известия вгпу
в.в. НИКОЛИНА, A.A. ЛОЩИЛОВА (Нижний Новгород)
траектории личностностного и профессионального развития классного руководителя в системе оценки эффективности его воспитательной деятельности*
Рассматривается проблема проектирования траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя в системе комплексной оценки эффективности его воспитательной деятельности. Раскрыто место траекторий в системе комплексной оценки эффективности воспитательной деятельности, представлены подходы и принципы, выступающие методологической основой разработки траекторий, определены структура, содержание и этапы проектирования траекторий профессионального и личностного развития.
Ключевые слова: оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, траектории профессионального и личностного развития классного руководителя, индивидуальная траектория развития, классный руководитель.
В условиях трансформационных изменений во всех сферах российского общества воспитание выступает в качестве стратегического национального приоритета, а деятельность классного руководителя становится ведущей в образовательном процессе. Осуществляя постоянное взаимодействие с родителями, детьми, педагогами-предметниками, администрацией и социальными партнерами, классный руководитель является ведущим звеном воспитательного процесса. «Это подтверждается наличием инвариантного модуля "Классное руководство" в Примерной рабочей программе воспитания (2022 г.), определяющей основ-
* Статья подготовлена при поддержке Министерства просвещения, проект НИР «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т. ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 (реализуемый ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»).
ные направления работы классного руководителя с ключевыми субъектами образовательного процесса» [13]. Усиливающееся внимание государства и общества к воспитательной деятельности классного руководителя приводит к повышению требований к ней, вызывает необходимость оценки ее эффективности. В Письме Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. «О методических рекомендациях» отмечается, что оценка позволяет определить направления совершенствования и поощрения педагогических работников, наиболее эффективно осуществляющих классное руководство [10].
Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя относится к числу наиболее важных и сложных проблем в педагогической теории и практике, что указывается в исследованиях Н.Л. Селивановой и ее научной школы [1]. Сложность оценки эффективности обусловлена, прежде всего, тем, что на результаты работы классного руководителя влияют не только уровень его компетентности и условия школы, но и характер его взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами, социальными партнерами), а также целый ряд других факторов. Вместе с тем объективная и прозрачная система оценки позволяет выявить проблемные зоны и дефициты классного руководителя, ее можно считать одним из условий проектирования траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя.
Как показывает анализ научных исследований (Н.В. Богословский, Н.В. Смирнова, А.П. Тряпицына, И.Ф. Бережная и др.), траектории профессионального развития можно рассматривать как персональный путь реализации личностного и профессионального потенциала педагога, стратегию профессионального развития, выстроенную на основе профессиональных потребностей, запросов и дефицитов. Вместе с тем в педагогической теории и практике недостаточно полно раскрыты теоретико-методологические и методические основы разработки траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя. В данном контексте проблемой нашего исследования является поиск ответа на вопрос: каковы педагогические условия разработки и реализации траекторий профессионального и личностного развития в системе комплексной оценки эффективности его воспитательной деятельности.
© Николина В.В., Лощилова А.А., 2022
Целью исследования является разработка методологических основ, содержания, структуры, форм и этапов проектирования траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя как педагогических условий разработки и реализации траекторий в системе комплексной оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя.
Использование траекторий профессионального и личностного развития в системе оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя позволит обеспечить ее развивающий характер, ориентацию на профессиональный рост и совершенствование.
Теоретико-методологические основы исследования. Анализ научных работ (Г.А. Бор-довский, С.А. Вдовина, C.B. Воробьева, H.A. Ла-бунская, Н.Н. Суртаева, В.В. Сериков, Н.В. Че-калева, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, И.С. Якиманская и др.) позволил определить разнообразие трактовок понятия «траектории личностного и профессионального развития». С точки зрения Н.В. Смирновой, В.И. Богословского, траектории профессионального развития можно рассматривать как персональный путь реализации личностного потенциала педагога [4; 15]. Сходных позиций придерживается А.В. Хуторской, который раскрывает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности [18].
С точки зрения И.Ф. Бережной, под индивидуальной траекторией профессионального развития понимается персональная стратегия совершенствования личностных качеств, профессионального роста и формирования профессиональных компетенций, выстраиваемая на основе «осознания и субъективации профессиональных целей, ценностей, норм, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала» [3].
