельности кризис планировочно-проективной деятельности. Благодаря выявлению кризисов профессиональной деятельности и «дефицитных» профессиональных зон выстраивается индивидуальная траектория профессионального развития педагога. Индивидуальную траекторию профессионального развития педагога авторы определяют как персонально-ориентированный путь когнитивного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного, профессионально-творческого развития педагога на основе его индивидуальных особенностях и мотивов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: деятельность классного руководителя, профессионально-личностное развитие классного руководителя, профессиональное благополучие, оценка эффективности профессиональной деятельности.
Annotation. The current unstable socio-economic and geopolitical situation in the world has exacerbated the need to find a way out of the current crisis in society. The role of education has been updated. The need to find approaches to the organization of support for the personal formation of a new generation of citizens was identified. Against the background of such events, the problem of the professional and personal development of a teacher and the search for approaches to assessing the effectiveness of his professional activity are being actualized. The authors of the article analyze the concept of the effectiveness of the teacher's pedagogical activity and its interrelated component - professional well-being. The article presents a criterion-matrix model for evaluating the effectiveness of the class teacher and the crises of his professional activity. The criterion-matrix model for assessing the effectiveness of the class teacher contains three elements. The first element of the model for evaluating the effectiveness of the class teacher is the methodological unity of the procedural, personal and productive blocks of evaluation. The second element is a system of criteria and indicators for performance evaluation blocks. The third element of the criteria-matrix model includes a system of invariant areas of activity of the class teacher. The developed methodology allows substantiating the typology of crises in the professional activity of a class teacher. Among the identified crises, the authors indicate the crisis of organizational and facilitation abilities, the crisis of
control and correctional activities, the crisis of communication and coordination activities, the crisis of planning and projective activities. Thanks to the identification of crises of professional activity and "deficient" professional zones, an individual trajectory of the teacher's professional development is built. The authors define the individual trajectory of a teacher's professional development as a personal-oriented path of cognitive, emotional-volitional, spiritual-moral, professional-creative development of a teacher based on his individual characteristics and motives of professional activity.
Key words: activity of the class teacher, professional and personal development of the class teacher, professional well-being, assessment of the effectiveness of professional activity.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» реализует проект НИР «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006), руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор Николина В.В., за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. Под натиском социальных перемен в эпоху пандемии и турбулентности геополитических процессов современное образование испытывает ряд вызовов - наряду с потребностью в определении средств воспитательной деятельности, ее аксиологического содержания в соответствии с базовыми национальными ценностями российского общества, функциональных обязанностей классного руководителя, - важную проблему составляет поиск эффективных методов оценки профессиональной деятельности классного руководителя в условиях непрерывно и кардинально трансформирующегося образовательного пространства. Профессиональное пространство деятельности классного руководителя должно обладать гибкой системой ресурсных возможностей для условий его профессионально-личностного роста и проектирования вариативной системы траекторий его профессионального развития.
Цель исследования заключается в обосновании и апробации методики оценки эффективности деятельности классного руководителя как инструмента его профессионально-личностного развития и профессионального благополучия.
В рамках исследования проблемы анализа и оценки эффективности деятельности классного руководителя использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов исследования - анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы. Исследование носит пролонгированный и комплексный характер, охватывая коррелирующие исследовательские вопросы с основной задачей исследования. В частности, с 2018 года авторским коллективом осуществляется исследование проблемы профессионального благополучия педагога как основного индикатора его профессионального развития. Анализ состояния проблемы опирался на качественные и количественные методы обработки эмпирических данных по методике психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной и в симметричной модификации Е.И. Рут, методы факторизации, психометрических измерений, математической и статистической обработки данных. В данном исследовании приняло участие 192 учителя в возрасте от 21 года до 69 лет средних общеобразовательных организаций города Нижний Новгород. В период с 2021 по 2022 года исследовательским коллективом применялись методы проектирования, апробации, экспертной оценки методики оценки эффективности классного руководителя как инструмента его профессионального развития и благополучия. В исследовании приняло участие более двадцати регионов Российской Федерации, представленные научно-педагогических сообществом психолого-педагогического профиля.
