Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ИЗМЕРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина Вера Викторовна, Лощилова Анна Александровна, Аксёнов Сергей Иванович, Лебедева Ирина Владимировна

Введение. Возрастающее внимание общества и государства к роли классного руководителя актуализирует проблему оценки эффективности его деятельности с учетом профессионально-личностного благополучия, определяющим успешность, психологический комфорт, удовлетворенность профессиональной деятельностью и здоровье в целом. Цель исследования заключается в разработке, обосновании и апробации методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающей его профессионально-личностного благополучие. Материалы и методы исследования. В экспертизе методике приняло участие 122 респондента, из них 85 классных руководителей Нижегородской области (Российская Федерация) и 37 магистрантов Мининского университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выборка осуществлялась с учетом возрастных особенностей и опыта работы в данной должности респондентов. Возраст участников составил от 21 до 71 лет. Младшая возрастная группа - до 35 лет составила 33%, средняя - от 36 до 55 лет (46%) и старшая - свыше 55 лет (21%) от общего числа респондентов. Результаты исследования. На основе отобранных теоретико-методологических оснований была разработана методика оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающая его профессионально-личностное благополучие. Её содержательный компонент представлен интегративной критериальной матрицей, включающей ряд критериев и показателей, в т.ч. профессионально-личностное благополучие. В результате эмпирического исследования было установлено, что 76% респондентов положительно отнеслись к разработанной методике, подчеркнули её вариативность. 67,2% экспертов указали на значимость личностного блока интегративной критериальной матрицы, где «профессионально-личностное благополучие классного руководителя» является одним из критериев оценки эффективности. 75%, участвующих в экспертизе, отметили значимость и объективность выделенных показателей профессионально-личностного благополучия. 61,6% подчеркнули, что профессионально-личностное благополучие зависит от психологического климата образовательной организации и отношения участников образовательного процесса к деятельности классного руководителя. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия обеспечивает развивающий, стимулирующий характер, позволяет выявить образовательные дефициты, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего профессионального самосовершенствования классного руководителя, повышения качества осуществляемого им воспитательного процесса, закрепления и «удержания» начинающих классных руководителей в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николина Вера Викторовна, Лощилова Анна Александровна, Аксёнов Сергей Иванович, Лебедева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A CLASS TEACHER, TAKING INTO ACCOUNT HIS PROFESSIONAL AND PERSONAL WELL-BEING

Introduction. The increasing attention of society and the state to the role of a class teacher actualizes the problem of assessing the effectiveness of his activities, taking into account the professional and personal well-being that determines the success, psychological comfort, satisfaction with professional activities and health in general. The purpose of the study is to develop, justify and test the methodology of assessing the effectiveness of the educational activities of the class teacher, taking into account its professional and personal well-being. Materials and methods. The expert assessment of the methodology involved 122 respondents, including 85 class teachers of Nizhny Novgorod region (the Russian Federation) and 37 undergraduates of Minin University, studying in the field of “Pedagogical education”. The sampling was carried out taking into account the age characteristics and experience of the respondents in this position. The age of the participants ranged from 21 to 71. The younger age group - up to 35 years old amounted to 33%, the middle age group - from 36 to 55 years (46%) and the senior group - over 55 years (21%) of the total number of respondents. Study Results. On the basis of the selected theoretical and methodological foundations, a methodology was developed to assess the effectiveness of the educational activities of the class teacher, taking into account his professional and personal well-being. Its content component is represented by an integrative criteria matrix including a number of criteria and indicators, including professional and personal well-being. As a result of the empirical study, it was found that 76% of the respondents had a positive attitude to the developed methodology, emphasizing its variability. 67.2% of the experts pointed out the importance of the personal block of the integrative criteria matrix, where “professional and personal well-being of the class teacher” is one of the criteria for evaluating effectiveness. 75% of those participating in the examination noted the significance and objectivity of the highlighted indicators of professional and personal well-being. 61.6% emphasized that professional and personal well-being depends on the psychological climate of the educational organization and the attitude of the participants in the educational process towards the activities of the class teacher. Conclusions. The results obtained indicate that the assessment of the effectiveness of the educational activity of a class teacher, taking into account his/her professional and personal well-being, provides a developing, stimulating character, makes it possible to identify educational deficits, thereby creating prerequisites for further professional self-improvement of a class teacher, increasing the quality of the educational process, strengthening and “retention” of novice class teachers in the profession.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 371.1

В. В. НиколинА, А. А. ЛощиловА, С. И. Аксёнов, И. В. Лебедева

Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия

Введение. Возрастающее внимание общества и государства к роли классного руководителя актуализирует проблему оценки эффективности его деятельности с учетом профессионально-личностного благополучия, определяющим успешность, психологический комфорт, удовлетворенность профессиональной деятельностью и здоровье в целом. Цель исследования заключается в разработке, обосновании и апробации методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающей его профессионально-личностного благополучие.

Материалы и методы исследования. В экспертизе методике приняло участие 122 респондента, из них 85 классных руководителей Нижегородской области (Российская Федерация) и 37 магистрантов Мининского университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выборка осуществлялась с учетом возрастных особенностей и опыта работы в данной должности респондентов. Возраст участников составил от 21 до 71 лет. Младшая возрастная группа - до 35 лет составила 33%, средняя - от 36 до 55 лет (46%) и старшая - свыше 55 лет (21%) от общего числа респондентов.

Результаты исследования. На основе отобранных теоретико-методологических оснований была разработана методика оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающая его профессионально-личностное благополучие. Её содержательный компонент представлен интегративной критериальной матрицей, включающей ряд критериев и показателей, в т.ч. профессионально-личностное благополучие.

В результате эмпирического исследования было установлено, что 76% респондентов положительно отнеслись к разработанной методике, подчеркнули её вариативность. 67,2% экспертов указали на значимость личностного блока интегративной критериальной матрицы, где «профессионально-личностное благополучие классного руководителя» является одним из критериев оценки эффективности. 75%, участвующих в экспертизе, отметили значимость и объективность выделенных показателей профессионально-личностного благополучия. 61,6% подчеркнули, что профессионально-личностное благополучие зависит от психологического климата образовательной организации и отношения участников образовательного процесса к деятельности классного руководителя.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия обеспечивает развивающий, стимулирующий характер, позволяет выявить образовательные дефициты, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего профессионального самосовершенствования классного руководителя, повышения качества осуществляемого им воспитательного процесса, закрепления и «удержания» начинающих классных руководителей в профессии.

Ключевые слова: классный руководитель, профессионально-личностное благополучие классного руководителя, методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, измерение профессионально-личностного благополучия

Ссылка для цитирования:

Николина В. В., Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Лебедева И. В. Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 621-640. сМ: 1032744Zpse.2022.537

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 14 July 2022 Published: 31 October 2022

V. V. NlKOLINA, A. A. LOSCHILOVA, S. I. AKSENOV, I. V. LEBEDEVA

Evaluation of the effectiveness of educational activities of a class teacher, taking into account his professional and personal well-being

Introduction. The increasing attention of society and the state to the role of a class teacher actualizes the problem of assessing the effectiveness of his activities, taking into account the professional and personal well-being that determines the success, psychological comfort, satisfaction with professional activities and health in general. The purpose of the study is to develop, justify and test the methodology of assessing the effectiveness of the educational activities of the class teacher, taking into account its professional and personal well-being.

Materials and methods. The expert assessment of the methodology involved 122 respondents, including 85 class teachers of Nizhny Novgorod region (the Russian Federation) and 37 undergraduates of Minin University, studying in the field of "Pedagogical education". The sampling was carried out taking into account the age characteristics and experience of the respondents in this position. The age of the participants ranged from 21 to 71. The younger age group - up to 35 years old amounted to 33%, the middle age group - from 36 to 55 years (46%) and the senior group - over 55 years (21%) of the total number of respondents.

Study Results. On the basis of the selected theoretical and methodological foundations, a methodology was developed to assess the effectiveness of the educational activities of the class teacher, taking into account his professional and personal well-being. Its content component is represented by an integrative criteria matrix including a number of criteria and indicators, including professional and personal well-being.

