Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО ХИМИКА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО ХИМИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ХИМИК / МОТИВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрохина Анна Сергеевна

В настоящее время одним из основных направлений концепции развития образования является качественное воспитание будущих специалистов и обеспечение их конкурентоспособности. Успех их карьеры зависит от степени развития компетентности будущих выпускников. Современные химики должны обладать значительными знаниями и умениями в области производственнотехнологической деятельности. Одним их важнейших компонентов производственнотехнологической компетенции будущих химиков является мотивационно-ценностный компонент. В статье определено содержание данного компонента. Наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре компетенции обусловлено тем, что у будущих химиков должны быть сформированы ценности, мотивы, цели, потребности, ценностные установки и личностные качества, обеспечивающие готовность применять химические и технологические знания и умения при решении профессиональных задач, готовность занимать позицию исследователя в научной технической и производственной областях. Данный компонент способствует росту интереса к профессиональной деятельности, творческому проявлению личности в профессии; направлен на формирование способностей к самостоятельной деятельности, самообучению и саморазвитию. Диагностика мотивационно-ценностного компонента осуществлялась по измерению уровня развития мотивации, определяющего интерес и ценностное отношение к инновационной производственно-технологической деятельности, положительной мотивации к самостоятельной и научно-исследовательской работе, стремления к самоактуализации, самообучению, самодисциплине. Для определения показателей уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента будущих химиков применялись беседы; самоактуализационный тест (САТ), предназначенный для диагностики уровня самоактуализации; опросник мотивации профессиональной деятельности и другое. На основании проведенного эксперимента в заключении сделаны выводы о невысоком уровне мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков, а также о необходимости развития системы подготовки будущих химиков к производственно-технологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митрохина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE FUTURE STUDENTS OF THE CHEMISTRY DEPARTMENT

Currently, one of the main directions of the concept of education development is the quality education of future specialists and ensuring their competitiveness. The success of their career depends on the degree of development of the competence of future graduates. Modern chemists should have significant knowledge and skills in the field of production and technological activities. One of the most important components of the production and technological competence of future chemists is the motivational value component. The article defines the content of this component. The presence of a motivational-value component in the structure of competence is due to the fact that future chemists should have values, motives, goals, needs, values, and personal qualities that ensure the willingness to apply chemical and technological knowledge and skills in solving professional problems, the willingness to take a researcher’s position in the scientific technical and industrial fields. This component contributes to the growth of interest in professional activities, the creative manifestation of personality in the profession; It is aimed at the formation of abilities for independent activity, self-training and self-development. The diagnostics of the motivation-al-value component was carried out by measuring the level of development of motivation, which determines the interest and value attitude to innovative production and technological activities, positive motivation for independent and scientific research, the desire for self-actualization, self-training, self-discipline. To determine the indicators of the level of formation of the motivational-valuable component of future chemists, interviews were used; self-actualization test (SAT), designed to diagnose the level of selfactualization; professional motivation questionnaire and more. Based on the experiment, in conclusion, conclusions were drawn about the low level of motivational and valuable component of production and technological competence among future chemists, as well as about the need to develop a system for preparing future chemists for production and technological activities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО ХИМИКА»

Контактная информация: ea.milash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

УДК 378

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО ХИМИКА

Анна Сергеевна Митрохина, старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация

В настоящее время одним из основных направлений концепции развития образования является качественное воспитание будущих специалистов и обеспечение их конкурентоспособности. Успех их карьеры зависит от степени развития компетентности будущих выпускников. Современные химики должны обладать значительными знаниями и умениями в области производственно-технологической деятельности. Одним их важнейших компонентов производственно-технологической компетенции будущих химиков является мотивационно-ценностный компонент. В статье определено содержание данного компонента. Наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре компетенции обусловлено тем, что у будущих химиков должны быть сформированы ценности, мотивы, цели, потребности, ценностные установки и личностные качества, обеспечивающие готовность применять химические и технологические знания и умения при решении профессиональных задач, готовность занимать позицию исследователя в научной технической и производственной областях. Данный компонент способствует росту интереса к профессиональной деятельности, творческому проявлению личности в профессии; направлен на формирование способностей к самостоятельной деятельности, самообучению и саморазвитию. Диагностика мотива-ционно-ценностного компонента осуществлялась по измерению уровня развития мотивации, определяющего интерес и ценностное отношение к инновационной производственно-технологической деятельности, положительной мотивации к самостоятельной и научно-исследовательской работе, стремления к самоактуализации, самообучению, самодисциплине. Для определения показателей уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента будущих химиков применялись беседы; самоактуализационный тест (САТ), предназначенный для диагностики уровня самоактуализации; опросник мотивации профессиональной деятельности и другое. На основании проведенного эксперимента в заключении сделаны выводы о невысоком уровне мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков, а также о необходимости развития системы подготовки будущих химиков к производственно-технологической деятельности.

Ключевые слова: студент; химик; мотивация; творчество; личность; саморазвитие; профессиональная деятельность; производственно-технологическая компетенция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p242-248

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE FUTURE STUDENTS OF

THE CHEMISTRY DEPARTMENT

Anna Sergeevna Mitrokhina, the senior teacher, Ryazan State University named by S.A. Esenin

Abstract

Currently, one of the main directions of the concept of education development is the quality education of future specialists and ensuring their competitiveness. The success of their career depends on the degree of development of the competence of future graduates. Modern chemists should have significant knowledge and skills in the field of production and technological activities. One of the most important components of the production and technological competence of future chemists is the motivational value

component. The article defines the content of this component. The presence of a motivational-value component in the structure of competence is due to the fact that future chemists should have values, motives, goals, needs, values, and personal qualities that ensure the willingness to apply chemical and technological knowledge and skills in solving professional problems, the willingness to take a researcher's position in the scientific technical and industrial fields. This component contributes to the growth of interest in professional activities, the creative manifestation of personality in the profession; It is aimed at the formation of abilities for independent activity, self-training and self-development. The diagnostics of the motivational-value component was carried out by measuring the level of development of motivation, which determines the interest and value attitude to innovative production and technological activities, positive motivation for independent and scientific research, the desire for self-actualization, self-training, self-discipline. To determine the indicators of the level of formation of the motivational-valuable component of future chemists, interviews were used; self-actualization test (SAT), designed to diagnose the level of self-actualization; professional motivation questionnaire and more. Based on the experiment, in conclusion, conclusions were drawn about the low level of motivational and valuable component of production and technological competence among future chemists, as well as about the need to develop a system for preparing future chemists for production and technological activities.

Keywords: student; chemist; motivation; creation; personality self-development; professional activity; production-technological competence.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность российской промышленности в химиках-технологах и химиках-инженерах постоянно растет. Это связано с высокими темпами развития современных технологий в фармацевтике, пищевой промышленности, металлургии, производстве инновационных материалов. Поэтому будущие химики должны быть готовы к инновационной производственно-технологической деятельности, у них должна быть сформирована производственно-технологическая компетенция.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как показывает анализ научно-педагогической литературы, в структуре профессиональных компетенций исследователи выделяют различные компоненты. Одним их важнейших компонентов является мотивационно-ценностный компонент. Он включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки. Данный компонент способствует росту интереса к профессиональной деятельности, творческому проявлению личности в профессии; направлен на формирование способностей к самостоятельной деятельности, самообучению и саморазвитию [1-3].

Выделенные на основе анализа профессиональной деятельности химиков и научно-педагогической литературы требования к современному химику-технологу, позволили определить содержание мотивационно-ценностного компонента: понимание основных тенденций развития химической промышленности и химических технологий; стремление к эффективному выполнению технологических процессов, инновациям, творчеству, самоактуализации, самообучению, совершенствованию знаний и умений в области производственно-технологической деятельности; наличие таких качеств как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность; интерес к профессиональной деятельности; наличие мотивов к профессиональному росту в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; осознание необходимости восхождения к высокому уровню производственно-технологической компетенции.

