Научная статья на тему 'Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя'

Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3922
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / DESIGN COMPETENCE / TECHNOLOGY / DEVELOPMENT / PROJECT ACTIVITIES / DESIGN / STRUCTURE / EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Любовь Викторовна

В статье представлено проектирование, проектная деятельность и проектная компетентность как выражение инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля деятельности. Проектная компетентность учителя представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях учителя, развитие которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности. Выделены компоненты проектной компетентности учителя: структурный и функционально-процессуальный, обеспечивающие соответствие целям и содержанию обучения. В состав структурного компонента проектной компетентности входят следующие элементы: когнитивный, культурологический, технологический, коммуникативный, рефлексивный, инновационный. Функционально-процессуальный компонент проектной компетентности представлен личностным, мотивационным, интерактивным, нормативным и оценочным элементами. Педагогическая наука отмечает разные подходы к организации проектной деятельности. Уровень проектной компетентности учителя определяет качество проектной деятельности и проектирования. Сложившиеся на данном этапе педагогические условия актуализируют важность развития проектной компетентности учителя. Они вызывают необходимость введения в структуру профессиональной компетентности учителя такой профессионально-значимой характеристики, как проектная компетентность. Проектная компетентность способствует созданию результативного профессионального опыта, который способствует появлению новых мотивов и ценностных ориентаций, проектная деятельность является основой развития проектной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities as a development basis of the teacher''s design competence

This article presents design, project activities and design competence as an expression of innovation quality of the educational technology and creative style of activities. The teacher''s design competence is an integrative professionally personality capacity based on the design knowledge, personal experience of the project activities and value orientations of teacher, development of which is an expression of the innovation nature of the educator''s professional competence, providing the creative style of activities. There are reported the structural and functional procedural components of the teacher''s design competence, ensuring compliance with the purposes and content of education. The composition of the structural component of design competence includes the following elements: cognitive, culturological, technological, communicative, reflexive and innovation ones. The functional procedural component of the design competence is presented by the personal, motivational, interactive, normative and evaluative elements. Defining the essential characteristics of the teacher''s design competence, the education notes the different approaches to the characterization of the teacher''s readiness to the project activities. The teacher''s design competence level determines the quality of project activities and design. The pedagogical conditions established at this stage actualize the importance of the teacher''s design competence development. They make necessary to introduce into the structure of the teacher''s professional competence the professionally important feature, such as design competence. The design competence contributes to creation of the effective professional experience, which promotes the appearance of new impulses and value orientations. The project activities is the basis for developing design competence.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя»

УДК 378. 126(075.8)

Иванова Любовь Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия №19

Россия, Орёл1 Учитель Аспирант Заслуженный учитель Р.Ф. E-Mail: [email protected]

Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя

Аннотация. В статье представлено проектирование, проектная деятельность и проектная компетентность как выражение инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля деятельности. Проектная компетентность учителя представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях учителя, развитие которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности. Выделены компоненты проектной компетентности учителя: структурный и функционально-процессуальный, обеспечивающие соответствие целям и содержанию обучения. В состав структурного компонента проектной компетентности входят следующие элементы: когнитивный, культурологический, технологический, коммуникативный, рефлексивный, инновационный. Функционально-процессуальный компонент проектной компетентности представлен личностным, мотивационным, интерактивным, нормативным и оценочным элементами. Педагогическая наука отмечает разные подходы к организации проектной деятельности. Уровень проектной компетентности учителя определяет качество проектной деятельности и проектирования. Сложившиеся на данном этапе педагогические условия актуализируют важность развития проектной компетентности учителя. Они вызывают необходимость введения в структуру профессиональной компетентности учителя такой профессионально-значимой характеристики, как проектная компетентность. Проектная компетентность способствует созданию результативного профессионального опыта, который способствует появлению новых мотивов и ценностных ориентаций, проектная деятельность является основой развития проектной компетентности.

Ключевые слова: проектная компетентность; технология; развитие; проектная деятельность; проектирование; структура; процесс образования.

Идентификационный номер статьи в журнале 37РУЫ414

302040 город Орёл ул.М.Горького 93

Проектирование на основе положений системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, по мнению большинства учёных, позволяет выделить особый вид деятельности-проектную деятельность.