As a result of the empirical study, it was found that 76% of the respondents had a positive attitude to the developed methodology, emphasizing its variability. 67.2% of the experts pointed out the importance of the personal block of the integrative criteria matrix, where "professional and personal well-being of the class teacher" is one of the criteria for evaluating effectiveness. 75% of those participating in the examination noted the significance and objectivity of the highlighted indicators of professional and personal well-being. 61.6% emphasized that professional and personal well-being depends on the psychological climate of the educational organization and the attitude of the participants in the educational process towards the activities of the class teacher.

Conclusions. The results obtained indicate that the assessment of the effectiveness of the educational activity of a class teacher, taking into account his/her professional and personal well-being, provides a developing, stimulating character, makes it possible to identify educational deficits, thereby creating prerequisites for further professional self-improvement of a class teacher, increasing the quality of the educational process, strengthening and "retention" of novice class teachers in the profession.

Keywords: class teacher, professional and personal well-being of the class teacher, methodology to assess the effectiveness of the class teacher, measurement of professional and personal well-bein

For Reference:

Nikolina, V. V., Loschilova, A. A., Aksenov, S. I., & Lebedeva, I. V. (2022). Evaluation of the effectiveness of educational activities of a class teacher, taking into account his professional and personal well-being. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 621-640. doi: 10.32744/pse.2022.5.37

_Введение

разнообразие и противоречивость происходящих политических событий обусловили на международном уровне принятие документов, ориентированных на «развитие потенциала для повышения качества преподавания и обучения» (UNESCO [48]). Данные тенденции нашли отражение и в российском образовании, ценностные ориентиры которого связаны с усилением роли воспитания, повышением требований к качеству и эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, играющего ключевую роль в становлении личности гражданина России. В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ (2020) В.В. Путина отмечается, что «ближе всего к ученикам их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки» [17].

Поддержка деятельности классного руководителя требует систематической оценки эффективности его воспитательной деятельности, учитывающей ключевые направления его работы, отраженные в 1) Примерной программе воспитания, где выделяется отдельный инвариантный модуль «Классное руководство» [18], 2) Письме Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 «О методических рекомендациях» [16].

В контексте анализа научных исследований определена важность оценки эффективности деятельности классного руководителя. В США схожий функционал выполняют школьные наставники и консультанты, объединенные в ассоциацию школьных консультантов (Mayes, R. D., Elam, N. P., Geesa, R. L., McConnell, K. and McDonald, K. M. [33]). Одной из задач школьных консультантов, по утверждению Yildiz, Nadire Gulcin, является создание в школьной среде доброжелательной атмосферы по отношению к обучающимся, выстраивание партнёрских отношений с их семьями [50]. Koltz, Rebecca L.; Nelson, Mark D.; Tarabochia, Dawn S.; Elliott, Anna [31] отмечают, что сотрудничество с родителями является частью профессиональных стандартов школьного консультирования и компетенций школьных консультантов программы национальной модели ASCA, подчеркивается важность сотрудничества между родителями и школьным консультантом в контексте семейного благополучия и успеха обучающегося.

По утверждению Pincus, Robert; Ebersol, Denise; Justice, Judith; Hannor-Walker, TeShaunda; Wright, Leonis [38], в функционал школьных консультантов входит обеспечение всесторонней поддержки потребностей учащихся в области психического здоровья, для этого используются очные, смешанные и виртуальные форматы. В связи участившимися случаями насилия в школах еще одной обязанностью школьных консультантов становится психологическое, социальное, эмоциональное консультирование обучающихся (School Counselors and School Safety. Research Brief [46]).

Широкий спектр обязанностей классного руководителя требует комплексного подхода к оценке эффективности его деятельности, по мнению

Su Y., Feng L., Hsu C. [47], Vasilachi, O., Rusnac, Т. [49] , она должна иметь развивающий и опережающий характер, обеспечивать не столько контроль, сколько мотивацию и стимулирование классного руководителя к дальнейшему личностно-профес-сиональному развитию, и, как следствие, повышению качества осуществляемой им профессиональной деятельности.

В школах Словении, как отмечается в исследовании Podgornik, Vesna; Vogrinc, Janez [39], процессы оценки и обеспечения качества деятельности основаны на сочетании самооценки и внешней оценки, хотя в последнее время самооценке придается значительно больше значения. Указанными авторами построена модель прогнозирования частоты выполнения самооценки. В работах Retnowati, Trie Hartiti; Mardapi, Djemari; Kartowagiran, Badrun; Hamdi, Syukrul [40] обосновывается модель оценки эффективности деятельности педагога.

n w w

В российских исследованиях вопросы оценки воспитательной деятельности, ее критерии, показатели и инструменты активно разрабатываются исследовательским коллективом научной школы Л.И. Новиковой (Л.В.Алиева, Д.В.Григорьев, Н.Л.Селиванова, И.В.Степанова, П.В.Степанов [2]). Методика оценки эффективности воспитательной деятельности на основе критериального подхода раскрывается в трудах Н.Б. Авалу-евой [1], рассматривающей эффективность деятельности как меру позитивного влияния качества организации жизнедеятельности обучающихся на степень и динамику их ценностно-значимых личностных проявлений. По утверждению Ю.Н. Слепко [21], эффективность деятельности - это, прежде всего, ее действенность, результат.

Вместе с тем на эффективность деятельности влияет целый ряд факторов, в том числе и профессионально-личностное благополучие. В исследованиях Е. В. Бородки-ной [4], М. Д. Петраш [15], A.C. Keller [30] отмечается связь эффективности деятельности с профессионально-личностным благополучием.

Как показал анализ работ C.D. Ryff & C. L. Keyes [43], Л.В. Жуковской, Е.Г. Троши-хиной [8], профессионально-личностное благополучие является интегральной характеристикой личности, включающей совокупность необходимых личностных ресурсов, компетентность, удовлетворенность и положительное отношение к собственной профессиональной деятельности, позитивное функционирование в образовательной среде. Данные особенности позволяют использовать профессионально-личностное благополучие в качестве критерия оценки эффективности деятельности классного руководителя. Такой подход значительно расширяет возможности оценки эффективности деятельности классного руководителя, позволяя комплексно подойти к решению данной проблемы.

Несмотря на многочисленность трудов по различным аспектам данной проблемы, недостаточно представлены исследования, использующие профессионально-личностного благополучие в качестве критерия оценки эффективности деятельности классно-

п w W

го руководителя. В данной связи сложился ряд противоречий:

• между возрастающими требованиями общества и государства к повышению эффективности деятельности классного руководителя и недостаточным вниманием к его профессионально-личностному благополучию;

• между взаимосвязью оценки эффективности деятельности классного руководителя и личностно-профессиональным благополучием, в основе которых находится ценностное отношение к окружающему миру, определяющее степень его успешности, удовлетворенности работой и отсутствием целостной методики оценки, обеспечивающей теоретическое и практическое решение данной проблемы.

Указанные противоречия определили проблему и цель исследования, которая заключается в разработке, обосновании и апробации методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающей его профессионально-личностного благополучие.

_Материалы и методы

Методологическую основу нашего исследования составила совокупность подходов, обеспечивающих интеграцию педагогических явлений: системно-деятельностный, комплексный, компетентностный, синергетический, личностно-ориентированный.

Системно-деятельностный подход ориентирует на построение системы оценки, направленной на выявление профессионально-личностного благополучия классного руководителя в контексте эффективности его деятельности, подчинённой цели профессионального развития, совершенствования личностных качеств и профессионально-личностного благополучия.

Комплексный подход предусматривает всестороннюю оценку эффективности деятельности классного руководителя всеми субъектами образовательного процесса на основе универсальных критериев и показателей. Он предполагает пять типов оценки: ученическая, родительская, педагогическая, административная и самооценка. Высокий результат по всем типам оценки свидетельствует о повышении профессионально-личностного благополучия.

Компетентностный подход ориентирует на учёт компетентности классного руководителя в процессе определения его профессионально-личностного благополучия, где компетентность классного руководителя рассматривается как способность «практически в любой трудовой ситуации находить такие способы поведения, взаимодействия, применения своих знаний, умений и навыков, которые реализуют его профессиональные потребности и ценности» [10].

