ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2021, № 9 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211060 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11060 УДК 37.011.33
Возможности образовательной системы вуза в формировании психологической готовности студентов -будущих психологов к профессиональной самореализации на завершающем этапе обучения
The potentials of the university educational system in the formation of psychological readiness of students -future psychologists for professional self-realization at the final stage of training
Авторы статьи
Патрикеева Элла Геннадьевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал», г. Арзамас, Россия ORCID: 0000-0002-1145-1830 [email protected]
Калинина Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал», г. Арзамас, Россия ORCID: 0000-0002-8868-6689 [email protected]
Authors of the article Ella G. Patrikeeva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Russia ORCID: 0000-0002-8868-6689 [email protected]
Tatyana V. Kalinina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Russia ORCID: 0000-0002-1145-1830 [email protected]
Конфликт интересов
L
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Поступила в редакцию Received 01.07.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.08.21
Принята к публикации Accepted for publication 16.08.21 Опубликована Published 30.09.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В., 2021
Для
цитирования
L
For citation
L
Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Возможности образовательной системы вуза в формировании психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной самореализации на завершающем этапе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 09. С. 1-12. URL: http://e-koncept.ru/2021/211060.htm. DOI:
10.24412/2304-120X^021-11060
Аннотация
E. G. Patrikeeva, T. V. Kalinina, The potentials of the university educational system in the formation of psychological readiness of students - future psychologists for professional self-realization at the final stage of training // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 09. P. 1-12. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211060.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11060
Abstract
Проблема данного исследования состоит в том, что в трудовой деятельности практически у каждого взрослого человека возникают сложные профессиональные или межличностные ситуации, когда необходима психологическая помощь, что порождает потребность в подготовке высококвалифицированных психологов служебной деятельности, способных к эффективной самореализации после завершения обучения в вузе. Результаты исследования, изложенного в данной статье, подтвердили предположение авторов о том, что выпускникам вуза по психологическим специальностям присущи низкий и средний уровни психологической готовности к профессиональной самореализации и выпускник имеет общие представления о себе как о профессионале, способном к эффективной самореализации в выбранной профессии. Разработка и реализация «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения» создает возможность поэтапно целенаправленно формировать психологическую готовность будущего психолога служебной деятельности к профессиональной самореализации. Цель статьи заключается в привлечении внимания к проблеме психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной самореализации и возможности ее формирования в образовательной системе вуза на завершающем этапе обучения. Ведущими методами исследования проблемы психологической готовности студентов -будущих психологов к профессиональной самореализации являются изучение психолого-педагогической литературы, эмпирические методы психодиагностики, разработка и реализация программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость статьи состоит в раскрытии подхода к понятию «профессиональная самореализация» в науке и обосновании необходимости формирования психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения. Практическая значимость статьи состоит в анализе результатов апробации «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения». В указанной программе представлены целевой, ресурсный и феноменологический компоненты, она включает два содержательных блока (информационный и практический), что дает возможность повторения данного экспериментального опыта на материале других исследований.
Ключевые слова
студенты, психологическая готовность, личностная самореализация, профессиональная самореализация, профессиональная подготовка
This study deals with the problem that almost every adult person has complex professional or interpersonal situations when psychological assistance is needed, which gives rise to the need for the training of highly qualified psychologists of service activities, capable of effective self-realization after completing their studies at the university. The results of the study presented in this article confirmed the authors' assumption that university graduates in psychological specialties have a low and medium level of psychological readiness for professional self-realization but the graduate has a general idea of himself/herself as a professional capable of effective self-realization in the chosen profession. The development and implementation of the "Program for the Development of the Psychological Readiness of Students for Professional Self-Realization in the Conditions of Higher Education" creates an opportunity to form the psychological readiness of the future psychologist of service activity for professional self-realization purposefully, stage-by-stage. The purpose of the article is to draw attention to the problem of psychological readiness of students - future psychologists for professional self-realization and its possible formation within the educational system of the university at the final stage of training. The leading methods of studying the problem of psychological readiness of students - future psychologists for professional self-realization are the study of psychological and pedagogical literature, empirical methods of psychodiagnostics, the development and implementation of a program for the development of psychological readiness of students for professional self-realization in the conditions of university education, a pedagogical experiment. The theoretical significance of the article consists in disclosing an approach to the concept of "professional self-realization" in science and substantiating the need to form the psychological readiness of students - future psychologists for professional self-realization in the conditions of university education. The practical significance of the article lies in the analysis of the results of testing the "Program for the development of psychological readiness of students for professional self-realization in the conditions of university education." This program presents the target, resource and phenomenological components, it includes two content blocks (informational and practical), which makes it possible to repeat this experimental experience based on the material of other studies.
Key words
students, psychological readiness, personal self-realization, professional self-realization, professional training
Благодарности
Авторы выражают благодарность психолого-педагогическому факультету ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, за поддержку и предоставленную возможность реализации экспериментальной работы со студентами-старшекурсниками специальности «Психология служебной деятельности» и персонально декану психолого-педагогического факультета, доктору педагогических наук, профессору Т. Т. Щелиной.
