DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
оригинальная статья УДК 378
Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности
Ирина А. Дмитриева а; Ирина С. Морозова ь Ольга Ю. Елькина с
а Кемеровский педагогический колледж, Россия, г. Кемерово ь Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово
с Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, Россия, г. Новокузнецк @ [email protected]
Поступила в редакцию 08.06.2020. Принята к печати 30.06.2020.
Аннотация: Необходимость выявления особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических направлений обусловлена потребностью в обеспечении общества высококвалифицированными специалистами, которые смогут отвечать требованиям современной социально-экономической обстановки в стране. Предметом являются особенности психологической готовности выпускников педагогических направлений учреждений профессионального и высшего образования к профессиональной деятельности. Цель - выявить особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности, обучающихся в учреждениях профессионального и высшего образования. Раскрывается понятие готовность, уделяется внимание различным типологиям готовности. Установлены сущность и взаимосвязь понятий психологическая готовность и готовность к профессиональной деятельности. Выявлены и описаны особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, рассмотрены содержательные характеристики профессиональной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и определены возможности их формирования в условиях учреждений профессионального и высшего образования. Обосновывается необходимость разработки и апробации методов исследования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Внедрение результатов способствует повышению профессиональной компетентности студентов. Прикладной аспект исследуемой проблемы выражен в разработке и апробации программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях учреждений профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, высшее образование, будущие педагоги, факторы формирования готовности, профессиональная подготовка
Для цитирования: Дмитриева И. А., Морозова И. С., Елькина О. Ю. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 107-116. 001: https://doi. о^/10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
Введение
Актуальность исследования определяется возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах, а в связи с этим и необходимостью в изучении особенностей психологической готовности студентов - будущих педагогов - к профессиональной деятельности на заключительном этапе обучения в колледже и вузе. На сегодняшний день остро стоит проблема конкурентоспособности специалистов на рынке труда. В условиях быстро меняющихся социальных, экономических, политических задач профессиональная компетентность будущих специалистов является ключевой. Мы видим, что профессиональная деятельность специалиста усложняется, с каждым днем предъявляются все новые требования к работнику. Поэтому формируются и принципиально новые требования к деятельности высших учебных заведений.
Проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности является одной из значимых в современном обществе. Выпускникам вузов и колледжей необходимо еще немало времени для того, чтобы освоиться на конкретном рабочем месте. Немаловажным является наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности [1].
Внутренняя готовность в словаре по педагогике определяется как «высокий уровень развития познавательных, мотивационных, волевых и эмоциональных процессов личности, коллектива, который обеспечивает успех предстоящей деятельности. Это адекватная установка, мотивация и мобилизация психических ресурсов для предстоящей деятельности»1.
В зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности готовность к труду рассматривается
1 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. C. 64. Статья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
учеными по-разному. Я. Л. Коломинский предлагал рассматривать феномен готовности в качестве определенного результата развития личности [2]. Л. В. Лежнина определяет готовность как совокупность формируемых установок, позволяющих специалисту выполнять определенный набор трудовых функций [3]. О. Б. Дмитриева под психологической готовностью к профессиональной деятельности понимает совокупность знаний, умений и навыков, которые позволят выпускнику выполнять свою профессиональную деятельность на уровне современных требований науки и техники [4]. Феномен готовности в широком смысле представляет собой условие успешного исполнения профессиональной деятельности, которая совершенствуется и формируется самим человеком, а также системой мероприятий, которые проводит государство [5].
Понятие психологическая готовность к профессиональной деятельности связано с понятием психологическая готовность к действию и труду. С. Л. Рубинштейн писал, что любая деятельность человека исходит от него как личности и как субъекта этой деятельности. Он считал, что при единстве деятельности, ее исходных мотивов и конечных целей сама деятельность становится мотивами и целями личности. Мы придерживаемся точки зрения С. Л. Рубинштейна, который подчеркивает, что, изучая психологическую сторону деятельности, мы изучаем психологическую сторону личности в процессе деятельности [6].
На основании теоретического анализа мы считаем возможным констатировать наличие дифференциации понятий психологической готовности к любому труду в целом и психологической готовности к определенному виду труда, т. е. к определенной профессиональной деятельности [7]. Изучение сущностных параметров психологической готовности к профессиональной деятельности может быть обосновано с позиций функционального, личностного и личностно-деятельностного подходов [8; 9]. Т. Б. Крюкова понимает психологическую готовность как состояние, которое способствует достижению значительных результатов (функциональный подход) [9]. В личностном подходе готовность определяется как свойство или характеристика, присущая конкретной личности. Сторонники личностно-деятельностного подхода понимают ее как синтез интерпретаций изучаемых феноменов с позиций свойств и процессов. Следует согласиться с позицией Т. Б. Крюковой, согласно которой готовность к деятельности в рамках функционального подхода определяется как некое состояние психики, обеспечивающее более высокий уровень достижений в определенной деятельности [10].
