Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Депсамес Лидия Петровна, Бузина Надежда Олеговна

В данной статье изучается проблема развития креативности в проектной деятельности у студентов-дизайнеров. Раскрывается сущность понятия креативности и её роль в становлении студента как будущего специалиста в сфере дизайна. Даётся осмысление понятия проектного творчества как необходимого условия для формирования в процессе обучения у студентов-дизайнеров необходимых личностных и профессиональных качеств. Проектная деятельность рассматривается как одна из наиболее значимых технологий в процессе обучения студента-дизайнера на современном этапе развития общества. Акцентируется мысль о том, что Технология проектной работы предполагает укрепление межпредметных связей и направлена на процесс профессионального развития личности обучающихся с целью формирования профессиональных навыков. Поднимается вопрос о важности овладения обучающимися всеми способами работы с информацией. Дизайн в современном мире - это искусство, рассчитанное на большой круг людей и которое неизбежно оказывает воздействие на каждого человека. И что бы ни создавал дизайнер, он всегда создает среду человеческого существования и таким образом влияет на развитие культуры и общества в целом. Определяется роль и значение теоретических знаний, которые обучающиеся приобретают во время учебы. Эти знания и умения дают основу для понимания профессиональных законов, принципов, методов и средств художественного проектирования искусственных систем как неотъемлемой части профессиональной компетентности и творческого мышления дизайнера. Подчеркивается духовно-эстетическое значение предметной среды, которая в современных условиях заметно возрастает и влияет на формирование мировоззрения человека. Закон гармонии, принципы оригинальности и новизны, а также использование различных средств выразительности определяют художественно-эстетическую сторону результатов деятельности личности. Создание оригинальных, неординарных решений и целевой подход в профессиональной подготовке будущего дизайнера гарантируют эффективность развития креативности в проектной деятельности. Рассматривается уровень проектной культуры в профессиональной деятельности дизайнера. Обращается внимание на возможность стимулирования развития у студентов способности осуществлять самооценку и самоконтроль своего продвижения к конечной цели в процессе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Депсамес Лидия Петровна, Бузина Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN THE DESIGN ACTIVITIES OF DESIGN STUDENTS

This article studies the problem of developing creativity in design activities among design students. The essence of the concept of creativity and its role in the development of a student as a future specialist in the field of design is revealed. The author gives an understanding of the concept of design creativity as a necessary condition for the formation of the necessary personal and professional qualities in design students in the learning process. Project activity is considered as one of the most significant technologies in the process of teaching a design student at the present stage of society development. The idea is emphasized that the technology of project work involves the strengthening of interdisciplinary connections and is aimed at the process of professional development of the personality of students in order to form professional skills. The question is raised about the importance of mastering by students all the ways of working with information. Design in the modern world is an art designed for a wide range of people and which inevitably has an impact on every person. And whatever the designer creates, he always creates an environment for human existence and thus influences the development of culture and society as a whole. The role and importance of theoretical knowledge that students acquire during their studies is determined. This knowledge and skills provide a basis for understanding the professional laws, principles, methods and means of artistic design of artificial systems as an integral part of the designer's professional competence and creative thinking. The spiritual and aesthetic significance of the subject environment is emphasized, which in modern conditions is noticeably increasing and influencing the formation of a person's worldview. The law of harmony, the principles of originality and novelty, as well as the use of various means of expression determine the artistic and aesthetic side of the results of a person's activity. The creation of original, extraordinary solutions and a targeted approach to the professional training of a future designer guarantee the effectiveness of the development of creativity in project activities. The level of design culture in the professional activity of a designer is considered. Attention is drawn to the possibility of stimulating the development of students' ability to carry out self-assessment and self-control of their progress towards the final goal in the process of work.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

7. Ростовцева, П.П. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 316-318.

8. Ростовцева, П.П. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева // Педагогика и психология образования. - 2016. - № 4. -С. 78-83.

9. Соболева, О.С. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза / О.С. Соболева, Н.В. Гусева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 71-75

10. Чилингарян, М.В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка / М.В. Чилингарян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № S12. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/76148.htm.

