Научная статья на тему 'Диагностика выявления готовности к проектной деятельности у мастеров производственного обучения в образовательном процессе'

Диагностика выявления готовности к проектной деятельности у мастеров производственного обучения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1592
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / PROJECT-BASED ACTIVITY / COMPETENCE / COMPETENCY / PROJECT SKILLS OF A LECTURER / MODEL OF PROJECT-BASED ACTIVITY / LEVEL OF PROJECT SKILLS DEVELOPMENT / LEVEL OF REFLEXIVITY DEVELOPMENT / FOREMAN OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Наталья Андреевна, Коцуба Марина Леонидовна

Работа посвящена проблеме измерения уровня готовности педагогов среднего профессионального образования к реализации проектной деятельности. Актуальность исследуемого вопроса обусловлена необходимостью поиска новых качественных подходов к профессиональной подготовке мастеров производственного обучения в овладении проектной компетентностью. Цель статьи заключается в обозначении результатов эмпирического исследования на констатирующем этапе. Предложены определения понятий «компетенция», «компетентность», «проектная компетентность педагога». В качестве основных компонентов проектной компетентности педагога выделены мотивационно-личностный, когнитивный и социально-правовой. Раскрыто содержание уровней сформированности каждого из представленных компонентов у мастеров производственного обучения со стажем работы более и менее 5 лет. Результаты исследования установили значимость проблемы в профессиональной деятельности мастеров производственного обучения. Так, педагоги со стажем более 5 лет владеют знаниями и умениями в области осуществления проектной деятельности, но имеют низкую личностную мотивацию и средний уровень развития рефлексивности, тогда как у неопытных педагогов преобладают высокие уровни мотивационно-личностной готовности, развития рефлексивности, но они демонстрируют низкий уровень когнитивной готовности. Материалы статьи могут использоваться как в сфере профессиональной подготовки педагогических работников, так и в системе повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the readiness of a foreman of vocational training for project-based activities in academic process

The study deals with the problem of identifying the level of readiness of secondary vocational trainers for project-based activity. The relevance of this issue is explained by the need to search for new qualitative approaches to help the foremen of vocational training gain professional skills in project-based learning. The purpose of this study is to present the results of an empirical research at the ascertaining stage. The concepts of competence, competency, project skills of a lecturer are defined. The motivational and personal, cognitive, social and legal components are the key elements of a lecturer’s project skills. The study reveals the level of development of each component in foremen of vocational training who have worked for more or less than 5 years in the education sector. This is a significant issue in the professional activity of the foremen of vocational training. Thus, lecturers with more than 5 years of service have knowledge and skills in terms of project-based activities but demonstrate the low personal motivation and an average level of reflexivity. The inexperienced lecturers show the high motivational and personal readiness, the developed reflexivity, and the low cognitive readiness. The research findings may be useful in vocational training of educators or their proficiency enhancement.

Текст научной работы на тему «Диагностика выявления готовности к проектной деятельности у мастеров производственного обучения в образовательном процессе»

УДК 377.44

Калугина Наталья Андреевна

доктор педагогических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета

Коцуба Марина Леонидовна

аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.29 Kalugina Natalya Andreevna

D.Phil. in Education Science, Pacific National University

Kotsuba Marina Leonidovna

PhD student,

Far Eastern State Transport University

ASSESSING THE READINESS OF A FOREMAN OF VOCATIONAL TRAINING FOR PROJECT-BASED ACTIVITIES IN ACADEMIC PROCESS

Аннотация:

Работа посвящена проблеме измерения уровня готовности педагогов среднего профессионального образования к реализации проектной деятельности. Актуальность исследуемого вопроса обусловлена необходимостью поиска новых качественных подходов к профессиональной подготовке мастеров производственного обучения в овладении проектной компетентностью. Цель статьи заключается в обозначении результатов эмпирического исследования на констатирующем этапе. Предложены определения понятий «компетенция», «компетентность», «проектная компетентность педагога». В качестве основных компонентов проектной компетентности педагога выделены мотива-ционно-личностный, когнитивный и социально-правовой. Раскрыто содержание уровней сформирован-ности каждого из представленных компонентов у мастеров производственного обучения со стажем работы более и менее 5 лет. Результаты исследования установили значимость проблемы в профессиональной деятельности мастеров производственного обучения. Так, педагоги со стажем более 5 лет владеют знаниями и умениями в области осуществления проектной деятельности, но имеют низкую личностную мотивацию и средний уровень развития рефлексивности, тогда как у неопытных педагогов преобладают высокие уровни мотиваци-онно-личностной готовности, развития рефлексивности, но они демонстрируют низкий уровень когнитивной готовности. Материалы статьи могут использоваться как в сфере профессиональной подготовки педагогических работников, так и в системе повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова:

