Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2015. 7 (160)
УДК 378
М. Л. Кузнецова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассмотрены перспективы и способы развития проектной компетентности учителя географии в условиях уровневого высшего педагогического образования. Показаны возможности развития проектной компетентности студента в образовательном процессе вуза через формирование опыта проектной деятельности путем постепенного освоения системы проектных умений разного уровня сложности и обобщенности, субъектности и личностных профессиональных качеств. Описана структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки.
Ключевые слова: проектная компетентность, проектная деятельность, проектные умения, компетен-тностный подход, образовательный процесс, бакалавр образования, саморазвитие и самоактуализация учителя географии.
Переход высшего образования на компетентностью уровневую модель обучение предполагает изменение процесса подготовки специалиста (бакалавра и магистра образования). Согласно установкам Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) современному педагогу следует освоить комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, органично связанных с развитием креативности, творческих способностей, познавательных интересов, открытости к новому, гибкости мышления, чувствительности к проблемам и противоречиям в профессиональной деятельности, готовности к их продуктивному решению. Необходимо подчеркнуть, что во ФГОС ВПО впервые проектная деятельность выделена в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности педагога [1, 2]. Также в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», который в обобщенные трудовые функции педагога включает педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования [3]. В данном профессиональном стандарте наряду с основной трудовой функцией - проектирование и реализация образовательного процесса в образовательных организациях - трактуются следующие трудовые действия и необходимые умения проектной деятельности учителя.
Таким образом, в соответствии с современной нормативной базой во многом планируемые результаты связываются с формированием у будущего педагога проектной компетентности, которая со-
относится не только с проектированием объекта педагогического труда, но и с процессами самопознания, самопроектирования, дальнейшей творческой самореализацией в профессиональной деятельности.
Особую роль в решении этой сложной и многогранной задачи играет предметная методика, в нашем случае - методика обучения географии. Суть ее состоит в том, что цель изучения и содержание учебной дисциплины «Методика обучения географии» в большей степени ориентированы на характеристику учебного процесса по географии (описание содержания школьной географии, методов, средств ее изучения, форм организации учебного процесса, методических особенностей отдельных курсов школьной географии).
Согласно целям и ценностям общего, в том числе географического образования школьников в условиях его стандартизации, профессиональная деятельность современного учителя географии включает различные виды деятельности, где важнейшим видом выступает проектная деятельность. Правомерность этого вывода подтверждается анализом действий, входящих в структуру проектной деятельности учителя [4].
На основе работ В. С. Безруковой, М. П. Горча-ковой-Сибирской, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, М. М. Левиной, В. Я. Ляудис, Е. В. Титовой в структуре проектной компетентности учителя нами выделены следующие элементы: мотива-ционно-целевой, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивный, креативный и личностный [5]. С учетом структуры проектной компетентности и требований компетентностного подхода к образовательному процессу сформулировано предположение о том, что процесс формирования проектной компетентности студента в системе методической подготовки следует выстраивать как процесс субъектно-деятельностной направленности [6].
М. Л. Кузнецова. Модель формирования проектной компетентности учителя географии.
В специальном исследовании автором разработана структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности студентов в системе их методической подготовки. Цель создания и реализации структурно-функциональной модели процесса формирования проектной компетентности у будущего учителя географии -создать условия для освоения студентами проектной компетентности в процессе методической подготовки, что предполагает развитие у них опыта проектной деятельности путем постепенного освоения системы проектных умений разного уровня сложности и обобщенности.
Во время учебных занятий по методике обучения географии у каждого студента появляется реальная возможность «погрузиться» в конкретную профессиональную проблему, проблемную область, что вызывает необходимость системного анализа, прогнозирования, моделирования, планирования собственной педагогической деятельности, предполагает развитие у студентов умений оценить, преобразовать и конструктивно решить различные виды учебно-профессиональных, квазипрофессиональных задач [7].
Структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности включает целевой, содержательный, организационно-дея-тельностный и оценочно-результативный блоки. Каждый блок модели нацелен на формирование соответствующего элемента проектной компетентности. Взаимосвязи между ними обеспечивают системную целостность компетентности как результат функционирования модели в системе методической подготовки будущего учителя географии.
Продуктивность функционирования модели обеспечивается соблюдением ряда условий: целенаправленное формирование у студентов мотивации к профессиональной деятельности; систематическое включение их в проектную деятельность и целенаправленное формирование проектных умений; включение студентов в творческую проектную деятельность; развитие способностей обучающихся к осуществлению рефлексии проектной деятельности.
Выделенные четыре блока структурно-функциональной модели процесса формирования проектной компетентности у будущего учителя географии выступают структурными единицами модели и выполняют определенные функции.