В. Ф. Жукова подчеркивает, что психологическая готовность к деятельности обеспечивает человеку возможность эффективно и качественно осуществлять свои профессиональные обязанности, используя при этом уже имеющиеся знания, умения и навыки и активизируя личностные качества [11]. В связи с этим проблема психологической готовности к различным видам деятельности становится актуальной в отечественной психологии начиная со второй половины XX в. Несмотря на многочисленные исследования
в данной области, на сегодняшний день нет ни однозначной трактовки понятия психологическая готовность к деятельности, ни единственно принятого определения.
Одним из первых ученых, который определил готовность к деятельности как психическое состояние личности, был Н. Д. Левитов. Он понимал готовность к деятельности как промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности. Эти процессы обеспечивают общий функциональный уровень, необходимый для результативной профессиональной деятельности [12].
Е. П. Ильин определяет психологическую готовность через функциональное состояние, которое выражается в длительном сохранении работоспособности, устойчивости оптимального состояния, наибольшей скорости врабаты-ваемости и восстановления сил, большей стабильности максимальных функций, адекватности реакций на внешние воздействия, слаженности в работе всех частей системы, ритмичности и синхронности [13].
Л. А. Кандыбович и М. И. Дьяченко понимают готовность к деятельности как «целенаправленное выражение личности, которое объединяет ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение» [5, с. 3], и свидетельствуют о психологической готовности как о сложном целенаправленном проявлении личности.
Р. Д. Санжаева в диссертационном исследовании определяет механизмы формирования готовности через деятель-ностную концепцию [14]. Она рассматривает психологическую готовность в контексте сложного динамического образования, которое обеспечивает взаимодействие двух основных его характеристик: эмоционального, психического состояния и психологической характеристики личности. Они, в свою очередь, проявляются в сбалансированности одного с другим. Совокупность эмоционального начала, убеждений и поведенческих актов в виде навыков, когнитивных образований, устойчивых реакций является выражением сформированности психологической готовности человека к определенной деятельности.
А. А. Деркач и Д. А. Водопьянов, будучи сторонниками личностного подхода, рассматривают психологическую готовность к профессиональной деятельности в качестве интегрального личностного образования, имеющего содержательное наполнение [15].
Интересной считаем позицию А. К. Марковой, которая интерпретировала готовность как психическое состояние «предстарта», когда имеет место быть осознание собственных целей, возможных способов их достижения и анализ условий осуществления [16]. Именно наличие этих трех параметров позволит будущему выпускнику овладеть необходимыми компетенциями и адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.
Рассматривая психологическую готовность с точки зрения личностно-деятельностного подхода, А. О. Муругова и И. С. Морозова предлагают считать психологическую готовность к выбору частным случаем психологической
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
готовности к деятельности и подчеркивают ее сложный многокомпонентный характер, определяющий факт принятия решения на основании анализа субъективно оцениваемой ситуации. Сформированность готовности является необходимой предпосылкой осуществления деятельности на всех ее этапах [17].
Рассуждая о готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности, З. В. Крецан и Е. В. Морозов описывают сущностные характеристики готовности в части описания компонентов, определяющих специфику анализа возможных вариантов реагирования и принятия решения с учетом возможностей осмысления жизненного опыта [18].
Анализ вышеуказанных точек зрения позволяет говорить о готовности к профессиональной деятельности как о многомерном системном образовании, имеющем сложную структуру. Нам близка точка зрения В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой, которые писали, что одна из базовых характеристик личности человека - это его готовность к профессиональной деятельности. Готовность - целостное образование, в центре которого выступает практическая готовность человека к деятельности [19].
Мы считаем, что рассматривать готовность студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо как комплексное явление, включающее в себя осознание человеком смысла профессии, себя в данной профессии, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирование важных качеств в профессиональной сфере деятельности.
Современное профессиональное образование выполняет важнейшую роль в становлении личности учащегося, оказывает существенное воздействие на его жизнедеятельность и профессиональные ориентиры. В настоящее время в общей и педагогической психологии особое внимание уделяется проблеме вузовской подготовки студента к профессиональной деятельности, его психологической готовности к ней, формированию профессионально-личностных качеств и компетенций.
Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности является ключевой составляющей на пути к успешному выполнению обязанностей, эффективному использованию своих знаний, умений и навыков, а также к личным качествам, опыту, сохранению самоконтроля и перестройки деятельности при появлении непредвиденных ситуаций. Психологическая готовность является психическим состоянием, которое определяется как мобилизация ресурсов специалиста на оперативное или долгосрочное выполнение определенной деятельности [20].
Исходя из того, что профессиональная деятельность представляет собой социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, мы считаем необходимым учитывать содержательные характеристики психологической готовности личности выпускника к профессиональной деятельности.
В процессе обучения в колледже и вузе формирование психологической готовности к деятельности будущего
педагога зависит от образования профессионально направленных отношений, свойств личности, мотивов, условий профессиональной подготовки. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности происходит при соблюдении следующих условий:
• активизация стремления студента освоить необходимые профессиональные компетенции;
• обогащение опыта взаимодействия преподавателя с обучаемым;
• формирование представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности;
• развитие способности к саморегуляции в процессе профессионального общения и поведения.
Таким образом, формирование психологической готовности к деятельности в процессе профессиональной подготовки связано с образованием профессионально направленных отношений, мотивов, свойств личности, с оценкой условий профессиональной подготовки, с формированием профессиональных компетенций (практический опыт, знания, умения), овладением способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, а также с приобретением опыта практической деятельности.
Факторы, влияющие на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности
В аспекте обучения будущего специалиста готовность к профессиональной деятельности определяется нами как инте-гративное личностное и социально-психологическое образование, которое обеспечивается благодаря быстрой адаптации к условиям и требованиям выбранной профессиональной деятельности, эффективность этой деятельности и профессиональное саморазвитие. По нашему мнению, совокупность факторов, воздействующих на процесс формирования психологической готовности студента к профессиональной деятельности, следует учитывать на всех этапах получения педагогического образования.
Е. А. Кокшенева предлагает рассматривать понятие фактор как причину, движущую силу какого-либо изменения, явления [21]. Нами понятие фактор определяется как причина, которая отражает характер процесса.
По мнению А. Н. Леонтьева, все факторы целесообразно разделить на две группы: объективные (экономические, политические и культурные особенности общества) и субъективные (мотивационно-потребительская сфера человека, его ценности, личностные качества, способности) [22].
Р. А. Порфирьева полагает, что развитие личности студента происходит в результате его взаимодействия с обществом, когда на него влияют макрофакторы (государство и общество), мезофакторы (этнокультурные условия, т. е. среда, в которой живет и развивается человек) и микрофакторы (институты социализации, такие как семья, детские учреждения и пр.) [23].
Т. М. Чурекова [24] все факторы, которые влияют на процессы самоопределения молодежи, предлагает разделить на общие, региональные и психологические. К общим факторам отнесены социально-экономические
условия жизни населения, духовная культура общества, средства массовой информации и т. д., к региональным -демографические и экономические особенности развития региона. Психологические же факторы подразделяются на: а) зависящие от возрастных особенностей молодежи; б) влияющие на развитие и формирование ценностных ориентаций; в) зависящие непосредственно от личности человека (способности, интересы, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной подготовки) [24].
Нам близка позиция Е. А. Кокшеневой, которая выделила три группы факторов [21]:
1. Социально-экономические:
• состояние рынка труда в регионе, все, что влияет на возможность трудоустройства человека;
• престиж образования и востребованность профессии в обществе и в конкретном регионе;
• востребованность специалистов в регионе;
• социальное положение и уровень образования родителей;
• материальная возможность семьи оплачивать образование.
2. Психологические:
• мотивы, влияющие на выбор профессии;
• желание и стремление личности добиться успеха в своей деятельности;
• целенаправленность поведения личности, возникающая под воздействием устойчивой системы осознанных ценностных ориентаций;
• эмоции, влияющие на формирование психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
• воля, с помощью которой будущий специалист сможет овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми в будущей профессиональной деятельности;
• личностные качества, которые влияют на овладение профессиональной деятельностью будущего специалиста.
3. Организационно-педагогические:
• организация воспитательно-образовательного процесса;
• уровень преподавания;
• тип взаимоотношений преподавателей и студентов.
Говоря о социально-экономических факторах, мы можем
заключить, что одной из главных причин поступления молодого человека в высшее или профессиональное учебное заведение является престиж высшего образования в целом, а также интерес абитуриента к конкретной профессии. При изучении исследований образовательных планов выпускников школ мы видим, что получение высшего образования является нормой для большинства молодых людей. Подавляющее большинство школьников и их родителей видят необходимость в высшем образовании.