проектная деятельность, компетенция, компетентность, проектная компетентность педагога, модель проектной деятельности, уровень сформированности проектной компетентности, уровень развития рефлексивности, мастер производственного обучения.

Summary:

The study deals with the problem of identifying the level of readiness of secondary vocational trainers for project-based activity. The relevance of this issue is explained by the need to search for new qualitative approaches to help the foremen of vocational training gain professional skills in project-based learning. The purpose of this study is to present the results of an empirical research at the ascertaining stage. The concepts of competence, competency, project skills of a lecturer are defined. The motivational and personal, cognitive, social and legal components are the key elements of a lecturer's project skills. The study reveals the level of development of each component in foremen of vocational training who have worked for more or less than 5 years in the education sector. This is a significant issue in the professional activity of the foremen of vocational training. Thus, lecturers with more than 5 years of service have knowledge and skills in terms of project-based activities but demonstrate the low personal motivation and an average level of reflexivity. The inexperienced lecturers show the high motivational and personal readiness, the developed reflexivity, and the low cognitive readiness. The research findings may be useful in vocational training of educators or their proficiency enhancement.

Keywords:

project-based activity, competence, competency, project skills of a lecturer, model of project-based activity, level of project skills development, level of reflexivity development, foreman of vocational training.

Современное образование становится важнейшим инструментом в процессе формирования творческой, активной, мобильной и конкурентоспособной личности. В этом контексте необходимо повышать доступность, эффективность образования, развивать содержание, формы, методы и технологии обучения.

Мировая практика и российский опыт в области образования свидетельствуют о целесообразности внедрения современных образовательных и производственных технологий, в том числе

проектных технологий. Метод проектов - творческая форма деятельности, в процессе которой формируется способность к осуществлению осознанного выбора личности, приобретаются умения сотрудничать, работать в команде, осуществлять поиск информации, самоанализ и рефлексию. Деятельность находится в прямой зависимости от кадрового потенциала образовательных организаций, способного управлять образовательным процессом. Эффективное освоение данного метода возможно при сформированности проектной компетентности у педагогов.

Проектная деятельность рассматривается в трудах российских и зарубежных ученых.

Н.В. Матяш и Е.С. Полат рассматривают проектную деятельность как интегративный вид деятельности [1]. Интеграция учебной и внеучебной деятельности предполагает как традиционные, так и инновационные формы работы. Учитываются элементы разных видов деятельности: учебной, игровой, творческой, познавательной.

Для успешного развития проектной деятельности требуются положительная мотивация, совместное обучение педагога и обучающихся. Это отмечают Г.Б. Голуб, В.В. Сериков, Л.И. Фиш-ман, С. Уолк (S. Wolk) [2]. Проектная деятельность, по мнению ученых, должна подтверждаться личным примером, взаимоуважением, признанием каждого участника проектной деятельности.

В.А. Болотов и Г.Б. Голуб, определяя содержательные линии проектной деятельности педагога, выделяют несколько положений:

- приобретение и распространение опыта в системе повышения квалификации,

- использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности,

- реализация в работе основ современных подходов к образованию [3].

Готовность педагога к реализации проектной деятельности обозначена и в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Проектные умения, обеспечивающие возможность подготовки к проектной деятельности, характеризуются следующими составляющими:

- умение анализировать разные ситуации,

- планирование деятельности, осуществление ее конструирования,

- создание продукта [4].

Проектная деятельность - деятельность по разработке сценария с учебными целями и задачами, определение содержания и путей его использования в образовательном процессе, получение определенных результатов деятельности.

