Научная статья на тему 'Копинг-стратегии студентов в ситуации экзамена'

Копинг-стратегии студентов в ситуации экзамена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3286
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ЭКЗАМЕН / EXAM / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / СТРЕСС / STRESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оленникова Марина Васильевна

В статье рассматривается проблема изучения копинг-стратегий студентов в ситуации экзамена. Приведены результаты экспериментального исследования половых и профессиональных различий использования копинг-стратегий на экзамене. Впервые исследованы различия в копинг-стратегиях студентов технической и гуманитарной направленности в связи с особенностями личностной самоактуализации. Применены методики психологического тестирования. Выявлены корреляционные связи между показателями копинг-стратегий и личностной самоактуализации студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping strategies of students in the examination situation

The article discusses the students' coping strategies in the examination stressful situation. The results of experimental research of gender and professional differences in the coping strategies in managing examination stress are presented. The differences in the coping strategies between the students involved in technical and humanitarian studies were compared with reference to the level of their personal self-actualization. Correlation between indicators of coping strategies and personal self-actualization of students were identified.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии студентов в ситуации экзамена»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // И.С.Якиманская / отв.ред.М.А.Ушакова. - М.:Сентябрь, 2000. -175 с.

2. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N.Y.: Van Nostrand, 1968. XVI +240 p.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. - М. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человека человеком самого себя // Вопросы психологии. - 1990. - №2.- С.153-159.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: изд. МГУ, 1982. - 282 с.

6. Маслоу А. Теория самоактуализации / А.Маслоу // Психология личности. Хрестоматия. - Самара, 2006. - Т.1 - С.383-386.

7. Shostrom E.L. Time as integrating factor// Buhler Ch.Massarik F. (eds.) The course of human life/ N.Y., Springer, 1968.

8. Кудинов, С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // С.И. Кудинов. Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007, 337346 с.

9. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. - Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984 -№3. -С.152-162.

10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.:Смысл, 2000. - 18 с.

УДК: 159.9.072

М.В. Оленникова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА

В статье рассматривается проблема изучения копинг-стратегий студентов в ситуации экзамена. Приведены результаты экспериментального исследования половых и профессиональных различий использования копинг-стратегий на экзамене. Впервые исследованы различия в копинг-стратегиях студентов технической и гуманитарной направленности в связи с особенностями личностной самоактуализации. Применены методики психологического тестирования. Выявлены корреляционные связи между показателями копинг-стратегий и личностной самоактуализации студентов.

Ключевые слова: студент, экзамен, копинг-стратегии, стратегии совладания, стресс, профессиональная направленность.

Уровень вузовской подготовки студентов к профессиональной деятельности часто зависит от особенностей их эмоциональной сферы, от умения во время экзаменационной сессии достигать успеха и демонстрировать хорошие результаты. Экзамен как стресс-фактор занимает одно из первых мест среди различных причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Последствия экзаменационного стресса выходят за рамки ситуации сдачи экзамена и могут оказать негативное воздействие на переживание студента в постэкзаменационный период [1].

Необходимо отметить, что академическая успешность определяется не только уровнем знаний, но и степенью психического напряжения в период сессии. Поскольку экзаменационный период для большинства студентов является весьма напряженным, совладание со стрессом превращается в важную проблему. Повышенный уровень стресса в экзаменационный период оказывает сильное влияние на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Несмотря на важность изучения проблемы, следует констатировать, что обобщающие работы по этой теме фактически отсутствуют [2].

В последнее время все большую актуальность приобретает изучение «копинг-стратегий» как важного осознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека. Обозначение способов противодействия стрессу у западных исследователей получило отражение в понятии «копинг», в значении «успешно справиться, преодолевать». Для обозначения совокупности способов (когнитивных и поведенческих), предпринимаемых индивидом с целью ослабления влияния стресса, Р. Лазарус и С. Фолкман [3]. ввели понятие «копинг». Копинг позволяет ослабить стрессовое воздействие ситуации и, таким образом, сохранить психическое и физическое здоровье человека.

В отечественной психологии понятие «копинг» включено в структуру стресса и переводится как «психологическое преодоление» или «совладание», включающее набор способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. Изучение проблематики совладающего поведения в нашей стране началось сравнительно недавно. Исследователи (Т.Л.Крюкова, А.Н.Демин, А.Приходько, М.В.Сапоровская, С.А.Хазова, Р.М.Грановская, И.М.Никольская, В.А.Бодров и другие) описывают различные стратегии совладающего поведения, применяемого людьми в трудных жизненных ситуациях. При этом все авторы согласны с тем, что основная функция копинга состоит в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации.

