Психология
УДК: 159.923
кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студентка 2 курса Морова Раиса Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Мы очень часто сталкиваемся с ситуациями внутреннего напряжения и испытываем потребность с ним справиться. Поэтому на любой дискомфорт мы непременно отреагируем: выстраиваем копинг - стратегии и психологические механизмы защиты. В статье рассматривается составляющая поведенческих реакций студентов СПО и их зависимость от личностных типов копинг - стратегий.
Ключевые слова: копинг - стратегии, локус контроля, самооценка, экстернальность, интернальность, лимбическая система.
Annotation. We are very often faced with situations of internal tension and feel the need to cope with it. Therefore, we will certainly react to any discomfort: we build coping strategies and psychological defense mechanisms. The article considers the component of behavioral reactions of students of SPO and their dependence on personal types of coping strategies.
Keywords: coping strategies, locus of control, self-assessment, externality, internality, limbic system.
Введение. Стремительное движение сегодняшних реалий заставляет человека изменять свое поведение так, чтобы успешнее адаптироваться к новой ситуации, используя имеющийся личный жизненный опыт, свои когнитивные способности, активность, творческий потенциал и инициативность. Но индивидуальное развитие неизбежно оставляет человека один на один с трудными жизненными обстоятельствами.
В современном мире далеко не всякий взрослый может справиться с постоянно возрастающим количеством экономических, политических, физических и иных угроз, не говоря уже о трудностях подрастающего поколения, чей социальный опыт неизмеримо мал, и не всегда восполняется опытом взрослых.
Подростки чувствуют себя особенно незащищенными и уязвимыми, поскольку навык преодоления трудностей, разрешение проблемных ситуаций у них формируется в сложных условиях. Поэтому одним из психологических механизмов адаптации подростков к изменившимся социальным условиям является их совладание с возникающими трудными ситуациями.
Представители гуманистической психологии - К. Роджерс, А. Маслоу - предположили наличие у человека определенной формы поведения, копинг, которая свидетельствует о его готовности самостоятельно решать жизненные проблемы.
С этой точки зрения Р. Лазарус и С. Фолкман рассмотрели когнитивную составляющую поведенческих реакций.
Разрабатывая свое учение, они определили копинг - поведение как стремление личности сохранить равновесие между требованиями общества и наличием своих внутренних ресурсов, позволяющих эти требования удовлетворить. Одновременно они как бы предупреждали о том, что неадекватное восприятие ситуаций личностью может сопровождаться сильными эмоциональными состояниями, которые предполагают затраты эмоций, что может привести к стрессу.
Постижение сущности копинг - поведения невозможно вне анализа исследований в отечественной психологии. По мнению К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Л.И. Уманского особое место в поведении личности занимает стрессоустойчивость. Прямо противоположное мнение отражено в работах Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, В.С. Мерлина, где копинг рассматривается с позиции «эмоциональной устойчивости».
Другой подход, ориентированный на копинг, как на осознанный, целенаправленный и конструктивный способ преодоления сложной ситуации, освещается в работах Р.М. Грановской, Б.Д. Карвасарского,
A.В. Либина, И.М. Никольской, В.А. Ташлыкова.
Нас заинтересовал вопрос, а какие копинг - стратегии используют разные возрастные группы? Ответ мы нашли в исследованиях психологов Н.М. Грановской и И.М. Никольской. По мнению названных ученых взрослые, для снятия внутреннего напряжения, слушают музыку, читают книги, посещают музеи, также могут полностью погрузиться в трудовую деятельность или увлеченно заниматься любимым делом.
Подростки же, в силу объективных и субъективных причин, поступают несколько иначе: плачут, прижимают к себе мягкие игрушки, погружаются в интернет - игры. Иными словами, подростки ищут социальную поддержку, но не у взрослых, а в предметах - заместителях. Такие поведенческие реакции объясняются стремлением подростков разграничить свою территорию со взрослыми, отстраниться от них, тем самым отстаивая свою независимость.