Проведенный анализ подходов к рассмотрению понятия «проектная деятельность педагога» в научной литературе позволил перейти к определению понятий «компетенция», «компетентность», «проектная компетентность педагога».

В научной литературе нет единства в понимании определений «компетенция» и «компетентность». Мы придерживаемся позиции А.В. Хуторского: «Компетенция - это внешне заданная норма... для эффективной продуктивной деятельности, а компетентность - личное качество, характеризующее владение этой нормой» [5, с. 10].

В трудах ученых «проектная компетентность педагога» рассматривается как совокупность знаний, умений, качеств личности (Н.О. Яковлева) [6]; система проектировочных умений, основанных на теоретических и практических знаниях о сущности и процедурах проектирования образовательного процесса (Г.Е. Муравьева) [7]; умение проектировать как способность предвидеть результаты своих или чужих наблюдаемых действий (Н.В. Кузьмина) [8, с. 134].

На основе обзора научной литературы мы пришли к пониманию, что проектная компетентность педагога - это интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях, формирование которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога.

Результатом теоретического анализа и разработки поставленной проблемы стала модель проектной деятельности педагогов - мастеров производственного обучения среднего профессионального образования. В качестве основных компонентов проектной компетентности педагога выделены мотивационно-личностный, когнитивный, социально-правовой. За основу их определения взяты основные положения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

С целью оценки уровня теоретических и практических профессиональных умений, знаний, необходимых для осуществления педагогического проектирования и развития рефлексивности у педагогов среднего профессионального образования, необходимой в дальнейшей профессиональной деятельности, проведено исследование на констатирующем этапе. Для оценки уровня компетентности использовались соответствующие методики: анкета самооценки готовности педагогов к осуществлению проектной деятельности, диагностика уровня парциальной готовности

к профессионально-педагогическому саморазвитию, диагностика уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов), которые направлены на выявление показателей личностной готовности педагогов к осуществлению проектной деятельности, включая готовность к профессионально-педагогическому саморазвитию и уровень развития рефлексивности.

В эксперименте принимали участие 54 слушателя курсов повышения квалификации Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования. Все слушатели - мастера производственного обучения. Среди них 23 педагога (42,6 %) со стажем работы до 5 лет и 31 (57,4 %) со стажем работы более 5 лет.

Для выявления уровня готовности педагогов к реализации проектной деятельности мы предложили слушателям заполнить анкету самооценки готовности педагогов к осуществлению проектной деятельности. Педагоги среднего профессионального образования оценивали свою готовность по каждому показателю в зависимости от степени его развитости.

Для эмпирического исследования нами выделено четыре уровня сформированности проектной компетентности: критический, допустимый, достаточный, оптимальный. Оценка уровня готовности производилась по соответствующим показателям. Более подробно уровни готовности к осуществлению проектной деятельности педагогов представлены в таблицах.

Уровни и показатели сформированности мотивационно-личностной компетентности показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности мотивационно-личностной компетентности

Уровень сформированности компетентности Показатели сформированности компетентности

Оптимальный Педагоги способны оказать помощь в осуществлении проектной деятельности с обучающимися, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья. У них присутствуют высокое осознание значимости проектной деятельности с обучающимися, способность осуществлять самоанализ, самооценку собственной педагогической деятельности, потребность в поиске, проектировании, лучшем понимании закономерностей в условиях педагогического проектирования, в достижении высоких результатов, в профессионально-педагогическом совершенствовании

Достаточный У педагогов преобладает допустимое осознание значимости проектной деятельности с обучающими. Менее выражены стремление к формированию проектной деятельности и потребность в профессионально-педагогическом совершенствовании

Допустимый Педагогам присуща слабая мотивация к формированию проектной деятельности. Проявляются фрагментарное осознание значимости проектной деятельности с обучающимися, потребность в профессионально-педагогическом совершенствовании. Педагоги нуждаются в консультативной и методической помощи

Критический Педагогам свойственна очень слабая мотивация к формированию проектной деятельности. Они не осознают значимости проектной деятельности с обучающимися, не испытывают потребности в самосовершенствовании и самообразовании, не проявляют готовности участвовать в инновационных процессах. Преподаватели и мастера производственного обучения нуждаются в консультативной и методической помощи

В ходе исследования выяснено, что преобладают критический и допустимый уровни сформированности мотивационно-личностной готовности к осуществлению проектной деятельности. Критический уровень проявили 33,3 % педагогов со стажем более 5 лет и 25,9 % со стажем менее 5 лет. Допустимый уровень преобладает у 24,1 % педагогов со стажем более 5 лет и у 16,7 % со стажем менее 5 лет.