I. Целевой блок структурно-функциональной модели формирования проектной компетентности у будущего учителя географии в целом направлен: на создание условий, влияющих на процесс формирования у студентов комплекса проектных умений в учебной квазипрофессиональной деятельности; развитие интереса к педагогическому про-
ектированию; развитие мотивации личностного и профессионального развития; самореализацию в профессиональной деятельности и самоактуализацию потенциала.
На ступени бакалавриата данный блок модели необходим для целевой ориентации будущих учителей географии, а именно: как проектировать учебные ситуации, урок, систему уроков и их компоненты.
Здесь важно оценить, на каком уровне знаний и умений, владения компетенциями находятся обучающиеся к началу образовательного процесса, и те изменения, которые произойдут к концу данного этапа, с учетом анализа возможностей и перспектив развития обучающихся в субъект-субъектном взаимодействии. Цели должны ставиться с широким резонансом для их изменения, что исходит из анализа педагогической ситуации и совокупности условий, в которых они ставятся, принимаются и реализуются.
II. Содержательный блок определяет содержание образовательного процесса методической подготовки на уровне бакалавриата. Ознакомление будущих специалистов с теоретическими основами проектной деятельности и ее реализации в образовательном процессе по школьной географии; раскрытие теоретико-практических основ формирования различных элементов проектной компетентности. Содержание методической подготовки учителя географии наполняется основными понятиями, терминами, определенными формами, задачами и заданиями по формированию и развитию проектной компетентности. Важную и достаточно сложную задачу здесь составляет отбор учебного материала, связанного с педагогическим проектированием, и определение способов его представления.
III. Операционально-деятельностный блок определяет все необходимые компоненты, включенные в проектную деятельность, которые формируются в процессе методической подготовки студента. Основная задача операционально-дея-тельностного блока - в четком выстраивании образовательного процесса методической подготовки по освоению проектной деятельности учителем географии и целенаправленном формировании проектных умений.
Проектные умения, формируемые в образовательном процессе методической подготовки бакалавров, имеют несколько уровней, а именно:
- умения проектировать конкретные учебные ситуации на уроке географии и определять пригодность различных методов решения проблем;
- умения проектировать урок географии, которые включают умения проектировать все компоненты урока от диагностики и целеполагания до контроля и анализа;
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)
- умения проектировать систему уроков по географии.
Проектные умения бакалавра образования формируются при определенных методических условиях с использованием правильно отобранного методического инструментария, включив студента в проектную деятельности в роли субъекта.
IV. Оценочно-результативный блок модели определяет критерии оценки результативности образовательного процесса на ступени бакалавриата, методики и включает диагностические характеристики. Основной задачей блока является выявление признаков сформированности у будущих учителей географии проектной компетентности и установление на их основе уровней ее выраженности. Неотъемлемой частью представленной структурно-
функциональной модели процесса формирования проектной компетентности у будущего учителя географии также является личностный компонент, который включает интерес, мотивацию, эмоционально-волевую регуляцию, отношение к проектной деятельности, самооценку степени сформиро-ванности проектной компетентности.
Опытное обучение, проводимое автором на базе географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета, показывает, что формирование проектной компетентности студентов - это сложный и длительный процесс, продуктивность которого возрастает, если усиливается деятельностная направленность учебных занятий и формируется субъектная позиция будущего педагога.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования . Направление подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») . URL: http://минобрнауки .рф/документы/ (дата обращения: 19 . 11.2014) .
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») . URL: ^1р://минобрнауки . рф/документы/ (дата обращения: 19 . 11.2014) .
3 . Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г . № 544н «Об утверждении профессио-
нального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"» . URL: http://www. garant. ru/ (дата обращения: 24. 11.2014) .
4 . Колесникова И . А. Педагогическое проектирование: учеб . пос-е для высш . учеб . заведений / И . А . Колесникова, М . П . Горчакова-Сибир-
ская; под ред . В . А. Сластёнина, И . А. Колесниковой . 2-е изд . , стер . М . : Изд . центр «Академия», 2007 . 288 с .
5 . Pozdniak S . N . , Kuznetsova M . L . The problem of continuity of formation of the design competences of geography teacher in terms of the leveled
of pedagogical education // Proceedings of the 2nd International conference on development of pedagogical science in Eurasia . «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH . Vienna, 2014 . Pp . 23-27 .
6 . Поздняк С . Н ., Кузнецова М . Л . Проблема формирования проектной компетентности учителя географии в процессе методической под-
готовки // Сборник материалов XVI Междунар . науч . -практ . конф . «Обучение и воспитание: методики и практика 2014/15 учебного года» / под общ . ред . С . С . Чернова . Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014 . С . 124-129 .
7 . Игна О . Н . Проектная технология в профессионально-методической подготовке учителя // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU
Bulletin) . 2014 . Вып . 10 (151) . С . 207-211.
