Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Александрова Ирина Борисовна

В статье раскрывается вопрос развития у студентов ВО - будущих дизайнеров латерального мышления. Оно является важной основой для преобразования их творческих способностей в профессиональные компетенции, востребованные рынком труда. Особое значение придается главной задаче латерального мышления - научить студента мыслить нестандартно, одновременно в нескольких направлениях. Это происходит тогда, когда активно развивается творческий потенциал обучающегося. Творческая деятельность возникает на основе внутренних новообразований личности. Авторы указывают, что при высоком уровне развития латерального мышления можно постоянно генерировать новые идеи и применять их в реальной практике. Развитие латерального мышления у студентов требует использования на разных этапах специальных методов. Идет отход от стереотипов и у студентов наблюдается переход к нестандартным методам решения творческих задач. Авторы отмечают, что только творческая деятельность способствует самореализации личности. Такая деятельность через кейс-метод, мозговой штурм и другие методы способствует созданию объективно нового. В статье интересно и доступно раскрываются этапы, методы и особенности развития латерального мышления у студентов творческих специальностей. Креативный уровень развития у студентов способностей к творчеству позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Материал наглядно представлен в таблицах. Также акцент делается на то, что только идеи, направленные на решение конкретных потребительских запросов, становятся реальными решениями. Только такие решения могут быть реализованы в конкретных дизайн-проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Александрова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LATERAL THINKING IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE DESIGNERS

The article reveals the issue of development of HE students - future designers of lateral thinking. It is an important basis for transforming their creative abilities into professional competencies demanded by the labor market. Particular importance is attached to the main task of lateral thinking - to teach the student to think outside the box, simultaneously in several directions. This happens when the creative potential of the student is actively developing. Creative activity arises on the basis of internal neoplasms of the personality. The authors point out that with a high level of development of lateral thinking, one can constantly generate new ideas and apply them in real practice. The development of lateral thinking in students requires the use of special methods at different stages. There is a departure from stereotypes and students have a transition to non-standard methods for solving creative problems. The authors note that only creative activity contributes to the self-realization of the individual. Such activity through the case method, brainstorming and other methods contributes to the creation of an objectively new one. The article reveals in an interesting and accessible way the stages, methods and features of the development of lateral thinking among students of creative specialties. The creative level of development of students' creative abilities makes it possible to make a personality-oriented approach to teaching. The material is clearly presented in tables. Also, the emphasis is on the fact that only ideas aimed at solving specific consumer needs become real solutions. Only such solutions can be implemented in specific design projects.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Александрова Ирина Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье раскрывается вопрос развития у студентов ВО - будущих дизайнеров латерального мышления. Оно является важной основой для преобразования их творческих способностей в профессиональные компетенции, востребованные рынком труда. Особое значение придается главной задаче латерального мышления - научить студента мыслить нестандартно, одновременно в нескольких направлениях. Это происходит тогда, когда активно развивается творческий потенциал обучающегося. Творческая деятельность возникает на основе внутренних новообразований личности. Авторы указывают, что при высоком уровне развития латерального мышления можно постоянно генерировать новые идеи и применять их в реальной практике. Развитие латерального мышления у студентов требует использования на разных этапах специальных методов. Идет отход от стереотипов и у студентов наблюдается переход к нестандартным методам решения творческих задач. Авторы отмечают, что только творческая деятельность способствует самореализации личности. Такая деятельность через кейс-метод, мозговой штурм и другие методы способствует созданию объективно нового. В статье интересно и доступно раскрываются этапы, методы и особенности развития латерального мышления у студентов творческих специальностей. Креативный уровень развития у студентов способностей к творчеству позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Материал наглядно представлен в таблицах. Также акцент делается на то, что только идеи, направленные на решение конкретных потребительских запросов, становятся реальными решениями. Только такие решения могут быть реализованы в конкретных дизайн-проектах.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, творческие способности, латеральное мышление, творческий потенциал, дизайн-проектирование.

