Научная статья на тему 'Формирование методической компетентности у будущих учителей географии'

Формирование методической компетентности у будущих учителей географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODICAL COMPETENCE / METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Юрьевна, Ершова Татьяна Владимировна

Дается описание процесса формирования методической компетентности студентов – будущих учителей географии через различные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия), самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Раскрыты составляющие методической компетентности, такие как методические знания, методические умения, педагогическая рефлексия, показано освоение их студентами в ходе изучения дисциплины «Методика обучения географии» и при прохождении педагогической практики. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить сформированность компонентов методической компетентности, выявлены критерии для каждого уровня. Проведенная диагностика позволила выявить затруднения студентов в овладении методическими знаниями и умениями и определить на их основе ряд организационно-педагогических мер, способствующих формированию методической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Юрьевна, Ершова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY

The article describes the process of formation of methodical competence of students, future teachers of geography through various forms of learning (lectures, seminars, practical courses), through independent research and pedagogical activity. The article reveals components of the methodical competence, such as methodological knowledge, methodological skills, pedagogical reflexion, and shows the development of their students during the study of discipline “methods of teaching geography” with the passage of pedagogical practice. Legal and methodical support of formation of methodical competence of the students is the developed educational-methodical complex. Selected the diagnostic tools for identification of the level of formation of methodical competence components, identified the criteria for each level. The diagnostics revealed the difficulties of students in mastering of methodological knowledge and skills and determined on their basis a number of organizational and pedagogical measures, contributing to the formation of methodical competence.

Текст научной работы на тему «Формирование методической компетентности у будущих учителей географии»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.6.016-057.175:91

Е. Ю. Петрова, Т. В. Ершова

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ГЕОГРАФИИ

Дается описание процесса формирования методической компетентности студентов - будущих учителей географии через различные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия), самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Раскрыты составляющие методической компетентности, такие как методические знания, методические умения, педагогическая рефлексия, показано освоение их студентами в ходе изучения дисциплины «Методика обучения географии» и при прохождении педагогической практики. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить сформированность компонентов методической компетентности, выявлены критерии для каждого уровня. Проведенная диагностика позволила выявить затруднения студентов в овладении методическими знаниями и умениями и определить на их основе ряд организационно-педагогических мер, способствующих формированию методической компетентности.

Ключевые слова: методическая компетентность, методика обучения географии, профессиональная компетентность учителя.

Кардинальные экономические, политические и социальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, приводят и к модернизации всей системы российского образования. Все более актуальным становится тезис о непрерывности образования, о необходимости обучения в течение всей жизни, а также о становлении учителя нового формата, способного научить школьников самостоятельно приобретать новые знания и умения, быть толерантными и патриотичными. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего [1].

В условиях внедрения в педагогическую практику новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), где акцент делается на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, любви к Родине, важное место занимает школьный предмет «География», содержание которого раскрывает особенности природы, хозяйства, населения отдельных регионов и стран мира, главным образом России [2]. А более раннее начало изучения географии (с 5-го класса) делают этот предмет еще более востребованным. Успехи школьников в решении современных задач географического образования и достижение планируемых результатов обучения по предмету определяются уровнем профессиональной компетентности учителя. В сложившейся ситуации становятся неизбежными изменения в профессиональной подготовке будущих учителей географии.

И эти изменения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО (2011)) по направлению

подготовки «Педагогическое образование». Например, требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (п. V) напрямую согласуются с требованиями школьных образовательных стандартов, в частности, в области формирования у студентов таких профессиональных компетенций (ПК), как способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2) и использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5), способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7) [3].

Таким образом, профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе должна быть направлена на формирование у них нового типа мышления и профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность учителя - личностно-ценностная характеристика, отношение к профессии как жизненному смыслу, что проявляется в стремлении к саморазвитию в данной области, в принятии (мотивации) и способности к решению проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, потенциала своей индивидуальности [4].

