Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования'

Педагогические условия формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROJECT COMPETENCE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко М.О.

Статья посвящена изучению проблемы формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования. В работе рассматривается проектная компетентность магистранта педагогического образования, представляющая собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ориентациях на ценностные отношения к ней, а также рассмотрены педагогические условия, стимулирующие переход формирования проектной компетентности магистранта педагогического образования на качественно новый уровень. В статье делается вывод о том, что проектная компетентность магистранта педагогического образования является выражением инновационного характера профессиональной компетентности и обеспечивает творческий стиль его профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is dedicated to problems of formation of design competence of master students of pedagogical education. The paper considers the design competence of undergraduate pedagogical education, which is an integrative professional and personal quality based on project knowledge and personal experience in project activities and orientations for the valuable attitude to it, and discusses the pedagogical conditions that stimulate the transition of formation of design competence of a student of pedagogical education to a qualitatively new level. The article concludes that the project competence among master students of pedagogical education is an expression of the innovative character of professional competence and provides creative style of his professional and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования»

Библиографический список

1. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Urban development. Urban and rural planning and development. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

2. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Available at: http://www.dpioos.ru/eco/ru/condition_ soil (03.10.2017 г.).

3. МУ 2.1.7.730-99. Методические указания. Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. Утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 7 февраля 1999 г., дата введения 05.04.99. Минздрав России. Москва: с. 38.

4. СанПиН 2.1.7.1287-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 г., с 15 июня 2003 г. с изменениями по Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25 апреля 2007 г. № 20 Об утверждении СанПиН 2.1.7.2197-07.

5. Добровольский Г.В., Строганова М.Н., Прокофьева Т.В. и др. Почва, город, экология. Москва: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.

6. Отчёт о научно-исследовательской работе. Научное обоснование и разработка методического обеспечения эколого-гигиениче-ской оценки качества почв урбанизированных территорий (промежуточный). УДК 614.76.08 (-201). № гос. регистрации 115072870023. Москва, 2017: с. 100.

7. Водянова М.А., Крятов И.А., Донерьян Л.Г., Евсеева И.С., Ушаков Д.И., Сбитнев А.В. Эколого-гигиеническая оценка качества почв урбанизированных территорий. Гигиена и санитария. 2016; 95 (10): 913 - 916.

References

1. SP 42.13330.2016. Svod pravil. Gradostroitel'stvo. Planirovka izastrojka gorodskih isel'skih poselenij. Urban development. Urban and rural planning and development. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.07.01-89*.

2. Departament prirodopol'zovaniya i ohrany okruzhayuschej sredy goroda Moskvy. Available at: http://www.dpioos.ru/eco/ru/condition_soil (03.10.2017 g.).

3. MU 2.1.7.730-99. Metodicheskie ukazaniya. Gigienicheskaya ocenka kachestva pochvy naselennyh mest. Utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom Rossijskoj Federacii G.G. Onischenko 7 fevralya 1999 g., data vvedeniya 05.04.99. Minzdrav Rossii. Moskva: s. 38.

4. SanPiN 2.1.7.1287-03. Sanitarno-'epidemiologicheskie pravila i normativy «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k kachestvu pochvy». Utverzhdeny Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom Rossijskoj Federacii 16 aprelya 2003 g., s 15 iyunya 2003 g. s izmeneniyami po Postanovleniyu Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 25 aprelya 2007 g. № 20 Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.7.2197-07.

5. Dobrovol'skij G.V., Stroganova M.N., Prokof'eva T.V. i dr. Pochva, gorod, 'ekologiya. Moskva: Fond «Za 'ekonomicheskuyu gramot-nost'», 1997.

6. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote. Nauchnoe obosnovanie i razrabotka metodicheskogo obespecheniya 'ekologo-gigienicheskoj ocenki kachestva pochv urbanizirovannyh territorij (promezhutochnyj). UDK 614.76.08 (-201). № gos. registracii 115072870023. Moskva, 2017: s. 100.

7. Vodyanova M.A., Kryatov I.A., Doner'yan L.G., Evseeva I.S., Ushakov D.I., Sbitnev A.V. 'Ekologo-gigienicheskaya ocenka kachestva pochv urbanizirovannyh territorij. Gigiena isanitariya. 2016; 95 (10): 913 - 916.

