Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВУЗ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / STUDENT / UNIVERSITY / DEVELOPMENT / CREATIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чотчаева Зарета Амирбиевна

В статье представлен комплекс форм и методов работы со студентами во внеучебной деятельности. Представлен педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии творческих способностей студентов вуза. Обозначен круг самостоятельной исследовательской работы студентов в каждом из внеучебных мероприятий. Определена позиция педагога в каждом из форм внеучебной деятельности работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чотчаева Зарета Амирбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN EXTRA LEARNING ACTIVITIES

The article presents a set of forms and methods of working with students in extracurricular activities. The pedagogical potential of extracurricular activities in the development of the creative abilities of university students is presented. The circle of independent research work of students in each of the extracurricular activities is indicated. The position of the teacher in each form of extracurricular activities working with students is determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК: 159.9

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социальной работы, заместитель декана по воспитательной

работе факультета психологии и социальной работы Чотчаева Зарета Амирбиевна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен комплекс форм и методов работы со студентами во внеучебной деятельности. Представлен педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии творческих способностей студентов вуза. Обозначен круг самостоятельной исследовательской работы студентов в каждом из внеучебных мероприятий. Определена позиция педагога в каждом из форм внеучебной деятельности работы со студентами.

Ключевые слова: студент, вуз, развитие, творческие способности, внеучебная деятельность, внеучебное мероприятие.

Annotation. The article presents a set of forms and methods of working with students in extracurricular activities. The pedagogical potential of extracurricular activities in the development of the creative abilities of university students is presented. The circle of independent research work of students in each of the extracurricular activities is indicated. The position of the teacher in each form of extracurricular activities working with students is determined.

Keywords: student, university, development, creativity, extracurricular activities, extracurricular activities.

Введение. Современная внеучебная деятельность, как форма организации студентов вузов, имеет отличия от предшествовавших периодов развития образовательных учреждений, когда молодые люди зачастую ориентировались на общественно-политическую деятельность. Сегодня на первый план выходит задача самореализации личности студента, например, в научных исследованиях, органах студенческого самоуправления, художественно-творческих организациях [1, 3, 6].

В современной научной литературе и практике учебно-воспитательной работы насчитывается множество видов внеучебных мероприятий для студентов вузов [6, 7]. Рассмотрим наиболее традиционные в практике учебно-воспитательной работы вуза, способствующие развитию творческих способностей студентов. К ним относятся: предметные кружки; факультативные занятия; лекторий; конкурсы и олимпиады; художественная самодеятельность; экскурсии; музейная деятельность.

Изложение основного материала статьи. Понимание творчества, с точки зрения педагогики и психологии, является целенаправленным, напряженным и упорным трудом. Творческий процесс требует активной мыслительной деятельности, интеллектуальных, волевых, эмоциональных затрат личности, высокой работоспособности. В работе Л.А. Саенко и В.Н. Карташовой [3] отмечается, что творчество представляет собой систему, взаимозависимых элементов - воображение, мечтательность, ассоциативность. Если рассматривать творчество как деятельность, то этот процесс требует подготовки, эрудиции, является формой удовлетворения потребностей, выступает источником материальных и духовных благ личности.

Творческие способности - это индивидуальные качества личности, которые способствуют выполнения какой-либо деятельности наиболее успешно. Результатом творческой деятельности является «новый продукт», имеющий высокую значимость для субъекта творческой деятельности и для общества в целом. Развитие творческих способностей связано с выработкой у индивида стремления к проявлению собственной инициативы, таланта, готовности действовать в нестандартных ситуациях, наполнять личностными смыслами знания и умения [5].

Рассмотрим основные традиционные формы внеучебной деятельности студентов, направленные на развитие творческих способностей обучающейся молодежи.

Предметные и творческие кружки в вузе - научно-образовательные кружки, основанные с целью развития и углубления полученных знаний по разнообразным дисциплинам учебного плана, а также формирование у студентов интереса к различным отраслям науки и искусства.

Предметные кружки - один из основных видов внеучебной работы, важный инструмент профессиональной подготовки студентов. Они содействуют в формировании у студентов самостоятельности, творческих способностей и навыков исследовательской деятельности.

Программа и формы работы предметных кружков обуславливаются спецификой изучаемого предмета, уровнем знаний и индивидуальными особенностями студентов. Содержание работы предметных кружков содержат вопросы дополняющие и углубляющие уже имеющиеся знания у студентов.

Формы проведения предметных кружков разнообразны: беседы, дискуссии, доклады, круглые столы, конференции, лабораторные и самостоятельные работы и др.

Факультативные занятия в вузе - добровольные занятия, приводящиеся для расширения и углубление знаний по отдельным учебным дисциплинам, вопросам и темам, в соответствии с пожеланиями студентов.

Для проведения факультативных занятий, в частности по специализированным предметным курсам, приглашаются высококвалифицированные специалисты различных отраслей науки, культуры, промышленности и сельского хозяйства.