Н.В.Матяш, Е.С.Полат определяют проектную деятельность как интегративный вид деятельности [6,7]. Интеграция урочной и внеурочной деятельности предполагает различные приёмы и формы работы (как традиционные, так и инновационные) [4]. Она требует для успешной реализации синтеза самых различных элементов. По мнению учёных, главное из всего комплекса - ценности, именно они ориентируют и направляют ход проектной деятельности. Здесь также необходимы элементы разных видов деятельности: учебной, игровой, творческой, познавательной. Для успешного развития проектной деятельности требуется положительная мотивация. Это отмечают такие учёные, как Г.Б.Голуб, В.В.Сериков, И.С.Фишман [2,11,13]. Проектная деятельность предполагает наличие добровольности участия в создании продукта, что объясняет заинтересованность, придаёт высокую эмоциональную окраску учебному процессу. Взаимодействие участников приводит к росту профессионального потенциала педагога, к творческому развитию его личности. Последнее невозможно без соединения духовности, нравственности и прочных теоретических знаний. Проектная деятельность, по мнению учёных, должна подтверждаться высоким уровнем взаимопонимания между всеми участниками проектирования. Личностный пример, взаимоуважение, признание каждого как необходимого, значимого субъекта, участника проектной деятельности обязательное условие положительного результата.

Проектная компетентность учителя является выражением инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля деятельности педагога. Проектную компетентность учителя можно представить в качестве открытой, подвижной, развивающейся системы. Как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, она способствует его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта.

Для характеристики проектной компетентности особую роль играет набор личностных качеств педагога. Это: инициативность, ответственность, коммуникативность, толерантность, инновационность, умение анализировать или извлекать смысл из собранных фактов и отношений, умение критически осмысливать текущую деятельность, внутренний такт и интуиция.

Определяя сущность проектной компетентности учителя, педагогическая наука отмечает разные подходы к характеристике готовности учителя к проектной деятельности. В.А. Болотов, Г.Б.Голуб и др. выделяют несколько положений, раскрывающих готовность учителя к проектной деятельности. А именно:

• в первую очередь-это результат обучения в системе высшего профессионального образования;

• приобретение и распространение опыта в системе повышения квалификации;

• использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности;

• реализация в работе основ современных подходов в образовании[1,2].

Готовность учителя к развитию проектной деятельности, по мнению большинства учёных, входит в структуру профессиональной подготовки. Проектные умения, обеспечивающие возможность подготовки к проектной деятельности, характеризуются следующими составляющими:

• умением анализировать возникающие проблемы, ситуации;

• планировать или прогнозировать деятельность, осуществлять ее конструирование;

• создание продукта.

Взаимодействие процессов воспитания и обучения представляет собой подвижную систему, которая реализует творческое развитие личности. В процесс деятельности вовлечены все возможности участников, как физические, так и личностные, проектная деятельность реализуется через использование метода проектов. [3,6].

Динамичность процесса образования приводит к новым дополнениям в определении метода проектов. Е.С.Полат отмечает, что фундамент современного определения проектной деятельности представляют проблемные, исследовательские (поисковые) методы. Они требуют значимых результатов для всех участников проектирования. Для учителя - это показатель высокой квалификации, умение правильно, грамотно организовывать проектную деятельность. Педагог высокой квалификации владеет развивающими технологиями обучения. Использование метода проектов этому подтверждение.

Таким образом, проектная деятельность - есть деятельность по разработке замысла учебной задачи с обязательным представлением замысла в какой-либо внешне выраженной знаковой форме и определение путей его использования в образовательном процессе. Системно-деятельностный подход, применяемый сегодня, предполагает формирование и развитие соответствующей компетентности, характеризующей овладение деятельностью и способностью к её реализации.

Возникающая в проектной деятельности личностно-развивающая ситуация обусловлена ожиданием эффективности действий всех участников создания проекта. Это ситуация несоответствия удовлетворённости собственным уровнем профессионализма, своими успехами, моделью поведения; ситуацией поиска новых жизненных ориентиров, создания программ собственного личностного развития, самосовершенствования, накопления профессионального опыта. Она позволяет всем задействованным в данном проекте лицам пережить и осмыслить события, способствующие развитию их проектной компетентности. Все это приводит к созданию устойчивой необходимости реализации потребностей в профессиональном самосовершенствовании в соответствии с запросами современного образования.

Сегодня основные направления модернизации предметного образования реализуются с использованием проектной деятельности. Современные концептуальные модели проектного обучения (Т.А.Каплунович, И.А.Колесникова, О.Г.Прикот, Р.М.Шерайзина и др.)[3,5,9,14], педагогических технологий (Г.К.Селевко и др.) отражают наиболее характерные черты проектного метода, которые выделяют её из имеющихся способов деятельности. Признаки данной деятельности: результативность, межпредметность, проблемность, многоплановость[ 10].

Проведённый анализ подходов к рассмотрению понятия «проектная деятельность специалиста» в научной литературе позволил определить понятие «проектная компетентность учителя».

Проектная компетентность учителя представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях учителя, развитие которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности.

В качестве основных компонентов проектной компетентности учителя нами выделены следующие: структурный и функционально-процессуальный, обеспечивающие соответствие целям и содержанию обучения. В состав структурного компонента проектной компетентности входят: когнитивный, культурологический, технологический, коммуникативный, рефлексивный и инновационный элементы.