Acknowledgements
The authors express their gratitude to the Faculty of Psychology and Pedagogy of the N. I. Lobachevsky National Research University, Arzamas branch, for the support and the opportunity to implement experimental work with undergraduate students of the specialty "Psychology of Official Activity" and personally to the Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T. T. Shchelina.
Введение / Introduction
Отсутствие социальной стабильности, рост проблем, связанных с увеличением пенсионного возраста трудящихся, отсутствие реальной психологической помощи населению приводят к росту тревоги за свое личностное и профессиональное существование как у представителей зрелого поколения, так и среди молодежи.
Современные условия развития общества предъявляют высокие требования к выпускникам высшей школы. Активная модернизация системы образования и реализуемый компетентностный подход к подготовке будущих специалистов помогающих профессий ориентированы в первую очередь на обеспечение профессиональной успешности выпускника в условиях динамично изменяющегося современного общества и нестабильного рынка труда.
Опыт профессиональной подготовки выпускников показывает, что за последние несколько лет наблюдается высокая востребованность абитуриентами специальностей и направлений обучения в области психологии. Так, мониторинг показателей поступления в вуз (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал) на специальность «Психология служебной деятельности» показывает, что в 2017/2018 учебном году было 3,7 абитуриента на одно бюджетное место, со средним баллом по ЕГЭ поступивших 163 балла; в 2018/2019 учебном году претендентов на место было 3,9 человека, со средним баллом по ЕГЭ 163. В 2019/2020 учебном году число претендентов сохранилось - 3,9 человека, в то время как средние баллы поднялись до 184, что свидетельствует о возрастающем интересе к данному виду профессиональной деятельности. С другой стороны, в последнее время появилось большое количество людей, оказывающих психологическую помощь населению с использованием самозанятости (кабинетное консультирование, онлайн-консуль-тирование в различных социальных сетях и посредством дистанционных технологий, частные услуги психолога, коучинг и т. п.), причем зачастую эти люди имеют иллюзорное представление о психологической помощи как таковой, в реальности они даже не получили базового психологического образования.
Данные факты свидетельствуют о том, что профессия психолога в настоящее время востребована и формирование психологической готовности к профессиональной самореализации у выпускников необходимо осуществлять целенаправленно в процессе всего периода обучения в вузе. Профессиональная самореализация тесным образом связана с конкурентоспособностью выпускников, предполагает высокую адаптивность к новым условиям, постоянное саморазвитие.
Обзор литературы / Literature review
Дефиниции «готовность» и «психологическая готовность» в научном знании рассматриваются следующим образом. Н. Д. Левитов, давая определение термину
«готовность» писал: «Готовность может быть рассмотрена как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей» [1].
Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн под психологической готовностью понимали наличие у человека способности к определенному виду деятельности. Новым в понимании готовности в подходах этих ученых стало включение в её содержание психологического и педагогического аспектов [2].
Понятие «самореализация» впервые появилось в словаре по философии и психологии в 1902 году. В современном же научном знании дефиниция «самореализация» носит междисциплинарный характер. Так, в «Большом толковом социологическом словаре» понятие «самореализация» (self-actualization) определяется как процесс реализации потенциала личности.
Зачастую данное понятие принято связывать с теорией потребностей, предложенной А. Маслоу, в данной концепции подчеркивается, что самореализация достижима лишь при удовлетворенности всех базовых потребностей личности и связывается самореализация с потребностью в самоактуализации [3].
Самореализация как процесс непрерывна, в результате индивид осознает личностные ресурсы, стремится к развитию и реализует себя в процессе жизнедеятельности. С. И. Кудинов через призму целостно-функционального подхода понимает под самореализацией комплекс инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых признаков, которые обеспечивают постоянное стремление личности к самовыражению в процессе жизнедеятельности, и предлагает следующую классификацию ее видов: профессиональная, личностная и социальная [4].
В словаре по педагогической антропологии понятие «самореализация личности» рассматривается как наиболее полное проявление своих способностей и потенциала, это реализация личностью возможностей претворить способности в жизнь в процессе продуктивной деятельности [5].
П. А. Галушкин отмечает, что «самореализация - это процесс актуализации имеющихся потенциалов, реализации жизненных планов в общественно значимых формах жизнедеятельности на основе принятой личностью системы ценностных ориен-таций и личностных смыслов» [6].
Под акмеологическими инвариантами самореализации ученые имеют в виду основные качества и умения специалиста, которые призваны обеспечивать высокую стабильную эффективность его профессиональной деятельности, независимо от ее специфических особенностей и содержания, проявляющиеся во внутренней мотивации личности, обеспечивающие непрерывное саморазвитие специалиста, реализацию его творческих возможностей. Зачастую понятие профессиональной самореализации связывают с профессиональной самоэффективностью. Так, В. А. Толочек определяет самоэффективность как «свойство личности, характеризующее способность человека управлять своим развитием и деятельностью в целях эффективного достижения поставленных задач» [7].
М. И. Гайдар рассматривает самоэффективность как профессионально ценное метакачество (от греческого слова meta - «после, вслед, за», означающего уровень описания какого-то объекта или системы, высший по отношению к предыдущему описанию, а также выход за пределы чего-либо). Следовательно, самоэффективность развивается на базе уже сформированного комплекса профессионально важных качеств
личности, способствующих успешной деятельности. Первоначально вырабатываются названные качества, и только затем появляется самоэффективность как представление личности о своих свойствах и качествах и уверенность в том, что они могут быть с успехом использованы в работе [8].