Изложение основного материала статьи. На основе глубокого анализа научной литературы зарубежных [8; 9; 10; 11] и российских исследователей образования [1; 2], выявлено, что одним из инструментов выявления рисков и ресурсов профессионально-личностного развития как составляющей профессионального благополучия классного руководителя является анализ и оценка эффективности профессиональной деятельности классного руководителя, на основе которой создаются условия для проектирования персонального трека успешной профессиональной деятельности и его своевременной коррекции в пространстве жизненного цикла педагогической профессии.
В исследовании приняло участие 192 педагога в возрастных группах от 21 года до 69 лет средних общеобразовательных организаций города Нижний Новгород [4]. Реализованная методика оценки профессионального благополучия показала, что у большинства педагогов, участвовавших в эксперименте, недостаточно развита независимость от социального давления и восприятия, что негативным образом сказывается на способность действовать свободно и независимо, опираясь на собственный профессиональный опыт. 27% опрошенных педагогов обладают желанием развиваться и получать новый опыт, интенциональной ориентацией на профессиональное совершенствование, среди значимых составляющих профессионального благополучия - осознание личной эффективности в работе. По результатам исследования более 50% респондентов обладают средним уровнем профессионального благополучия, что позволяет говорить о существующих условиях благоприятного профессионального развития и повышения персональной эффективности в профессии.
Исследование позволило выявить прямую корреляцию уровня профессионального благополучия педагога с уровнем эффективности его профессиональной деятельности. Эффективным инструментом проектирования траекторий профессионального развития классного руководителя определена система оценки эффективности его профессиональной деятельности, в структуре которой лежит структурно-функциональная критериально-матричная модель и обоснованные педагогические условия ее реализации.
Разработанная авторами статьи интегративная критериальная матрица [6] составляет содержательную основу оценки эффективности деятельности и опирается на три ключевые элемента:
1) процессуальный, личностный и результативный блоки оценки;
2) систему критериев и показателей блоков оценки;
3) систему инвариантных направлений деятельности классного руководителя, определяющим содержание оценки по критериям и показателям, благодаря которой формируется персональный трек профессионально-личностного развития классного руководителя.
Методика оценки эффективности деятельности позволяет выявить кризисы и барьеры профессиональной деятельности, определить зоны профессионального развития классного руководителя, обнаружить профессиональные дефициты в его развитии и создать условия для обнаружения ресурсных возможностей их преодоления.
Авторами выявлены основные кризисы профессиональной деятельности классного руководителя, среди которых:
- кризис организационно-фасилитационных способностей классного руководителя по воспитанию и социализации обучающихся,
- кризис контрольно-коррекционной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса,
- кризис коммуникативно-координационной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся,
- кризис планировочно-проективной деятельности в процессе воспитания и социализации, обучающихся во взаимодействии со всеми субъектами образовательных отношений и др.
Обнаружение кризиса деятельности не обозначает отсутствие эффективности деятельности классного руководителя, но позволяет скорректировать траекторию профессионального развития педагога.
Индивидуальная траектория профессионального развития классного руководителя определяется нами как персонализированный трек профессионального развития учителя, вбирающий эмоционально-волевой, когнитивный, ценностно-ориентационный и поведенческий компоненты и основанный на индивидуальных профессиональных потребностях, задачах, склонностей и интересов во имя достижения профессионального благополучия учителя.
Очевидная взаимосвязь трех концептов профессионального педагогического мира - «профессиональное развитие», «профессиональная эффективность» и «профессиональное благополучие» - определяет не только тесно взаимосвязанный, но и взаимообусловленный, детерминированный характер данных феноменов. Таким образом, профессиональное развитие педагога выстраивается на процессе достижения его профессиональной эффективности как способности своевременно и качество решать как текущие профессиональные задачи, так и осуществлять стратегическое планирование и прогнозирование эффектов собственной деятельности и управление ею, что позволяет достичь сверх-цель профессионального развития.