Синергетический подход обеспечивает рассмотрение процесса оценки как самоорганизующейся, открытой, нелинейной системы, трансформирующейся под влиянием внешних и внутренних факторов, предполагающая выстраивание различных линий на основе многообразия «заложенных» в ней траекторий, различных вариантов «сборки» диагностического инструментария (чек-листов) и экспертных треков оценки. В данной связи в разработанной нами методике оценки эффективности деятельности классного руководителя осуществляется синтез компонентов оценки эффективности и профессионально-личностного благополучия (успешность, удовлетворённость профессиональной деятельностью, личностный рост и пр.) на основе ценностного отношения, выступающего их «смысловым ядром», и обеспечивающих «переход» классного руководителя как части системы оценки на новый уровень функционирования.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает развивающий характер методики оценки эффективности деятельности классного руководителя. Оценивание выстраивается на основе партнёрских отношений, сотрудничество между экспертами и классным руководителем, что обеспечивает создание условий для повышения мотивации, интереса к работе, личностного роста.

Данные подходы реализуются через систему принципов, выступающих основой конструируемой методики: гуманизма, открытости, периодичности, оптимальности, объективности, надежности и достоверности, прогностичности, системности, критериальной ясности, формирующей оценки сочетания экспертной оценки и самооценки, ориентации на профессиональное совершенствование классного руководителя, соблюдения этических норм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса в ходе оценки, коллегиальности, конструктивизма. Отметим, что принцип кон-

структивизма, как важный социальный инструмент, позволяет реализовать в процессе оценки возможность выбора и конструирования траекторий оценки эффективности деятельности классного руководителя. Важность реализации социальной конструктивистской теории отмечают Feyzi Behnagh, Reza; Yasrebi, Sepideh [28].

В исследовании была использована совокупность следующих методов исследования: 1) теоретических методов, представленных структурным анализом, систематизацией и обобщением научной литературы, позволившим определить концептуальные основы методики оценки эффективности деятельности классного руководителя и показатели профессионально-личностного благополучия; моделированием оценки эффективности деятельности классного руководителя, позволившим разработать её структурно-функциональную модель; конструированием компонентов методики оценки; 2) эмпирических методов: наблюдение, беседа, анкетирование и метод экспертных оценок, обеспечивающих получение объективных данных о возможности использования разработанной методики в практике образовательных организаций.

В статье раскрывается опыт исследования, проводимого на базе образовательных организаций Нижегородской области научно-исследовательским центром экспертизы деятельности классного руководителя НГПУ им. К Минина. В исследовании приняло участие 122 респондента, из них 85 классных руководителей Нижегородской области и 37 магистрантов Мининского университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выборка осуществлялась с учетом возрастных особенностей и опыта работы в данной должности респондентов. Возраст участников составил от 21 до 71 лет. Младшая возрастная группа - до 35 лет составила 33%, средняя - от 36 до 55 лет (46%) и старшая - свыше 55 лет (21%) от общего числа респондентов.

Экспериментальная деятельность осуществлялась последовательно и включала следующие этапы:

а) подготовительно-поисковый этап - определение цели и задач исследования, анализ научной литературы, нормативных документов, подготовка оценочно-измерительных материалов: анкет, вопросов для беседы.

б) экспертно-диагностический этап предусматривал организацию работы по формированию экспертной группы из числа классных руководителей и магистрантов. Осуществлялось их информирование, разъяснение полномочий, сроков, места и времени проведения экспертизы. Далее была организована процедура оценки.

в) аналитический этап был связан с многоаспектным анализом полученной информации и коррекцией собранных материалов;

г) оценочно-результативный этап предполагал обобщение результатов, проектирование дальнейшего хода апробации разработанных материалов. Обсуждение результатов для принятия итогового экспертного заключения о возможности использования методики в образовательной практике.

_Результаты исследования

В ходе решения первой задачи в продолжении исследований С.А. Дружилова [7], Е.В. Бородкиной [4], Е.Ю. Илалтдиновой, С.В. Фроловой, Е.П. Седых [10], Л. Жуковской, Е. Трошихиной [8], Ryff C.D., Keyes C. L. [43] нами было уточнены понятие и структура профессионально-личностного благополучия классного руководителя. Определено, что профессионально-личностное благополучие классного руководи-

теля является интегральной характеристикой личности, включающей совокупность необходимых личностных ресурсов, компетентность, удовлетворённость собственной профессиональной деятельностью, выражающейся в положительных эмоциях и переживаниях от взаимодействия с обучающимися, коллегами, родителями, положительном отношении к поставленным целям и задачам, а также позитивное функционирование в образовательной среде.

В структурном плане профессионально-личностное благополучие классного руководителя включает ряд компонентов, характеризующих его ценностно-смысловое отношение к себе как профессионалу, к своей профессии, так и к другим субъектам образовательного процесса. Представим их в генерализированной виде: 1) эмоционально-ценностный компонент включает удовлетворенность работой, ценностно-смысловые ориентация на гуманистические ценности и отношения в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса, осознанное отношение к профессии; 2) когнитивный компонент содержит - система мировоззренческих идей и взглядов; 3)поведенческий компонент отражает мотивацию, поиск возможностей для профессиональной самореализации, избирательного выбора технологий и методов воспитания; способность к реализации программы воспитания в классе, создание детско-взрослой общности 4) деятельный компонент включает направленность на самооценку, повышение профессиональной компетентности и эффективности, получение от этого удовлетворения.

Таким образом, установлены 1) тенденции к объединению различных теорий и комплексному изучению профессионально-личностного благополучия; 2) взаимосвязь между эффективностью профессиональной деятельности и профессионально-личностным благополучием, их положительное влияние друг на друга; 3) ценностно-смысловым ядром профессионально-личностного благополучия и эффективности деятельности является позиционное функционирование в образовательной среде, положительное отношение к себе и другим участникам образовательного процесса.

В ходе решения второй задачи исследования, нами была разработана методика оценки воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающая профессионально-личностное благополучие классного руководителя. Она представлена в единстве целевого, содержательного, процессуально-организационного и результативно-оценочного компонентов. Содержит интегративную критериальную матрицу, последовательность этапов оценки, современный практико-ориентированный диагностический инструментарий (чек-листы, опросники, графические кейсы) и механизм расчёта эффективности деятельности. Разработанная на принципах комплексного, синергетического, системно-деятельного, компетентностного и личностно-ори-ентированного подходов, методика позволяет 1) максимально индивидуализировать процесс оценки эффективности деятельности классного руководителя с учетом специфики и условий образовательной организации; 2) осуществить целостный подход к оценке эффективности деятельности классного руководителя, учитывающий внутренние (профессионально-личностное благополучие, профессиональные компетенции классного руководителя) и внешние (особенности управления воспитательным процессом, характер взаимодействия со всеми его участниками) факторы, влияющие на эффективность деятельности классного руководителя.

Основанная на идеях постнеклассической науки, синергетики, конструктивизма, разработанная методика позволят вариативно подойти к оценке эффективности деятельности классного руководителя: осуществить как комплексную, так и дифференци-

рованную оценку с учетом запросов и потребностей образовательной организации. Наличие в её содержании критериев и показателей, отражающих основные характеристики профессионально-личностного благополучия, позволяет повысить объективность оценки эффективности деятельности классного руководителя.

1. Целью методики является обеспечение оценки эффективности деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия.

2. Содержательный компонент методики представлен интегративной критериальной матрицей. Она включает единство 3-х блоков оценки (процессуального, личностного и результативного), позволяющих оценить эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям работы (работа с классом, учителями, предметниками и пр.), а также его профессионально-личностное благополучие, во многом складывающееся из характера взаимоотношений с данными субъектами.

1) процессуальный блок включает критерии и показатели, ориентированные на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем своих профессиональных функций.

2) результативный блок содержит критерии и показатели, позволяющие оценить степень достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов.

