Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Демышева Алина Станиславовна, Коротун Анна Валериановна

Введение. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации строится многоаспектно, ключевая роль в непрерывном и постоянном сопровождении группы обучающихся, объединённых в одном учебном классе, принадлежит классному руководителю, который целенаправленно осуществляет воспитательные функции в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Цель настоящей статьи состоит в описании и классификации профессиональных затруднений педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования. Материалы и методы. В исследовании применялся авторский инструментарий для изучения профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета на выявление степени затруднений (дефицитов) классного руководства в контексте решения профессиональных задач. Выборка респондентов формировалась случайным образом. Результаты исследования. Проведенный опрос 4487 педагогических работников, выполняющих функции классного руководства из 12 субъектов РФ позволил зафиксировать факт понимания и признания классными руководителями значимости приоритетных национальных задач российской системы образования: создание благоприятного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе, духовно-нравственное развитие, формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся, обеспечение условий для формирования гражданской позиции, ценности и любви к Родине, содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся. При этом среднее значение по выборке получено по вопросу «Оцените по степени значимости задачи вашей деятельности как классного руководителя» имеет наибольшую актуальность по задаче «Создавать комфортный психологический климат в классе» (4,75), а наименьший показатель по задаче «Проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся» (4,52). Заключение. Разработанная авторская методика опроса может быть использована для выявления профессиональных дефицитов классного руководства в отдельных образовательных системах с целью определения дальнейших перспективных разработки по восполнению дефицитов профессиональной деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Демышева Алина Станиславовна, Коротун Анна Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE STUDY OF PROFESSIONAL CLASS SUPERVISION DEFICITS IN THE CONTEXT OF SOLVING PRIORITY NATIONAL TASKS IN THE FIELD OF EDUCATION

Introduction. Educational activities in a general education organization are based on many aspects, the key role in the continuous and constant support of a group of students united in one classroom is played by a class teacher, who purposefully carries out educational functions in order to form and develop a personality in accordance with family and public spiritual, moral and socio-cultural values. The purpose of this article is to describe and classify professional difficulties of teachers engaged in class supervision in general education organizations in the context of the priority national tasks of the Russian education system. Materials and methods. The study used the author's tools to study professional deficits in the activities of teachers engaged in class supervision. To collect empirical data, a questionnaire was used to identify the degree of difficulties (deficits) of class supervision in the context of solving professional tasks. The sample of respondents was formed randomly. Research results. The survey of 4,487 teachers performing class supervision functions from 12 constituent entities of the Russian Federation made it possible to record the fact that class teachers understand and recognize the importance of the priority national tasks of the Russian education system: creation of a favorable psychological climate and ensuring the humanization of interpersonal relations in a class, spiritual-moral development, formation of a stable internal position of students' personality and prevention of deviant behavior in them, provision of conditions for the formation of a civic position, values and love for the Motherland, promotion of the disclosure of students' personal potential. However, the average value for the sample was obtained for the question “Evaluate the tasks of your activity as a class teacher by degree of importance” is most relevant for the task “Create a comfortable psychological climate in a class” (4.75), and the lowest indicator for the task “Carry out work on prevention deviant behavior in students” (4.52). Conclusion. The developed author's survey methodology can be used to identify professional class supervision deficits in individual educational systems in order to determine further promising developments to fill the deficits in the professional activities of teachers engaged in class supervision.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 371.123

М. В. Бывшева, А. С. Демышева, А. В. Коротун

Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования

Введение. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации строится многоаспектно, ключевая роль в непрерывном и постоянном сопровождении группы обучающихся, объединённых в одном учебном классе, принадлежит классному руководителю, который целенаправленно осуществляет воспитательные функции в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Цель настоящей статьи состоит в описании и классификации профессиональных затруднений педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

Материалы и методы. В исследовании применялся авторский инструментарий для изучения профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета на выявление степени затруднений (дефицитов) классного руководства в контексте решения профессиональных задач. Выборка респондентов формировалась случайным образом.

Результаты исследования. Проведенный опрос 4487 педагогических работников, выполняющих функции классного руководства из 12 субъектов РФ позволил зафиксировать факт понимания и признания классными руководителями значимости приоритетных национальных задач российской системы образования: создание благоприятного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе, духовно-нравственное развитие, формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся, обеспечение условий для формирования гражданской позиции, ценности и любви к Родине, содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся.

При этом среднее значение по выборке получено по вопросу «Оцените по степени значимости задачи вашей деятельности как классного руководителя» имеет наибольшую актуальность по задаче «Создавать комфортный психологический климат в классе» (4,75), а наименьший показатель по задаче «Проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся» (4,52).

Заключение. Разработанная авторская методика опроса может быть использована для выявления профессиональных дефицитов классного руководства в отдельных образовательных системах с целью определения дальнейших перспективных разработки по восполнению дефицитов профессиональной деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

Ключевые слова: образование, воспитание, общеобразовательная организация, классный руководитель, деятельность классного руководителя, классное руководство, профессиональные дефициты классного руководства

Ссылка для цитирования:

Бывшева М. В., Демышева А. С., Коротун А. В. Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 95117. 10.32744/р$е.2022.2.6

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 21 November 2021 Published: 30 April 2022

M. V. BYVSHEVA, A. S. Demysheva, A. V. Korotun

The results of the study of professional class supervision deficits in the context of solving priority national tasks in the field of education

Introduction. Educational activities in a general education organization are based on many aspects, the key role in the continuous and constant support of a group of students united in one classroom is played by a class teacher, who purposefully carries out educational functions in order to form and develop a personality in accordance with family and public spiritual, moral and socio-cultural values.

The purpose of this article is to describe and classify professional difficulties of teachers engaged in class supervision in general education organizations in the context of the priority national tasks of the Russian education system.

Materials and methods. The study used the author's tools to study professional deficits in the activities of teachers engaged in class supervision. To collect empirical data, a questionnaire was used to identify the degree of difficulties (deficits) of class supervision in the context of solving professional tasks. The sample of respondents was formed randomly.

Research results. The survey of 4,487 teachers performing class supervision functions from 12 constituent entities of the Russian Federation made it possible to record the fact that class teachers understand and recognize the importance of the priority national tasks of the Russian education system: creation of a favorable psychological climate and ensuring the humanization of interpersonal relations in a class, spiritual-moral development, formation of a stable internal position of students' personality and prevention of deviant behavior in them, provision of conditions for the formation of a civic position, values and love for the Motherland, promotion of the disclosure of students' personal potential.

However, the average value for the sample was obtained for the question "Evaluate the tasks of your activity as a class teacher by degree of importance" is most relevant for the task "Create a comfortable psychological climate in a class" (4.75), and the lowest indicator for the task "Carry out work on prevention deviant behavior in students" (4.52).

Conclusion. The developed author's survey methodology can be used to identify professional class supervision deficits in individual educational systems in order to determine further promising developments to fill the deficits in the professional activities of teachers engaged in class supervision.

Keywords: education, upbringing, general education organization, class teacher, class teacher's activities, class supervision, professional class supervision deficits

For Reference:

Byvsheva, M. V., Demysheva, A. S., & Korotun, A. V. (2022). The results of the study of professional class supervision deficits in the context of solving priority national tasks in the field of education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 95-117. doi: 10.32744/pse.2022.2.6

_Введение

е современных условиях развития отечественного образования посредством декларирования подчеркивается особая значимость воспитания подрастающего поколения и молодежи. Так, в послании президента Российской Федерации Федеральному собранию от 15 января 2020 года [1] указывается, что воспитание современного подрастающего поколения должно рассматриваться как приоритетная федеральная функция. В этой связи подчеркивается роль классного руководителя, большая значимость его работы в воспитании школьников.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [2] воспитание рассматривается как государственный стратегический приоритет, отсюда возрастает роль классного руководителя как субъекта воспитания обучающихся. Стратегия - это долгосрочный документ, направленный на воспитание образованной, высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в разнообразных социально значимых видах деятельности и общения; документ, определяющий цели, задачи, содержание воспитательной работы с обучающимися.

