Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Зайцева Ольга Юрьевна

Рассматривается актуальная проблема профессионального становления личности студента в вузе. Выделяются особенности формирования профессионально-педагогической направленности будущего специалиста. Обозначены специфические особенности учебно-воспитательной деятельности, влияющие на профессионализацию процесса обучения. Учитывается роль методического и диагностического обеспечения профессиональной подготовки в вузе. Обосновывается эффективность формирования профессионально-педагогических компетенций студентов вуза. Раскрываются основные подходы к формированию профессионально-педагогической направленности. Выделены и обоснованы целевой и функциональный компоненты профессионально-педагогической направленности. Разработана система формирования профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов в вузе. Обозначены основные этапы формирования профессионально-педагогической направленности. Раскрыты составляющие профессионально-педагогической направленности. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности. Обосновано понятие профессионально-педагогической направленности как устойчиво свойство личности. Процесс формирования профессионально-педагогической направленности носит непрерывный и поэтапный характер. Обозначены принципы научно-методологического обеспечения профессионально-педагогической направленности. Выделены содержательные компоненты формирования профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION IN FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

The actual problem of the professional development of the student's personality in the university is considered. The features of the formation of the professional and pedagogical orientation of the future specialist are highlighted. The specific features of the teaching and upbringing, influencing the professionalization of the learning process, are indicated. The role of methodological and diagnostic support of vocational training at the university is taken into account. The effectiveness of the formation of professional and pedagogical competencies of university students is substantiated. The main approaches to the formation of a professional and pedagogical orientation are revealed. The target and functional components of the professional and pedagogical orientation are singled out and substantiated. A system has been developed for the formation of a professional and pedagogical orientation for future teachers at the university. The main stages of the formation of a professional and pedagogical orientation are outlined. The components of professional and pedagogical orientation are revealed. The organizational and pedagogical conditions for the formation of a professional and pedagogical orientation have been developed and substantiated. The concept of professional-pedagogical orientation as a stable property of a person is substantiated. The process of forming a professional and pedagogical orientation is continuous and phased. The principles of scientific and methodological support of professional and pedagogical orientation are outlined. The substantive components of the formation of professional and pedagogical orientation of future teachers at the university are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Зайцева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема профессионального становления личности студента в вузе. Выделяются особенности формирования профессионально-педагогической направленности будущего специалиста. Обозначены специфические особенности учебно-воспитательной деятельности, влияющие на профессионализацию процесса обучения. Учитывается роль методического и диагностического обеспечения профессиональной подготовки в вузе. Обосновывается эффективность формирования профессионально-педагогических компетенций студентов вуза. Раскрываются основные подходы к формированию профессионально-педагогической направленности. Выделены и обоснованы целевой и функциональный компоненты профессионально-педагогической направленности. Разработана система формирования профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов в вузе. Обозначены основные этапы формирования профессионально-педагогической направленности. Раскрыты составляющие профессионально-педагогической направленности. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности. Обосновано понятие профессионально-педагогической направленности как устойчиво свойство личности. Процесс формирования профессионально-педагогической направленности носит непрерывный и поэтапный характер. Обозначены принципы научно-методологического обеспечения профессионально-педагогической направленности. Выделены содержательные компоненты формирования профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессионально-педагогическая направленность, профессиональные компетенции, учебно-воспитательный подход.

An^tatton. The actual problem of the professional development of the student's personality in the university is considered. The features of the formation of the professional and pedagogical orientation of the future specialist are highlighted. The specific features of the teaching and upbringing, influencing the professionalization of the learning process, are indicated. The role of methodological and diagnostic support of vocational training at the university is taken into account. The effectiveness of the formation of professional and pedagogical competencies of university students is substantiated. The main approaches to the formation of a professional and pedagogical orientation are revealed. The target and functional components of the professional and pedagogical orientation are singled out and substantiated. A system has been developed for the formation of a professional and pedagogical orientation for future teachers at the university. The main stages of the formation of a professional and pedagogical orientation are outlined. The components of professional and pedagogical orientation are revealed. The organizational and pedagogical conditions for the formation of a professional and pedagogical orientation have been developed and substantiated. The concept of professional-pedagogical orientation as a stable property of a person is substantiated. The process of forming a professional and pedagogical orientation is continuous and phased. The principles of scientific and methodological support of professional and pedagogical orientation are outlined. The substantive components of the formation of professional and pedagogical orientation of future teachers at the university are highlighted.

