Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / INNOVATIONS / READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Марина Александровна, Холодкова Ольга Геннадьевна

В современной России меняется новая образовательная парадигма. Человек, его интересы и потребности, потенциальные возможности и способности оказываются в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Изменение приоритетов российского образования, его структуры и содержания с учетом введения новых образовательных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Педагог», направлено на смену роли «транслятора» знаний в профессиональной деятельности педагога - будущего специалиста на роль наставника, партнера, собеседника. В связи с этим обновляется статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Представлены результаты рабочей программы учебной дисциплины «Инновационные технологии в дошкольном образовании» для студентов педагогического вуза. Реализация разделов программы в структуре ее содержания обеспечивает результативность освоения студентами видов инновационной деятельности, ее этапов в ходе лекционных, самостоятельных занятий, использования активных методов обучения, что формирует их уверенность, мобильность, творческий потенциал, позитивное взаимодействие в условиях готовности профессии. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности содержания данной программы, что подтверждается активным участием студентов в ходе педагогических практик на базе дошкольной образовательной организации, их самостоятельной разработкой инновационных проектов, мероприятий, мини-программ для детей дошкольного возраста. Результатом реализации программы является представленный процесс комплексной готовности будущих специалистов дошкольного образования к инновационной деятельности и профессиональному становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Марина Александровна, Холодкова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING A FUTURE TEACHER FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In modern Russia, a new educational paradigm is changing: a person, his interests and needs, potential opportunities and abilities are the focus of attention of researchers and practical teachers. The changing priorities of Russian education, its structure and content with the introduction of new educational standards, including the professional standard “Teacher” aimed at changing the role of “translator” of knowledge in professional activity of a teacher, the future expert on the role of mentor, partner, companion. In this regard, the status of education is updated, new requirements are made to its level and quality. The results of the work Program of the discipline «Innovative technologies in pre-school education» for students of pedagogical Universities are presented. The implementation of the Program sections in the structure of its content ensures the effectiveness of students’ development of innovative activities, its stage-by-stage processes during lectures, independent classes, and the use of active learning methods, which forms their confidence, mobility, creativity, and positive interaction in the conditions of professional readiness. The results of the study indicate the effectiveness of the content of this Program, which is confirmed by the active participation of students in the course of pedagogical practices on the basis of a preschool educational organization, their independent development of innovative projects, events, miniprograms for preschool children. The actual result of the Program implementation is the presented process of complex readiness of future specialists of preschool education for innovative activities and professional development. The materials of the article can be used in the practice of departments that train future specialists of preschool educational organizations in the system of secondary and higher professional education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378. 637+373. 2

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-75-84

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М. А. Токарева, О. Г. Холодкова

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

В современной России меняется новая образовательная парадигма. Человек, его интересы и потребности, потенциальные возможности и способности оказываются в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Изменение приоритетов российского образования, его структуры и содержания с учетом введения новых образовательных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Педагог», направлено на смену роли «транслятора» знаний в профессиональной деятельности педагога - будущего специалиста на роль наставника, партнера, собеседника. В связи с этим обновляется статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Представлены результаты рабочей программы учебной дисциплины «Инновационные технологии в дошкольном образовании» для студентов педагогического вуза. Реализация разделов программы в структуре ее содержания обеспечивает результативность освоения студентами видов инновационной деятельности, ее этапов в ходе лекционных, самостоятельных занятий, использования активных методов обучения, что формирует их уверенность, мобильность, творческий потенциал, позитивное взаимодействие в условиях готовности профессии. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности содержания данной программы, что подтверждается активным участием студентов в ходе педагогических практик на базе дошкольной образовательной организации, их самостоятельной разработкой инновационных проектов, мероприятий, мини-программ для детей дошкольного возраста. Результатом реализации программы является представленный процесс комплексной готовности будущих специалистов дошкольного образования к инновационной деятельности и профессиональному становлению.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, профессиональная подготовка, инновации, готовность к инновационной деятельности, будущие педагоги дошкольного образования, профессионально-педагогическое образование.

