Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Воронина Ирина Романовна

В статье рассматриваются специфические особенности профессионального консультирования студентов в системе высшего образования. Проанализированы основные перспективы и возможности профессиональных консультаций. Обозначен целевой компонент профессиональной консультационной работы в вузе. Обоснована значимость профессиональной помощи в рамках консультационных услуг. Выделены структурные компоненты и содержательная основа профессионального консультирования студентов вузе. Отмечена организационная структура профессиональных консультаций. Разработана система функций консультационной работы преподавателей, зависящая от их специальной подготовки. Выделены и обоснованы виды профессионального консультирования студентов в вузе. Рассматривается профессиональное консультирование как специальная педагогическая деятельность преподавателей вуза. Обозначены личностно-профессиональные особенности педагога-консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL COUNSELING STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article discusses the specific features of professional counseling for students in the system of higher education. The main prospects and possibilities of professional consultations are analyzed. The target component of professional consulting work at the university is indicated. The importance of professional assistance within the framework of consulting services is substantiated. Structural components and substantive basis of professional counseling for university students are singled out. The organizational structure of professional consultations is noted. A system of functions for the consulting work of teachers has been developed, depending on their special training. The types of professional counseling for students at the university are identified and substantiated. Professional consulting is considered as a special pedagogical activity of university teachers. The personal and professional features of the teacher-consultant are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности профессионального консультирования студентов в системе высшего образования. Проанализированы основные перспективы и возможности профессиональных консультаций. Обозначен целевой компонент профессиональной консультационной работы в вузе. Обоснована значимость профессиональной помощи в рамках консультационных услуг. Выделены структурные компоненты и содержательная основа профессионального консультирования студентов вузе. Отмечена организационная структура профессиональных консультаций. Разработана система функций консультационной работы преподавателей, зависящая от их специальной подготовки. Выделены и обоснованы виды профессионального консультирования студентов в вузе. Рассматривается профессиональное консультирование как специальная педагогическая деятельность преподавателей вуза. Обозначены личностно-профессиональные особенности педагога-консультанта.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное консультирование, педагог-консультант, профессиональная помощь, профессиональная готовность.

An^tatton. The article discusses the specific features of professional counseling for students in the system of higher education. The main prospects and possibilities of professional consultations are analyzed. The target component of professional consulting work at the university is indicated. The importance of professional assistance within the framework of consulting services is substantiated. Structural components and substantive basis of professional counseling for university students are singled out. The organizational structure of professional consultations is noted. A system of functions for the consulting work of teachers has been developed, depending on their special training. The types of professional counseling for students at the university are identified and substantiated. Professional consulting is considered as a special pedagogical activity of university teachers. The personal and professional features of the teacher-consultant are indicated.

Key words: higher education, vocational counseling, teacher-consultant, professional assistance, professional readiness.

Введение. Современное высшее образование сталкивается с малоэффективными способами оказания помощи студентам. Обучающиеся постоянно встречаются с академическими, психологическими и профессиональными проблемами, поэтому зачастую не готовы проектировать и реализовывать свое профессиональное развитие. На сегодняшний день, согласно эмпирическим данным, более 75% студентов имеют трудности в процессе обучения. Неуверенность и недостаточность обучающихся самостоятельно решать проблемные и конфликтные ситуации, а также отсутствие квалифицированной помощи преподавателей приводит к затруднению профессионального становления студентов. В данном случае необходимо конкретное организационно-практическое и целенаправленное взаимодействие. Таким взаимодействием мы видим профессиональное консультирование, способствующее максимальному результату от обучения и созданию благоприятных условий.

Профессиональное консультирование обеспечивает возможности для студентов владеть личностными компетенциями и компетенциями межличностного взаимодействия, что является условием для успешного формирования профессионально значимых качеств и индивидуального становления личности. Основной целью профессиональной консультации студентов в вузе является формирование у будущего специалиста осознания правильности выбора профессии и социальной реализации в области профессиональной деятельности. В результате возникает необходимость в профессиональной помощи студентам в осмыслении жизненных и трудовых перспектив и ресурсов.