Наиболее близка нам позиция С.В. Фроловой и С.И. Аксенова, рассматривающих индивидуальную траекторию профессионального развития классного руководителя в качестве «персонализированного трека профессионального развития учителя, вбирающего эмоционально-волевой, когнитивный, ценностно-ориентационный и поведенческий компоненты и основанного на индивидуальных профессиональных потребностях, задачах, склонно-
КИЕ НАУКИ -
стях и интересах во имя достижения профессионального благополучия учителя» [17].
В контексте системы оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя индивидуальная траектория его профессионального и личностного развития определяется нами как персональный, программный способ организации личностного и профессионального развития, отражающий индивидуальные запросы, дефициты, инициативы классного руководителя, обеспечивающий реализацию личностного потенциала в целях повышения эффективности собственной воспитательной деятельности.
Сопоставляя понятия {индивидуальный образовательный маршрут» и <индивидуальная образовательная траектория», отметим, что, в отличие от индивидуального образовательного маршрута, индивидуальная траектория профессионального развития имеет более широкое значение. Как справедливо отмечает М.А. Кунаш, траектория - это «след», а маршрут - план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Отдельные виды индивидуальных образовательных маршрутов могут выступать как частный случай индивидуальной образовательной траектории [7].
Методологической основой нашего исследования выступают идеи системного, деятель-ностного, личностно ориентированного, ком-петентностного и аксиологического подходов. Данные подходы при взаимодействии дополняют друг друга. Их реализацию обеспечивают ряд принципов: субъектности и активности, персонализации и индивидуализации темпов профессионального развития, стратегического выбора, профессионального самосовершенствования, нелинейности, сопровождения и поддержки.
Результаты. Авторским коллективом была создана система комплексной оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, включающая методику оценки и индивидуальные траектории профессионального и личностного развития классного руководителя, обеспечивающие развивающий характер оценивания. особенности разработанной методики оценки раскрыты в ряде наших публикаций [11; 18], в рамках данной статьи кратко охарактеризуем ее основные компоненты. Методика оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя позволяет осуществить как комплексную, так и дифференцированную оценку. Реализуя идеи системного
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
подхода, она включает целевой, содержательный, процессуально-организационный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Содержательный компонент представлен интегративной критериальной матрицей, состоящей из процессуального, личностного и результативного блоков, их критерии и показатели учитывают основные аспекты управления воспитательной деятельностью и инвариантные направления работы классного руководителя (работа с родителями, обучающимися, классом, учителями-предметниками, социальными партнерами). Организационно-процессуальный компонент методики включает процедуру оценки, реализующуюся через ряд последовательных этапов. Технологический компонент, наряду с диагностическим инструментарием, содержит технологию проектирования оценки и самооценки деятельности, предусматривающую «серию» выборов: выбор блоков оценки или их сочетаний; выбор количества оцениваемых инвариантных направлений; выбор экспертного или оценочного трека; выбор инструментов оценки. Результативно-оценочный компонент методики содержит механизм подсчета результатов, уровни эффективности воспитательной деятельности классного руководителя [11].
Таким образом, разработанная методика оценки позволяет выявить аналитико-диаг-ностические, содержательные, технологические, психолого-педагогические, организационные, коммуникационные дефициты классного руководителя, а также его профессиональные затруднения, связанные со взаимодействием с субъектами воспитательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами-предметниками, социальными партнерами и пр.).
Выявленные с помощью данной методики профессиональные дефициты и затруднения являются отправной точкой в создании траектории профессионального и личностного развития классного руководителя. В структурном плане индивидуальная траектория личностного и профессионального развития классного руководителя включает совокупность следующих компонентов: 1) ценностно-ориентировочный; 2) содержательный; 3) де-ятельностный; 4) рефлексивный. Раскроем их особенности более подробно.
1. Ценностно-ориентировочный компонент основан на осознании ценности воспитательной деятельности как миссии классного руководителя. Включает цели и задачи, базо-
вые ценности, обеспечивающие результативность воспитательной работы.
2. Содержательный компонент представлен векторами дальнейшего профессионального и личностного развития классного руководителя. Данные векторы могут быть в плоскости самообразования, самореализации в профессиональном сообществе, изучения современных научных и методических разработок, инновационного практического опыта, развития компетенций в области проектирования, ИКТ-компетентности, реализации в сфере педагогического общения (консультирование родителей), индивидуализации и персонификации воспитательного процесса и др.
3. Деятельностный компонент связан с многообразием методов, форм, приемов и технологий, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие классного руководителя, повышение эффективности его воспитательной деятельности.