Необходимыми ориентирами для понимания функции классного руководителя являются «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» от 12 мая 2020 года [3] и Федеральный закон от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [4]. Данные источники декларируют следующие приоритетные задачи в работе классных руководителей: создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, адекватной личностной позиции по отношению к негативным социальным явлениям (деструктивные сетевые сообщества, кибербуллинг, употребление различных веществ, способных нанести вред здоровью человека и т.п.), развитие духовно-нравственных качеств, основанных на общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностях и др.

Также в методических рекомендациях Министерства просвещения РФ [3] указывается цель деятельности классного руководителя - «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе». Исходя из этих актуальных на сегодняшний день рекомендаций, классный руководитель - это не только создатель благоприятного климата и гарант безопасной образовательной среды, но и тот значимый взрослый, который, тесно взаимодействуя с детьми, учит их конструктивному общению, разрешает межличностные конфликты, мотивирует, контролирует, помогает.

Основываясь на результатах анализа российских нормативно-правовых актов и научных источников, Николина В.В. и авт. отмечают, что «современный классный руководитель становится руководителем класса, ориентированным на управление ресурсами, условиями, изменениями, происходящими в классе, реализует новые позиции: организатор сотрудничества, навигатор образовательных возможностей школы и

местопроживания, модератор, наставник, игротехник консультант семьи, проектировщик индивидуального образовательного маршрута» [5, с.571].

Ching-Leung-Lung [6] рассматривает роль классного руководителя как наставника и консультанта, направляющего и стимулирующего активную деятельность обучающихся, на развитие их личностного роста, создание позитивной культуры в классе; O. Vasilachi, T. Rusnac [7] считают, что классный руководитель является лидером организации и управлении образовательным процессом в классе. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и обучающимся зависит поведение ребенка. Исследования A. M. Loomis, S. Freed, R. Coffey описывают влияние негативного поведения коллектива класса на поведение подростков. В этой ситуации учителю может быть трудно воспринимать ребенка позитивно или выстраивать образовательные отношения с этим учеником, тем самым еще больше увековечивая цикл негативного взаимодействия в отношениях «учитель-ученик» [8].Таким образом, деятельность классного руководителя в общеобразовательной организации многофункциональна: она направлена на организацию и координацию воспитательной работы в классном коллективе, его сплочение, формирование положительного эмоционально-психологического климата в детской среде, установление контактов с семьями учащихся; на выполнение других функций, предусмотренных нормативными документами.

При этом большинство педагогов, осуществляющих функцию классного руководителя, как отмечает Козьмина Л.Б., имеют большую предметную нагрузку из-за дефицита учительских кадров. Переутомление педагогов вследствие большой нагрузки имеет негативные взаимосвязанные последствия: снижение трудовой мотивации и качества преподавания, эмоциональное выгорание педагога, утрата смыслов и ценностей педагогической деятельности и др. [9, с.100]. И в связи с этим в деятельности классного руководителя могут возникнуть затруднения в выполнении профессиональных задач. Здесь важно создание той образовательной и воспитывающей среды в образовательной организации, в которой педагог мог самореализовываться и находить пути для самообразования, что поможет ему в преодолении трудностей в профессиональной деятельности. Исследования G. Torres-Cladera, N. Simó-Gil, L. Domingo-Peñafiel, V. Amat-Castells определяют юридические, управленческие и трудовые факторы как важнейшие в создании пространства, в котором педагог может восполнить ресурсы для профессионального, методического и личностного развития [10].

Не менее важными факторами успешной деятельности педагога, выполняющего функции классного руководителя, является создание благоприятных условий для развития и становления личности обучающегося и формирования комфортного климата в детском коллективе. Проведенное исследование командой ученых J. Expósito-López и соавт. доказывает необходимость построения системы непрерывного сопровождения обучающихся для сохранения благополучия детей в образовательной среде. Авторы подчеркивают необходимость использования элементов психолого-педагогического сопровождения как ценного инструмента для предотвращения ситуаций школьного выгорания у обучающихся и создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, а также важность использования этого инструмента для увеличения эффективности в решении учебных задач [11]. Безусловно, главным держателем инструментов по формированию благоприятного психологического климата в современном образовании является классный руководитель.

Успешность и эффективность работы классного руководителя во многом определяется пониманием ценности классного руководства как особого вида педагогической

деятельности, направленной на социализацию и воспитание обучающихся, и необходимости его осуществления в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования. При этом решение приоритетных национальных задач воспитания достигается в инвариантной части классного руководства, включающей минимально необходимый состав действий по решению базовых (традиционных и актуальных) задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.

Обновление понимания сущности классного руководства в соответствии с государственно-общественным запросом, целями и задачами, принципами воспитания подрастающего поколения, зафиксированными в актуальных нормативных и программных документах, требует комплексного научного изучения и разработки путей совершенствования деятельности классного руководителя. Необходимо проведение научного исследования для выявления и конкретизации дефицитарных полей классного руководства.

В 2021 году, приступая к изучению классного руководства в субъектах Российской Федерации в рамках НИР «Деятельность классного руководителя, направленная на решение приоритетных национальных задач в области образования: дефициты и универсальные способы их восполнения», реализуемой специалистами УрГПУ по заказу Министерства просвещения России, научный коллектив обозначил исследование профессиональных дефицитов уже работающих классных руководителей в качестве одной из актуальных проблем обеспечения российской системы образования кадрами.

Анализ научных публикаций показывает, что нет однозначного подхода к изучению деятельности классного руководителя и уточнению ее содержания на современном этапе в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

Цель настоящей статьи состоит в выявлении профессиональных затруднений, с которыми сталкиваются педагогические работники российских общеобразовательных организаций, осуществляющие классное руководство, а также в опыте классификации выявленных профессиональных дефицитов классного руководства в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

_Материалы и методы

Исследования А. Н. Леонтьева [12], А. А. Марголиса [13], В. А. Ясвина [14] и др. составляют теоретико-методологическую базу при решении приоритетных национальных задач в практике российской системы образования:

• системно-деятельностный подход определяет рассмотрение деятельности классного руководителя как сложную управляемую систему взаимосвязанных функций и профессиональных задач как основных компонентов взаимодействия с классом;

• аксиологический подход обеспечивает важность понимания профессионально значимых воспитательных ценностей в деятельности классного руководителя, направленной на включение общепризнанных гуманистических целей воспитания; знания современных теорий, концепций воспитания, психологических возрастных особенностей учащихся; признание важным для себя, своей профессиональной деятельности базовых качеств личности воспитателя - доброты,

уважительного отношения к воспитаннику, честности, справедливости, трудо-

/-- и и ^ V и

любия, умения наити индивидуальным подход к ребенку; устоичивыи интерес классного руководителя к воспитанникам, их родителям, коллегам-учителям, ответственное отношение к своеИ воспитательном деятельности;

• компетентностный подход ориентирует на выделение компетенции педагогических работников, необходимых для взаимодействия со всеми субъектами образовательных отношений в процессе выполнения функций классного руководства и для достижения инвариантных и вариативных задач в образовательной системе общеобразовательной организации;

• социально-педагогический подход основывается на ведущей идее всего образовательного процесса, предполагающей, что усилия педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей, должны быть направлены на позитивную социализацию обучающихся, развитие у них нравственного и духовного потенциала личности, на формирование у детей и подростков умения строить благоприятные межличностные отношения, на выявление склонностей и интересов у обучающихся с дальнейшим развитием у них индивидуальных способностей;

• средовой подход поддерживает проектирование и продуцирование воспитательного результата в деятельности классного руководителя в соответствии с социокультурными условиями и с учетом возможностей среды, комплиментарных потребностям обучающегося таким образом, чтобы средовой фактор воспитательной системы стал мотивирующим для активной созидательной деятельности и субъектной позиции обучающихся.