По нашему мнению, к числу доминирующих факторов формирования психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности относятся организационно-педагогические. Они характеризуются
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
реальными условиями, в которые попадает студент в процессе обучения в высшем учебном заведении.
В рамках психолого-педагогического образования мы выделили три группы условий: педагогические, психологические и организационно-методические. Педагогические условия М. Е. Дуранов с соавторами определяют как среду, обстоятельства, где реализуются педагогические факторы [25]. Н. М. Яковлева понимает под данной категорией совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают достижение студентами высшего уровня деятельности [26]. С. В. Боровская под педагогическими условиями подразумевает комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса. Они способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности [27]. Вслед за С. В. Боровской и Н. М. Яковлевой мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающей совокупность образовательной и пространственной среды, воздействующую на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающую ее функционирование и развитие.
Педагогические условия включают в себя методологические и теоретические основы педагогического исследования, которые отражаются в виде требований. Условия должны способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов, учитывать их индивидуальные особенности (самостоятельность выполнения, отношение к работе и т. д.). Необходимо, чтобы условия обеспечивали формирование специальных компетенций у студентов.
К психологическим условиям формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях психолого-педагогического образования мы относим:
• мотивацию студента к учебной деятельности, его интерес, любознательность, приобретение знаний, овладение профессией, установку на учебную деятельность;
• произвольность познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения; внимание, речь и высокий уровень их развития;
• наличие необходимых волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, сознательности, ответственности и дисциплинированности;
• умение взаимодействовать с другими людьми в ходе учебной деятельности;
• сформированность обобщенных умственных действий (анализ, синтез, классификация и т. д.).
Организационно-методические условия включают в себя:
• действия преподавания - использование разных средств (компьютер, видеотехника), методов (экскурсия, беседа), форм (лекция, семинар, работа в микрогруппах) передачи знаний, умений и навыков;
• действия учения - разнообразие источников (пособия, монографии), средств обучения (Интернет), приемов запоминания и т. д.;
• гибкость обучения - чередование различных средств, приемов, методов, форм обучения с учетом осуществления
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
индивидуального подхода и педагогических инноваций (нетрадиционные формы обучения);
• использование современных технических средств обучения;
• оптимальный подбор учебного материала (соотношение доступности и достаточного уровня сложности).
Обучение формирует у студентов готовность к профессиональной деятельности, научное мировоззрение, систему современных профессиональных знаний, способствует развитию творческих способностей [28]. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в учреждениях профессионального и высшего образования является непрерывным и сложным процессом.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов, формируясь в процессе обучения в вузе, претерпевает позитивные качественные и количественные изменения. Она наращивается и отражается в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому, определяется внутренним балансом между ее компонентами и обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания.
Методы и материалы
Нами было проведено исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-выпускников педагогических направлений подготовки, обучающихся в Кемеровском педагогическом колледже и Кемеровском государственном университете (КемГУ). В анкетировании приняли участие 405 выпускников, планирующих получить диплом о профессиональном и высшем образовании летом 2020 г.: 333 человека - выпускники вуза, 72 - выпускники колледжа. В формирующем эксперименте принимали участие 22 студента направления Дошкольное образование КемГУ
Сбор данных осуществлялся с применением методов анкетирования. Анкета включала 10 вопросов с несколькими вариантами ответа. Для определения содержательных характеристик психологической готовности к профессиональной деятельности нами использовались методики «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской [29], тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [30], методика «Готовность к саморазвитию» Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхты [31], методика «Шкала эмоционального отклика» А. А. Меграбяна и Н. С. Эпштейна [32], тест-опросник «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда [33], опросник «Стиль саморегуляции в поведении» В. И. Моросановой [34].
Результаты
Рассмотрим вопросы, содержание которых соотносится с проблематикой готовности к профессиональной деятельности студентов-выпускников педагогических направлений подготовки. Таковых в анкете 5.
Вопрос 1: Укажите наиболее приоритетную причину выбора профессии педагога, воспитателя. Осуществляя выбор приоритетной причины, 41,48 % респондентов
заявляют, что с детства мечтали быть педагогами, 30,62 % опрошенных считают, что для них значение имели условия труда (наличие длительного отпуска, социальные гарантии и льготы), 14,07 % студентов отмечают престиж профессии педагога в обществе, 13,83 % респондентов констатируют, что выбрали профессию по остаточному принципу (больше никуда не получилось поступить).