Согласно учению З. Фрейда, такая борьба с тревогой не что иное как защитный механизм, проявляющийся на уровне бессознательного [8].
Содержательная направленность исследований Т.Л. Крюковой для нас весьма примечательна тем, что Татьяна Леонидовна отдельный акцент ставит на проблематике изучения совладающего поведения [5, с. 7].
Применительно к исследуемой проблеме важно подчеркнуть, что копинг - поведение относится к малоизученным направлениям в отечественной психологии. Как справедливо заметила Крюкова Т.Л., наиболее полно опыт эмпирических исследований отражен в медицинской психологии, а именно в трудах
B.А. Абакова, И.А. Горьковой, Н.А. Русиной, В.М. Ялтонского [5, с. 9].
Отдельные работы представлены в возрастной психологии Л.И. Анцыферовой, Л.А. Головей, А.В. Либиным, И.М. Никольской, Л.А. Регуш [5, с. 9].
В своих исследованиях Т.О. Гордеева, Ю.А. Еремина, Т. Л. Крюкова и другие выдающиеся ученые упоминают о том, что копинг - стратегии в подростковом возрасте находятся в стадии активного формирования и зависят от эмоционального состояния подростков, а вот арсенал применяемых форм и методов совладания является залогом дальнейшей успешности в жизни.
Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в изучении существенных составляющих совладающего поведения. Но на сегодняшний день в отечественной психологии пока не существует такого инструментария, который позволил бы выяснить, как осуществляется выбор подростками стилей и стратегий совладающего поведения.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать наличие противоречия между необходимостью исследования личностных типов копинг - стратегий у подростков и недостаточной разработанностью данного вопроса.
Исходя из вышеизложенного и учитывая сложность изучаемого явления, мы сформулировали цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить зависимость поведенческих реакций студентов СПО от их личностных типов копинг - стратегий.
Для нас, в рамках нашего исследования, не меньший интерес вызвали умозаключения Г.С. Корытовой, Е.А. Петровой, С.А. Хазовой о том, что формирование копинг - стратегий у подростков происходит только в условиях активного социального взаимодействия со сверстниками.
Принимая данную позицию, мы считаем, что актуальным на сегодняшний день становится проблема определения личностных типов копинг - стратегий у студентов СПО, т.к. от успешности данного процесса зависят успеваемость ребят, их социализация в среде сверстников, осознание значимости внимания к собственной личности.
Изложение основного материала статьи. Беседуя с подростками, которые обучаются в средних профессиональных образовательных организациях, мы отметили преобладание такого факта, как стремление позиционировать себя с позиций взрослого человека, отстаивая свои права на независимость. Практически все ребята объяснили такое поведение стремлением занять значимое место в референтной группе, укрепить свою Я-концепцию.
Ответы ребят, их интонация натолкнули нас на мысль обратить внимание на такой важный элемент как самооценка и подтвердить ее влияние на выбор стратегии поведения в стрессовой ситуации.
Изучив исследования Стьюдента, в которых утверждается, что уровень самооценки напрямую влияет на выбор конкретной стратегии копинг - поведения, мы провели тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой среди студентов - первокурсников социально-экономического колледжа г.о. Орехово-Зуево.
Выборка составила 37 обучающихся второго курса, из которых - 25 парней и 12 девушек. Тестирование проводилось в спокойной, мотивирующей обстановке, в утреннее время и в привычной для ребят обстановке.
Итоговая сумма баллов по 16 суждениям определила следующий результат: высокий уровень самооценки продемонстрировали 13 парней (52%) и 8 девушек (67%), набравших по 28 и 30 баллов соответственно. Данная группа обучающихся выделяется стремлением к лидерству, отстаиванием личностной автономии, утверждением самостоятельности.
Средний уровень определен у 8 парней (32%) и у 3 девушек (25%), старающихся подстроиться под мнение сверстников и набравших 20 и 24 балла соответственно.