В качестве способов повышения эффективности воспитательной деятельности могут быть курсы повышения квалификации, веби-нары, мастер-классы, участие в диссеминации педагогического опыта, в работе творческих команд, проектных групп, методических объединений разного уровня, участие в конференциях, форумах, образовательных интенсивах, экспериментальной инновационной деятельности, профессиональных конкурсах, проектах, публикационно-методической деятельности, обобщении педагогического опыта, осуществление наставничества и пр.
4. Рефлексивный компонент представлен критериями и показателями достижения запланированных результатов, оценкой, самооценкой и прогнозированием дальнейшего саморазвития.
Нами установлено, что проектирование траекторий личностного и профессионального развития классного руководителя предполагает реализацию следующей последовательности этапов.
1. Аналитический этап связан с выявлением проблем и образовательных дефицитов на основе анализа результатов методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, позволяющей определить «проблемные точки», сильные и слабые стороны классного руководителя по каждому из его инвариантных направлений деятельности (работа с классом, личностью обучающегося и пр.).
2. Проектировочный этап предполагает разработку траекторий профессионального и
Таблица 1
Форма 1. Позиционный лист траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя
Проблемы и образовательные дефициты (по инвариантным направлениям деятельности) Цели и задачи Ожидаемые результаты Векторы/ направления развития Способы/формы достижения целей и результатов Место Сроки достижения
Направление «Работа с классом» Направление «Работа с родителями» Курсы повышения квалификации, мастерские, вебинары и пр.
Таблица 2
Форма 2. Чек-лист реализации траектории профессионального и личностного развития классного руководителя
Первоочередные способы/формы достижения целей и результатов Отметка о выполнении
1.
2....
Перспективные способы/формы достижения целей и результатов
1..
2..
Таблица 3
Форма 3. Карта самоанализа и рефлексии реализации траектории профессионального или личностного развития классного руководителя
Степень достижения
Высокая Средняя Низкая
1. Оценка степени эффективности способов достижения целей, указанных в форме 2
2. Оценка степени достижения ожидаемого результата
3.....
личностного развития классного руководителя. С учетом выявленных проблем и образовательных дефицитов, нормативных документов, целей, направлений воспитательной работы школы, а также личностных интересов и предпочтений классного руководителя осуществляется определение целей, задач и ожидаемых результатов его профессионального и
личностного развития. Результаты данной работы отражаются в позиционном листе траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя (табл. 1). Данная форма предполагает определение и фиксацию выявленных в ходе первого этапа проблем и векторов дальнейшего профессионального и личностного развития классного руко-
известия вгпу
водителя, способов работы над образовательными дефицитами и повышением эффективности собственной воспитательной деятельности с учетом обновленных ФГОС [12]. Это могут быть курсы повышения квалификации, мастерские, вебинары, образовательные интенсивы и пр.
Консультационную помощь классному руководителю в процессе проектирования и оформления индивидуальной траектории развития может оказывать методическая служба образовательной организации или методическое объединение классных руководителей. Начинающие классные руководители могут осуществлять проектирование траекторий собственного профессионального и личностного развития под руководством наставника из числа наиболее опытных педагогов.
Оформленный классным руководителем позиционный лист траектории профессионального и личностного развития представляется вниманию администрации образовательной организации или руководителю методического объединения классных руководителей школы.
3. Операционно-деятельностной этап предусматривает организацию работы по реализации траекторий личностного и профессионального развития. Для этого классным руководителем на основе данных позиционного листа (форма 1) осуществляется составление чек-листа реализации траектории профессионального и личностного развития (форма 2). При необходимости в данный чек-лист могут вноситься коррективы в процессе реализации.
4. Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом процесса и степени достижений поставленных целей и ожидаемых результатов, в том числе с привлечением диагностического инструментария. Рефлексия и оценка могут осуществляться с использованием следующих критериев: соблюдение сроков, степень выполнения всех запланированных видов работ, динамика преодоления профессиональных затруднений и развития профессиональной компетентности. Начинающие классные руководители могут осуществлять рефлексию совместно с наставником. Результаты рефлексии и оценки отражаются в форме 3 «Карта самоанализа и рефлексии реализации траектории профессионального или личностного развития классного руководителя».
5. Перспективно-преобразующий этап предполагает определение путей, перспектив и стратегий дальнейшего саморазвития, закладываются основы для разработки будущей
траектории профессионального и личностного развития.
