Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Толчев Олег Александрович

В статье рассматривается процесс развития профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции в вузе. Авторы раскрывают особенности мотивационной сферы личности и условия ее формирования. Описаны результаты теоретического анализа научной литературы, уточнены понятия «мотивационная компетенция», «профессионально-личностный компонент мотивационной компетенции», «мотив профессионального достижения». Отмечено, что мотивы являются компонентами мотивационной компетенции профессионала, выраженной в интересе к своей профессии и понимании ее социальной роли. Представлена структура мотивационной компетенции и ее профессионально-личностного компонента, который состоит из мотивов - профессиональной педагогической направленности, самоактуализации и профессионального достижения. Обозначены три компонента-показателя мотива профессионального достижения: инициация к деятельности, самоактуализация и достижение результатов. Для повышения уровня развития мотива профессионального достижения разработан авторский курс и проведен эксперимент по его внедрению в образовательный процесс вуза. Авторы описывают методики для определения уровня развития компонентов-показателей. В ходе эксперимента применялись технологии online-lecture, Problem learning webinar, lecture-visualization, problem workshop, презентация PowerPoint. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции доказывают значимость разработанного курса и его эффективность в обучении будущих педагогов. Статья предназначена преподавателям и студентам вузов, организаторам смешанного, дистанционного, цифрового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Толчев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL-PERSONAL COMPONENT OF MOTIVATIONAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the process of development of professional-personal component of motivational competence in higher education institution. The authors reveal the peculiarities of motivational sphere of personality and conditions of its formation. The results of theoretical analysis of scientific literature are described, the concepts "motivational competence", "professional-personal component of motivational competence", "motive of professional achievement" are specified. It is noted that motives are components of motivational competence of a professional, expressed in interest in his profession and understanding of its social role. The structure of motivational competence and its professional-personal component, which consists of motives - professional pedagogical orientation, self-actualization and professional achievement - is presented. Three components-indicators of professional achievement motive are outlined: initiation to activity, self-actualization and achievement of results. In order to increase the level of development of professional achievement motive, the authors developed a course and conducted an experiment on its implementation in the educational process of the university. The authors describe the methods for determining the level of development of components-indicators. During the experiment online-lecture, Problem learning webinar, lecture-visualization, problem workshop, PowerPoint presentation were used. The results of the experimental work on the development of professional-personal component of motivational competence prove the significance of the developed course and its effectiveness in teaching future teachers. The article is intended for teachers and students of universities, organizers of blended, distance and digital learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ»

VTTk" 78 1 ¿1 0,2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J /0.1-+ |(сс) (JJCS> This is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0071 iMmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3256-1470 AuthorlD: 264819 ORCID: 0000-0003-4084-4008

АХМЕТЖАНОВА Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: g.v.ahmet@mail.ru) ORCID: 0000-0002-9446-8661

ТОЛЧЕВ Олег Александрович, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: oleg_tolchev@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается процесс развития профессионально-личностного компонента мотиваци-онной компетенции в вузе. Авторы раскрывают особенности мотивационной сферы личности и условия ее формирования. Описаны результаты теоретического анализа научной литературы, уточнены понятия «мотивационная компетенция», «профессионально-личностный компонент мотивационной компетенции», «мотив профессионального достижения». Отмечено, что мотивы являются компонентами мотивационной компетенции профессионала, выраженной в интересе к своей профессии и понимании ее социальной роли. Представлена структура мотивацион-ной компетенции и ее профессионально-личностного компонента, который состоит из мотивов - профессиональной педагогической направленности, самоактуализации и профессионального достижения. Обозначены три компонента-показателя мотива профессионального достижения: инициация к деятельности, самоактуализация и достижение результатов. Для повышения уровня развития мотива профессионального достижения разработан авторский курс и проведен эксперимент по его внедрению в образовательный процесс вуза. Авторы описывают методики для определения уровня развития компонентов-показателей. В ходе эксперимента применялись технологии online-lecture, Problem learning webinar, lecture-visualization, problem workshop, презентация PowerPoint. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции доказывают значимость разработанного курса и его эффективность в обучении будущих педагогов. Статья предназначена преподавателям и студентам вузов, организаторам смешанного, дистанционного, цифрового обучения.

