Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ФИЗИКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОЛИТОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзарь Антонина Николаевна, Подвойская Наталия Леонидовна

В статье рассматривается ценностно-мотивационный аспект подготовки будущих специалистов (мед. профиля и тех. профиля) в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе. Данный аспект подготовки будущих специалистов мед. профиля при изучении физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе, определяется наличием у студентов: а) мотивации для изучения физики в медвузе; б) ценностных ориентаций в области физический знаний; в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современных методов диагностики и лечения как физических методов; г) заинтересованности в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений. Указанный аспект подготовки будущих специалистов технического профиля при изучении политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техвузе, определяется наличием у студентов: а) мотивации для изучения политологии в техвузе; б) ценностных ориентаций в области политических знаний; в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современной политической культуры. Провести диагностику уровня сформированности у будущих специалистов указанных профилей ценностно-мотивационного аспекта подготовки на непрофильных дисциплинах в вузе можно с помощью описанных в статье диагностических методик. В статье приведены результаты соответствующих экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобзарь Антонина Николаевна, Подвойская Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MOTIVATION AND VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF STUDYING NON-PROFILE DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY

The article deals with the value-motivational aspect of preparing future specialists (medical and technical profile) in the process of studying non-profile disciplines at university. This aspect of the training of future specialists in the medical profile in the study of physics, which is a non-profile discipline in a medical university, is determined by a) motivation to study physics at a medical university;b) value orientations in the field of physical knowledge; c) attitudes towards humanistic values within the framework of modern methods of diagnosis and treatment as physical methods; d) interest in mastering professional skills based on physical knowledge, as well as physical skills. The indicated aspect of future specialists’ training has been studied in the course of studying the physics. The indicated aspect of future specialists training in the field of political science, which is a non-profile discipline in a technical university, is determined by a) motivation to study political science in a technical university; b) value orientations in the field of political knowledge; c) attitude towards humanistic values within the framework of modern political culture. It is possible to diagnose the level of forming the value-motivational aspect of training in non-profile disciplines in higher education institutions by means of the diagnostic methods described in the article. The article presents the results of the experimental research.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

УДК: 378:53:32 ББК 74.48-5-22.3-66

DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-67-83

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

А.Н. Кобзарь, Н.Л. Подвойская

Аннотация. В статье рассматривается ценностно-мотивационный аспект подготовки будущих специалистов (мед. профиля и тех. профиля) в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе. Данный аспект подготовки будущих специалистов мед. профиля при изучении физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе, определяется наличием у студентов: а) мотивации для изучения физики в медвузе; б) ценностных ориентаций в области физический знаний; в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современных методов диагностики и лечения как физических методов; г) заинтересованности в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений. Указанный аспект подготовки будущих специалистов технического профиля при изучении политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техвузе, определяется наличием у студентов: а) мотивации для изучения политологии в техвузе; б) ценностных ориентаций в области политических знаний; в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современной политической культуры. Провести диагностику уровня сформированности у будущих специалистов указанных профилей ценностно-мотивационного аспекта подготовки на непрофильных дисциплинах в вузе можно с помощью описанных в статье диагностических методик. В статье приведены результаты соответствующих экспериментальных исследований.

Ключевые слова: медицинский вуз, физика, технический вуз, политология, мотивация, ценности, подготовка в вузе.

Для цитирования: Кобзарь А.Н., Подвойская Н.Л. Анализ мотивации и ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 67-83. Б01: 10.31862/2073-96132021-1-67-83

© Кобзарь А.Н., Подвойская Н.Л., 2021

вд

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ANALYSIS OF MOTIVATION AND VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF STUDYING NON-PROFILE DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY

A.N. Kobzar, N.L. Podvoyskaya

Abstract. The article deals with the value-motivational aspect of preparing future specialists (medical and technical profile) in the process of studying non-profile disciplines at university. This aspect of the training of future specialists in the medical profile in the study of physics, which is a non-profile discipline in a medical university, is determined by a) motivation to study physics at a medical university;b) value orientations in the field of physical knowledge; c) attitudes towards humanistic values within the framework of modern methods of diagnosis and treatment as physical methods; d) interest in mastering professional skills based on physical knowledge, as well as physical skills. The indicated aspect of future specialists' training has been studied in the course of studying the physics. The indicated aspect of future specialists training in the field of political science, which is a non-profile discipline in a technical university, is determined by a) motivation to study political science in a technical university; b) value orientations in the field of political knowledge; c) attitude towards humanistic values within the framework of modern political culture. It is possible to diagnose the level of forming the value-motivational aspect of training in non-profile disciplines in higher education institutions by means of the diagnostic methods described in the article. The article presents the results of the experimental research.

Keywords: medical university, physics, technical university, political science, motivation, values, university training.

Cite as: Kobzar A.N., Podvoyskaya N.L. Analysis of Motivation and Value Orientations 68 of Future Specialists in the Process of Studying Non-profile Disciplines at the University.

Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 67—83. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-67-83

Введение

Современный процесс развития и приращения высшего профессионального образования остается достаточно актуальным. Поэтому он должен отражаться в профессиональном становлении будущих специалистов в вузе. Профессиональное становление и развитие востребованного специалиста любого профиля, прежде всего, понимается учеными как подготовка к его будущей деятельности. Так, «к основным элементам

профессиональной подготовки будущих специалистов медицинского профиля ряд ученых относят информационную подготовку (Л.Б. Межведилова), деонто-логическую подготовку как морально-нравственный аспект медицинской деятельности (И.П. Слюсарева, Л.В. Островская), развитие нравственных, личностных качеств (Н.А. Жуковская, М.А. Зуб), профессиональных качеств (Н.Н. Анись-кина, М.А. Тарарышкина, Д.Т. Хацае-ва), профессиональной социализации

студента (Т.Л. Бухарина, Н.Ф. Мурза-галина), формирование профессиональных компетенций (П.А. Бабенко, Р.М. Гаранина) и др.» [1, с. 29].

Направленность личности будущего специалиста на выбранную профессию анализируется в ракурсе основных характеристик его профессионального роста и личностного становления, продуктивности процесса овладения профессиональными компетенциями. Данная форма профессионально-ориентированной направленности личности будущего специалиста трактуется авторами следующим образом: «система ценностей специалиста медицинского профиля, мотивы осуществления им профессионального выбора, его профессиональные и общие интересы, представления о роли и значении данной профессии и своем месте в ней (Е.В. Лапочкин); как мотивация достижения в совокупности с мотивацией одобрения, общительностью, организованностью, направленностью на предмет и т. п.» [там же, с. 30] Некоторые исследователи понимают под профессионально-ориентированной направленностью именно профессиональную мотивацию обучения будущих специалистов. Данная мотивация играет огромную роль в процессе формирования у них профессиональных знаний, профессиональных умений и, в целом, в профессиональном становлении будущего специалиста, влияя на его жизненную позицию. Вне профессиональной направленности трудно организовать процесс формирования у студентов профессиональных знаний и профессиональных умений, а особенно — профессиональных компетенций.

В свою очередь, современная тенденция общественной политической культуры предполагает возможность

современного выпускника технического вуза к профессиональной и личностной самореализации в своей профессиональной деятельности, в частности, в любой отрасли социальной и экономической деятельности человека (Г.Н. Стайнов).

Проблема мотивации и ее диагностики у будущих специалистов, в частности, у студентов медицинского и технического профилей давно являлась предметом исследований отечественных ученых. Так, например, Н.А. Мамаева, рассматривая мотивацию студентов как структурный компонент его учебной деятельности, разработала модель формирования данной мотивации у будущих специалистов технического профиля в процессе изучения математических дисциплин [2]. А.А. Фитьмо-ва, понимая профессиональную мотивацию студентов-медиков как предмет научной рефлексии, подробно изучала процесс развития профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе [3].

С учетом вышеизложенного, важная задача современного профессионального образования должная заключаться не только в подготовке будущего специалиста для конкретной профессиональной области деятельности, выбранной специализации, но и в развитии личностных качеств каждого студента, совершенствовании его культуры и жизненной позиции. Это относится к будущим специалистам различных специальностей. При этом для организации постоянства данного процесса становления целесообразно развивать личностные, культурные, ценностные качества будущих специалистов, в том числе, при обучении основным базовым непрофильными дисциплинам в вузе.

69

70

В качестве примера опишем ценност-но-мотивационный аспект подготовки будущих врачей при изучении физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медицинском вузе, а также будущих выпускников технического вуза при изучении политологии, также являющейся непрофильной дисциплиной в техвузе, включая подробное описание методов диагностики данных аспектов подготовки будущих специалистов при изучении непрофильных дисциплин в вузах, с указанием подтверждающих результатов соответствующих экспериментальных исследований в рамках рассматриваемой проблемы.

В целом, проблема обучения будущих специалистов непрофильным дисциплинам нередко является предметом исследования современных ученных. Так, например, интерес ученых к особенностям обучения физике будущих специалистов мед. профиля можно объяснить тем, что физика играет достаточно важную роль в профессиональной деятельности врача-специалиста [1; 4—8]. Кроме этого, имеет место недостаточный интерес, а также слабая мотивация будущих врачей к освоению физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе (по результатам констатирующего эксперимента [1]). Аналогичные результаты исследования можно указать в рамках изучения будущими специалистами техвуза непрофильных дисциплин, в частности, политологии (политической науки). Однако ряд ученых отмечают, что «при использовании политико-культурного подхода, интегрирующего методы социологии, со-циокультурологии и национальной психологии в единый междисциплинарный подход, мы получаем возможность полнее и глубже понять реальные механизмы и закономерности реализации политических процессов» [9, с. 122—123].

Кроме этого, в аспекте указанной проблемы проанализируем ряд психологических исследований в рамках личностного подхода к профессиональной подготовке будущего специалиста. Так, интегративное образование личности, а именно, его направленность на будущую профессию, а также мотивация учебной и квазипрофессиональной деятельности будущих специалистов раскрывается в работах Н.Ю. Есенковой по средствам становления личности будущего специалиста, особенно в ходе его обучения в вузе выбранного профиля [10]. Как считает Н.Ю. Есенкова, «учебная мотивация в рамках профессиональной подготовки обеспечивает реализацию различных форм учебной деятельности, ее процессуальные и результативные характеристики, формирует ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам, то есть выступает активным моментом развития личности будущего специалиста» [там же, с. 7]. Данные результаты исследования автора были учтены в необходимости и целесообразности развития положительной мотивации будущих специалистов, в том числе при формировании их ценностных ориентаций при обучении физике в медвузе и будущих специалистов технического профиля при изучении политологии в техвузе как непрофильных дисциплин в указанных вузах соответственно. Как считает Б.А. Ясько, «результирующей адаптационных процессов в студенческий период развития специалиста как личности и субъекта деятельности является состояние психологической готовности к решению задач профессионализации и последующей профессиональной деятельности» [11, с. 10]. В рамках своей работы психолог анализирует профессионально-ориентированное образование как единый

процесс формирования совокупности знаний, умений, навыков и развития профессионально значимых личностных психологических качеств студента. Кроме того, многие ученые-психологи уверены, что вопрос личностного развития (ценностно-смысловой сферы и морально-нравственных качеств) будущего специалиста любого профиля является достаточно актуальным, так как развитые личностные качества специалиста — это ядро его целостной личности.