Об уровне развития у будущих химиков мотивационно-ценностного компонента позволяют судить обоснованные критерии и показатели, которые приведены в таблице 1.

При определении критериев и показателей уровня сформированности мотиваци-онно-ценностного компонента мы стремились к тому, чтобы они давали возможность сравнивать результаты с предполагаемым эталоном сформированности мотивов, потребностей, ценностных установок и другое. Нами определены три уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции

будущих химиков: высокий (эталонный), средний (оптимальный) и низкий (допустимый).

Цель исследования — определение начального уровня сформированности мотива-ционно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков.

Таблица 1 - Критерии и показатели уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции_

Компоненты производственно-технологической компетенции Уровни Критерии и показатели уровня сформированности компонентов производственно-технологической компетенции

Мотивационно-ценностный Низкий (допустимый) Демонстрация знаний о тенденциях развития химической промышленности, химических технологий; интерес к профессиональной деятельности.

Средний (оптимальный) Нацеленность на эффективную реализацию технологических процессов; стремление к инновационным процессам, новым технологиям, творческому мышлению, самоактуализации, самообразованию, совершенствованию знаний и умений в области производства и технологий; демонстрация интереса к сфере профессиональной деятельности.

Высокий (эталонный) Прослеживаемая тенденция к саморазвитию, самоактуализации, самостоятельной работе; проявляемая мотивация к профессиональному росту; наличие таких качеств как настойчивость, решительность, целеустремленность, независимость; осознание необходимости достижения высокого уровня производственно-технологической компетенции.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения показателей уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента будущих химиков применялись беседы, тесты, методики: Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз (тест САТ, предназначенный для диагностики уровня самоактуализации, с помощью которого определялся степень готовности студентов к самостоятельной работе); А.А. Реан (опросник мотивации профессиональной деятельности); Т.Л. Бадоева (тест «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»); Т. А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта (самотест «Готовность к саморазвитию») и другое.

Опишем, как выявлялись уровни мотивационно-ценностного компонента компетенции.

Низкий (допустимый) уровень мотивационно-ценностного компонента устанавливался у будущего химика, если он:

- демонстрировал знания о современных тенденциях развития химической промышленности, химических технологий (беседа, специально организованный опрос);

- проявлял интерес к профессиональной деятельности (методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана и другое).

Уровень мотивационно-ценностного компонента считался средним (оптимальным), если будущий химик:

- был нацелен на эффективное выполнение технологических процессов;

- стремился к инновациям, творчеству, самоактуализации, самообразованию, совершенствованию знаний и умений в области производства и технологий (беседа, специально организованный опрос).

Высокий (эталонный) уровень считался достигнутым, если были выявлены:

- тенденция к саморазвитию, самоактуализации, самостоятельной работе (беседа, специально организованный опрос);

- проявляемая мотивация к профессиональному росту;

- наличие таких волевых качеств как настойчивость, решительность, целеустремленность, независимость;

- осознание необходимости достижения высокого уровня производственно-технологической компетенции (беседа, специально организованный опрос);

- проявляемая мотивация к профессиональному росту (методика Т.Л. Бадоева «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности);

- отражение в поведении и высказываниях понимания необходимости восхождения личности к высокому уровню компетенции (беседа, специально организованный опрос).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования, которое проводилось в РГУ имени С.А. Есенина был выявлен уровень мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции будущих химиков. В проведении констатирующего эксперимента приняли участие 22 студента первого курса, 30 студентов четвертого курса.

С целью диагностики уровня самоактуализации личности и степени готовности студентов к самостоятельной работе был проведен опрос по вопросам теста САТ, содержащий 126 вопросов (в каждом пункте, которого содержатся два высказывания (а и б). Опрашиваемым предлагалось внимательно прочитать каждое из двух высказываний и отметить то из них, которое в большей степени соответствует его точке зрения.