Неотъемлемой частью профессиональной компетентности современного учителя наряду с ценностно-ориентационной, дифференционно-психологической, стратегической, ау-топсихологической, организационной, информационно-технологической, предметной, экологической, здоровьесберегающей, инновационно-творческой, социально-коммуникативной, личностной выступает и методическая компетентность. Именно ее формированию у будущих учителей географии и посвящена данная статья.

Согласно Е. А. Таможней [5], методическая компетентность понимается как готовность учителя к осуществлению методической деятельности. Компетентность состоит из совокупности методических компетенций, которые включают комплекс знаний, умений и навыков, качеств личности (особенности темперамента, рефлексия, творческие способности и т. д.), позволяющих осуществлять продуктивную деятельность по решению методических задач.

Среди профессиональных знаний, обусловливающих методическую компетентность, особую значимость имеют предметные, психолого-педагогические и методические знания. В данном случае для будущего учителя географии предметные знания - это знания основ географической науки во всем множестве ее направлений.

Из всего комплекса психолого-педагогических знаний, излагаемых в соответствующих преподаваемых дисциплинах в педагогическом вузе, наиболее важными, необходимыми для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности учителя географии являются следующие: знание психологических и возрастных особенностей обучающихся, психологические теории и концепции учебной деятельности, выбор психолого-педагогических средств воздействия на обучающихся и психолого-педагогический самоанализ.

Методические знания включают знание студентами: нормативно-правовой документации в области образования и методики обучения географии; значения и проблем исследования методической науки, ее связи с другими психолого-педагогическими и географическими науками; целей обучения географии в школе; структуры и содержания школьного географического образования; современных требований к организации учебно-познавательной деятельности учащихся; типологии методов и технологий обучения географии и др.

Вся совокупность психолого-педагогических и методических знаний связана с методикой преподавания предмета, т. е. с умением применить имеющиеся знания в ходе

преподавания своего предмета на практике. Методические умения будущего учителя географии представлены умениями: планировать учебный процесс исходя из поставленных целей урока и особенностей познавательной деятельности учащихся; разрабатывать программно-методическое обеспечение курса географии, тематические и поурочные планы; организовывать эффективный процесс обучения географии в условиях общеобразовательных учреждений с ориентацией на формирование географических представлений школьников, обучение их приемам учебной деятельности; проводить уроки разных типов и видов; осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам в процессе обучения; отбирать средства обучения к уроку в соответствии с его целями; разрабатывать проверочные вопросы и задания; осуществлять в процессе обучения географии межпредметные и внутрипредметные связи; анализировать свою педагогическую деятельность с целью ее совершенствования, заниматься самообразованием; организовывать работу учащихся на местности по изучению родного края, вести внеклассную работу по географии и др.

Еще важным компонентом методической компетентности будущего педагога является рефлексия. Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и так далее [6].

Формирование методической компетентности в области преподавания географии осуществляется в ходе изучения студентами ТГПУ дисциплины «Методика обучения географии» на IV курсе, во время прохождения педагогической практики в школе на V курсе и будет продолжаться в будущей педагогической деятельности.

Программой дисциплины предусмотрены разные формы организации обучения: лекции, практические и семинарские занятия, посвященные решению практических задач, с которыми сталкивается учитель географии в современной школе (разработка программ, календарно-тематических планов, поурочных планов в соответствии с новыми школьными стандартами; планирование внеурочных форм организации обучения; создание дидактических материалов к урокам; организация проектно-исследовательской деятельности учащихся и др.) Однако, как показывает опыт преподавания, одной теоретической подготовки для становления педагога недостаточно, поэтому некоторые занятия проходят в школе, где студенты имеют возможность попробовать себя в роли учителя, провести пробные уроки и внеклассные мероприятия. Таким образом, студенты еще до прохождения активной педагогической практики адаптируются к учебному процессу и в дальнейшем испытывают меньший стресс при проведении учебных занятий.