Е. В. Селезнева отмечает, что самоэффективность - это личностное качество, которое выполняет три основные функции: во-первых, функцию самооценки, обеспечивающую выявление и самодиагностику способности продуктивно решать определенные задачи; во-вторых, функцию самоконтроля, обеспечивающую поддержку мотивации в процессе решения задач; в-третьих, функцию самоподдержки, обеспечивающую эмоциональную защиту в процессе решения задач и после его завершения [9].
Н. С. Крупенина, Е. В. Селезнева отмечают, что эффективность саморазвития и самореализации определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это уровень развития ряда способностей или личностных качеств, особенности социальной среды, которая обеспечивает/ не обеспечивает продуктивность процессов саморазвития или самореализации. Эффективность самореализации студенческой молодежи, утверждают авторы, определяется в большей степени субъективными факторами, так как студенту в большей степени важна личная удовлетворенность достигнутым уровнем своей самореализации, а не объективно достигнутые результаты [10].
Ю. К. Копейкин, исследуя процесс профессиональной самореализации, определяет его как процесс освоения обучающимися профессии (специальности) в соответствии с действующим ФГОС. Профессиональную самореализацию автор связывает со сформированной готовностью к трудовой деятельности в определенной сфере, которая обеспечивает, в свою очередь, успешную адаптацию к конкретным социальным и производственным отношениям [11].
С. П. Акутина, Т. В. Калинина подчеркивают в своей статье: «.. .Один из главных этапов процесса профессиональной самореализации заключается в осознании студентами определяющих целей своей профессиональной деятельности, в формировании в процессе обучения качеств, необходимых личности в профессиональном становлении и развитии, в выработке смысложизненных стратегий.» [12]
В работах И. В. Солодниковой, посвященных изучению профессиональной самореализации, указывается, что ее успешность/ не успешность обусловлена рядом факторов: социальных и индивидуальных. Так, социальные факторы включают в себя социальное пространство жизни личности, особенности социальной инфраструктуры, систему общественных отношений, специфику взаимодействия с социальными институтами. К индивидуальным факторам успешности/не успешности профессиональной самореализации относят специфику ценностно-мотивационного компонента личности, в том числе особенности осознания студентом смысла своей профессиональной деятельности [13].
Исследование феномена успешности Л. В. Карапетян позволяет нам рассматривать успешность как внутренний критерий эффективности профессиональной деятельности, формирующийся на основании самооценивания и оказывающий непосредственное влияние на качественную оценку самоэффективности и самореализации личности как субъекта трудовой деятельности [14].
Д. В. Ушаков отмечает, что специалист, способный к самореализации, «гармонично сочетает высокие результаты в профессиональной деятельности и внутренний личностный рост, правильно расставляя приоритеты, определяет наиболее важные цели, сохраняя силы и здоровье» [15].
Таким образом, в работах отечественных исследователей самореализация рассматривается в рамках деятельностного подхода, ученые акцентируют внимание на значимости социального самоосуществления личности. Зарубежные ученые при трактовке сущности данного понятия обращают внимание на экзистенциальный аспект проблемы самореализации [16].
Так, К. Д. Рифф рассматривает проблему самореализации через призму эвдемо-нического подхода как одну из составляющих психологического благополучия личности. Ученый понимает психологическое благополучие как комплексное системное состояние человека, на которое влияет множество факторов: психологических, физических, социальных, культурных, духовных. Психологическое благополучие, по мнению К. Д. Рифф, и отражает восприятие и оценку личности своей самореализации как высшую точку потенциальных возможностей [17].
Результаты исследования самореализации, проведенного Д. Креймс, Д. Т. Кенриком, Р. Нил в группе студентов, показали, что участники связывают ее, как правило, с функциональными результатами жизнедеятельности: со статусом, наличием друзей, личными отношениями. Данные показатели студенты считают центральными для индивидуальной самореализации и связывают их с реализацией собственного потенциала [18].
В данном исследовании под профессиональной самореализацией авторы понимают процесс реализации личностного потенциала специалиста, который включает в себя профессиональную подготовку на основе действующих образовательных стандартов, овладение необходимыми компетенциями, готовность к освоению профессии с учетом условий рынка труда, профессиональной конкуренции и осознанного отношения к необходимости постоянного личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Следует также подчеркнуть, что исследования последних лет подтверждают предположение о том, что современное общество нуждается в конкурентоспособных высококвалифицированных профессиональных кадрах, имеющих высокий уровень мотивации к развитию личностного потенциала, повышению эффективности профессиональной деятельности. С другой стороны, отмечает ряд авторов, процесс обучения в вузе недостаточно обеспечивает формирование данной мотивации, что влияет на неустойчивость интереса к выбранной профессии на завершающем этапе обучения [19].