Низкий уровень определен у 4 парней (16%) и у 1 девушки (8%), набравших 10 баллов и которые очень болезненно переносят критические замечания в свой адрес.
Дальнейшие наши наблюдения показали, что те подростки, у которых преобладает завышенная самооценка, используют стратегию «поиск социальной поддержки», обращаясь к преподавателям, родителям и сверстникам.
Те же подростки, у которых определен средний уровень самооценки, обращаются к стратегии «разрешение проблем», но при возникновении стрессовой ситуации эти ребята придерживаются стратегии «избегание».
Что касается обучающихся с низким уровнем самооценки, то наши наблюдения подтвердили выводы Стьюдента о том, что данная категория подростков очень редко обращается за социальной поддержкой, практикуя избегающий копинг.
Следовательно, можно сказать, что самооценка личности соотносится с используемыми копинг -стратегиями.
Обратившись к многочисленным экспериментальным исследованиям, особенно детально изучив заключение А. А. Реана о локус контроле, мы решили уточнить, в какой мере студенты могут контролировать происходящие с ними события [71.
Чтобы определить в какой мере прослеживается взаимосвязь локус контроля и самооценки мы предложили ребятам пройти тест на определение локуса контроля личности (Дж. Роттер).
Экспериментально мы подтвердили, что уровень самооценки прямопропорционален уровню субъективного локус контроля.
Ребята с низкой самооценкой являются экстерналами (внешний локус контроля) и для них характерно обвинять внешние обстоятельства в своих неудачах, не верят в собственные возможности, бессильны в сложных ситуациях и склонны к конформизму. А недостаточное развитие конструктивных форм поведения увеличивает риск возникновения стрессовых ситуаций, что может привести к деструктивному поведению.
У ребят, имеющих высокую самооценку, преобладает внутренний локус контроля (интернальный) и отличаются от экстерналов по многим показателям.
Они более независимы, ориентированы на успех и достижения, ищут власти над сверстниками, получаемую информацию оценивают с точки зрения ее ценности.
В целом интерналы больше полагаются на собственное суждение, берут ответственность на себя за свои действия и поступки, верят в то, что успех зависит преимущественно от собственных усилий.
Для ребят со средним уровнем самооценки характерен внутренне - внешний локус контроля. Такие люди в своем поведении относительно стабильны.
Результаты нашего исследования полностью согласуются с результатами Т.Л. Крюковой: чем выше у студентов показатель экстернальности, тем чаще они демонстрируют непродуктивные стратегии совладающего поведения [5, с. 126].
А чем выше у студентов показатель интернальности, тем чаще они прибегают к такой стратегии как решение проблем.
Данные результаты сфокусировали наше исследование на изучении взаимосвязи копинг - стратегий и лимбических реакций, проявляющихся на невербальном уровне, т.к. лимбическая система отвечает за
социальную адаптацию человека во внешнем мире и приспособление его к изменениям в социуме, а также регулирует наши эмоции.
Отдельный акцент мы поставили на некоторых моментах, представляющих для нас интерес. За наше выживание как вида отвечает лимбический мозг. В опасных ситуациях он берет на себя управление нашими действиями и одновременно заставляет нас демонстрировать достаточное количество невербальных сигналов, определяя не только нашу реакцию на окружающих, но и их отношение к нам.
До двух третий сообщений поступает к нам по невербальным каналам связи. Особенность языка жестов состоит в том, что большинство сигналов передается и принимается быстрее, чем человек способен их зафиксировать сознательно.
Следовательно, поток коммуникации сильно влияет на проявление человеком социальной внешности, т.е. личность представляет собой своеобразный экран, на котором отражаются его мысли, чувства и переживания. А исключительно эффективная реакция мозга на стрессы или опасности выражается в трёх формах: замри, беги и борись.
Человек смог усовершенствовать способы борьбы с опасностью и ответные реакции на стресс заставляют наши тела подавать невербальные сигналы, которые помогают нам и окружающим понимать мысли, чувства и намерения.
Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, именно мозг активирует проявление невербальных сигналов, поэтому их невозможно скрыть или подавить.
Как же лимбические реакции работают в жизни? Оказавшись в сложной и запутанной ситуации, человек на несколько секунд замирает, прежде чем решиться на дальнейшие действия. Эта секундная пауза дает возможность мозгу рассчитать степень угрозы.
Если замирание не дало результаты, то лимбический мозг предлагает другой вариант развития событий -удаление от опасности на комфортное расстояние. Человек стремится максимально устраниться от своего собеседника, т.к. на подсознательном уровне понимает, что беседа ничем хорошим не закончится.
В самом крайнем случае, когда реакции замирания и бегства не дали результата, человек прибегает к самой агрессивной тактике - борьбе. Самый известный метод проявления данной реакции это спор без применения физической силы.
С целью регистрации взаимосвязи локус контроля и лимбических реакций мы провели наблюдение за поведением экспериментальной группы во время летней экзаменационной сессии.
Нами было определено, что те студенты, у которых зафиксирован показатель экстернальности, очень выразительно демонстрировали реакцию замирания. Они старались быть незамеченными, как можно дольше сохраняя неподвижность и избегая контакта глаз с преподавателем. Если этого не удавалось сделать, то ребята переспрашивали вопрос, с целью выиграть время и подумать над ответом.
Когда эта первая линия обороны от угрозы получить неудовлетворительную оценку не сработала, ребята стали использовать блокирующие жесты: скрещивали на груди руки, постоянно прикасались к лицу, манипулировали авторучкой. Все, без исключения экстерналы стремились увеличить дистанцию от преподавателя, откинувшись на спинку стула, сооружали «ограждающий барьер» или поворачивали стопы по направлению к выходу, уходили от темы разговора.
Все эти действия и жесты красноречиво сигналили о наличие реакции бегства, о стремлении ускользнуть от неприятностей, т.к. ребята не верили в собственные возможности и были бессильны в сложных ситуациях.
Студенты, у которых зафиксирован показатель интернальности, вели себя прямопротивоположным образом. Они изначально ориентированы на успех, уверены в своих достижениях, поэтому не проявляли реакций замирания и бегства, а были готовы к борьбе.
В процессе подготовки ответов на экзаменационный билет, ребята стремились территориально доминировать, т.е. захватывали территорию при помощи положения рук и корпуса, управляли зрительным контактом.
В ходе ответов на экзамене, студенты - интерналы принимали позу «нога - на ногу», подчеркивая тем самым свою независимость и стремление отстаивать свои интересы. Мы также отметили демонстрацию готовности ребят к диалогу и взаимодействию по таким информативным индикаторам, как наклон корпуса вперед, внимательный взгляд, доброжелательные интонации.
Выводы. Необходимо отметить, что в стрессовой ситуации человек способен задействовать свои внутренние и внешние ресурсы только благодаря совладающему поведению.
Теоретически обосновав и экспериментально проверив зависимость поведенческих реакций студентов СПО от их личностных типов копинг - стратегий мы предполагаем присутствие системы личностных факторов, влияющих на эффективность совладающего поведения.
Так как невербальное поведение, его функции раскрывались нами в контексте стратегий поведения, то необходимо отметить прямую связь между ними.
Ребята, у которых отмечалась низкая самооценка и экстернальный локус контроля, очень часто прибегали к реакциям замри - беги. А студенты с высокой самооценкой и интернальным локус контролем, практически постоянно, использовали реакцию борись.
Таким образом, можно сказать, что невербальное поведение очень тесно вплетено в наш внутренний мир. Полученная нами информация о личностных и эмоциональных проявлениях позволит спрогнозировать возможную направленность личности, т.к. невербальное поведение в большинстве не осознаваемо, поэтому не несет в себе обмана.
Многочисленные психологические исследования подтверждают нашу мысль - только по невербальным индикаторам можно судить об истинных намерениях.