Одним из векторов реформирования образования в Российской Федерации является развитие кадрового потенциала на всех уровнях. Этот факт обосновывает основные направления требований к системе подготовки будущих специалистов дошкольного образования, организацию их аттестации с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста.

Актуальным становится построение комплексной системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров. Как отмечает Ю. Н. Кулюткин, в сфере подготовки будущих педагогов необходима реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, а также тьюторское сопровождение профессионального развития студентов педагогического вуза.

Вместе с тем практическую готовность необходимо приобретать и совершенствовать в процессе организации дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших инновационных практик и др. [1].

Сегодня система образования должна быть гибкой и динамичной, что обусловливает необходимость реформирования целей, содержания, форм, методов и средств, принципов и условий организации качественной подготовки специалистов.

На наш взгляд, в системе подготовки педагогических кадров необходимо в качестве ведущего ориентира выделить принцип развития личности, с учетом деятельностного подхода, что позволит обеспечить образовательные организации уникальными специалистами, которые профессионально будут выполнять свои функции с учетом их готовности к творческой, инновационной педагогической деятельности.

В этой связи становится понятным, почему такое серьезное внимание уделяется учеными и педагогами-практиками вопросам совершенствования качества непрерывного образования будущих педагогов, способных реализовывать личностно ориентированную парадигму в дошкольном образовании. Актуальным становится комплексная готовность специалиста к выполнению профстандарта и должностных обязанностей на каждой из ступеней образования в соответствии с профилем подготовки. В нашей статье отражены вопросы формирования профессиональных уровней готовности будущего педагога дошкольного образования.

Так, А. В. Хуторской отмечает, что готовность к профессиональной деятельности должна рассматриваться как динамичное образование, составляющее одно из центральных качеств познавательной, личностной и результативно-практической сферы педагога [2].

Степень развития этого качества определяет, с большим или меньшим эффектом включается субъект в профессионально-педагогическую деятельность, какие проявляет знания, а также психолого-процессуальную и технологическую готовность к труду в образовательной организации. Мы полагаем, что продуктивными и неотъемлемыми составляющими профессиональной деятельности являются восприимчивость личности к инновациям и практическая готовность внедрять и продуцировать инновационные способы организации взаимодействия участников образовательного процесса. Появляется понятие «готовность к инновационной деятельности». Под готовностью педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях дошкольного образования мы понимаем определенный набор личностных и педагогических качеств (высокая эмоциональная устойчивость, готовность к творчеству, организованность, самостоятельность, педагогический оптимизм); специальных компетенций (знание новых образовательных технологий, овладение новыми методами и средствами обучения, развития и воспитания детей, умение разрабатывать и управлять проектами, умение анализировать и прогнозировать образовательный процесс и т. д.).

Эти качества нацелены на совершенствование собственной профессиональной деятельности в педагогическом коллективе, а также на способности выявлять актуальные образовательные проблемы, находить и совершенствовать способы их преодоления в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Следует отметить, от того, насколько успешно будет готов педагог к реализации инновационных процессов, будет зависеть качество дошкольного образования в России.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что инноватика в образовании постепенно сформировалась как отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии и процессы развития образования. Этой проблеме посвящены работы отечественных педагогов и психологов: В. И. Загвязинского [3], В. С. Лазарева [4], А. А. Май-ера [5], Г. М. Коджаспировой [6], М. М. Поташника [7], С. Д. Полякова [8], В. Т. Кудрявцева [9], В. А. Сластенина [10], Т. И. Шамовой [11] и др.

Т. И. Лаздина утверждает, что сегодня педагогическая инноватика - это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств, их внедрения и освоения, применения и распространения [12]. Как отмечают А. И. Пригожин, В. А. Сергеева, инновационные процессы приводят к стабильным изменениям в образовательной системе,

позволяющим ей производить новое качество [13, 14]. Инновации являются предметом интеллектуальной деятельности человека, которая не удовлетворена традиционными условиями, методами и способами.