Многолетний опыт работы со студентами авторов исследования свидетельствует о том, что в ходе профессиональной подготовки, как правило к старшим курсам, наблюдается понимание обучающимися ответственности за результаты своей работы, осознание отсутствия четких, регламентированных алгоритмов, обеспечивающих обязательную успешность психологической помощи клиенту. Студенты понимают, что профессиональная деятельность психолога осуществляется в условиях неопределенности. Данный процесс приводит к росту уровня тревожности у студентов в отношении возможности самостоятельной продуктивной высококвалифицированной деятельности в области психологии, они начинают сомневаться в своей успешной профессиональной самореализации.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой данного исследования послужили основные философские положения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, об общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; идеи системного, личностного, деятельностного подходов к изучению педагогических явлений.
Воспитательные задачи образовательного учреждения реализуются субъектами образовательного процесса в деятельности. В связи с этим мы считаем необходимым, в логике нашего исследования, отметить актуальность личностно ориентированного и деятельностного подходов в подготовке специалистов в области психологии.
Личностно ориентированный подход предполагает признание субъектов образовательно-воспитательного пространства главной ценностью, носителями личного опыта, особого культурного, сложного и противоречивого мира. Цель реализации личностно ориентированного подхода в образовательно-воспитательном пространстве вуза понимается нами как обеспечение условий для реализации возможностей и способностей субъекта, ориентация на нормы и культуру нравственного выбора, формирование рефлексивных механизмов поведения, самоопределения и самореализации в деятельности, готовности принимать ответственные решения [20].
По мнению Э. Ф. Зеера, личностно ориентированный подход особое внимание уделяет, прежде всего, развитию личности; ее становлению и проявлению индивидуальных особенностей; успехам и неудачам индивида; обеспечению комфортной, благоприятной среды; функционированию системы социально-психологического обеспечения процесса развития личности обучающихся [21].
Деятельностный подход в воспитании и развитии субъекта образовательного пространства ориентирован на его развитие через погружение в разнообразные лич-ностно образующие виды деятельности, что способствует формированию необходимых качеств и форм поведения, социально одобряемых обществом, через повышение и поддержание высокой мотивации, постепенное усложнение видов деятельности, ее содержания и компонентов [22].
Целью данного исследования стало изучение уровня развития готовности к профессиональной самореализации обучающихся - будущих психологов сферы служебной деятельности, разработка и реализация «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения» и проверка ее эффективности в процессе формирующего педагогического эксперимента.
Основными методами исследования уровня развития готовности к профессиональной самореализации обучающихся выступили методы формирующего педагогического эксперимента, тестирования, методы математической статистики (t-крите-рий Стьюдента). В частности, применялись следующие психодиагностические методики. Во-первых, «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е. А. Гаври-лова, адаптирована Т. В. Калининой, Э. Г. Патрикеевой), предназначенная для определения типа профессиональной самореализации субъекта профессиональной деятельности вне зависимости от возраста, трудового стажа, образования, предметной области деятельности, карьерного уровня специалиста [23]. Во-вторых, «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцера, М. Ерусалема), позволяющая измерить субъективное ощущение личностной эффективности. Методика создана Шварцером Ральфом (Schwarzer Ralf) и Маттиасом Ерусалемом (Jerusalem, Matthias), на русский язык переведена и стандартизирована В. Г. Ромеком [24].
Результаты исследования / Research results
В качестве респондентов в исследовании приняли участие 42 обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» V курсов. Экспериментальной базой исследования выступил психолого-педагогический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал.
Результаты первичной и повторной диагностики представлены в табл. 1-3. Так, анализ результатов первичной диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. А. Гавриловой, адаптированной Т. В. Калининой, Э. Г. Патрикеевой (табл. 1), показал, что у 78,57% респондентов (33 человека) определены низкий (38,1% - 16 человек) и средний (40,48% - 17 человек) уровни профессиональной самореализации, что свидетельствует о том, что старшекурсники имеют самые общие представления о себе как о профессионале, способном к эффективной самореализации в выбранной профессии. И лишь у 21,42% респондентов (9 человек) выявлен высокий уровень профессиональной самореализации, они имеют успешно сформированную профессиональную Я-концепцию, что может свидетельствовать об осознанном и ответственном профессиональном выборе, сделанном на основе личностных интересов и склонностей.
Таблица 1
Уровни профессиональной самореализации студентов - будущих психологов
Уровни ПС Первичная диагностика Повторная диагностика
Высокий 21,42% 9 чел. 38,1% 16 чел.
Средний 40,48% 17 чел. 50% 21 чел.
Низкий 38,1% 16 чел. 11,9% 5 чел.
Респонденты с высоким уровнем профессиональной самореализации имеют успешный (9,52% - 4 человека) и прогнозируемо успешный (11,9% - 5 человек) типы профессиональной самореализации (табл. 2). В данном случае профессиональная и учебно-профессиональная деятельность студентов носит осознанный характер, соответствует их собственным ценностям и смыслам. Профессия была выбрана в процессе успешного самоопределения.
Таблица 2
Типы профессиональной самореализации студентов - будущих психологов
Типы ПС Первичная диагностика Повторная диагностика
Успешная 9,52% 4 чел. 16,7% 7 чел.
Прогнозируемо успешная 11,9% 5 чел. 21,43% 9 чел.
Астеническая 38,1% 16 чел. 11,9% 5 чел.
Нерефлексируемая 9,52% 4 чел. 4,76% 2 чел.
Формальное выполнение деятельности 16,7% 7 чел. 30,95% 13 чел.