Итак, важно формировать у будущего специалиста любого профиля не только его профессиональные знания и профессиональные умения, но и развивать качества личности специалиста, его ценностные ориентации, в том числе при обучении непрофильным дисциплинам, например, физике в медвузе или политологии в техвузе соответственно.

Многие психологи-исследователи уверены, что мотивационная сфера и ценностно-смысловая сфера личности будущего специалиста (в нашем случае — будущего специалиста медицинского или технического профилей) играют достаточно важную роль в процессе его становления (личностного и профессионального) при обучении в вузе. Поэтому в процессе подготовки будущих специалистов, в том числе на непрофильных дисциплинах в вузе, следует уделять особое внимание развитию мотивации, формированию ценностного отношения и жизненной позиции студентов, даже к знаниям в области непрофильных дисциплин как необходимому элементу высшего образования и личностного становления специалиста. Следовательно, мотивация человека представляет собой один из важнейших компонентов базовой структуры его учебно-познавательной деятельности, одновременно представляя

собой особую личностную характеристику субъекта профессиональной деятельности. Содержание мотивации человека изучалось отечественными и зарубежными психологами (Л.И. Бо-жович, Е.П. Ильиным, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейном и др.). Так, например, С.Л. Рубинштейн считает «интересы как специфические мотивы познавательной деятельности, т. е. как форму проявления познавательных мотивов» [12, с. 30]. Структурно научно-познавательные интересы будущих специалистов любого профиля характеризуются, в том числе, по средствам познавательной мотивации студента.

В целом мотивы студентов (познавательные, профессиональные) являются составляющими общей системы мотивов учения, взаимосвязанных между собой. По мнению А.А. Вербицкого, «при формировании мотивации человека огромное значение приобретают именно актуализация профессиональных интересов студентов, а также включение формулируемой задачи в контекст будущей деятельности специалиста» [13, с. 15].

Таким образом, разделяя позиции большинства психологов и методистов, будем считать ценностно-мотивацион-ный аспект подготовки будущих специалистов, в том числе, в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе, достаточно актуальным для более детального рассмотрения и исследования.

Это позволяет обозначить цель данной статьи, которая заключается в конкретизации диагностических методик, которые позволяют оценить динамику сформированности у будущих специалистов медицинского профиля (далее мед. профиля) и технического профиля (далее тех. профиля) ценностно-

71

72

мотивационного аспекта подготовки на непрофильных дисциплинах в вузе.

Следует отметить, что в процессе подготовки будущих специалистов мед. профиля в вузе необходимо учитывать основные принципы и правила биоэтики, в том числе, акцентируя внимание будущих специалистов мед. профиля на принципиальность гуманного отношения врача-специалиста к пациенту, в том числе, в аспекте современных методов диагностики и лечения как физических методов. В целом именно особенности личности пациента, а также специфика поведения специалиста мед. профиля, его культура, умение соблюдать принципы этики и деонтологии определяют успех взаимоотношения в плоскости «врач-пациент». В успешной практике специалиста мед. профиля врачебный результат зависит не только от знаний, умений, эрудиции, компетенций врача-специалиста, но и от его культуры общения с пациентом. Итак, в процессе изучения физики в медвузе у будущих специалистов мед. профиля важно формировать, в том числе, ценностно-смысловое отношение к физическим знаниям, физическим умениям как достаточно важному аспекту профессиональной деятельности специалиста мед. профиля в будущем (для решения профессиональных задач врача, в том числе, на основе физических знаний, физических умений), в целом формируя ценностно-смысловое отношение к гуманистическим ценностям в медицинской практике, в том числе, в аспекте современных методов диагностики и методов лечения как физических методов.

Кроме этого, с учетом того факта, что предметом политологии как науки в определенном смысле также является человек, общество, условия общест-

венной жизни, политические взаимоотношения и т. п., можно утверждать, что аспект отношения к гуманистическим ценностям в рамках современной политической культуры является не менее важным и достойным внимания, в том числе, в процессе изучения будущими специалистами тех.профиля политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техническом вузе.

Таким образом, включение в цен-ностно-мотивационный аспект подготовки будущих специалистов мед. профиля и тех. профиля отношения к гуманистическим ценностям в аспекте современных методов диагностики и лечения как физических методов, отношения к гуманистическим ценностям в рамках современной политической культуры, соответственно, является весьма обоснованным.