Инновационная деятельность - это всегда целенаправленная педагогическая деятельность, расширяющая осмысление собственного педагогического опыта путем сравнения и изучения целостного образовательного процесса. Она ставит приоритетной целью достижение более высоких и качественных результатов, получение определенно нового знания, внедрение новой педагогической практики, содержит творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств. Инновационная деятельность - социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога [15].

Инновация - это всегда обновление, изменение, ввод чего-то нового. Чувствительность к тому, что из новшеств нужно внедрять, а что нет, какие из них «вписываются» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, является необходимой компетенцией педагога. Практический опыт свидетельствует, что и инновации не должны внедряться только по признаку новизны, они должны быть органичной частью миссии дошкольной образовательной организации, а также приоритетными целями и задачами основной образовательной программы учреждения.

Таким образом, современные инновации в сфере дошкольного образования учитывают новую методологию и диагностический инструментарий, который имеет «критичный» характер и поэтому часто не воспринимается педагогами в системе деятельности дошкольных образовательных организаций. Обозначается проблема разработки системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, принятию, внедрению и созданию инноваций в процессе работы с детьми, их родителями, социальными партнерами дошкольной образовательной организации.

Следовательно, процесс формирования готовности бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование: Дошкольное образование» к профессиональной деятельности системе вузовского образования необходимо определять по четырем основным направлениям:

1) адаптационное - предполагает научно-методическое сопровождение при вхождении студента в педагогическое сообщество, освоение новых условий и требований вузовского образования, пояснение логики и структуры работы вуза. Данное направление значимо для осознания студентами первых курсов педагогического вуза перспектив обучения, понимания основной траектории профессионального развития при организации и прохождении практик на базе дошкольной образовательной организации;

2) мотивационно-диагностическое - направлено на освоение целей и ценностей профессии педагога дошкольного образования, формирование положительного отношения к детям, родителям, коллегам, осознание значимости своего профессионального развития и роли профессии в новых социально-культурных условиях. На данном этапе важны как подготовка, так и отслеживание типичных трудностей студентов в целях комплексного научно-методического сопровождения профессионального становления обучающихся;

3) теоретико-практическое - предусматривает формирование системных общих и профессиональных теоретических знаний в области реализации задач дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО, овладение студентами прикладными умениями в разных направлениях профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, а также общими умениями, навыками, необходимыми в реализации основных педагогических функций;

4) инновационно-творческое - нацелено на формирование готовности студентов не только принимать готовые инновационные формы работы, уже кем-то разработанные, но и

стать источником разработки своих инноваций, пусть незначительных. Формирование этого аспекта готовности можно осуществлять в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, где студент предлагает собственное решение проблемы в практике дошкольного образования.

Следует отметить, что содержание педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации значительно усложняется внедрением инновационных процессов, что усиливает развитие технологической основы деятельности педагогов. Обозначенные позиции требуют от педагога формирования специальных умений и навыков. Однако современные инновационные технологии обосновывают дополнительные требования к уровню и качеству профессиональной деятельности и подготовки к ней.

Следует выделить и такую особенность в структуре подготовки будущих педагогов, которая заключается в том, что субъектом видов деятельности является ребенок - его активность, инициативность, самостоятельность, креативность. Следовательно, должна появиться компетенция педагога дошкольного образования - быть партнером, поддерживать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в социуме, помогать осваивать окружающий мир и систему отношений к этому миру. Эта деятельность предполагает интенсивную коммуникацию педагога и детей, развивающее общение, что требует владения педагогами продуктивными формами взаимодействия с субъектами образовательных отношений.

Таким образом, необходимой основой разработки для внедрения инноваций в дошкольном образовании выступают творческий потенциал и профессиональное поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость, мобильность к инновационным процессам.