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов совладающего поведения. Однако большинство исследователей опираются на концепцию двух стратегий совладающего поведения, предложенных Р. Лазарусом и С. Фолкманом: копинг, ориентированный на проблему, и копинг, сфокусированный на эмоциях. Первый тип совладания связан с рациональным анализом проблемы и проявляется в самостоятельном анализе случившегося, в обращении за помощью к другим людям (мобилизация ресурсов поведения). Копинг, сфокусированный на эмоциях, проявляется в мобилизации ресурсов для регулирования эмоциональных переживаний. Усилия, направленные на регулирование эмоциональных переживаний, могут иметь различные формы: отвлечение от отрицательных эмоций, дистанцирование от проблемы, ориентация на положительные аспекты ситуации и др.

Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, при этом один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него стратегии.

Совладающее поведение человека включает множество способов, стратегий и реакций, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций. Целостный стиль совладания представляет собой синтез всех способов и стратегий в индивидуальную для каждого человека структуру, которая определяется как спецификой ситуации, так и личностными особенностями. До настоящего времени в психологической литературе отсутствует единая концепция и классификация способов и стратегий совладания, поскольку многие ситуации достаточно специфичны.

Т.Л. Крюкова [4] подчеркивает, что совладающее поведение запускается определенной ситуацией, задающей его особенности, -«ситуационным фактором». В ситуации экзамена, в частности, происходит оценка степени её стрессогенности, что оказывает влияние на выбор стратегий и стилей совладания. Так, в работе З.Б. Кучиной [5] обнаружены различия в использовании стратегий совладающего поведения студентов на экзаменах разного типа: академическом (устном) и интернет - тестировании. Однако значимое влияние на выбор копинга оказывает и личностный фактор [6,7], включающий личностные особенности и психологические качества, проявляющиеся в ситуации экзамена.

Представляется важным исследование связи личностных показателей и уровня стресса у студентов в экзаменационный период. Плодотворность такого подхода обосновывается в работах Водопьяновой Н.Е. [8], Исаевой Е.Р. [9], Останиной Н.В. [10]. В этих работах подчеркивается необходимость изучения стресса на экзамене как важной теоретической и практической проблемы. Очевидно, что ситуация экзамена, предусматривающая умственные нагрузки в ограниченный промежуток времени, требует от студента мобилизации всех психофизиологических и психоэмоциональных ресурсов, включая весь спектр стратегий совладания.

В этом контексте вопросы исследования копинг-стратегий студентов в ситуации экзамена и их связь с личностными особенностями являются актуальными.

Нами было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении половых и профессиональных особенностей использования копинг-стратегий студентов в ситуации экзамена. Выборку составили студенты технических и гуманитарных специальностей различных вузов Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 72 студента обоих полов в возрасте от 20 до 24 лет. В соответствии с задачами исследования были выбраны следующие экспериментальные методики [11]: • Тест «Преодоление трудных жизненных ситуаций ПТЖС/8УБ120» В. Янке, Г. Эрдманн, (адаптация Н.Е. Водопьяновой) - для диагностики типичных способов совладания, характерных для студентов в период экзаменов.

• Опросник «Самоактуализационный тест» Э. Шострома - для оценки самоактуализационного потенциала студента, его ценностных и поведенческих характеристик.

• Методика «Копинг- поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера; (адаптация Т.А. Крюковой) - для определения наиболее предпочитаемых студентами стратегий совладания в стрессовой ситуации.

• Авторская анкета для определения выраженности психических состояний студентов на экзамене.

Анализ результатов, полученных на основе самооценки типичных психических состояний в ситуации экзамена, показал, что степень эмоциональных переживаний у студентов обоего пола и обоих профессиональных профилей находится на уровне несколько выше среднего. Наиболее часто студенты испытывают на экзамене состояния волнения и напряжения. Значимых половых различий не обнаружено. При этом показатели женщин все же выше, чем показатели мужчин. Отсутствуют значимые различия в изучаемых параметрах и между студентами гуманитарных и технических специальностей. В качестве тенденции можно обозначить наличие более высокого уровня психической напряженности у студентов технического профиля.

Результаты исследования копинг-стратегий студентов в стрессовых ситуациях показали, что наиболее часто они используют стратегии, ориентированные на решение проблемы, и стратегии, ориентированные на избегание. Большая часть студентов на основе самооценки демонстрирует конструктивный стиль поведения в сложных жизненных ситуациях и предпочитает стратегию разрешения проблем.

Стратегия избегания также занимает доминирующее положение в предпочтении студентов. Она характеризуется попыткой избежать контакта со стрессовой ситуацией и уйти от решения проблем. Вариантами этой стратегии являются: «Отвлечение» и «Социальное отвлечение», которые связаны со стремлением человека обратиться за помощью и поддержкой к окружающим людям с целью снять психическое напряжение.