Изложение основного материала статьи. Необходимость психологической поморщи и сопровождения профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза отражены во многих исследованиях. При этом ряд исследователей: А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Митина, М.В. Николаева, Л.Н. Бережнова и др. - в своих работах обозначают зависимость профессионального развития и сопровождения студентов университета. Проблемой профессионального консультирования студентов в образовательном процессе университета занимались такие зарубежные ученые, как Т.О'Баньон, Б.Б. Крукстон, С. Фрост, Р.Б. Уинстон, Т.К. Миллер и др. Отечественные исследователи (В.А. Сластенин, М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин) рассматривают различные аспекты педагогического консультирования, но проблемам профессионального консультирования в отечественной науке не уделялось пока должного внимания.

Под профессиональным консультированием, мы будем использовать вид психолого-педагогической помощи, включающей взаимосвязь индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей студентов с условиями конкурентоспособностью на рынке труда.

Кроме того, важно учитывать, что такие консультации используются как сопровождение студентов с целью проектирования и реализации собственного индивидуального образовательного маршрута в вузе в соответствии с их профессиональными планами. Становление социально-профессиональной компетентности студентов в вузе зависит от субъектной позиции обучающегося и совместной деятельности с консультантом-педагогом.

В современных условиях высшего образования профессиональное консультирование может выступать как дополнительный вид профессиональной деятельности педагога. Такая ситуация должна способствовать выработки новой системы и метрологии педагогической консультационной работы. Появляется необходимость методичсекого обеспечения консультационной деятельности, потребность в практическом инструментарии и значимость уровня профессионализма специалиста.

Согласно нормативным документам профессиональное консультирование в вузе обозначается как специальная педагогическая работы, обеспечивающая решении основных проблем академического характера, а также проблем психологической и социальной адаптации к профессии. Поэтому молодым специалиста, обучающимся в вузе необходима квалифицированная помощь по планированию профессиональной перспективы и карьеры.

Основными структурными компонентами профессионального консультирования студентов в вузе являются содержание, зависящее от трудностей и проблем обучающихся; средства, как правило это личное взаимодействие и онлайн-консультации; формы, зависящие от индивидуальности обучающихся; рефлексия процесса и результата консультаций [6, С. 26].

Содержательная основа профессионального консультирования студентов в вузе включает в себя следующие направления:

■ адаптационный период обучающихся;

■ саморегуляция и самоорганизация в учебно-воспитательном процессе вуза;

■ формирование самостоятельности и навыков самостоятельной работы в подготовке к занятиям;

■ мотивы обучения и познавательный интерес к учебной и внеучебной деятельности;

■ развитие и реализация коммуникативных умений и навыков в совместной деятельности с однокурсниками и педагогическим составом;

■ ценностные ориентации студентов в области будущей профессиональной деятельности;

■ согласованность профессиональных намерений с профессиональными ожиданиями и способностями.

Специальная консультативная работа со студентами в вузе реализуется через межличностное взаимодействие в форме

профессиональных практических занятий. Основной задачей таких занятий является формирование готовности и способности будущего специалиста решать профессионально обусловленные трудности и проблемы в профессии.

Организация профессионального консультирования требует от педагога вуза специфической подготовки. Педагогу-консультанту необходимо обладать управленческой составляющей личности, уметь прогнозировать и анализировать возникающие профессиональные и академические трудности студентов в вузе [1, С. 91].

Профессиональное консультирование студентов в вузе как процесс реализуется через систему функций:

Просветительская функция предоставляет сведения о статусе профессиональной деятельности, ее должностных обязанностях и возможных трудностей. Функция обеспечивает доступные способы реализации профессиональных планов на весь период обучения в вузе.

Социализирующая функция контролирует уровень социализации студента, его коммуникативные навыки и умения, а также степень личностно-профессионального такта будущего специалиста. Функция определяет уровень профессиональной пригодности и сформированности профессиональных компетенций.