В. П. Сергеева определяет, что инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных и методических мероприятий, направленных на оптимизацию накопленных знаний, технологий и ресурсов материально-технической базы учреждений.

В свою очередь качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Мы считаем, что инновационный потенциал педагогического коллектива в области инновационных процессов раскрывается в способности к саморазвитию и разработке инновационных идей, проектов и технологий. Именно поэтому инновационные процессы активно реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности.

Системообразующим в деятельности дошкольной образовательной организации является педагог - харизматичная личность, индивидуальность, имеющая хобби, способности, не всегда напрямую относящиеся к профессии. Эти факторы создают индивидуальный стиль профессиональной деятельности, обусловливают привлекательность педагога для детей, а значит, совершенствуют качество дошкольного образования.

Анализируя профессиональную деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций г. Барнаула Алтайского края, можно сделать вывод, что инновационные модели дошкольных образовательных организаций разрабатываются путем поиска новых ценностных приоритетов, определения целей и содержания, форм и методов организации образовательного процесса, новейших педагогических технологий и других критериев оценки деятельности педагогов по внедрению новых принципов в систему управления образовательного процесса. Существенной особенностью деятельности дошкольных образовательной организации является то, что педагогический состав ведет поиск инновационной модели, взяв за основу экспериментальную работу.

Так, например, в МБДОУ «ЦРР-детский сад № 56» г. Барнаула реализуется проект «Поддержка ребенка, имеющего личностные проблемы развития в инклюзивной среде», в

«МБДОУ детский сад № 260» - проекты экологической направленности «Маленький эколог», «Сделаем мир чище», «Волшебница вода» (совместно с родителями) и др.

В данных дошкольных образовательных организациях организуются педагогические практики будущих специалистов дошкольного образования - студентов Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ), что является важным моментом в подготовке будущих специалистов к инновационной деятельности. Новые направления станут инновацией, если будут использованы, востребованы в дошкольной образовательной практике, если будет организована поисковая, опытно-экспериментальная работа, которая является движущей силой инновационных процессов. К этому необходимо привести будущих педагогов.

По мнению Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольной образовательной организации можно выделить следующее:

- обеспечение доступности дошкольного образования: развитие его новых форм в соответствии с запросами населения;

- развитие инклюзивного, интегрированного и специального дошкольного образования, определение индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение качества дошкольного образования путем развития непрерывного и вариативного методического сопровождения педагогических кадров, их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- разработка новых учебных планов, программ подготовки специалистов высокой квалификации по новым направлениям воспитания и обучения детей;

- психолого-педагогическая поддержка семьи: развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание помощи родителям, воспитывающим детей [15].

Таким образом, актуальным является развитие инновационных процессов в системе дошкольного образования, расширение спектра дополнительных услуг по запросам родителей, внедрение в практику современных образовательных технологий, которые выступают определяющей основой требований к качеству профессиональной деятельности педагогов и будущих специалистов в степени их инновационных потенциалов.

С целью выявления формирования уровня готовности студентов к инновационной деятельности было организовано и проведено диагностическое исследование. В нем приняли участие 160 студентов последнего курса обучения по направлению «Педагогическое образование: Дошкольное образование» Института психологии и педагогики АлтГПУ (очная и заочная формы).

По шкале «Мотивационная готовность будущих педагогов дошкольной образовательной организации к освоению новшеств» (методика Н. Б. Пугачевой) высоким уровнем мо-тивационной готовности к освоению новшеств обладают лишь 40 человек, что составляет 25 % от общего числа студентов; средний уровень мотивационной готовности выявился у 64 студентов (40 %), низкий уровень - у 56 человек (35 %). Процедура исследования состояла из четырех этапов, представленных следующим образом:

Первый этап - констатирующий. На данном этапе была сформирована выборка среди будущих специалистов дошкольного образования, отобраны диагностические методы, направленные на определение уровня готовности к инновационной деятельности.