Методологию исследования составляют работы по мотивации и ценностям человека, а именно, труды: А.А. Вербицкого [там же], М.С. Кагана [14], А.Х. Маслоу [15], К. Роджерса [12], X. Хекхаузена [16] и др. Методы исследования: теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, апробация результатов анализа в ходе исследования, диагностика, анкетирование, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследовательской работы с учетом экспертной оценки практикующих врачей, преподавателей физики в медвузе, преподавателей политологии в техвузе, психологов, нами было установлено следующее:

• одним из ключевых аспектов подготовки будущих специалистов мед. профиля целесообразно считать цен-ностно-мотивационный аспект, в том

числе, при изучении физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе, который определяется наличием у студентов медицинского вуза:

а) мотивации для изучения физики в медицинском вузе;

б) ценностных ориентаций в области физических знаний;

в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современных методов диагностики и лечения как физических методов;

г) заинтересованности в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений [1; 4—8];

• одним из ключевых аспектов подготовки будущих специалистов тех.про-филя целесообразно считать ценностно-мотивационный аспект, в том числе, при изучении политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техническом вузе, определяемый наличием у студентов технического вуза:

а) мотивации для изучения политологии в техвузе;

б) ценностных ориентации в области политических знаний;

в) отношения к гуманистическим ценностям в рамках современной политической культуры [17; 9].

Одним из основных результатов нашего исследования можно считать составленные и апробированные соответствующие диагностические карты для ценностно-мотивационного аспекта подготовки будущего специалиста на примере изучения физики в медицинском вузе, являющейся непрофильной дисциплиной (табл. 1), и политологии в техническом вузе, также являющейся непрофильной дисциплиной для данного профиля обучения студентов (табл. 2). В процессе исследования были выделены основные показатели и измеряемые критерии для указанных методик, которые позволили провести оценку уровня сформированности рассматриваемого аспекта подготовки студентов данных профилей.

Далее раскроим содержание и специфику всех основных диагностических методик из диагностических карт, представленных выше. Указанные методики направлены преимущественно на выявление у будущих специалистов

73

Таблица 1

Диагностическая карта ценностно-мотивационного аспекта подготовки будущего специалиста тех. профиля в процессе изучения политологии, являющейся непрофильной

дисциплиной в техническом вузе

Показатели

Мотивация учения в области политологии Отношение к изучению политологии в техвузе Ценностно-смысловые ориентации в области политологии

Диагностика адаптированная методика А.С. Маркова [18] (диагностическая методика 1-1) адаптированная методика Г.Н. Казанцевой [19] (диагностическая методика 1-2) адаптированный опросник С.Ю. Даукилас, А.Л. Думчене, А.А. Думчюс, И. Якушовайте [20] (диагностическая методика 1-3)

Критерий Уровень внутренней мотивации и внешней мотивации учения будущих специалистов тех. профиля в области политологии Число будущих специалистов тех. профиля (в %), выразивших положительное отношение к изучению политологии в техвузе (коэффициент значимости) Число будущих специалистов тех. профиля (в %), выразивших отношение к гуманистическим ценностям в аспекте современной политической культуры

Таблица 2

Диагностическая карта ценностно-мотивационного аспекта подготовки будущего специалиста мед. профиля в процессе изучения физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медицинском вузе

Показатели

Заинтересованность в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений Мотивация учения в области физики Ценностно-смысловые ориентации в области физики Личное отношение к гуманистическим ценностям в будущей профессиональной деятельности

Диагностика адаптированная диагностика В.Б.Успенского, А.П. Чернявской [21] (диагностическая методика 2-1) адаптированная методика С.А. Пакулиной, С.М. Кетько [22] (диагностическая методика 2-2) а) адаптированный опросник С.Ю. Даукилас, А.Л. Думчене, А.А. Думчюс, И. Якушовайте [20] (диагностическая методика 1-3), б) авторский опросник (диагностическая методика 23)

Критерий Уровень заинтересованности будущих специалистов мед. профиля в овладении профессиональным умением Уровень внутренней мотивации и внешней мотивации учения будущих специалистов мед. профиля в области физики как непрофильной дисциплины в медвузе Число будущих специалистов мед. профиля (в %), которые выразили свое отношение к следующим ценностям: • проявлению гуманного отношения специалиста мед. профиля к пациенту, в том числе, в процессе использования физических знаний, физических умений во врачебной практике; • гуманистическим ценностям в будущей профессиональной деятельности специалиста мед. профиля; • роли физики в профессиональной деятельности специалиста мед. профиля.

74

динамики сформированности ценност-но-мотивационного аспекта подготовки в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе.

Как видно из сопоставления и анализа табл. 1 и табл. 2, ряд диагностических методик позволяет оценить ценностные ориентации студентов независимо от профиля вуза и содержания непрофильной дисциплины. Следовательно, имеет смысл указать только один из вариантов данных адаптированных методик.

Раскроем содержание методик и результаты их применения, направленных на диагностику ценностно-мотиваци-онного аспекта подготовки будущего специалиста тех. профиля в процессе изучения политологии, являющейся

непрофильной дисциплиной в техническом вузе (на базе НИТУ «МИСиС», г. Москва).

Для оценки мотивации учения в области политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техническом вузе, у студентов техвуза целесообразно применять диагностическую методику 1-1, представляющую собой адаптированную методику А.С. Маркова [18]. Для этого студентам предлагается оценить по 5-бальной шкале 25 утверждений, касающихся их личных мотивов обучения в техническом вузе. Данная диагностика позволяет оценить следующие виды мотивов: познавательные, профессиональные, прагматические, социальные, мотивы личного престижа будущего специалиста технического

вуза. Результаты ответов студентов тех-вуза в рамках данной диагностики представлены на рис. 1.