Обозначенные научные подходы в своей совокупности позволяют сформулировать систему принципов для изучения профессиональных дефицитов классного руководства. К таким принципам мы относим: принцип целостности и системности; стандартизации; принцип ориентированности на профессиональное совершенствование классного руководителя; принцип гуманистической направленности (в центре внимания классного руководителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность).

Данные подходы и принципы позволили определить используемые в исследовании теоретические методы - теоретический анализ научных источников отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, обобщение; эмпирические методы - анкетирование (разработка авторской анкеты), метод графического представления результатов, методы математической и статистической обработки данных.

В части требований к обработке эмпирических данных дополнительно к указанным принципам применялись правила репрезентативности выборки и использования методов математической обработки данных для достижения наибольшей объективности при их интерпретации.

Эмпирическая часть исследования построена с применением метода опроса, а также анализа продуктов деятельности, полученных при выполнении респондентами кейсовых заданий.

Объектом исследования является профессиональная деятельность классных руководителей общеобразовательных организаций.

Предметом исследования выступают профессиональные дефициты в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в современной отечественной общеобразовательной организации.

Основополагающими концепциями для конструирования опросника стали положения:

• деятельностной теории А.Н. Леонтьева [12];

• исследования, посвященные организации деятельности классного руководителя: так О. В. Кузнецкая [15] определяет цель, задачи, функции классного руководителя; В. П. Сергеева [16] - роль классного руководителя в воспитательной системе школы; Л. М. Тафинцева [17] - модель формирования готовности педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя; П. В. Шевченко [18] - качественные отличия профессиональной деятельности классного руководителя в сравнении с учителем-предметником; О.А. Веденеева и др. [19] - содержание планирования и основные формы воспитательной работы в деятельности классного руководителя;

• исследования, посвященные определению критериальной базы эффективности деятельности классного руководителя, а именно исследования О. Н. Антоновой [20], В. В. Николиной и др. [5].

Исследование проводилось в несколько этапов с применением авторского инструментария сбора и обработки эмпирических данных, позволяющего выявить и классифицировать профессиональные дефициты классного руководства в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

На первом (подготовительном) этапе исследования на основе анализа приоритетных задач отечественной системы образования были выделены следующие актуальные профессиональные задачи, решаемые классным руководителем в постоянном взаимодействии с обучающимися, родителями, коллегами:

• создание комфортного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе;

• духовно-нравственное развитие обучающихся;

• формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся;

• обеспечение условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине;

• содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации.

На втором (диагностическом) этапе исследования разработан авторский инструментарий для изучения профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Для сбора эмпирических данных применялась онлайн анкета, содержащая пять блоков вопросов, позволяющих выявить степень затруднений (дефицитов) классного руководства в контексте решения указанных выше актуальных профессиональных задач. Все вопросы построены таким образом, чтобы респонденты смогли отметить возможные затруднения при решении профессиональных задач классного руководства с учетом трех компонентов деятельности: знание содержания научных источников и нормативных документов; проектирование ситуаций, в том числе проведение педагогической диагностики; применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в работе с коллективом класса. Дополнительно к анкете респондентам предлагалось выполнить два кейс-задания, которые содержали проблемные ситуации взаимодействия классного руководителя и обучающегося в процессе непосредственного общения в классе и общения в цифровой образовательной среде общеобразовательной организации.

Именно анализ ответов респондентов на вопросы кейс-задания позволил выявить степень готовности классных руководителей к выполнению профессиональных задач с учетом моделируемого контекста среды общеобразовательной организации.

На третьем (аналитическом) этапе исследования был проведен онлайн опрос респондентов, включающий анкетирование и выполнение кейсов. Выборка формировалась случайным образом. В исследовании приняло участие 4487 человек из 12 регионов Российской Федерации: Свердловская область, Курганская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ульяновская область из двух Федеральных округов Российской Федерации (Уральский Федеральный округ, Приволжский Федеральный округ). Всего было опрошено 4487 педагогических работников, выполняющих функции классного руководства из 12 субъектов РФ: Челябинская область (1298 человек); Забайкальский край (18 человек); Ульяновская область (109 человек); Курганская область (116 человек); Республика Башкортостан (2494 человек); Республика Ингушетия (1 человек); Липецкая область (1 человек); Свердловская область (375 человек); Нижегородская область (91 человек); Ямало-Ненецкий автономный округ (71 человек); Новгородская область (1 человек); Воронежская область (15 человек).

Основную группу респондентов составили женщины (95%). Средний возраст по выборке - 44 года. Средний показатель по общему стажу работы - 22 года. Средний показатель по педагогическому стажу - 24 года. Средний показатель стажа работы в качестве классного руководителя (полных лет) - 16 лет. В число респондентов входило 1803 (40,2%) педагогических работника сельских школ и 2684 (59,8%) педагогических работников городских общеобразовательных организаций.

На четвертом (оценочно-результативном) этапе исследования были изучены эмпирические данные с применением методов математической обработки результатов, а также сформированы ключевые выводы.

_Результаты

Остановимся подробнее на отдельных результатах анкетирования с кейс-заданиями, которые представляют наибольшую ценность в рамках настоящего исследования для изучения профессиональных дефицитов классного руководства.

1. Оценка классными руководителями степени значимости профессиональных задачи в работе с классом в общеобразовательной организации.

Респондентам было предложено оценить по степени значимости основные задачи классного руководства, которые они выполняют в повседневной работе с классом в условиях общеобразовательной организации:

• создавать комфортный психологический климат и обеспечивать гуманизацию межличностных отношений в классе;

• проводить работу по духовно-нравственному развитию обучающихся;

• способствовать устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся;

• обеспечивать условия для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине;

• содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, их личностной самореализации.

На основании анализа ответов респондентов актуальные задачи классного руководства могут быть ранжированы по степени значимости по пятибалльной шкале (см. рис. 1).

Оцените по степени значимости задач л вашей деятельности как классного

руководителя

СвдейивэЕать раскрытию личнэстюгз потенциала к1 самореал «за цин обучающихся

Э&еспгчк'ЕатьуслэЕк'ч дпчфэрмурэЕанип у обучающихся ГраНДЗНСКОЙ ПОЗИЦИИ, ЛЮЁВИ К РОДИНЕ

ПрэЕсдуть ра&оту пэ прэфилактикЕ отклоняющегося поведения обучающихся

Проездить работу по духов но-нравственному раавитию обучающихся

Создавать комфортный психологический климат е классе

4,61

4.5!

