Литература:
1. Ветрова И.И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / И.И. Ветрова. - Москва, 2011. - 288 с.
2. Дементий Л.И. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения / Л.И. Дементий, Ю.А. Дружинина // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2013. - №1. -
С. 13-19.
3. Дубинина А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста // Молодой ученый.
— 2019. - — №14. — С. 60-64.
4. Крюкова, Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; КГТУ, 2015. - 236 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладания в разные периоды жизни / Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2010. - 380 с.
6. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3 (17).
7. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. - Серия: Психологическая энциклопедия. - Санкт-Петербург: ПраймЕврознак, 2012. - 656 с.
8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - Москва: Педагогика - Пресс, 1993. - 144 с.
9. Щукина М.А. Роль социальной поддержки в саморазвитии личности / М.А. Щукина // Материалы съезда Российского психологического общества. Казань, 5-7 октября 2017 г. - Казань, 2017. - Т. 2. -С. 451-453.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения Сорокина Елена Николаевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Никуленкова Ольга Евгеньевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье сделан акцент на организацию образовательной среды в вузе, направленной на развитие творческих способностей студентов. Представлены показатели развития творческих способностей студентов. Авторы выделяют психологические и педагогические условия, оптимизирующие процесс творческого развития личности каждого студента. Дана краткая характеристика каждого из указанных условий. В статье сделан вывод, что развитие творческих способностей студентов направлено не только на освоение знаний и навыков, но и на развитие творческого мышления, на развитие способности к нестандартному решению задач и саморазвитие.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, студенты, образовательная среда, психолого-педагогические условия.
Annotation. The article focuses on the organization of the educational environment at the university, aimed at developing the creative abilities of students. The indicators of the development of creative abilities of students are presented. The authors highlight the psychological and pedagogical conditions that optimize the process of creative development of the personality of each student. A brief description of each of these conditions is given. The article concludes that the development of students' creative abilities is aimed not only at the development of knowledge and skills, but also at developing creative thinking, developing the ability to non-standard problem solving and self-development.
Keywords: creativity, creativity, students, educational environment, psychological and pedagogical conditions.
Введение. Студенческую молодежь психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, Т.И. Ильина, А.А. Леонов, И.П. Подласый, И.С. Якиманская и др.) характеризуют как наиболее активную и мобильную часть общества, способных полностью углубляться в интересное творческое задание или работу.
Творчество, в широком смысле, понимается, как новый продукт деятельности личности. Творчество проявляется не только в области искусства, но и в профессиональной, научной и иной деятельности. Для решения нестандартных задач и неопределенных профессиональных проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты, необходим творческих подход. В связи с чем, развитие творческих способностей студентов является важной задачей современного образования [1].
Изложение основного материала статьи. Исследователи (О.Н. Бухов, Горбунова Н.В., Д.З. Рахманова, Л.А. Саенко, Х.Б. Тошева и др.) [2, 5, 8, 9] отмечают, что такие психологические особенности студенческой молодежи, как развитие внутренней мотивации, самоуважение, построение образа мира, физическая и умственная активность, широкое воображение, а также педагогические характеристики: высокая способность к социальной адаптации, нормальная самооценка, направленность на авторитет, способность к прогнозированию, поиск способов достижения поставленных целей, - помогают в развитии творческих способностей студентов.
К.Г. Кречетников и С.В. Титаренко [4] разработали показатели развития творческих способностей
студентов, которыми являются:
- оригинальность, которая проявляется в неординарности поиска решения и ответа, что невозможно без творчества;
- абстрактность, которая показывает способность студентов к трансформации образной информации;
- быстрота действий, которая проявляется в способности студентов к продуцированию и одновременной работой с большим количеством идей и учебных заданий;
- воображение невербального характера: способность к созданию новых образов и объектов;
- наглядно-образное мышление, предполагающее способность студентов к оперированию различными образами и наглядным представлением;
- позитивный эмоциональный настрой, положительной отношение к творчеству;
- эмоции, которые сопровождают студентов, включенных в творческий процесс;
- мотивация к творчеству, которая способствует удовлетворению внутренних потребностей студентов
вуза.