Второй этап - формирующий. На данном этапе со студентами была реализована рабочая программа учебной дисциплины «Инновационные технологии в дошкольном образовании». Цель программы - формирование уровня готовности обучающихся (будущих специалистов дошкольного образования) рационально организовывать инновационную деятельность разных типов и видов.

В результате освоения программы обучающийся должен уметь следующее: ориентироваться в многообразии современных образовательных технологий в изменяющихся социально-культурных условиях; оценивать современные педагогические и образовательные технологии на соответствие современным приоритетным ценностям и принципам дошкольного образования; аргументированно обосновывать выбор инновационных технологий для решения педагогических задач; элементарно прогнозировать качество инноваций (возможность становления социально признанными нормами и ценностями); определять место инноваций в режиме дня дошкольной образовательной организации; использовать элементы инновационных технологий (инновационные методы, приемы, формы) в практике работы с детьми; диагностировать собственную мотивационную и организационно-дея-тельностную готовность к работе в инновационном режиме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать виды инноваций и авторские подходы к классификации педагогических инноваций, наиболее значимые отечественные и зарубежные инновационные технологии дошкольного образования, уровни и этапы их реализации, а также условия развития инновационного педагогического мышления педагога, инновационные технологии, реализуемые в регионе.

Так, например, с целью формирования профессиональных компетенций (ПК-4 - проектирует и создает безопасную и психологически комфортную образовательную среду), студенты в рамках программы «Инновационные технологии в дошкольном образовании» учатся организовывать собственную самостоятельную деятельность (ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать ход и результаты деятельности). Приобретенный будущими педагогами опыт самоорганизации позволяет перенести данные компетенции в профессиональную деятельность в условиях дошкольной образовательной организации.

В рамках программы формируются универсальные компетенции (УК-2 - формулирует цель деятельности и обеспечивающие ее достижение задачи, выбор оптимальных способов их решения, планирование достижения цели с учетом правового поля, имеющихся ресурсов и ограничений в сфере профессиональной деятельности, реализуется в профессиональной сфере разработанного инновационного проекта, публичное представление его результатов).

Эффективными формами работы в структуре программы являются различные лекции в виде беседы, презентации, диалога, решения педагогических ситуаций. Так, в ходе лекции-презентации «Учебно-методическое обеспечение программы дошкольного образования» студенты знакомятся с различными видами методической продукции: разработки дидактических игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.

В результате разработаны методические, практические рекомендации по постановке детских экспериментов и опытов, дидактические и лекционные материалы структурированы и обобщены. В ходе занятий применяются различные виды подачи информации: мультимедийная, практическая, с использованием видеоматериалов и презентаций, в процессе посещений мероприятий в образовательных организациях. Интерактивные методы выступают основными методами обучения будущих педагогов в рамках реализации программы в сфере подготовки кадров для дошкольных образовательных организаций.

В процессе реализации программы «Инновационные технологии в дошкольном образовании» нами использовались следующие методы: педагогические тренинги («Приемы создания ситуации успеха»), деловые игры (например, «Я-педагог-новатор»), интерактивные методы, проблемное обучение, решение педагогических ситуаций: применялись интерактивные методы обучения, которые были включены в процесс познания всех участников образовательного процесса.

Данная позиция создает атмосферу совместной деятельности, в ходе которой каждый студент, внося индивидуальный вклад, владеет знаниями, идеями, способами деятельности. Это способствует благоприятной среде общения, которая характеризуется открытостью, конструктивным взаимодействием всех участников, обогащением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Реализация интерактивных форм работы в структуре содержания программы обусловлена органичным сочетанием и интеграцией теоретического, методического и технологического погружения в проблему и тему.

Обучение по программе дисциплины «Инновационные технологии дошкольного образования» сопровождалось различными формами текущего и итогового контроля. Студенты были активными участниками дискуссий, групповых обсуждений, рефлексии своей деятельности, выполняли различные практические задания и ситуации: разрабатывали конспекты занятий, защищали портфолио по направлению раздела образовательной программы.