Как видно по результатам опроса студентов, подавляющее большинство будущих специалистов технического профиля имеют выше среднего уровень мотивации учения в техническом вузе в области политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техническом вузе (рис. 1).

В качестве примера, представим более подробно результаты опроса студентов

Рис. 1. Результаты ответов (преимущественные оценки) студентов технического вуза по адаптированной методике А.С. Маркова

по следующим утверждениям: № 3 (Хорошо освоить учебный материал, включая знания по политологии), № 12 (Используя разнообразные источники информации, глубже изучать учебные дисциплины в вузе, включая непрофильные дисциплины, например, политологию), № 13 (Не запускать занятия в техническом вузе, особенно занятия по политологии). Результаты опроса будущих специалистов технического профиля по указанным утверждениям представлены на рис. 2.

Для диагностики отношения будущих специалистов тех. профиля к изучению политологии в техническом вузе целесообразнее использовать адаптированную методику Г.Н. Казанцевой [19], (диагностическая методика 1—2), которая позволяет преимущественно оценить основные причины, характеризующие отношение студентов к изучению политологии в техвузе. В рамках данной методики можно сделать вывод о преобладающих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения будущего специалиста технического профиля к изучению политологии в техническом вузе, оценив по предлагаемым фактам (21 шт.)

75

Рис. 2. Результаты ответов студентов технического вуза на утверждения № 3, 12, 13 из адаптированной методики А.С. Маркова

76

положительного (отрицательного) отношения к изучению политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техническом вузе, итоговый коэффициент значимости, который может изменяться в пределах от —1 до +1.

Примеры фактов положительного отношения к изучению политологии в техвузе: «политология необходима для будущей работы», «преподаватель интересно и понятно объясняет теоретический материал по политологии», «политология помогает развивать общую культуру человека», «политология влияет на изменение знаний об обществе, в котором мы живем» и др. Примеры фактов отрицательного отношения к изучению политологии в техвузе: «политические знания не играют существенной роли для моей профессиональной деятельности в будущем», «не получаю удовольствия при изучении теоретического материала по политологии» и др.

Общие результаты ответов студентов технического вуза представлены в табл. 3.

Как видно из анализа ответов студентов, большинство будущих специалистов технического вуза имеют положительное отношение к изучению политологии в техвузе даже в статусе непрофильной дисциплины.

Для оценки ценностно-смысловых ори-ентаций будущих специалистов тех. профиля в области политологии целесообразно применять диагностическую методику 1—3, представляющую собой адаптированный опросник, составленный

С.Ю. Даукилас, А.Л. Думчене, А.А. Дум-чюс, И. Якушовайте [20]. В рамках данного направления исследования (для студентов техвуза) рекомендуется использовать 8 адаптированных утверждений опросника, касающихся отношения студентов к гуманистическим ценностям в контексте политической культуры (см. табл. 1). По всем утверждениям студентам важно высказать свое личное мнение на основании следующих ключей: +1 — согласен, 0 — нейтрально, -1 — не согласен. В табл. 4. приведены результаты ответов будущих специалистов тех.профиля.

Итак, при помощи данной диагностической методики можно оценить число будущих специалистов тех. профиля (в %), выразивших отношение к гуманистическим ценностям в аспекте современной политической культуры.

Таким образом, по результатам проведенного исследования все методики, описанные в табл. 2 в рамках диагностики ценностно-мотивационного аспекта подготовки будущего специалиста технического профиля в процессе изучения политологии, являющейся непрофильной дисциплиной в техвузе, выступают целесообразными и обоснованными, позволяющими эффективно провести соответствующую диагностику у будущих специалистов технического профиля.

Далее опишем содержание методик и результаты их применения, направленные на диагностику ценностно-

Таблица 3

Результаты ответов студентов техвуза (адаптированная методика Г. Н. Казанцевой)

Факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

к значимости 0,4 0,6 0,1 -0,1 -0,2 0,1 0,3 -0,2 0,1 0,2 -0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факт 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

к значимости 0,3 0,4 0,5 0,3 0,7 0,5 0,2 0,3 0,8 0,4

Таблица 4

Результаты опроса «Ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста технического вуза в области политологии»

№ Утверждения (-1) (0) (+1)

% будущего специалиста техвуза

Гуманистические ценности человека

1 Существенным качеством человека можно считать его духовность 4,2 20,1 75,7

2 Жизнь человеческого существа (на уровне эмбриона) — не только природное явление, но и духовное 9,2 30,6 60,2

3 Эмбрион человека (как и сам человек) имеет право на существование 20,2 29,6 50,2

4 В некоторых исключительных ситуациях смерть — лучший выход 50,2 22,6 27,2

5 Жизнь и смерть тесно связаны друг с другом 36,8 20,3 42,9

6 В человеческое тело должны быть ограничены технологические интервенции и какие-либо другие сторонние вмешательства 35,7 27,8 36,5

Социальная этика

7 Чувство солидарности — феномен, имеющий огромное значение в отношениях между людьми 13,0 27,3 59,7

8 Интересы общества менее предпочтительны, чем личные интересы человека 3,2 17,2 79,6

мотивационного аспекта подготовки будущего специалиста мед. профиля в процессе изучения физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе (на базе ЧГМА, г. Чита).