Annotation. The article reveals the issue of development of HE students - future designers of lateral thinking. It is an important basis for transforming their creative abilities into professional competencies demanded by the labor market. Particular importance is attached to the main task of lateral thinking - to teach the student to think outside the box, simultaneously in several directions. This happens when the creative potential of the student is actively developing. Creative activity arises on the basis of internal neoplasms of the personality. The authors point out that with a high level of development of lateral thinking, one can constantly generate new ideas and apply them in real practice. The development of lateral thinking in students requires the use of special methods at different stages. There is a departure from stereotypes and students have a transition to non-standard methods for solving creative problems. The authors note that only creative activity contributes to the self-realization of the individual. Such activity through the case method, brainstorming and other methods contributes to the creation of an objectively new one. The article reveals in an interesting and accessible way the stages, methods and features of the development of lateral thinking among students of creative specialties. The creative level of development of students' creative abilities makes it possible to make a personality-oriented approach to teaching. The material is clearly presented in tables. Also, the emphasis is on the fact that only ideas aimed at solving specific consumer needs become real solutions. Only such solutions can be implemented in specific design projects.

Key words: professional competencies, creativity, lateral thinking, creativity, design.

Введение. К одной из проблем, которые в настоящее время решают вузы в рамках образовательного процесса, можно отнести применение эффективных форм подготовки студентов, позволяющих решать сложные задачи в условиях меняющегося рынка и не прекращающихся санкций. Данная ситуация требует корректировки и внедрения современных подходов в реализации образовательных программ с целью повышения профессиональных компетенций будущих специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда.

В наших научных публикациях неоднократно поднимались вопросы повышения эффективности образовательного процесса через развитие творческого потенциала студента и оценку его личностных качеств. Это происходит тогда, когда активно развивается творческий потенциал обучающегося. Творческая деятельность возникает на основе внутренних новообразований личности.

Изложение основного материала статьи. Для успешного управления процессом формирования творческой индивидуальности студента и прогнозированием ее проявления при решении определенных задач необходимо опираться на применение методов латерального мышления, которые с определенной точностью будут отражать суть данного явления.

Анализ психологической, педагогической и философской литературы позволяет выявить и проследить на практике, как данные методы могут влиять на творческую индивидуальность и личностные возможности студента. И здесь на помощь может прийти латеральное мышление. По определению, латеральное мышление (от латинского lateralis - боковой) - это умение находить нестандартный, необычный и часто неожиданный подход к решению проблемы. При развитом латеральном мышлении человек находит не одно (как происходит при логическом мышлении), а несколько способов решения творческой задачи. Этот термин очень хорошо раскрывает и раздвигает рамки понятия «творчество», технологию неочевидного мышления.

Такое умение мыслить называют умением мыслить нестандартно, нешаблонно при решении творческой задачи. Логическое, традиционное мышление идет во многом предсказуемо и по определенным этапам (их шесть). Латеральное же мышление, которое постоянно генерирует новые идеи, имеет только три этапа, а способов решения задачи может быть несколько (табл. 1).

Таблица 1

Действие стандартного и латерального мышления

Стандартное мышление Латеральное мышление

рнэнш ©КЕнЭ О охр ~—уЦ

Из схемы видно, как происходит отход от традиционных стереотипов творческий деятельности и переход к нестандартным методам решения творческих задач. Процесс латерального мышления состоит из трех этапов: 1) выбор фокуса, 2) генерирование латерального разрыва, 3) установление связи [5]. В творческий деятельности дизайнера всегда ценится разработка нового, необычного и для этого необходимо уметь слышать и понимать потребителя - заказчика.

Только поняв его запросы, можно переходить к поиску идеи, которая неразрывно связана с творческим, инновационным мышлением. Чем быстрее мы поймем потребителя, тем проще будет создавать что-то новое и двигаться дальше. И вот здесь стоит перед преподавателем ВО главная задача: научить студента мыслить не шаблонно, не использовать уже готовые прототипы, а предлагать новые решения, которые позволят разорвать рамки установленного фокуса. Это позволит сделать современные технологии, построенные на личностно-ориентированном подходе, обеспечивающими креативный уровень развития способностей к творчеству. Тем самым можно реализовать главный этап латерального мышления.

