Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Воронина Ирина Романовна

Рассматривается актуальная проблема формирования самореализации личности будущего педагога профессионального обучения в вузе. Раскрываются специфические дидактические условия в самореализации студента вуза. Выделены функции процесса самореализации личности будущего педагога профессионального обучения. Анализируются различные подходы и принципы к профессиональной самореализации студентов вуза. Обосновывается структурно-содержательная характеристика самореализации студента - будущего педагога. Выделяются компоненты процесса самореализации личности студентов вуза. Разработаны основные этапы самореализации студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Обоснованы существенные различия между профессиональной и личностной самореализацией студентов. Профессионально-личностное становление будущего педагога напрямую зависит от сформированности самореализации студента. Самореализация как процесс развития будущего педагога профессионального обучения включает в себя сознательное целенаправленное раскрытие возможностей и способностей личности с целью осуществления профессионально-педагогической деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CONDITIONS FOR SELF-REALIZATION OF THE FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

The actual problem of the formation of self-realization of the personality of the future teacher of vocational training at the university is considered. The specific didactic conditions in the self-realization of a university student are revealed. The functions of the process of self-realization of the personality of the future teacher of vocational training are singled out. Various approaches and principles to the professional self-realization of university students are analyzed. The structural-content characteristic of self-realization of the student - the future teacher is substantiated. The components of the process of self-realization of the personality of university students are singled out. The main stages of self-realization of students in the educational process of the university have been developed. Substantiated significant differences between the professional and personal self-realization of students. The professional and personal development of the future teacher directly depends on the formation of the student's self-realization. Self-realization as a process of development of the future teacher of vocational training includes the conscious purposeful disclosure of the capabilities and abilities of the individual in order to carry out professional and pedagogical activities at the university.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Для осужденных, обладающих достаточным профессиональным опытом в той или иной профессиональной сфере, востребованной в настоящее время на рынке труда, диагностическое собеседование должно завершиться информированием по актуальным вопросам выбора профессии и трудоустройства. Например, таким, как: анализ состояния трудового рынка региона; юридические основания трудовой занятости; способы получения дополнительного образования; современные способы поиска работы и варианты трудоустройства; проблемы трудоустройства освободившегося и т.д.

В ходе диагностического собеседования осужденных, имеющих устаревшую или невостребованную на данный момент на рынке труда профессию, особое внимание уделяется изучению его профессиональных интересов, склонностей и способностей с целью подбора в дальнейшем иной специальности - подходящей или близкой к уже имеющейся.

К осужденным, не имеющим профессионального опыта и какой-либо определенной специальности, в рамках профориентационной работы проявляется повышенное внимание. Им требуется углубленная диагностика особенностей интеллектуальной сферы; общей структуры и отдельных черт характера; степени удовлетворения основных потребностей и побуждений, обусловливающих их поступки; а также профессиональных склонностей и интересов.

Высоким потенциалом практикоориентированности обладают профориентационные методы формирования навыков эффективного поведения на рынке труда [3]. К числу таких навыков относятся эффективные способы поиска работы, собеседование с работодателем (в том числе - телефонное), составление резюме при приеме на работу, самопрезентация, адаптация к рабочему месту и т. д. Для их освоения используют разнообразные активные методы - обсуждение кейсов, выполнение заданий [8], деловые игры, работу с информационными ресурсами, терминалами для поиска работы, др.

Выводы. Анализ теоретических исследований и пенитенциарной практики позволяет утверждать, что социальная адаптация осужденных к жизни в обществе во многом облегчается, если они имеют перспективные планы на будущее, причем профессиональный выбор выступает основанием их реализации. Выбор профессии - одна из сложных задач, в решении которых лицам, отбывающим наказание, несомненно, нужна помощь. Именно поэтому профориентационная работа как отдельное направление деятельности ИУ востребована и необходима.

Выбор оптимальных педагогических средств (форм, методов и приемов) профориентационной работы поможет сотруднику ИУ содействовать изменению ценностных ориентаций осужденного и признанию значимости труда в жизни человека и общества, выявить личностные характеристики, принципиальные для профессионального самоопределения, содействовать построению личного профессионального плана и выработке качеств, значимых для современного профессионала.