Вопрос 2: Что в профессии педагога Вы считаете самым главным? Из всей выборки 36,05 % респондентов ответили, что для них главной является возможность самореализации. Вторым по степени приоритетности оказался ответ, что эта профессия дает возможность помогать воспитывать и обучать подрастающее поколение (30,86 %). 23,21 % опрошенных видят возможность обеспечивать условия для развития личности. Меньше всего выпускников (9,88 %) считают, что в рамках профессии педагога реализуется возможность творчески выполнять свою работу.
Вопрос 3: Какие чувства могут проявиться у Вас в период адаптации? Тревожность и неуверенность в своих силах отмечают 55,56 % опрошенных. 36,3 % респондентов, участвующих в опросе, констатируют неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки. Малая часть студентов указали на раздражительность, вспыльчивость, несдержанность (4,94 %); пессимизм, чувство собственной неполноценности (3,21 %).
Вопрос 4: Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? Более половины опрошенных (55,31 %) отметили, что уровень их профессиональной подготовки соответствует требованиям образовательных стандартов. 26,67 % выпускников отмечают наличие высокого уровня подготовки, что на их взгляд обеспечит успешность профессиональной деятельности. С определенной долей критики к уровню своей подготовки относятся 15,8 % респондентов, отмечая несоответствие теоретической и практической составляющей. О том, что уровень подготовки не соответствует требованиям, заявили 2,22 % студентов.
Вопрос 5: Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе? Большинство респондентов (46,67 %) к числу значимых факторов относят возможность работать с детьми и высокое разнообразие деятельности. Данное утверждение свидетельствует о выраженной потребности вступать в процесс коммуникации и стремлении выпускников активно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса. Хорошую заработную плату и условия труда к числу факторов относят 25,43 % опрошенных. О наличии возможности самосовершенствоваться заявляют 15,06 % респондентов. И только 12,84 % выпускников выбирают в качестве доминирующего фактора признание и уважение со стороны коллектива. Тот факт, что данный фактор не пользуется популярностью у выпускников, мы считаем возможным интерпретировать как проявление некоторого беспокойства относительно внешних оценок будущей профессиональной педагогической деятельности.
Анализируя полученные данные, мы разделили выборку по критерию статуса образовательной организации, в которой обучаются респонденты (табл. 1).
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
Табл. 1. Выраженность позиции респондентов с учетом статуса образовательной организации Tab. 1. Position of the respondents according to the status of the educational organization
Вопрос Вариант ответа Выпускники вуза Выпускники колледжа
N % N %
1. Укажите наиболее приоритетную причину выбора профессии педагога, воспитателя Престиж профессии в обществе 42 12,61 15 20,83
Условия труда (наличие длительного отпуска, социальные гарантии и льготы) 107 32,13 17 23,61
По остаточному принципу (больше никуда не получилось поступить) 48 14,41 8 11,11
С детства мечтал быть педагогом 136 40,84 32 44,44
2. Что в профессии педагога Вы считаете самым главным? Возможность помогать воспитывать и обучать подрастающее поколение 90 27,03 35 48,61
Возможность обеспечивать условия для развития личности 85 25,53 9 12,50
Возможность творчески выполнять свою работу 33 9,91 7 9,72
Возможность самореализации 125 37,54 21 29,17
3. Какие чувства могут проявиться у Вас в период адаптации? Тревожность, неуверенность в своих силах 190 57,06 35 48,61
Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность 17 5,11 3 4,17
Пессимизм, чувство собственной неполноценности 11 3,30 2 2,78
Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки 115 34,53 32 44,44
4. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? Уровень подготовки высокий и обеспечит успешность моей профессиональной деятельности 88 26,43 20 27,78
Уровень подготовки соответствует требованиям образовательных стандартов 181 54,35 43 59,72
Уровень подготовки частично соответствует требованиям 56 16,82 8 11,11
Уровень подготовки не соответствует требованиям 8 2,40 1 1,39
5. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе? Признание Вашей работы, уважение со стороны членов коллектива 42 12,61 10 13,89
Возможность работать с детьми, разнообразие деятельности 153 45,95 36 50,00
Хорошая заработная плата и условия труда 90 27,03 13 18,06
Возможность самосовершенствоваться 48 14,41 13 18,06
Отвечая на вопросы анкеты о факторах выбора профессии, респонденты приблизительно в равных долях выбрали ответ «С детства мечтал быть педагогом» (40,84 % выпускников вуза и 44,44 % выпускников колледжа). Существенно различаются их позиции относительно материальных и моральных оснований выбора. Студенты вуза считают, что для них более важное значение имеют условия труда (32,13 % выпускников вуза и 23,61 % выпускников колледжа). Выпускники педагогического колледжа чаще отмечают значимость престижа профессии педагога в обществе (12,61 % выпускников вуза и 20,83 % выпускников колледжа).