После того, как на втором этапе разорван шаблон и получено измененное суждение, требуется научить студента в новом суждении найти, возможно, что-то логичное. Это и является самой трудной задачей, так как в реальной практике большинство компаний вступают в долгосрочную гонку с конкурентами и ориентируются на их достижения. А они не всегда бывают высоко инновационными.

Приходя с практики, студент пытается убедить преподавателя, что для большинства компаний работа по шаблону не является чем-то плохим. Тогда зачем напрягаться и творить, когда достаточно внести незначительного изменения, и все довольны. Эту трудную психологическую задачу и приходится решать преподавателю, объясняя, что только настоящее творчество позволяет получать что-то новое.

Отход от поиска шаблонного решения заставляет студента заниматься самостоятельным поиском необходимой информации, анализировать состояние товарных рынков и уходить от зацикливания на поставленной проблеме. Чтобы на подсознательном уровне студент не смог отвергать другие способы решения, необходим индивидуальный подход при управлении дизайн-проектированием в учебной аудитории.

Применение технологии латерального мышления позволяет решать возникающие проблемы множеством различных способов. Исследования в области нейропсихологии доказали, что в зависимости от того, чем занимается человек, то или иное полушарие будет работать интенсивнее. Например, у творческих людей более активным окажется правое полушарие, а у математиков или бухгалтеров - левое [5].

Решая на практических занятиях со студентами реальные проектные проблемы в форме небольших кейсов, можно максимально эффективно решать творческую задачу [4]. С помощью такого метода можно добиться возникновения сразу нескольких способов ее решения, это говорит о том, что латеральное мышление находится на хорошо развитом уровне (табл. 2). И зарождение новой идеи происходит поэтапно, она превращается в новое решение.

Только идеи, направленные на решение конкретных потребительских запросов становятся реальными решениями, реализованными в конкретных проектах. Они заставляют студентов по-другому смотреть на свои разработки.

Таблица 2

Этапы зарождения новой идеи

Этапы Содержание этапа Методы латерального мышления

1 этап Фокусировка на задаче. Выбор фокуса. Метод провокации. Анализ.

2 этап Генерирование латерального разрыва. Про-идея. Метод клаузур. Кейс -метод.

3 этап Установление связей. Новое решение. Метод установления связей. Метод мозгового штурма.

Специалисты в области теории считают, что развивать умение мыслить латерально не так уж и важно, есть логика. Однако следует учесть одну особенность логического мышления. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность своих действий. На практике же любое отступление, ошибка или промах могут «выбить специалиста из колеи» и приводят к совсем другому результату.

Отмечено, что мышление стереотипами и шаблонами конечно же помогает экономить время при принятии определенных управленческих решений, а специалист при этом действует быстро, автоматически, не задумываясь. Однако, надо понимать, что не все задачи можно решить с помощью шаблонов, и порой следуя стандартам нельзя реализовать свежие идеи, совершить прорыв не имея профессиональных навыков. В результате человек не развивается, «стоит на месте».

Отсюда вытекает главная задача латерального мышления в образовании - научить студента мыслить нестандартно, одновременно в нескольких направлениях. Это позволит ему в будущем, встречаясь с трудностями избежать серьезных ошибок, реализуя внутренние новообразования личности, которые он приобрел в ходе обучения в вузе. Развивая свой творческий потенциал и приобретенные профессиональные компетенции помогут студенту обойти трудности или устранить их.

Только творчество, творческая деятельность способствует самореализации личности. Такая деятельность через кейс-метод, мозговой штурм и другие методы способствует созданию объективно нового в активной интеллектуальной деятельности. Например, разработка фирменного стиля конно-спортивного клуба, ребрендинг фирменного стиля кондитерского производства, создание визуальной айдентики музыкального фестиваля и др.