4. 52

4,5£

4.75

■ Среднее енэчение по Еыборке

Рисунок 1 Оценка значимости задач деятельности классными руководителями

По мнению классных руководителей, имеет наибольшую актуальность и требует немедленных действий в работе с классом задача создания комфортного психологического климата в классе (4,75). На второе место по степени значимости респонденты ставят задачу содействия раскрытию личностного потенциала и самореализации обучающихся (4,61). Задачи обеспечения условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, любви к Родине и проведения работы по духовно-нравственному развитию обучающихся опрошенные классные руководители считают равнозначными (4,56) и ставят их на третье место в своей работе. Задача «проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся» находится на последнем месте ранговой шкалы (4,52).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что в целом по выборке респонденты указывают на высокую значимость всех заявленных профессиональных задач классного руководства в контексте обеспечения образовательной деятельности с обучающимися в общеобразовательной организации. И только не более 1,5% опрошенных классных руководителей указывают, что заявленные в опросе задачи классного руководства для них не являются значимыми.

2. Выявление профессиональных дефицитов классных руководителей в решении профессиональных задач в работе с классом в общеобразовательной организации.

2.1. Задача создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе является приоритетной, что подтверждается детальным анализом эмпирических данных. Однако, педагогические работники, выполняющие функции классного руководства, в разной степени глубины готовы к ее выполнению (результаты представлены на рисунке 2).

Создание комфортного психоткхичесиого климата н гуманизации межличнмлньк

отношений в классе

Изучаю псинолого-педагогическую литературу по вопросам гуманизации межличностных отношений

Прохожу обучение и/или

занимаюсь самообразованием по вопросам этики, общения

Консультируюсь с

профильными специалистами по возникающим.

и командообразоЕання трудностям/конфликтам

Анализирую сложившуюся ситуацию и выбираю оптимальную стратегию для разрешения ко нфл и ктов в кл ассе

1 - не езжнс I 2 -не значимо ■ 3 - имеет некоторую евжнссть I 4-евжнс ■ 5 - очень езжнс

Рисунок 2 Оценка классными руководителями задачи создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе

Были проанализированы четыре компонента деятельности классного руководителя, определяющие успешность решения задачи создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе.

По компоненту «изучаю психолого-педагогическую литературу по вопросам гуманизации межличностных отношений» 53% респондентов отмечают, это действие необходимым, 34% опрошенных считают, что работа с литературой поможет повысить эффективность деятельности классного руководителя при создании комфортного психологического климата в классе. Вместе с тем 13% опрошенных классных руководителей не считают важной работу с литературой, полностью полагаются лишь на опыт в деле создании комфортного психологического климата в классе, нивелируют опору на научные источники.

По компоненту «обучение и самообразование по вопросам этики, общения и ко-мандообразования» 58% опрошенных респондентов отметили, что считают важным и очень важным обучение и / или самообразованием по вопросам этики, общения и командообразования для дополнительного погружения в данную актуальную тему. 28% респондентов считают, что самообразование по данному вопросу имеет лишь некоторую важность, а 14% практикующих классных руководителей не придают значения проработке задачи обеспечения этики взаимодействий и эффективного общения в классе с использованием обучающих материалов, в том числе путем самообразования, иными словами ситуативно включаются в освоение вопросов этики и общения с классом и всеми субъектами образовательного процесса, обеспечивающими социализацию обучающихся и выполнение воспитательной программы класса.

По компоненту «консультации с профильными специалистами по возникающим трудностям / конфликтам» 63% респондентов отметили высокую значимость совместной проработки с коллегами вопросов создания комфортного психологического кли-

мата и гуманизации межличностных отношений в классе. 23% опрошенных придают консультациям лишь некоторую важность, 14% респондентов либо считают эту форму работы не значимой, либо вообще ее игнорируют, считая ее неважной.

По компоненту «анализирую сложившуюся ситуацию и выбираю оптимальную стратегию для разрешения конфликтов в классе» опрошенные классные руководители в большей мере продемонстрировали компетентность через фиксацию высокой степени значимости данного пути решения задачи создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе. 86% практикующих классных руководителей подчеркивают высокое значение деятельностного характера в работе с классом через урегулирование межличностных отношений в коллективе класса. 10% респондентов показывают, что разрешение конфликтов в классе на основе анализа сложившейся ситуацию малозначительно. При этом выявлена часть выборки - 4% опрошенных классных руководителей, которые указывают, что анализ сложившейся ситуации и выбор оптимальной стратегии для разрешения конфликтов в классе не имеют значения в классном руководстве.

Таким образом, респонденты указали, что в большей мере для создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе они ориентированы на решение уже назревших проблем социализации обучающихся через анализ сложившейся ситуации и реализацию оптимальной стратегии для разрешения конфликтов в классе. Классные руководители реже прибегают к консультациям с коллегами и очень редко используют для выполнения задачи создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе опору на научные источники, нормативные и программные документы. В связи с этим можно утверждать, что педагогические работники, осуществляющие классное руководство, чаще всего решают лишь краткосрочные сиюминутные (оперативные) задачи социализации, не ориентируются на решение приоритетных национальных задач в области образования. Это связано с тем, что они не всегда осведомлены и не знакомы с их содержанием в контексте актуальных нормативных и программных документов, определяющих развитие отечественной системы образования.

2.2. Задача духовно-нравственного развития обучающихся по-разному принимается классными руководителями к реализации. Несмотря на то, что только 36 респондентов (менее 0,8%) указали, что эта задача является полностью неважной, 109 респондентов (2,4%) отмечают эту задачу как не значимую (см. рис. 3). В совокупности это составляет 3,2% опрошенных классных руководителей, которые не придают значения, а значит не реализуют глубину задачи духовно-нравственного развития обучающихся в условиях общеобразовательной организации.

Анализ компонентов деятельности классного руководителя, определяющих эффективность духовно-нравственного развития обучающихся показал, что участники опроса - практикующие классные руководители - наибольшее значение придают проектированию и проведению воспитательных мероприятий различного характера.

Так, по компоненту «инициирую и принимаю участие в общешкольных социально значимых мероприятиях совместно с обучающимися и родителями» 76% респондентов отметили высокое значение такой работы классного руководителя. 19% участников опроса считают, что общешкольные мероприятия имеют некоторую важность, а 5% респондентов не придают им значения и считают их не важными в деле духовно-нравственного развития обучающихся.

Духовно-нравственное развитие обучающихся

Анализирую специальную Изучаю нормативные Инициирую и принимаю Разрабатываю и реализую л ите р атуру и а Етор итетные докуме нты и п р о гр а м.м.ы уч а сти е в обще ш кол ь н ых в кл ассе ное ы е сцен арии сете вые ресурсы по воспитания детей и социальнозначим.ых мероприятий попривитию вопросам воспитания на подросткоЕ мероприятилнсовм.естно с обучающимся

основе ценностного обучающим.ии традиционных духовных

подхода родителями ценностей

■ 1-неевжнс I 2-не значимо ■ 3 - имеет некоторую важность 4-еажнс ■ 5 - очень важно

Рисунок 3 Оценка классными руководителями задачи духовно-нравственного

развития обучающихся

По компоненту «разрабатываю и реализую в классе новые сценарии мероприятий по привитию обучающимся традиционных духовных ценностей» 72% участников опроса указали на высокую значимость и важность специальной педагогической работы по обновлению планов сценариев воспитательных мероприятий, адресованных классному коллективу. 21% респондентов считают, что разработка и реализация в классе новых сценариев мероприятий по привитию обучающимся традиционных духовных ценностей имеет лишь некоторую важность, а 7% участников опроса вообще не придают значения такой работе классного руководителя и не стремятся обновлять практику работы с классом при проведении мероприятий, предназначенных для трансляции традиционных духовных ценностей у подрастающего поколения.