Статья поступила в редакцию 05.10.17

УДК: 378.147

Demchenko M.O., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: omarovama@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article is dedicated to problems of formation of design competence of master students of pedagogical education. The paper considers the design competence of undergraduate pedagogical education, which is an integrative professional and personal quality based on project knowledge and personal experience in project activities and orientations for the valuable attitude to it, and discusses the pedagogical conditions that stimulate the transition of formation of design competence of a student of pedagogical education to a qualitatively new level. The article concludes that the project competence among master students of pedagogical education is an expression of the innovative character of professional competence and provides creative style of his professional and pedagogical activity.

Key words: design, project competence, project activity, innovative educational environment.

М.О. Демченко, аспирант, ФГБОУВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: omarovama@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению проблемы формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования. В работе рассматривается проектная компетентность магистранта педагогического образования, представляющая собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ориентациях на ценностные отношения к ней, а также рассмотрены педагогические условия, стимулирующие переход формирования проектной компетентности магистранта педагогического образования на качественно новый уровень. В статье делается вывод о том, что проектная компетентность магистранта педагогического образования является выражением инновационного характера профессиональной компетентности и обеспечивает творческий стиль его профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: проектирование, проектная компетентность, проектная деятельность, инновационная образовательная среда.

За последние годы педагогическое образование претерпело существенные преобразования, такие как модернизация, гуманизация, стандартизация, информатизация и технологизация. Это, в свою очередь, привело к изменению его целей, содержания и технологий. При этом уже не в первый год общество в открытую заявляет о невысоком качестве системы отечественного

образования и относительно низкой эффективности её структурных звеньев. Ввиду этого необходимо отметить, что на сегодняшний день реальные условия и средства высшей школы далеки от идеальной среды становления компетентного и адаптированного к социуму выпускника, и от средств развития его творческого потенциала и профессионального мастерства. К сожалению,

традиционная модель управления высшей школой не позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, способных работать в постоянно изменяющихся условиях регионов.

По нашему мнению, основная причина возникшей проблемы кроется в качестве подготовки профессиональных работников образования, ведь именно оно определяет состояние и результативность процесса преподавания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. В то же время, решение данной проблемы предполагает и процесс становления интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией для познания и самопознания, а также базирующейся на основе новых образовательных технологий [1, с. 31].

Модернизация высшего профессионально-педагогического образования в России, ориентированная на существенное обновление целей, содержания, методов обучения и форм организации педагогического процесса в высшей школе, одной из важнейших задач системы образования ставит подготовку субъекта познавательно-преобразовательной деятельности.

Особую актуальность приобретает проблема развития проектной компетентности магистранта педагогического образования в связи с возникновением новых проблемных ситуаций в современной образовательной среде, востребованность проектирования как метода образования и одновременно потенциала человеческой личности связана с тем, что постепенная замена научно-технократической ориентации на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической ориентации послужила основанием для поиска нового облика образовательного пространства, который соответствовал бы социальному и государственному заказу и потребностям всех субъектов образовательного процесса [2, с. 94].

Современный подход изучения проектной компетентности определяется: подготовкой образованной, творческой личности педагога, способной к непрерывному развитию, к успешной жизнедеятельности в изменяющихся образовательных условиях; реализации целей современного образования и к достижению его качества, готовых к самостоятельной преобразующей творческой деятельности, к инновационному обучению.

В связи с этим, значимость решения профессиональных задач актуализирует проблему формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования в вузовской подготовке, что создает потребность в определении эффективных путей её формирования, которое послужит реальной основой профессиональной деятельности магистрантов.

Современное образование становится важнейшим инструментом в процессе формирования личности новой формации, особенно в контексте конкуренции его с другими социальными институтами. В данном ракурсе настоятельной необходимостью является повышение доступности и эффективности образования, формирование инновационного характера образования, обеспечение многогранности образовательной среды, развитие содержания, форм, технологий обучения, ориентирующих подрастающее поколение на саморазвитие [3, с. 96]. Путем обеспечения модернизации образования и повышения его качества является разработка и внедрение в образовательные учреждения педагогических новшеств в виде содержания образования, новых методов работы, новых организационных форм, а также педагогических кадров, способных управлять быстро изменяющимся, иногда даже стихийно, процессом образования. Поэтому высшее образование выполняет важнейшую задачу по подготовке будущих педагогических кадров через развитие активности, мобильности и критичности современных студентов, а именно, формирование проектной компетентности.