Развивающая функция включает в себя диагностический этап, обеспечивающий изучение психологических характеристик личности обучающихся, которые должны соответствовать профессиональным требованиям должности будущего специалиста. Также функция может предоставлять некоторые рекомендации по развитию профессионально важных качеств личности и коррекции трудового поведения.

Психолого-педагогическая функция основывается на психолого-педагогическом изучение личности студента в условиях обучения в вузе. Функция обеспечивает добровольность участия обучающихся в консультациях; учитывает познавательную и мотивационную активность в выборе принятия решений; ориентирует на выработку плана профессионального пути.

Анализируя современную литературу, мы обозначили следующие виды профессионального консультирования студентов в вузе, обосновывающие стратегии взаимодействия [3, С. 323]:

Индивидуальная профессиональная консультация ориентирует на оказание помощи при выборе профессии и на выход из сложных нестандартных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. Как правило, такая консультация проходит в форме психологической и профориентационной работы со студентами: беседы и диалог. Основной задачей является понимание, принятие и успешное освоение данной специальности.

Групповая профессиональная консультация предполагает совместную деятельность по решению профессиональных задач; отслеживание наиболее часто встречаемых трудностей в конкретных или смежных профессиях. Изучаются возможности взаимодействия студента в группе сверстников, тактика и способности личности.

Управленческая профессиональная консультация обеспечивает возможности анализа, контроля, разработки рекомендаций и конкретных планов по их реализации. Может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме, что предполагает использование различных видов профессиональных консультаций, а также прогнозирование успеха профессиональной деятельности.

Учитывая тот фак, что мы рассматриваем профессиональное консультирование как специальную педагогическую деятельность преподавателей вуза, необходимо сказать о результатах, критериях и показателей успешности этой деятельности.

Важно подчеркнуть, что качество профессиональных консультаций студентов в вузе зависит не только от мотивации и усердия обучающихся и преподавателей, но и от правильности построения самого консультационного процесса. Качественная продуманная схема профессионального консультирования предполагает отсутствие технологических, педагогических, психологических и этических ошибок в процедуре.

Кроме того, следует обратить внимание на уровень профессионализма педагога-консультанта, а значит уважительное отношение к студенту; учет индивидуально-личностных и культурных различий, обучающихся; придерживаться строгой конфиденциальности и осознавать границы своей профессиональной компетентности.

Специфика профессиональных консультаций студентов в вузе характеризуется следующими признаками: целеполагающим компонентом и количественным составом самой консультации. Профессиональная консультация обеспечивает важность и правильность собственного выбора профессии, если учитывать ценностно-смысловые характеристики личности студента, которые определяют отношение к себе, миру и к жизни.

Выводы. Внедрение профессионального консультирования в систему высшего образования способствует профессионально-личностному становлению будущих специалистов. Различные инновационные формы профессиональных консультаций обеспечивают возможности эффективной согласованной совместной деятельности преподавателей и студентов в вузе.

Консультационная педагогическая работа позволяет на постоянной основе быстро и качественно получать актуальную информацию, связанную с трудоустройством студентов старших курсов.

Проведение профессиональных консультаций со студентами в вузе обеспечивает координацию профессиональной пригодности будущих специалистов к выбранной ими профессии.

Литература:

1. Елфимова, Н.В. Исследование деформаций межличностного взаимодействия в системе «Педагог - учащийся» / Н.В. Елфимова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 89-92

2. Кох, И.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И.А. Кох, В.А. Орлов // Образование и наука. - 2020. - №22(2). - С. 143-170. -https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170.