Психологи В.С. Мухина, О.А. Шаграева (в кн. Э. Штерн) [10] пишут, что обращение к эмоциональным переживаниям студентов является мощным стимулом для развития творческого потенциала каждого обучающегося. Для студентов возможность выразить свои эмоции способствует реализации чувства собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Это позволяет задействовать весь имеющийся творческий потенциал студенческой молодежи.
Развитие творческих способностей студенческой молодежи в образовательной среде вуза может быть успешным при создании специальных условий. Определим следующие психолого-педагогические условия:
1. Изменение роли обучающегося. Должно быть осуществлено принципиальное изменение роли студента во время выполнения задания (во время аудиторной или внеаудиторной работы). Студент должен стать активным в познании и реализации какого-нибудь вида деятельности. Для студентов должна быть создана ситуация выбора, возможность удовлетворять свои потребности и интересы, возможность реализации собственного потенциала. Во время подготовки и выполнения творческих заданий необходимо опираться на личностно-деятельностный принцип взаимодействия между студентом и педагогом. Необходимо создать ситуацию сотрудничества, сотворчества, сопричастности [6, 7].
2. Благоприятный психологический климат. При создании благоприятного психологического климата (комфортной психологической обстановки) для студентов, который будет способствовать развитию творческих способностей, необходимо опираться на: активное поощрение и стимулирование творчества студентов, демонстрирование веры в силы и творческие возможности обучающегося, абсолютное принятие каждого студента, уважительное отношение к студенту, категорическое исключение резких замечаний и осуждений обучающегося. Необходимо избегать отрицательных эмоций (тревожность, неуверенность, агрессия), поскольку они негативно влияют на творческую деятельность, её результативность, поскольку в молодежном возрасте часто проявляется чрезмерная эмоциональность. Комфортная психологическая обстановка для студента вуза - это атмосфера доброжелательности, доверия, уважения, пониманию, но и требовательности.
3. Внутренняя мотивация. Необходима создание внутренней мотивации, нацеленной на творчество, поддержание высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только опираясь на внутреннюю мотивацию возможно развитие творческих способностей студенческой молодежи. В этом случае желание обучающегося, его познавательные потребности, интерес к процессу поиска информации, его исследовательская деятельность, высокий эмоциональный подъем, будут основой развития творческой активности студентов.
Условием эффективного развития творческих способностей студентов в процессе обучения является включение механизмов рефлексии, как источника внутренней мотивации. Любой творческий процесс не может быть охарактеризован вне личностного фактора. Рефлексия - одно из проявлений этого фактора в творческой деятельности. Это умственный процесс, который в ситуации обучения побуждает студентов мыслить критически для проведения анализа новой информации, оценки ее точности и подведения соответствующих заключений. Такой непрерывный процесс позволяет сузить спектр возможных подходов к проблеме и в результате прийти к правильному решению. На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ, самооценка, самовоспитание, словом, идет самопроектирование субъекта, усвоение того, что он считает нужным иметь в своем "Я".
4. Педагогическая помощь в творчестве. Необходима корректная педагогическая помощь студенту: доброжелательная, ненавязчивая, неназойливая, которая не будет являться подсказкой. Не стоит выполнять за студента какую-либо работу, необходимо его направить в правильное русло. Не стоит думать за него, он сможет сделать это сам. Для этого, задания для студентов следует подбирать с учетом его индивидуальных особенностей по принципу «от простого к сложному».
5. Сочетание различных форм работы. Сочетание различных, но оптимальных форм работы по развитию творческих способностей студентов в образовательной среде вуза (индивидуальный, групповых) в зависимости от особенностей творческого задания и уровня его сложности. Предпочтение стоит отдавать коллективной (групповой) формам работы, особенно если речь идет о внеаудиторных мероприятиях. В этом случае совместное решение творческого задания позволит студентам объединить свои знания, умения, способности, что будет способствовать повышению интенсивности в достижении целей. Это играет важную роль в создании чего-то нового, а также в саморефлексии и группового анализа деятельности. Процесс рефлексии позволяет осознать цели и планируемый результат творческой деятельности, а также осознать себя в творчестве (определить свои способности, возможности, мотивы творческой деятельности).