Важной частью методической подготовки будущих учителей географии является их самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Каждый студент, работая над интересующей его методической темой, учится анализировать и обобщать передовой педагогический опыт, осуществлять собственные методические разработки и представлять полученные результаты на научно-практических конференциях. Научно-исследовательская деятельность студентов в дальнейшем реализуется в курсовых и выпускных квалификационных (бакалаврских) работах.

Учебно-методическим сопровождением процесса формирования методической компетентности студентов - будущих учителей географии выступает рабочая программа, курс лекций, практикум, фонд оценочных средств по дисциплине «Методика обучения географии» [7-9]. Все перечисленные методические разработки направлены на развитие мотива-

ции к профессии «учитель географии», обеспечение оптимальных условий студентам для овладения основами профессиональной деятельности в области методики преподавания географии в общеобразовательных учреждениях.

Для выявления уровня сформированности методической компетентности студентов ТГПУ был подобран ряд диагностических методик:

1) методика диагностики методических знаний (тесты текущего и промежуточного контроля знаний по дисциплине «Методика обучения географии» - IV курс);

2) методика диагностики методических умений посредством анализа выполненных практических работ на IV курсе и результатов производственной (педагогической) практики на V курсе;

3) методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии (по О. В. Калашниковой) [10];

4) методика оценки творческого потенциала (по И. Н. Семёнову) [11];

5) методика выявления факторов привлекательности профессии (по В. Ядову в модификации Н. В. Кузьминой и А. А. Реана) [12].

Мониторинг сформированности компонентов методической компетентности проводился у 26 студентов I-V курсов биолого-химического факультета и факультета экономики и управления ТГПУ в течение 2014/15 и 2015/16 учебных лет.

Сформированность методических знаний оценивалась по результатам текущего и промежуточного тестового контроля знаний и ответов на экзамене четверокурсников. На экзамене студенты продемонстрировали отличный и хороший уровни владения знаниями.

Диагностика методических умений на основе анализа выполненных практических работ показала, что студенты испытывают затруднения при самостоятельной разработке уроков разных типов и уроков с применением различных технологий (технологии развития критического мышления через чтение и письмо, модульная технология, технология логического опорного конспекта и др.). Еще большие трудности испытывали студенты во время прохождения педагогической практики в школе, когда требовалось применять полученные методические знания в реальном учебном процессе. Анализ посещенных уроков и отчетной документации студентов показал, что компетенции в области учебно-методической деятельности сформированы в основном на среднем уровне, что говорит о приобретении ими необходимых методических умений, которые дают возможность преподавания в школе.

Анализируя затруднения обучающихся и преподавание методики обучения географии в высшей школе, можно выделить ряд организационно-педагогических мер, способствующих формированию методической компетентности студентов:

1) более ранее (по возможности с III курса) знакомство с педагогическим процессом в школе (пассивное наблюдение на уроках учителя, привлечение к проведению внеклассных мероприятий и т. д.);

2) корректировка практических заданий для студентов с учетом требований современной школы, которые включали бы разработку рабочих программ по школьным курсам географии, программ элективных курсов и курсов внеурочной деятельности: разработку технологических карт уроков в соответствии с введенным ФГОС основного общего образования и др.);

3) привлечение четверокурсников к преподаванию географии в школе.

Определение уровня сформированности педагогической рефлексии проводилось по методике О. В. Калашниковой [10]. Вопросы опросника касались анализа своего поведения и поступков в различных ситуациях. По сумме набранных баллов 50 % студентов имеют средний уровень сформированности педагогической рефлексии, еще 50 % - высокий,

низкий уровень рефлексии не выявлен. Полученные результаты говорят о том, что студенты переживают за результаты своего труда, способны учиться и выполнять работу в соответствии с требованиями, улучшать ее качество.