Реализация ИУ деятельности такого рода способствует качественному решению задачи содействия профессиональному самоопределению лиц, отбывающих наказание и их дальнейшей ресоциализации.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

2. Кононогова, О.И. Профессиональное самоопределение учащихся в учреждениях дополнительного образования / О.И. Кононогова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 75-79

3. Кузнецова, И.В. Эффективное поведение на рынке труда: Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений / И.В. Кузнецова, И.А. Волошиной. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2001. - 120 с.

4. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996. - URL: http://base.garantru/136694/#friends (дата обращения: 07.11.2016).

5. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - Москва: Новая школа, 2004. - 108 с.

6. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / под ред. В.А. Полякова. -Москва: Просвещение,1972. - 160 с.

7. Профориентация в условиях несвободы / В.Р. Шмидт - Москва: Фонд ИНДЕМ, 2006. - 95 с.

8. Цыганков, М.Е. Эффективные пути активизации осуждённых воспитательных колоний в поиске работы и трудоустройстве / М.Е. Цыганков. - Москва: Фонд ИНДЕМ, 2006. - 132 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема формирования самореализации личности будущего педагога профессионального обучения в вузе. Раскрываются специфические дидактические условия в самореализации студента вуза. Выделены функции процесса самореализации личности будущего педагога профессионального обучения. Анализируются различные подходы и принципы к профессиональной самореализации студентов вуза. Обосновывается структурно-содержательная характеристика самореализации студента - будущего педагога. Выделяются компоненты процесса самореализации личности студентов вуза. Разработаны основные этапы самореализации студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Обоснованы существенные различия между профессиональной и личностной самореализацией студентов. Профессионально-личностное становление будущего педагога напрямую зависит от сформированности самореализации студента. Самореализация как процесс развития будущего педагога профессионального обучения включает в себя сознательное целенаправленное раскрытие возможностей и способностей личности с целью осуществления профессионально-педагогической деятельности в вузе.

Ключевые слова: самореализация, педагог профессионального обучения, функции самореализации студента, профессионально-личностная составляющая.

An^tatton. The actual problem of the formation of self-realization of the personality of the future teacher of vocational training at the university is considered. The specific didactic conditions in the self-realization of a university student are revealed. The functions of the process of self-realization of the personality of the future teacher of vocational training are singled out. Various approaches and principles to the professional self-realization of university students are analyzed. The structural-content characteristic of self-realization of the student - the future teacher is substantiated. The components of the process of self-realization of the personality of university students are singled out. The main stages of self-realization of students in the educational process of the university have been developed. Substantiated significant differences between the professional and personal self-realization of students. The professional and personal development of the future teacher directly depends on the formation of the student's self-realization. Self-realization as a process of development of the future teacher of vocational training includes the conscious purposeful disclosure of the capabilities and abilities of the individual in order to carry out professional and pedagogical activities at the university.

Key words: self-realization, vocational training teacher, student self-realization functions, professional and personal component.

Введение. Современный педагог осуществляет профессиональную деятельность с учетом применения новейших педагогических технологий и техник; делает акцент на формирование профессиональных компетенций, учитывает возможности воспитательной деятельности. Немало важную роль также для педагогов профессионального обучения играет и личностная самореализация в профессии. Для этого преподаватели создают необходимые условия формирования самостоятельной социально-активной личности. Такие условия должны включать направления, формирующие новое сознание, духовные ценности, потребность в общественно-полезной деятельности, самовоспитании и самообучении.

В этом случае от педагога требуется демонстрация такого поведения со студентами: быть надежным, любить свою профессионально-трудовую деятельность, уметь реализовывать свой потенциал в педагогической профессии. В основе самореализации личности как раз лежат индивидуальные и личностные особенности, нравственно-моральные и профессионально-важные качества, знаниевый потенциал, умения вступать в мировоззренческие отношения с другими.

Необходимо учитывать разноуровневое профессиональное взаимодействие студенческого сообщества в процессе обучения в вузе, где развивается педагогическое пространство для полноценной реализации их способностей и раскрытие потенциальных возможностей.

Педагог профессионального обучения, подчиняющийся аспектам процесса самоидентификации личности, вступает в отношения сотрудничества, диалога и переговоров, что и осуществляет полноценное профессиональное само изменение личности специалиста.