Данные проекты еще раз показывают, что с латеральным мышлением люди не рождаются, оно проявляется и развивается в течение всей жизни человека. Специалисты в области психологии отмечают девять основных характеристик латерального мышления. На наш взгляд для специалистов творческих специальностей наиболее важным является креативность.

Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом в этом знании, позволяет стимулировать интерес обучающихся к решению различных проблем на основе полученной суммы знаний, критического и творческого мышления [2]. Только здесь необходимо помнить, что логическое, творческое и латеральное мышление имеют между собой отличия, хотя и дополняют друг друга (табл. 3).

Таблица 3

Особенности видов мышления

Критерий Логическое мышление Творческое мышление Латеральное мышление

Направление мысли По вертикали По горизонтали По вертикали, по горизонтали, по диагонали

Решение задачи Пошаговое, ступенчатое, последовательное Хаотичное Охват всех возможных решений

Контроль за процессом На каждом этапе Отсутствует (ассоциации возникают в голове) непроизвольно Человек управляет данным процессом

Результат Единственно верный Необычный, творческий Несколько путей решения задачи, в том числе и рациональные, и иррациональные

Кому пригодится Людям точных профессий -математикам и программистам Людям творческих профессий - музыкантам и художникам Всем без исключения

Латеральное мышление не ставит перед собой задачу найти единственно правильное решение. Оно берёт всё то множество вариантов, которое находится в поле видимости, и приспосабливает их к существующим условиям. В результате получается сразу несколько нестандартных, но достаточно эффективных решений. В практических задачах на занятиях по дизайн-проектированию часто используется метод мозгового штурма, и полученные в этом случает результаты позволяют выбрать наиболее эффективное управленческое решение для разрабатываемого дизайн-проекта [1].

Выводы. Итак, процесс формирования профессиональных компетенций у студентов-будущих дизайнеров связан с необходимостью развития у них латерального мышления. При организации творческой деятельности по дизайн-проектированию, когда активно решаются поставленные задачи, развивается креативность и творческие способности. Процесс развития латерального мышления требует владения педагогами ВО всем спектром активных методов обучения студентов. Все это способствует конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Методологические основы дизайн-образования / И.С. Абоимова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 2 (10). - С. 201-207.

2. Александрова, И.Б. Формирование профессиональной компетентности через актуализацию творческого потенциала личности студента / И.Б. Александрова, Л.А. Пятко // Перспективы науки. - 2017. - № 5 (92). - С. 74-78.

3. Емельянов, Е.Н. Когда в фирме одни «организаторы»: Психологические типы и формирование «команд» / Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварицына // Alter Ego. - 2010. - № 1. - С. 17-23.

4. Зимина, Е.К. Роль развития художественно-образного мышления обучающихся в условиях цифровизации / Е.К. Зимина, Л.П. Депсамес // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 131-134.

5. Приходченко, Е.И Инновационные подходы к решению проблем обучения магистров государственной службы / Е.И. Приходченко // Педагогика и психология: теория и практика. - 2020. - № 1 (17). - С. 100-108.

6. Приходченко, Е.И. Педагогика: инновационные подходы / Е.И. Приходченко. - [Саарбрюккен]: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 689 c.

7. Халиуллина, Л.Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) / Л.Р. Халиуллина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 1. - С. 5-9.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Козлова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается роль и место дополнительного образования в общей системе дополнительного образования в России. Система дополнительного образования в России оценивается как важный компонент создания благоприятной среды для познания подрастающим поколением различных новых видов деятельности и приобретения навыков в работе с ними. Отмечается также, что дополнительное образование очень важно в формировании и развитии всесторонне развитой личности. Авторы раскрывают особенности организации учебного процесса в учреждениях дополнительного образования. Особый акцент делается на том, что на их базе реализуется наибольший процент дополнительных образовательных программ.

В данной статье проводится анализ отечественного опыта дизайн-проектирования организаций дополнительного образования. Дается оценка разработке и появлению на территории РФ таких современных проектов организаций дополнительного образования как «Кванториум» и «Сириус». Теоретическое обоснование методологии и концептуального дизайн-проектирования оценивается с практической стороны.