Результаты изучения мотивационно-личностной готовности педагогов к осуществлению проектной деятельности показали, что мастера производственного обучения со стажем работы более 5 лет в отличие от молодых педагогов не всегда готовы к организации и реализации проектной деятельности. Они недостаточно глубоко понимают механизм этого вида деятельности.

Уровни и показатели сформированности когнитивной компетентности педагогов обозначены в таблице 2.

20,3 % педагогов, имеющих стаж более 5 лет, и 1,7 % педагогов со стажем менее 5 лет имеют допустимый уровень когнитивного компонента готовности. Критический уровень наблюдается у 37 % педагогов со стажем более 5 лет и 41 % со стажем менее 5 лет.

Анализ результатов по выявлению уровней готовности когнитивной компетентности позволяет утверждать, что педагоги, имеющие стаж более 5 лет, в отличие от молодых педагогов достаточно свободно ориентируются в актуальных проблемах профессионального образования, в требованиях к содержанию организации и результатам учебного проектирования в соответствии с ФГОС СПО, принципах проектной деятельности, хорошо знакомы с методами обучения.

Таблица 2 - Уровни сформированности когнитивной компетентности

Уровень сформированности компетентности Показатели сформированности компетентности

Оптимальный У педагогов наблюдаются высокий уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации проектной деятельности; умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение проектирования и диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики, образовательные потребности обучающихся, оценивать возможности и условия их реализации; готовность к педагогической поддержке личностного и профессионального самоопределения обучающихся

Достаточный Характеризуется наличием у педагогов среднего уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации проектной деятельности. Педагоги владеют в основном методикой проектной деятельности

Допустимый Предполагает владение фрагментарными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации проектной деятельности. Педагоги испытывают трудности в организации и реализации проектирования, нуждаются в консультативной помощи

Критический Недостаточный уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации проектной деятельности, неготовность осуществлять проектирование. Педагоги нуждаются в консультативной и методической помощи

Уровни и показатели сформированности социально-правовой компетентности описаны в таблице 3. Таблица 3 - Уровни сформированности социально-правовой компетентности

Уровень сформированности компетентности Показатели сформированности компетентности

Оптимальный Наличие у педагогов системных знаний о сущности проектной деятельности. Создание и реализация условий для проектирования и выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, успешной социализации, профессионального самоопределения обучающихся. Высокий уровень владения знаниями основ нормативно-правовой базы в области среднего профессионального образования

Достаточный Средний уровень полноты знаний о проектной деятельности, владения теоретическими и практическими методиками видов деятельности проектирования. Достаточная степень владения основами правовой системы и законодательства в области среднего профессионального образования

Допустимый Наличие фрагментарных знаний о проектной деятельности. Частичная сформи-рованность представлений о привлечении ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды. Низкий уровень знаний нормативно-правовой базы. Педагоги нуждаются в консультативной и методической помощи

Критический Отрывочные знания о процессах организации и реализации проектной деятельности, примитивные знания в области правовой системы и законодательства. Педагоги нуждаются в консультативной и методической помощи

Результаты исследования показали, что 24 % мастеров производственного обучения со стажем более 5 лет и 11,1 % молодых педагогов показали допустимый уровень социально-правового компонента готовности. Критический уровень отмечен у 33,4 % педагогов со стажем более 5 лет и 32 % молодых педагогов.

Результаты изучения социально-правовой готовности к осуществлению проектной деятельности у педагогов со стажем более 5 лет показали определенные пробелы в знаниях социально-правовой деятельности, требований ФГОС СПО к компетенциям обучающихся.