11. Al-Faki, I.M. Difficulties Facing Teachers in Using Interactive Whiteboards in Their Classes / I.M. Al-Faki // American International Journal of Social Science. - Vol. 3. - No. 2. - 2014. - С. 136-158.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бузина Надежда Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье изучается проблема развития креативности в проектной деятельности у студентов-дизайнеров. Раскрывается сущность понятия креативности и её роль в становлении студента как будущего специалиста в сфере дизайна. Даётся осмысление понятия проектного творчества как необходимого условия для формирования в процессе обучения у студентов-дизайнеров необходимых личностных и профессиональных качеств.

Проектная деятельность рассматривается как одна из наиболее значимых технологий в процессе обучения студента-дизайнера на современном этапе развития общества. Акцентируется мысль о том, что Технология проектной работы предполагает укрепление межпредметных связей и направлена на процесс профессионального развития личности обучающихся с целью формирования профессиональных навыков. Поднимается вопрос о важности овладения обучающимися всеми способами работы с информацией. Дизайн в современном мире - это искусство, рассчитанное на большой круг людей и которое неизбежно оказывает воздействие на каждого человека. И что бы ни создавал дизайнер, он всегда создает среду человеческого существования и таким образом влияет на развитие культуры и общества в целом.

Определяется роль и значение теоретических знаний, которые обучающиеся приобретают во время учебы. Эти знания и умения дают основу для понимания профессиональных законов, принципов, методов и средств художественного проектирования искусственных систем как неотъемлемой части профессиональной компетентности и творческого мышления дизайнера.

Подчеркивается духовно-эстетическое значение предметной среды, которая в современных условиях заметно возрастает и влияет на формирование мировоззрения человека.

Закон гармонии, принципы оригинальности и новизны, а также использование различных средств выразительности определяют художественно-эстетическую сторону результатов деятельности личности.

Создание оригинальных, неординарных решений и целевой подход в профессиональной подготовке будущего дизайнера гарантируют эффективность развития креативности в проектной деятельности.

Рассматривается уровень проектной культуры в профессиональной деятельности дизайнера. Обращается внимание на возможность стимулирования развития у студентов способности осуществлять самооценку и самоконтроль своего продвижения к конечной цели в процессе работы.

Ключевые слова: дизайнерская деятельность, креативность, креативное мышление, творчество, проектное творчество, проектное мышление, интеллектуальная активность, критерии, способности, личность.

Annotation. This article studies the problem of developing creativity in design activities among design students. The essence of the concept of creativity and its role in the development of a student as a future specialist in the field of design is revealed. The author gives an understanding of the concept of design creativity as a necessary condition for the formation of the necessary personal and professional qualities in design students in the learning process.

Project activity is considered as one of the most significant technologies in the process of teaching a design student at the present stage of society development. The idea is emphasized that the technology of project work involves the strengthening of interdisciplinary connections and is aimed at the process of professional development of the personality of students in order to form professional skills. The question is raised about the importance of mastering by students all the ways of working with information. Design in the modern world is an art designed for a wide range of people and which inevitably has an impact on every person. And whatever the designer creates, he always creates an environment for human existence and thus influences the development of culture and society as a whole.

The role and importance of theoretical knowledge that students acquire during their studies is determined. This knowledge and skills provide a basis for understanding the professional laws, principles, methods and means of artistic design of artificial systems as an integral part of the designer's professional competence and creative thinking.

The spiritual and aesthetic significance of the subject environment is emphasized, which in modern conditions is noticeably increasing and influencing the formation of a person's worldview.

The law of harmony, the principles of originality and novelty, as well as the use of various means of expression determine the artistic and aesthetic side of the results of a person's activity.

The creation of original, extraordinary solutions and a targeted approach to the professional training of a future designer guarantee the effectiveness of the development of creativity in project activities.

The level of design culture in the professional activity of a designer is considered. Attention is drawn to the possibility of stimulating the development of students' ability to carry out self-assessment and self-control of their progress towards the final goal in the process of work.

Key words: design activity, creativity, creative thinking, creativity, design creativity, design thinking, intellectual activity, criteria, abilities, personality.