Формулировка цели статьи - теоретически рассмотреть и проанализировать направленные аспекты предназначения студентов - будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, О.Г. Егоровой, В.А. Комарова, А.М. Митяевой, И.Е. Пановой и др. позволил заключить, что современные стандарты многоуровневого высшего педагогического образования предоставляют достаточные возможности в стимулировании самореализации студента, будущего педагога профессионального обучения [4, С. 51].

Зачастую многие преподаватели вузов отставляют за собой выполнение дидактической функции в условиях учебно-воспитательной деятельности. Предпочитают считать себя исполнителем профессионально-педагогической деятельности, реализуя ее через различные учебные программы, учебники, инструкции.

Стандартное стереотипное мышление педагогической деятельности приводит педагогов к выполнению только требований руководства образовательного учреждения; сдерживанию инициативности и уверенности в выборе педагогических технологий и методик. В этом случае преподавателю очень сложно создать благоприятную комфортную среду для осуществления самостоятельной реализации мотивационно-смысловых свойств личности будущих педагогов профессионального обучения.

Создание необходимых психолого-педагогических, профессионально-педагогических и информационно-технологических условий для самореализующейся личности студента требует проявление и развитие собственных сущностных сил педагогов. Усложняется это еще и тем, что студент как правило, выступает объектом массового характера профессионального обучения в вузе.

Актуальным становится осуществление психологического, профессионального, педагогического и личностно-организационного сопровождения, которое обеспечивает высокий уровень становления личности как профессионала, готовность к процессу самореализации и мотивацию на профессиональное ориентирование. В этом случае педагогический процесс вуза внедряет творческо-личностный подход, ориентирующий на самоактуализацию и самоопределение в освоении профессии педагога.

Ориентируясь на сравнительный анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Омбоевой, Г.В. Осипова, Л.А. Цыреновой, А.-Г. Маслоу, Ж.-П. Сартра, Л.Н. Когана, И.Б. Дермановой, Л.А. Коростылева, К. Рождерса, Э. Фромма, А.К. Исаева, Д.А. Леонтьева, В.В. Серикова, Г.К. Чернявской, Е.С. Мичурина, В.И. Муляра и других авторов можно отметить, что самореализация как процесс развития будущего педагога профессионального обучения включает в себя сознательное целенаправленное раскрытие возможностей и способностей личности с целью осуществления профессионально-педагогической деятельности в вузе [1, С. 98].

Процесс индивидуального осознанного свободного выражения самого себя как будущего педагога профессионального обучения подчиняется следующим функциональным особенностям:

• личностно-ориентационная функция определяет важность участия студента в совершенствовании себя как личности; умение оценивать свои возможности в предполагаемых условиях становления как профессионала;

• мотивационная функция обеспечивает возможность к саморазвитию и самосовершенствованию собственных сущностных сил;

• профессионально-коммуникативная функция определяет способность к получению, переработке и хранению необходимой информации, важной для взаимодействия с различными категориями обучающихся вузе;

• опытно-рефлексивная функция обеспечивает оценивание результатов в процессе профессионального обучения студента; активизацию познавательных интересов и склонностей; погружение будущего педагога в содержании своей жизнедеятельности.

Структура содержания процесса самореализации личности студента опирается на индивидуальность и личностные качества обучающихся и включает в себя следующие компоненты:

• профессионально-личностная самооценка - включает осознанность познавательно-личностных и профессионально-личностных свойств, координирование учебных, профессиональных и личностных достижений и сопоставление с основными критериями обучения;

• профессионально-личностное самопонимание - определяет осознанный выбор профессионально-трудовой деятельности; познание собственного внутреннего мира; формирование профессионально-познавательного интереса и личностно-ценностные установки на профессию;

• профессионально-личностное самоутверждение - стремление к осуществлению «идеальный образ» педагога профессионального обучения; отношение к себе как профессионалу; повышение уровня профессионального взаимодействия с коллективом.

Самоактуализирующаяся и самодостаточная личность будущего педагога опирается на процесс само воплощения себя как профессионалов, опирающаяся на:

• приобретенные универсальные и профессиональные компетенции;

• основное общее базовое образование;

• сформированные необходимые личностно-практические навыками и умения;

• профиль и направление подготовки обучающихся в вузе;

• мотивацию студентов к совершенствованию себя как специалиста-профессионала;

• уровень коммуникативных и социальных навыков студентов;

• отношение к образовательно-педагогической деятельности вуза.