Особое внимание уделяется дизайн-концепции проекта, которая соответствует общепринятым нормам и правилам (в том числе и культурным), соотносится с научными данными, а также отвечает принципам дизайн-проектирования. Авторы показывают специфику и структуру процесса дизайн-проектирования организаций дополнительного образования. Дизайн-концепция организаций дополнительного образования последовательного проходит через этап проблематизации ситуации с выведением специфического списка требований к проектируемой среде. Затем на следующем этапе тематизации, на основании полученных требований, информация анализируется и структурируется. И далее на стадии оформления дизайн-концепции полученная структура облекается в привлекательную визуальную оболочку.

В статье авторы отмечают, что в дизайн-проекте ведущим является принцип комплексности. А также в дизайн-проекте центров дополнительного образования для полноценного решения профориентационных задач должно быть предусмотрено модульное пространство.

Ключевые слова: методология, концепция, концептуальное дизайн-проектирование, дополнительное образование, организации дополнительного образования.

Annotation. The article reveals the role and place of additional education in the general system of additional education in Russia. The system of additional education in Russia is assessed as an important component of creating a favorable environment for the younger generation to learn various new types of activities and acquire skills in working with them. It is also noted that additional education is very important in the formation and development of a comprehensively developed personality. The authors reveal the features of the organization of the educational process in institutions of additional education. Particular emphasis is placed on the fact that the largest percentage of additional educational programs are implemented on their basis.

This article analyzes the domestic experience of designing organizations of additional education. An assessment is given of the development and emergence on the territory of the Russian Federation of such modern projects of additional education organizations as Quantorium and Sirius. The theoretical substantiation of the methodology and conceptual design is evaluated from a practical point of view.

Particular attention is paid to the design concept of the project, which complies with generally accepted norms and rules (including cultural ones), correlates with scientific data, and also meets the principles of design design. The authors show the specifics and structure of the design process of additional education organizations. The design concept of organizations of additional education goes through the stage of problematization of the situation with the derivation of a specific list of requirements for the designed environment. Then, at the next stage of thematization, based on the requirements received, the information is analyzed and structured. And then, at the design concept stage, the resulting structure is wrapped in an attractive visual shell.

In the article, the authors note that the principle of complexity is the leading one in the design project. And also in the design project of additional education centers for the full solution of career guidance tasks, a modular space should be provided.

Key words: methodology, concept, conceptual design, additional education, organization of additional education.

Введение. В настоящее время, очевидным является то, что система дополнительного образования стала важным компонентом не только в создании благоприятной среды для познания подрастающим поколением различных новых видов деятельности и приобретения навыков в работе с ними, но и также в целом в процессе формирования и развития всесторонне развитой личности. Тем не менее несмотря на особую актуальность, в том числе на фоне особого внимания государства сфере образования (что подтверждает старт в 2019 году приоритетного национального проекта «Образование») и демографической политике в целом - разнопрофильных организаций дополнительного образования построено недостаточно.

Также следует отметить, тот факт, что в современной России существует ориентир государства на реализацию концепции непрерывного образования или иными словами на модель «образования через всю жизнь», поэтому становится очевидной необходимость для воспитания и обучения гармонично развитой личности сочетания всех видов образовательной деятельности, в том числе формального (школы, высшие учебные заведения), неформального (самообразование, дополнительное образование); и внеформального (несистематизированное приобретение знаний, умений и навыков). Именно такой подход позволяет создать единое образовательное пространство непрерывного образования [1].

Кроме того, многие организации дополнительного образования если и расположены в постройках соответствующих нормам и правилам, однако эти постройки являются старыми, зачастую обезличенными и эстетически не привлекательными. В то время как грамотное дизайн-проектирование с учетом целей организаций дополнительного образования и возрастных особенностей их посетителей способно вызвать у подрастающего поколения интерес и желание посещать подобные организации.

Ответственный подход к дизайн-проектированию организаций дополнительного образования способен привлекать молодое поколение к ознакомлению с новыми видами деятельности и к освоению их, что в дальнейшем помимо создания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.