Мужчины и женщины демонстрируют сходные результаты в частоте используемых стратегий. Однако достоверно различаются показатели «Отвлечение» и «Социальное отвлечение», которые в большей степени представлены в женской группе. Сравнение показателей студентов технических и гуманитарных специальностей указывает на наличие достоверных различий в отношении копинга «Избегание». Эту стратегию чаще демонстрируют студенты- гуманитарии.

Результаты диагностики типичных способов совладания, характерных для студентов в экзаменационной ситуации, позволили заключить, что мужчины наиболее часто используют следующие копинг-стратегии: «Контроль над ситуацией», «Самоконтроль» и «Позитивная самомотивация». Эти стратегии относятся к позитивным и касаются действий, направленных на снижение стресса.

Преобладающими стратегиями женщин являются: «Поиск социальной поддержки», «Анципиирующее избегание» (намерение предотвращать повторение стрессовой ситуации в будущем или избегать их) и «Заезженная пластинка» (неумение отвлекаться мысленно, постоянно раздумывать над ситуацией, «ломать голову»).В классификации С. Нормана эти стратегии относятся к разряду «негативных» и касаются путей, которые могут усилить стресс. Подобное поведение может свидетельствовать о тенденции постоянно мысленно раздумывать над ситуацией и обвинять себя в ее возникновении.Наименее используемыми как мужчинами, так и женщинами оказались стратегии: «Беспомощность», «Жалость к себе», «Прием лекарственных средств». Эти стратегии в теории совладающего поведения принято относить к пассивным.

Дополняет анализ рассмотрение критериев достоверности различий в группах мужчин и женщин. В целом мужчины в сравнении с женщинами оценивают свои действия в экзаменационной ситуации как более эффективные и воспринимают происходящее скорее как вызов, чем как угрозу. Преобладают копинг- стратегии, связанные с поведенческими и когнитивными реакциями на стресс, с активными попытками разрешить проблему.

Значимые половые различия отмечаются, прежде всего, в отношении эмоциональных копинг- стратегий. Женщины чаще, чем мужчины прибегают к стратегии «Поиск социальной поддержки», связанной с вовлечением других людей в свои переживания. Пассивные стратегии: «Избегание» негативных эмоций, связанных со стрессом, и «Прием лекарственных средств» также в большей степени характерны для женщин.

С целью определения особенностей совладающего поведения у студентов технических специальностей и студентов- гуманитариев мы проанализировали их показатели по тесту ПТЖС.

Доминирующими стратегиями поведения для обеих групп студентов оказались стратегии, относящиеся к группе «активных позитивных»: «Контроль над ситуацией», «Самоконтроль» и «Позитивная самомотивация». Эти данные свидетельствуют о том, что студенты в ситуации экзамена в первую очередь стремятся: обеспечить себе успех, признание и самоутверждение; анализировать ситуацию, планировать и выполнять действия по ее контролю, контролировать свое поведение, сохранять самообладание.

Подсчет достоверных различий, однако, позволил определить, что студенты - гуманитарии, независимо от пола, чаще прибегают к стратегии поиска социальной поддержки, замещению и отвлечению в поиске положительных эмоций.

Анализируя применение позитивных и негативных стратегий у студентов разных профессиональных направлений, можно сделать вывод о том, что шкальные значения доминируют исключительно по позитивным стратегиям.

С целью определения проявлений самоактуализации личности в

изучаемой группе студентов был использован «Самоактуализационный тест». При сравнении показателей с учетом достоверности различий можно сделать вывод о том, что мужчины обладают большей независимостью в поступках, в большей степени, чем женщины, принимают себя как личность вне зависимости от оценки их достоинств и недостатков со стороны окружающих. Женщины в большей степени демонстрируют гибкость в поведении, большую ориентацию на эмоции, рефлексию и способность быстро устанавливать контакты.

Сравнение групп студентов технической и гуманитарной направленности позволяют сделать вывод о том, что студенты технических специальностей обладают большей независимостью в своих поступках и демонстрируют более высокую степень принятия ценностей самоактуализации. Студенты-гуманитарии в сравнении со студентами технической направленности в большей степени демонстрируют творческий подход к проблемам, выраженную ориентацию на эмоциональное переживание проблем, рефлексию и способность быстро устанавливать контакты.

В результате применения корреляционного анализа получены множественные корреляции между изучаемыми показателями. Обратимся к корреляционной плеяде, которая отражает связи суммарного показателя стресса с показателями копинг - стратегий и личностных особенностей (Рис.1). переживания эмоционального напряжения на экзамене.

Рис.1. Связи суммарного показателя стресса с показателями копинг - стратегий и личностных особенностей

Представляется неслучайной положительная корреляция этого показателя с эмоционально-ориентированным копингом, рядом «негативных» копинг-стратегий и самообвинением.

Трактовать эти данные можно следующим образом: повышение уровня эмоционального напряжения на экзамене связано с нарастанием чувства беспомощности и жалости к себе, попыткой уйти от стрессовой ситуации, неумением мысленно отвлечься от проблемы и ростом самообвинения.