Кузнецова М. Л., аспирант.
Уральский государственный педагогический университет.
Пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, Россия, 620017. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.11.2014.
M. L. Kuznetsova
MODEL OF FORMATION OF PROJECT COMPETENCES OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHER IN THE PROCESS OF
METHODICAL TRAINING
In accordance with the planned results associated with the formation of the future teacher's project competences objective method plays a special role, in our case, it is methodology of teaching geography. Methodical preparation serves an integral part of vocational education of geography teacher at the Pedagogical University. Professional activities of modern geography teacher, in accordance with the goals and values of the modern general education, geographical education of students and in terms of its standardization, includes a variety of activities: educational, research, communication, project, diagnostic, and others. It is essential that the project activity serves as fundamental one, the structure of which is much more complex than traditional planning. Project includes planning as a quality
М. Л. Кузнецова. Модель формирования проектной компетентности учителя географии...
item. To achieve these results, a structure-functional model of the formation of project competence is worked out. The purpose of creation and implementation of structural and functional model of the formation of project competences of the future teacher of geography is the best possible and effective application in the educational process of method training and education in geographic teaching. Structure-functional model of the formation of project competence includes the target, substantial, organizational-activity and estimated-score units. Pilot training, conducted by the author on the basis of geographical and biological faculty of the Ural State Pedagogical University, shows that the formation of the project competences of students - is controversial, complex, long-lasting, non-linear process, which forms the subject position of the future teacher.
Key words: project competence, project skills, competence-based approach, teachers of geography.
Referenoes
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravleniye podgotovki 050100 Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen') "bakalaviJ) [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education . Direction of preparation 050100 Teacher education (qualification (degree) "bachelor")] (in Russian) . URL: http: //MHHo6pHayKH. p$/flOKyMeHTbi/ (accessed 19 November 2014) .
2 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standait vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravleniye podgotovki 050100
Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen') "magistr") [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education . Direction of preparation 050100 Teacher education (qualification (degree) "master")] (in Russian) . URL: http: //MUHo6pHayKU. p$/flOKyMeHTbi/ (accessed 19 November 2014)
3 . Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo
standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel\ uchitel')" [Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 № 544n "On approval of the professional standard "Teacher (teaching activities in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher)"] (in Russian) . URL: http: //www.garant. ru/ (accessed 24 November 2014) .
4 . Kolesnikova I . A. Pedagogicheskoye proektirovaniye: ucheb. posobiye dlya vyssh. ucheb. zavedeniy / I . A. Kolesnikova, M . P. Gorchakova-
Sibirskaya; pod red . V. A . Slastenina, I . A. Kolesnikovoy [Pedagogical design: Study Guide for higher education institutions / I . A . Kolesnikova, M . P. Gorchakova-Siberskaia; Ed . V. A . Slastenina, I . A . Kolesnikova . 2-e izd . , ster. ] . Moscow, Akademiya Publ . , 2007 . 288 p . (in Russian) .
5 . Pozdniak S . N . , Kuznetsova M . L . The problem of continuity of formation of the design competences of geography teacher in terms of the leveled
of pedagogical education . Proceedings of the 2nd International conference on development of pedagogical science in Eurasia. "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH . Vienna, 2014 . Pp . 23-27 (Russ . ed . : Pozdnyak S . N . , Kuznetsova M . L . Problema preemstvennosti formirovaniya proektnoy kompetentnosti uchitelya geografii v usloviyakh urovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya . Trudy 2-y Mezhdunarodnoy konferentsii po razvitiyu pedagogicheskoy nauki v Evrazii. Vena, "Vostok-Zapad" Assotsiatsiya povysheniya kvalifikatsii i vysshego obrazovaniya GmbH Publ . , 2014 . Pp . 23-27) .
6 . Pozdnyak S . N ., Kuznetsova M . L . Problema formirovaniya proektnoy kompetentnosti uchitelya geografii v protsesse metodicheskoy podgotovki
[The problem of formation of the design competences of geography teacher in the process of methodical preparation] . Sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika 2014/2015 uchebnogo goda" / Pod obshch . red . S . S . Chernova [Collected materials XVI International Scientific-Practical Conference Teaching: techniques and practices of the academic year 2014/2015 / Under the general editorship of S . S . Chernoff] . Novosibirsk, Izd-vo TsRNS Publ . , 2014 . Pp . 124-129 (in Russian) .
7 . Igna O . N . Proektnaya tekhnologiya v professional'no-metodicheskoy podgotovke uchitelya [Project technology in professional-methodical
training of teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 10 (151), pp . 207-211 (in Russian)
Ural State Pedagogical University.
Pr. Cosmonauts, 26, Yekaterinburg, Russia, 620017. E-mail: [email protected]