Одним из эффективных путей формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности является их активное участие в конкурсном и олимпиадном движении.

В ходе такой работы студенты приобретают опыт выхода за рамки образовательной программы вуза, учатся создавать самопрезентации, творческие и исследовательские проекты, осваивают интерактивные методы взаимодействия с другими командами, приобретают опыт инновационной деятельности на основе имеющихся у них профессиональных компетенций. Участие в конкурсном и олимпиадном движении готовит студентов к принятию нового, учит мыслить нестандартно, что становится предпосылкой к формированию готовности к инновационной деятельности в русле будущей профессии. Участие в конкурсах и олимпиадах позволяет приобрести уверенность в себе, проявить активность, мобильность и вариативное мышление при решении задач в контексте профессиональной деятельности.

Анализ выполненной работы позволил сделать вывод, что реализованная программа способствовала качественной подготовке студентов к инновационной деятельности в дошкольном образовании, сфере формирования их знаний, умений и навыков в области применения инноваций в педагогической деятельности дошкольной образовательной организации.

Третий этап - контрольный. На этом этапе были проведены повторные диагностики сформированности уровня готовности студентов к инновационной деятельности по реализации разделов программы и сравнение результатов.

Четвертый этап - сравнительный анализ. На этом этапе проанализированы результаты предыдущих этапов и сделан вывод об эффективности предложенной программы, с учетом показателей сформированного уровня готовности студентов к принятию и реализации инновационной деятельности.

Таким образом, мы уточнили материалы диагностик для проведения данного исследования, проанализировали основные этапы деятельности, которые осуществляли студенты в ходе реализации содержания программы, обосновали критерии, по которым определялся уровень сформированной готовности студентов к инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов проведенного исследования, отмечаем положительную динамику: 64 студента (40 %) имеют высокий уровень мо-тивационной готовности: положительная динамика составила 15 % (24 студента); 72 (45 %) студента - средний уровень мотивационной готовности: положительная динамика составила 5 % (8 студентов); 24 студента (15 %) остались на низком уровне мотивационной готовности : положительная динамика составила 20 % (32 студента).

Таким образом, следует отметить результативность реализуемой программы. Проведенное исследование подтвердило, что формирование у будущих педагогов уровня готов-

ности к инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации обусловлено социальными изменениями в обществе, что определяет высокое требование к вакансиям педагогов на рынке труда.

В проведенном исследовании обоснованы эффективность и результативность программы по дисциплине «Инновационные технологии дошкольного образования», направленной на формирование уровня готовности педагогов, будущих специалистов дошкольного образования к инновационной деятельности.

Список литературы

1. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 21-30.

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 13.01.2020).

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

4. Лазарев В. С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. № 3. С. 17-25.

5. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: метод. пособие. М.: Сфера, 2008. 128 с.

6. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

7. Поташник М. М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

8. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Педагогический поиск, 2007. 176 с.

9. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. С. 12-15.

10. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 160 с.

11. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.

12. Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 2. С. 1-5.

13. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.

14. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: программно-метод. пособие. М.: Каникулы, 2001. 160 с.

15. Микляева Н. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб. и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Юрайт, 2016. 433 с.

Токарева Марина Александровна, ассистент кафедры дошкольного и дополнительного образования, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: [email protected]

Холодкова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-75-84

PREPARING A FUTURE TEACHER FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

M. A. Tokareva, O. G. Kholodkova

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

In modern Russia, a new educational paradigm is changing: a person, his interests and needs, potential opportunities and abilities are the focus of attention of researchers and practical teachers. The changing priorities of Russian education, its structure and content with the introduction of new educational standards, including the professional standard "Teacher" aimed at changing the role of "translator" of knowledge in professional activity of a teacher, the future expert on the role of mentor, partner, companion. In this regard, the status of education is updated, new requirements are made to its level and quality. The results of the work Program of the discipline «Innovative technologies in pre-school education» for students of pedagogical Universities are presented. The implementation of the Program sections in the structure of its content ensures the effectiveness of students' development of innovative activities, its stage-by-stage processes during lectures, independent classes, and the use of active learning methods, which forms their confidence, mobility, creativity, and positive interaction in the conditions of professional readiness. The results of the study indicate the effectiveness of the content of this Program, which is confirmed by the active participation of students in the course of pedagogical practices on the basis of a preschool educational organization, their independent development of innovative projects, events, mini-programs for preschool children. The actual result of the Program implementation is the presented process of complex readiness of future specialists of preschool education for innovative activities and professional development. The materials of the article can be used in the practice of departments that train future specialists of preschool educational organizations in the system of secondary and higher professional education.

Keywords: innovative activity, innovative process, professional training, innovations, readiness for innovative activity, future teachers of preschool education, professional and pedagogical education.

References

1. Kulyutkin Yu. N. Tvorcheskoye myshleniye v professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Creative thinking in the professional activity of a teacher]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1996, no. 2, pp. 21-30 (in Russian).

2. KHutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty [Key competencies and educational standards]. Internet-zhurnal «Eydos», 2002, (in Russian). URL: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed 13 January 2020).

3. Zagvyazinskiy V. I. Pedagogicheskoye tvorchestvo uchitelya [Pedagogical creativity of the teacher]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 160 p. (in Russian).

4. Lazarev V S. Normativnyy podkhod k otsenke innovatsionnoy deyatel'nosti shkoly [The normative approach to evaluation of innovation schools]. Pedagogika, 2003, no. 3, pp. 17-25 (in Russian).

5. Mayer A. A. Upravleniye innovatsionnymi protsessami v DOU: metodicheskoye posobiye [Management of innovative processes in preschool]. Moscow, Sfera Publ., 2008. 128 p. (in Russian).

6. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskiy slovar': dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary educational institutions]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr Akademiya Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Potashnik M. M. Upravleniye kachestvom obrazovaniya [Education quality management]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2000. 448 p. (in Russian).

8. Polyakov S. D. Pedagogicheskaya innovatika: ot idei dopraktiki [Pedagogical innovation: from idea to practice]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 2007. 176 p. (in Russian).

9. Kudryavtsev V. T. Innovatsionnoye doshkol'noye obrazovaniye: opyt, problemy i strategii razvitiya [Innovative preschool education: experience, problems and development strategies]. Doshkol'noye vospitaniye - Preschool education, 1999, no. 3, pp. 12-15 (in Russian).

10. Slastenin V. A. Metodika vospitatel'noy raboty: uchebnoyeposobiye dlya studentov vysshich uchebnych zavedeniy [Methods of educational work: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 160 p. (in Russian).

11. Shamova T. I. Upravleniye obrazovatel'nym protsessom v adaptivnoy shkole [Managing the educational process in an adaptive school]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 2001. 384 p. (in Russian).

12. Lazdina T. I. Tekhnologiya motivatsionnogo upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu uchiteley [Technology of motivational management of innovative activity of teachers]. Nachal'naya shkolaplyusDo i Posle, 2006, no. 2, pp. 1-5 (in Russian).

13. Prigozhin A. I. Metody razvitiya organizatsiy [Methods of organization development]. Moscow, MTsFER Publ., 2003. 863 p. (in Russian).

14. Sergeyeva V. P. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami: programmno-metodicheskoye posobiye [Management of educational systems: Software and methodological guide]. Moscow, Kanikuly Publ., 2001. 160 p. (in Russian).

15. Miklyayeva N. V. Metodika obucheniya i vospitaniya v oblasti doshkol'nogo obrazovaniya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Methods of teaching and education in the field of pre-school education: textbook and workshop for academic baccalaureate]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 433 p. (in Russian).

Tokareva M. A., assistant of the Department of Preschool and Additional Education, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: [email protected]

Kholodkova O. G., candidate of psychology, associate professor, director of the Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.