Ключевые слова: образование, мотивация, мотивационная сфера, мотивационная компетенция, профессионально-личностный компонент мотивационной компетенции, мотив профессионального достижения.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL-PERSONAL COMPONENT OF MOTIVATIONAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© The Author(s) 2021

AKHMETZHANOVA Galina Vasilyevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of "Pedagogy and methodology of teaching" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: g.v.ahmet@mail.ru) TOLCHEV Oleg Aleksandrovich, MA student of the department of "Pedagogy and methodology of teaching"

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., e-mail: oleg_tolchev@mail.ru) Abstract. The article deals with the process of development of professional-personal component of motivational competence in higher education institution. The authors reveal the peculiarities of motivational sphere of personality and conditions of its formation. The results of theoretical analysis of scientific literature are described, the concepts "motivational competence", "professional-personal component of motivational competence", "motive of professional achievement" are specified. It is noted that motives are components of motivational competence of a professional, expressed in interest in his profession and understanding of its social role. The structure of motivational competence and its professional-personal component, which consists of motives - professional pedagogical orientation, self-actualization and professional achievement - is presented. Three components-indicators of professional achievement motive are outlined: initiation to activity, self-actualization and achievement of results. In order to increase the level of development of professional achievement motive, the authors developed a course and conducted an experiment on its implementation in the educational process of the university. The authors describe the methods for determining the level of development of components-indicators. During the experiment online-lecture, Problem learning webinar, lecture-visualization, problem workshop, PowerPoint presentation were used. The results of the experimental work on the development of professional-personal component of motivational competence prove the significance of the developed course and its effectiveness in teaching future teachers. The article is intended for teachers and students of universities, organizers of blended, distance and digital learning.

Keywords: education, motivation, motivational sphere, motivational competence, professional and personal component of motivational competence, motive of professional achievement.

ВВЕДЕНИЕ

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние в XXI веке. Одним из центральных вопросов в программе развития образования, в концепции модернизации российского образования, является проблема сопряжения, преемственности содержания различных ступеней непрерывного образования и бу-

дущей трудовой деятельности [1]. Наиболее оптимально эти проблемы решаются в комплексах профессионального образования, где возможно в полной мере задействовать имеющийся научный потенциал и учебные ресурсы в условиях цифровизации образовательной деятельности [2].

В настоящее время ни одно педагогическое исследование не обходит проблему мотивации образовательной деятельности. Этот факт сам по себе свидетельствует о

280

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

АХМЕТЖАНОВА Галина Васильевна и другие РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО...

важности и необходимости разработки сложной проблемы, как мотивация, одной из самых главных категорий дидактики. Мотивы, как и лежащие в их основе потребности, являются результатом деятельности, и вместе с тем они сами влияют на эту деятельность, а общественно-исторический характер потребностей, лежащих в основе мотивации, и их динамичность позволяют утверждать о возможности формирования мотивов. Мотивы и компетенции присущи профессионалам, способным к долгосрочному выполнению работы без тщательного контроля.

Мотивация рассматривается учеными как процесс психической регуляции деятельности человека, процесс действия мотивов, механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления различных форм деятельности, совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность человека и как часть мотивационной сферы личности

[3].

Мотивацию как часть личности, обусловленную потребностями и целями, условиями деятельности, мировоззрением и убеждениями рассматривает Т.Г. Озерникова [4]. В данном случае мотивация рассматривается со статичных структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

В. А. Иванников в своих исследованиях отмечет, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Автор указывает, что мотив не надо формировать, а надо актуализировать и вызвать в сознании человека его образ в виде динамической модели [5].

Процесс мотивации в системе образования рассмотрен в исследованиях Н.А. Мясиной, Ю.А. Степановой, М.Б. Матназаровой, В.В. Андреева и многих других ученых [6 - 16].