3) личностный блок включает критерии, позволяющие установить степень развития профессиональных компетенций, профессионально-личностное благополучие классного руководителя, определяющие успешность личности, её удовлетворенность профессиональной деятельностью. Таким образом, профессионально-личностное благополучие является одним из критериев оценки эффективности деятельности классного руководителя. Для его выявления был отобран следующий набор показателей, выделенных нами на основе анализа научной литературы и представленных в личностном блоке интегративной критериальной матрицы: а) профессиональное развитие; б) удовлетворение потребности в самоактуализации; в) компетентность; г) интерес к профессиональной деятельности; д) мотивация; е) эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности, к себе, субъектам и условиям работы; ё) удовольствие и позитивная оценка собственной деятельности; ж) уверенность в собственных личностных ресурсах для дальнейшего позитивного функционирования в образовательном пространстве школы; з) достижение поставленных целей воспитания и осознание собственной успешности; е) удовлетворенность от результатов личностного развития.

3. Процессуальный компонент методики включает процедуру оценки, предполагающую реализацию следующих взаимосвязанных этапов: 1) подготовительно-поисковый этап; 2) Экспертно-диагностический этап; 3) Аналитико-прогностический этап.

4. Технологический компонент методики представлен технологией конструирования оценки и самооценки эффективности деятельности классного руководителя, отражающей идеи синергетического подхода в образовании. Она основана на механизме дифференциации, алгоритмизации и вариативности, позволяя выбрать из интегральной критериальной матрицы только те блоки оценки, которые отражают условия, потребности и запросы образовательной организации в данной ситуации. Например, применять для оценки эффективности только процессуальный и результативной блоки, либо только личностный и др. Данная технология предполагает серию последовательных выборов:

• выбор оценочных траекторий на основе блоков интегративной критериальной матрицы (траектория № 1 - включает процессуальный, результативный и

личностный блоки оценки; траектория № 2 - включает результативный и процессуальный блоки; траектория №3 - содержит результативный и личностный блоки; траектория №4 - процессуальный и личностный; траектория № 5 - результативный блок; траектория №6 - личностный блок; траектория №7 - процессуальный блок);

• выбор количества оцениваемых направлений деятельности классного руководителя (работа классом, родителями, педагогами-предметниками и др+ профессионально-личностное благополучие.);

• выбор экспертного или оценочного трека (количества субъектов, участвующих в оценке);

• выбор инструментов оценки (чек-листы, опросники, карты самооценки). Данные инструменты оценки структурированы и разработаны под каждый блок интегративной критериальной матрицы. Это позволяет использовать представленные в личностном блоке интегративной критериальной матрицы показатели профессионально-личностного благополучия классного руководителя для разработки администрацией образовательной организации собственных инструментов оценки, направленных на выявление благополучия классного руководителя, что значительно расширяет возможности спроектированной нами методики.

Рассмотренная технология оценки позволяет комбинировать различные чек-листы с учетом выбранных траекторий и инвариантных направлений, максимально учитывать запросы, потребности и условия образовательной организации [14].

5. Результативно-оценочный компонент включает механизм определения результатов, представленный пошаговым алгоритмом расчёта оценки эффективности деятельности:

• шаг 1 «Обработка первичных результатов» - обработка результатов, полученных в процессе самооценки или от экспертных/ оценочных групп (как среднеарифметическое);

• шаг 2 «Оценка эффективности по одному или нескольким направлениям работы» - расчёт коэффициента по каждому выбранному направлению работы классного руководителя (как среднеарифметическое);

• шаг 3 «Общая оценка эффективности по одному или нескольким критериальным блокам» (в зависимости от выбранной траектории) - определение общего коэффициента эффективности по выбранным блокам осуществляется как среднеарифметическое на основании значений коэффициентов эффективности по каждому из выбранных инвариантных направлений деятельности классного руководителя.

• шаг 4 «Интегральная оценка эффективности на основе значений нескольких критериальных блоков» - определение интегрального уровня эффективности с учётом результатов всех блоков оценки (для траекторий 1, 2, 3, 4) на основе «Ранговой шкалы оценки интегрального уровня эффективности деятельности классного руководителя».

Результаты опытно-экспериментальной работы

В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена экспертиза методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающая его профессионально-личностное благополучие.

Таблица 1

Методика оценки эффективности деятельности классного руководителя:

оценочные линии

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ

Цель: обеспечение оценки эффективности деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ

Интегративная критериальная матрица, представленная в единстве 3-х блоков оценки (процессуального, личностного и результативного) и 5 интегрированных в них инвариантных направлений оценки эффективности деятельности классного руководителя.

1) процессуальный блок -- критерии и показатели, направленные на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем профессиональных функций;

2) результативный блок - критерии и показатели, позволяющие оценить степень достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов;

3) личностный блок - критерии и показатели оценки степени развития профессиональных компетенций и профессионально-личностного благополучия классного руководителя.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ

Процедура оценки: 1) подготовительный, 2) экспертно-диагностический; 3) аналитико-прогностический.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Пакет» диагностического инструментария (система чек-листов, опросники, графические кейсы);

2. Технология конструирования оценки и самооценки эффективности деятельности классного руководителя:

- выбор оценочных траекторий на основе блоков интегративной критериальной матрицы;

- выбор количества оцениваемых направлений деятельности классного руководителя;

- выбор экспертного или оценочного трека (выбор субъектов, участвующих в оценке: родители, обучающиеся, педагоги-предметники, администрация образовательной организации, самооценка;

- выбор инструментов оценки (чек-листы, опросники, карты самооценки).

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ

1. Пошаговый алгоритм расчёта эффективности воспитательной деятельности

2. Три блока уровней развития эффективности деятельности классного руководителя: 1) оптимальный; 2) допустимый; 3) критический

Респондентам предлагалось изучить и оценить методику оценки эффективности деятельности классного руководителя, определить важность критерия «профессионально-личностное благополучие» в оценке эффективности деятельности классного руководителя. По итогам работы они заполняли экспертную карту.

Экспертная карта содержала следующие блоки: 1) сведения об образовательной организации и экспертах (ФИО, стаж работы, возраст)», 2) генерализированную информацию о методике оценки эффективности деятельности классного руководителя; 3) информацию о показателях критерия «профессионально-личностное благополучие классного руководителя; 4) рекомендации.

Таблица 2

Результаты общей оценки методики выявления эффективности воспитательной

деятельности классного руководителя

Оценочные позиции 0 - не согласен 1 - скорее нет 2 - частичное согласие 3 - полное согласие

Методика оценка эффективности деятельности классного руководителя имеет комплексный характер, представляет интерес для образовательной практики - 10,4% 11,2% 78,4%

Методика даёт возможность объективно оценить эффективность деятельности классного руководителя и её можно использовать в образовательной практике - - 24,0% 76,0%

Система критериев и показателей учитывает инвариантные направления деятельности классного руководителя, что позволяет дифференцированно подойти к оценке эффективности и выявить существующие проблемы и дефициты - 10,4% 15,2% 74,4%

Механизм подсчёта результатов методики не требует значительных временных затрат 10,4% 15,2% 20% 54,4%

Использование трёх блоков оценки в интегративной критериальной матрице позволяет в полной мере оценить степень развития профессиональных компетенций, процесс и результат деятельности классного руководителя - 22,4% 24% 53,6%

Личностный блок интегративной критериальной матрицы позволяет более объективно подойти к оценке эффективности воспитательной деятельности, учесть профессионально-личностное благополучие классного руководителя - 14,4% 18,4% 67,2%

Процессуальный блок интегративной критериальной матрицы имеет важность в контексте оценки эффективности текущей воспитательной работы классного руководителя - - 18,4% 81,6%

Результативный блок интегративной критериальной матрицы позволяет оценить степень успешности классного руководителя в достижении целей воспитания 8,0% 14,4% 37,6% 40%

Ориентация критериев и показателей на профессиональное совершенствование классного руководителя. - 15,2% 17,6% 67,2%

Показывает ли Ваш практический опыт взаимосвязь между эффективностью воспитательной деятельности и профессионально-личностным благополучием 8% 16% 41,6% 34,4%

Профессионально-личностное благополучие необходимо использовать в качестве одного из критериев оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя - 10,4% 23,2% 66,4%