В центре корреляционной плеяды личностных факторов самоактуализации показатель «Гибкость поведения» (рис. 2).

Рис.2 Взаимосвязь показателя «Гибкость поведения» и копинг - стратегий

Полученные данные означают, что снижение уровня гибкости поведения (реализация ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию) влечет за собой использование преимущественно эмоционально-ориентированных стратегий, связанных с поиском эмоциональной поддержки, отвлечения в других видах деятельности, а также «пережевывание проблем» стрессовой ситуации.

Отметим еще несколько значимых корреляций. Отрицательная связь самоуважения с показателем «Эмоционально-ориентированный копинг» свидетельствует о том, что способность субъекта ценить свои достоинства заставляет отказываться от неадаптивных стратегий.

Отрицательная корреляция показателей «Бегство от стресса» и «Познавательная потребность» означает, что с ростом потребности в знаниях студенты все меньше склонны «бежать» от стрессовой ситуации.

Положительная корреляция показателя «Сензитивность к себе» и «Замещение» означает, что с ростом способности к осознанию и пониманию своих чувств растет и активность, направленная на обращение к позитивным жизненным проявлениям для преодоления стресса.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Отсутствуют значимые половые различия и различия между студентами разных специальностей в уровне переживания стресса на экзамене.

2. Студенты используют позитивные копинг- стратегии чаще, чем негативные. В ситуации экзаменационного стресса их усилия направлены на снижение напряжения с помощью действий по контролю над трудной ситуацией и собственными реакциями. Для студентов характерно также преувеличение своих способностей, касающихся эффективного преодоления стрессовой ситуации.

3. Существуют различия между мужчинами и женщинами в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями. Мужчины чаще прибегают к копинг- стратегиям, связанным с поведенческими и когнитивными реакциями на стресс, активными попытками разрешить проблему. Женщины чаще используют эмоциональные стратегии, проявляющиеся в отвлечении от проблем, в избегании сильных переживаний и поиске социальной поддержки.

4. Студенты-гуманитарии, независимо от пола, чаще, чем студенты технических специальностей прибегают к стратегии поиска социальной поддержки, замещению и отвлечению в поиске положительных эмоций.

5. Повышение уровня эмоционального напряжения на экзамене связано с нарастанием чувства беспомощности и жалости к себе, попыткой уйти от стрессовой ситуации, неумением мысленного отвлечения от проблемы и ростом самообвинения. Снижение уровня гибкости поведения влечет за собой использование преимущественно эмоционально-ориентированных стратегий. С ростом способности к осознанию и пониманию своих чувств растет и активность, направленная на обращение к позитивным жизненным проявлениям для преодоления стресса.

Подводя итог следует отметить, что комплексное изучение поведения студентов в ситуации экзамена, включающее определение его личностных особенностей и стратегий совладания, помогут управлять психическим состоянием, приобрести навыки и умения, связанные со снижением неприятных эмоциональных переживаний во время экзаменов. Этой цели могут служить также индивидуальная диагностика студентов и тренинговые занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жуйкова М. В. К вопросу о необходимости формирования навыков совладающего поведения // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», 2010. С.37-45.

2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.- С. 20-30.

3. Lazarus, R.S., & Folkman, S. Stress, appraisal and coping- New York: Springer.- 324p.

4. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения //Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: сб. науч.статей. М., 2008.-С. 138-152.

5. Кучина З.Б. 2. Совладание с экзаменационным стрессом у студентов вуза (на примере Интернет-экзамена) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. -С. 225-232.

6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения.: моногр./ Т.Л.Крюкова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.-267с.

7. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. 2006. Т. 5. - №3. - С. 112-121.

8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: моногр. /Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009.- 225с .

9. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: моногр./Е.Р. Исаева.- СПб.: СПбГМУ, 2009.- 136с .

10. Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. 2009. - №1. - С. 109-120.

11. Лучшие психологические тесты /сост. М.В. Оленникова.-М:АСТ; СПб: Сова, 2010.-639с.

УДК 377.112.4

Т.Н. Крепкая, А.Ф. Мамлеева

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Проанализированы проблемы, возникающие у молодых специалистов, в том числе и у выпускников технических вузов при «вступлении» в профессию, а также способы их решения посредством изучения дисциплин гуманитарного цикла. Изучены теоретические работы по психологии в области эмоционального интеллекта. Сделан вывод, о том, что дисциплины гуманитарного цикла способствуют развитию эмоционального интеллекта и социальной компетенции, необходимых для успешной интеграции в профессиональную среду.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инициативность, взаимодействие, лидерские качества, интеграция в профессиональную среду, социальная компетенция, умения и навыки самообразования, универсальность, «гибкие» навыки, личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.