По итогам опроса проводился анализ и интерпретация результатов по двум базовым шкалам: "Ориентация во времени" и "Поддержка" или "Опора на себя". Шкала «Ориентация во времени», включающая 17 пунктов, отражает степень правильности ориентированности человека во времени, что позволяет оценить уровень самоактуализации личности. Результаты опроса представлены в таблице 2, их графическая интерпретация показана на рисунке 1.

Таблица 2 - Результаты опроса САТ по базовым шкалам

Балл Шкала «Ориентация во времени» Шкала «Поддержка»

Низкий 47% 53%

Высокий 50% 50%

54 52 50 48 46 44

Шкала "Ориентация во времени" ■ Шкала "Поддержка"

Рисунок 1 - Результаты опроса САТ по базовым шкалам будущих химиков

Интерпретация исследования показала, что практически половина исследуемых (47%) ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), они воспринимают свой жизненный путь дискретно, не способны жить настоящим, переживать соответствующий момент своей жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о низком уровне самоактуализации личности (рисунок 2).

Степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, позволяющую установить готовность к самостоятельной деятельности мы определяли по шкале поддержки или «Опора на себя» (методика Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозман, М.В. За-гика, М.В. Кроз, тест САТ, предназначенный для диагностики уровня самоактуализации).

Результаты исследования по (базовым шкалам

50 50

47

Низкий балл Высокий балл

Данная методика позволяет установить насколько человек руководствуется своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами или же он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д. Анализ результатов по данной шкале показал, что половина опрошенных (50%) не свободны в собственном выборе, подвержены внешнему влиянию, то есть не способны к самообучению, самоактуализации, самостоятельной работе.

У студентов отсутствует внутренняя поддержка, они не могут опираться в своих поступках на собственные чувства и мысли, не всегда критически воспринимают воздействие внешних сил и не способны творчески расширять имеющиеся знания (рисунок 3).

Следует отметить, что исследуемая группа оказалась разнородной, она не скорректирована по уровню готовности работать самостоятельно и проводить научно-исследовательскую работу.

Разброс данных говорит о том, что только 50 % студентов оказались мотивированными на обучение по выбранной специальности, направлению подготовки «Химия», остальные же подошли к выбору будущей области деятельности не осознанно, из-за этого уровень самоактуализации отстает. Для выявления уровня готовности обучающихся к саморазвитию было проведено исследование по методике Т. А. Ратановой, Н.Ф. Шляхты. Респонденты отвечали на вопросы самотеста «Готовность к саморазвитию», включающего 14 утверждений. Опрашиваемым предлагалось, прочитав утверждения, написать его номер на листок и оценить насколько это утверждение верно для него. Если верно, то напротив номера необходимо поставить знак «+», если не верно - знак «-». Полученные значения были перенесены на график: по горизонтали откладывалось значение ГЗС («хочу знать себя»), а по вертикали - значение ГМС («могу самосовершенствоваться»). По двум координатам были отмечены точки на графике, которые «попали» в один из квадратов: А, Б, В, Г (рисунок 4).

«Попадание» в квадрат на графике отображает одно из состояний студента в момент опроса:

А - «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя»;

Б - «хочу знать себя» и «могу измениться»;

В - «не хочу знать себя» и «не хочу изменяться»;

Г - «хочу знать себя», но «не могу себя изменить».

Анализ результатов показал, что большинство опрошенных (68%) попали в область квадрата Б «хочу знать себя» и «могу измениться», (28%) в область квадрата Г «хочу знать себя», но «не могу себя изменить» и (4%) «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя».

Таким образом, исследование выявило различный уровень ценностных установок и зрелости личности будущих химиков. Некоторые из респондентов имеют представление о себе как о зрелой личности, представляют то, что они хотят; внутренне мотивированы расширять образ мира и познавать себя в нем. Остальная часть опрашиваемой груп-

Рисунок 2 - Интерпретация результатов исследования по шкале «Ориентация во времени» будущих химиков

Шкала «Поддержка»

50%

50%

Низкий балл ■ Высокий балл

Рисунок 3 - Интерпретация результатов исследования по шкале «Поддержка»

пы не сформировалась как личность, а также не готова сосредоточить свои силы и время на самостоятельной работе в выбранном направлении учебной и профессиональной деятельности.