Неоспоримым аспектом является целостная система основных аспектов предназначения личности студентов в условиях созданного образовательного пространства. Для осуществления такой системы самоидентификации личности будущих педагогов важно соблюдать принципы личностно-ориентированной и организационно-педагогической помощи студентам в процессе его самореализации: объективности, сотрудничества и совместной деятельности, понимания и взаимодействия, субъектности и общности.

Для успешной самореализации будущих педагогов профессионального обучения в вузе необходимо последовательное прохождение основных этапов самореализации личности студентов в процессе обучения в вузе: адаптивно-ориентационный этап (1 курс обучения), содержательно-проектировочный этап (2 курс обучения), профессионально-ориентационный этап (3 курс обучения), рефлексивно-оценочный этап (4 курс обучения).

1. Адаптивно-организационный этап характеризуется фазой адаптивности к процессу обучения в вузе. Первокурсник испытает неуверенность и неоднозначность выбора будущей профессии педагога. Как правило, это связано со структурой и содержанием образовательных программ обучения, организационно-технологическими формами обучения, разнообразными видами учебно-воспитательной деятельности, контрольно-оценочной деятельностью, складывающимися отношениями с субъектами образовательного процесса.

2. Содержательно-проектировочный этап характеризуется фазой собственно профессиональным обучением и содержанием профессионально-педагогического процесса. В этом случае мы наблюдаем изменение отношения студентов к трудовой деятельности педагога, стремление к обучению в вузе. На этом этапе у большинства студентов наблюдается повышенный интерес к дисциплинам, соответствующим их предметной подготовки, появляется желание достичь успехов, увеличивается мотивация в освоении предметов.

3. Профессионально-ориентационный этап характеризуется фазой самопонимания и самоориентирования студентов в будущей профессии педагога. У студентов проявляется в некоторых случаях излишняя ответственность, самостоятельность в деятельности, повышенный познавательный интерес в изучении специальных дисциплин, имеющих педагогическое содержание и педагогический смысл. Выделяется качественно новое отношение студентов как к обучению в вузе, так и к будущей профессионально-трудовой деятельности.

4. Рефлексивно-оценивающий этап характеризуется фазой осознанного профессионального выбора будущей профессии педагога. Этап направлен на приобретение профессиональных и универсальных компетенций в области педагогической деятельности, формируется собственный индивидуально-педагогический стиль поведения, определяется траектория развития и восприятие личности студента на будущую деятельность как общественно-полезную.

Нельзя чётко сказать, что студенты обязаны проходить все этапы процесса самореализации одинаково. Мы имеем дело с индивидуально-личностными особенностями обучающихся, их опытом, самооценкой, мотивацией, мировоззрением и желанием подучить ту или иную профессию. Важно учитывать трудности и способы оказываемой педагогической помощи студентам.

Выводы. Процесс самореализации личности будущего педагога профессионального обучения должна осуществляться не только через теоретическое обучение в вузе, но быть целенаправленным самостоятельным процессом. Этот процесс направлен на раскрытие личности обучающихся и преподавателей, на обеспечение межличностного взаимодействия в профессиональном коллективе.

Личность студента в процессе саморазвития и совершенствования себя отвечает основным требованиям и законам жизнедеятельности общества и образования, на это влияет различные стандартные и нестандартные условия. Студенты приобретают опыт и способы взаимодействия с другими людьми, учатся анализировать собственно профессионально-личностную деятельность, знакомятся с эффектами рефлексии и обратной связи.

Становление профессионально-личностной самореализации студента во многом определяется активным участием педагогов, сотрудников образовательной организации, но стимулом все равно выступает первоочередно индивидуальность будущего педагога.

Не маловажным фактором является мотивация преподавателей вуза в преодолении трудности в профессионально-личностной самореализации студента: общая заинтересованность взаимодействующих субъектов образования; координация усилий сопровождения на пути индивидуально-личностного саморазвития будущего педагога профессионального обучения.

Решающее значение в самореализации личности будущего педагога имеют следующие факторы: профессионально-интуитивное отношение; профессионально-социальное отношение в труде; профессионально-личностное отношение.

Литература:

1. Батаршев, А.В. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев. - СПб: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 192 с.