Оценить уровень заинтересованности будущего специалиста мед. профиля в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений можно на основе диагностической методики 2-1 — адаптированная методика В.Б. Успенского, А.П. Чернявской [21], в рамках которой будущие специалисты мед. профиля должны оценить 18 утверждений. Критерии оценки: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — не очень часто, 4 — часто, 5 — всегда. Данная диагностика позволяет оценить «лестницу заинтересованности», включающую «уровни заинтересованности: 1) равнодушное отношение; 2) эпизодическое любопытство; 3) показная заинтересованность; 4) развивающаяся любознательность;

5) функциональный интерес; 6) профессиональная потребность» (три специальных утверждения для каждого уровня). Примеры утверждений:

• равнодушное отношение — «выборочно изучаю литературу о врачебном опыте, в том числе с использованием физических знаний, а также физических умений»;

• эпизодическое любопытство — «принимаю участие в дискуссиях на тему использования физических знаний, а также физических умений в профессиональной деятельности врача-специалиста только тогда, когда требует преподаватель физики в медвузе»;

• показная заинтересованность — «стараюсь систематически вести записи на занятиях по физике, потому что это характеризует мое отношение к учебе»;

• развивающаяся любознательность — «нравится слушать лекции по физике, особенно с включением подробностей

77

о работе врача на основе изучаемого физического материала»;

• функциональный интерес — «участвую в исследовательской деятельности по проблеме использования физических знаний, а также физических умений в профессиональной деятельности врача), выступать с результатами исследования на конференциях»;

• профессиональная потребность — «с интересом самостоятельно работаю в дополнительное время с необходимой литературой, поясняющей решение профессиональных задач специалиста мед. профиля с использованием физических знаний, умений».

На рис. 3. (результаты диагностики респондентов) указано общее количество будущих специалистов мед. профиля (в %) с доминирующим уровнем заинтересованности в овладении профессиональными умениями на основе физических знаний, а также физических умений. Как видно из диаграммы, указанная диагностическая методика может быть эффективно использована для оценки уровня заинтересованности

будущих специалистов мед. профиля в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, физических умений, включая ее динамику в ходе исследований.

Мотивацию учения в области физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе, для будущих врачей можно оценить с помощью диагностической методики 2-2 — адаптированная методика изучения мотивации учении студентов С.А. Пакулиной, С.М. Кетько [22], которая позволяет изучить во внутренней и внешней мотивации учения будущих специалистов мед. профиля три основных группы мотивов (поступление в медвуз; мотивация учения; доминирование реально действующих профессиональных мотивов).

Зависимость между мотивацией достижения успеха, учебно-познавательной мотивацией, адаптацией студентов мед. профиля, а также их ценностно-смысловыми установками в процессе обучения успешно раскрывает указанная диагностическая методика. В рамках нее студентам необходимо оценить

78

57 а в5 С. Й 25::?: Л Нач. эисп. Кон, ЭИСП' ^ 18 15 15 1* 16

/ / / / / / / / / / /у / ' / / У '

Рис. 3. Оценка заинтересованности студентов мед. профиля в овладении профессиональным умением на основе физических знаний, а также физических умений

И^ЙЬ ¡и Ш !Ч> 14,? ад №1 13

Мотивации учения будучи* врачей в области фнзнии

Рис. 4. Оценка мотивации учения в области физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе, для будущих врачей

по 5-бальной шкале (5 — очень значимые, 3—4 — значимые, 0—2 — незначимые) мотивы поступления в медвуз, реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы (13, 12, 12 мотивов соответственно). После опроса находится общая сумма показателей мотивации учения (внутренней и внешней соответственно по каждой из трех групп мотивов). Результаты отражают итого -вый показатель внутренней мотивации и внешней мотивации учения будущих специалистов мед.профиля.

В качестве иллюстрации укажем результаты ответов студентов медвуза в контексте мотивов следующей группы — определение уровней развития мотивации учения в области физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медвузе. В рамках данной группы мотивов максимальное количество баллов по показателям мотивации (внутренней и внешней соответственно) равно 33. Результаты анализа ответов будущих специалистов медицинского профиля представлены на рис. 4 (для удобства выделены пять интервалов в зависимости от значения показателей).

Анализ ценностно-смысловых ориен-таций будущих специалистов мед. про-

филя в области физики позволяет осуществить аналогичный адаптированный опросник, разработанный С.Ю. Даукилас, А.Л. Думчене, А.А. Дум-чюс, И. Якушовайте [20], а также оценить их отношение к гуманистическим ценностям в будущей профессиональной деятельности позволяет опросник, состоящий из 12 авторских утверждений [1]. Тематика авторских утверждений — максимальное проявление гуманного отношения специалиста мед. профиля к пациенту в процессе использовании физических знаний и умений, а также максимальный учет роли физики во врачебной деятельности специалиста мед. профиля. С учетом шкалы для ответов (+1 — согласен, 0 — нейтрально, —1 — не согласен), студенты определяют свое личное мнение по каждому утверждению. Примеры утверждений: «специалист мед. профиля должен знать степень своей ответственности в процессе использования медицинского прибора, конструктивно представляющего физический прибор», «специалист мед. профиля обязан использовать более гуманный по отношению к больному врачебный метод воздействия (профилактический, диагностический или лечебный)» и др.

79

Анализируя ответы студентов-медиков, можно отметить, что будущие специалисты мед. профиля отмечают необходимость наличия гуманистических ценностей в профессиональной деятельности специалиста мед. профиля (конт. гр.: до — 69,8%, после — 86,8%; эксп. гр.: до — 71,7%, после — 90,9%). Общие результаты опроса отражены на рис. 5.