3. Кряжева, Е.В. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза / Е.В. Кряжева, М.Ю. Виноградская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-3. - С. 332-334

4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-2

5. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-4-4

6. Полякова, А.В. Понятие межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде / А.В. Полякова // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 25-27. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/ponyatie-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-v-sotsialno-obrazovatelnoy-srede

7. Ряжкин, А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза / А.О. Ряжкин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-10

Педагогика

УДК 331.44

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лебедев Никита Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ОЦЕНКИ ЕГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам управления профессиональным здоровьем педагога в условиях образовательной организации. Приводятся различные подходы исследователей к феномену «профессиональное здоровье» специалиста. Доказывается связь физического, психического здоровья педагога и его социального благополучия. Рассматривается специфика трудовой активности, возможные риски и профессиональные затруднения педагогических работников. Приводится анализ психофизических и методических дефицитов учителей, связанных с напряженностью трудовой деятельности. Доказывается особая значимость проведения оценки профессиональной деятельности педагогов -классных наставников как индикатора их профессионального благополучия. Дается характеристика профессионального профиля педагога на основе факторов, влияющих на профессиональное благополучие и здоровье педагогического работника. Раскрывается оригинальная методика оценивания успешности классных наставников. Рассматриваются возможности формирования механизмов формирования и сохранения профессионального здоровья педагогов и критерии эффективности их деятельности. Доказана необходимость создания системной модели управления профессиональным здоровьем педагога в формате образовательной организации.

Ключевые слова: управление, профессиональное здоровье, профессиональное благополучие, профессиональная деформация, профессиональная репутация педагога

Annotation. The article is devoted to the issues of professional health management of a teacher in an educational organization. Various approaches of researchers to the phenomenon of "professional health" of a specialist are given. The connection between the physical and mental health of the teacher and his social well-being is proved. The specifics of labor activity, possible risks and professional difficulties of teaching staff are considered. The analysis of psychophysical and methodological deficits of teachers associated with the intensity of labor activity is given. The special importance of assessing the professional activity of teachers -classroom teachers as an indicator of their professional well-being is proved. The characteristic of the professional profile of a teacher is given on the basis of factors affecting the professional well-being and health of a pedagogical worker. The original methodology of assessing the success of classroom teachers is revealed. The possibilities of forming mechanisms for the formation and preservation of professional health of teachers and criteria for the effectiveness of their activities are considered. The necessity of creating a system model of professional health management of a teacher in the format of an educational organization is proved.

Key words: management, professional health, professional well-being, professional deformation, professional reputation of a teacher

Введение. В настоящее время здоровье человека приобретает значение глобального уровня, являясь важным направлением государственной политики и объектом изучения в разных науках. Профессиональное здоровье не так давно определилось как научное направление (конец XX - начало XXI века), но приобрело очерченный дискурс в исследованиях различной направленности. Данная тема является предметом исследований таких ученых, как Р.А. Березовская, Ю.В. Варданян, Е.М. Иванов, Г.С. Никифоров, А.Г. Маклаков, Л.М. Митина, А.А. Печеркина и др. Большинство авторов рассматривают профессиональное здоровье человека через призму трудовой деятельности, где профессиональное благополучие коррелирует с социальным заказом общества и с компетенциями работника в реальных условиях [2; 4; 8]. Доказано, что сегодня проблемы, связанные с профессиональным здоровьем специалиста, становятся приоритетными в трудовых коллективах и в научных областях знания (психология, экономика, эргономика, социология, педагогика, право, медицина, профессиология и др.). При анализе самого термина «профессиональное здоровье» ученые придерживаются различных подходов:

1) наличие компенсаторных и защитных механизмов организма (В.А. Пономаренко);

2) работоспособность при всех условиях трудовой деятельности (В.И. Шостак, Л.А. Яньшин);

3) высокая эффективность труда (А.Г. Маклаков);

4) надежность профессиональной деятельности после необходимой образовательной подготовки (Г.С. Никифоров).

Нельзя не согласиться с мнением А.А. Печеркиной, что характерным критерием профессионального здоровья

специалиста в большинстве трактовок является оценка успешности выполнения работником профессиональных функций [7].

Эти выводы ценны и для определения профессиональной специфики труда учителей и преподавателей вузов и учреждений СПО, что напрямую связано с вопросами сохранения и поддержания их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.