Поистине огромную информацию о человеке дает нам невербальное поведение, о его личностных и характерологических особенностях, о переживаемых эмоциях и тесно связано с личностными типами копинг - стратегиями и лимбическими реакциями.
Наше исследование не претендует на исчерпывающий анализ личностных типов копинг - стратегий подростков и абсолютность сделанных выводов, т.к. вопрос, как же осуществляется механизм выбора личностью стилей и стратегий совладающего поведения, все еще остается открытым.
Это, скорее, небольшая зарисовка, которая позволяет выделить важные проблемы.
Литература:
1. Ветрова И.И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / И.И. Ветрова. - Москва, 2011. - 288 с.
2. Дементий Л.И. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения / Л.И. Дементий, Ю.А. Дружинина // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2013. - №1. -
С. 13-19.
3. Дубинина А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста // Молодой ученый.
— 2019. - — №14. — С. 60-64.
4. Крюкова, Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; КГТУ, 2015. - 236 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладания в разные периоды жизни / Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2010. - 380 с.
6. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3 (17).
7. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. - Серия: Психологическая энциклопедия. - Санкт-Петербург: ПраймЕврознак, 2012. - 656 с.
8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - Москва: Педагогика - Пресс, 1993. - 144 с.
9. Щукина М.А. Роль социальной поддержки в саморазвитии личности / М.А. Щукина // Материалы съезда Российского психологического общества. Казань, 5-7 октября 2017 г. - Казань, 2017. - Т. 2. -С. 451-453.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения Сорокина Елена Николаевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Никуленкова Ольга Евгеньевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье сделан акцент на организацию образовательной среды в вузе, направленной на развитие творческих способностей студентов. Представлены показатели развития творческих способностей студентов. Авторы выделяют психологические и педагогические условия, оптимизирующие процесс творческого развития личности каждого студента. Дана краткая характеристика каждого из указанных условий. В статье сделан вывод, что развитие творческих способностей студентов направлено не только на освоение знаний и навыков, но и на развитие творческого мышления, на развитие способности к нестандартному решению задач и саморазвитие.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, студенты, образовательная среда, психолого-педагогические условия.
Annotation. The article focuses on the organization of the educational environment at the university, aimed at developing the creative abilities of students. The indicators of the development of creative abilities of students are presented. The authors highlight the psychological and pedagogical conditions that optimize the process of creative development of the personality of each student. A brief description of each of these conditions is given. The article concludes that the development of students' creative abilities is aimed not only at the development of knowledge and skills, but also at developing creative thinking, developing the ability to non-standard problem solving and self-development.
Keywords: creativity, creativity, students, educational environment, psychological and pedagogical conditions.
Введение. Студенческую молодежь психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, Т.И. Ильина, А.А. Леонов, И.П. Подласый, И.С. Якиманская и др.) характеризуют как наиболее активную и мобильную часть общества, способных полностью углубляться в интересное творческое задание или работу.
Творчество, в широком смысле, понимается, как новый продукт деятельности личности. Творчество проявляется не только в области искусства, но и в профессиональной, научной и иной деятельности. Для решения нестандартных задач и неопределенных профессиональных проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты, необходим творческих подход. В связи с чем, развитие творческих способностей студентов является важной задачей современного образования [1].
Изложение основного материала статьи. Исследователи (О.Н. Бухов, Горбунова Н.В., Д.З. Рахманова, Л.А. Саенко, Х.Б. Тошева и др.) [2, 5, 8, 9] отмечают, что такие психологические особенности студенческой молодежи, как развитие внутренней мотивации, самоуважение, построение образа мира, физическая и умственная активность, широкое воображение, а также педагогические характеристики: высокая способность к социальной адаптации, нормальная самооценка, направленность на авторитет, способность к прогнозированию, поиск способов достижения поставленных целей, - помогают в развитии творческих способностей студентов.
К.Г. Кречетников и С.В. Титаренко [4] разработали показатели развития творческих способностей