Итак, как показали представленные результаты эксперимента, диагностические методики, описанные выше, являются целесообразным и эффективным средством диагностики ценностно-моти-вационного аспекта подготовки будущих специалистов мед.профиля в ходе изучения физики, являющейся непрофильной дисциплиной в медицинском вузе, в том числе, эффективным средством оценки изменения мотивации будущих врачей.

Выводы и перспективы дальнейшего исследования

В целом выявленные и апробированные в ходе эксперимента и подробно описанные в данной статье диагностические методики являются достаточно эффективным и информативным средством определения динамики сформированности у будущих специалистов медицинского профиля и технического профиля ценностно-мотивационного аспекта подготовки на непрофильных дисциплинах в вузе.

Дальнейшие перспективы исследования — выявление личностных качеств будущего специалиста, которые могут внести вклад в формирование ценност-но-мотивационного аспекта его подготовки в вузе.

80

Рис. 5. Результаты опроса, касающегося ценностно-смысловых ориентаций будущих специалистов мед. профиля в области физики

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюкова, А.Н. (Кобзарь, А.Н.) Подготовка к решению профессиональных задач студентов медицинских вузов при обучении физике с учетом междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2013. 277 с.

2. Мамаева, Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2007. 203 с.

3. Фитьмова, А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.17. Пятигорск, 2012. 254 с.

4. Бирюкова, А.Н. (Кобзарь, А.Н.) К вопросу о ценностных ориентациях специалиста медицинского профиля (результаты эксперимента) // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 366-369.

5. Десненко, С.И., Кобзарь, А.Н. Диагностика мотивационно-ценностного элемента подготовки к решению задач профессиональной деятельности врача студентов медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-1. С. 66-79.

6. Десненко, С.И., Кобзарь, А.Н. Профессионально ориентированное содержание физики в медицинском вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 2. С. 71-78.

7. Кобзарь, А.Н. Организация квазипрофессиональной деятельности будущих специалистов медицинского профиля при обучении физике в медвузе: монография. Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2019. 122 с.

8. Кобзарь, А.Н., Подвойская, Н.Л. Мотивационно-ценностный аспект подготовки будущих специалистов на непрофильных дисциплинах в вузе: учебно-методическое пособие; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГАОУ ВО «Нац. исслед. техн. ун-т «МИСиС», Ин-т базового обр. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 101 с.

9. Подвойская, Н.Л. Политическая система в фокусе культурно-политического подхода // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3 (40). С. 118-126.

10. Есенкова, Н.Е. Взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Курск, 2010. 26 с.

11. Ясько, Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: дис. . д-ра псих. наук: 19.00.03. М., 2007. 623 с.

12. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

13. Вербицкий, А.А., Бакшаева, Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 12-20.

14. Каган, М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. 205 с.

15. Маслоу, А. Мотивация и личность. М., 1998. 374 с.

16. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. Т. 1. 408 с.

17. Аристов, А.В., Подвойская, Н.Л. Объект и предмет информационной политики как направления государственного администрирования // Современная наука и инновации. 2018. № 4 (24). С. 244-248.

18. Марков, А.С. Формирование профессионализма как качества личности специалиста: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. М., 2002. 182 с.

19. Методика изучения отношения к учебным предметам Н.Г. Казанцевой. URL: http://testoteka. narod.ru/ms/1/15.html. (дата обращения: 01.05.2020).

20. Даукилас, С.Ю., Думчене, А.Л., Думчюс, А.А. и др. Ценностные ориентации студентов-медиков и их сравнительный анализ в контексте других профессий // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 131-135.

21. Успенский, В.Б., Чернявская, А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

22. Пакулина, С.А., Кэтько, С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 1. С. 1-11. URL: http://www.psyedu.ru. (дата обращения: 01.05.2020).

REFERENCES

1. Biryukova A.N. (Kobzar A.N.) Podgotovka k resheniyu professionalnyh zadach studentov medicin-skih vuzov pri obuchenii fizike s uchetom mezhdisciplinarnoj integracii [Preparation for Solving

81

82

Professional Problems of Medical Students in Teaching Physics, Taking into Account Interdisciplinary Integration]: PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, MPGU, 2013, p. 277. (In Russ.)

2. Mamaeva N.A. Formirovanie ucebnoj motivacii studentov tehniceskih vuzov [Formation of Educational Motivation of Students of Technical Universities]: PhD dissertation (Pedagogy). Veliky Novgorod, 2007, 203 p. (In Russ.)

3. Fitmova A.A. Razvitie professionalnoj motivacii budusih vracej v processe obucenija v vuze [Development of Professional Motivation of Future Doctors in the Process of Studying at a University]: PhD dissertation (Psychology). Pyatigorsk, 2012, 254 p.

4. Biryukova A.N. (Kobzar A.N.) K voprosu o cennostnyh orientaciyah specialista medicinskogo pro-filya (rezultaty eksperimenta) [On the Question of the Value Orientations of a Medical Specialist (Experimental Results)]. Nauchnyj almanah = Scientific Almanac, 2015, No. 9 (11), pp. 366-369. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Desnenko S.I., Kobzar A.N. Diagnostika motivacionno-cennostnogo elementa podgotovki k resheniyu zadach professionalnoj deyatelnosti vracha studentov medicinskogo vuza [Diagnostics of the Motivational-Value Element of Preparation for Solving the Problems of Professional Activity of a Doctor of Medical Students]. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2019, No. 2-1, pp. 66-79. (In Russ.)