Вывод. Таким образом, в результате исследования установлена актуальность разработки и использования траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя в системе комплексной оценки эффективности его воспитательной деятельности. траектории обеспечивают развивающий характер оценивания, стимулируют классного руководителя к деятельности по устранению установленных в ходе диагностики образовательных дефицитов, позволяют раскрыть его потенциал, учесть имеющиеся личностные ресурсы и возможности среды образовательной организации. Уточнено и раскрыто понятие «траектория профессионального и личностного развития классного руководителя». Определены методологические подходы и принципы проектирования траекторий профессионального и личностного развития. Установлено, что структура и содержание траекторий представлена в единстве ценностно-ориентировочного, содержательного, деятельност-ного и рефлексивного компонентов. Разработаны формы представления и оформления траекторий: 1) форма 1 «Позиционный лист траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя»; 2) форма 2 «Чек-лист реализации траектории профессионального и личностного развития классного руководителя»; 3) форма 3 «Карта самоанализа и рефлексии реализации траектории профессионального или личностного развития классного руководителя». Определена и разработана последовательность проектирования траекторий профессионального и личностного развития классного руководителя, предполагающая реализацию ряда этапов: аналитического, проектировочного, операционно-дея-тельностного и рефлексивно-оценочного. Разработанные траектории имеют рекомендательный характер, их использование позволяет классному руководителю выстроить системную, целенаправленную и планомерную работу по своему дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию.
список литературы
1. Алиева Л.В., Григорьев Д.В., Селиванова Н.Л. [и др.]. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы: метод. пособие. М., 2010. URL: https://instrao.ru/index. php/content-page/49-izdaniya-instituta/264-2010-ocen ka-kachestva-vospitaniya-v-obrazovatelnyh-uchrezhde
niyah?ysclid=l6apd5cekw321551825 (дата обращения: 23.04.2022).
2. Арстангалеева Г.Ф., Тезина М.Н., Слобод-чикова С.М.. Оценка сформированности цифровых компетенций педагогических работников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3(84). С. 140-155.
3. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М, 2012.
4. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. СПб., 2000.
5. Жоу М. Основные принципы самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута с использованием голосовых помощников, ботов и других цифровых ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2. № 4(86). С. 77-87.
6. Катушенко О.А. Контент-анализ транслируемых педагогом профессиональных ценностей в электронной среде // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2022. № 6(169). С. 19-23.
7. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. Волгоград, 2013.
8. Лескова И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований [Электронный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2021. Т. 9. № 3(36). URL: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/1258 (дата обращения: 23.04.2022).
9. Ломакина Т.Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: кол. моногр. / под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М., 2013. С. 248-256.
10. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях: письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/7 4073067/?ysclid=lantl8ol2c966788035 (дата обращения: 14.08.2022).
11. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: моногр. / под ред. В.В. Николиной. Н. Новгород, 2021.
12. Потенциал обновленного ФГОС основного общего образования: оценка и позиция педагогического сообщества / под научн. ред. Ю.С. Тюннико-ва. М., 2022.
13. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. М., 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80adrabb4ae gksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/pro gramma-vospitaniya/ (дата обращения: 14.08.2022).
14. Сериков В.В., Закиева Р.Р. Оценка профессионального развития студентов как инструмент управления качеством образования в техническом вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 2(83). С. 75-86.
15. Смирнова Н.В. Индивидуальные образовательные маршруты в различных педагогических средах // Диалог в образовании: сб. материалов конф. Сер.: Symposium. СПб., 2002. Вып. 22.
16. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. СПб., 1994. С. 79-90.
17. Фролова С.В., Аксенов С.И. Методика оценки эффективности профессиональной деятельности классного руководителя как инструмент управления его профессионально-личностным развитием // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(2). С. 316-318.
18. Хуторской A.B. Современная дидактика:
учебник для вузов. СПб., 2001.
* * *
1. Alieva L.V., Grigor'ev D.V., Seiivanova N.L. [i dr.]. Ocenka kachestva vospitaniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah goroda Moskvy: metod. posobie. M., 2010. URL: https://instrao.ru/index.php/content-page/ 49-izdaniya-instituta/264-2010-ocenka-kachestva-vos pitaniya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah?ysclid=l6a pd5cekw321551825 (data obrashcheniya: 23.04.2022).