Ложная 19,05% 8 чел. 2,38% 1 чел.
Прогнозируемо ложная 21,43% 9 чел. 9,52% 4 чел.
Романтическая 0 - 0 -
Для респондентов со средним уровнем профессиональной самореализации (38,1% - 16 человек) характерны такие ведущие типы профессиональной самореализации, как астенический (9,52% - 4 человека), нерефлексируемый (11,9% - 5 человек) и формальное выполнение деятельности (16,7% - 7 человек).
19,05% респондентов (8 человек) обладают низким уровнем профессиональной самореализации, а также ложным (19,05% - 8 человек) и прогнозируемым ложным (21,43% - 9 человек) типами профессиональной самореализации. Тип профессиональной самореализации «романтическая» (0%) в ходе первичной диагностики выявлен не был. Данные факты свидетельствуют о несформированной профессиональ-
ной Я-концепции у данных выпускников и необходимости организации целенаправленной систематической психологической работы по формированию готовности к профессиональной самореализации с данной категорией респондентов.
Анализ результатов первичной диагностики по методике «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцера, М. Ерусалема) показал, что высокий уровень самоэффективности у 9,52% респондентов (4 человека), средний уровень эффективности - 83,33% (35 человек), низкий уровень самоэффективности у 7,15% (3 человека) (табл. 3).
Таблица 3
Уровни общей самоэффективности студентов - будущих психологов
Уровни ПС Первичная диагностика Повторная диагностика
Высокий 9,52% 4 чел. 35,71% 15 чел.
Средний 83,33% 35 чел. 59,53% 25 чел.
Низкий 7,15% 3 чел. 4,76% 2 чел.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки в вузе по специальности «Психология служебной деятельности» к старшим курсам у обучающихся нам удается сформировать в основном лишь средний уровень профессиональной самоэффективности. Студенты-выпускники зачастую испытывают тревогу и выражают сомнения в готовности оказывать эффективную профессиональную психологическую помощь различным категориям клиентов.
Данная ситуация оказывает негативное воздействие на профессиональное развитие специалиста, мешает эффективно осуществлять выбор путей, стратегий, методов, процедур, технологий психокоррекционной, консультационной, просветительской работы, что, в свою очередь, будет в дальнейшем влиять на формирование адекватной самооценки себя как субъекта профессиональной деятельности и вести к возникновению трудностей в профессиональной самореализации.
На основе полученных эмпирических данных на констатирующем этапе исследования нами была разработана «Программа развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения». В основу программы легли работы следующих авторов: Е. М. Семеновой [25]; А. Г. Гре-цова [26]; Г. С. Абрамовой [27]; Д. М. Рамендика [28]; С. Н. Гончар [29]; К. М. Гайдар [30]; Т. В. Калининой, Э. Г. Патрикеевой [31].
Цель программы - развитие психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной самореализации. В ходе реализации программы решались следующие задачи: оптимизация профессиональной самооценки студентов; снижение уровня тревожности и внутреннего напряжения при деятельности в условиях неопределенности; обучение эффективным способам саморегуляции эмоциональных состояний; изучение возможностей профессиональной реализации как специалиста-психолога.
Программа состояла из 12 занятий, была представлена целевым, ресурсным и феноменологическим компонентами и включала в себя два блока: информационный и практический, разработанный в форме социально-психологического тренинга. Следует отметить, что именно второй блок отличался пластичностью, возможностью использовать модули различной содержательной направленности в зависимости от процесса реализации программы и особенностей участников.
В ходе реализации программы основной акцент делался на формирование профессиональной Я-концепции через определение участниками своего места в профес-
сии, на развитие реалистичных представлений о профессиональной деятельности психолога служебной деятельности, проработку ожиданий, возможностей участников, построение дальнейшей личностной траектории профессионального саморазвития и карьерного роста, освоение навыков произвольной саморегуляции, рефлексии и возможностей в разрешении сложных ситуаций в работе с сотрудниками организации.
Основными методами реализации целей и задач программы послужили методы: беседы, мозгового штурма (brainstorming), работа с кейсами, применялся метод решения проблемных ситуаций практического характера. В работе были использованы иг-ротерапия (игры проблемного характера, игры-драматизации), арт-терапевтические технологии (релаксация на основе визуализации в сочетании с музыкотерапией и изотерапией), элементы аутотренинга, психогимнастики и танцевальной терапии.
По итогам реализации программы в ходе рефлексии мы получили от участников множество положительных отзывов, связанных с успешным отреагированием собственных опасений, страхов, снижением общей личностной тревожности, связанной с профессиональной деятельностью. Выпускники подчеркивали, что несмотря на то, что работать им придется без педагогов, теперь они четко понимают, что каждый специалист сталкивается с собственными трудностями и необходимостью верить в себя, собственные силы, постоянно развиваться и совершенствоваться в области психологического знания, трудиться над развитием собственной личности и совершенствованием профессиональных качеств.
Студенты отметили, что после прохождения программы развития психологической готовности к профессиональной самореализации осознали, что имеют разнообразные возможности профессиональной реализации как специалисты-психологи. Преподаватели, работающие в данной группе, заметили, что после реализации программы студенты-участники стали более ответственно относиться к учебе, активнее вступать в конструктивный обучающий диалог в ходе лекционных и семинарских занятий.