В целом анализ результатов анкеты позволил выявить, что у мастеров производственного обучения со стажем более 5 лет, как и у молодых педагогов, преобладает критический уровень готовности к осуществлению проектной деятельности. Педагоги владеют фрагментарными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации и реализации проектной деятельности. Однако у педагогов со стажем в сравнении с молодыми мастерами производственного обучения наблюдаются очень слабая мотивация к осуществлению проектной деятельности, недостаточное осознание значимости проектирования в профессиональной деятельности.

Следующая методика, которую предложили слушателям, позволила выявить уровни парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют количественные показатели, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 - Количественные показатели готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

Компонент профессионально-педагогического саморазвития Уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (в баллах)

низкий средний высокий

Мотивационный 35 и менее 36-54 55 и более

Когнитивный 23 и менее 24-36 37 и более

Нравственно-волевой 35 и менее 36-54 55 и более

Гностический 67 и менее 68-108 109 и более

Организационный 27 и менее 28-42 43 и более

Способность к самоуправлению 19 и менее 20-30 31 и более

Коммуникативный 19 и менее 20-30 31 и более

В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что большинство испытуемых, а именно молодые педагоги, готовы к профессиональному саморазвитию. У них низкие количественные показатели по когнитивному, гностическому и нравственно-волевому компонентам и высокие -по мотивационному, коммуникативному, организационному, способности к самоуправлению.

Сравнив результаты по критериям, мы пришли к выводу, что среди мастеров производственного обучения, имеющих стаж менее 5 лет, уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию выше, чем среди педагогов со стажем более 5 лет. Количественные показатели показаны на рисунке 1.

60 -

■ мотивационный

■ когнитивный

■ нравственно-волевой

■ гностический

■ организационный

■ способность к самоуправлению

■ коммуникативный

Рисунок 1 - Уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому развитию мастеров производственного обучения

Диагностика уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) позволяет выявить способность личности (педагога) к осмыслению, изучению, анализу окружающей действительности через образ «я».

Согласно результатам исследования, проведенного среди педагогов со стажем более и менее 5 лет, 33,4 % (18 чел.) педагогов со стажем более 5 лет и 12,9 % (7 чел.) со стажем менее 5 лет имеют низкий уровень развития рефлексивности. Большинство респондентов - 24,1 % со стажем более 5 лет (13 чел.) и 27,7 % (15 чел.) со стажем менее 5 лет - имеют средний уровень развития рефлексивности. Один респондент (2 %) со стажем менее 5 лет продемонстрировал высокий уровень развития рефлексивности.

Показатели более высоких уровней развития рефлексивности характерны преимущественно для молодых педагогов, что определяет осознание ими собственного уровня саморегуляции личности, собственных достижений, помогает оценить деятельность, опираясь на свой субъективный опыт.

В целом результаты опытно-экспериментальной работы констатирующего этапа показали, что педагоги со стажем более 5 лет владеют знаниями и умениями в области осуществления проектной деятельности, но имеют низкую личностную мотивацию и средний уровень развития рефлексивности. У неопытных педагогов преобладают высокие уровни мотивационно-личност-ной готовности, развития рефлексивности, но они имеют низкий уровень когнитивной готовности.

Таким образом, исходя из проблемы, заявленной в названии статьи, мы определили, что проектная компетентность - это важнейший компонент профессиональной компетентности педагога, определяющий готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательного процесса, и необходима работа по формированию данной компетентности в специально созданных условиях системы повышения квалификации.

50 40 30 20 10 0

II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагоги со стажем менее 5 лет педагоги со стажем более 5 лет

Ссылки:

1. Корнилова М.В. Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2003. 185 с. ; Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-педагогического обучения. 2-е изд., стер. М., 2010. 96 с.

2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие. М., 2008. 256 с. ; Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994. 441 с. ; Wolk S. Project-Based Learning: Pursuits with a Purpose // Educational Leadership. 1994. Vol. 52, no. 3. P. 42-45.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования : метод. пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы. Самара, 2006. 176 с. ; Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко // Педагогика. 1997. № 4. С. 66-72.

4. Проектирование профессионального педагогического образования.

5. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09.

6. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6. С. 8-14.

7. Муравьева Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса : монография. Шуя, 2005. 104 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.