2. Arstangaleeva G.F., Tezina M.N., Slobodchi-kova S.M.. Ocenka sformirovannosti cifrovyh kom-petencij pedagogicheskih rabotnikov // Otechestven-naya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 1. № 3(84). S. 140-155.
3. Berezhnaya I.F. Pedagogicheskoe proektiro-vanie individual'noj traektorii professional'nogo razvi-tiya budushchego specialista: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M, 2012.
4. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom univer-sitete: metodologicheskie harakteristiki. SPb., 2000.
5. Zhou M. Osnovnye principy samostoyatel'no-go konstruirovaniya individual'nogo obrazovatel'no-go marshruta s ispol'zovaniem golosovyh pomoshch-nikov, botov i drugih cifrovyh resursov // Otechestven-naya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 2. № 4(86). S. 77-87.
6. Katushenko O.A. Kontent-analiz transliruemyh pedagogom professional'nyh cennostej v elektronnoj srede // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2022. № 6(169). S. 19-23.
7. Kunash M.A. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut shkol'nika. Metodicheskij konstruktor. Mo-deli. Analiz. Volgograd, 2013.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
8. Leskova I.A. Ideya obrazovaniya: struktura i soderzhanie v kontekste smeny filosofskih osnovanij [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2021. T. 9. № 3(36). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/ article/view/1258 (data obrashcheniya: 23.04.2022).
9. Lomakina T.Yu. Konceptual'nye osnovy for-mirovaniya obrazovatel'noj traektorii v sisteme nepre-ryvnogo obrazovaniya // Nauka i professional'noe obra-zovanie: kol. monogr. / pod red. I.P. Smirnova, E.V. Tka-chenko, C.N. Chistyakovoj. M., 2013. S. 248-256.
10. Metodicheskie rekomendacii organam ispol-nitel'noj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii, osu-shchestvlyayushchim gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya, po organizacii raboty pedagogi-cheskih rabotnikov, osushchestvlyayushchih klassnoe rukovodstvo v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya RF ot 12 maya 2020 g. № VB-1011/08 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/740730 67/?ysclid=lantl8ol2c966788035 (data obrashcheniya: 14.08.2022).
11. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya: metodologiya, teoriya i praktika: monogr. / pod red. V.V. Nikolinoj. N. Novgorod, 2021.
12. Potencial obnovlennogo FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya: ocenka i poziciya pedagogi-cheskogo soobshchestva / pod nauchn. red. Yu.S. Tyun-nikova. M., 2022.
13. Primernaya rabochaya programma vospita-niya dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij: M., 2022 [Elektronnyj resurs]. URL: https://xn--80ad rabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ ooy/programma-vospitaniya/ (data obrashcheniya: 14.08.2022).
14. Serikov V.V., Zakieva R.R. Ocenka professio-nal'nogo razvitiya studentov kak instrument upravle-niya kachestvom obrazovaniya v tekhnicheskom vu-ze // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 1. № 2(83). S. 75-86.
15. Smirnova N.V. Individual'nye obrazovatel'-nye marshruty v razlichnyh pedagogicheskih sredah. Dialog v obrazovanii: sb. materialov konf. Ser.: Symposium. SPb., 2002. Vyp. 22.
16. Tryapicyna A.P. Teoriya proektirovaniya obra-zovatel'nyh programm // Peterburgskaya shkola. SPb., 1994. S. 79-90.
17. Frolova S.V., Aksenov S.I. Metodika ocenki effektivnosti professional'noj deyatel'nosti klassno-go rukovoditelya kak instrument upravleniya ego professional'no-lichnostnym razvitiem // Problemy so-vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. № 75(2). S. 316-318.
18. Hutorskoj A.B. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. SPb., 2001.
The trajectories of the personal and professional development of the classroom teacher in the system of the evaluation of the efficiency of his educational activity
The article deals with the issue of designing the trajectories of the professional and personal development of the classroom teacher in the system of the comprehensive assessment of the efficiency of his educational activity. There is revealed the place of the trajectories in the system of the comprehensive assessment of the efficiency of the educational activity, there are presented the approaches and principles that are considered as the methodological basis of the development of the trajectories. The authors define the structure, content and stages of designing of the trajectories of the professional and personal development.
Key words: assessment of efficiency of educational activities of classroom teacher, trajectories of professional and personal development of classroom teacher, individual trajectory of development, classroom teacher.
(Статья поступила в редакцию 22.07.2022)