Введение. Современная жизнь очень динамична и постоянно меняется, продолжая ставить перед человеком новые нестандартные задачи, для решения которых необходимо проявлять креативность. Для студентов-дизайнеров данный аспект еще более важен, так как напрямую влияет на дальнейшее развитие личности в профессии. Поскольку новые вызовы современности предъявляют особые требования к развитию творческой личности, креативность как важное качество для обучающихся 21 века необходимо развивать осознанно. Нашему современному обществу требуется творческий человек, способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям и активно находить решения возникающих проблем. Специфика дизайн-образования должна быть направлена на формирование таких качеств, как творческая активность, гибкость проектного мышления, инициативность в принятии нестандартных решений, обеспечивающих успешность в будущей профессии.

Изложение основного материала статьи. Для более глубокого погружения в проблему, следует дать определение термину «креативность». Важно отметить, что понятие относительно новое и не до конца изучено в науке. Если рассматривать психологическое направление, то термин можно понимать или как качество, проявляющееся в характере человека; или совокупность определенных черт личности, способствующих развитию творческого потенциала; или организация образовательной среды, обеспечивающей необходимые и достаточные условия непрерывного профессионального саморазвития человека.

Креативность (от лат. «creare», созидать, порождать, творить) тесно связана с творческой деятельностью человека. По мнению А. Маслоу «креативность» - это качество, которое может быть применено в любой жизненной ситуации. Он понимает её, как творческую направленность, интеллектуальную одаренность, данную от рождения человеку, но не развивающуюся в течение жизни по разным обстоятельствам и под воздействием определенной среды [10, С. 102].

Следует отметить, что интеллектуальная одаренность является важным, но недостаточным условием для проявления у личности креативности. По А. Маслоу, креативность - это скорее особый способ мировосприятия и мироощущения, который выражается во взаимодействии с реальным миром и самим собой. Функция креативности человека позволяет раскрыть его индивидуальность, способность к самовыражению, которое может реализовываться в любой сфере деятельности. Отсюда, важно создавать условия формирования небезразличного отношения к увиденному, происходящему, создающемуся, и в этом проявляется индивидуальная особенность личности. Можно сказать, что каждый акт её деятельности становится актом творчества.

Их этого следует, что главную роль в развитии креативного поведения личности играют мотивации, черты характера и её ценностные ориентации. А именно: чувствительность, индивидуальные особенности, когнитивная одаренность и независимость суждений.

Барышева Т.А. в своих исследованиях разделяет понятия креативности и творчества. Сущность понятия "креативность" шире понятия "творчество", так как явление креативности имеет потенциальную и актуальную формы. Творческие способности, по её мнению, выступают как структурные компоненты креативности [2, С. 11].

Творческая личность реализует свою креативность в различных инновационных достижениях.

Опираясь на научный труд Д.Б. Богоявленской, креативность - это такая интеллектуальная активность личности, которая позволяет ей выйти за границы рассматриваемой проблемы и найти новый нестандартный подход к её решению [3, С. 156].

Автор вводит понятие «интеллектуальная активность личности», которая характерна для творческого типа личности и проявляется в любой сфере деятельности человека.

Таким образом, креативность и творческие способности являются необходимым условием для успешной реализации человека как в личной, так и в профессиональной жизни. Принцип развития креативности в личности заложен в любом учебном процессе и в любой сфере деятельности, однако в большей степени это касается именно обучающихся на творческих направлениях.

Следует отметить, что в настоящее время предъявляются особенно высокие требования к подготовке специалистов в области дизайна, которые должны иметь необходимые профессиональные знания и умения и быть носителями профессиональной культуры.

По мнению ученых, задатки креативности есть у каждого человека, однако влияние современной окружающей среды может негативно сказаться на этом запасе и привести к блокировке творческих способностей. Поэтому, развитие креативности - это процесс индивидуальный. Специально созданная под данные задачи образовательная среда позволяет вводить в процесс обучения технологии, способствующие развитию креативности и творческого мышления у студентов.

По мнению Кохановской Д.Р., важно и необходимо давать для каждого позитивный стимул для развития креативности, освобождать студента от психологических «зажимов» и ограничений в способах деятельности [8, С. 7].

Отсюда, одной из главных задач системы высшего образования является не только обеспечение обучающихся конкретными профессиональными знаниями и навыками, но и развитие творческого мышления и яркого воображения. Согласно Бредневой Н.А. в решении данной проблемы особую роль играет проектная деятельность, которая позволяет развивать у студентов-дизайнеров способность к гибкому мышлению в решении проблемных задач и их преобразованию [4, С. 34].