Key words: professional training, professional and pedagogical orientation, professional competencies, educational approach.

Введение. Современное общественное образование нуждается в качестве образовательных услуг, ставя в приоритет способность владеть навыками успешно выполнять операционально-трудовые операции и решать финансово-экономические приоритеты и проблемы. Сегодня сложно удивить оценками и успеваемостью дипломированного специалиста - главное это его уровень профессионализма и социально-профессиональных качеств личности. Важным в этом случае становиться личность специалиста, стремящаяся реализоваться в своей профессиональной деятельностью и проявлять свои способности качественно. Профессионально подготовленный специалист - это самоактуализирующаяся личность, способная эффективно реализовать свой функционал.

Осведомленность о подготовке студентов-будущих педагогов в вузе обеспечивает формирование качественной направленности обучающихся на профессиональную деятельность, позволяющая вызывать мотивационный интерес ми тщательное осознанное желание приступить к педагогической профессии. Такая направленность решает проблему работы по специальности, а также безразличного отношения к ней. Более того, помогает качественно и профессионально применить полученные трудовые и учебные навыки в преподавании.

Анализируя сегодня современную научно-популярную психолого-педагогическую литературу все чаще упоминается о важности профессионального обучения педагогов в рамках ориентированности на будущую профессионально-педагогическую специальность. Система высшего образования в условиях университета на практике применяют только возможности образоватеьно-воспитательного процесса, мало ориентируют на внеучебную деятельность и дополнительное образование.

Несмотря на то, что возросли требования общества к педагогу не учитываются аспекты методического и диагностическогообеспечения работы по изучению личностных ориентиров у будущих педагогов в системе профессионального образования. Поэтому возрастает актуальность обучения педагогической специальности в вузе через деятельностно-ориентированный подход, осуществляющий профессионально направленной личности студента-будущего педагога.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и рассмотреть формирование профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов в системе высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Диагностическое изучение и обоснование в области структуры личности и профессионализма деятельности выделяют важным ориентацию на профессиональное самоопределение студента вуза, причем основу составляет систематическое прогнозирование профессионализма педагога. Исходя из этого

профессиональная направленность личности будущего педагога является фундаментом ее профессионального становления студента и формирование профессиональных важных качеств.

Профессиональная ориентированность и личностно-профессиональная составляющая часто и давно рассматривалась в учебно-познавательной литературе (В.М. Большов, М.Ю. Диканова, Г.М. Коджаспирова, Г.Б. Корсак, Т.Б. Михайлова, А.Е. Подобин). В основном к ним относятся мотивационная потребность к педагогической профессии; способность выполнять функциональные обязанности педагогической деятельности; склонность к саморазвитию и самосовершенствованию; постоянное стремление повышать уровень профессионализма, обеспечивая качественное всестороннее развитие трудовых педагогов [3, С. 59].

Формирование ценностно-профессиональных аспектов с учетом деятельностного подхода предполагает реализацию основной педагогической цели профессиональной деятельности, включающей профессиональную ориентацию, саморазвитие, формирование профессиональных интересов, взглядов и убеждений. Кроме того, сформированность профессиональной направленности влияет на мотивационно-деятельностную сторону будущих педагогов в вузе [2, С. 13].

Рассматривая устойчивое профессионально-педагогическое ориентирование личности студента как будущего педагога на сознательную педагогически трудовую деятельность, важно выделить специфические особенности повышения уровня профессионализма и мотивационную составляющую на эффективность педагогической деятельности. Необходимо учитывать, как процессуальную сторону профессионально-педагогической направленности, так и результативность этого аспекта. Формируя обусловленную профессиональную активность к самоидентификации в профессии, важно не упустить момент профессионального развития личности студента, что и является целью профессионального обучения.

Исследования по проблеме профессиональной направленности Н.В. Кузьминой, Т.С. Деркач, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. рассматривают приспособленность к педагогической профессии в постоянном видоизменение и развитии. Авторы выделяют основную позиционную динамику в систематическом формировании профессионально-деятельностных навыков; в обеспечении личностно-ориентированной направленности студента; в четкой регламентированной практико-ориентированной деятельности.