Составной частью личности и профессионализма педагога является мотивационная компетенция, как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности и является важнейшим компонентом подготовки будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности. Мотивационная компетенция прогнозирует поведенческие действия и результаты исполнения работы, поэтому ей может быть определена более высокая ранговая позиция, чем для компетенций когнитивных и операциональных. Мотивационная компетенция рассматривается как своеобразный «дуэт» осознанного стремления и способности к качественному осуществлению профессиональной деятельности. В период обучения в вузе указанная компетенция является решающей во всей деятельности обучающегося. Она помогает определить цели производимых действий и объяснить причину их необходимости, создать тенденции, стимулы личностного развития, предполагает умение самомотивировать, самооценивать и самоконтролировать свою познавательную деятельность [17].

В исследованиях И.М. Чеканина, Е.В Сорокиной и М.В. Останиной мотивационная компетенция выражается в устойчивом интересе к своей будущей профессии, в понимании ее сущности и социальной значимости. Авторы считают, что эта компетенция частично уже сформирована желанием поступить и обучаться на конкретном направлении подготовки будущих специалистов. В учебном процессе необходимо лишь стимулировать доминирующие мотивы, определяющие направленность студента, которая, в свою очередь, выражается в его волевом поведении, в прилагаемых им усилиях для достижения определенной цели [18]. По мнению Л.Н. Мясниковой, мотивационная компетенция выражается в стремлении и желании педагога работать в образовательном учреждении, в потребности будущего учителя в личностном и профессиональном саморазвитии [19].

Структурной частью мотивационной компетенции будущего педагога является профессионально-лич-

ностный компонент, который состоит из комплекса качеств, совокупности приобретенных или сознательно сформированных устойчивых характеристик личности. Сочетаниями данных качеств и свойств личности являются мотивы: педагогической направленности, самоактуализации и профессионального достижения [20]. Направленность преподавателя на педагогическую деятельность является основным, базовым мотивом профессионально-личностного компонента мотивацион-ной компетенции.

Мотивы профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции - педагогической направленности, самоактуализации и профессионального достижения - рассмотрены в работах О. Г. Красношлыковой, Т.А. Мокроусовой, Т.В. Нагорной, В. Mirkovic и других ученых [21-32].

Понятие «педагогическая направленность» связано с понятием «профессиональная направленность», которая является центральным личностным новообразованием. Профессиональная направленность формируется в результате социально-нравственного, личностного, профессионального самоопределения, в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности и сама обусловливает и деятельность, и самоопределение [33].

Понятие «самоактуализация» А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский расшифровывают как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей» [34]. А.Я. Садыкова отметила, что самоактуализация определяется как «желание человека самоосуществиться» [35]. В.В. Байлук считает, что самоактуализация - это позитивная жизнедеятельность человека, связанная только с его продуктивным самоосуществлением [36], а по мнению Е.В. Самаль, «самоактуализация личности - это непрерывный динамический процесс актуализации и развития потенциальных возможностей, выражающийся в личностно профессиональном самоопределении и сопровождающийся формированием профессиональной идентичности, готовности и выраженной тенденции к продуктивным личностным и профессиональным самоизменениям, построению успешной профессиональной карьеры» [37, с. 243].

Мотив профессионального достижения в профессиональной деятельности - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в выбранной им профессии. В классификации Г. Мюррея - это устойчивая потребность в достижении результата в работе, так как этот вид мотивации характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности [38]. В. Mirkovic, I. ZeCevic и N. Marinkovic в своих исследованиях раскрыли мотив профессионального достижения как совокупность составляющих качеств сознания и личности [24], а А. Fumham представил его в виде взаимодействия темных и светлых сторон личности человека [39]. И.А. Бирюкова и И.В. Смолярчук рассматривают данный мотив как «интегративную характеристику ориентации личности на выработку профессиональных намерений и жизненных целей, на формирование перспективных планов их достижения» [40, с.59].

Современная наука располагает результатами исследований многих авторов, освещающих различные аспекты подготовки преподавателей к осуществлению образовательной деятельности. Но проблема мотивации и лежащие в ее основе мотивы изучены недостаточно. В то же время, педагогическая направленность, самоактуализация и профессиональные достижения -основные, базовые мотивы в развитии будущего педагога, внутренняя движущая сила профессионализации личности студента, его саморазвития и самореализации в педагогической сфере [41, 42].