Сверх-целью профессионального развития на основе достижение эффективности является профессиональное благополучие педагога как устойчивое психо-эмоциональное состояние педагога, ощущение и объективное самоопределение профессиональной значимости и баланса развития всех компонентов профессионального развития, а также их гармоничное встраивание в структуру жизненного цикла личности в целом.
Исследование обосновывает значимую роль оценки эффективности деятельности классного руководителя в управлении его профессиональным развитием в структуре жизненного цикла педагогической профессии.
Выводы. Результаты исследования могут быть применимы в практике организации треков профессионального развития классного руководителя и осуществлении анализа эффективности его профессиональной деятельности в пространстве современной школы. Выводы и результаты исследования позволят обогатить пул научных исследований, посвященных организации деятельности классного руководителя, научным подходом к феномену оценки эффективности его деятельности, основанном на проектировании интегративной критериальной матрицы, структурно-функциональной модели и педагогических средств, обеспечивающих комплексную оценку его деятельности.
Литература:
1. Авалуева, Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: автореферат дисс. ... к. пед. наук: 13.00.01 / Н.Б. Авалуева. - Санкт-Петербург. 2003. - 22 с.
2. Антонова, О.Н. Критерии оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя /
0.Н. Антонова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - Выпуск 11 (127). - С. 172-176.
3. Илалтдинова, Е.Ю. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога / Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3 (20). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/622/604 (дата обращения 03.06.2022)
4. Илалтдинова, Е.Ю. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия / Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова, Е.П. Седых // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2021. - Том 85, № 7. - С. 81-90
5. Илалтдинова, Е.Ю. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей / Е.Ю. Илалтдинова, А.А. Оладышкина // Вестник Мининского университета. - 2020. -Том 8. - №3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1121 (дата обращения 03.06.2022)
6. Николина, В.В. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя / В.В. Николина, А.А. Лощилова, С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулин, О.А. Катушенко // Перспективы науки и образования. - 2021 - № 5. - С. 569-590. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/ (дата обращения 14.02.2022)
7. Nikolina, V. Of methods for the class teacher effectiveness assessment / V. Nikolina, A. Loshchilova; S. Aksenov;
1. Lebedeva; N. Bazarnova. // Laplage em Revista (International). - 2021. - Vol. 7, n. 3A, Sept. Dec. - p. 644-664.
8. Katz, D.S. Growth Models and Teacher Evaluation: What Teachers Need to Know and Do / D.S. Katz // Kappa Delta Pi Record. - 2016. - Vol. 52, no 1. - Р. 11-16. doi:10.1080/00228958.2016.1123039
9. Ching-Leung-Lung Roles and Functions of the Class Teacher June 2013. In book: School Guidance and Counseling. -pp. 155-174
10. Hallinger, P. Teacher Evaluation and School Improvement: An Analysis of the Evidence / P. Hallinger, R.H. Heck, J. Murphy // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. - 2014 - Vol. 26, no 1. - P. 5-28.
11. Vasilachi, O. The class-teacher in the educational process / O. Vasilachi, Т. Rusnac // Univers pedagogic. - 2021. -Nr. 2 (70).
Педагогика
УДК 378.2
доцент кафедры русского языка Хапчаева Татьяна Хаджибековна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); доцент кафедры русского языка Узденова Аминат Юрьевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры русского языка Халилов Саид Робертович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ ЯЗЫКА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ
РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена обучению студентов различным аспектам русского языка как иностранного. Современный мир связан с иноязычной коммуникацией, и язык является средством общения, познания, получения и накопления информации. Обучение русскому языку как иностранному языку требует от студентов языковых вузов владения всеми видами речевой деятельности - говорением и пониманием на слух речи, а также чтением и письмом. Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного