УДК 373.2.132.014.3
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры, заслуженный работник высшей школы РФ (г. Кемерово, РФ). E-mail: churekova_t@mail.ru
Немчинова Любовь Сергеевна, старший преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного образования, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск, РФ), аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: fppd_dekanat@mail.ru
В статье рассматриваются современные тенденции профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования (ДО) в условиях модернизации образовательной системы. Определены основные понятия. Отмечена специфика содержания и технологии обучения будущих педагогов дошкольных учреждений, при которой особое место занимает не только предметная подготовка, но и психолого-педагогическая, требующая освоения специальных знаний, а также определенных профессиональных компетенций, связанных с осуществлением конструктивной коммуникации со всеми участниками дошкольного образования, моделированием ситуаций развития с учетом возможностей и ограничений каждого воспитанника, подбором средств для решения образовательных задач на каждом этапе освоения ребенком конкретной возрастной группы основной образовательной программы.
Модернизация высшего образования, в том числе по профессиональной подготовке педагогов для дошкольной ступени, определила направленность на усиление практической готовности будущих педагогов к выполнению требований профессионального стандарта педагога. Профессиональная готовность педагога ДО, таким образом, в соответствии с содержанием основной образовательной программы педагогического университета по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» определяется готовностью выпускников к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогических, проектных, методических, организационно-управленческих, культурно-просветительских, сопровождения.
В связи с этим актуализируются следующие тенденции профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования: индивидуализация при выборе направления деятельности; практико-ориентированный подход при освоении методик, технологий дошкольного образования; раннее включение в коллективные отношения дошкольных образовательных организаций. Актуальной также становится идея непрерывного профессионального образования выпускника в условиях, связанных между собой логикой профессионального становления будущего педагога в образовательных средах вуза, дошкольной образовательной организации, учреждения дополнительного профессионального образования.
Происходящие изменения в системе образования актуализируют совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, для обеспечения выпускнику готовности и способности решать задачи профессиональной деятельности. Наряду с этим, будущий педагог в процессе подготовки к профессиональной деятельности осваивает теоретический и практический опыт профессии, развивает такие профессиональные качества как: мотивированность на педагогическую деятельность с детьми
разных категорий, толерантность, социальную открытость к взаимодействию с родителями, коллегами, конкурентоспособность, активность, инициативность.
Ключевые слова: профессиональные стандарты, ФГОС 3++, модернизация, профессия, профессиональная подготовка, профессиональное дошкольное образование, профессиональные компетенции.
TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL TRAINING THE PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM
Churekova Tatyana Mikhaylovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Psychology and Pedagogy, Kemerovo State University of Culture, Honored Worker of Russia Higher Education (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: churekova_t@mail.ru
Nemchinova Lyubov Sergeevna, Sr Instructor, Department of Theory and Methodology of Preschool Education, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russian Federation), Postgraduate of the Inter-university Department of General Pedagogy and Institutional Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: fppd_dekanat@mai.ru
The article describes current trends in professional training of preschool education teachers in conditions of modernization of the educational system. It defines basic concepts and recognizes specificity of the content and training technology of preschool teachers, where subject training, psychological and pedagogical training are important, require special knowledge and certain professional competencies to create constructive communication with all the participants, modeling the development situations, taking into account the capabilities and limitations of each student, solutions of educational tasks at each stage of the development of children of different age groups.
Modernization of higher education, including professional training the preschool teachers determined that the focus should be on strengthening the practical readiness of the future teachers in order for them to meet the requirements of the pedagogical professional standard. Therefore, professional readiness, according to contents of the Pedagogical University's general educational program for training the bachelors in "Pedagogical education" is determined by the competency of the graduates in solving problems of professional activity of the following types: pedagogical, project, methodological, organizational, cultural, mentoring.
Following tendencies in the professional training the future teachers are updated: individualization in choosing the field of concern; practice-oriented approach in the development of methods, technologies of the preschool education; early inclusion in the collective relations within the field. The actual idea of the graduate's continuous professional education as the future teacher's professional formation in educational environments within higher education institutions, the preschool educational organizations, additional professional education.
The ongoing changes in the educational system actualize the set of competencies established by the bachelor's program to ensure the graduate's readiness and ability to solve professional problems. While training, a future teacher masters theoretical and practical experience of the profession, develops professional qualities like motivation for professional activities with different children, tolerance, social openness to interactions with parents, colleagues, proactive attitude, initiative.
Keywords: professional standards, FSES 3++, modernization, profession, professional training, professional preschool education, professional competence.
DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-163-170
В России в сфере образования в последние десятилетия происходят значительные социально-экономические преобразования. Усложнение социокультурной и образовательной среды, динамичное развитие науки и технологий вызвали потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования, включая уровень дошкольного образования. Что, в свою очередь, обусловливает повышение требований к подготовке компетентных специалистов и разработке ряда нормативных документов, задающих эти требования [10; 13; 15; 16; 17]. Так, в Трудовом кодексе РФ статья 195.1 главы 31 дополнена понятием «профессиональный стандарт», который определяется как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [13]. Требования к подготовке педагогических кадров высшего образования для дошкольных образовательных организаций (ДОО), определены профессиональным стандартом педагога, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования направления «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» (ФГОС ВО ПО), «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» (ФГОС ВО ППО). На основании этих документов происходит преобразование профессиональной подготовки студентов, затрагивая цели, содержание образования (изменения в ОПОП, технологиях, учебных планах, рабочих программах дисциплин).
Кроме того, в принятом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [17] сделан акцент на построение субъект-субъектных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, ребенок признан полноценным его участником. Отмечена необходимость создания условий для использования методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями развития каждого ребенка дошкольного возраста. Особую значимость приобрели статус дошколь-
ного образования и сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в отношении его уровня.
В связи с этим отметим, в ситуации изменений современной образовательной системы ценность подготовки педагогических кадров, ориентированных на деятельность с детьми дошкольного возраста, выступает на первый план, поскольку именно раннее и дошкольное детство, по общепризнанному мнению ученых, специалистов, является наиболее значимым периодом психического развития, приобщения к общечеловеческой культуре, освоения начального уровня образования. Возрастные особенности детей от младенчества до старшего дошкольного возраста предполагают создание особых, вариативных условий для успешной социализации детей и освоения ими основной образовательной программы (ООП). Одним из значимых условий является подготовленный к педагогической деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста специалист. Таким образом, профессиональная подготовка педагогов, воспитателей в образовательных учреждениях - одна из центральных задач в сфере образования.
По мнению Л. М. Волобуевой, в настоящее временя в системе дошкольного образования существует ряд проблем, требующих пристального внимания. Анализируя статистические данные уровня образования дошкольных педагогов, автор обосновывает профессиональные дефициты и делает акцент на недостаточной профессиональной подготовке в системе высшего педагогического образования [2].
В то же время исследователи А. Г. Гогобе-ридзе и И. В. Головина, характеризуя модернизацию и стратегии изменений процесса подготовки педагогов дошкольного образования, выделяют условия, на основе которых необходимо строить образовательный процесс в вузе. В качестве маркеров новых образовательных программ предлагаются: «целевые ориентиры, структура и содержание, научно-методическое обеспечение и оценка образовательных результатов освоения образовательных программ подготовки бакалавров и магистров для работы в сфере дошкольного образования» [3, с. 38]. Это позволяет дифферен-
цировать содержание и технологии подготовки педагогов дошкольных учреждений. Особое место наряду с предметной подготовкой занимает психолого-педагогическая. Этот вид подготовки требует знаний общей, возрастной, детской психологии, специальной педагогики и психологии, дошкольной педагогики; определенных профессиональных компетенций, связанных с осуществлением конструктивной коммуникации со всеми участниками дошкольного образования; моделированием ситуаций развития с учетом возможностей и ограничений каждого воспитанника; подбором средств для решения образовательных задач на каждом этапе освоения ООП ребенком конкретной возрастной группы.
Для более полной характеристики сущностного аспекта понятия «профессиональная подготовка» в вузе обратимся к понятию «подготовка». Так, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «подготовка» трактуется как запас знаний, полученный кем-нибудь [9]. В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. В. Дмитриева - как создание кем-либо условий для успешного выполнения чего-либо [12]. Е. И. Огарёв [8] характеризует подготовку через процесс и результат обучения, который влияет на формирование способности выполнять определенные действия, заниматься различными видами деятельности, требующей соответствующих установок, знаний, умений и навыков. Таким образом, понятие «подготовка» можно определить как процесс, нацеленный на результат, ключевыми характеристиками которого являются объём и качество имеющихся знаний, умений и навыков, а также соответствующих установок для успешного выполнения различных видов деятельности.
Далее, рассматривая понятие «профессиональная подготовка» педагога, обратимся к сущности определения слова «профессия» и отметим, что в «Большом энциклопедическом словаре» под редакцией С. Ю. Солодникова профессия характеризуется как обычное длительное занятие индивида, дающее ему средства к существованию; это профессиональное занятие, которое, как правило, является и главной деятельностью [1]. По мнению Е. А. Климова, суть профессии - это необходимая
для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития [6]. В исследованиях Т. Л. Марковой понятие «профессия» определяется как социальное явление, существующее через конкретную реальную деятельность людей, владеющих соответствующими способами действий, способных выполнять свои профессиональные функции [7]. Следовательно, при овладении профессией у человека возникает возможность накапливать и передавать опыт решения проблем разного характера, выполнять ключевые социальные роли, функции и т. д.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном теоретическом анализе понятий «профессия» и «подготовка», можно сказать, что профессиональная подготовка является целостным образовательным процессом, направленным на освоение человеком необходимых знаний, умений, навыков, востребованных данной профессией, совершенствование определенных качеств, необходимых при реализации профессиональных функций. Профессиональная подготовка осуществляется посредством приобщения человека к специальным знаниям, накопленным в данной профессиональной области и в культуре общества, ознакомления с обобщенным и конкретным опытом профессионалов, отработки необходимых трудовых действий, развития трудовых умений. Формы профессиональной подготовки варьируются в зависимости от уровня получаемого образования.
В контексте обсуждаемой темы следует обратить внимание на содержание профессиональной деятельности педагога, которая ориентирована на обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения и основана на создании условий для передачи элементов культуры, накопленной человечеством.
По мнению Л. Г. Семушиной, Н. Г. Яро-шенко [11], успешность профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от понимания педагогом сущности педагогического процесса и ориентировки в объекте деятель-
ности. Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации требует от педагогических работников ДО знаний возрастных и индивидуальных особенностей развития детей на разных этапах и владения способами образования и развития личности. Реализация педагогической деятельности педагога ДО также связана с выполнением ряда функций: воспитательной, образовательно-просветительской, управленческо-организаторской, проектировочной, психодиагностической, прогностически-ориентирующей [5]. Каждая из этих функций предполагает психолого-педагогическую подготовку наряду с предметной, технологической и пр. Модернизация высшего образования, в том числе профессиональной подготовки педагогов для дошкольной ступени, определила направленность на усиление практической готовности будущих педагогов к выполнению требований профессионального стандарта. Профессиональная готовность педагога ДО, таким образом, в соответствии с содержанием основной образовательной программы педагогического университета по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование», определяется готовностью выпускников к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогических, проектных, методических, организационно-управленческих, культурно-просветительских, сопровождения [10].
Согласно требованиям ФГОС ВО к педагогам ДОО [16], у выпускника должны быть сформированы три вида компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. В 2018 году утвержден ФГОС ВО 3++ [10], в котором определены общие универсальные компетенции и общепрофессиональные - по направлениям подготовки. Профессиональные компетенции определяются вузом в соответствии с профилем подготовки на основе профессиональных стандартов, то есть результатом освоения ФГОС ВО является обладание необходимыми для профессиональной деятельности компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, коммуникативными, информационными, личностного самосовершенствования, социально-трудовыми.
Соглашаясь с исследователями компетент-ностного подхода И. А. Зимней [4], А. Б. Тумановой [14], А. В. Хуторским [18], Т. М. Чурековой [19], отметим, что совокупность взаимосвязанных качеств личности лежит в основе компетенций, необходимых для осуществления качественной продуктивной деятельности, а проявление личностного отношения составляет сущность компетентности. Педагогическая компетентность определяется нами как интегральная профессионально-личностная характеристика, означающая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.
Сутью компетентностного подхода в образовании является ориентация на результат, в качестве которого рассматривается не сумма усвоенной информации, а готовность и способность человека действовать в различных профессиональных и нестандартных ситуациях [19, с. 69].
Обобщенно раскрывая содержание универсальных компетенций будущих педагогов [10], отметим, что они направляют человека на определенные действия, связанные с решением задач для качественного осуществления процессов жизнедеятельности всех людей, включенных в общее пространство взаимодействия, в том числе для поддержки безопасности, здоровья, осуществления экологичного, конструктивного взаимодействия. Способность человека эффективно действовать в различных профессиональных и нестандартных ситуациях требует развитой способности осуществлять поиск, критический анализ/синтез информации, определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. В условиях командной работы педагог должен быть способен осуществлять социальное взаимодействие, выполняя свои функции в команде. Важной универсальной компетенцией является способность педагога управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
В содержании общепрофессиональных компетенций также отражены психолого-педагогиче-
ские компоненты профессиональной готовности педагогов, а именно при реализации таких компетенций, как способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
Отмечая прежде всего психолого-педагогическую составляющую профессиональной готовности педагогов дошкольного образования, мы акцентируем внимание на важности усиления психолого-педагогических практик для расширения опыта квазипрофессиональной деятельности студентов и отработки коммуникативных, игровых умений при контакте с разными группами детей. Участвуя в организованных регулярных наблюдениях групп детей и затем в совместных обсуждениях с опытными педагогами, студент осваивает необходимые компетенции.
Для профессиональных проб в университетах оборудуются специализированные кабинеты для осуществления квазипрофессиональной деятельности студентов при участии педагогов вуза и представителей работодателей.
Современное практико-ориентированное образование предполагает раннее включение бакалавров в среду дошкольного образовательного учреждения и конструктивное взаимодействие с представителями работодателя на разных этапах профессионализации.
Составление индивидуальной траектории профессиональной подготовки предполагает выбор студентами тематики научно-исследовательской работы, получения первичного профессионального опыта применения интересующих его технологий во время образовательных курсов и стажировок на базе дошкольных образовательных организаций.
Соучастие бакалавров в педагогических мероприятиях конкретных коллективов дошкольных образовательных организаций дает представление о взаимодействии в условиях командной работы. Совместное составление планов мероприятий для детей во время практики, подготовка конспектов непосредственной образовательной дея-
тельности с педагогами-наставниками дают опыт освоения как предметно-технологического, так и психолого-педагогического компонентов профессиональной компетенции. Изучение документации педагога ДОО позволяет студенту получить представление о методической составляющей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом выделим в качестве актуальных тенденций профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования следующие: индивидуализацию при выборе направления деятельности; практико-ориентированный подход при освоении методик, технологий дошкольного образования; раннее включение в коллективные отношения ДОО.
Актуальной также становится идея непрерывного профессионального образования выпускника в соответствии с логикой профессионального становления будущего педагога в образовательных средах вуза, дошкольной образовательной организации, учреждения дополнительного профессионального образования. В этих условиях происходит расширение практического опыта педагога, углубление необходимых знаний и умений, освоение трудовых действий педагога ДО.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что изменения, происходящие в системе образования актуализируют совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, для обеспечения выпускнику готовности и способности решать задачи профессиональной деятельности. Наряду с этим будущий педагог в процессе подготовки к профессиональной деятельности осваивает теоретический и практический опыт профессии, развивает профессиональные качества: мотивированность на профессиональную деятельность с детьми разных категорий, толерантность, социальную открытость для взаимодействия с родителями, коллегами, конкурентоспособность, активность, инициативность.
Также отметим, что вопрос профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования всегда будет актуальным и значимым, поскольку современное дошкольное образование изменяется в соответствии с тенденциями современного мира, что всегда будет вызывать исследовательский интерес.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодников. - Минск: МФЦП, 2002. - 1008 с.
2. Волобуева Л. М. Проблемы кадрового обеспечения и подготовка педагогов дошкольного образования // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 3. - С. 39-43.
3. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 1. - С. 38-45.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Ильин Е. П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: 1988. - 107 с.
7. Маркова Т. Л. Феномен «профессиональная деятельность»: концептуальный анализ [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2016. - № 3. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04SFK316.pdf (дата обращения: 15.10.2019).
8. Огарёв Е. И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (Тезаурус). - СПб.: ИОВ РАО, 2005. -148 с.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
10. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mmobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-121/ (дата обращения: 15.10.2019).
11. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. -272 с.
12. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. - М.: Астрель АСТ, 2003. - 1578 с.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trudkod.ru (дата обращения: 25.01.19).
14. Туманова А. Б. Актуализация понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования // Вестн. ТГУ - 2015. - Вып. 1 (1). - С. 39-45.
15. ФГОС ВО 3++ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (дата обращения: 15.10.2019).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), 04.12.2015 (зарегистрирован 11.01.16) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 13.10.2019).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155, г. Москва [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 15.10.2019).
18. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Вестн. Ин-та образования человека - 2011. - № 1. - URL: http://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
19. Чурекова Т. М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2014. - № 3 (15). - С. 69-73.
References
1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar': filosofiya, sotsiologiya, religiya, ezoterizm, politekonomiya [Large encyclopedic dictionary: philosophy, sociology, religion, esotericism, political economy]. Ed by S.Yu. Solodnikov. Minsk, MFTSP Publ., 2002. 1008 p. (In Russ.).
2. Volobueva L.M. Problemy kadrovogo obespecheniya i podgotovka pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Problems of staffing and training of teachers of preschool education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2018, no. 3, pp. 39-43. (In Russ.).
3. Gogoberidze A.G., Golovina I.V. Modernizatsiya protsessa podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya: markery novykh osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm [Modernization of the process of training teachers of preschool education: markers of new basic professional educational programs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2018, vol. 23, no. 1, pp. 38-45. (In Russ.).
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competencies as a result-target basis of competence approach in education. Author's version]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 40 p. (In Russ.).
5. Ilyin E.P. Psikhologiya dlyapedagogov [Psychology for teachers]. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. 640 p. (In Russ.).
6. Klimov E.V. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to work psychology]. Moscow, 1988. 107 p. (In Russ.).
7. Markova T.L. Fenomen «professional'naya deyatel'nost'»: kontseptual'nyy analiz [The phenomenon of "professional activity": a conceptual analysis]. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya. [The world of science. Sociology, Philology, Cultural Studies], 2016, no. 3. (In Russ.). Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/04SFK316.pdf.
8. Ogarev E.I. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye ponyatiya i terminy (Tezaurus) [Continuing education: basic concepts and terms (Thesaurus)]. St. Petersburg, IOV RAO Publ., 2005. 148 p. (In Russ.).
9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p. (In Russ.).
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 121 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazova-tel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie". (In Russ.). Available at: https:\\rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-121/ (accessed 15.10.2019).
11. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh spetsial'nykh uchebnykh zave-deniyakh: uchebnoe posobie dlya prepodavateley uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya [Content and technology of education in secondary special educational institutions. Textbook for teachers of secondary vocational education]. Moscow, Masterstvo Publ., 2001. 272 p. (In Russ.).
12. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Ed. by D.V. Dmitriev. Moscow, Astrel' AST Publ., 2003. 1578 p. (In Russ.).
13. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The labor code of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http:Wwww.trudkod.ru (accessed 25.01.2019).
14. Tumanova A.B. Aktualizatsiya ponyatiy "kompetentsiya", "kompetentnost'", "kompetentnostnyy podkhod" v us-loviyakh integratsii nauki i obrazovaniya [Actualization of the concepts "competence", "competence", "competence approach" in the conditions of integration of science and education]. Vestnik TGU[Bulletin of TSU], 2015, iss. 1 (1), pp. 39-45. (In Russ.).
15. FGOS VO 3++ [GEF VO 3 + +]. (In Russ.). Available at: http:Wwww.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo/ (accessed 15.10.2019).
16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata), 04.12.2015 (zaregistrirovan 11.01.16). (In Russ.). Available at: http:\\fgosvo.ru/news/8/1583/ (accessed 13.10.2019).
17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155, g. Moscow. (In Russ.). Available at: http:Wwww.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/ (accessed 15.10.2019).
18. Khutorskoy A.V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov [Definition of General subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the construction of educational standards]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka [Bulletin of the Institute of human education], 2011, no. 1. (In Russ.). Availanle at: http:// xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf (accessed 10.10.2019).
19. Churekova T.M. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v kontekste realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Organization of independent work of students in the context of the implementation of the competence approach]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2014, no. 3 (15), pp. 69-73. (In Russ.).