Методика изучения творческого потенциала И. Н. Семёнова [11] касалась таких его составляющих, как любознательность, уверенность в себе, стремление к независимости, способность сосредотачиваться и абстрагироваться. У 80 % опрошенных студентов обнаруживается высокий творческий потенциал, но имеются и барьеры для его развития в виде боязни неудач, осуждения и непонимания. Это в значительной степени снижает творческую активность и сковывает воображение как необходимое условие для становления творческой личности. Пятая часть опрошенных студентов имеют очень высокий творческий потенциал, но и завышенную самооценку. Данная методика показала, что студенты готовы к реализации различных творческих дел с обучающимися, имеют множество идей и желают воплотить их в будущей педагогической деятельности.

Так как методическая компетентность является частью педагогической компетентности, то необходимо выяснить отношение студентов в целом к профессии учителя как будущей сфере деятельности. Студенты ТГПУ из 11 факторов привлекательности профессии учителя географии, согласно методике В. Ядова [12], наиболее значимыми назвали: «профессия - одна из важнейших в обществе», «работа требует творческого подхода». Среди неблагоприятных факторов, делающих профессию учителя непривлекательной, отмечены: «небольшая зарплата» и «большой рабочий день». Все сказанное свидетельствует о том, что студенты не имеют полной уверенности в том, что будут работать именно в школе, но все респонденты хотели бы попробовать себя в роли учителя.

Для определения уровня сформированности методической компетентности были выделены критерии, присущие каждому уровню в цепочке знать - уметь - владеть на основе ведущей деятельности. На первом уровне студент знает современные педагогические методики и технологии. Имеет представление о базовых учебных программах по школьным курсам географии, элективных курсах, об универсальных видах учебных действий, формируемых у обучающихся в ходе преподавания географии в школе. На втором уровне студент умеет применять современные педагогические методики и технологии в условиях внедрения ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО). На третьем уровне студент владеет методами анализа и разработки педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.

Результаты диагностики распределили студентов-географов ТГПУ по уровням следующим образом: студенты 1-Ш курсов находятся на первом уровне сформированности методической компетентности, большинство четверокурсников и пятикурсников - на втором. Третий уровень студентами еще не достигнут, он характерен преимущественно для практикующих учителей.

Десяти учителям географии школ г. Томска было предложено выполнить тест на знание методики обучения географии, разработать уроки с применением разных педагогических технологий по требованиям нового ФГОС ООО, оценить свой творческий потенциал, педагогическую рефлексию и отношение к педагогической профессии. Результаты отличались от студенческих: уровень методических знаний ниже, чем у студентов, но выше уровень методических умений, высокий творческий потенциал и уровень педагогической рефлексии, полная удовлетворенность профессией.

Таким образом, проведенное исследование показало, что процесс формирования методической компетентности будущего учителя географии длительный и сложный, и в вузе закладываются только его основы, но уже сейчас можно сказать, что нынешние выпускники готовы к осуществлению педагогической деятельности.

Список литературы

1. Национальная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 09.12.2015).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. URL: 11йр://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 10.12.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 05.01.2016).

4. Сергеев Н. К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. 2010. № 5. С. 66-73.

5. Таможня Е. А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 46 с. Доступ из бесплатной электронной библиотеки. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a51.php (дата обращения: 25.01.2016).

6. Педагогическая рефлексия. Лекции и практикум по психологии: сайт «Ваш психолог». URL: http://www.vashpsixolog.ru (дата обращения: 09.01.2016).

7. Петрова Е. Ю. Методика обучения географии: учеб.-метод. комплекс для студентов геогр. профилей пед. ун-тов: рабочая программа дисциплины. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 32 с.

8. Петрова Е. Ю. Методика обучения географии: учеб.-метод. комплекс для студентов геогр. профилей пед. ун-тов: курс лекций. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 252 с.

9. Петрова Е. Ю. Методика обучения географии: учеб.-метод. комплекс для студентов геогр. профилей пед. ун-тов: прак тикум. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 100 с.

10. Калашникова О. В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 205 с.

11. Семёнов И. Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: Изд-во ЗГУ, 2000. 19 с.

12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пос-е. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-ХХ», 2008. 672 с.

Петрова Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: PetrowaEU@yandex.ru

Ершова Т. В., кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: Ershova10@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2016.