Проектная компетентность магистранта педагогического образования является выражением инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля деятельности педагога [4, с. 184]. Проектную компетентность можно представить в качестве открытой, подвижной, развивающейся системы. Как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, она способствует его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта.

Для характеристики проектной компетентности особую роль играет набор личностных качеств педагога. Это инициативность, ответственность, коммуникативность, толерантность, инноваци-онность, умение анализировать или извлекать смысл из собранных фактов и отношений, умение критически осмысливать текущую деятельность, внутренний такт и интуиция.

Определяя сущность проектной компетентности магистранта педагогического образования, педагогическая наука отмечает разные подходы к характеристике готовности к проектной деятельности. В.А. Болотов, Г.Б. Голуб и др. выделяют несколько положений, раскрывающих готовность к проектной деятельности [4, с. 186]:

• результат обучения в системе высшего профессионального образования;

• использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности;

• реализация в работе основ современных подходов в образовании.

Готовность к развитию проектной деятельности, по мнению большинства ученых, входит в структуру профессиональной подготовки. Проектные умения, обеспечивающие возможность подготовки к проектной деятельности, характеризуются следующими составляющими:

• умением анализировать возникающие проблемы, ситуации;

• планировать или прогнозировать деятельность, осуществлять её конструирование;

• создание конечного продукта.

Для эффективной реализации указанных принципов в образовательной среде вуза необходимо создание специальных педагогических условий.

В рамках философии трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.

В психологии исследуемое нами понятие представлено в контексте психического развития и раскрывается оно через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты.

Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая термин «условие» как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности.

Таким образом, понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями, а именно:

1. Условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д.

2. Обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека.

3. Влияние условий, в зависимости от их направленности может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Рассмотрев основные черты и признаки понятия «условие» в различных аспектах мы переходим на следующую ступень, где речь пойдет о решении проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, а именно, к анализу понятия «педагогические условия».

По мнению И.Я. Лернера, «педагогические условия» определяются как факторы, обеспечивающие успешное обучение» [5, с. 45]. Ю.К. Бабанский определяет «педагогические условия как обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [5, с. 58].

Сопоставляя взгляды ученых-дидактов, М.В. Кларин рассматривает понятие «педагогические условия» как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей; задач, содержания, форм и методов этой системы.

В нашем исследовании мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность возможностей образовательной, а также материально-пространственной среды, которые, в свою очередь, воздействуют на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие.

Для выявления значимости того или иного условия формирования проектной компетенции магистранта педагогического

образования в 2015-2016 учебном году был проведен опрос среди педагогов высших образовательных организаций.

Отношение педагогов к педагогическим условиям мы оценивали по методике, описанной в диссертации Е.М. Павлютенкова, для чего предложили респондентам высказать свое мнение о том, какие из предлагаемых им условий являются наиболее целесообразными и эффективными.

Обобщение результатов осуществлялось по формуле:

5а + 4е + 3с + 2е +1

% =-,

п

где а, в, с, е - количество респондентов, выставивших выдвинутым условиям соответственно 5, 4, 3, 2 - баллы; п - общее количество респондентов.

Мы рассчитали средний балл каждого из предлагаемых условий и определили места, которые, по мнению педагогов, эти условия занимают в общей совокупности. На наш взгляд, ценность данной информации не в установлении истинной оценки значимости того или иного условия, а в получении общего представления об отношении опрашиваемых к ним. Фиксация отношений педагогов к одним и тем же условиям позволяет принять необходимые меры для повышения эффективности формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования

Анализ анкетных данных показывает, что педагоги отдают отчет в том, что одним из важных условий обеспечения проектной подготовки, выступает разработанность технологии формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования (1 место), и квалификация педагогов, способствующая формированию проектной компетентности магистрантов педагогического образования (2 место). Анализ оценок показывает, что предлагаемые нами педагогические условия являются необходимыми для формирования проектной компетентности.

С этих позиций важно не только знать, но и уметь создавать оптимальные условия, обеспечивающие высокий уровень сфор-мированности проектной компетентности магистрантов педаго-гическогообразования.