Современная образовательная система вуза обеспечивает не только методологическую основу формирования мотивационной потребности в педагогической профессии, но и индивидуализацию профессионального воспитания, применяя интегрированный, социально-детерминированный и функционально-профессиональный подходы [1, С. 4].

В связи с этим вузы предлагают психолого-педагогические условия, компоненты и комфортную образовательную среду. Необходимо также учитывать характерологические особенности личности студента, специфические свойства темперамента и психофизиологические реакции организма на трудности профессии.

Целевой компонент обеспечивает личностно-значимыми составляющими профессионально-педагогической направленности: идеальный образ педагога, жизненно-смысловые и мотивационные установки, познавательный интерес к профессии педагога, общественно-значимая и полезная деятельность, самостоятельность, активность и мобильность личности как профессионала, самовоспитание.

Функциональный компонент реализуется через обоснованность, осознанность, готовность, удовлетворенность, потребность, продуктивность, целеустремленность и оценивание собственный результатов в деятельности педагога.

Структурно-процессуальный процесс обеспечения в получении профессиональных компетенций студентов вуза реализуется посредством социально-личностного пространства и личностно-профессиональными предпочтениями обучающихся.

Качественно функционирующий систематический потребностный процесс мотивации студентов - будущих педагогов осуществляется по следующим этапам:

1. Организационно-целевой этап обеспечивает выделение основной цели и педагогических задач; постановку к профессиональному обучению; создание мотивирующей ситуации на всем протяжении профессиональной подготовки; организацию взаимодействия педагогических кадров и обучающихся вуза.

2. Методолого-содержательный этап учитывает организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе; обосновывает возможности применения основных подходов формирования личности студентов; определяет аспекты комплексного содержательного совершенствования программ обучения.

Успешная реализованность всех стадий этого этапа предполагает выделение поведенческого и деятельностного компонентов в профессии, а также формирование индивидуально-личностного стиля коммуникативной деятельности.

Научно-методологическое обеспечение этого этапа реализуется через принципы целостности, структурности, непрерывности и гуманизации. В содержательной части этого этапа были выделенные следующие компоненты:

• Организационно-действенный компонент - организация сотрудничества и взаимодействия студентов, выделение образовательно-воспитательных целей; формирование внутренней мотивации; готовности к выполнению не специфических трудовых операций.

• Организационно-эмоциональный компонент включает ценностно-смысловые эмоциональные переживания и чувства; разумное управление своим эмоциональным состоянием; способность справляться с разными видами деятельности; эмоциональную саморегуляцию деятельность и поведения.

• Регулятивный компонент осуществляет оценку профессиональной деятельности с позиции нормативно-правовых документов; способы контроля и регуляции поведения и деятельности; самостоятельное определение критериев оценки.

3. Результативно-контрольный этап предполагает оценку и контроль уровня сформированности специальных компетенций у будущих педагогов высшего образования; разработку оценочных средств выявления специфических способностей к обучению в вузе; упорядочение качественных предлагаемых образовательных услуг.

Осуществление систематического непрерывного формирования педагогического призвания, намерения и склонностей у будущих педагогов в вузе является необходимым критерием развития профессионального долга и призвания в условиях технологизации образовательного процесса.

Кроме того, необходимо сказать об особом статусе системной организации педагогического обеспечения профессионального обучения студентов вуза, что способствует неоспоримому преобразованию практико-педагогической деятельности.

Системопреобразующий фактор становления личности студента как профессионального педагога включает в себя следующие направления:

• осознанность и принятие необходимых и приоритетных профессиональных ценностей, и мотивов;

• потенциально-личностная возможность реализации в профессионально-педагогическом труде;

• овладение специальными знаниями, педагогическими компетенциями;

• мотивированность обеспечения важными навыками и потребностями в обучении;

• сочетание личностных и специфических интересов и склонностей;

• стремление к самоактуализации и непрерывному саморазвитию профессионально-педагогических качеств.

Непрерывный аспект формирования профессиональных психолого-педагогических качеств личности будущих педагогов в вузе в полной мере определяет их активность и мобильность по прогнозированию и проектированию собственной актуальной трудовой деятельности.