E. Yu. Petrova, T. V. Ershova

FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY

The article describes the process of formation of methodical competence of students, future teachers of geography through various forms of learning (lectures, seminars, practical courses), through independent research and pedagogical activity. The article reveals components of the methodical competence, such as methodological knowledge, methodological skills, pedagogical reflexion, and shows the development of their students during the study of discipline "methods of teaching geography" with the passage of pedagogical practice.

Legal and methodical support of formation of methodical competence of the students is the developed educational-methodical complex.

Selected the diagnostic tools for identification of the level of formation of methodical competence components, identified the criteria for each level.

The diagnostics revealed the difficulties of students in mastering of methodological knowledge and skills and determined on their basis a number of organizational and pedagogical measures, contributing to the formation of methodical competence.

Key words: methodical competence, methods of teaching geography, professional competence of the teacher.

References

1. Natsional'naya initsiativa "Nasha novaya shkola" [National initiative "Our new school"] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru (accessed 9 December 2015).

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya [Federal state educational standards of General education] (in Russian). URL: http://MUHo6pHayKu.p$/,qoKyMeHTbi/543 (accessed 10 December 2015).

3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education for the training directio 050100 Pedagogical education (qualification degree of bachelor)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru (accessed 5 January 2016).

4. Sergeev N. K. Pedagogicheskoye obrazovaniye: poisk innovatsionnoy modeli [Pedagogical education: the search for innovative models]. Pedagogika - Pedagogy, 2010, no. 5, pp. 66-73 (in Russian).

5. Tamozhnya E. A. Sistema metodicheskoy podgotovki uchitelya geografii v pedagogicheskom vuze v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya:Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [The system of methodical training of teacher of geography in pedagogical University in the context of modernization of education. Abstract of thesis d-ra of ped. sci.]. Moscow, 2010. 46 p. (in Russian). URL: http:// dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a51.php (accessed 25 January 2016).

6. Pedagogicheskaya refleksiya. Lektsii I praktikum po psikhologii [Pedagogical reflection. Lectures and practical work on psychology] (in Russian). URL: http://www.vashpsixolog.ru (accessed 9 January 2016).

7. Petrova E. Yu. Metodika obucheniya geografii: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov geograficheskikh profiley pedagogicheskikh universitetov: rabochaya programma distsipliny [Methods of teaching geography: a teaching complex for students of geographical profile of pedagogical universities: the working program of the discipline]. Tomsk, TGPU Publ., 2015. 32 p. (in Russian).

8. Petrova E. Yu. Metodika obucheniya geografii: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov geograficheskikh profiley pedagogicheskikh universitetov: kurs lektsiy [Methods of teaching geography: a teaching complex for students of geographical profile of pedagogical universities: course of lectures]. Tomsk, TGPU Publ., 2015. 252 p. (in Russian).

9. Petrova E. Yu. Metodika obucheniya geografii: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov geograficheskikh profiley pedagogicheskikh universitetov: praktikum [Methods of teaching geography: a teaching complex for students of geographical profile of pedagogical universities: workshop]. Tomsk, TGPU Publ., 2015. 252 p. (in Russian).

10. Kalashnikova O. V. Psihologicheskiye osobennosti razvitiya pedagogicheskoy refleksii: Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological features of development of pedagogical reflection. Thesis of cand. psychol. sci.]. St. Petersburg, 1999. 205 p. (in Russian).

11. Semyonov I. N. Refleksivnaya psikhologiya i pedagogika tvorcheskogo myshleniya [Reflexive psychology and pedagogy of creative thinking]. Zaporozhye, Zaporozhskiy gosudarstvennyy un-t Publ., 2000. 19 p. (in Russian).

12. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoye posobiye [Practical psychodiagnostics. Methods and tests: textbook]. Samara, Izdatel'skiy Dom "BAHRAH-M", 2008. 672 p. (in Russian).

Petrova E. Yu.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: PetrowaEU@yandex.ru

Ershova T. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: Ershova10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.