2. Козилова, Л.В. Психолого-педагогические основы профессионального развития педагога в условиях образовательной среды / в книге: Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. - [монография Абрамова С.В. и др.]; под общей ред. И.И. Ивановской. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. - 293 с. ил. -Коллектив авторов. - С. 100-111

3. Перевощикова, Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - № 1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-3.

4. Свидерская, С.П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности / С.П. Свидерская // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 4. - С. 46-65

5. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - № 2. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-2-3.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа вопросов психологии творческого мышления и описания особенностей данных процессов при построении учебно-воспитательной практики в системе профессионального образования. Раскрывается сущность трех подходов к определению психологии творческого мышления. Определяется, что в отечественной психолого-педагогической практике особую значимость приобретает подход, связанный с независимостью творческих способностей от интеллектуальных. Описываются особенности психологии творческого мышления согласно данному подходу, приводятся положения о взаимосвязи творческого мышления с будущей профессиональной деятельностью студента. Указывается необходимость формирования таких учебных задач, которые поспособствуют раскрытию ведущего типа креативности: вербального или невербального, а также соразвитию творческого мышления в целом.

Ключевые слова: творческое мышление, невербальная креативность, вербальная креативность, творчество, психология творчества.

Annotation. The article is devoted to the analysis of questions of the psychology of creative thinking and the description of the features of these processes in the construction of educational practice in the system of vocational education. The essence of three approaches to the definition of the psychology of creative thinking is revealed. It is determined that in domestic psychological and pedagogical practice, the approach associated with the independence of creative abilities from intellectual ones acquires special significance. The features of the psychology of creative thinking according to this approach are described, provisions are made on the relationship of creative thinking with the future professional activity of the student. The necessity of forming such educational tasks that will contribute to the disclosure of the leading type of creativity: verbal or non-verbal, as well as the co-development of creative thinking in general, is indicated.

Key words: creative thinking, non-verbal creativity, verbal creativity, creativity, psychology of creativity.

Введение. В современных условиях практики образования особое значение приобретают вопросы развития творческой активности обучающихся, что обуславливается сложившейся парадигмой непрерывного и системно-деятельностного образования. Перед педагогом встает задача по обеспечению комплексности процессов обучения, соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации, стимулирования процессов формирования личного образовательного маршрута, соответствующего ожиданиям и стремлениям обучающегося, потребностям и поставленным целям. В таком случае на процессы творчества возлагаются особые задачи, неразрывно связанные с организацией продуктивной деятельности и аккумулированием личностного потенциала в целях достижения образовательных результатов, формирования компетенций, теоретических знаний, практико-ориентированных умений и навыков в их неразрывном сочетании с творческими аспектами деятельности [11]. Создание условий реализации выше представленных и многих других аспектов творчества требует от педагога знания и учета основополагающих принципов психологии творческого мышления с целью проектирования той деятельности, которая будет побуждать студента к постоянному продуктивному взаимодействию.

Цель статьи - произвести теоретический анализ вопросов психологии творческого мышления и описать особенности организации данных процессов при построении учебно-воспитательной практики в системе профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Психология творческого мышления представляет собой один из множественных конструктов когнитивных процессов и человеческой деятельности, связанных с воспроизводством психических новообразований в ходе непосредственной активности человека. Причем важно подчеркнуть, что творчество может иметь как целенаправленный, так и экспрессивный характер - это напрямую влияет на его результативность и как итог определяет получение продукта творческой деятельности. В педагогической психологии аспекты творческого мышления рассматриваются через призму нескольких подходов:

1. Предполагает что творческие способности человека неразрывно связаны с уровнем интеллектуального развития. В таком случае, чем выше уровень творческой активности, тем выше интеллект индивида. Данный подход формирует понятие творческого мышления, не связанный с его отожествлением с специфической формой активности, возникающей на уровне психики человека. Сторонниками первого подхода являются Г. Айзенк, Р. Стернберг, Д. Векслер и многие другие [7].

2. Предполагает, что творческие способности, ровно как и творческая активность, никак не связаны с уровнем интеллектуального развития, поскольку являются специфической формой психической активности. Сторонниками данного подхода являются М. Воллах, Г. Грубер, К. Тейлор, Я.Л. Пономарев и другие [6].

3. Предполагает, что творческие способности человека никак не связаны с психическими процессами, поскольку являются результатом интеллектуальной одаренности человека наряду с другими немаловажными условиями становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.