6. Межпредметные связи. Развивая среди студентов в вузе творческие способности необходимо опираться на знания обучающихся в различных областях науки. Творческие задания должны быть сложными, но посильными для студентов определенного курса, они должны стимулировать получения новых знаний в различных сферах деятельности. Наглядно, межпредметные связи могут прослеживаться в заданиях на учебную, производственную и другие виды практики для студентов.
7. Ситуация успеха в творчестве. Создание ситуации успеха творческого характера должны быть оценены, по возможности, не только преподавателем, но и другими обучающимися: сокурсниками, студентами старших курсов, преподавателями вуза, представителями работодателя. При выполнении творческих заданий необходимо оценить только успех. Здесь следует опираться на принцип индивидуальности в педагогике.
8. Самостоятельность в творчестве. Творческие задания должны быть выполнены студентами самостоятельно при максимальном использовании своих сил и возможностей. Педагогу следует постепенно повышать «потолок» возможностей для каждого обучающегося. Стимулирование творческой деятельности будет являться основой для развития интереса к творческой деятельности и развития новых знаний, умений и навыков, формированию новых компетенций.
9. Творческое разнообразие. Необходимо разнообразить виды творческих задания, формы их реализации и представления, изменять степень сложности (от простого к сложному). Разнообразие видов и форм творческих заданий обеспечат развитие творческих способностей обучающихся.
10. Системность и последовательность. Если творческие задания будут носить эпизодический характер, то это не будет способствовать развитию творческих способностей у студенческой молодежи. Системность и плановость в проведении мероприятий творческого характера, выполнение творческих заданий на занятиях по учебным дисциплинам учебного плана направлены на развитие творческих способностей студенческой молодежи.
Мы не можем просто вооружить студента знаниями и включить его в творческую деятельность, необходимо обеспечить выход личности студента в рефлексивную позицию, осознание им собственной деятельности. Рефлексия позволяет установить для себя то пространство активного действия, пределы которого ограничены, с одной стороны, свойствами самого объекта деятельности, с другой - отношением к данному объекту своей деятельности, с третьей - реальными возможностями как субъекта. Характер оценки тех идей, которые предлагаются другими, всегда зависит от степени, в которой они затрагивают оценивающего их человека [6].
Следует развивать не только творческие, но и вообще различные способности студенческой молодежи.
В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, студенты получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения обучающихся.
Выводы. Таким образом, студенческий возраст является наиболее ответственным этапом развития личности. Основными требованиями в подготовке квалифицированных специалистов являются не только получение знаний, умений и навыков, но и готовность к непрерывному самообразованию, реализации творческих замыслов, а также углубленной научно-исследовательской работе. Поэтому одной из тенденций повышения качества высшего образования сегодня становится ориентация на развитие творческого потенциала студента на всех этапах обучения в вузе, на развитие его творческого мышления, направленного на решение нестандартных творческих задач [11; 12]. Основная задача организационной работы в вузе -создание оптимальных условий для раскрытия творческой, гармонично развитой личности с учетом индивидуальности каждого студента.
Литература:
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 16-22.
2. Бухов О.Н. Условия развития творческих способностей студентов в учебной деятельности // Наука и школа. 2017. № 4. С. 160-166.
3. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.
4. Кречетников К.Г., Титаренко С.В. Креативная образовательная среда как условие развития творческих способностей студентов вуза // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2015. № 12. С. 123-128.
5. Рахманова Д.З. Педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе педагогической практики // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2014. № 3 (40). С. 235-242.
6. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 68-69.
7. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В. Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 259-261.
8. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 316-318.
9. Тошева Х.Б. Характеристика особенностей студенческого возраста в психолого-педагогических исследованиях // Вестник Таджикского национального университета. 2016. Т. 2. № 3-2. С. 198-204.
10. Штерн Э. Педология юности // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2003. - С. 471-481.
11. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.
12. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.