В психолого-педагогических исследованиях было доказано, что проектное творчество играет важную роль в дизайнерской деятельности. Особенно выделяется значимость процесса творчества, проявляющееся во время поисковой работы, направленной на воплощение идей будущего проекта. Сущностью средств проектного творчества могут выступать ценностные ориентации личности, предметная культура, символы и понятия, образы, цвет, формы и пространство.

Важно отметить, что дизайнер работает, в первую очередь, с человеком, образом его мысли, ценностями, устоями и традициями. Всё, что он создаёт, неразрывно связано с обществом. Именно поэтому ни одна вещь не должна быть просто вещью самой по себе, она должна создаваться в связи с человеком, его жизнью, культурой, психикой, эргономикой и т.п. Студент-дизайнер должен усвоить данный принцип, чтобы в дальнейшем своим творчеством оказывать правильное воздействие на себя и своё окружение.

В процессе проектной деятельности обучающиеся делятся друг с другом своими впечатлениями и эмоциями, совместно преобразуя их в произведение искусства. Чтобы лучше понять смысл проектного творчества и проектного мышления, обратимся к их определениям.

Проектное творчество - это процесс проектирования, основанный на интеграции эмоционально-образного, рационально-логического и его результат в виде продукта, имеющего духовную или материальную ценность.

Проектное мышление - это активный процесс отражения мира объектов в профессиональных понятиях, теориях, суждениях, которые проявляются в концепции, формируемой в результате открытия нового (способа, средства)

систематического и последовательного или одновременного поиска. Тип интегративного (сложного) мышления, характеризующийся глубиной, широтой, быстротой, гибкостью, свободой, критической способностью и независимостью позволяет генерировать новые идеи и решать проблемы оригинальными способами. Индивидуальное мышление характеризуется способностью к саморазвитию и возможностью выходить за рамки сложившихся у человека форм и канонов мышления; обладает высокой степенью интеллектуального совершенства.

С точки зрения Бредневой Н.А., путь формирования креативности в процессе создания проекта включает в себя: стремление к творческой самореализации, самовыражению личностной идентичности; прогнозирование оптимального варианта; стремление к проявлению инициативы, основанной на изучении аналогов предыдущего опыта проектной деятельности.

Особую роль в развитии креативности играет навык к коллективного взаимодействия, способность проявлять терпимость к различным творческим подходам и умение удивляться как необычными, так и обыденными ситуациями.

Успешность проектной деятельности во многом зависит и от организации учебного процесса, позволяющего обучающимся настроиться на атмосферу креативности, мотивацию к самовыражению [4, С. 34].

Итак, раскрыв сущность понятия креативности, как способности отказаться от шаблонных способов мышления и как интеллектуальной способности, обеспечивающей творческое развитие, можно выделить следующие её параметры: 1) умение выявлять и формулировать проблемы; 2) гибкость (способность генерировать разнообразные идеи); 3) скорость (количество идей, которые возникают в единицу времени); 4) чувствительность (готовность быстро и гибко переходить от одной идеи к другой); 5) оригинальность (способность генерировать «редкие» идеи); 6) умение решать задачи, то есть способность анализировать и синтезировать [7, С. 43].

Согласно вышеперечисленным параметрам, можно сформулировать основные критерии процесса обучения студентов-дизайнеров:

• ориентация учащихся на уникальность в разработке проекта;

• создание условий для индивидуального творчества;

• предоставление возможности каждому учащемуся проявить свою креативность посредством групповой работы;

• оценка степени креативности проекта.

По мнению Депсамес Л.П., человек осваивает новые виды деятельности, которые нужны ему для решения тех или иных задач, усваивает новые формы поведения, развивает своё творческое мышление тогда, когда он формирует аналитические способности, направленные на определение новых связей между отдельными объектами, системами и эргономическими особенностями предметной среды. Обучение в этом случае выступает как особый способ получения практического опыта, в процессе которого можно осуществлять задачи данного типа. Такой опыт является основой формирования личностных и профессиональных качеств будущего дизайнера.

Говоря об особенностях образования студентов-дизайнеров, нельзя не упомянуть о навыках работы со стилем и композицией, без чего не может обойтись ни один творческий процесс.