Обобщая подходы ученых к классификации условий и учитывая наши позиции, совокупность обязательных педагогических условий формирования проектной компетентности магистрантов педагогическогообразованиямы можем свести к следующим:

Библиографический список

1) содержательные условия - включенность в содержание дисциплин гуманитарного, и социального цикла задач формирования проектной компетенции магистрантов педагогического образования; разностороннее развитие содержания дисциплин по проектированию за счет акцентуации внимания обучающихся на реализации проектирования в сфере профессиональной деятельности; перевод преимущества с информационного компонента содержания проектного обучения на освоение процедур и способов профессионально-проектного действия посредством решения профессионально-ориентированных проектных задач; установление структурно-логических межпредметных связей проектных и педагогических учебных дисциплин для комплексного развития проектной компетентности;

2) дидактические условия - повышение роли межпредметных связей в формировании проектной компетентности магистрантов педагогического образования; интенсификация процесса формирования проектной компетенции магистрантов педагогического образования, посредством введения в учебные планы подготовки магистрантов дополнительных проектных курсов, обеспечивающих полноту и непрерывность проектной подготовки магистрантов педагогического образования;

3) методические условия - применение комплекса традиционных и инновационных методов обучения в сочетании с различными формами и средствами обучения;

4) диагностические условия - реализация педагогического мониторинга формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования и её своевременную коррекцию в случае выявленной необходимости; применение диагностических методик для изучения уровня проектной компетенции магистрантов педагогического образования.

Таким образом, проектная компетентность магистранта педагогического образования представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ори-ентациях на ценностные отношения к ней, является выражением инновационного характера профессиональной компетентности и обеспечивает творческий стиль его профессионально-педагогической деятельности, а реализация указанных педагогических условий будет стимулировать переход формирования проектной компетентности магистранта педагогического образования на качественно новый уровень.

1. Омарова М.О., Алижанова Х.А., Омаров О.М. Формирование и развитие умений педагогического проектирования в системе профессиональной подготовки современного учителя. Образование личности. 2016; 3: 29 - 38.

2. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Формирование проектировочных умений у будущих учителей физической культуры. Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Международной научно-практической конференции. 2015: 92 - 96.

3. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода: монография. Г.Е.Муравьева, В.В. Моругина. Шуя, 2012.

4. Омарова М.О., Алижанова Х.А., Омаров О.М. Проектная деятельность в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; Т. 22; № 3: 183-188.

5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск, 2008.

References

1. Omarova M.O., Alizhanova H.A., Omarov O.M. Formirovanie i razvitie umenij pedagogicheskogo proektirovaniya v sisteme professional'noj podgotovki sovremennogo uchitelya. Obrazovanie lichnosti. 2016; 3: 29 - 38.

2. Omarov O.M., Kashkaeva 'E.A. Formirovanie proektirovochnyh umenij u buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury. Fizicheskaya kul'tura isport vsovremennom mire: social'naya rol'ipropaganda zdorovogo obraza zhizni: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015:92-96.

3. Murav'eva G.E. Proektirovanie obrazovatel'nogo processa vpedagogicheskom vuze na osnove kompetentnostnogo podhoda: monografiya. G.E.Murav'eva,V.V. Morugina. Shuya, 2012.

4. Omarova M.O., Alizhanova H.A., Omarov O.M. Proektnaya deyatel'nost' v sisteme professional'noj podgotovki buduschih pedagogov. Vestnik Kostromskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; T. 22; № 3: 183 - 188.

5. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovacionnyh obrazovatel'nyh sistem. Chelyabinsk, 2008.

Статья поступила в редакцию 04.10.17

УДК 122: 572: 37.02

Dodonova L.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Physical Education and Spots, Novosibirsk Teacher's

Upgrading and Retraining Institute (Novosibirsk, Russia), E-mail: lp_dodonova@mail.ru

THEORETICAL BASIS AND APPLIED ASPECTS OF NATURE-CONFORMED PEDAGOGICS. The arguments over the system of basic ideas determining a human being development in the space-time of biosphere and the conceptional system coming from onthoanthropogenesis describing the theoretical basis of nature-conformed pedagogics have been given. Elaboration of these ideas allowed to substantiate the new nature-conformed (anthropological-evolutional) approach, to regulate multiaspectness of pedagogi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.