Определяя возможности, реализуемые педагогами в профессиональной деятельности, выпускники педагогического колледжа практически в два раза чаще, чем студенты вуза, выбирают возможность помогать воспитывать и обучать подрастающее поколение (27,03 % выпускников вуза и 48,61 % выпускников колледжа). При этом выпускники вуза в два раза чаще выбирают возможность обеспечивать условия для развития личности (25,53 % выпускников вуза и 12,50 % выпускников колледжа).
Относительно чувств, которые могут появиться в период адаптации к условиям реализации профессиональной деятельности, выпускники продемонстрировали практически согласованные позиции. Процентное соотношение выборов ответов существенно не различается. Это свидетельствует о том, что переживания выпускников относительно собственных чувств различных образовательных организаций не имеют существенных различий.
Сопоставление позиций выпускников вуза и колледжа по вопросу о самооценке уровня собственной профессиональной подготовки позволяет констатировать отсутствие существенных различий. На уровне тенденции можно отметить более критичное отношение к уровню профессиональной подготовки у студентов вуза. Вариант ответа «уровень подготовки частично соответствует требованиям» выбирают 16,82 % выпускников вуза и 11,11 % выпускников колледжа.
Рассматривая результаты выбора респондентами факторов, которые влияют на отношение к работе, мы считаем необходимым обратить внимание на то, что студенты вуза более ориентированы на обеспечение материальных условий
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
деятельности. Ответ «Хорошая заработная плата и условия труда» имеет значение для 27,03 % выпускников вуза и 18,06 % выпускников колледжа. В свою очередь, выпускники колледжа склонны выбирать ответ «Возможность работать с детьми, высокое разнообразие деятельности» (45,95 % выпускников вуза и 50,00 % выпускников колледжа).
Таким образом, мы констатируем наличие разнообразия факторов, влияющих на формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях образовательных организаций. На протяжении всего процесса обучения студенты сталкиваются с рядом факторов, которые воздействуют на формирование их психологической готовности к профессиональной деятельности.
С целью выявления возможностей развития содержательных характеристик психологической готовности к деятельности студентов Института образования КемГУ средствами формирующего воздействия нами была реализована специально разработанная программа. В процессе групповых занятий применялись принципы добровольного участия, конфиденциальности, обратной связи. Обучающие задачи программы решались на каждом занятии, т. к. для получения личного результата необходимо формирование навыков и опыта взаимодействия при выполнении работы в группе. Занятия были направлены на повышение уровня учебно-познавательной компетентности студентов, формирования представления о их будущей профессии и самооценки, овладения социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными и профессиональными трудностями. После выполнения каждого упражнения, в конце тренинговых занятий и между занятиями проходило обсуждение проделанного, что способствовало развитию навыков рефлексии.
Для анализа результатов был использован ^критерий Стьюдента (р) для зависимых выборок по используемым методикам для сравнения средних значений, поиска различий и прослеживания динамики развития (табл. 2).
Анализ результатов, представленных в табл. 2, позволяет утверждать, что у студентов направления Дошкольное образование за время исследования произошли статистически значимые изменения в представленных показателях. Мы можем предположить, что это связано с тем, что студенты после воздействия поняли, что для достижения успеха в будущей трудовой деятельности необходимы профессиональные знания, способность планировать и принимать решения, ставить цели и достигать результаты. Студенты стали более уверенными в области достижения целей и при взаимодействии с окружающими. Полученные данные показывают, что содержательные характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности развиваются в специально организованных условиях.
Заключение
Психологическая готовность к профессиональной деятельности большинством авторов рассматривается как одна из составляющих общей готовности человека к действию и определяется психологическими факторами: личностными
Табл. 2. Динамика содержательных характеристик психологической готовности по t-критерию Стьюдента для зависимых выборок
Tab. 2. Dynamics of the substantial characteristics of psychological readiness by t-Student criterion for dependent samples
Показатель Среднее в гр^ значение уппе p
Начальный этап Заключительный этап
Приобретение знаний 5,76 8,20 0,04
Овладение профессией 2,36 5,27 0,01
Интернальность в области достижений 5,71 9,14 0,03
Интернальность в межличностных отношениях 5,78 8,04 0,04
Принятие решений 13,50 15,18 0,04
Планирование 14,50 18,73 0,02
Цель 27,92 33,10 0,04
Результат 22,21 29,73 0,03
особенностями (тип темперамента, черты характера и др.), знаниями, умениями и навыкими, уровнем подготовленности, общей информированностью о событиях и их последствиях и др. К особенностям формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в студенческом возрасте мы можем отнести стремление к обретению смысла жизни и формированию жизненных целей и планов, к приобретению новых знаний, умений и навыков, способность к развитию индивидуальной саморегуляции, готовность к деятельности и др. Мы отмечаем, что разработка программ развития содержательных характеристик психологической готовности к профессиональной деятельности требует апробации в реальных условиях с учетом возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей сопровождаемых.