Наличие ощущения потребностного интереса к профессионально-педагогической специальности ориентирует на качество обучения и воспитания в системе образования; раскрывает индивидуально-психологические особенности личности будущего педагога; а также дает возможность моделировать и двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Выводы. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что, формируя мотивационно-профессиональную составляющую у студентов - педагогов в системе высшего образования ведет к индивидуализации и профессионализации личности будущего педагога - профессионала.

Высококвалифицированные и компетентные кадры образовательных учреждений имеют представление о специфике собственной профессионально-педагогической деятельности; обладают набором ценностных установок на труд педагога, стремление постоянно совершенствоваться в нем; повышать уровень профессионализма.

Истинная глубокая привязанность к педагогическим трудовым отношениям предполагает закрепление заниматься избранным профессиональным направлением, а также способствует эффективной работоспособности и личному удовлетворению потребностей в профессиональном труде.

Учитывая особенности учебно-воспитательного процесса вуза, важно отметить ориентированность на формирование профессионально-ценностных трудовых качеств студентов. Получение профессиональной специальности педагога накладывает требования на повышение уровня и качества материального оснащения и методическо-практического обеспечения обучения в вузе.

Становление личности как будущего профессионала - педагога реализуется за счет заинтересованности обучающихся в получении компетенций, навыков и способностей. Мотивирующая часть обучения будущих педагогов - залог успешности и конкурентоспособности специалистов.

Литература:

1. Маралова, Т.П. Психологические условия формирования профессиональной направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.П. Маралова. - М., 1984. - 16 с.

2. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

3. Томилова, Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета / Г.А. Томилова. - Томск: изд-во Томского ун-та, 1978. - 128 с.

4. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4

Педагогика

УДК 378.016

кандидат фармацевтических наук, доцент Лигостаева Юлия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск); кандидат биологических наук, доцент Качкин Константин Вячеславович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ»

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы составления учебных задач, как одного из важных элементов системно-деятельностного подхода. Категория «учебной деятельности» занимает одно из ключевых мест в процессе подготовки специалиста. Вся учебная деятельность должна быть представлена в виде системы учебных задач, расположенных в порядке нарастания познавательной самостоятельности обучающихся в их решении, что является необходимым условием для формирования компетенций будущей профессиональной деятельности. Одним из актуальных подходов в конструировании учебных задач в образовательном процессе является таксономия учебных целей Б. Блума. Метод включает использование учебных задач, построенных с учетом иерархии учебных целей от наиболее простого умения (воспроизведение фактов) к сложному (процесс анализа и оценки). Конструирование учебных задач в высшем образовании и исследование их влияния на формирование профессиональных компетенций у студентов является актуальной проблемой для многих дисциплин, в том числе и для дисциплины «фармакогнозия». Показано, что применение таксономии Б. Блума в учебном процессе способствует развитию интеллектуальной и предметно-практической сферы обучающегося. Это является основой для формирования профессиональной компетенции у будущего специалиста.

Ключевые слова: фармакогнозия, учебная задача, таксономия, Б. Блум, профессиональная компетенция.

Annоtation. The article is devoted to the study of the problem of development of teaching objectives, as one of the important elements of the system-activity approach. The category 'learning activity' occupies one of the key places in the process of training a specialist. All educational activities should be presented in the form of a system of teaching objectives arranged in order of increasing cognitive independence that the students should have to do the tasks, which is a necessary condition for the formation of future professional activity competencies. One of the widely relevant approaches in the development of teaching objectives in the educational process is B. Bloom's taxonomy of educational goals. The method includes using some learning tasks built taking into account the hierarchy of learning goals from the simplest skill (reproduction of facts) to the complex one (process of analysis and evaluation). The development of teaching objectives in higher education and the study of their influence on the formation of professional competencies among the students is an urgent problem for many disciplines, including the discipline of 'pharmacognosy'. It is shown that the application of B. Bloom's taxonomy in the educational process contributes to the development of the intellectual and subject-practical sphere of the student. This is the basis for the formation of professional competence of the future specialist.

Key words: pharmacognosy, learning task, taxonomy, B. Bloom, professional competence.

Введение. В современных условиях реализация стандартов высшего образования осуществляется не только на базе компетентностного [5], но и системно-деятельностного подхода. Это означает, что главной целью образования становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.