Представленные в приложении к экспертному листу показатели профессионально-личностного благополучия ясны, объективны, достоверны, практически обоснованы - 12,0% - 88,0%

Согласны ли Вы с утверждением, что профессионально-личностное благополучие классного руководителя связано с психологическим климатом образовательной организации и отношением субъектов образовательного процесса к деятельности классного руководителя - 4,8% 33,6% 61,6%

Наблюдаете ли Вы тенденцию снижения своего профессионально-личностного благополучия 23,2% 36,8% 12,0% 28,0%

Анализ экспертной карты позволил сделать некоторые выводы, важные для нашего исследования. В ходе экспертизы установлено, что 76,0% респондентов положительно отнеслись к разработанной методике оценки эффективности деятельности классного руководителя и подчеркнули её комплексный характер, возможность учета запросов и потребностей образовательной организации. 53,6% респондентов выразили полное согласие с трехкомпонентной структурой интегративной критериальной матрицы, представленной в содержательном блоке методики. Они отметили, что данные блоки позволяют раскрыть процессуальную и личностную составляющую деятельности классного руководителя, и увидеть результат работы. Вместе

с тем следует отметить, что 67,2% экспертов подчеркнули необходимость и значимость личностного блока, обеспечивающего возможность использования критерия «профессионально-личностное благополучие классного руководителя» для оценки эффективности его воспитательной деятельности; 8,0% указали, что результат деятельности классного руководителя трудно поддаётся оценке, поэтому результативный блок, по их мнению, не позволяет в полной мере оценить успешность деятельности классного руководителя. 34,4% экспертов отметили, что на основе личного опыта они убедились во взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности и профессионально-личностного благополучия.

Важность учёта профессионально-личностного благополучия в процессе оценки эффективности воспитательной деятельности отметили 66,4% классных руководителей. 75% респондентов отнеслись положительно к выделенным показателям профессионально-личностного благополучия, отметив их объективность и значимость для оценки эффективности деятельности. 61,6% отметили, что личностно-профес-сиональное благополучие зависит от психологического климата образовательной организации, отношения субъектов образовательного процесса к деятельности классного руководителя, характера взаимоотношений, складывающихся внутри образовательного сообщества.

Следует подчеркнуть, что 28,0% обратили внимание на такую негативную тенденцию, как снижение профессионального благополучия педагогов с возрастом, что требует дальнейшего исследования.

_Обсуждение результатов

Проведённый анализ российских и зарубежных психолого-педагогических исследований позволил критически осмыслить исследуемую проблему. Вопросы оценки эффективности деятельности классного руководителя наиболее глубоко разработаны в исследованиях научной школы Л.И. Новиковой (авторский коллектив: Л.В.Алиева, Д.В.Григорьев, Н.Л.Селиванова, И.В.Степанова, П.В.Степанов [2]), авторами обоснованы критерии, показатели и инструментарий оценки качества воспитательной деятельности по трём блокам оценки: «качество воспитания школьника», «качество организации педагогами воспитательного процесса», «качество созданных в образовательном учреждении условий для организации воспитательного процесса». В Программе воспитания (под ред. Н.Л. Селивановой) эффективность воспитательной деятельности предлагается измерять в ходе самооценки [18].

Оценивать эффективность воспитательной деятельности в контексте критериального подхода предлагается в исследованиях Н.Б. Авалуевой [1]. Ею выделен универсальный критерий: «включенность воспитанников в воспитательную деятельность», а также определена и обоснована методика оценки. На наш взгляд, использование одного критерия не позволяет в полной мере раскрыть и объективно оценить многообразие направлений деятельности классного руководителя и его взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса.

Наиболее близка к нашему исследованию работа М.П. Нечаева [13], посвященная методике оценки эффективности деятельности классного руководителя. Им предлагается две группы критериев: критерии оценки деятельности (позволяет оценить реализацию классным руководителем управленческих функций) и критерии результативно-

сти (направлены на оценку уровня личностного развития обучающихся). Вместе с тем автором не рассматривается личностный компонент эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, что не позволяет всесторонне и объективно оценить его работу. Развивая идеи Ю.Н. Слепко [21], в нашем исследовании учитывается трёхкомпонентная структура эффективности воспитательной деятельности, включающая процессуальный, результативный и личностный компоненты.

В зарубежных исследованиях проблемой оценки эффективности деятельности педагогов занимались Retnowati, Trie Hartiti; Mardapi, Djemari; Kartowagiran, Badrun; Hamdi, Syukrul [40]. Авторами была разработана модель оценки эффективности деятельности педагога, ориентированная на систематичность и состоящая из следующих компонентов: 1) компьютерное приложение, содержащее инструмент для измерения производительности, руководство по подсчету очков, критерии успеваемости и их показатели; и 2) руководство пользователя для приложения.

В исследованиях Podgornik, Vesna; Vogrinc, Janez [39] представлена модель прогнозирования частоты выполнения самооценки эффективности деятельности. В трудах Nice, Matthew L.; Joseph, Matthew; Kolbert, Jered B.; Hilts, Derron N.; Crothers, Laura M.; Kratsa, Kristi [36] раскрыт и обоснован опросник эффективности школьного консультанта, позволяющий определить самоэффективность в отношении знаний и процессов, необходимых для эффективного руководства обучающимися.

В работах Cleveland, Richard E.; Hartline, Julie [25] описывается пилотный проект диагностического инструментария, разработанного авторским коллективом под руководством ассоциации школьных советников штата с участием департамента образования штата (DOE), а также местных школьных округов и преподавателей университетов. Данный инструментарий включает несколько опросников, представляющих интерес для нашего исследования.

Значительное внимание в зарубежных исследованиях уделяется оценке деятельности школьного консультанта администрацией образовательной организации. Как показывает исследование Mayes, Renae D.; Elam, Nicholas P.; Geesa, Rachel Louise; McConnell, Kat R.; McDonald, Kaylee M^ [32], у администрации образовательной организации часто возникают трудности в объективной оценке деятельности школьного консультанта. Развивая данное положение, разработанная нами методика оценки предполагает выявление эффективности деятельности классного руководителя с учетом мнений ключевых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов-предметников, обучающихся, администрации и самого классного руководителя). Это позволяет значительно повысить объективность оценки.

В целом проанализированные нами модели оценки не позволяют комплексно оценить эффективность деятельности классного руководителя, не уделяется достаточного внимания его профессионально-личностному благополучию. Вместе с тем, как показывают исследования Е.В. Бородкиной, С.А. Дружилова [7]; М.Д. Петраш [15], A.C. Keller [30], профессиональное благополучие оказывает положительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Его можно рассматривать, как фактор профессионального развития (М.Д. Петраш [15]). Выступая как совокупность необходимых личностных ресурсов, профессиональное благополучие, по утверждению О.С. Ширяевой [28], обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект — среда». Оно характеризуется направленностью на позитивное функционирование и результат этой направленности, выражающийся в переживании счастья и удовлетворенности собственной жизнью (Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко [22]).

Опираясь на указанные положения, разработанная нами методика оценки эффективности деятельности классного руководителя включает в качестве одного из критериев профессионально-личностное благополучие. При отборе показателей данного критерия учитывались компоненты психологического благополучия, выделенные С. D. Ryff: «самопринятие» - позитивная оценка себя, собственных достижений и возможностей; «позитивные отношения с окружающими» - наличие благоприятного социального окружения; «автономия» - обладание определенной свободой в выборе способов поведения и действий; «управление окружающей средой» - возможность контроля происходящих вокруг изменений; «цель в жизни» - наличие значимых для человека жизненных устремлений; «личностный рост» - развитие личностных качеств и способностей [43].

Таким образом, новизна исследования заключается 1) в создании целостной оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя в контексте всех её компонентов (процессуального, результативного и личностного), а также инвариантных направлений деятельности, указанных в Методических рекомендациях [16]; 2) расширении содержания оценки, обеспечивающей возможность учета профессионально-личностного благополучия, степени взаимодействия классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса; 3) использовании профессионально-личностного благополучия классного руководителя в качестве критерия оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя.