Посредством специально организованного воздействия проведено экспериментальное исследование возможностей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов в специально организованных условиях. Выявлена динамика содержательных характеристик психологической готовности к профессиональной деятельности на различных этапах обучения студентов в вузе. Полученные данные свидетельствуют, что формирование психологической готовности к профессиональной деятельности может быть осуществлено в условиях формирующего воздействия не зависимо от статуса образовательной организации.
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
Литература
1. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2. С. 235-241.
2. Коломинский Я. Л. Исследование закономерностей онтогенеза личности в белорусской социально-психологической традиции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 9. С. 40-45.
3. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.
4. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. . канд. психол. наук. М., 1997. 188 с.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ 1976. 175 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
7. Морозова И. С., Воронова Е. В. Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 13. С. 36-44.
8. Плешакова О. В. Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2006. № 6. С. 141-145.
9. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ. 2011. № 1. С. 155-160.
10. Крюкова Т. Б. Психологическая готовность будущих инженеров (на материале электроэнергетической отрасли) // Психология и психотехника. 2011. № 2. С. 82-91.
11. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.
12. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
13. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 428 с.
14. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. Новосибирск, 1997. 354 с.
15. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. 2017. № 2. С. 7-13.
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
17. Муругова А. О., Морозова И. С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2018. Т. 23. С. 88-96.
18. Крецан З. В., Морозов Е. В. К проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. №. 3. С. 231-239. Б01: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
19. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 223 с.
20. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1. С. 53-58.
21. Кокшенева Е. А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2010. 23 с.
22. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.
23. Порфирьева Р. А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества (на примере средней школы РФ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1992. 17 с.
24. Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 50-53.
25. Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. 315 с.
26. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
27. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 174 с.
28. Субботина Л. Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 4. С. 295-298.
29. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 221 с.
30. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
31. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ, 1998. 263 с.
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
32. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
33. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Питер, 2000. 559 с.
34. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
original article
Psychological Readiness for Professional Activity in Students of Pedagogical Departments
Irina A. Dmitrieva a; Irina S. Morozova b Olga Yu. Elkina c
a Kemerovo Pedagogical College, Russia, Kemerovo b Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
c Kemerovo State University (Novokuznetsk branch), Russia, Novokuznetsk @ [email protected]
Received 08.06.2020. Accepted 30.06.2020.
Abstract: Our society needs highly qualified specialists able to meet the requirements of the modern socio-economic situation in the country, hence the need to identify the features of psychological readiness for professional activity in students of pedagogy. The present research features the peculiarities of psychological readiness for professional duties displayed by graduates of institutions of professional and higher education. The article focuses on the concept of "readiness for professional activity", its typologies and components. The authors revealed the essence and relationship of the concepts of "psychological readiness" and "readiness for professional activity". The research provided key features of students' psychological readiness for professional activity and the possibilities of their formation in the conditions of professional and higher education institutions. The article substantiates the need to develop and test methods for research of students' psychological readiness for professional activity. The authors developed and tested a program for the formation of psychological readiness for professional activity in university and college students. Its implementation can significantly improve the professional competence of future specialists in pedagogy.
Keywords: professional education, higher education, future teachers, factors of readiness formation, professional training
For citation: Dmitrieva I. A., Morozova I. S., Elkina O. Yu. Psychological Readiness for Professional Activity in Students of Pedagogical Departments. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2020, 4(2): 107-116. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
References
1. Ganicheva I. A., Miruk A. V. The development ofpsychological readiness of students to future professional activity. Sovremennye issledovaniia sotsialnykhproblem, 2016, (3-2): 235-241. (In Russ.)
2. Kolominsky Ya. L. Study of patterns of ontogeny of the individual in the Belarusian socio-psychological tradition. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya ipraktika, 2013, (9): 40-45. (In Russ.)
3. Lezhnina L. V. Preparedness of the educational psychologist for professional activities: stages, mechanisms, and formation technologies. Dr. Psychol. Sci. Diss. Moscow, 2010, 473. (In Russ.)
4. Dmitrieva O. B. Formation of the psychological readiness of young specialists for professional activities. Cand. Psychol. Sci. Diss. Moscow, 1997, 188. (In Russ.)
5. Diachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological problems of readiness for activity. Minsk: Izd-vo BGU, 1976, 175. (In Russ.)
6. Rubinshtein S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter, 2002, 720. (In Russ.)
7. Morozova I. S., Voronova E. V. Psychological readiness of Defectologic education students for their professional activities at different stages of their study at a university. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psichologiya, 2015, 13: 36-44. (In Russ.)
8. Pleshakova O. V. Theoretical aspects of psychological readiness for the professional activities of social workers. Izvestiia PGPU im. V. G. Belinskogo. Obshchestvennye nauki, 2006, (6): 141-145. (In Russ.)
9. Kryukova T. B. Modern approaches to research ofpsychological readiness problem for activity in electric power engineering sphere. Vestnik IGEU, 2011, (1): 155-160. (In Russ.)
DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116
10. Kryukova T. B. Psychological readiness of future engineers (based on the material of the electric power industry). Psikhologiya ipsikhotekhnika, 2011, (2): 82-91. (In Russ.)
11. Zhukova V. F. Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness". Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, 320(6): 117-121. (In Russ.)
12. Levitov N. D. On the mental states of man. Moscow: Prosveshchenie, 1964, 344. (In Russ.)
13. Ilin E. P. Differential psychology of professional activity. St. Petersburg: Piter, 2008, 428. (In Russ.)
14. Sanzhayeva R. D. Psychological mechanisms of the formation of human readiness for activity. Dr. Psychol. Sci. Diss. Novosibirsk, 1997, 354. (In Russ.)
15. Derkach A. A., Vodopianov D. A. Theoretical basics of psychological readiness of students - future psychologists for professional activitiy. Akmeology, 2017, (2): 7-13. (In Russ.)
16. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow: Mezhdunar. gumanitar. fond "Znanie", 1996, 308. (In Russ.)
17. Murugova A. O., Morozova I. S. Age-dependent variation of coping with negative situations during adolescence. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psichologiya, 2018, 23: 88-96. (In Russ.)
18. Kretsan Z. V., Morozov E. V. Formation of career choice readiness in senior pupils. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(3): 231-239. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
19. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogy: innovative activity. Moscow: Magistr, 1997, 223. (In Russ.)
20. Popov L. M., Puchkova I. M. Theoretical and experimental substantiation of the model of psychological readiness of students for professional activities. Obrazovanie i samorazvitie, 2015, (1): 53-58. (In Russ.)
21. Koksheneva E. A. Formation of readiness of university students for future professional activities. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo, 2010, 23. (In Russ.)
22. Leontev A. N. Selected psychological works. Moscow: Pedagogika, 1983, vol. 1, 391. (In Russ.)
23. Porfireva R. A. Humanization of education as a factor in the transformation of society (the case of secondary schools of the Russian Federation). Cand. Philos. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 1992, 17. (In Russ.)
24. Churekova T. M. The mission of the university in solving regional problems. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2004, (2): 50-53. (In Russ.)
25. Duranov M. E., Zhernov V. I., Lesher O. V. Pedagogy of education and personality development of students. Magnitogorsk: MGPI, 1996, 315. (In Russ.)
26. Iakovleva N. M. Theory and practice of preparing the future teacher for the creative solution of educational problems. Dr. Ped. Sci. Diss. Chelyabinsk, 1992, 403. (In Russ.)
27. Borovskaia S. V. Pedagogical conditions for increasing the effectiveness of professionally creative self-educational activities of a future teacher. Cand. Ped. Sci. Diss. Chelyabinsk, 1999, 174. (In Russ.)
28. Subbotina L. Ju. Formation of students' professional readiness to independent activity. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2011, 2(4): 295-298. (In Russ.)
29. Rean A. A. Practical psychodiagnostics of personality. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2001, 221. (In Russ.)
30. Leontiev D. A. Test of meaning-life orientations (LSS), 2nd ed. Moscow: Smysl, 2000, 18. (In Russ.)
31. Ratanova T. A., Shliakhta N. F. Psychodiagnostic methods for the study of personality. Moscow: MPSI, 1998, 263. (In Russ.)
32. Nemov R. S. Psychology. Book 3: Psychodiagnostics: an introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics, 4th ed. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2001, 640. (In Russ.)
33. Workshop on general, experimental and applied psychology, eds. Krylov A. A., Manichev S. A., 2nd ed. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta; Piter, 2000, 559. (In Russ.)
34. Morosanova V. I. Questionnaire "The style of self-regulation of behavior" (SMTA). Moscow: Kogito-Tsentr, 2004, 41. (In Russ.)