Композиция представляет собой идею, замысел художника или дизайнера. Стиль - это метод реализации замысла. Композиция первична по отношению к стилю, так как мысль всегда предшествует способу её реализации. Проектная деятельность в рамках обучения студентов художественных направлений должна быть направлена на развитие в будущем специалисте умения грамотно работать с данными компонентами, так как без этих основополагающих навыков развитие креативности и профессиональных компетенций становится невозможным. Необходимо понимать, что дизайн является воплощением замысла, а не привнесенным осмыслением результата действия.

Исходя из вышеизложенного, студенты-дизайнеры должны вырабатывать у себя в процессе учебы определенные профессиональные умения, которые позволят в будущей деятельности в полной мере проявлять свою индивидуальность и чувствовать себя уверенно.

Следует отметить, что все типы умений, который выделяют педагоги и психологи (Талызина Н.Ф., Фридман Л.М.), в той или иной степени помогают развить в человеке способность к креативной деятельности. Приведём их перечень:

1. Двигательные. Включают в себя различные движения и формируются за счёт регулярного повторения действия с исправлением ошибок в дальнейшем.

2. Теоретические. Ключевую роль играет абстрактное мышление личности. Данные умения позволяют человеку анализировать, обобщать материал, а также строить теории и гипотезы. Формируются в творческой деятельности.

3. Познавательные. Включают навыки, приобретенные из опытов и наблюдений. Процесс познания связан с поиском, восприятием, запоминанием и обработкой информации.

4. Практические. Задания и упражнения с элементами самоконтроля.

5. Исследовательские. Умение формулировать цель, определять предмет и объект исследования, выдвигать и проверять гипотезу. Формируются в научно-исследовательской деятельности.

6. Интеллектуальные. Способность выделять главное, синтезировать, сравнивать, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать.

7. Коммуникативные. Включают умения, благодаря которым можно устанавливать контакты с другими людьми.

8. Общение. Наблюдение и сообщение о них другому человеку.

Для наиболее результативного опыта, развитие в студенте-дизайнере креативности должно опираться на вышеперечисленные пункты, которые позволят учащемуся задействовать разные каналы восприятия действительности и пути её преобразования в своей профессиональной деятельности.

Согласно Пекушкиной Д.В., проектная деятельность в процессе обучения должна основываться на принципах креативности и творческого мышления, т.е. на развитии личностных качеств, влияющих на самоопределение и саморазвитие. Творческий характер деятельности включает в себя способность искать совершенно новый подход к решению проблем как в профессиональной, так и в смежных сферах. Если рассматривать дизайн как образовательный и производственный опыт, то это, с одной стороны, метод обучения, а с другой - средство применения на практике полученных знаний и навыков, поэтому подготовка будущих дизайнеров должна быть реализована путем интеграции теории и практики в ходе проектной деятельности. Кроме того, технология проектной деятельности направлена на развитие индивидуальных профессиональных навыков студентов и выполняет некоторые другие функции: формирует мотивацию у обучающихся к учебно-исследовательской работе, а также мотивацию к постоянному профессиональному развитию и профессиональной социальной мобильности [10, С. 103].

Следует отметить, что развитие творческого мышления учащихся возможно при двух условиях. С одной стороны - это субъективно-личностные, психологические, физиологические и интеллектуальные особенности студента, позволяющие ему в определенной степени овладеть мыслительными процессами, необходимыми для развития креативности; с другой стороны - это интеллектуально-психологические особенности, составляющие творческую личность педагога.

Создание новых креативных дизайн-проектов обучающимися зависит во многом от профессионального опыта

педагога, от его способности создавать комфортные условия к взаимодействию, обеспечивающему саморазвитие студентов и их самовыражение.

Выводы. Из вышеизложенного следует, что совокупность творческих действий, характерных для метода проектной деятельности как учебной технологии, приводит к непрерывному повышению уровня личностного и познавательного развития учащихся, стимулируя их творческий потенциал, т.е. развивает качества, навыки и компетенции, необходимые современному конкурентоспособному профессионалу.

На специально организованных занятиях у студентов вырабатывается особый способ мышления, чувство стиля, способность понимать основные критерии гармоничности предмета и эстетический взгляд на мир вещей.