Эффективность разработанной и проведенной нами «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения» была подтверждена результатами повторной диагностики на данной выборке респондентов на контрольном этапе эксперимента, а также методами математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Анализ результатов повторной диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. А. Гавриловой показал существенную положительную динамику: у 38,1% респондентов (16 человек) выявлен высокий уровень профессиональной самореализации, они имеют успешно сформированную профессиональную Я-концеп-цию, что может свидетельствовать об осознанном и ответственном профессиональном выборе, сделанном на основе личностных интересов и склонностей (см. табл. 1).
50% респондентов (21 участник экспериментальной работы) имеют средний уровень сформированности профессиональной самореализации, что может говорить о наличии позитивных предпосылок к успешному формированию профессиональной Я-концепции, об осознанности мотивации профессионального выбора, собственного места в профессии и дальнейшего профессионального саморазвития.
11,9% (5 респондентов) по-прежнему имеют низкий уровень сформированности профессиональной самореализации.
В ходе повторного исследования типов профессиональной самореализации старшекурсников по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. А. Гавриловой обнаружено, что для 38,1% респондентов (16 человек) характерны
такие ведущие типы профессиональной самореализации, как успешная (16,7% - 7 человек) и прогнозируемо успешная профессиональная самореализация (21,43% - 9 респондентов). Данные факты свидетельствуют о положительной динамике результатов исследования и характеризуют участников экспериментальной работы как представителей профессии психолог, понимающих собственную значимость, профессиональную ответственность и осознающих собственные ресурсы в профессиональном саморазвитии и самореализации (табл. 2).
Астенический тип профессиональной самореализации был выявлен у 4,76% респондентов (2 человека), нерефлексируемый профессиональный тип был определен у 14,29% (6 человек), и формальное выполнение деятельности у 16,7% - 7 человек.
2,38% респондентов (1 человек) обладают ложной и прогнозируемой ложной 14,29% (6 человек) типами профессиональной самореализации по итогам повторной диагностики.
Данный факт может свидетельствовать о том, что профессиональная Я-концеп-ция этих выпускников все еще находится в стадии становления, а также о необходимости продолжения целенаправленной систематической психологической работы по формированию готовности к профессиональной самореализации с данной категорией респондентов.
Другие типы профессиональной самореализации при проведении повторной диагностики выявлены не были.
Анализ результатов повторной диагностики по методике «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцера, М. Ерусалема) показал, что по итогам реализации программы на данной выборке испытуемых мы видим, что высокий уровень самоэффективности выявлен у 35,71% респондентов (15 человек), средний уровень самоэффективности - у 59,53% (25 человек), низкий уровень самоэффективности - у 4,76% (2 человека) (см. табл. 3).
Результаты, полученные по итогам формирующего эксперимента, показали положительную динамику, проявляющуюся в статистически значимом повышении исследуемых показателей (р < 0,05 по t-критерию Стьюдента).
На эффективность программы формирования психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в процессе вузовского обучения указывают положительная динамика результатов повторной диагностики и результаты статистической значимости и достоверности, полученные на основании применения методов математической статистики.
Заключение / Conclusion
Проблема формирования психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в процессе вузовского обучения, на наш взгляд, должна занимать одно из приоритетных мест в системе высшей школы. Результаты исследования, проведенного авторами статьи, доказывают, что в условиях получения профессионального образования к старшим курсам удается сформировать лишь средний уровень психологической готовности обучающихся к профессиональной самореализации.
Реализация «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения» позволила снизить у участников педагогического эксперимента уровень тревожности и внутреннего напряжения в процессе деятельности в условиях неопределенности; освоить ими
новые паттерны уверенного поведения в условиях, приближенных к условиям профессиональной деятельности психолога; оптимизировать профессиональную самооценку, способствовать развитию эмпатии, навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости.
Реализация разработанной авторами программы позволит в ходе вузовского обучения способствовать подготовке компетентного специалиста, который высоко ценит свои личные и профессиональные качества, умеет быть эффективным, успешным, способным к личностному и профессиональному саморазвитию и самореализации в выбранной профессии.
Следует подчеркнуть, что свидетельством возросшего в ходе реализации программы осознанного отношения к профессии и профессиональной самореализации может служить показатель трудоустройства выпускников, которые выступили в данном исследовании респондентами. Так, на сегодняшний день при прохождении процедуры распределения (апрель 2021 года) 37 студентов - участников программы (88,09% респондентов) представили справки о месте трудоустройства по специальности после окончания обучения на психолого-педагогическом факультете.
Ссылки на источники / References
1. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - С. 221.
2. Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 58.
3. Плотникова Е. С., Маслова Т. М. Самоактуализация и самореализация: сходство, различие и взаимосвязь явлений // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2018. - Вып. 2. - С. 25.
4. Кудинов С. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2008. - № 1. - С. 34.
5. Словарь по педагогической антропологии. - URL: https://rus-pedagogical-anthropology-dict.slovaronline.com/
6. Галушкин П. А., Исаев Е. И. Самореализация личности как психологическая проблема // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Самореализация личности в современном мире». - М.: РУДН, 2018. - С. 56.