Каждый студент может самостоятельно выбрать факультативное занятие, причем никаких испытаний для попадания в группу проходить не надо. Факультативные занятия формируются с учетов пожелания большинства студентов курса. Если студент записался на такие занятия, то он обязан в течении года окончить выбранный факультативный курс.

Насыщенное содержание программы курсов, требует особых методов преподавания и подготовки заданий для самостоятельной работы студентов. В процессе проведения факультативных курсов широко применяются практические, семинарские, лабораторные занятия, и большое внимание уделяется лекционной части. Контроль знаний студентов факультативных курсов проводится регулярно и оценивается педагогом по урочной и зачетной системе. Факультативные занятия не только призваны углублять знания студентов по отдельным дисциплинам образовательной программы, но и развивают научное творчество обучающихся [11; 12].

Лекторий для обучающихся - вид внеучебной культурно-просветительской работы. Лекторий -подготовительная и лекционная деятельность, осуществляемая иногда самими студентами (педагоги могут помочь выбрать тему лекции наиболее интересную для аудитории, а также консультировать студентов по возникшим у них вопросам, иногда и выступать в роле лекторов). Студенты, которые участвуют в лекториях получают опыт научного творчества, исследовательские навыки, опыт взаимодействия с аудиторией.

Кружковая работа в вузах организуется с целью расширения и углубления имеющихся знаний по отдельным предметам профессионального цикла, удовлетворения интересов студентов, формирования творческих способностей, с целью организации их досуга. Кружковые занятия взаимосвязаны образовательными и воспитательными задачами, служат инструментом формирования исследовательской культуры, культуры взаимодействия при совместной работе, накоплению профессионального опыта.

Обычно кружок состоит из 15-20 человек. Кружковые занятие могут проводится, как в стенах вуза, так и при клубах, библиотеках и т.д. Предметные кружки формируются с учетом одного учебного курса и примерно одинаковым уровнем знаний. Многие кружки объединяют студентов различных курсов по интересам, так, например, спортивные и художественные и т.д.

Отличительной чертой кружковой работы является использование разнообразных форм и методов ее организации. Они проводятся в увлекательных формах и не имеют четко выраженной специализации. Программы кружковых работ со студентами вуза содержат современные достижения науки, техники и культуры. Форма проведения таких занятий - это беседа, реферат, доклад, экскурсии и походы, лабораторные, изготовление моделей, соревнование и др.

Немаловажно, чтобы достижения студентов в кружках были отмечены всем вузом, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации конференций, конкурсов и олимпиад, диспутов, городских выставок, выставок творчества, вузовских музеев. Студенческие клубы являются наивысшей формой кружковой работы с обучающейся молодежью.

Конкурсы и олимпиады - соревнование на лучший результат в выполнении конкретных заданий в определенной области науки и искусства. Целью конкурсов и олимпиад является обнаружение и развитие интересов, особенностей студенческой молодежи. Они помогают участникам попробовать свои силы и о оценить свои возможности, таким образом помогая студенту в дальнейшей профессиональной деятельности. Этот вид внеучебной работы развивает самостоятельность, стимулирует творческую активность студентов.

Художественная самодеятельность - внеучебные занятия, в которых занимаются разнообразными видами искусства с целью развития эстетических потребностей и интересов студентов, совершенствование способностей и художественного образования. Огромную роль в эстетическом воспитании отводится подведению итогов творческой деятельности студентов: игра в спектаклях, выступления на вузовских и городских мероприятиях, участие в конкурсах и олимпиадах.

При правильном проведении смотры художественной самодеятельности приобщают студентов к занятиям различными видами искусства, активизируют интерес к ним, помогают понять их общественную значимость, требовательно относится к результатам своей художественной деятельности, развивая тем самым эстетический вкус.

Экскурсии - форма и метод учебно-воспитательной деятельности, которая позволяет с помощью наблюдения и изучения познать предметы и явления в естественных условиях или на выставках и в музеях. Экскурсия сочетает в себе принципы наглядности, локальности и самодеятельности студентов, и является одним из популярных педагогических методов воспитательной внеучебной работы. Она помогает расширить кругозор, пробуждает интерес у студентов к познавательной самостоятельной деятельности, учит анализировать факты и явления, сравнивать их друг с другом, делать заключения. Для куратора студенческой группы, экскурсия средство установление дружеского контакта с обучающимися, а также их понимание.

Помощь в проведении экскурсии по темам внеаудиторной деятельности предлагают экскурсионно-туристические станции, центры экскурсионно-туристской и краеведческой работы с молодежью, экскурсионные турагентства и отделы музеев.

Музей - научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, коллекционирующие, сберегающие, изучающее и выставляющие памятники культуры, произведения искусства и другое. Совместная работа музей и вуза разнообразна. Музеи оказывают немаловажную помощь вузу в формировании мировоззрения современной студенческой молодежи, формировании представлений об исторических событиях и культуре региона.

В музеях организуются консультации, в которых работники музеев консультируют по интересующим вопросам, снабжают студентов наиболее полезной и развивающей литературой.