На социальном уровне актуальность данного исследования связана с изменением государственной поли-

тики в подходе к определению качества образовательного процесса, активизацией в области образования интеграционных процессов.

На научно-теоретическом уровне - с необходимостью исследований основных, базовых качеств характера будущего педагога, претерпевающие изменения в связи с новым содержанием образовательного процесса и отраженных в Профессиональном стандарте. Данные базовые качества являются производными профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции и включают в себя, прежде всего, позитивное отношение к профессии, обеспечить успех в учебной деятельности, умение сделать учебную задачу личностной, а также принимать решения в различных педагогических ситуациях. Теоретическое исследование мотивов профессионально-личностного компонента - педагогической направленности, самоактуализации и профессионального достижения - могут способствовать внедрению в образовательный процесс педагогических технологий, направленных на необходимое, позитивное психолого-педагогическое преобразование личности будущего педагога.

На научно-практическом уровне актуальность заключается в использовании результатов данного исследования в реализации будущими педагогами их профессиональных и творческих способностей в образовательной среде. Приоритетная роль в создании образовательной среды принадлежит педагогу, осознанно принимающему ответственность за качество и результаты образования обучаемых [43].

Анализ рассмотренных публикаций показывает, что мотивация представлена учеными как совокупность психических образований, часть личности, обусловленная диспозициями-мотивами. Мотивационная компетенция, кроме мотивов теоретической готовности педагогов, включает в себя также мотивы к осуществлению практической профессиональной деятельности. Представленная исследователями структура мотивационной компетенции не полностью раскрывает ее возможности, а компоненты в ее структуре требуют теоретического и практического развития.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данной статьи является теоретическое исследование структуры мотивационной компетенции и мотива профессионального достижения, входящего в ее профессионально-личностный компонент. Практическое исследование включает в себя развитие исследуемого мотива как составляющей части профессионально-личностного компонента на основе выделенных показателей.

Мотивы являются составляющими мотивационной компетенции профессионала, выраженной в устойчивом интересе к своей профессии, в понимании ее сущности и социальной значимости. Каждый индивидуум обладает установочно-ориентировочными формами мотивации. Данная группа форм мотиваций называется диспозиционной, или профессионально-личностным компонентом. Сюда относятся ценностные ориентации, аттитюды. Другой компонент - поведенческий, и его функциональные характеристики носят деятельност-ный характер. В этом компоненте представлены цели, планы, программы, задачи, стремления и намерения. Третий компонент - эмотивный. В познавательной деятельности к эмотивному компоненту относятся развитые чувства, любопытство, желания, ситуативные эмоции.

Одним из наиболее значимых компонентов моти-вационной компетенции является профессионально-личностный компонент, который состоит из комплекса мотивов, способствующих или препятствующих успешной профессиональной деятельности будущего педагога. Нами разработана структура профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции, которая представлена на рисунке 1. 282

Рисунок 1 - Структура профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции

Мотив профессиональной педагогической направленности, рассматриваемый как часть профессионально-личностного компонента мотивационной компетенции, связан с действием конкретных побуждений, обусловленных выбором профессии и долговременным осуществлением связанных с ней обязанностей [42]. Мотив самоактуализации - с вовлеченностью в свою профессию, преданностью своему делу, являющимся для педагога очень ценным.

Остановимся более подробно на мотиве профессионального достижения, который способствует устойчиво проявляемой потребности индивида добиваться успеха в выбранной профессии. Структура данного мотива представляет собой взаимосвязь трех составляющих его компонентов-показателей:

- инициация к деятельности;

- целеобразование;

- достижение конкретных результатов.