Художественно-проектное творчество, отличное от науки или техники, применяется в такой специфической области, элементы которой составляют часть целостной системы знаний о законах художественно-композиционного творчества в области дизайна.

Таким образом, необходимо стимулировать развитие у студентов-дизайнеров профессиональных навыков проектной работы и сознательно применять методы системного анализа и синтеза в поисковой деятельности; давать оценку достигнутым результатам по строго определенным критериям; творчески перестраивать свое мироощущение в соответствии со спецификой решаемой проблемы, определять коэффициент роста профессионального мастерства обучающихся.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Методологические основы дизайн-образования / И.С. Абоимова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 2 (10). - С. 201-207.

2. Барышева, Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: автореферат дис. ... д-ра. псих. наук: 19.00.13. / Барышева Тамара Александровна. - СПб, 2005. - 38 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. - 416 с.

4. Бреднева, Н.А. Профессионально-творческое развитие будущего специалиста в условиях интегрированной проектной деятельности / Н.А. Бреднева // Символ науки. - 2016. - №3. - С. 33-36.

5. Депсамес, Л.П. Основы композиции (пропедевтика) / Л.П. Депсамес. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 58 с.

6. Депсамес, Л.П. Развитие профессиональных способностей у студентов-дизайнеров по нормам закона гармонии / Л.П. Депсамес. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 88 с.

7. Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - №1. - С. 42-47.

8. Кохановская, Д.Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов / Д.Р. Кохановская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2012. - С. 6-9.

9. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов / В.В. Мороз. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 183 с.

10. Пекушкина, Д.В. Проектная деятельность как фактор формирования креативности студента / Д.В. Пекушина // Человек и инноватика. - 2015. - №7. - С. 102-105.

11. Халиуллина, Л.Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) / Л.Р. Халиуллина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 1. - С. 5-9.

Педагогика

УДК 378.2

профессор, доктор филологических наук, доцент Джаубаева Фаина Ибрагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); доцент, кандидат педагогических наук, доцент Узденова Земфира Каншаубиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Аннотация. В данном разыскании раскрываются своеобразные методы обучения связной речи студентов-иностранцев, способствующие формированию коммуникативных особенностей обучаемых. Делается попытка определения доминирующих методов, направленных на лучшее усвоение русского языка как иностранного. Устанавливаются наиболее эффективные способы творческого подхода преподавателя к педагогической деятельности в процессе обучения связной речи. Целью данной работы является трансформация общепринятых методов работы в более действенный инструментарий при обучении русскому языку иностранных студентов. Предполагается систематизация принципов и способов обучения как актуальной формы взаимодействия преподавателя и обучаемого.

Ключевые слова: связная речь, грамматические формы, чтение, пересказ, обучение, коммуникативность, индивидуальные особенности.

Annоtation. This research reveals the peculiar methods of teaching coherent speech to foreign students, contributing to the formation of the communicative characteristics of the trainees. An attempt is made to determine the dominant methods aimed at better assimilation of Russian as a foreign language. The most effective ways of a teacher's creative approach to pedagogical activity in the process of teaching coherent speech are established. The purpose of this work is to transform the generally accepted methods of work into more effective tools for teaching Russian to foreign students. It is supposed to systematize the principles and methods of teaching as an actual form of interaction between the teacher and the student.

Key words: coherent speech, grammatical forms, reading, retelling, learning, communication skills, individual characteristics.

Введение. В современном образовательном пространстве обучению студентов-иностранцев уделяется особое внимание. Формирование и развитие связной речи способствует решению проблем социализации обучающихся, а также необходимости вырабатывания коммуникативных компетенций. «Научившись с помощью русского языка решать проблемы социально-бытового плана, инофоны с трудом используют его для организации своей учебной деятельности...» [2, С. 189]. Актуальность обозначенной проблемы определяется тем, что возникает необходимость трансформации общепринятых методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей иностранцев.

Изложение основного материала статьи. Нельзя недооценивать важность и необходимость обучению связной речи. Каждое занятие наряду с усвоением новых слов предполагает практическим путём ознакомить студентов-иностранцев с какой-либо новой грамматической формой. Конечно же, работа с обучающимися должна проводиться в определенной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.