По компонентам «изучаю нормативные документы и программы воспитания детей и подростков» и «анализирую специальную литературу и авторитетные сетевые ресурсы на основе ценностного подхода» 10% и 11% респондентов соответственно не придают значения работе с первоисточниками для решения задачи духовно-нравственного развития обучающихся. 26% и 33% респондентов соответственно считают малозначительной работу по изучению нормативных документов и программ воспитания детей и подростков и анализу специальной литературы и авторитетных сетевых ресурсов на основе ценностного подхода. Большее число практикующих классных руководителей, принявших участие в опросе, придают значение изучению нормативных документов и программ воспитания детей и подростков (61%) в отличии от работы по изучению нормативных документов и программ воспитания детей (54%).

Таким образом, участники опроса отметили, что решение задачи духовно-нравственного развития обучающихся в основном строится как последовательность традиционных общешкольных мероприятий, а классные руководители обеспечивают

участие в них обучающихся класса. Реже классные руководители разрабатывают и реализуют в классе новые сценарии мероприятий по привитию обучающимся традиционных духовных ценностей. Вместе с тем, около половины педагогических работников, выполняющие функции классного руководства, считают малозначимым или не значимым вообще проектирование и проведение мероприятий с учетом содержания актуальных нормативных документов и программы воспитания детей и подростков, а также с применением анализа на основе ценностного подхода и специальной литературы и авторитетных сетевых ресурсов. В связи с этим можно утверждать, что педагогические работники, выполняющие функции классного руководства в общеобразовательной организации, настроены на фрагментарное участие в реализации воспитательной программы школы, а педагогическую задачу духовно-нравственного развития обучающихся решают при внешней административной стимуляции, редко прибегают к отбору, разработке и применению новых сценариев мероприятий по привитию обучающимся традиционных духовных ценностей.

2.3. Задача способствовать устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся решается классными руководителями через создание специальных условий в работе с классом. В целом по выборке респонденты ставят решение данной задачи на последнее место в ряду всех приоритетных задач классного руководства (см. рис. 4).

Создание условий по формированию устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактике отклоняющегося поведения обучающихся

100%

90% 80% 70% 50% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Изучаю нормативные Принимаю 'расти ев Реализую-меры Изучаю динамику и

документы им.атЕриалы потфсфмациоьмюбучаклц^к профилактики выявляю причины

вопросам социализации мероприятиях по воп росам. деструктивн ого пов^^нил и нарушении посещаемости,

обучающихся и профилактики их отклоняющегося пс веде ни ч

социализации обучающихся, в т.ч. е

формате межведомстве н н ого взаим.одействия

употребления веществ, успеваемости и нарушении способных нанести вред норм, поведения в классе здоровью, бт.ч. в цифровой среде

I 1 - не важно ■ 2 - не значимо I 3 - имеет некоторую важность 4-важно ■ 5 - очень важно

Рисунок 4 Оценка классными руководителями задачи способствовать устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося

поведения обучающихся

При создании условий по формированию устойчивой внутренней позиции личности обучающихся и профилактике отклоняющегося поведения обучающихся практикующие педагогические работники, выполняющие функции классного руководства, чаще всего изучают динамику и выявляют причины нарушений посещаемости, успеваемости и нарушений норм поведения в классе, что отметили 83% респондентов. При этом реализуют меры по профилактике деструктивного поведения и употребления веществ, способных

нанести вред здоровью 74% респондентов. Примерно 58% опрошенных классных руководителей отметили, что для них важно и очень важно принимать участие в информационно-обучающих мероприятиях по вопросам социализации обучающихся, в том числе в формате межведомственного взаимодействия и изучать нормативные документы по вопросам социализации обучающихся и профилактике их отклоняющегося поведения.

Необходимо подчеркнуть, что в целом по выборке незначимой и неважной работу

w i v v v f

по созданию условий по формированию устойчивой внутренней позиции личности обучающихся и профилактике отклоняющегося поведения обучающихся признают существенное число практикующих классных руководителей, принявших участие в опросе. Так, изучение нормативных документов по вопросам социализации обучающихся и профилактике их отклоняющегося поведения и участие в информационно-обучающих мероприятиях по вопросам социализации обучающихся, в том числе в формате межведомственного взаимодействия. Не считают эффективной работу в части изучения динамики и выявления причин нарушений посещаемости, успеваемости и нарушений норм поведения в классе около 5% респондентов, а реализацию мер по профилактике деструктивного поведения и употребления веществ, способных нанести вред здоровью примерно 8% респондентов.

Таким образом, важнейшая приоритетная задача создания условий для формирования устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся участниками опроса воспринимается как непродуктивная, а значит можно утверждать, что уровень профессиональных компетенций опрошенных классных руководителей не соответствует запросу государства и общества, при этом в деятельности классных руководителей выявляются дефициты ценностного принятия данной профессиональной задачи к исполнению в рамках профессионального профиля классного руководителя. А также можно констатировать низкую осведомленность классных руководителей по вопросам формирования устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения, поскольку существенно большое число респондентов опроса отметили, что не обращаются к нормативным документам, научным материалам, а также не осведомлены и не принимают участие в программах межведомственного взаимодействия, обеспечивающих первичную профилактику отклоняющегося поведения обучающихся, и не обладают достаточным уровнем компетенций для включены в совместную работу всех субъектов образовательного процесса с целью формирования устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся.

2.4. Задача обеспечивать условия для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине в целом по мнению респондентов является актуальной для реализации в современной общеобразовательной школе.

Среднее значение по выборке опрошенных классных руководителей по вопросу «Для создания условий по формированию у обучающихся гражданской позиции и любви к Родине, Я» имеет наибольшую актуальность компонент педагогической деятельности «вовлекаю обучающихся в социально-значимую деятельность, ученическое самоуправление, патриотические акции», что отметили 82% респондентов (рисунок 5). А наименьший показатель имеет компонент «прохожу обучение на курсах и семинарах, самостоятельно изучаю нормативные документы по вопросам формирования у обучающихся гражданской позиции и любви к Родине», лишь 72% респондентов отметили этот компонент как важный и очень важный.

Создание условий по формированию у обучающихся гражданской позиции и любви к Родине

100% 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

П равашуобучение г-а курсах н ВоБле-гаю обучающимся 5 Организую экскурсии- Изучаю совместно сдегэ^и

г~гдтц11¥. I—||1Г гп"п~|Ц|| |г изучаю оцвитванцп деятсг эг-эггэ, астрой с ннгсресньиыи людьмидя 1-утератург-ье н

норлптчсньк документе по учен»«ское самоуп раЕлеь м^. формировния у обучающимся кинелстографжеские источники по

роп рс^ам формиротния у ттриоп*4еские а^ции акгнЕнои гражданской позиции- формироинию у обучающимся

обучающимся гражданской позиции чувста отаетотаенносги за сбою чувсга пр»асгност к историко-

и любси к Роди 1-е Прагу культурной общности российского

г-ародд, ниса неприятие попыток пересмотра исторжескнх оа-тоз

■ 1-не важно I 2 - не значимо ■ 3 - имеет некоторую важность 4-важно ■ 5 - оче-нь важно

Рисунок 5 Оценка классными руководителями задачи обеспечивать условия для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине

Компоненты педагогической деятельности практикующих классных руководителей «организую тематические экскурсии, встречи с интересными людьми для формирования у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну» и «изучаю совместно с детьми литературные и кинематографические источники по формированию у обучающихся чувства причастности к историко-культурной общности своего народа, включая непринятие попыток пересмотра исторических фактов» респондентами опроса обозначены как важные и очень важные в 78% и 68% случаев соответственно.