С целью повышения уровня развития мотива профессионального достижения, в Тольяттинском государственном университете был проведен эксперимент у студентов бакалавриата (37 человек) психолого-педагогического направления подготовки и спроектирован авторский курс, содержащий три модуля: профессиональной актуализации намерения, профессионального целео-бразования и профессиональной реализации намерения. Основные темы курса - профессиональные достижения в педагогической деятельности, профессиональный рост педагога, целеобразование и целеполагание в педагогической деятельности, уровень притязаний и самооценка, значимость профессии педагога и критерии успешности его деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В структуре мотива профессионального достижения для определения уровня развития показателя «Побуждение к деятельности» использован тест-опросник С.С. Груншпун «Мотивы выбора профессии» [44]. Показатель «Осознание, визуализация и удержание результата деятельности» определялся с помощью методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн [45]. Уровень развития показателя «Реализация намерения в виде практических действий» был определен с помощью тест-опросника «Диагностика мотивации достижения» [46].

Данные констатирующего эксперимента по показателям мотива профессионального достижения и уровням его развития представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты констатирующего эксперимента

Jfe 1ГП Показатель Уровни развития мотива (%)

Высокий Средний Низкий

1 Побуждение к деятельности 23,53 23,53 52,94

2 Осознание, визуализация и удержаннерезультатов деятельности 23,53 23,53 52,94

3 Реализация намерения б виде пр актнческнх действий 35,29 35,29 29,41

4 Среднее значение 27,45 27,45 45,10

Представленные данные показывают, что мотив профессионального достижения в исследуемой группе развит недостаточно, значения показателей мотива профессионального достижения были выявлены низкие у 45,10% группы исследования. В ходе проведения формирующего эксперимента были использованы различные технологии. Например, в теме «Целеобразование и целе-полагание» применены online-lecture и Problem learning

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АХМЕТЖАНОВА Галина Васильевна и другие РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО...

webinar, в теме «Уровень притязаний и самооценка» использованы lecture-visualization, презентация PowerPoint и problem workshop.

В ходе проведения формирующего эксперимента была использована технология смешанного обучения, при которой занятия online и offline были совмещены -применялись offline -лекции и online-вебинары, презентации и семинары, технология проблемного обучения и технология «Портфолио».

Приведем пример содержания одного из модулей спроектированного курса, раздела профессионального целеобразования, состоящего из тем «Целеобразование и целеполагание в педагогике» и «Уровень притязаний и самооценка». Тема «Целеобразование и целеполагание в педагогике» состоит из двух занятий: «Педагогическое целеполагание» (Online-лекция, презентация PowerPoint) и «Педагогическое целеобразование» (Problem learning webinar - технология проблемного обучения). Тема «Уровень притязаний и самооценка» также состоит из двух занятий: «Я-концепция педагога» (лекция-визуализация, презентация PowerPoint) и «Актуализация уровня притязаний и самооценки» (проблемный семинар - технология проблемного обучения).

Данные контрольного эксперимента по показателям мотива профессионального достижения и уровням его развития представлены в таблице 2.

Таблица 2 -Результаты контрольного эксперимента

№ пи Показатель Уровни развития мотива (%)

Высокий Средний Низкий

1 Побуждение к д еятельно сти 41,20 26,48 32,33

2 Осознание, визуализация н удержание р езулътатов деятельности 38.26 29,42 32,33

3 Реализация намерения б виде практических действий 58,85 38,24 2,91

4 Ср еднее значение 46,10 31,38 22,52

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научных источников показал, что структура мотивационной компетенция исследователями представлена в общем виде [18, 19] и без описания составляющих ее компонентов [3, 46]. В данной статье структура мо-тивационной компетенции представлена состоящей из трех компонентов, в каждый из которых включены соответствующие мотивы, рассматриваемые через компоненты-показатели.

Мотив профессионального достижения и его развитие рассматривался многими авторами [25,38,39]. В представленном исследовании за основу его структуры была взята динамическая модель, разработанная М.Ш. Магомед-Эминовым, и адаптированная для психолого-педагогических исследований [47]. Разработанная нами структура мотива профессионального достижения оптимально подошла для создания авторского учебного курса, внедрение которого в учебный процесс показало повышение уровня развития данного мотива. Результаты исследования позволяют качественно повысить образовательную деятельность в вузе, а разработанный курс способствует повышению эффективности подготовки будущих педагогов.