6. Desnenko S.I., Kobzar A.N. Professionalno orientirovannoe soderzhanie fiziki v medicinskom vuze [Professionally Oriented Physics Content at a Medical University]. Uchenye zapiski Zaba-jkalskogo gosudarstvennogo universiteta = Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2018, t. 13, No. 2, pp. 71-78. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Kobzar A.N. Organizaciya kvaziprofessionalnoj deyatelnosti budushchih specialistov medicinsk-ogo profilya pri obuchenii fizike v medvuze [Organization of Quasi-Professional Activities of Future Medical Specialists in Teaching Physics at a Medical University], monografiya. Tambov, 2019. 122 p. (In Russ.)

8. Kobzar A.N., Podvoyskaya N.L. Motivacionno-cennostnyj aspekt podgotovki budushchih specialistov na neprofilnyh disciplinah v vuze [The Motivational and Value Aspect of Training Future Specialists in non-core Disciplines at the University], uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov, Izdatelskij dom "Derzhavinskij", 2020, p. 101. (In Russ.)

9. Podvoyskaya N.L. Politicheskaya sistema v fokuse kultumo-politicheskogo podhoda [The Political System in the Focus of the Cultural-Political Approach]. Kaspijskij Region: Politika, Eko-nomika, Kultura = The Caspian Region: Politics, Economics, Culture, 2014, No. 3 (40), pp. 118— 126. (In Russ.)

10. Esenkova N.E. Vzaimosvyaz uchebnoj motivacii i professionalnoj napravlennosti vracha na etape obucheniya v vuze [The Relationship Between Educational Motivation and Professional Orientation of a Doctor at the Stage of Study at a University]: PhD dissertation (Psychology). Kursk, KGMU, 2010. (In Russ.)

11. Yasko B.A. Psihologiya medicinskogo truda: lichnost vracha v processe professionalizacii [Psychology of Medical Work: the Personality of a Doctor in the Process of Professionalization]: ScD Dissertation (Psychology). Moscow, MPGU, 2007, 623 p. (In Russ.)

12. Rodzhers K.R. Vzglyadnapsihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A Look at Psychotherapy]. Moscow, 1994. (In Russ.)

13. Verbitsky A.A., Bakshaev N.A. Problema transformacii motivov v kontekstnom obuchenii [The Problem of Transformation of Motives in Contextual Learning]. Voprosy psihologii = Psychology Issues, 1997, No. 3, pp. 12-20. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti [Philosophical Theory of Value]. Sankt-Petersburg. TOOTK "Petropolis", 1997, 205 p. (In Russ.)

15. Maslou A. Motivaciya i lichnost [Motivation and Personality]. Moscow, 1998, p. 374. (in Russ.)

16. Hekkhauzen H. Motivaciya i deyatelnost [Motivation and Activity], v 2 vol., ed. B.M. Velichkovs-kiy. Moscow, 1986, vol. 1. (In Russ.)

17. Aristov A.V, Podvoyskaya N.L. Obekt i predmet informacionnoj politiki kak napravleniya gosu-darstvennogo administrirovaniya [The Object and Subject of Information Policy as a Direction of Public Administration]. Sovremennaya nauka i innovacii = Modern Science and Innovation, 2018, No. 4(24), pp. 244-248. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Markov A.S. Formirovanieprofessionalizma kak kachestva lichnosti specialista [Formation of Professionalism as a Personality Trait of a Specialist]: PhD dissertation (Psychology). Moscow, MGPU, 2002, 182 p. (In Russ.)

19. Metodika izucheniya otnosheniya к uchebnym predmetam N.G. Kazancevoj [Methods of Studying the Attitude to Academic Subjects N.G. Kazantseva]. Available at: http://testoteka.narod.ru/ ms/1/15.html (accessed: 01.05.2020). (In Russ.)

20. Daukilas S.U., Dumchene A.L., Dumchus A.A. Cennostnye orientacii studentov-medikov i ih sravnitelnyj analiz v kontekste drugih professij [Value Orientations of Medical Students and their Comparative Analysis in the Context of other Professions]. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2005, No. 9, pp. 131-135. (In Russ., abstract in Eng.)

21. Uspenskij V.B., Chernyavskaya A.P. Vvedenie v psihologo-pedagogicheskuyu deyatelnost [Introduction to Psychological and Pedagogical Activity]. Moscow, 2003, 176 p. (In Russ.)

22. Pakulina S.A., Ketko S.M. Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza [Methodology for Diagnosing the Motivation of Teaching Students of a Pedagogical University]. Ehlektronnyj Zhurnal "Psihologicheskaya Nauka i Obrazovanie" = Psychological Science and Education, 2010, No. 1, pp. 1-11. Available at: http://www.psyedu.ru. (accessed: 01.05.2020). (In Russ.)

--83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кобзарь Антонина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», antonina1303@gmail.com

Antonina N. Kobzar, PhD in Education, Associate Professor, Physics Department, National Research Technological University, antonina1303@gmail.com

Подвойская Наталия Леонидовна, кандидат политических наук, директор института базового образования, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», n.podvoyskaya@misis.ru

Natalia L. Podvoyskaya, PhD in Political Sciences, Director, Institute of Basic Education, National Research Technological University, n.podvoyskaya@misis.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2020. Принята к публикации 24.10.2020 The paper was submitted 20.08.20. Accepted for publication 24.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.