Анализ данных показывает, что классные руководители в целом стремятся обеспечивать условия для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине, вместе с тем они в большинстве случаев полагаются на возможности социально значимой деятельности, возможности органов ученического самоуправления, патриотические акции, т.е. на внешние мероприятия и события, которые организуются в широком социальном контексте. Однако создание условий по формированию у обучающихся гражданской позиции и любви к Родине предполагает обращение к смыслам такой деятельности, понимание самим классным руководителем глубины воспитательной работы по формированию ценности гражданственности и патриотизма у обучающихся. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что выявленная в рамках опроса невысокая доля респондентов (примерно 70%), применяющих в практике событийный подход для создания условий активизации направлений гражданского и патриотического воспитания, указывает на дефициты компетенций классных руководителей в части проектирования воспитательных разработок и сценариев, обеспечивающих становление ценностей гражданственности и патриотизма у обучающихся на общедоступном и исторически выверенном материале, а также с привлечением авторитетных персон и значимых участников исторических и социальных событий.

2.5. Задача содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации респондентами опроса указана как необходимая и востребованная в практике современной общеобразовательной школы. Это подтверждается тем, что более 75% респондентов опроса считают ее важной при выполнении функций классного руководства (см. рис. 6).

Содействие раскрытию'личности ого потенциала обучающихся, их личностной самореализации

Изучаю психолого- Осваибэк; современне Организую просбетительские Отбирэюметоды и приемы пс

п е да гогич ее кую л итературт по бос п итател ьни е п ракти ки длл ме рс п рилтил длл редител ей с форм.и р о ьэ н и юу

вопросам, развития лтногти в раскрытия индивидуально- целью повышенил их обучающихся активной

детском, подросткгжом, личностных способностей и педагогической социальной позиции на

юношеском, возрасте таланта обучающихся компетентности по вопросам, основе личностного подхода

личностного развития детей, подростков, юношей

■ 1-не важно ■ 2 - не значимо I 3 - имеет некоторую важность 4- важно ■ 5 - очень важно

Рисунок 6 Оценка классными руководителями задачи содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации

Среднее значение по выборке педагогов имеет наибольшую актуальность по компоненту «отбираю методы и приемы по формированию у обучающихся активной социальной позиции на основе личностного подхода», на что указали около 80% опрошенных педагогов, реализующих функции классного руководства в современной школе. А наименьший показатель по компоненту «изучаю психолого-педагогическую литературу по вопросам развития личности в детском, подростковом, юношеском возрасте». Эти результаты подтверждаются тем, что около 75% респондентов считают важным прорабатывать специальную литературу по вопросам возрастной психологии и педагогики, а также по вопросам индивидуального и личностного развития обучающихся. Для содействия раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации наименьшее количество респондентов выбрало ответ «не важно» (2%), а наибольшее количество отметило «важно» (39%) по компоненту «осваиваю современные воспитательные практики для раскрытия индивидуально-личностных способностей и талантов обучающихся» (42% по всей шкале). Так же в части решения профессиональной задачи раскрытия личностного потенциала обучающихся, их личностной самореализации педагогические работники, осуществляющие классное руководство, придают существенное значение отбору специальных методов и приемов по формированию у обучающихся активной социальной позиции на основе личностного подхода и организации просветительских мероприятий для родителей с целью повышения их педагогический компетентности по вопросам личностного развития детей, подростков, юношей. В рамках опроса 76% и 80% респондентов соответственно выделили данные компоненты как значимые.

Таким образом, участники опроса считают значимой приоритетную задачу «содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации» и ориентированы на ее решение в деятельностном плане с акцентом на освоение и применение в профессиональной деятельности классного руководителя новых методов и приемов, современных воспитательных практик для раскрытия личностного потенциала. Вместе с тем участники опроса отмечают недостаточную значимость просветительской работы с родителями для решения задачи содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации, что может быть связано с недостаточной подготовленностью педагогических работников, осуществляющих классное руководство как данному направлению работы с родителями. Также важно отметить, что участники опроса не видят значимости в работе с литературой по вопросам развития личности обучающихся и раскрытия их личностного потенциала, что в свою очередь затрудняет критическое осмысление современных научных фактов и опыта, изложенного в психолого-педагогических источниках, для создания условий, обеспечивающих раскрытие личностного потенциала обучающихся, их личностную самореализацию.

3. Изучение готовности классных руководителей к выполнению профессиональных задач с учетом моделируемого контекста среды общеобразовательной организации

В авторскую методику опроса были включены два кейса деятельности классного руководителя, в которых моделировался контекст среды образовательной организации.

Анализ полученных данных при выполнении педагогами кейса на тему индивидуальной помощи обучающему в академической ситуации, позволяет заключить, что респонденты выбирают деятельностные формы помощи в решении трудных ситуаций индивидуального сопровождения обучающегося как наиболее значимые. В частности, для повышения академической успешности обучающегося респонденты выбирают как значимую форму включение обучающегося в групповую работу на уроке (78% респондентов), применение технологии формирующего оценивания (69% респондентов). Для повышения результативности учения обучающегося более 78% респондентов будут контролировать заполнение портфолио обучающегося и помогать в накоплении его творческих работ, а также помогут составить график учебной занятости обучающегося, чтобы оптимизировать темп и ритм учебной работы. Интересно отметить, что респонденты в 83% случаев считают важным налаживать координацию между всеми учителями-предметниками для выстраивания индивидуальной траектории обучающегося и привлекать самого обучающегося к участию в творческих проектах, где могут быть раскрыты его способности. При этом важно отметить, что респонденты дают очень низкий уровень значимости традиционным методам и формам работы, которые бы позволили оптимизировать условия для повышения академической успешности обучающегося: контроль за посещаемостью и успеваемостью, профилактические беседы с родителями, предварительная проработка проекта творческого мероприятия с участием обучающихся, проведение совместных родительских собраний с участием обучающихся и их родителей.

Анализ данных кейса о проведении совместного творческого мероприятия показывает, что практикующие классные руководители сомневаются в эффективности такой формы работы и считают малозначимыми формы совместной работы обуча-

ющихся. В частности только 77% респондентов указывают как значимую разработку тематических материалов с дальнейшим их размещением в классном уголке или в социальной группе в сети Интернет. К наиболее перспективным формам работы для реализации творческого мероприятия 79% респондентов относят экскурсию, на второе место ставят серию классных часов (77% респондентов), на третье место -социальную акцию (75% респондентов) и только 68% респондентов считают значимым организацию совместного с обучающимися родительского собрания. В качестве основных проблем при реализации творческого мероприятия участники опроса выделяют отказ отдельных обучающихся и отказ родителей от совместной работы, а также рассогласование действия обучающихся при подготовке мероприятия и их низкую заинтересованность в совместной работе.

Таким образом, анализ ответов респондентов при решении кейсовых ситуаций позволил сделать вывод о зонах риска в профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства, в части применения технологий событийной педагогики, а также затруднениях в работе с родителями обучающихся при организации совместной творческой деятельности, организуемой с коллективом класса.

_Обсуждение результатов

Проблема ориентированности на профессиональное совершенствование деятельности классного руководителя как значимого субъекта воспитания обучающихся является актуальной в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

Разработка авторского инструментария сбора и обработки эмпирических данных, позволяющего выявить и классифицировать профессиональные дефициты классного руководства в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования, согласуется с основными положениями отечественных нормативно-правовых документов и научных исследований А.Н. Леонтьева [12] - о деятельностном подходе в обучении и воспитании; В.П. Сергеевой [16], Л.М. Тафинцевой [17] - о роли классного руководителя и формировании готовности педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя; В.В. Николиной, А.А. Лощи-ловой и др. [5] - об определении критериев эффективности деятельности классного руководителя.