ВЫВОДЫ

Анализируя итоги экспериментальной работы, заметим, что проведенная работа по развитию мотива профессионального достижения у бакалавров психолого-педагогического образования была достаточно эффективна, уровень мотива профессионального достижения повысился на 20,57%. Полученные данные подтверждают необходимость повышения профессиональной мотивации, а внедрение авторского курса в образовательный процесс вуза доказало свою эффективность при решении проблемы повышения профессиональной мотивации студентов - будущих педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сенашенко В.С., Е.П. Стручкова. О влиянии структурных изменений в сфере образования на сопряжение высшего образования и сферы труда //Alma Mater (Вестник высшей школы). Международная

академия наук высшей школы. 2020. №9. С. 68-80.

2. Андриенкова Ю.Д. Основные подходы к разработке электронных образовательных ресурсов для учебных дисциплин в условиях цифровизации // Образование и общество. ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». 2019. №6. С. 37-42.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы // Самара: Самарский университет, 1995. 228 с.

4. Озерникова Т.Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода // Известия иркутской государственной экономической академии. 2002. №4. С. 70-77.

5. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности //Национальный психологический журнал. 2014. №1. С.49-56.

6. Мясина Н.А. Повышение мотивации педагога профессиональной школы на основе инфо-коммуникационных технологий // Материалы XIIМеждународной научно-практической конференции молодых исследователей «Наука и молодежь: новые идеи и решения». 2018. С. 57-59.

7. Степанова Ю.А. Мотивация педагогической деятельности / Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VIIМеждународной научно-практической конференции. 2016. С.147-148.

8. Матназарова М.Б. Потребностно-мотивационная сфера как фактор профессиональной компетентности педагогических кадров в образовательном процессе // Наука, техника и образование. 2018. №12. С.95-98.

9. Andreev V.V. Model of development of professional motivation of pedagogical activity in the educational process / V.V. Andreev, E.M. Mikhailova, G.V. Kalinina, T.Y. Silvestrova, T.N. Petrova, M.B. Kozhanova // Modern journal of language teaching methods. 2017. №5(7). P. 98-107.

10. PetkovaE. Academic motivation in engineering graphic education. South-West University Neofit Rilski, Bulgaria 2700 Blagoevgrad. 2019. №3. P.402-417.

11. Duboviski S., J. Balen. Influence of new technology on content adoption, motivation and satisfaction // Didactica Slovenica - Pedagoska Obzorja. The lifelong learning department, Faculty of education, University of J. J. Strossmayer Osijek, Banova 5. 2018. №33(2). P. 156173.

12. Vaganova O. I., KorostelevA. A. Study of the motivative component of technological competence of the teacher of professional training // Scientific Vector of the Balkans. 2021. №1(11). Vol. 5. P. 18-21.

13. Ostyakova G.V. Socio-psychological mechanisms and methods for creating an adaptive educational environment in a modern school // Scientific research of scoring countries: synergy and integration. Materials of the International Conference. Scientific publishing house Infinity. 2020. P. 115-121

14. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) //Балканское научное обозрение. 2018. № 1. С. 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

16. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Психологические аспекты реализации игровых технологий //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 21-24.

17. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Педагогические технологии формирования межкультурной компетентности (на примере использования кейс-технологий) // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. № 5 (19-2). 2016. С. 28-36.

18. Сорокина Е.В, Останина М.В., Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И. Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе преподавания генетики человека с основами медицинской генетики в медицинском колледже // Педагогические науки. 2016. №2. С. 307-310.

19. Мясникова Л.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога // Всероссийское сетевое издание Дошкольник-URL: http://doshkolnik. ru/psihologiya/17133-psihologopedagogicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoiy-kompetentnosti-pedagoga.html.

20. РыбаковаН.А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия ее становления // Вестник Московской международной академии, образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия». 2012. №1. С. 100-105.

21. Красношлыкова О. Г., Е. В. Приходько. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №2. С. 47-54.