Различные формы массовой внеучебной работы являются наиболее распространенными в высшем учебном заведении. Поскольку они рассчитаны на большой охват обучающихся, то для них свойственно: яркость, торжественность, красочность, эмоциональное воздействие на студенческую молодежь. Массовые внеучебные мероприятия имеют большое воздействие на обучающихся в плане активизации их исследовательской деятельности, в том числе и творческой.

Наиболее востребованными формами внеучебной работы в вузе являются:

- предметные недели по предметным циклам: гуманитарные, математические, естественнонаучные (по учебным предметам для обучающихся всего вуза);

- предметные общевузовские/межвузовские олимпиады; фестивали творческих проектов; смотры-конкурсы (как предметные, так и творческие);

- мероприятия военно-патриотической направленности: тематические праздники и вечера, военно-спортивные соревнования;

- массовые вузовские праздники (коллективные творческие дела): тематические праздники («День матери», «Восьмое марта», «День первокурскника» и т.д.); творческие конкурсы («А ну-ка девушки», КВН и т.д.); конкурс инсценированной песни, конкурс чтецов, плакатов, конкурс театральных мини постановок и т.д.). Вузовские праздники могут быть посвящены датам календаря, юбилеям писателей или других деятелей науки, культуры, искусства. Праздники также могут быть фольклорными, познавательно-развлекательными;

- специализированные акции: праздники народного творчества, неделя научной книги, социальные акции (например, против курения; против насилия и т.д.);

- общественно полезные и социально значимые внеучебные мероприятия: субботники, социально-помогающая деятельность, краеведческая исследовательская работа, акции милосердия («Подарок детскому

дому», «Помоги ветерану» и т.д.);

- спортивно-туристическая деятельность: спортивные и туристические слеты, межвузовские соревнования, походы и экспедиции, организация спортивных турниров и других спортивных мероприятий.

Выводы. Таким образом, мы видим, что видов и форм внеучебной деятельности достаточно много. Реализация внеучебных мероприятий, включение студентов в качестве участников, разработчиков, организаторов будет стимулировать развитие их творческих способностей. Необходимо отметить, что следует учитывать индивидуальные наклонности студенческой молодежи и их желание к участию в каких-либо внеучебных мероприятиях.

Литература:

1. Бригинец И.Н. Развитие лидерских качеств студентов вуза во внеучебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2. С. 12-14.

2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.

3. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2018. - 152 с.

4. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 68-69.

5. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 203-205.

6. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В. Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 259-261.

7. Фролова С.В., Пепеляева С.В. Педагогические условия организации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 337.

8. Юденкова И.В., Горская С.В. Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-3 (52). С. 197-199.

9. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

10. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

Педагогика

УДК: 378

кандидат филологических наук Шайхутдинова Халида Абдрахмановна

Самарский государственный технический университет (г. Самара)

SOFT SKILLS: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию аспектов подготовки эффективных инженеров-строителей в процессе их обучения в техническом вузе. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills, или «гибкие навыки». Анализируются сущность и понятие soft skills. Представлены результаты анкетирования студентов, раскрывающие значимость soft skills и оценку студентами своих универсальных компетенций. По итогам анкетирования предлагается разработать дополнительные учебные программы и иные мероприятия в рамках образовательной и воспитательной работы для развития личностных качеств по всем составляющим soft skills с целью успешной профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.

Ключевые слова: hard skills, soft skills, компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, инженерное образование, личностные качества, образовательный процесс, критическое мышление.

Annotation. The article is devoted to studying the aspects of training effective civil engineers in the process of their training at a technical university. The important role of universal skills called soft skills or "flexible skills" is emphasized. The article analyzes the essence and concept of soft skills. The results of the students' surveys reveal the importance of soft skills and the students' assessment of their professional competencies. Based on the results of the questionnaire, it is proposed to develop additional curricula and activities in the educational and upbringing framework, and to work on developing personal qualities in all components of soft skills in order to successfully train construction engineers for their future careers.

Keywords: hard skills, soft skills, competences, professional competencies, universal competences, engineering education, personal qualities, educational process, critical thinking.

Введение. В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к специалистам, что стимулирует конкуренцию, интенсивность и качество труда. В связи с этим уделяется пристальное внимание профессиональной подготовке современных инженеров в технических вузах: разрабатываются новые стандарты и рабочие программы ко всем дисциплинам, организуется практика, проводится научно-исследовательская работа со студентами всех курсов и всех направлений подготовки. Однако в меньшей степени исследованы аспекты подготовки эффективных и востребованных выпускников инженерных специальностей в плане социальных, лидерских компетенций, а также личностных качеств. Практика показывает, что на протяжении последних десятилетий в каждом объявлении с предложением вакансии кроме профессиональных навыков востребованы социальные, волевые, интеллектуальные и лидерские компетенции, необходимые для успешной карьеры специалиста, именуемые термином soft skills, что переводится как «мягкие», или «гибкие» навыки. Современным компаниям нужны сотрудники и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.