7. Толочек В. А. Современная психология труда: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - С. 468.
8. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2008. - С. 6.
9. Селезнёва Е. В. Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления // Акмеология. - 2016. - № 1 (57). - С. 22.
10. Крупенина Н. С., Селезнева Е. В. Восприятие студентами саморазвития и самореализации // Акмеология. -2016. - № 2 (58). - С. 80.
11. Копейкин Ю. К., Андреев В. В. Концепция «непрерывного профессионального образования» // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 6. - С. 19.
12. Акутина С. П., Калинина Т. В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 262.
13. Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 36.
14. Карапетян Л. В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология. - 2019. - Т. 9. - № 3. - С. 22.
15. Ушаков Д. В. Измерение профессиональной самореализации молодых преподавателей // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6. - № 1. - С. 108.
16. Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 93.
17. Ryff C. D. Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential // Perspectives on Psychological Science. -2018. - Vol. 2. - № 13. - P. 245.
18. Krems J. A., Kenrick D. T., Neel R. Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential? // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2017. - Vol. 9. - № 43. - P. 1341.
19. Тараканов А. В., Архипова И. В., Ляшенко М. В. и др. Рефлексивная готовность к освоению профессиональных компетенций // Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 76. - С. 108.
20. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - С. 156.
21. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентированная монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - С. 102.
22. Ивлиева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2001. - С. 108.
23. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2015. - № 3. - С. 19-36.
24. Психологическая диагностика / Компьютерные психодиагностические методики // Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцера, М. Ерусалема). - 933 с. - URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/se.
25. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб. пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 224 с.
26. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
27. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. - М.: Изд-во «Прометей», 2018. - 272 с.
28. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста - М.: Форум; Инфра-М, 2007. - 175 с.
29. Гончар С. Н. Указ. соч.
30. Гайдар К. М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов // Психология - XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К. М. Гайдар. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 4-14.
31. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 2. - С. 55-68.
1. Levitov, N. D. (1964). O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka [ About mental states of a person], Prosveshchenie, Moscow, p. 221 (in Russian).
2. Gonchar, S. N. (2012). "Samoeffektivnost' kak professional'noe kachestvo budushchih pedagogov-psihologov" [Self-efficacy as a professional quality of future teachers-psychologists], Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2012 g.), Buki-Vedi, Moscow, p. 58 (in Russian).
3. Plotnikova, E. S. & Maslova, T. M. (2018). "Samoaktualizaciya i samorealizaciya: skhodstvo, razlichie i vzaimosvyaz' yavlenij" [Self-actualization and self-realization: similarity, difference and interconnection of phenomena] , Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika i psihologiya", vyp. 2, p. 25 (in Russian).
4. Kudinov, S. I. (2008). "Sistemnaya model' samorealizacii lichnosti" [A system model of personal self-realization], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika, Moscow Rossijskij universitet druzhby narodov (RUDN), № 1, p. 34 (in Russian).
5. Slovar' po pedagogicheskoj antropologii. [Dictionary of Pedagogical Anthropology] Available at: https://rus-pedagogical-anthropology-dict.slovaronline.com/ (in Russian).
6. Galushkin, P. A. & Isaev, E. I. (2018). "Samorealizaciya lichnosti kak psihologicheskaya problema" [Personal self-realization as a psychological problem], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Samorealizaciya lichnosti v sovremennom mire", RUDN, Moscow, p. 56 (in Russian).
7. Tolochek, V. A. (2005). Sovremennaya psihologiya truda: ucheb. Posobie [Modern labor psychology: textbook], Piter, St. Petersburg, p. 468 (in Russian).
8. Gajdar, M. I. (2008). Razvitie lichnostnoj samoeffektivnosti studentov-psihologov na etape vuzovskogo obucheniya [Development of personal self-efficacy of psychology students at the stage of university education] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk, Kursk, p. 6 (in Russian).
9. Seleznyova, E. V. (2016). "Samoeffektivnost' kak akmeologicheskij invariant professionalizma kadrov upravleniya" [Self-efficacy as an acmeological invariant of the professionalism of management personnel], Akmeologiya, № 1 (57), p. 22 (in Russian).
10. Krupenina, N. S. & Selezneva, E. V. (2016). "Vospriyatie studentami samorazvitiya i samorealizacii" [Students ' perception of self-development and self-realization], Akmeologiya, № 2 (58), p. 80 (in Russian).
11. Kopejkin, Yu. K. & Andreev, V. V. (2007). "Koncepciya "nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya" [The concept of "continuing professional education"] , Professio-nal'noe obrazovanie. Stolica, № 6, p. 19 (in Russian).
12. Akutina, S. P. & Kalinina, T. V. (2016). "Formirovanie smyslozhiznennoj koncepcii sovremennogo studenchestva v processe professional'nogo vospitaniya v vuze" [Formation of the life-meaning concept of modern students in the process of professional education at the university] , Nauchnyj dialog, № 3 (51), p. 262 (in Russian).
13. Solodnikova, I. V. (2007). "Socializaciya lichnosti: sushchnost' i osobennosti na raznyh etapah zhizni" [Socialization of the individual: the essence and features at different stages of life] , Sociologicheskie issledovaniya, № 2, p. 36 (in Russian).