22. Мокроусова Т.А. Проблема мотивации саморазвития личности педагога и педагогическая направленность // Colloquium-Journal. 2017. №6. С. 73-74.

23. Нагорная Т.В. Самоактуализация и самореализация личности как понятия педагогической науки //Материалы IX Международной научно-практической конференции. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: пространство самореализации личности, — сборник трудов конференции. 2020. С. 299-303.

24. Mirkovic B., I. Zecevic, N. Marinkovic. The Big Five Personality Traits as Determinants of Teachers' Achievement Motivation // Настава и васпитанье. 2020. №2(69). P. 171-182.

25. Shegoleva E., T. Poyarova, I. Akhmetova. Motivation of increasing of teachers' qualification // Advances in Economics, Business

and Management Research. 2019. №90. P. 238-240.

26. Gordeeva T., N. Aelterman, F. Guay, N. Shumakova. The best educational practices: motivating students through the lens of self-determination theory // XVI European congress of psychology. 2019. P. 109-110.

27. Harchenko A., R. Antropova, N. Kohan. Management of the motivation and incentive system of work of teachers // Education and Training: Theory, Methodology and Practice: Proceedings of the XII International Scientific-Practical Conference. 2018. P. 90-92.

28. Tkachuk D.V. Criteria, indicators and levels of the formation of professional readiness of border guard inspectors for identification of persons and vehicles // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 72-75.

29. Болдырев К.А. Конкурентное действие мотивации инновационной деятельности квалифицированных работников // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 59-62.

30. Сериков В.С. Определение понятия академический успех среди студентов // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 55-57.

31. Пичугина Г.А. Развитие самоорганизации студентов в период педагогической практики // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 14-17.

32. Поберецкая В.В. Обоснование и реализация педагогических условий подготовки учителя начального образования в педагогических колледжах к интегрированному обучению учащихся // Revistä Stiinflficä progresivä. 2020. Т. 3. № 4 (6). С. 18-20.

33. Дроздова О.В. Характеристика и содержание понятия «Профессиональная направленность на педагогическую профессию» // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2015. №14. С. 35-43.

34. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко. Ростов-на-Дону. 2-е изд. 1998. 512 с.

35. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки: международный научный журнал. 2020. №2. С. 66-70.

36. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура //Педагогическое образование в России. 2011. №4. С. 12-17.

37. Самаль Е.В. Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога // Труды IV международной научной интернет-конференции. Киев. Издательство «Простобук». 2011. С. 242-259.

38. Мюррей Г. Теория мотивации //Академия «SACRALIS». 2020. http://sacralis.com/psychology/psihicheskoe-zdorove-i-logicheskie-oshibki/698-pro-motivaciyu.html.

39. Furnham A. The bright and dark side of achievement motivation // Current Psychology. 2021. 40. D0I:10.1007/s12144-018-0060-z.

40. Бирюкова И.А., И.В. Смолярчук. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов //Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 56-62.

41. Ахметжанова Г.В. Роль мотивации в овладении будущим педагогом профессиональными компетенциями // Акмеология. 2015. №3. С. 32-34.

42. Дебель М. А. Личностный компонент профессионала системы «Человек-человек» // Современная психология: материалы международной заочной научной конференции. Пермь: Меркурий. 2012. С. 61-63.

43. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф. О мотивации студентов — будущих педагогов к педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29737 (дата обращения: 12.04.2021).

44. Груншпун С.С. Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_ EDU/gcoko/SiteAssets/DocLib23/Городское%20родительское%20 собрание%20%27%27Дорога%20в%20завтра%27%27/Мотивы%20 выбора%>20профессии.%>20Диагностика%>20Груншпун.pdf (дата обращения 05.04.2021)

45. Прихожан А. М. Исследование самооценки по методике Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://nsportal.ru/sites/ default/files/2018/10/23/issledovanie_samootsenki_po_metodike_ dembo-rubinshteyn.pdf (дата обращения 05.04.2021)

46. Данилов С. В., Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик // Библиотека молодого педагога. ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2018. 98 с.

47. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. 143 с.

Статья поступила в редакцию 27.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

284

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.