Когнитивный элемент отражает процессы анализа и переработки поступающей информации. Поиск, сбор, анализ, обработка информации позволяет продуктивно её использовать в процессе решения проектных задач. Рассматриваются виды проектов на основе метода, преобладающего в проекте. Раскрываются методики подхода к проблемам актуализации проекта, определения целей, предмета, задач исследования. Содержание когнитивного элемента раскрывается через совокупность знаний теоретического и методического характера.

Культурологический элемент способствует выбору условий, определяющих важные ценностные ориентации, вызывает потребность в развитии нравственной системы ценностей в ходе проектной деятельности, вырабатывает культуру проектной деятельности. В.А.Сластенин отмечает, что культура-это всегда процесс творчества со всеми необходимыми характеристиками творчества[12]. При культурологическом подходе к проблеме проектного образования необходимо, чтобы учитель создавал условия по освоению и передаче педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие личности учащегося.

Технологический элемент отражает понимание структуры процесса проектирования, создание собственного продукта как результата проектной деятельности или презентацию итогов исследования.

Коммуникативный элемент включает комплекс умений, определяющих понимание, умение общаться, позволяющий использовать разнообразные формы и способы контактов в рабочей группе, имеющий одну цель, объединённой в решении поставленной проблемы.

Рефлексивный элемент определяет осознание собственного уровня саморегуляции личности, собственных достижений, помогает оценить достижения, приобретённые при выполнении проекта, опираясь на свой субъективный опыт. Это размышление, направленное на осмысление своих действий, самооценка по ходу выполнения проектов.

Инновационный элемент характеризует введение новшества (например, получение нового результата) в практику проектной деятельности, оформление результатов работы или способов исследования.

Функционально-процессуальный компонент проектной компетентности представлен личностным, мотивационным, интерактивным, нормативным и оценочным элементами:

Личностный элемент отражает владение опытом самоорганизации, поиск условий собственной успешности в реализации проектной деятельности; направлен на самопознание в представлении результатов своей работы.

Мотивационный элемент определяет мотивы овладения и осуществления проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Интерактивный элемент предполагает создание ситуации развития личности, самореализации, творчества. Как доминирующий компонент проектной компетентности, он формирует активную самостоятельную и творческую работу участников проектирования. Наличие интерактивного элемента вызывает стимулирование, самоконтроль за ходом деятельности, ориентацию на целостность процесса, прогнозирование вариантов и вероятность достижения цели,

Наличие нормативного элемента вызывает характеризуется нормами взаимодействия в ходе проектной деятельности,

Оценочный элемент предполагает умение предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса в решении задач, поставленных в ходе реализации проектной деятельности.

Все компоненты проектной компетентности учителя требуют процессов самореализации и переподготовки в системе непрерывного повышения квалификации. В.В.Сериков справедливо полагает, что необходимо провести самомобилизацию, открыть в проекте новый смысл образования [11]. Это позволяет ориентироваться в условиях выбора ролей и стратегий жизни. Как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, проектная компетентность способствует созданию результативного профессионального опыта, появлению новых мотивов и ценностных ориентаций. Следовательно, проектная компетентность учителя необходима для перспективного ориентирования в профессиональной деятельности, требующей осмысления и осознания педагогами личностного смысла повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов, В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. А. Слободчиков, Н. А. Щайденко // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 66-72.

2. Голуб,Г.Б.Методпроектов-технологиякомпетентностно-ориентированного образования : метод. пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Г. Б. Голуб, Е.А., Перелыгина, О.В. Чуракова, ; под ред. Е.Я. Когана. - Самара : Учебная литература : Федоров, 2006. - 176 с. - ISBN 5-95070328-6 : 873. Каплунович, Т.А. Социально-педагогическое проектирование как

инновационная деятельность учреждений последипломного педагогического образования //Тезисы научно-практической конференции. Новгород: Нов-ГУ, 1996.-С.9-11.

4. Карпук, С.Ю. Проектирование метафорического пространства образовательной коммуникации как средство развития школьника // Интернет- журнал «Науковедение», 2013.№6(19). [Электронный ресурс]-М.:Науковедение, 2013-,-Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/167PVN613.pdf,свободный-Загл. с экрана.-яз.рус.,англ.

5. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

6. Корнилова, М.В.Диссертация «Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации» Кемерово - 2003.

7. Матяш, Н. В. Методы активного социально-педагогического обучения Текст. / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. М.- Академия, 2007. - 96 с.

8. Полат, Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., Высшее профессиональное образование, 2001.-223 с.

9. Прикот, О. Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. - 2002. - №2.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. - М.: Народное образование, 1997

11. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие / Под редакцией В.А Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2008.

12. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В.А. Сластенин. - М., 1976. -160с.

13. Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Диссертация . д.п.н. СПб., 1994. - 441 с.

14. Шерайзина Р.М. Институт непрерывного педагогического образования на рубеже веков: взгляд в будущее / О.С.Орлов; НовГУ. - Великий Новгород, 2000. - 32 с.

Рецензент: Фёдорова Марина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедра общей педагогики ФГ БОУВПО «Орловский государственный университет».

LubovIvanova

School 19 of Orel Russia, Orel E-Mail: [email protected]

Project activities as a development basis of the teacher's design competence

Abstract. This article presents design, project activities and design competence as an expression of innovation quality of the educational technology and creative style of activities. The teacher's design competence is an integrative professionally personality capacity based on the design knowledge, personal experience of the project activities and value orientations of teacher, development of which is an expression of the innovation nature of the educator's professional competence, providing the creative style of activities. There are reported the structural and functional - procedural components of the teacher's design competence, ensuring compliance with the purposes and content of education. The composition of the structural component of design competence includes the following elements: cognitive, culturological, technological, communicative, reflexive and innovation ones. The functional - procedural component of the design competence is presented by the personal, motivational, interactive, normative and evaluative elements. Defining the essential characteristics of the teacher's design competence, the education notes the different approaches to the characterization of the teacher's readiness to the project activities. The teacher's design competence level determines the quality of project activities and design. The pedagogical conditions established at this stage actualize the importance of the teacher's design competence development. They make necessary to introduce into the structure of the teacher's professional competence the professionally important feature, such as design competence. The design competence contributes to creation of the effective professional experience, which promotes the appearance of new impulses and value orientations. The project activities is the basis for developing design competence.

Keywords: design competence; technology; development; project activities; design; structure; education process.

Identification number of article 37PVN414

REFERENCES

1. Bolotov, V. A. Proektirovanie professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija / V. A. Bolotov, E. I. Isaev, V. A. Slobodchikov, N. A. Shhajdenko // Pedagogika. 1997. -№ 4. - S. 66-72.

2. Golub,G.B.Metodproektov-tehnologijakompetentnostno-orientirovannogo obrazovanija : metod. posobie dlja pedagogov - rukovoditelej proektov uchashhihsja osnovnoj shkoly / G. B. Golub, E.A., Perelygina, O.V. Churakova, ; pod red. E.Ja. Kogana. - Samara : Uchebnaja literatura : Fedorov, 2006. - 176 s. - ISBN 5-95070328-6 : 873. Kaplunovich, T.A. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie kak innovacionnaja

dejatel'nost' uchrezhdenij poslediplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija //Tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii. Novgorod: Nov-GU, 1996.-S.9-11.

4. Karpuk, S.Ju. Proektirovanie metaforicheskogo prostranstva obrazovatel'noj kommunikacii kak sredstvo razvitija shkol'nika // Internet- zhurnal «Naukovedenie», 2013.№6(19). [Jelektronnyj resurs]-M.:Naukovedenie, 2013-,-Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/167PVN613.pdf,svobodnyj-Zagl. s jekrana.-jaz.rus.,angl.

5. Kolesnikova, I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie: Ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij / I.A.Kolesnikova, M.P.Gorchakova-Sibirskaja; Pod red. I.A. Kolesnikovoj. - M: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. — 288 s.

6. Kornilova, M.V.Dissertacija «Formirovanie informacionnoj kul'tury uchitelja v sisteme povyshenija kvalifikacii» Kemerovo - 2003.

7. Matjash, N. V. Metody aktivnogo social'no-pedagogicheskogo obuchenija Tekst. / N. V. Matjash, T. A. Pavlova. M.- Akademija, 2007. - 96 s.

8. Polat, E.S.Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. - M., Vysshee professional'noe obrazovanie, 2001.-223s.

9. Prikot, O. G. Pedagogicheskoe proektirovanie kak rabochij instrument metodicheskoj sluzhby shkoly // Metodist. - 2002. - №2.

10. Selevko, G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uch. posobie. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1997

11. Serikov, V.V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj dejatel'nosti: uchebnoe posobie / Pod redakciej V.A Slastenina, I.A. Kolesnikovoj. - M., 2008.

12. Slastenin, V.A. Formirovanie lichnosti uchitelja sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki Tekst. / V.A. Slastenin. - M., 1976. -160s.

13. Fishman L.I. Obratnye svjazi v upravlenii pedagogicheskimi sistemami: Dissertacija . d.p.n. SPb., 1994. - 441 s.

14. Sherajzina R.M. Institut nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija na rubezhe vekov: vzgljad v budushhee / O.S.Orlov; NovGU. - Velikij Novgorod, 2000. - 32 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.