Теоретическая значимость исследования заключается в формулировке понятия «профессионально-личностное благополучие классного руководителя», раскрытии и обосновании его структуры; определении показателей профессионально-личностного благополучия классного руководителя, выступающего одним из критериев оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя; в результативном использовании методологических подходов к оценке эффективности деятельности классного руководителя;

Результаты исследования могут быть использованы 1) в системе повышения квалификации при разработке образовательных программ подготовки и переподготовки классных руководителей, а также администрации школы; 2) в образовательном процессе школы при проектировании траекторий личностно-профессионального развития классных руководителей; в процессе моделирования сценариев развития профессиональной среды, обеспечивающей условия для профессионально-личностного благополучия классных руководителей.

Заключение

Проведённое исследование позволило критически осмыслить исследуемую проблему, осуществить отбор ключевых положений, установить ключевые компоненты профессионально-личностного благополучия классного руководителя, взаимосвязь профессионально-личностного благополучия с эффективностью профессиональной деятельности. На основе комплексного, синергетического, системно-деятельного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов нами разработана методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, учитывающая профессионально-личностное благополучие классного руководителя. Данная методика представлена в единстве целевого, содержательного, процессуального, техно-

логического и результативно-оценочного компонентов. Целью методики является оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия. Содержательный компонент представлен интегративной критериальной матрицей оценки, включающей критерии и показатели, распределенные по блокам (процессуальному, результативному, личностному). Установлено, что профессионально-личностное благополучие классного руководителя является одним из критериев личностного блока, предполагающего оценку эффективности использования классным руководителем личностного потенциала. Процессуальный компонент представлен процедурой оценки эффективности деятельности классного руководителя: 1) подготовительный, 2) экспертно-диагности-ческий; 3) аналитико-прогностический. Технологический компонент включает «пакет» диагностических инструментов и технологией конструирования оценки и самооценки эффективности деятельности классного руководителя, предполагающей «серию» последовательных выборов (выбор оценочных траекторий на основе блоков интегративной критериальной матрицы; выбор количества оцениваемых направлений деятельности классного руководителя; выбор экспертного или оценочного трека; выбор инструментов оценки), что обеспечивает как комплексный, так и вариативный, дифференцированный подход к оценке эффективности деятельности классного руководителя. Результативно-оценочный компонент методики содержит пошаговый алгоритм расчёта эффективности воспитательной деятельности классного руководителя.

Представленные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о принципиальной возможности использования разработанной методики в практике работы образовательных организаций. Проведенное исследование создаёт предпосылки для повышения качества образования, закрепления и «удержания» молодых педагогов в профессии.

_Финансирование

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» реализует проект НИР «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авалуева Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2003. 22 с.

2. Алиева Л.В, Григорьев Д.В., Селиванова Н.Л., Степанова И.В., Степанова И.В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы. Методическое пособие. Москва. 2020. С. 38-39.

3. Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад // Вестник Мининского университета. 2021. Том 9. № 4. doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-2-4

4. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2021. № 28. С. 31-34.

5. Бывшева М. В., Демышева А. С., Коротун А. В. Результаты исследования профессиональных дефицитов

классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 95- 117. doi: 10.32744/pse.2022.2.6

6. Вдовина Е.Г. Оценка профессиональных компетенций классных руководителей по организации воспитательной работы с классом // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 24-28.

7. Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1236-1246.

8. Жуковская Л.В., Трошихина, Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.

9. Заусенко, И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. 2012. 24 с.

10. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В., Седых Е. П. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. № 7. С. 81-90.

11. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 26. С. 77-88. doi: 10.26516/2304-1226.2018.26.77

12. Лескова И. А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/1258 (дата обращения: 11.03.2022)

13. Нечаев М.П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика // Воспитание школьников. № 10. URL: http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (дата обращения: 11.03.2022)

14. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и образовательная практика: монография / В.В. Николина, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина, Н.Д. Базарнова, О.А. Катушенко, И.В. Лебедева, А.А.Лощилова, Е.А. Слепенкова / под ред. В.В. Николиной. Н. Новгород: НГПУ им К. Минина. 2021. 187 с.

15. Петраш М.Д. Факторы профессионального развития у взрослых с разным уровнем психологического благополучия // International research journal. 2016. № 1-3(43), pp. 87-92.

16. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях". Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. 2020. URL: garant.ru (дата обращения: 12.03.2022)

17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г. URL: consultant.ru (дата обращения: 12.03.2022)

18. Примерная программа воспитания. Москва: ФУРО. 2020. 21 с.

19. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. 2003. 22 с.

20. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО: ИТИП. 2010. 168 с.

21. Слепко Ю. Н. Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ. 2006. 24 с.

22. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Концепция психологического благополучия личности и методика его исследования. Новые теоретико-методологические подходы к исследованию в клинической психологии: Сборник статей. М.: Левъ. 2013. С. 9-51.

23. American School Counselor Association. The role of the school counselor. Retrieved from. 2020. URL: https://www. schoolcounselor.org/asca/media/asca/Careers-Roles/RoleStatement.pdf

24. Blake, Mary Kate. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor // Sociology of Education. 2020. vol. 93, n.4. p. 315-330.

25. Cleveland, Richard E.; Hartline, Julie. School Counselor Evaluation Instrument Pilot Project: A School Counselor Association, Department of Education, and University Collaboration // Journal of School Counseling. 2017. vol. 15. no. 12.

26. Diener Ed., Lucas R.E. "Subjective well-being". The science of happiness and a proposal for a national index" // American psychologist. 2000. № 55 (1). pp. 34-43.

27. Efficiency Improvement of the Use of Labor Resources (on the Example of PAO "GAZ") / S.N. Kuznetsova., E.P. Kozlova, V.P Kuznetsov, A.A. Shabarov, A.D. Efremova // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. 314. pp. 1173-1180

28. Feyzi Behnagh, Reza; Yasrebi, Sepideh. An Examination of Constructivist Educational Technologies: Key Affordances and Conditions // British Journal of Educational Technology. 2020. vol. 51, no. 6. p. 1907-1919.

29. Geesa, R. L., Mayes, R. D., Lowery, K. P., Boyland, L. G., Quick, M. M., Kim, J., Elam, N. P., & McDonald, K. M. Increasing partnerships in educational leadership and school counseling: a framework for collaborative school principal and school counselor preparation and support // International Journal of Leadership in Education. 2020. pp. 1-24. doi: 10.1080/13603124.2020.1787525

30. Keller A.C.et al. (eds.). Psychological, Educational, and Sociological Perspectives on Sucsess and Well-Being in Career Development. Springer Dordrecht Heidelberg New York London. 2014.

31. Koltz, Rebecca L.; Nelson, Mark D.; Tarabochia, Dawn S.; Elliott, Anna. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. vol. 19, no. 55. pp. 1-32. URL: http://www.jsc.montana.edu/ articles/v19n55.pdf

32. Mayes, Renae D.; Elam, Nicholas P.; Geesa, Rachel Louise; McConnell, Kat R.; McDonald, Kaylee M. School Administrators' Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study // Journal of Educational Leadership and Policy Studies. 2020. vol. 4, no. 1.

33. Mayes, R. D., Elam, N. P., Geesa, R. L., McConnell, K. and McDonald, K. M. School Administrators' Perceptions On Effectiveness Of School Counselor Evaluation: A National Study // Journal of Educational Leadership and Policy Studies (JELPS). 2020. vol. 4, Issue 1, pp. 1-23.

34. McConnell, Kat R.; Geesa, Rachel Louise; Mayes, Renae D.; Elam, Nicholas P. Mid-Western. Improving School Counselor Efficacy through Principal-Counselor Collaboration: A Comprehensive Literature Review // Educational Researcher. 2020. vol. 32, no. 2. pp. 133-155.

35. Model of managing the professional-educational route of a future specialist / A.A. Fedorov, E.V Mialkina, E.P. Sedykh, V.A. Zhitkova // Revista tempos e espacos educacao. 2021. vol. 14. Issue 33. Article Number e16325.