Представленный в исследовании авторский инструментарий для изучения профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, представляет собой анкету с кейс-заданиями, содержащую пять блоков вопросов, позволяющих выявить степень затруднений (дефицитов) классного руководства в контексте решения приоритетных профессиональных задач. Важно отметить, что анкета ориентирована на уже работающих и имеющих опыт педагогических работников, осуществляющих функцию классного руководства.

Обобщая полученные на основе опроса данные можно классифицировать профессиональные затруднения (дефициты) профессиональной деятельности классных руководителей по приоритетным задам современной российской системы образования следующим образом (см. табл.).

Таблица

Соотношение профессиональных дефицитов и профессиональных задач деятельности классного руководителя

Задача деятельности классного руководителя Профессиональные затруднения (дефициты) профессиональной детальности классных руководителей

создание комфортного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе - низкая осведомленность о необходимости и содержании деятельности создание комфортного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе, в том числе на основе нормативных и программных документов, научно-методических источниках - недостаточная готовность к разработке перспективного плана (проекта) для обеспечения комфортного психологического климата в классе, позитивных межличностных отношений обучающихся класса - затруднения в организации детско-взрослого общения в классе на основе принципов гуманизации межличностных отношений - затруднения при вовлечении коллег (в том числе учителей-предметников) в организацию совместной деятельности и общения с классом для создания комфортного психологического климата и гуманизации отношений в коллективе класса

духовно-нравственное развитие обучающихся - фрагментарные представления по вопросам истории педагогики и успешных современных воспитательных практик работы классного руководителя в части духовно-нравственного развития обучающихся - затруднения в отборе методов и форм для реализации воспитательной программы школы на основе ценностного подхода в работе с классом - трудности отбора и применения разработок для реализации духовно-нравственного развития обучающихся, представленных в специальной литературе и на авторитетных сетевых ресурсах - ограничения в применении инновационных сценариев воспитательных мероприятий для духовно-нравственное развитие обучающихся, в том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров

формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся - низкая осведомленность классных руководителей о значимости задачи формирования устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся - затруднения в изучении и использовании в работе нормативно-правовых актов и программах документов, предписывающих проведение профилактики отклоняющегося поведения обучающихся - затруднения при необходимости включения в межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики отклоняющегося поведения обучающихся, а также трудности инициации и организации взаимодействия с коллегами по вопросу формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности

обеспечение условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине - недостаточный уровень осознанности классными руководителями необходимости (ценности) целенаправленной работы по формированию у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине на основе совместной деятельности в коллективе класса - тяготение практикующих классных руководителей в реализации внешних мероприятий гражданственного и патриотического направления воспитательной работы с классом и одновременное пренебрежение формами и методами событийной педагогики для обеспечение условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине - ограничения в применении инновационных сценариев воспитательных мероприятий для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине на основе исторически выверенного материала, с привлечением авторитетных персон и значимых участников социальных и исторических событий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации - недостаточная подготовленностью педагогических работников к работе с родителями для решения задачи содействовать раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации, - трудности отбора специальной литературы по вопросам развития личности обучающихся и раскрытия их личностного потенциала для обновления программы воспитания на уровне касса и на индивидуальном уровне работы с каждым обучающимся - трудности организации взаимодействия с родителями обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе через организацию целевых просветительских мероприятий и консультаций, совместной творческой деятельности в детско-взрослой общности

Заключение

Проведённое исследование позволило сделать выводы о профессиональных задачах классных руководителей в контексте решения приоритетных национальных задач российского образования. Это и создание благоприятного психологического климата, и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе, и духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся, и обеспечение условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, ценности и любви к Родине, и содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся, личностной самореализации.

Также проведённое исследование восполняет дефицит знаний о критериальной базе деятельности классного руководителя в современных условиях. В результате исследования была разработана и осуществлена процедура эмпирического исследования для выявления профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников из числа классных руководителей на основе системно-деятельностного, компетент-ностного, социально-педагогического, аксиологического и средового подходов.

Разработанная в ходе исследования анкета, структурированная по пяти взаимосвязанным блокам вопросов, позволила определить затруднения (дефициты) профессиональной деятельности классных руководителей и степень их проявления в контексте решения приоритетных национальных задач российской системы образования. Анализ полученных в ходе анкетирования результатов позволил сформулировать и классифицировать профессиональные затруднения (дефициты) профессиональной детальности классных руководителей по приоритетным задачам современной российской системы образования и определить дальнейшие перспективные разработки по восполнению дефицитов профессиональной деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

_Финансирование

Статья выполнена научным коллективом федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» в рамках государственного задания № 073-00042-21-02 по теме «Деятельность классного руководителя, направленная на решение приоритетных национальных задач в области образования: дефициты и универсальные способы их восполнения».

ЛИТЕРАТУРА_

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г. URL: https:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2021).

3. Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 №ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических

работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»). URL: https:// www.consultant.ru/ (дата обращения 14.12.2021)/

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.11.2021)/

5. Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Арифулина Р.У., Катушенко О. А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 569-590. doi: 10.32744/pse.2021.5.39

6. Ching-Leung-Lung Roles and Functions of the Class Teacher June 2013. In book: School Guidance and Counselling (pp.155-174). DOI: 10.5790/hongkong/9789888083411.003.0008

7. Vasilachi O. Rusnac Т. The class-teacher in the educational process // Univers pedagogic, 2021, no. 2 (70). DOI: 10.52387/1811-5470.2021.2.10

8. Loomis, A. M., S. Freed, and R. Coffey. Inhibitory Control, Student-Teacher Relationships, and Expulsion Risk in Preschools: An Indirect Effects Path Analysis. Early Childhood Education Journal, 2022. DOI: 10.1007/s10643-021-01287-x.

9. Козьмина Л.Б. Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоциально-поведенческими качествами на примере классных руководителей // Педагогический имидж. 2021. Т. 15. №1 (50). С.99-111.

10. Torres-Cladera, G., Simó-Gil, N., Domingo-Peñafiel, L., & Amat-Castells, V. Building professional identity during pre-service teacher education. Center for Educational Policy Studies Journal, 2021, 11(3), 35-54. DOI: 10.26529/ cepsj.1070

11. Expósito-López, J.; Chacón-Cuberos, R.; Romero-Díaz de la Guardia, J.J.; Parejo-Jiménez, N.; Rodríguez-Fernández, S.; Estrada-Vidal, L.I. Prevention of Children's Burnout at School through the Tutoring and Guidance Process. A Structural Equation Model Analysis. Educ. Sci., 2020, 10, 356. DOI: 10.3390/educsci1012035

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 352 с

13. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 5-39. DOI: 10.17759/pse.2021260301

14. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. 142 с.

15. Кузнецкая О.В. Постижение смыслов работы классного руководителя // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 45-51.

16. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М.: ЦГЛ, 2004. 123 с.

17. Тафинцева Л.М. Формирование готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2008. 173 с.

18. Шевченко П.В. Классный руководитель в современной Московской школе // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 133-139.

19. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие. М.: Мир науки, 2016. 140 с.

20. Антонова О.Н. Критерии оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2013. Выпуск 11 (127). С. 172-176.