-1-

-1-

-1-

1 2 3 " 4 5 6 7 ГЭС

Рисунок 4 - Анализ результатов выявления уровня готовности к саморазвитию у будущих химиков

Для диагностики мотивации профессиональной деятельности мы использовали методику К. Замфира в модификации А. Реана. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: показатель внутренней мотивации (ВМ), показатель внешней положительной мотивации (ВПМ) и показатель внутренней положительной мотивации ВОМ. О внутреннем типе мотивации говорят когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. О внешней мотивации принято говорить, когда в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности. Внешние мотивы в свою очередь разделяются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы более эффективны по сравнению с внешними отрицательными мотивами.

В таблице 3 показаны результаты оценки уровня мотивационно-ценностного компонента у студентов-химиков по итогам констатирующего эксперимента. Таблица 3 - Уровень мотивационно-ценностного компонента по итогам констатирующего

Уровень Количество студентов в %, показавших результат, соответствующий уровню

Низкий 43%

Средний 39%

Высокий 18%

Проведенное анкетирование позволило сделать следующие выводы: 82% студентов

- будущих химиков обладают низким и средним уровнем мотивации (ВОМ > ВПМ > ВМ

- низкий уровень; промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивацион-ные комплексы - средний уровень). Высоким же уровнем к нему относят два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ обладают 18% опрошенных. Также был проведен специальный опрос студентов и преподавателей вуза, беседы с ними. Опрос и беседы со студентами позволили определить, что будущие химики не вполне понимают значимость профессии химика-технолога для производства, важность достижения высокого уровня производственно-технологической компетенции. Результаты опроса преподавателей коррелируют с результатами опроса студентов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать выводы о невысоком уровне сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции будущих химиков. Так как данный компонент производственно-технологической компетенции направлен на развитие навыков самостоятельной работы, самообразования и саморазвития, способствует повышению интереса к будущей профессиональной деятельности, проявлению творческого подхода, повышению интереса к будущей профессии, возникает необходимость его целенаправленного формирования.

Мы считаем, что развитие мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков следует осуществлять через демонстрацию примеров из деятельности видных ученых химиков, особенно их исследовательской деятельности; анализ современного состояния химической промышленности, достижений в области производства новых материалов и веществ, разработки новых технологий; изучения новинок производственных процессов, организацию самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов /, В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.

2. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 479 с.

3. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 2008. - 320 с.

REFERENCES

1. Slastenin, V.A., Isaev, I.F. and Shiyanov, E.N. (2002), Pedagogy: manual, Academy, Moscow.

2. Petrovsky, A.V.(1976), General Psychology, Education, Moscow.

3. Shadrikov, V.D. (2008), Psychology of human activity and ability: textbook, Logos, Moscow.

Контактная информация: anna_mitroxina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2021

УДК 796.323

ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР АМПЛУА В БАСКЕТБОЛЕ

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье сделана попытка рассмотреть одну из проблем современной подготовки в баскетболе, которая заключается в выявлении оптимального игрового амплуа каждого спортсмена. Характер и темперамент спортсмена детерминирован генотипом, поэтому учет этих черт, а также свойств нервной системы, могут определить успешный выбор амплуа игрока и игровой деятельности в целом. Проведено исследование по тесту «Тип темперамента» у студентов сборной команды УрГУПС по баскетболу. Одновременно с анкетированием определены игровые амплуа спортсменов и выявлена взаимосвязь этих характеристик с их видом высшей нервной деятельности. Раскрыты закономерности и даны рекомендации в совершенствовании психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: темперамент, амплуа, баскетбол, психологическая подготовка, учебно-тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.