36. Nice, Matthew L.; Joseph, Matthew; Kolbert, Jered B.; Hilts, Derron N.; Crothers, Laura M.; Kratsa, Kristi // Journal of Psychoeducational Assessment. 2021. vol. 39, no. 7, pp. 874-890.

37. Nikolina N; A. Loshchilova; S. Aksenov; I.Lebedeva; N. Bazarnova. Development of methods for the class teacher effectiveness assessmen // Laplage em Revista (International). 2021. vol. 7, no. 3A, pp. 644-664.

38. Pincus, Robert; Ebersol, Denise; Justice, Judith; Hannor-Walker, TeShaunda; Wright, Leonis School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic // Journal of School Counseling. 2021. vol. 19, no. 29.

39. Podgornik, Vesna; Vogrinc, Janez. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. vol. 7, no. 2. URL: https://ideas.repec. org/a/sae/sagope/v7y2017i2p2158244017713239.html

40. Retnowati, Trie Hartiti; Mardapi, Djemari; Kartowagiran, Badrun; Hamdi, Syukrul. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping // International Journal of Instruction. Apr 2021. vol. 14, no. 2. pp. 83-102.

41. Rock, Wendy D.; Estoque, Verna L.; Cowan, Hannah F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship // Journal of School Counseling, 2021. vol. 19, no. 39.

42. Rossi P. H., Lipsey M. W., Henry G. T. Evaluation: A systematic approach. Sage publications, 2018. URL: http://www. jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf

43. Ryff C.D., Keyes C. L. "The structure of psychological well-being revisited" // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. vol. 69. pp. 719-727.

44. Sanchez, T. W. Faculty Performance Evaluation Using Citation Analysis: An Update. Journal of Planning Education and Research. 2017. vol. 37(1). pp. 83-94. doi: 10.1177/0739456X16633500

45. School Counselors and School Safety. Research Brief. National Association for College Admission Counseling. URL: https://eric.ed.gov/?q=source%3A%22National+Association+for+College+Admission+Counseling%22&ff1=dtySinc e_2003&id=ED608291

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Strizhickaja O.Ju. Subektivnoe blagopoluchie pozhilyh zhenshhin s razlichnym professional'nym proshlym // Vestnik SPbGU. 2012. serija 16. vol. 4. pp. 53-60.

47. Su Y., Feng L., Hsu C. Accountability or Authenticity? The Alignment of Professional Development and Teacher Evaluation // Teachers and Teaching, 2017. vol. 23, no. 6. pp. 717-728.

48. The ILO/UNESCO Recommendation concerning the Status of Teachers and The UNESCO Recommendation concerning the Status of Higher-education Teaching Personnel (1997) with a user's guide. URL: https://www.right-to-education. org/resource/ilounesco-recommendation-concerning-status-teachers-and-unesco-recommendation-concerning.

49. Vasilachi, O., Rusnac, T. The class-teacher in the educational process // Univers pedagogic. 2021. No. 2 (70).

50. Yildiz, Nadire Gulcin. An Investigation of School Counselors' Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families // International Journal of Curriculum and Instruction. 2021. vol. 13, no. 3, pp. 2386-2415/

51. Yildiz, Nadire Gulcin. School Counselors' Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students // Journal of Education and Learning. 2021. vol. 10, no. 6. pp. 7-17.

REFERENCES

1. Avalueva N.B. Criterial approach to assessing the effectiveness of educational activity of a teacher: Cand. Sci. (Educ.), Saint-Petersburg, 2003. 22 p. (in Russ.)

2. Alieva L.V., Grigoryev D.V., Selivanova N.L., Stepanova I.V. Evaluation of the quality of education in the educational institutions of Moscow. Methodological Handbook. Moscow, 2020, pp. 38-39. (in Russ.)

3. Arifulina R.U., Katushenko O.A. Analysis of domestic and foreign trends in the individualization of the educational

process in higher education: analytical report. Bulletin of Minin University, 2021, vol. 9, no. 4. doi: 10.26795/23071281-2021-9-2-4 (in Russ.)

4. Borodkina E.V. To the question of studying subjective well-being in professional and pedagogical activity. Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application, 2021, no. 28, pp. 31-34. (in Russ.)

5. Byvsheva M. V., Demysheva A. S., Korotun A. V. The results of the study of professional deficits of classroom management in the context of the national priorities in education. Perspectives of Science and Education, 2022, no. 2 (56), pp. 95-117. doi: 10.32744/pse.2022.2.6 (in Russ.)

6. Vdovina E. G. Assessment of professional competences of class teachers to organize educational work with a class. The World of Science, Culture, Education, 2012, no. 3 (34), pp. 24-28. (in Russ.)

7. Druzhilov S.A. Professional wellbeing of a person and psychological aspects of professional adaptation and professional destructions. Modern scientific research and innovations, 2016, no. 12 (68), pp. 1236-1246. (in Russ.)

8. Zhukovskaya L.V., Troshikhina E.G. Scale of psychological well-being K. Riff. Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 2, pp. 82-93. (in Russ.)

9. Zausenko I.V. Personal determinants of psychological well-being of the teacher: Diss. Cand. Psychol. Sci., Yekaterinburg, Urals State Pedagogical University. 2012. 24 p. (in Russ.)

10. Ilaltdinova E. Y., Frolova S. V., Sedykh E. P. Professional well-being of the teacher as an indicator of the quality of pedagogical interaction. Pedagogy, 2021, no. 7, pp. 81-90. (in Russ.)

11. Laktionova E. B., Matyushina M. G. Theoretical analysis of approaches to the study of the problem of positive functioning of the person: happiness, psychological well-being, subjective well-being. Proceedings of the Irkutsk State University. Series Psychology, 2018, vol. 26, pp. 77-88. doi: 10.26516/2304-1226.2018.26.77 (in Russ.)

12. Leskova I. A. The idea of education: structure and content in the context of the change of philosophical foundations. Vestnik of Minin University, 2021, vol. 9, no. 3 (36). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/1258 (accessed 11.03.2022) (in Russ.)

13. Nechaev M.P. Evaluation of the effectiveness of classroom teachers: basic approaches and methodology. Upbringing of schoolchildren, no. 10. Available at: http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (accessed 11.03.2022) (in Russ.)

14. Evaluation of the effectiveness of the classroom instructor: methodology, theory and educational practice: monograph / V.V. Nikolina S. I. Aksenov, R. U. Arifulina, N. D. Bazarnova, O. A. Katushenko, I.V. Lebedeva, A.A. Loschilova, E.A. Slepenkova / ed. by V.V. Nikolina. N. Novgorod, Minin State Pedagogical University, 2021. 187 p. (in Russ.)

15. Petrash M.D. Factors of professional development in adults with different levels of psychological well-being. International research journal, 2016, no. 1-3(43), pp. 87-92. (in Russ.)

16. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 12, 2020 N VB-1011/08 "About methodological recommendations". Methodical recommendations to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation, exercising state administration in the sphere of education, on the organization of the work of pedagogical employees who carry out classroom management in general education organizations, 2020. Available at: garant.ru (accessed 11.03.2022). (in Russ.)

17. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of January 15, 2020. Available at: consultant.ru (accessed 11.03.2022) (in Russ.)

18. Approximate educational program. Moscow, FIRO Publ., 2020. 21 p. (in Russ.)

19. Puchkova G.L. Subjective well-being as a factor of personality self-actualization: Abstract Cand. Psychol. Sci., Khabarovsk, Far East State University of Railway Transport, 2003. 22 p. (in Russ.)

20. Selivanova N. L. Education in the modern school: from theory to practice. Moscow, URAO: ITIP Publ., 2010. 168 p. (in Russ.)

21. Slepko Y. N. Assessment of the effectiveness of the teacher's activity by different participants of the pedagogical process: Abstract Cand. Psychol. Sci., Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University, 2006. 24 p. (in Russ.)

22. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. The concept of psychological well-being of a person and the methodology of its research. New theoretical and methodological approaches to research in clinical psychology. Moscow, Lev Publ., 2013, pp. 9-51. (in Russ.)