14. Karapetyan, L. V. (2019). "Social'no-demograficheskie i psihologicheskie prediktory uspeshnosti professionalov" [Socio-demographic and psychological predictors of professional success] , Organizacionnaya psihologiya, t. 9, № 3, p. 22 (in Russian).
15. Ushakov, D. V. (2020). "Izmerenie professional'noj samorealizacii molodyh prepodavatelej" [Measuring the professional self-realization of young teachers] , Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie, t. 6, № 1, p. 108 (in Russian).
16. Pecherkina, A. A. & Kat'kalo, K. D. (2021). "Lichnostno-professional'naya samorealizaciya: analiz issledovanij otechestvennyh i zarubezhnyh avtorov" [ Personal and professional self-realization: analysis of research by domestic and foreign authors] , Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 1, p. 93 (in Russian).
17. Ryff, C. D. (2018). "Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential", Perspectives on Psychological Science, vol. 2, № 13, p. 245 (in Russian).
18. Krems, J. A., Kenrick, D. T. & Neel, R. (2017). "Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential?", Personality and Social Psychology Bulletin, vol. 9, № 43, p. 1341 (in English).
19. Tarakanov, A. V., Arhipova, I. V., Lyashenko, M. V. et al. (2020). "Refleksivnaya gotovnost' k osvoeniyu professional'nyh kompetencij" [Reflexive readiness to master professional competences] , Sibirskij psihologicheskij zhurnal, № 76, p. 108 (in Russian).
20. Zeer, E. F. (2009). Psihologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of professional education] : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademiya", Moscow, p. 156 (in Russian).
21. Zeer, E. F. & Hasanova, I. I. (2003). Social'no-professional'noe vospitanie v vuze [Social and professional education at the university]: praktiko-orientirovannaya mo-nografiya, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, p. 102 (in Russian).
22. Ivlieva, I. A., Panasyuk, V. P. & Chernysheva, E. K. (2001). Konceptual'nye osnovy postroeniya sistemy kachestva professional'nogo obrazovaniya [Conceptual foundations of building a quality system of vocational education] , In-t proftekhobrazovaniya RAO, St. Petersburg, p. 108 (in Russian).
23. Gavrilova, E. A. (2015). "Psihodiagnosticheskaya metodika "Tip i uroven' professional'noj samorealizacii": razrabotka, opisanie i psihometriya" [Psychodiagnostic methodology "Type and level of professional self-realization"]: development, description and psychometry , Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika i psihologiya", № 3, pp. 19-36 (in Russian).
24. "Psihologicheskaya diagnostika / Komp'yuternye psihodiagnosticheskie metodiki" [Psychological diagnostics / Computer psychodiagnostic techniques] , Shkala obshchej samoef-fektivnosti (R. Shvarcera, M. Erusalema), 933 p. Available at: https://www.sites.google.com/site/test300m/se (in Russian).
25. Semenova, E. M. (2002). Trening emocional'noj ustojchivosti pedagoga [Teacher's emotional stability training] : ucheb. posobie, Izd-vo Instituta psi-hoterapii, Moscow, 224 p. (in Russian).
26. Grecov, A. G. (2008). Trening kreativnosti dlya starsheklassnikov i studentov [Creativity training for high school and university students] , Piter, St. Petersburg, 208 p. (in Russian).
27. Abramova, G. S. (2018). Psihologiya tol'ko dlya studentov [Psychology for students only] , Izd-vo "Prometej", Moscow, 272 p. (in Russian).
28. Ramendik, D. M. (2007). Trening lichnostnogo rosta [Personal growth training] , Forum, Infra-M, Moscow, 175 p. (in Russian).
29. Gonchar, S. N. (2012). Op. cit.
30. Gajdar, K. M. (2007). "Novye protivorechiya i problemy v sisteme podgotovki professional'nyh psihologov" [New contradictions and problems in the system of training professional psychologists] , in Gajdar, K. M. Psihologiya - XXI vek. Rol' i mesto psihologa vsovremennom obrazovatel'nom prostranstve, VGU, Voronezh, pp. 4-14 (in Russian).
31. Kalinina, T. V., Patrikeeva, E. G. & Truhmanova, E. N. (2020). "Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noj rabote v usloviyah vuzovskogo obrazovaniya" [The teacher's readiness for educational work in the conditions of higher education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2, pp. 55-68 (in Russian).
Вклад авторов
Э. Г. Патрикеева - подготовка и оформление обзора отечественной и зарубежной литературы, описание методологической базы исследования, обработка результатов эмпирического исследования и психологический анализ динамики результатов первичной и повторной диагностики, формулировка заключения.
Т. В. Калинина - оформление аннотации и введения, подготовка обзора отечественной и зарубежной литературы, психологический анализ результатов эмпирического исследования, описание программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения.
Contribution of the authors
E. G. Patrikeyeva - preparation of a review of domestic and foreign literature, description of the methodological base of the study, processing of the results of empirical research and psychological analysis of the dynamics of the results of primary and repeated diagnostics, formulation of the conclusion.
T. V. Kalinina - preparation of annotation and introduction, preparation of a review of domestic and foreign literature, psychological analysis of the results of empirical research, description of the program for the development of psychological readiness of students for professional self-realization in the conditions of university education.