21. Steffensky M., Gold B., Holdynski M. et al. Erratum to: Professional Vision of Classroom Management and Learning Support in Science Classrooms—Does Professional Vision Differ Across General and Content-Specific Classroom Interactions?. Int J of Sci and Math Educ, 2016, vol. 14, pp. 1001-1002. DOI: 10.1007/s10763-015-9627-4

22. König J., Kramer C. Teacher professional knowledge and classroom management: on the relation of general pedagogical knowledge (GPK) and classroom management expertise (CME). ZDM Mathematics Education, 2016, vol. 48, pp. 139-151. DOI: 10.1007/s11858-015-0705-4

23. Egeberg H., McConney A. Correction to: What do students believe about effective classroom management? A mixed-methods investigation in Western Australian high schools. Aust. Educ. Res., 2019, vol. 46, p. 201. DOI: 10.1007/ s13384-018-00298-9

24. Scherzinger M., Wettstein A. Classroom disruptions, the teacher-student relationship and classroom management from the perspective of teachers, students and external observers: a multimethod approach. Learning Environ Res, 2019, vol. 22, pp. 101-116. DOI: 10.1007/s10984-018-9269-x

REFERENCES

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of January 15, 2020. Available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 11 November 2021).

2. Order of the Government of the Russian Federation of 29.05.2015 № 996-r "On approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025". Available at: https://www.consultant. ru/ (accessed 11 November 2021).

3. Letter of the Ministry of Education of Russia from 12.05.2020 № VB-1011/08 "On methodological recommendations" (together with "Methodological recommendations to executive authorities of subjects of the Russian Federation, exercising state administration in the field of education, on the organization of the work of teaching staff who provide classroom management in general educational organizations"). Available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 11 November 2021).

4. Federal Law of July 31, 2020 "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the upbringing of students". Available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 11 November 2021)/

5. Loschilova A. A., Aksenov S. I., Arifulina R.U., Katushenko O. A. Criterial base of internal and external assessment of the effectiveness of the classroom teacher. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 5 (53). pp. 569-590. doi: 10.32744/pse.2021.5.39

6. Ching-Leung-Lung Roles and Functions of the Class Teacher June 2013. In book: School Guidance and Counselling (pp.155-174). DOI: 10.5790/hongkong/9789888083411.003.0008

7. Vasilachi O. Rusnac T. The class-teacher in the educational process. Univers pedagogic, 2021, no. 2 (70). DOI: 10.52387/1811-5470.2021.2.10

8. Loomis, A. M., S. Freed, and R. Coffey. Inhibitory Control, Student-Teacher Relationships, and Expulsion Risk in Preschools: An Indirect Effects Path Analysis. Early Childhood Education Journal, 2022. DOI: 10.1007/s10643-021-01287-x.

9. Kozmina L.B. The study of the psychological well-being of the personality of a teacher in correlation with his emotional and behavioral qualities on the example of classroom instructors. Pedagogical Image, 2021, vol. 15, no. 1 (50), pp. 99-111.

10. Torres-Cladera, G., Simó-Gil, N., Domingo-Peñafiel, L., & Amat-Castells, V. Building professional identity during pre-service teacher education. Center for Educational Policy Studies Journal, 2021, vol. 11, nol. 3, pp. 35-54. DOI: 10.26529/cepsj.1070.

11. Expósito-López, J.; Chacón-Cuberos, R.; Romero-Díaz de la Guardia, J.J.; Parejo-Jiménez, N.; Rodríguez-Fernández, S.; Estrada-Vidal, L.I. Prevention of Children's Burnout at School through the Tutoring and Guidance Process. A Structural Equation Model Analysis. Educ. Sci., 2020, vol. 10, p. 356. DOI: 10.3390/educsci1012035.

12. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: The Meaning; Publishing Center "Academy", 2005. 352 p.

13. Margolis A.A. Activity Approach in Pedagogical Education. Psychological Science and Education, 2021, vol. 26, no. 3. pp. 5-39. DOI: 10.17759/pse.2021260301

14. Yasvin V. A. Shkol'noye sredovaniye i pedagogicheskogo sredovaniye. Expert-Project Practicum. 142 p.

15. Kuznetskaya O.V. Understanding the meanings of the work of the class teacher. Schoolchildren's Upbringing, 2018, no. 6, pp. 45-51.

16. Sergeeva V. P. Technology of activity of a class teacher in the educational system of the school. Moscow, TSGL Publ., 2004. 123 p.

17. Tafintseva L.M. Formation of future teachers' readiness to implement the socio-pedagogical function of a class teacher: PhD Ped. Sci., Lipetsk, 2008. 173 c.

18. Shevchenko P.V. Class teacher in the modern Moscow school. Sociological research, 2019, no. 6, pp. 133-139.

19. Vedeneeva O.A., Savva L.I., Saigushev N.Y. Theory and practice of the work of a class teacher. Tutorial. Moscow, Mir nauki Publ., 2016. 140 p.

20. Antonova O.N. Criteria for assessing the effectiveness of the educational activities of the class teacher. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 2013, issue 11 (127), pp. 172-176.

21. Steffensky M., Gold B., Holdynski M. et al. Erratum to: Professional Vision of Classroom Management and Learning Support in Science Classrooms—Does Professional Vision Differ Across General and Content-Specific Classroom Interactions?. Int J of Sci and Math Educ, 2016, vol. 14, pp. 1001-1002. DOI: 10.1007/s10763-015-9627-4

22. König J., Kramer C. Teacher professional knowledge and classroom management: on the relation of general pedagogical knowledge (GPK) and classroom management expertise (CME). ZDM Mathematics Education, 2016, vol. 48, pp. 139-151. DOI: 10.1007/s11858-015-0705-4

23. Egeberg H., McConney A. Correction to: What do students believe about effective classroom management? A mixed-methods investigation in Western Australian high schools. Aust. Educ. Res., 2019, vol. 46, p. 201. DOI: 10.1007/ s13384-018-00298-9

24. Scherzinger M., Wettstein A. Classroom disruptions, the teacher-student relationship and classroom management from the perspective of teachers, students and external observers: a multimethod approach. Learning Environ Res, 2019, vol. 22, pp. 101-116. DOI: 10.1007/s10984-018-9269-x

Информация об авторах Бывшева Марина Валерьевна

(Российская Федерация, г. Екатеринбург) Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию Уральский государственный педагогический университет E-mail: mbyvsheva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1479-453X ReseacherID: F-6838-2018

Демышева Алина Станиславовна

(Российская Федерация, г. Екатеринбург) Доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт» Уральский государственный педагогический университет E-mail: asdemysheva@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-9005-8254

Коротун Анна Валериановна

(Российская Федерация, г. Екатеринбург) Доцент, кандидат педагогических наук, директор Института общественных наук Уральский государственный педагогический университет E-mail: korotun83@bk.ru ORCID ID: 0000-0001-9005-8254

Information about the authors

Marina V. Byvsheva

(Russian Federation, Ekaterinburg) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Vice-Rector for Scientific-Methodical Work and Academic Interaction Urals State Pedagogical University E-mail: mbyvsheva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1479-453X ReseacherID: F-6838-2018

Alina S. Demysheva

(Russian Federation, Ekaterinburg) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Deputy Director of the Center for Continuous Professional Development of Teachers on the Standard Model Urals State Pedagogical University

E-mail: asdemysheva@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-9005-8254

Anna V. Korotun

(Russian Federation, Ekaterinburg) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Social Sciences Urals State Pedagogical University

E-mail: korotun83@bk.ru ORCID ID: 0000-0001-9005-8254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.