23. American School Counselor Association. The role of the school counselor. Retrieved from 2020. Available at: https://www.schoolcounselor.org/asca/media/asca/Careers-Roles/RoleStatement.pdf

24. Blake, Mary Kate. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor. Sociology of Education, 2020, vol. 93, no. 4, pp. 315-330.

25. Cleveland, Richard E.; Hartline, Julie. School Counselor Evaluation Instrument Pilot Project: A School Counselor Association, Department of Education, and University Collaboration. Journal of School Counseling, 2017, vol. 15. no. 12.

26. Diener Ed., Lucas R.E. "Subjective well-being". The science of happiness and a proposal for a national index". American psychologist, 2000, no. 55 (1), pp. 34-43.

27. Efficiency Improvement of the Use of Labor Resources (on the Example of PAO "GAZ") / S.N. Kuznetsova., E.P. Kozlova, V.P Kuznetsov, A.A. Shabarov, A.D. Efremova. Studies in Systems, Decision and Control, 2021, 314, pp. 1173-1180.

28. Feyzi Behnagh, Reza; Yasrebi, Sepideh. An Examination of Constructivist Educational Technologies: Key Affordances

and Conditions // British Journal of Educational Technology. 2020. vol. 51, no. 6. p. 1907-1919.

29. Geesa, R. L., Mayes, R. D., Lowery, K. P., Boyland, L. G., Quick, M. M., Kim, J., Elam, N. P., & McDonald, K. M. Increasing partnerships in educational leadership and school counseling: a framework for collaborative school principal and school counselor preparation and support. International Journal of Leadership in Education, 2020, pp. 1-24. doi: 10.1080/13603124.2020.1787525

30. Keller A.C.et al. (eds.). Psychological, Educational, and Sociological Perspectives on Sucsess and Well-Being in Career Development. Springer Dordrecht Heidelberg New York London. 2014.

31. Koltz, Rebecca L.; Nelson, Mark D.; Tarabochia, Dawn S.; Elliott, Anna. A Model of Family Well-Being for School Counselors. Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 55, pp. 1-32. Available at: http://www.jsc.montana. edu/articles/v19n55.pdf

32. Mayes, Renae D.; Elam, Nicholas P.; Geesa, Rachel Louise; McConnell, Kat R.; McDonald, Kaylee M. School Administrators' Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study. Journal of Educational Leadership and Policy Studies, 2020, vol. 4, no. 1.

33. Mayes, R. D., Elam, N. P., Geesa, R. L., McConnell, K. and McDonald, K. M. School Administrators' Perceptions On Effectiveness Of School Counselor Evaluation: A National Study. Journal of Educational Leadership and Policy Studies (JELPS), 2020, vol. 4, issue 1, pp. 1-23.

34. McConnell, Kat R.; Geesa, Rachel Louise; Mayes, Renae D.; Elam, Nicholas P. Mid-Western. Improving School Counselor Efficacy through Principal-Counselor Collaboration: A Comprehensive Literature Review. Educational Researcher, 2020. vol. 32, no. 2, pp. 133-155.

35. Model of managing the professional-educational route of a future specialist / A.A. Fedorov, E.V Mialkina, E.P. Sedykh, V.A. Zhitkova. Revista tempos e espacos educacao, 2021, vol. 14, issue 33. Article Number e16325.

36. Nice, Matthew L.; Joseph, Matthew; Kolbert, Jered B.; Hilts, Derron N.; Crothers, Laura M.; Kratsa, Kristi. Journal of Psychoeducational Assessment, 2021, vol. 39, no. 7, pp. 874-890.

37. Nikolina N; A. Loshchilova; S. Aksenov; I.Lebedeva; N. Bazarnova. Development of methods for the class teacher effectiveness assessmen. Laplage em Revista (International), 2021, vol. 7, no. 3A, pp. 644-664.

38. Pincus, Robert; Ebersol, Denise; Justice, Judith; Hannor-Walker, TeShaunda; Wright, Leonis School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic. Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 29.

39. Podgornik, Vesna; Vogrinc, Janez. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work. SAGE Open, 2017, vol. 7, no. 2. Available at: https://ideas. repec.org/a/sae/sagope/v7y2017i2p2158244017713239.html

40. Retnowati, Trie Hartiti; Mardapi, Djemari; Kartowagiran, Badrun; Hamdi, Syukrul. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping. International Journal of Instruction, Apr 2021. vol. 14, no. 2. pp. 83-102.

41. Rock, Wendy D.; Estoque, Verna L.; Cowan, Hannah F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship // Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 39.

42. Rossi P. H., Lipsey M. W., Henry G. T. Evaluation: A systematic approach. Sage publications, 2018. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf

43. Ryff C.D., Keyes C. L. "The structure of psychological well-being revisited". Journal of Personality and Social Psychology. 1995, vol. 69, pp. 719-727.

44. Sanchez, T. W. Faculty Performance Evaluation Using Citation Analysis: An Update. Journal of Planning Education and Research, 2017, vol. 37(1), pp. 83-94. doi: 10.1177/0739456X16633500

45. School Counselors and School Safety. Research Brief. National Association for College Admission Counseling. Available at: https://eric.ed.gov/?q=source%3A%22National+Association+for+College+Admission+Counseling%2 2&ff1=dtySince_2003&id=ED608291

46. Strizhickaja O.Ju. Subektivnoe blagopoluchie pozhilyh zhenshhin s razlichnym professional'nym proshlym. Vestnik SPbGU, 2012, serija 16, vol. 4, pp. 53-60.

47. Su Y., Feng L., Hsu C. Accountability or Authenticity? The Alignment of Professional Development and Teacher Evaluation. Teachers and Teaching, 2017, vol. 23, no. 6, pp. 717-728.

48. The ILO/UNESCO Recommendation concerning the Status of Teachers and The UNESCO Recommendation concerning the Status of Higher-education Teaching Personnel (1997) with a user's guide. Available at: https:// www.right-to-education.org/resource/ilounesco-recommendation-concerning-status-teachers-and-unesco-recommendation-concerning.

49. Vasilachi, O., Rusnac, T. The class-teacher in the educational process. Univers pedagogic, 2021, no. 2 (70).

50. Yildiz, Nadire Gulcin. An Investigation of School Counselors' Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families. International Journal of Curriculum and Instruction, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 2386-2415/

51. Yildiz, Nadire Gulcin. School Counselors' Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students. Journal of Education and Learning, 2021, vol. 10, no. 6. pp. 7-17.

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 59, No. 5

Информация об авторах Information about the authors

Николина Вера Викторовна Vera V. Nikolina

(Россия, г. Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Профессор, доктор педагогических наук, профессор Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department

кафедры общей и социальной педагогики of General and Social Pedagogy

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им. К. Минина University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-3744-1446 ORCID ID: 0000-0002-3744-1446

Scopus Author ID: 57204900321 Scopus Author ID: 57204900321

ResearcherID: AAY-1623-2020 ResearcherID: AAY-1623-2020

Лощилова Анна Александровна Anna A. Loschilova

(Россия, г. Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of General and

общей и социальной педагогики Social Pedagogy Department

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им. К. Минина University

E-mail: annet [email protected] E-mail: annet [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-6296-5516 ORCID ID: 0000-0002-6296-5516

Scopus Author ID: 57204900034 Scopus Author ID: 57204900034

ResearcherID: I-5429-2018 ResearcherID: I-5429-2018

Аксёнов Сергей Иванович Sergey I. Aksenov

(Россия, г. Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Head of the

кафедрой общей и социальной педагогики Department of General and Social Pedagogy

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им. К. Минина University

E-mail: aksen [email protected] E-mail: aksen [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-6983-077X ORCID ID: 0000-0002-6983-077X

Scopus Author ID: 56900926900 Scopus Author ID: 56900926900

ResearcherID: K-1975-2017 ResearcherID: K-1975-2017

Лебедева Ирина Владимировна Irina V. Lebedeva

(Россия, г. Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate

кафедры общей и социальной педагогики Professor of General and Social Pedagogy Department

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им. К. Минина University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-6819-2382 ORCID ID: 0000-0002-6819-2382

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scopus Author ID: 57190749560 Scopus Author ID:57190749560

ResearcherID: K-1996-2017 ResearcherID: K-1996-2017

640

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.